СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического
исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в
современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и
вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического
исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в
современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и
вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Для современного общества на сегодняшний момент особую актуальность представляет личностное развитие студентов как залог формирования готовности к профессиональной деятельности, удовлетворенности ею и успешности в ней.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов
педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи.
Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу, самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения
акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов
педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи.
Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу, самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения
акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.
Проведение теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме личностного развития студентов мы делаем вывод, что личностное развитие это процесс определенных качественных и количественных изменений, и как любой процесс, оно имеет некоторый результат этих изменений. Определенный уровень личностного развития выступает результатом целостного процесса онтогенеза личности. В качестве основного структурного компонента и высшего уровня личностного развития выделяется направленность личности. Под направленностью мы понимаем систему мотивов, желаний, интересов, смыслов, целей, которые стимулируют развитие личности и задают направление этого развития. Основными и значимыми элементами в структуре направленности, по нашему мнению, являются смысложизненные ориентации, временная перспектива и самоотношение личности. Направленность личности формируется и проявляется непосредственно в деятельности и при взаимодействии с социальной средой.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Информационная среда как фактор повышения качества
успеваемости студентов профессиональной образовательной
организации (на примере Бюджетного профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики
нМожгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Формирование безопасной среды в образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К КОНЦЕРТНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - Особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



