Теоретические и методические основы решения проблем сметно - нормативной базы в строительстве
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 7
РАЗДЕЛ 1. Краткое изложение информации о сметно-нормативной базе.. 13
1.1 Общая информация о сметных нормативах……………………………… 13
1.2 Анализ изменений сборников сметно-нормативной базы…………..….. 24
1.3 Понятийная база………………………………………………….…….….. 31
1.4. Методы разработки сметной документации……………………………. 34
1.5. Составляющие сметной документации……………………………….… 36
РАЗДЕЛ 2. Российский опыт в городах и регионах. Проблемы компаний
при составлении смет……………………………………………...…………... 39
2.1 Проблемы компаний при составлении смет……………………..…….… 39
2.2 Предложение по автоматизации расчётов смет в компании……………. 40
2.3 Существенные системные проблемы в сметной базе……………….…... 44
2.4 Оценка сметно-нормативной базы 2020 года …………….………….…. 49
2.5 Обязательная аттестация для сметчиков …………………….…….......... 52
РАЗДЕЛ 3. Предложения по оптимизации проблем сметного нормирования………………………………………………………………………………. 54
3.1 Сравнительный анализ сметно - нормативной базы ….……………….. 54
3.2 Методические предложения оптимизации проблемы сметного нормирования…………………………………………………………………………. 57
3.3 Оптимизация расходов на строительство путём экспертизы сметной
документации…………………………………………………………………... 61
3.4. Стратегия развития сферы ценообразования в строительстве до 2030
года……………………………………………………………………………… 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РАЗДЕЛ 1. Краткое изложение информации о сметно-нормативной базе.. 13
1.1 Общая информация о сметных нормативах……………………………… 13
1.2 Анализ изменений сборников сметно-нормативной базы…………..….. 24
1.3 Понятийная база………………………………………………….…….….. 31
1.4. Методы разработки сметной документации……………………………. 34
1.5. Составляющие сметной документации……………………………….… 36
РАЗДЕЛ 2. Российский опыт в городах и регионах. Проблемы компаний
при составлении смет……………………………………………...…………... 39
2.1 Проблемы компаний при составлении смет……………………..…….… 39
2.2 Предложение по автоматизации расчётов смет в компании……………. 40
2.3 Существенные системные проблемы в сметной базе……………….…... 44
2.4 Оценка сметно-нормативной базы 2020 года …………….………….…. 49
2.5 Обязательная аттестация для сметчиков …………………….…….......... 52
РАЗДЕЛ 3. Предложения по оптимизации проблем сметного нормирования………………………………………………………………………………. 54
3.1 Сравнительный анализ сметно - нормативной базы ….……………….. 54
3.2 Методические предложения оптимизации проблемы сметного нормирования…………………………………………………………………………. 57
3.3 Оптимизация расходов на строительство путём экспертизы сметной
документации…………………………………………………………………... 61
3.4. Стратегия развития сферы ценообразования в строительстве до 2030
года……………………………………………………………………………… 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования.
Ценообразование всегда относилось к важнейшей финансовой категории,
определяющей соответствие спроса товара к его потреблению. В строительстве
ценообразование — это процесс формирования стоимости отдельных ресурсов
и строительной продукции в целом на основе нормативов и динамики, базовых
ценообразующих факторов.
С 2000 г. строительный комплекс перешёл на новую нормативную базу:
До 2000г. Единые районные единичные расценки (ЕРЕР) – после 2000г.:
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН).
До 2000г. Элементные сметные нормы (ЭСН) - после 2000г.: Федеральные единичные расценки (ФБР).
До 2000г. Местные и ведомственные нормы - после 2000г.: Территориальные единичные расценки (ТЕР).
Госстроем РФ подготовлено методическое обеспечение этого процесса.
Вместе с тем, региональная составляющая нормативной базы в зависимости от
структуры объектов составляет 116-118% от стоимостной федеральной компоненты. Её создание требует значительных усилий правового, методического,
организационного характера на уровне регионов.
Сметные нормы являются составной частью системы ценообразования и
сметного нормирования в области градостроительной деятельности и предназначены для определения состава и необходимости в материальных, технических и трудовых ресурсах, необходимых и достаточных для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажа оборудования и пусконаладочных работ.
Градостроительное законодательство учитывает в составе проектной документации для объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, непременную разработку раздела «Смета на строительство объектов капитального
строительства». Бюджетные заказчики обязаны использовать утвержденные8
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства сметные
нормативы.
Для объектов, финансируемых из федерального бюджета, не считая проверки проектной документации, предусмотренной общепризнанными нормами
градостроительного законодательства, учитывается отдельная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства.
Увы, сметно-нормативные базы, применяемые в настоящее время, основаны на принципах определения сметных расходов на строительство на базе
устаревших технологических решений по организации работ, а также с использованием материалов, которые в настоящее время заменены более эффективными. Все это вместе требует радикального реформирования системы сметного
нормирования в строительстве.
Эти недостатки существующих сметно-нормативных баз приводят предпринимателей, для которых нет законодательно закрепленного требования использовать только утвержденные сметные нормативы, к необходимости разрабатывать собственные отраслевые и корпоративные сметные базы.
Сметы при частном финансировании строительства также используются,
только в ином виде (например, метод укрупненных сметных норм). Именно на
основании смет осуществляется оценка эффективности капитальных вложений,
планируются расходы на строительство, оцениваются темпы производства работ. Таким образом, смета как часть документации, сопровождающей процесс
строительства (реконструкции, капитального ремонта), есть всегда и это один
из главных элементов строительного производства.
Многообразие различных сметно-нормативных баз приводит к тому, что
расчетная стоимость одного и того же объекта может отличаться в разы в зависимости от источника финансирования (частный или бюджетный инвестор),
что собственно нельзя признать целесообразным.
Приведение сметно-нормативной базы к реалиям сегодняшнего дня (использование новых материалов, технологий и методов строительства) является
насущной проблемой всего строительного комплекса. Полагаем, что решением9
этой важной задачи должны быть озадачены государственные научноисследовательские институты, прежде всего входящие в систему Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Степень разработанности проблемы.
Проблематикой системы сметного нормирования в строительной отрасли
занимались: Гаджикеримов Д.К., Попова Е.Д., Силка Д.Н., президент Союза
инженеров-сметчиков, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России- Павел
Горячкин, Власова Г.А., Князева Н.В., Шиндина Т.А., Сычев И.В. Проблемами
несоответствия сметной стоимости строительно- монтажных работ рыночной,
занимались: Гуреев К.А., Гладких В.С., Половцев И.Н. - заместитель генерального директора ООО «Архитектурная мастерская Сахновского». Исследованию проблем сметного ценообразования в строительстве посвящены работы
Г.М.Хайкина, А.И.Щербакова, А.Е.Лейбмана, И.А.Либермана, В.С.Барда,
Ю.П.Панибратова, Э.З.Элькина, А.Г.Кузьминского, В.И.Корецкого,
В.М.Дидковского. Под надзором Госстроя России авторскими коллективами
разработаны основные сметные нормативные документы, которые предопределяют принципы и элементы новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве ("Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных
отношений", 1993 г.), систему и принципы методологии формирования стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию
("Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных)
цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений "), правила
разработки и применения сметных норм (Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно- сметной документации
СП-81-01-94), правила по расчету отдельных статей сметной стоимости СМР -
накладных расходов, сметной прибыли и др. Возрастающий объем публикаций
по исследованиям в этой области в России свидетельствует об актуальности
данного направления и интереса работников науки к этим проблемам. Вместе с10
тем многие методические и методологические вопросы остаются нерешенными
и малоисследованными. Последнее, в первую очередь, относится к проблемам
разработки методики, пригодной для рыночных отношений различных институтов хозяйствования.
Ценообразование всегда относилось к важнейшей финансовой категории,
определяющей соответствие спроса товара к его потреблению. В строительстве
ценообразование — это процесс формирования стоимости отдельных ресурсов
и строительной продукции в целом на основе нормативов и динамики, базовых
ценообразующих факторов.
С 2000 г. строительный комплекс перешёл на новую нормативную базу:
До 2000г. Единые районные единичные расценки (ЕРЕР) – после 2000г.:
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН).
До 2000г. Элементные сметные нормы (ЭСН) - после 2000г.: Федеральные единичные расценки (ФБР).
До 2000г. Местные и ведомственные нормы - после 2000г.: Территориальные единичные расценки (ТЕР).
Госстроем РФ подготовлено методическое обеспечение этого процесса.
Вместе с тем, региональная составляющая нормативной базы в зависимости от
структуры объектов составляет 116-118% от стоимостной федеральной компоненты. Её создание требует значительных усилий правового, методического,
организационного характера на уровне регионов.
Сметные нормы являются составной частью системы ценообразования и
сметного нормирования в области градостроительной деятельности и предназначены для определения состава и необходимости в материальных, технических и трудовых ресурсах, необходимых и достаточных для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажа оборудования и пусконаладочных работ.
Градостроительное законодательство учитывает в составе проектной документации для объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, непременную разработку раздела «Смета на строительство объектов капитального
строительства». Бюджетные заказчики обязаны использовать утвержденные8
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства сметные
нормативы.
Для объектов, финансируемых из федерального бюджета, не считая проверки проектной документации, предусмотренной общепризнанными нормами
градостроительного законодательства, учитывается отдельная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства.
Увы, сметно-нормативные базы, применяемые в настоящее время, основаны на принципах определения сметных расходов на строительство на базе
устаревших технологических решений по организации работ, а также с использованием материалов, которые в настоящее время заменены более эффективными. Все это вместе требует радикального реформирования системы сметного
нормирования в строительстве.
Эти недостатки существующих сметно-нормативных баз приводят предпринимателей, для которых нет законодательно закрепленного требования использовать только утвержденные сметные нормативы, к необходимости разрабатывать собственные отраслевые и корпоративные сметные базы.
Сметы при частном финансировании строительства также используются,
только в ином виде (например, метод укрупненных сметных норм). Именно на
основании смет осуществляется оценка эффективности капитальных вложений,
планируются расходы на строительство, оцениваются темпы производства работ. Таким образом, смета как часть документации, сопровождающей процесс
строительства (реконструкции, капитального ремонта), есть всегда и это один
из главных элементов строительного производства.
Многообразие различных сметно-нормативных баз приводит к тому, что
расчетная стоимость одного и того же объекта может отличаться в разы в зависимости от источника финансирования (частный или бюджетный инвестор),
что собственно нельзя признать целесообразным.
Приведение сметно-нормативной базы к реалиям сегодняшнего дня (использование новых материалов, технологий и методов строительства) является
насущной проблемой всего строительного комплекса. Полагаем, что решением9
этой важной задачи должны быть озадачены государственные научноисследовательские институты, прежде всего входящие в систему Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Степень разработанности проблемы.
Проблематикой системы сметного нормирования в строительной отрасли
занимались: Гаджикеримов Д.К., Попова Е.Д., Силка Д.Н., президент Союза
инженеров-сметчиков, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России- Павел
Горячкин, Власова Г.А., Князева Н.В., Шиндина Т.А., Сычев И.В. Проблемами
несоответствия сметной стоимости строительно- монтажных работ рыночной,
занимались: Гуреев К.А., Гладких В.С., Половцев И.Н. - заместитель генерального директора ООО «Архитектурная мастерская Сахновского». Исследованию проблем сметного ценообразования в строительстве посвящены работы
Г.М.Хайкина, А.И.Щербакова, А.Е.Лейбмана, И.А.Либермана, В.С.Барда,
Ю.П.Панибратова, Э.З.Элькина, А.Г.Кузьминского, В.И.Корецкого,
В.М.Дидковского. Под надзором Госстроя России авторскими коллективами
разработаны основные сметные нормативные документы, которые предопределяют принципы и элементы новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве ("Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных
отношений", 1993 г.), систему и принципы методологии формирования стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию
("Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных)
цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений "), правила
разработки и применения сметных норм (Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно- сметной документации
СП-81-01-94), правила по расчету отдельных статей сметной стоимости СМР -
накладных расходов, сметной прибыли и др. Возрастающий объем публикаций
по исследованиям в этой области в России свидетельствует об актуальности
данного направления и интереса работников науки к этим проблемам. Вместе с10
тем многие методические и методологические вопросы остаются нерешенными
и малоисследованными. Последнее, в первую очередь, относится к проблемам
разработки методики, пригодной для рыночных отношений различных институтов хозяйствования.
В результате проведенного исследования в диссертационной работе была
предложена методика оптимизации проблем в сметном нормировании, а также
разработана стратегия развития сферы ценообразования в строительстве до
2030 года.
В процессе работы был проанализирован и обобщён имеющийся опыт
изменений в составлении и модернизации сметной документации в строительстве. На основании этого поставлены задачи решения этих проблем, такие как:
анализирование принципов и подходов к разработке нормативов цен на строительные работы и конструктивные решения, рассмотрена их связь с элементными сметными нормами; предложение критерий оптимизации стоимости на
строительную продукцию; исследование и уточнение механизма сметного ценообразования, также обобщение рассмотренного мирового опыта регулирования цен в строительстве; проведение анализа разработок в области сметно-нормативной базы в строительных организациях и органах ценообразования
субъектов Российской Федерации.
В качестве основных выводов по проведённому исследованию можно
сформулировать следующее: для расчёта сметной стоимости строительства или
строительных работ сметчики используют сборники единичных расценок. К
различным видам работ применяются коэффициенты для расчёта.
Сметные нормы являются составной частью системы ценообразования и
сметного нормирования в области градостроительной деятельности, поэтому
для объективных и правильных расчётов требуется актуализированная сметно-нормативная база. Достаточно много строительных компаний пострадало в период экономического кризиса, для поднятия их положения понадобились поправки и актуализирование сметных нормативов для расчётов, которые помогут
компаниям не потерять свои деньги. Проведя сравнительный анализ сметно-нормативной базы 2017 и 2020 года, можно сделать вывод о том, что, не смотря
на изменения в сметных нормативов, стоимость материалов по-прежнему не
стандартная и не стабильная.
Для улучшения ситуации в сметном нормировании разработаны методические предложения по оптимизации проблем в сметном нормировании. В связи с этим следует применять новые современные технологии, которые обеспечат большую переработку информации для конкретного пользователя. А также
создание условий информационной совместимости, для всех участников инвестиционного процесса, которая обеспечивает обмен информации не только в
локальных, но региональных вычислительных сетях. Кроме этого, создать категорически новую укрупненную сметно - нормативную базу, которая должна
быть основана, конечно же, на естественных показателях физических объемов
работ, трудоемкости, машино - и материалоемкости на единицу мощности
строительной продукции по объектам-представителям и регионам, которые
должны являться основой для разработки соответствующих удельных стоимостных показателей.
предложена методика оптимизации проблем в сметном нормировании, а также
разработана стратегия развития сферы ценообразования в строительстве до
2030 года.
В процессе работы был проанализирован и обобщён имеющийся опыт
изменений в составлении и модернизации сметной документации в строительстве. На основании этого поставлены задачи решения этих проблем, такие как:
анализирование принципов и подходов к разработке нормативов цен на строительные работы и конструктивные решения, рассмотрена их связь с элементными сметными нормами; предложение критерий оптимизации стоимости на
строительную продукцию; исследование и уточнение механизма сметного ценообразования, также обобщение рассмотренного мирового опыта регулирования цен в строительстве; проведение анализа разработок в области сметно-нормативной базы в строительных организациях и органах ценообразования
субъектов Российской Федерации.
В качестве основных выводов по проведённому исследованию можно
сформулировать следующее: для расчёта сметной стоимости строительства или
строительных работ сметчики используют сборники единичных расценок. К
различным видам работ применяются коэффициенты для расчёта.
Сметные нормы являются составной частью системы ценообразования и
сметного нормирования в области градостроительной деятельности, поэтому
для объективных и правильных расчётов требуется актуализированная сметно-нормативная база. Достаточно много строительных компаний пострадало в период экономического кризиса, для поднятия их положения понадобились поправки и актуализирование сметных нормативов для расчётов, которые помогут
компаниям не потерять свои деньги. Проведя сравнительный анализ сметно-нормативной базы 2017 и 2020 года, можно сделать вывод о том, что, не смотря
на изменения в сметных нормативов, стоимость материалов по-прежнему не
стандартная и не стабильная.
Для улучшения ситуации в сметном нормировании разработаны методические предложения по оптимизации проблем в сметном нормировании. В связи с этим следует применять новые современные технологии, которые обеспечат большую переработку информации для конкретного пользователя. А также
создание условий информационной совместимости, для всех участников инвестиционного процесса, которая обеспечивает обмен информации не только в
локальных, но региональных вычислительных сетях. Кроме этого, создать категорически новую укрупненную сметно - нормативную базу, которая должна
быть основана, конечно же, на естественных показателях физических объемов
работ, трудоемкости, машино - и материалоемкости на единицу мощности
строительной продукции по объектам-представителям и регионам, которые
должны являться основой для разработки соответствующих удельных стоимостных показателей.
Подобные работы
- Анализ применения методов расчета сметной стоимости строительства на примере объекта жилищно-гражданского назначения в г. Челябинск
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Актуализация элементной сметной нормы на устройство подвесных потолков типа «Армстронг» по каркасу из оцинкованного профиля
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Управление ценовой политикой организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие системы управления затратами и результатами с целью максимизации прибыли компании
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Особенности ценообразования на коммунальные услуги (Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли)
Курсовые работы, ценообразование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА «КУЮМБА-ТАЙШЕТ» (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСНЕФТЬ-ВОСТОК»)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление денежными средствами долевого строительства на основе страхования
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИЗНОСА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



