ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 18
1.1 Категория образа жизни как отражение сущностного элемента педагогического целеполагания 18
1.2 Образ жизни как социально-психологическое образование структуры личности 62
1.3 Моделирование профессиональной подготовки педагога к процессу формирования образа жизни 97
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ 126
2.1 Содержание учебных занятий по профессиональной подготовке педагога к процессу формированию образа жизни 126
2.2 Методы проведения профессионально-учебных занятий
по подготовке педагога к процессу формирования образа жизни 148
2.3 Динамика уровня профессиональной готовности к процессу формирования образа жизни 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 198
ЛИТЕРАТУРА 204
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 225
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 240
Актуальность проблемы исследования. Актуальность проблемы осознания человеком собственного образа жизни обусловлена тем, что индустриально - потребительское общество столкнулось с острыми глобальными проблемами экологического кризиса, угрозы ядерной войны, резкого социального расслоения, терроризма, неутомимого потребительства, превратившего человека в средство цивилизации. «Железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий» [232, C.560-565].
Вследствие обострения противоречия между высокими техническими достижениями и низким статусом ценности Человека люди поставлены перед необходимостью осмысления ценностных ориентиров, которые давали бы возможность развиваться мировому сообществу в направлении гуманизации социальных отношений.
Ситуация, когда экономическая ориентация личности на безудержное потребление в корне подрывает и биологическую природу человека, привела к резкому увеличению смертности за последнее десятилетие XX века, по выводам психологов и демографов, участников XII психиатрического конгресса, состоявшегося в ноябре 1995 года. Общество во весь голос стало говорить о необходимости формирования здорового образа жизни [41,42,56,58,74,289]. Однако природа жизни человека, проявляемая в трех формах - телесной, психологической и духовной - целостна, поэтому воздействие на одну лишь сторону без развития двух других не может быть эффективным. Обострение противоречия между целостностью человека и гипертрофированным развитием одной из его сторон вызвало необходимость осмысления целостного образа жизни.
Противоречие, когда, с одной стороны, человек обладает средствами влияния на жизнь общества и человечества, а с другой, он не
4
знает, во имя чего их применять, и не задумывается, чем обернется для жизни их использование, выдвинуло в качестве ключевой проблемы гуманистического воспитания формирование у молодого поколения образа достойной человека жизни.
В нашей стране острота проблемы обусловлена особыми социально-психологическими условиями, когда рухнули вчерашние устои, жестко диктовавшие и регламентировавшие всю жизнь человека. “Так перед нами теперь, через увеличительное стекло наших нынешних бедствий, с явностью предстала сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности, - во всей ее бессмысленности. И потому всех людей мучащий, перед всеми неотвязно стоящий вопрос о смысле жизни приобрел для нас, как бы впервые вкусивших самое существо жизни и лишенных возможности спрятаться от нее или прикрыть ее обманчивой и смягчающей ее ужас видимостью, совершенно исключительную остроту” [278, С.13].
Актуальность обсуждаемой проблемы связана с психологическими проблемами самой личности. Человеку как индивидуальности предоставляется возможность производить выбор, выстраивать согласно собственному представлению жизнь. Это возлагает на него ответственность за свою судьбу. Человек «получил долгожданную свободу, но результаты, которые принесла эта свобода, оказались двоякими и весьма спорными. Человек лишился своего былого чувства уверенности, чувства принадлежности к определенной общности; он был с корнем вырван из привычного ему мира, который вполне его удовлетворял и давал необходимую уверенность - как экономическую, так и духовную; он ощутил смутную тревогу и одиночество. Но, вместе с тем, человек был свободен мыслить и действовать независимо от обстоятельств, мог стать полноправным хозяином своей судьбы и распоряжаться ею, как ему
5
заблагорассудится, а не как это предрешено за него кем-то или чем-то» [280, C. 122-123].
Отсутствие у человека способности выстраивать жизнь в желаемых им характеристиках лишает его удовлетворенности жизнью и даже желания жить, в то время, как ее развитость давала бы возможность реализовать свою личность, созидая в реальности идеальный замысел- образ жизни.
Ребенок, вводимый педагогом в контекст современной культуры, должен обретать способность самостоятельно определять и выстраивать собственную жизнь. Однако для этого ему необходимо осмысливать окружающий мир, создавая в своем воображении картину той жизни, которой он желал бы,- проблема, которую ребенок не сможет решить без помощи педагога.
Способность осознанно выстраивать собственную жизнь дана человеку природой, но лишь потенциально. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» [137, C. 188-189]. Когда общественно полезным и объективно необходимым продуктом деятельности человека становится собственная жизнь, выявленное принципиальное отличие человека от животного актуализирует постановку проблемы осмысления человеком жизни и себя как её стратега.
Философия античного мира, начиная с Сократа, впервые заявившего о свободе человека выстраивать собственную жизнь, начинает осмысление вопроса образа жизни, введя в язык само понятие и термин «modus vivendi». Выдающиеся философы Н. Кузанский, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т.Кампанелла, М. Монтень продолжили рассмотрение данной
6
проблемы в эпоху Средневековья и Возрождения, а художественно¬философская мысль, выраженная в произведениях Данте, Микеланджело, Рабле, Шекспира и др., возводит проблему образа жизни, достойной человека, в ранг центральной. Кризис нравственности, проявившийся в потере высших мировоззренческих ориентиров, способствовал тому, что сначала философы эпохи Просвещения и ХК века (Вольтер, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах и др.), а затем такие мыслители, как Ж. П. Сартр, П. Тейяр де Шарден, В.Франкл, Э. Фромм, М.Хайдеггер, К. Ясперс и др., а также отечественные ученые М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л.Франк и родоначальник философии жизни Ф. Ницше основали особое направление, где главный интерес проявляется к проблемам человеческого существования и где человек рассматривается как субъект собственной жизни. Особо следует выделить в этом ряду А. Швейцера, который согласно теории «благоговения перед жизнью» практически реализовывал её идеи. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология значительно содействовали разработке ряда вопросов общей проблемы жизни как наивысшей ценности.
В трудах Л. А. Арутюнян, Е.А. Ануфриева, И.В. Бестужева-Лады, Л.П. Буевой, А.А. Возьмителя, А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, М.С. Кагана, Л.А. Микешиной, Я.А.Мильнер - Иринина, К. Роджерса, А.Г. Титаренко, В.П. Тугаринова, И.В. Толстых, И.Т. Фролова, В.М. Хвостова в качестве важного методологического принципа в понимании образа жизни выдвигается аксиологический, что является значительным вкладом в разработку рассматриваемой проблемы.
Общечеловеческая проблема заключается в острой необходимости развивать у молодого поколения способность быть субъектом, выстраивающим собственную жизнь и несущим за неё ответственность. В связи с этим роль феномена образа жизни в развитии личности значительно возрастает.
Образ жизни формируется на основе восприятия и интеграции представлений человека об окружающем мире путем обобщения имеющегося у него индивидуального социокультурного опыта. Образ жизни - это абстрагированная картина жизни в индивидуальном сознании субъекта, предстающая как единственно возможный для него вариант реальной жизни и определяющая через механизм установки актуальную деятельность субъекта в реальности.
Данный подход в рассмотрении феномена образа жизни позволяет рассматривать его как жизнеформирующий фактор. Его присутствие в сознании субъекта обусловливает реальное выстраивание собственной жизни, обеспечивает воплощение его жизненных планов, способствует осмыслению им жизненных ориентиров, оснащает его способностью нести ответственность за жизненный выбор, дает чувство удовлетворенности жизнью и желание жить. Благодаря влиянию на развития человека, образ жизни выполняет роль личностно формирующего фактора, а воспитание становится максимально результативным, если педагог способствует становлению у ребенка данного личностного социально-психологического образования.
Психологическим механизмом формирования образа жизни как личностного новообразования является: восприятие, представление и установка как продукт организованного восприятия и обобщенного представления.
Опора на психологический механизм формирования исследуемого феномена позволяет педагогу профессионально содействовать процессу
199
становления данного социально-психологического образования в структуре личности, а содержательно наполнить образ жизни школьника. педагогу помогает философия, теория ценностей. Образ жизни является динамическим, в высшей степени абстрагированным представлением о желаемой жизни, рождающееся в сознании человека под воздействием его социокультурного опыта и оказывающее влияние на содержание жизни и итоговую оценку проживаемой субъектом жизни.
Содержательное наполнение структуры образа жизни представлено тремя слагаемыми: деятельностным - как способа взаимодействия человека с миром, аксиологическим - системой ценностей и ценностных отношений, проживаемых человеком, смысловым - смыслом жизни, обретаемым на каждом этапе жизненного пути.
Содержательная структура образа жизни определяет содержание процесса формирования исследуемого феномена. Данный процесс предполагает организуемое педагогом активное взаимодействие ребенка с окружающей действительностью, освоение различных видов деятельности по преобразованию складывающихся обстоятельств жизни, ценностное восприятие им транслируемого педагогом образа жизни, достойной Человека, осознание собственного опыта представлений о жизни и палитры типов жизни, раскрываемых педагогом, выстраивание ребенком своей системы ценностей и ценностных отношений. Далее, опираясь на знания и поддержку педагога, формирующаяся личность через выход на высокий уровень абстракции в познании жизни обретает собственный смысл жизни.
Представляемый так процесс формирования образа жизни позволил выявить и очертить общую картину профессиональной подготовки педагога к решению наиважнейшей проблемы воспитания личности - формированию у школьника образа жизни.
Профессиональная готовность педагога как целостное интегральное образование личности представляет собой сложный синтез тесно
200
взаимосвязанных структурных компонентов и выявляет себя через относительно самостоятельное их проявление в форме апперцептивно - аксиологической, когнитивной, коммуникативной и конструктивно-организационной готовности.
Каждый из выделенных структурных компонентов есть не что иное, как профессиональное образование, способствующее реализации поставленной цели системы. Это же профессиональное образование обусловливает реализацию всех слагаемых компонентов системы.
Условно выделенные и обособленные компоненты профессиональной готовности педагога к деятельности, способствующей становлению образа жизни школьника, на практике выступают в совокупности и одновременно.
Сущность профессиональной готовности педагога к процессу формирования образа жизни как предрасположенности к самой деятельности заключается в создании в личностной структуре педагога такого профессионального образования, которое служит основанием развития его профессиональной способности формировать образ жизни в личностной структуре ребенка.
Уровень подготовленности педагога к процессу формирования образа жизни будет зависеть от уровня проявления, количества и качества выявленных содержательных компонентов. Структурное содержание образа жизни выступает критерием оценки профессиональной работы педагога с ребенком, но одновременно, может служить критерием оценки личностного компонента самого педагога.
Критерием готовности педагога к данной деятельности выступает система, которая представляет собою единство личностного и профессионального ценностного отношения педагога к жизни, обеспечивает теоретическую основу выработки стратегии формирования у школьника образа жизни, составляет практико-ориентированную основу
201
выработки тактики актуализации образа жизни ребенка, предопределяет эффективность профессиональной деятельности в данной области воспитания.
Уровень подготовленности педагога к процессу формирования образа жизни будет зависеть от уровня проявления, количества и качества выявленных содержательных компонентов. Структурное содержание образа жизни выступает критерием оценки профессиональной работы педагога с ребенком.
Системное, целостное представление о структуре профессиональной готовности педагога к процессу формирования образа жизни, обоснование её критериев и уровней сформированности явилось необходимой теоретической предпосылкой для практической реализации гуманистической идеи формирования у подрастающего поколения образа жизни как жизнеформирующего фактора.
Формирование и развитие всех компонентов профессиональной готовности проходит ряд взаимосвязанных этапов подготовки. Каждому из них соответствует тот или иной уровень готовности.
На первом этапе, как правило, преобладает размыто-адаптивный уровень. Ему соответствует низкий уровень сформированности образа жизни у самого педагога и его теоретических специальных знаний и умений, что проявляется в повышенном внимании к предметному результату деятельности и слабой ориентации на становление образа жизни в личностной структуре школьника. Подражательно¬репродуктивный уровень отражает устойчивую мотивацию к деятельности, направленной на становление образа жизни у школьников; стремление педагога активно участвовать в профессиональных занятиях в процессе обучения; критическую самооценку своих психолого¬педагогических и специальных умений и профессионально-личностных способностей к деятельности по формированию образа жизни школьников. Индивидуально-творческий уровень характеризуется наличием у
202
педагогов способности видеть, осознавать и предъявлять воспитанникам жизнь во всем многообразии её проявлений, опираясь на осознаваемый и осмысленный собственный образ жизни; наличием необходимого объема общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, профессиональной потребностью овладеть педагогическим мастерством по формированию у детей образа жизни. Для выявления уровня готовности педагога к формированию у школьника образа жизни использовались системные и функциональные критерии.
1. Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980 - 335с.
2. Абульханова - Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Мысль, 1977. - 335с.
3. Абульханова - Славская К.А. Мысль в действии (Психологическое мышление). - М.: Политиздат, 1968 - 208с.
4. Абульханова - Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реал. личности) Избр. психол. труды /Акад. пед. и соц. наук, Мос. психол.-соц. ин-т. - М.: Мос. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999 - 216с.
5. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991 - 299с.
6. Абульханова - Славская К.А.О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973 - 288с.
7. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века /Науч. ред. Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 277 с.
8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000 - 608с.
9. Антонович М.А. Единство физического и нравственного космоса // Избранные философские сочинения. М., 1945. -
10. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. ( Методолог. и методич. вопросы) - М.,1980
11. Ануфриева Р.А., Головаха Е. И., Гринченко Л. М. И др. Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования. - Киев: Наук. думка, 1980
12. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема//Высшее образование в России. - 2002. - №4. - С. 115-119
13. Аристотель. Никомахова этика//Сочинения: В 4 т.- М., 1984. Т.4,стр.66-67
205
14. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры личности учителя: теория и методика. - М.: «Прометей», 2000. - 128с.
15. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.
16. Архангельский С.И. Лекции по научной организации процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976. - 200с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник-М.:Изд-во МГУ, 1990-367с.
18. Асмус В.Ф. Логика. - М.: Гос. изд. полит. лит., 1947. - 386 с.
19. Афоризмы. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 1008с.
20. Бакланский О.Е. Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки. Психология. - М.: «Альтекс», 2001. - 20с.
21. Барулин В.С. Программа курса «Социальная философия» / Российский открытый ун-т, Философский колледж, кафедра социальной философии. - М.: Рос. Открытый ун-т, 1992. - 23с.
22. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - Париж.
23. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Под общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992 - 400с.
24. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: Учебное пособие для Вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 46с.
25. Берулава Г.А. Стиль и индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 236с.
26. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? - М.: Московский рабочий, 1988.
27. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. - М.: Мысль, 1986
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 435с.
29. Бом Д. Роль инвариантов в восприятии// Хрестоматия по ощущениям и восприятию. - М., 1975.
30. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Нар. образование. - 1996. - № 10. - С.62-65
206
31. Бочков А.А., Мурзин Н.В. Основные критерии безопасности для человека и природы. - М., 1993.
32. Бредбери Р. 451° по Фаренгейту. Рассказы/Пер. с англ. - СПб.: Азбука, 2000. - 384с.
33. Брунер Дж. Психология познания/ Пер. с англ. К.И. Бабицкого. Пред. и общ. ред. А.Р. Лурия. - М.: Изд-во «Прогресс», 1977. - 412с.
34. Брушлинский А.В. Мышление // Общая психология. - М., 1986.
35. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования Вопросы философии,№3, 1999 - С.17-20
36. Булгаков М. Похождения Чичикова.- М.: 1990
37. Булгаков М.А. Повести. - М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во АСТ», 2001 - 238с.
38. Бурова Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у мл. шк-ков естественнонаучной картины мира: Дис. ... М., 1998
39. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. - М.: Знание, 1975
40. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни. Проблемы и суждения .-М., 1978
41. Виленский М.Я. Профессионально-педагогическая культура учителя как мера и способ его жизнедеятельности // Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование: Материалы Всерос. научной конф. 13-15 сентября 1995 г. - М.: МОСУ, 1996. - С. 31-37.
42. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Образ жизни студента и его здоровье. Учебное пособие. - М.: СГИ, 2002. - 108с.
43. Виленский М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов // Труды Междунар. Научно-практической конф. «Педагогич. наследие А.С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности». - М., 2003. - С .106-109
44. Виноградова Н. За честность и порядочность школа не в ответе // Нар. образование. - 1994. - №5. - С.68-72
207
45. Возмитель А. А. Образ жизни: Концепция, сущность, динамика: Дис. ... д-ра социол. наук в форме науч. доклада. - М., 2000. - 74с.
46. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Логико¬гносеологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239с.
47. Вольтер. Метафизический трактат// Философские сочинения. М., 1988.
С.219-231
48. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Щурковой Н. Е. - М.: 1998 - 208с.
49. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 128с.
50. Всемирная энциклопедия: Философия /Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Мы: Харвест, Современный литератор, 2001 - 1312с.
51. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.- 78с.
52. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте/ Собрание сочинений: В 6 т. - Т.2 - М., 1982. - С. 363-381
53. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276с.
54. Гегель Г.В. Философия права. // Сочинения. М.; Л., 1934. - Т.7 - С.81-83
55. Гельвеций К. А. О человеке. // Сочинения: В 2 т. М. , 1974. - С.87-101
56. Гималетдинова Р. И. Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья.: Дис. ... канд. фил. наук. - Уфа, 2000 - 148с.
57. Глезерман Г. Ленин и формирование социалистического образа жизни. // Коммунист №1, 1974
58. Глухих Т.А. Формирование валеологической компетенции учителя в системе повышения квалификации. Автореф. диссерт. ... канд. педагог. наук. - Омск, 2000. - 20с.
59. Гоббс Т. Человеческая природа// Избранные произведения: В 2 т. Т.1 - М., 1964.- С.430-452
208
60. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе// Воспитание школьников.
- 1993. - №3 - С.8-12; № 1994. - №5. - С.5-10
61. Горбунова О.Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1999. - 17с.
62. Горский Д.П. Определение. - М.: Мысль, 1974. - 311с.
63. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Томск, 2000 - 180с.
64. Груздова Е. В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Архангельск, 2001. - 17с.
65. Гура Л.М. Педагогические основы формирования социально¬психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности. - Иркутск, 1994.
66. Гурова Р.Г. Выпускник средней школы. - М.: Педагогика, 1977. - 158с.
67. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 200 - 480с.
68. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР,1996.
69. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Гос. изд- во иностр. и национ. словарей, 1955.
70. Демакова И.Д. Должность или призвание: Беседы организатора внеурочной воспитательной работы. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.
71. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога/Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических
209
материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002. - С.133-146
72. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. - М.: РАГС, 2000. - 536с.
73. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. - Л., 1970.
74. Добротворская С.Г. Ориентация студентов на здоровый образ жизни через осмысление жизненных целей и ценностей//Педагогическое образование и наука. - 2002. - №4. - С.51-55
75. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения. Автореф. диссерт. ... докт. психол. наук. - М., 2000. - 41с.
76. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы./ Библиотека мировой литературы для детей. Т.29, книга 3. - М.: «Детская литература», 1995. - С. 75-180.
77. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии.
- М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН - М, 2000 - 135с.
78. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 216с.
79. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М., 1998.
80. Завалова Н. Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986 - 177с.
81. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.,1992.
82. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.-Т.1.-М., 1986.
83. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1970
84. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995. - Стр.74
85. Зинченко В. П. Образ и деятельность. - М.: Изд-во “ Институт практической психологии”; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 608с.
86. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - СПб.: Изд-во Лань, 1997. - 256с.
210
87. Иващенко А. В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981 - 159с.
88. Ильин В.С. Формирование личности школьника, (целостный аспект). - М.: Педагогика, 1984.
89. М.С. Каган. Философская теория ценности. - СПб., ТОО ТК «Петрополис». - 205с.
90. Кампанелла T. Город солнца. М.- Л.:Изд-во АН СССР, 1954.
91. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1775// Сочинения: В 6 т. - М., 1963. - Т.1. - С.231-269
92. Каракеев Т.Д. и др. Образ жизни и проблемы духовных потребностей. - Фрунзе, 1986
93. Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. - М.: Просвещение, 1978. - 196с.
94. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996 - 160с.
95. Касимова Т. В. Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века. Дис. ... кандид .пед .н. - Архангельск, 2002. - 21с.
96. Кашапов Р.Р. Типология личности, или какие мы разные. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2002 - 320с.
97. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995 - 224с.
98. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984 - 252с.
99. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: мысль, 1988 - 283с.
100. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989
101. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2002. - 334с.
102. Коротков В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. для учителя. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994 - 103с.