Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИНАМИКИ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА В КЛИНИКЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Работа №73381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Литературный обзор. 8
1.1. Картина когнитивного дефицита в клинике органических
психических расстройств 8
1.2. Значение психосоциальных характеристик для динамики
1.3. когнитивного дефицита в клинике органических
психических расстройств 19
1.4. Значение личностных особенностей для динамики
1.5. когнитивного дефицита в клинике органических
психических расстройств 24
1.6. Прогностическое значение психосоциальных характеристик и личностных особенностей для динамики когнитивного
дефицита в клинике органических психических расстройств 28
ГЛАВА 2. Материалы и методы 33
ГЛАВА3. Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1. Общие характеристики испытуемых 44
3.2. Анализ данных психосоциальных характеристик испытуемых 45
3.3. Анализ данных личностных особенностей испытуемых 47
3.4. Сравнение показателей когнитивного дефицита 53
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


Психическое здоровье в современном мире рассматривается не только как часть, но и как базисный элемент общего здоровья. Редко приходится сомневаться в том, что психические расстройства наносят обществу колоссальный ущерб. Люди, страдающие психическими расстройствами, сталкиваются с трудностями во всех сферах жизни, для них становится невозможным получить образование или продолжать уже начатую учёбу, по такому же принципу страдает сфера трудовой деятельности, заболевание может быть причиной разрыва семейных отношений или потери возможности создать эти отношения в будущем. Психическое заболевание делает человека жертвой общественных предубеждений, что может повлечь за собой социальную изоляцию, потерю самоуважения и в конечном итоге превратить человека в затворника, страдающего от одиночества лицом к лицу со своей болезнью (М.А. Ландышев, 2015)
«Психические расстройства влияют на все стороны жизни человека: они способны подорвать физическое здоровье, нарушить семейную и общественную жизнь, испортить карьеру, толкнуть на преступление и самоубийство» (М.А. Ландышев, 2015)
Переходя от частной проблемы конкретного индивида, следует сказать, что психические заболевания в масштабе страны очень серьёзная проблема. По мнению ВОЗ психические расстройства следует считать серьёзной угрозой здоровью населения, а, следовательно, и продуктивности нации, так как психическое благополучие общества необходимое условие для его образовательного и трудового потенциала.
Также остро стоит проблема инвалидности в связи с психическими заболеваниями, так как 90,1% людей имеющих инвалидность по причине психических заболеваний относятся к наиболее тяжёлым группам инвалидности I и II. Инвалидизация вследствие психических заболеваний захватывает молодую и трудоспособную часть населения, что может иметь негативные экономические и социальные последствия в рамках государства.
Учитывая выше изложенное, можно сказать, что проблема психических расстройств серьёзная и актуальная проблема, которая требует внимания со стороны специалистов разных отраслей науки и медицины. И исследования, которые помогут разрабатывать новые подходы в сфере лечения, помощи в процессе реабилитации и восстановления, самим пациентам, а также их близким и родственникам, являются важными и необходимыми мерами в борьбе за здоровье общества.
Цель исследования: комплексное клинико-психологическое и экспериментально - психологическое исследование пациентов с органическими психическими расстройствами на базе городского психоневрологического диспансера №7 г. Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. Изучить психосоциальные характеристики пациентов с органическими психическими расстройствами;
2. Изучить личностные особенности пациентов с органическими психическими расстройствами;
3. Исследовать показатели когнитивного дефицита: внимания, памяти, умственной работоспособности;
4. Исследовать различия значений психосоциальных характеристик между группами с разными показателями динамики когнитивного дефицита;
5. Исследовать различия личностных особенностей между группами с разными показателями динамики когнитивного дефицита.
Гипотеза исследования: предполагается, что различия в психосоциальных характеристиках и личностных особенностях имеют значение для динамики когнитивного дефицита в клинике ОПР.
Предмет исследования: психосоциальные характеристики, личностные особенности и динамика когнитивного дефицита у пациентов с органическими психическими расстройствами.
Объект исследования: пациенты с органическими психическими расстройствами, имеющие когнитивный дефицит, проходящие ежегодное обследование на подтверждение инвалидности в психоневрологическом диспансере.
В рамках исследования, нами в качестве объекта изучения выбраны три группы пациентов с органическими психическими расстройствами, классифицируемыми по МКБ-10 F06.8 (другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью), имеющими когнитивный дефицит. Все пациенты имеют инвалидность и проходят ежегодное обследование в Психоневрологическом диспансере №7 г. Санкт-Петербурга, что даёт нам возможность рассматривать изменение их состояния в динамике. В первой группе испытуемых когнитивные показатели стабильны от осмотра к осмотру, во второй показывают положительную динамику, в третьей группе - наблюдается стабильное ухудшение в когнитивной сфере.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические материалы по теме исследования, мы определили, что проблема когнитивного дефицита в клинике органических психических расстройств является актуальной в плане определения направлений оказания психологической помощи пациентам.
Вопросы о характере и степени влияния психосоциальных факторов и личностных особенностей на динамику когнитивных показателей на сегодняшний день остаются относительно малоизученными.
В рамках исследования, мы изучили и проанализировали личностные особенности испытуемых, определили психосоциальные характеристики, которые могут влиять на динамику когнитивных показателей.
В ходе исследования гипотеза о влиянии личностных особенностей и психосоциальных характеристик на динамику когнитивного дефицита была частично подтверждена. Что касается психосоциальных характеристик, то нам удалось определить связь между семейным положением, наличием у испытуемых детей и динамикой показателей когнитивных нарушений.
У испытуемых, которые имели на иждивении несовершеннолетних детей или детей, уже достигших совершеннолетия, наблюдалась улучшение когнитивных показателей. И, наоборот, испытуемые, проживающие в одиночестве, показывали тенденцию к ухудшению когнитивных показателей.
Результаты изучения личностных особенностей испытуемых показали наличие связи между особенностями характера и показателями динамики когнитивных нарушений.
Результаты исследования показывают, что в группах со стабильностью и улучшением динамики когнитивных показателей, испытуемые полны побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности.
Испытуемые из группы с улучшением динамики когнитивных показателей, более уверенны в себе, спокойны, стабильны, лучше подготовлены к жизни в социуме, имеют постоянные интересы; реально оценивают обстановку, управляют ситуацией, они достаточно эмоционально уравновешенны и сдержанны. Испытуемые из группы с улучшением динамики когнитивных показателей, более веселые и жизнерадостные; энергичные и спокойные, они обладают хорошей социальной приспособляемостью, контролируют свои эмоции и поведение, доводят дело до конца, целенаправленны.
При этом открытым остается вопрос о том, влияют ли личностные особенности испытуемых на динамику когнитивного дефицита или нарушения когнитивной сферы оказывают влияние на личность пациентов.
Данный вопрос требует продолжения дальнейших исследований в данной области.
Кроме того, для получения более полных и достоверных сведений о влиянии психосоциальных и личностных факторов на динамику когнитивного дефицита и для повышения валидности исследования необходимо увеличивать численность выборки, и внесение дополнительных переменных.
Также, если рассматривать перспективы дальнейших работ в этой области, следующим шагом было бы логично исследовать корреляцию показателей когнитивного дефицита и личностных опросников.
Возможно, удастся выявить картину когнитивного дефицита, которая более всего влияет на личность пациентов или более полно и достоверно определить, какие психосоциальные факторы и личностные особенности оказывают влияние на динамику когнитивного дефицита.
Еще одним перспективным направлением исследования, на наш взгляд, может быть разработка скрининговой методики позволяющей соотнести профиль личности и картину когнитивного дефицита.



1. Аведисова А.С., Бородин В.И. От нонкомплаенса к отказу от психофармакотерапии //Психиатрия и психофармакотерапия. 2005 - Т 07, №6- с.316-318.
2. Александров А.А. (ред.) Психодиагностика и психокоррекция // Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меер с он Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 303 с.
4. Гильяшева И.Н. Практическое использование адаптированного теста интеллекта в клинике нервно-психических заболеваний: Методические рекомендации. - Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1987. - 29 с.
5. Гурвич И. Н. Социальное здоровье [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского центра девиантологии, Л. Гурвич И. Н. - Электрон. текстовые дан. - СПб: [б.и.], 2005-2011., Режим доступа: http ://deviantology.spb.ru/etc/publications/Gurvich- Sotsialnoe zdorovye.pdf
6. Демянова Л.В. Методологические проблемы оценки нарушений мышления при шизофрении // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2013. - № 4. С. 21-25.
7. Дроздова Екатерина Александровна, Захаров Владимир Владимирович Когнитивные функции в остром периоде сотрясения головного мозга // Неврологический журнал. 2012. №2 С.15-21.
8. Еремина Д.А. Динамика когнитивных функций больных ишемической болезнью сердца в процессе реабилитации после коронарного шунтирования [Электронный ресурс] дис. канд:19.00.04 Медицинская психология, СПб: [б.и.], 2015., опубликовано Щелковой О.Ю. Официальный сайт СПбГУ, Еремина Д.А. - Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: spbu.ru/disser2/disser/Eremina_disser.pdf
9. Жукова О.А., Кром И.Л. Качество жизни как многофакторный критерий оценки состояния больных шизофренией // БМИК . 2011. №7. С.35-37.
10. Захаров В. В. Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2012. - №2 С.16-21.
11. Заваденко Н. Н., Гузилова Л. С., Изнак А. Ф., Изнак Е. В. Последствия тяжелой черепно-мозговой травмы у подростков: особенности клинических проявлений и лечение // ВСП. - 2010. - №4 С.57-67.
12. Ивентьев С.И., Чучканов А.Г. Главные факторы здорового образа жизни человека // Ф?н-наука. -2012. - №4.
13. Каркашадзе Г.А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // ПФ. - 2011. - №5 С.37-41.
14. Кислицына О.Я. Социально-экономические детерминанты здоровья россиян// журнал «Народонаселение». - 2007. - №2.
15. Козак Н.Г. Дефениция «Здоровье» в педагогической литературе: многообразие научных подходов к содержанию и составляющим // Фундаментальные исследования. 2013. №10-6.
16. Ковалёв, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний детей и подростков. - М.; Медицина, 1985. - 234 с.
17. Ландышев М.А. Научное обоснование организационно-функциональной модели центра психосоциальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами // Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. г. Рязань, 2015.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. -3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
19. Миронова Е.Е (сост.) Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
20. Малкова И. Органические поражения головного мозга у детей. Теоретический обзор проблемы // Psihologie. - 2009. № 1. С. 55-62
21. Незнанов Н.Г. Проблема комплаенса в клинической психиатрии / Н.Г. Незнанов, В.Д. Вид // Психиатрия и психофармакология. 2004. Т. 6, № 4. С. 159-162.
22. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей с последствиями черепно-мозговой травмы // ПФ. 2014. №3.
23. Преображенская И. С. Деменция эпидемиология, клиническая картина, диагностика, подходы к терапии // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2013. - №4 С.71-77.
24. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
25. Селянина Н. В. Оценка качества жизни пациентов черепно-мозговой травмой легкой степени тяжести в остром и отдаленном периодах // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2013. №3-2 (91).
26. Селянина Н. В. Оценка и прогнозирование качества жизни больных черепно-мозговой травмой легкой и средней степени тяжести // Вестник Росздравнадзора. 2012. №5 С.46-48.
27. Селянина Н. В. Мозговой нейротрофический фактор как прогностический критерий развития когнитивных нарушений у больных острой черепно-мозговой травмой // Медицинский альманах. 2013. №1 (25) С.127-129.
28. Селянина Н. В., Каракулова Ю. В. Влияние когнитивных расстройств на качество жизни больных в остром периоде черепно-мозговой травмы // Медицинский альманах. 2011. №1 С.207-210.
29. Селянина Н. В., Каракулова Ю. В., Ненашева О. Ю. Значение иммуноферментного определения содержания серотонина крови и ликвора в дифференциальной диагностике черепно-мозговой травмы // Клиническая лабораторная диагностика. - 2013. - №5 С.11-13.
30. Тиганов А.С., Копейко Г.И., Брусов О.С., Клюшник Т.П. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2012. - Т. 112. - № 11. - С. 65-72.
31. Тюлькина О. Ю.. Судебно-психиатрическая экспертиза органических психических расстройств у лиц пожилого возраста. -М.: 2013. С. 25
32. Холин В.А. Когнитивный дефицит в пожилом возрасте: современные возможности терапии и перспективы профилактики - Киев, ГУ «Институт геронтологии НАМН Украины», 2011. - 21 с.
33. Шкловский В. М., Лукашевич И. П., Орлов И.- Ю., Малин Д.И. Роль структурно-функциональных изменений головного мозга в формировании психопатологических расстройств у больных инсультом // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. №1 С.34-39.
34. ЩедринаА.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода // Журнал «Медицина и образование в Сибири». 2009. №5
35. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт- Петербургской школе медицинской (клинической) психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Выпуск 1. 2012. Март. С. 53-90.
36. Щелкова О. Ю., Иовлев Б. В. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: значение психосоциальных характеристик больных шизофренией для прогноза эффективности восстановительного лечения // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 12. Выпуск 1. Ч.1 2009.
37. Donohoe PH, Fahlman CS, Bickler PE, Vexler ZS, Gregory GA, Neuroprotection and intracellular Ca2+ modulation with fructose-1,6- bisphosphate during in vitro hypoxia-ischemia involves phospholipase C- dependent signaling.Brain Res.2001 Nov 2;917(2):158-66.
38. Petersen R.S., Smith G.E., Waring S.C. et al Aging, memory and mild cognitive impairment. Int Psychogeriatr 1997;9:37—43.
39. Kral W.A. Senescent forgetfullness: benign and malignant. Can Med Assoc J 1962;86:257—60.
40. Mutsatsa SH, Joyce EM, Hutton SB, Webb E, Gibbins H, Paul S, Barnes TRE. Clinical correlates of early medication adherence: West London first episode schizophrenia study. Acta Psychiatr Scand 2003: 108: 439-446. Blackwell Munksgaard 2003.
41. Gail Kuslansky, Mindy Katz, Joe Verghese, Charles B Hall, Pablo Lapuerta, Gia LaRuffa, Richard B Lipton, Detecting dementia with the Hopkins Verbal Learning Test and the Mini-Mental State Examination // Archives of Clinical Neuropsychology,Volume 19, Issue 1, January 2004, pp 89-104


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ