ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 11
ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 31
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 54
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 11
ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 31
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 54
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проявление коррупции в судах - это тревожный фактор, результатом которого является вынесение несправедливых решений, и как следствие нарушение прав граждан на беспристрастное и объективное рассмотрение дел. Вместе с тем, коррупцию легче предупредить, чем устранять ее последствия. Суды, как орган власти, не уполномочены реализовывать противодействие коррупции в своей системе путем пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений. Следовательно, в условиях современности представляется актуальным исследование такого аспекта противодействия коррупции в судах, как предупреждение, в том числе посредством выявления и последующего устранения причин коррупционного проявления.
Особую важность приобретает именно предупреждение коррупции в районных судах РФ, как основного звена системы судов общей юрисдикции. Ежегодно районные суды России рассматривают более 5 миллионов гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции. В связи с этим изучение вопроса организации работы по пресечению коррупции в районных судах, предполагающее комплексное исследование правовых, организационных и иных мер в данной сфере, представляет большой научный и практический интерес.
Актуальность исследования организации противодействия коррупции в районных судах определена и тем, что Российское законодательство в данной сфере имеет несистемный характер, содержит достаточно большое количество недостатков и неточностей, что в конечном итоге препятствует и создает трудности для успешного правоприменения. Отсутствуют какие-либо методические рекомендации, разъясняющие порядок применения тех или иных профилактических мер против коррупционных проявлений. Вследствие этих обстоятельств антикоррупционные меры приобретают декларативный характер, что значительно снижает эффективность их применения. На актуальность научного исследования указывает и то, что некоторые меры по профилактике коррупционных проявлений в районных судах, такие как контроль за доходами и расходами не только судей, но и аппарата судов, организация гласности и открытости судебных заседаний, путем проведения онлайн-трансляций в сети «Интернет», являются относительно новыми для современной отечественной правовой системы. Следовательно, для более эффективной реализации данных мер необходимо их тщательное научное изучение, разработка соответствующих предложений по совершенствованию правового регулирования и организации практического применения таких мер. Актуальностью и необходимостью решения выделенных и прочих проблем, обусловлен выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной изученности темы. В научном дискурсе проблемные законодательные, правоприменительные и теоретические вопросы противодействия коррупции нашли отражение в работах
A. Э. Бочаровой, С.В. Сильченковой, Р.А. Чернышева, В.И. Шульга, Д.П. Яценко1 и др.
Различные аспекты профилактики коррупции в судах, в том числе в районных, рассмотрены в научных трудах А.В. Бухарева, Н.А. Гущиной,
B. Д. Зорькина, В.П. Малкова, А.А. Хайдарова .
Среди работ по организации деятельности суда в связи с проблемой противодействия коррупции, представляет интерес диссертационное исследование И.А. Калиты «Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции» (2013 г.) 1 , в котором научному анализу
подвергнута деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также работа М.В. Чижова «Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества» (2013 г.) .
Несмотря на ряд возникающих вопросов, разрабатываемых в указанных источниках, вместе с тем, в них нашли отражение только лишь отдельные стороны применения антикоррупционных мер в деятельности судов. Вместе с тем, отмечается сведение к минимуму комплексных научных исследований, посвященных организации противодействия коррупции в районных судах, что свидетельствует о невысокой степени научной разработанности избранной темы исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью противодействия коррупции в судебной системе и недостаточной обоснованностью способов и механизмов решения этой задачи на уровне районных судов.
Основная гипотеза. Если предположить, что борьба с коррупцией в судебной системе осуществляется недостаточно эффективно, то это обусловлено недостаточной проработанностью соответствующей
нормативной правовой базы, слабой исполнительской дисциплиной служащих районных судов, а также недочетами в организационном обеспечении процесса пресечения коррупции в районных судах.
Объектом диссертационного исследования является
антикоррупционная деятельность в районных судах.
В качестве предмета исследования выступают механизмы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Цель исследования состоит в обосновании рекомендаций по совершенствованию организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
диссертационного исследования:
1. Изучить организационно-правовые основы противодействия коррупции в судебной системе Российской Федерации;
2. Проанализировать практику организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода;
3. Предложить механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности в районных судах города Белгорода.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, который позволяет целостно рассматривать систему противодействия коррупции в судебной системе, осуществить ее анализ в рамках конкретной организации .
В основе исследования лежат методологические подходы, изложенные в трудах А.В. Бухарев, Е.Н. Рахмановой, М.Т. Тащилина .
В проведенном исследовании применялись методы: анализ документов по противодействию коррупции, анкетирование, группировка и ранжирование данных, сравнение и обобщение.
Эмпирическая база диссертации включает в себя:
- законодательные акты в области противодействия коррупции в Российской Федерации1;
- нормативно-правовые акты в области антикоррупционной деятельности в судах ;
- сообщения СМИ ;
- материалы текущего делопроизводства ;
- результаты авторского анкетного опроса, проведенного среди государственных гражданских служащих Октябрьского районного суда г. Белгорода и Свердловского районного суда г. Белгорода (N = 64 человека, 2017 год).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Во-первых, в выявлении проблем, препятствующих противодействию коррупции в районных судах города Белгорода, среди которых наиболее важные: ограниченный перечень оснований для заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов возникающего у государственных гражданских служащих; низкий уровень осведомленности государственных служащих суда о действующем антикоррупционном законодательстве Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами; недостаточная степень гласности и открытости районных судов.
Во-вторых, в разработке организационных и информационных механизмов предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода, включающих в себя: расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существующая система противокоррупционных мер в районных судах представляет собой деятельность председателей районных судов и управлений Судебного Департамента в субъектах Российской Федерации по применению правовых, организационных и воспитательных мер, которые направлены на противодействие коррупционных проявлений среди работников аппарата судов, в том числе на выявление и последующее устранение причин коррупции и способствующих ей причин и условий.
2. К числу профилактических мероприятий в районных судах города Белгорода относятся: контроль над доходами, расходами, государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей; контроль за соблюдением запретов и ограничений при прохождении государственной службы; формирование нетерпимости к коррупционному поведению среди государственных гражданских служащих путем организации ознакомления с действующим антикоррупционным законодательством; организация открытости судебного процесса и другое.
3. К недостаткам организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода относятся следующие: государственные служащие суда не в полной мере осведомлены о предъявляемых к ним обязанностях, о существующих на государственной службе ограничениях и запретах, о порядке действий при обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений или получения подарка; несовершенство работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; не включение в перечень должностей, обязанных предоставлять сведения о доходах и расходах, секретарей суда, консультантов суда и секретарей судебного заседания; недостаточная открытость судебного процесса.
4. Решение выявленных недостатков в системе предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода предусматривает расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Научно-практическая значимость исследования: результаты
исследования могут быть использованы при разработке концепций и программ модернизации системы предотвращения коррупции в районных судах города; в обобщении опыта становления и развития системы антикоррупционной деятельности. Это позволит расширить представление о путях развития системы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором на международных научно-практических конференциях: «Информационное обеспечение
противодействия коррупции в деятельности районных судов» (2017 г.),
«Гласность правосудия и современные информационные технологии ее реализации» (2018 г.).
Особую важность приобретает именно предупреждение коррупции в районных судах РФ, как основного звена системы судов общей юрисдикции. Ежегодно районные суды России рассматривают более 5 миллионов гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции. В связи с этим изучение вопроса организации работы по пресечению коррупции в районных судах, предполагающее комплексное исследование правовых, организационных и иных мер в данной сфере, представляет большой научный и практический интерес.
Актуальность исследования организации противодействия коррупции в районных судах определена и тем, что Российское законодательство в данной сфере имеет несистемный характер, содержит достаточно большое количество недостатков и неточностей, что в конечном итоге препятствует и создает трудности для успешного правоприменения. Отсутствуют какие-либо методические рекомендации, разъясняющие порядок применения тех или иных профилактических мер против коррупционных проявлений. Вследствие этих обстоятельств антикоррупционные меры приобретают декларативный характер, что значительно снижает эффективность их применения. На актуальность научного исследования указывает и то, что некоторые меры по профилактике коррупционных проявлений в районных судах, такие как контроль за доходами и расходами не только судей, но и аппарата судов, организация гласности и открытости судебных заседаний, путем проведения онлайн-трансляций в сети «Интернет», являются относительно новыми для современной отечественной правовой системы. Следовательно, для более эффективной реализации данных мер необходимо их тщательное научное изучение, разработка соответствующих предложений по совершенствованию правового регулирования и организации практического применения таких мер. Актуальностью и необходимостью решения выделенных и прочих проблем, обусловлен выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной изученности темы. В научном дискурсе проблемные законодательные, правоприменительные и теоретические вопросы противодействия коррупции нашли отражение в работах
A. Э. Бочаровой, С.В. Сильченковой, Р.А. Чернышева, В.И. Шульга, Д.П. Яценко1 и др.
Различные аспекты профилактики коррупции в судах, в том числе в районных, рассмотрены в научных трудах А.В. Бухарева, Н.А. Гущиной,
B. Д. Зорькина, В.П. Малкова, А.А. Хайдарова .
Среди работ по организации деятельности суда в связи с проблемой противодействия коррупции, представляет интерес диссертационное исследование И.А. Калиты «Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции» (2013 г.) 1 , в котором научному анализу
подвергнута деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также работа М.В. Чижова «Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества» (2013 г.) .
Несмотря на ряд возникающих вопросов, разрабатываемых в указанных источниках, вместе с тем, в них нашли отражение только лишь отдельные стороны применения антикоррупционных мер в деятельности судов. Вместе с тем, отмечается сведение к минимуму комплексных научных исследований, посвященных организации противодействия коррупции в районных судах, что свидетельствует о невысокой степени научной разработанности избранной темы исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью противодействия коррупции в судебной системе и недостаточной обоснованностью способов и механизмов решения этой задачи на уровне районных судов.
Основная гипотеза. Если предположить, что борьба с коррупцией в судебной системе осуществляется недостаточно эффективно, то это обусловлено недостаточной проработанностью соответствующей
нормативной правовой базы, слабой исполнительской дисциплиной служащих районных судов, а также недочетами в организационном обеспечении процесса пресечения коррупции в районных судах.
Объектом диссертационного исследования является
антикоррупционная деятельность в районных судах.
В качестве предмета исследования выступают механизмы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Цель исследования состоит в обосновании рекомендаций по совершенствованию организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
диссертационного исследования:
1. Изучить организационно-правовые основы противодействия коррупции в судебной системе Российской Федерации;
2. Проанализировать практику организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода;
3. Предложить механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности в районных судах города Белгорода.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, который позволяет целостно рассматривать систему противодействия коррупции в судебной системе, осуществить ее анализ в рамках конкретной организации .
В основе исследования лежат методологические подходы, изложенные в трудах А.В. Бухарев, Е.Н. Рахмановой, М.Т. Тащилина .
В проведенном исследовании применялись методы: анализ документов по противодействию коррупции, анкетирование, группировка и ранжирование данных, сравнение и обобщение.
Эмпирическая база диссертации включает в себя:
- законодательные акты в области противодействия коррупции в Российской Федерации1;
- нормативно-правовые акты в области антикоррупционной деятельности в судах ;
- сообщения СМИ ;
- материалы текущего делопроизводства ;
- результаты авторского анкетного опроса, проведенного среди государственных гражданских служащих Октябрьского районного суда г. Белгорода и Свердловского районного суда г. Белгорода (N = 64 человека, 2017 год).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Во-первых, в выявлении проблем, препятствующих противодействию коррупции в районных судах города Белгорода, среди которых наиболее важные: ограниченный перечень оснований для заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов возникающего у государственных гражданских служащих; низкий уровень осведомленности государственных служащих суда о действующем антикоррупционном законодательстве Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами; недостаточная степень гласности и открытости районных судов.
Во-вторых, в разработке организационных и информационных механизмов предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода, включающих в себя: расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существующая система противокоррупционных мер в районных судах представляет собой деятельность председателей районных судов и управлений Судебного Департамента в субъектах Российской Федерации по применению правовых, организационных и воспитательных мер, которые направлены на противодействие коррупционных проявлений среди работников аппарата судов, в том числе на выявление и последующее устранение причин коррупции и способствующих ей причин и условий.
2. К числу профилактических мероприятий в районных судах города Белгорода относятся: контроль над доходами, расходами, государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей; контроль за соблюдением запретов и ограничений при прохождении государственной службы; формирование нетерпимости к коррупционному поведению среди государственных гражданских служащих путем организации ознакомления с действующим антикоррупционным законодательством; организация открытости судебного процесса и другое.
3. К недостаткам организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода относятся следующие: государственные служащие суда не в полной мере осведомлены о предъявляемых к ним обязанностях, о существующих на государственной службе ограничениях и запретах, о порядке действий при обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений или получения подарка; несовершенство работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; не включение в перечень должностей, обязанных предоставлять сведения о доходах и расходах, секретарей суда, консультантов суда и секретарей судебного заседания; недостаточная открытость судебного процесса.
4. Решение выявленных недостатков в системе предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода предусматривает расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Научно-практическая значимость исследования: результаты
исследования могут быть использованы при разработке концепций и программ модернизации системы предотвращения коррупции в районных судах города; в обобщении опыта становления и развития системы антикоррупционной деятельности. Это позволит расширить представление о путях развития системы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором на международных научно-практических конференциях: «Информационное обеспечение
противодействия коррупции в деятельности районных судов» (2017 г.),
«Гласность правосудия и современные информационные технологии ее реализации» (2018 г.).
Коррупционные проявления в судах существуют, и они, безусловно, разрушают установленные законом основы функционирования общества, что влечет за собой падение ценности права как регулятора общественных отношений, доверия к суду и государственной власти в целом.
Тревогу вызывает и тот факт, что в обществе наблюдается процесс смены нравственных и моральных устоев. Коррупция становится частью жизни многих граждан, также имеют место быть факты совершения юридически значимых действий путем дачи взяток и подкупа государственных служащих судов ввиду того, что без такого рода действий законные права человека и гражданина не соблюдаются.
Коррупция в суде представляет собой умышленные действия (бездействия) государственного служащего суда, направленные на получение материальных или нематериальных выгод, сопряженные с нарушением нормативных правовых норм, в том числе должностного регламента, и имеющие конфликт интересов между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами.
Проявлению коррупции в судебной системе способствует ряд факторов, как нравственных, так и правовых, к их числу которых можно отнести: двусмысленность существующих законов, консервативность
нормативных правовых актов, профессиональная некомпетентность государственных служащих, незнание или непонимание законов населением, отсутствие общественного контроля, экономическая нестабильность и низкий уровень заработной платы государственных служащих судов, кумовство и политическое покровительство, культура страны в целом.
Данные факторы создают благоприятную обстановку для общего роста совершаемых коррупционных правонарушений разного рода: дисциплинарных, административных, уголовных.
Антикоррупционная политика в судебной системе направлена на сведение к минимуму проявлений коррупционной направленности при формировании аппарата суда, соблюдении принципов и правил профессионального поведения госслужащих судебной системы, а также при поведении служащего во внерабочее время.
Профилактика коррупции в судах предполагает применение комплекса мер, в том числе и правовых. К их числу можно отнести: формирование у государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению; предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы в судах; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной службы, непредставление сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В ходе исследования автором работы был выявлен ряд проблем:
1. Несовершенство системы осуществления контроля за соблюдением работниками аппарата суда предусмотренных законом запретов и ограничений, предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Для решения данной проблемы необходимо расширить полномочия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов, включив дополнительные основания для проведения заседаний с рассмотрением вопросов по этическому поведению государственных гражданских служащих, а именно в случаях поступления обращений с замечаниями на действия служащего аппарата районного суда, жалоб на некорректное поведение государственного гражданского служащего районного суда города Белгорода.
2. Отсутствие контроля со стороны нанимателя за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, а так же его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей некоторых категорий государственных служащих районных судов города Белгорода. Данный вопрос возможно решить путем организации в районных судах предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими районных судов города Белгорода, а именно секретарями судебных заседаний, консультантами судов, секретарями судов, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бумажном носителе с предоставлением документов на имущество, доход, и обязательства имущественного характера.
3. Не вполне эффективная организация ознакомления государственных гражданских служащих районных судов города Белгорода с действующим антикоррупционным законодательством. Для решения данной проблемы необходимо организовать ежемесячные семинары по вопросам противодействия коррупции с вынесением на обсуждение наиболее сложных положений нормативных правовых актов, разъяснения порядка действия при возникновении коррупционной ситуации для обеспечения соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации с участием судей.
4. Недостаточная реализация принципа открытости в процессе судебных заседаний. Для увеличения степени открытости судебного разбирательства в районных судах города Белгорода своими силами или силами средств массой информации рекомендуется организовать онлайн- трансляции в сети «Интернет».
Ликвидация данных проблем благотворно повлияет на организацию предупреждения коррупции среди государственных служащих районных судов города Белгорода.
Тревогу вызывает и тот факт, что в обществе наблюдается процесс смены нравственных и моральных устоев. Коррупция становится частью жизни многих граждан, также имеют место быть факты совершения юридически значимых действий путем дачи взяток и подкупа государственных служащих судов ввиду того, что без такого рода действий законные права человека и гражданина не соблюдаются.
Коррупция в суде представляет собой умышленные действия (бездействия) государственного служащего суда, направленные на получение материальных или нематериальных выгод, сопряженные с нарушением нормативных правовых норм, в том числе должностного регламента, и имеющие конфликт интересов между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами.
Проявлению коррупции в судебной системе способствует ряд факторов, как нравственных, так и правовых, к их числу которых можно отнести: двусмысленность существующих законов, консервативность
нормативных правовых актов, профессиональная некомпетентность государственных служащих, незнание или непонимание законов населением, отсутствие общественного контроля, экономическая нестабильность и низкий уровень заработной платы государственных служащих судов, кумовство и политическое покровительство, культура страны в целом.
Данные факторы создают благоприятную обстановку для общего роста совершаемых коррупционных правонарушений разного рода: дисциплинарных, административных, уголовных.
Антикоррупционная политика в судебной системе направлена на сведение к минимуму проявлений коррупционной направленности при формировании аппарата суда, соблюдении принципов и правил профессионального поведения госслужащих судебной системы, а также при поведении служащего во внерабочее время.
Профилактика коррупции в судах предполагает применение комплекса мер, в том числе и правовых. К их числу можно отнести: формирование у государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению; предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы в судах; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной службы, непредставление сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В ходе исследования автором работы был выявлен ряд проблем:
1. Несовершенство системы осуществления контроля за соблюдением работниками аппарата суда предусмотренных законом запретов и ограничений, предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Для решения данной проблемы необходимо расширить полномочия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов, включив дополнительные основания для проведения заседаний с рассмотрением вопросов по этическому поведению государственных гражданских служащих, а именно в случаях поступления обращений с замечаниями на действия служащего аппарата районного суда, жалоб на некорректное поведение государственного гражданского служащего районного суда города Белгорода.
2. Отсутствие контроля со стороны нанимателя за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, а так же его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей некоторых категорий государственных служащих районных судов города Белгорода. Данный вопрос возможно решить путем организации в районных судах предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими районных судов города Белгорода, а именно секретарями судебных заседаний, консультантами судов, секретарями судов, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бумажном носителе с предоставлением документов на имущество, доход, и обязательства имущественного характера.
3. Не вполне эффективная организация ознакомления государственных гражданских служащих районных судов города Белгорода с действующим антикоррупционным законодательством. Для решения данной проблемы необходимо организовать ежемесячные семинары по вопросам противодействия коррупции с вынесением на обсуждение наиболее сложных положений нормативных правовых актов, разъяснения порядка действия при возникновении коррупционной ситуации для обеспечения соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации с участием судей.
4. Недостаточная реализация принципа открытости в процессе судебных заседаний. Для увеличения степени открытости судебного разбирательства в районных судах города Белгорода своими силами или силами средств массой информации рекомендуется организовать онлайн- трансляции в сети «Интернет».
Ликвидация данных проблем благотворно повлияет на организацию предупреждения коррупции среди государственных служащих районных судов города Белгорода.
Подобные работы
- Правовое просвещение в процессе борьбы с коррупцией ( на материалах Администрации города Владимира)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Немецкий. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Использование рабского труда и торговля
людьми
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Институт досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Государственное управление в сфере миграционной политики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021



