ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 11
ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 31
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 54
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
РАЙОННЫХ СУДАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проявление коррупции в судах - это тревожный фактор, результатом которого является вынесение несправедливых решений, и как следствие нарушение прав граждан на беспристрастное и объективное рассмотрение дел. Вместе с тем, коррупцию легче предупредить, чем устранять ее последствия. Суды, как орган власти, не уполномочены реализовывать противодействие коррупции в своей системе путем пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений. Следовательно, в условиях современности представляется актуальным исследование такого аспекта противодействия коррупции в судах, как предупреждение, в том числе посредством выявления и последующего устранения причин коррупционного проявления.
Особую важность приобретает именно предупреждение коррупции в районных судах РФ, как основного звена системы судов общей юрисдикции. Ежегодно районные суды России рассматривают более 5 миллионов гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции. В связи с этим изучение вопроса организации работы по пресечению коррупции в районных судах, предполагающее комплексное исследование правовых, организационных и иных мер в данной сфере, представляет большой научный и практический интерес.
Актуальность исследования организации противодействия коррупции в районных судах определена и тем, что Российское законодательство в данной сфере имеет несистемный характер, содержит достаточно большое количество недостатков и неточностей, что в конечном итоге препятствует и создает трудности для успешного правоприменения. Отсутствуют какие-либо методические рекомендации, разъясняющие порядок применения тех или иных профилактических мер против коррупционных проявлений. Вследствие этих обстоятельств антикоррупционные меры приобретают декларативный характер, что значительно снижает эффективность их применения. На актуальность научного исследования указывает и то, что некоторые меры по профилактике коррупционных проявлений в районных судах, такие как контроль за доходами и расходами не только судей, но и аппарата судов, организация гласности и открытости судебных заседаний, путем проведения онлайн-трансляций в сети «Интернет», являются относительно новыми для современной отечественной правовой системы. Следовательно, для более эффективной реализации данных мер необходимо их тщательное научное изучение, разработка соответствующих предложений по совершенствованию правового регулирования и организации практического применения таких мер. Актуальностью и необходимостью решения выделенных и прочих проблем, обусловлен выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной изученности темы. В научном дискурсе проблемные законодательные, правоприменительные и теоретические вопросы противодействия коррупции нашли отражение в работах
A. Э. Бочаровой, С.В. Сильченковой, Р.А. Чернышева, В.И. Шульга, Д.П. Яценко1 и др.
Различные аспекты профилактики коррупции в судах, в том числе в районных, рассмотрены в научных трудах А.В. Бухарева, Н.А. Гущиной,
B. Д. Зорькина, В.П. Малкова, А.А. Хайдарова .
Среди работ по организации деятельности суда в связи с проблемой противодействия коррупции, представляет интерес диссертационное исследование И.А. Калиты «Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции» (2013 г.) 1 , в котором научному анализу
подвергнута деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также работа М.В. Чижова «Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества» (2013 г.) .
Несмотря на ряд возникающих вопросов, разрабатываемых в указанных источниках, вместе с тем, в них нашли отражение только лишь отдельные стороны применения антикоррупционных мер в деятельности судов. Вместе с тем, отмечается сведение к минимуму комплексных научных исследований, посвященных организации противодействия коррупции в районных судах, что свидетельствует о невысокой степени научной разработанности избранной темы исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью противодействия коррупции в судебной системе и недостаточной обоснованностью способов и механизмов решения этой задачи на уровне районных судов.
Основная гипотеза. Если предположить, что борьба с коррупцией в судебной системе осуществляется недостаточно эффективно, то это обусловлено недостаточной проработанностью соответствующей
нормативной правовой базы, слабой исполнительской дисциплиной служащих районных судов, а также недочетами в организационном обеспечении процесса пресечения коррупции в районных судах.
Объектом диссертационного исследования является
антикоррупционная деятельность в районных судах.
В качестве предмета исследования выступают механизмы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Цель исследования состоит в обосновании рекомендаций по совершенствованию организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
диссертационного исследования:
1. Изучить организационно-правовые основы противодействия коррупции в судебной системе Российской Федерации;
2. Проанализировать практику организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода;
3. Предложить механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности в районных судах города Белгорода.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, который позволяет целостно рассматривать систему противодействия коррупции в судебной системе, осуществить ее анализ в рамках конкретной организации .
В основе исследования лежат методологические подходы, изложенные в трудах А.В. Бухарев, Е.Н. Рахмановой, М.Т. Тащилина .
В проведенном исследовании применялись методы: анализ документов по противодействию коррупции, анкетирование, группировка и ранжирование данных, сравнение и обобщение.
Эмпирическая база диссертации включает в себя:
- законодательные акты в области противодействия коррупции в Российской Федерации1;
- нормативно-правовые акты в области антикоррупционной деятельности в судах ;
- сообщения СМИ ;
- материалы текущего делопроизводства ;
- результаты авторского анкетного опроса, проведенного среди государственных гражданских служащих Октябрьского районного суда г. Белгорода и Свердловского районного суда г. Белгорода (N = 64 человека, 2017 год).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Во-первых, в выявлении проблем, препятствующих противодействию коррупции в районных судах города Белгорода, среди которых наиболее важные: ограниченный перечень оснований для заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов возникающего у государственных гражданских служащих; низкий уровень осведомленности государственных служащих суда о действующем антикоррупционном законодательстве Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами; недостаточная степень гласности и открытости районных судов.
Во-вторых, в разработке организационных и информационных механизмов предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода, включающих в себя: расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существующая система противокоррупционных мер в районных судах представляет собой деятельность председателей районных судов и управлений Судебного Департамента в субъектах Российской Федерации по применению правовых, организационных и воспитательных мер, которые направлены на противодействие коррупционных проявлений среди работников аппарата судов, в том числе на выявление и последующее устранение причин коррупции и способствующих ей причин и условий.
2. К числу профилактических мероприятий в районных судах города Белгорода относятся: контроль над доходами, расходами, государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей; контроль за соблюдением запретов и ограничений при прохождении государственной службы; формирование нетерпимости к коррупционному поведению среди государственных гражданских служащих путем организации ознакомления с действующим антикоррупционным законодательством; организация открытости судебного процесса и другое.
3. К недостаткам организации противодействия коррупции в районных судах города Белгорода относятся следующие: государственные служащие суда не в полной мере осведомлены о предъявляемых к ним обязанностях, о существующих на государственной службе ограничениях и запретах, о порядке действий при обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений или получения подарка; несовершенство работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; не включение в перечень должностей, обязанных предоставлять сведения о доходах и расходах, секретарей суда, консультантов суда и секретарей судебного заседания; недостаточная открытость судебного процесса.
4. Решение выявленных недостатков в системе предупреждения коррупции в районных судах города Белгорода предусматривает расширение полномочий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; организацию семинаров по вопросам противодействия коррупции; организацию проведения онлайн-трансляций судебных заседаний в районных судах города Белгорода в сети «Интернет»; расширение и нормативное закрепление перечня должностей районных судов, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах, а именно: секретарей судебных заседаний, консультантов судов, секретарей судов.
Научно-практическая значимость исследования: результаты
исследования могут быть использованы при разработке концепций и программ модернизации системы предотвращения коррупции в районных судах города; в обобщении опыта становления и развития системы антикоррупционной деятельности. Это позволит расширить представление о путях развития системы противодействия коррупции в районных судах города Белгорода.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором на международных научно-практических конференциях: «Информационное обеспечение
противодействия коррупции в деятельности районных судов» (2017 г.),
«Гласность правосудия и современные информационные технологии ее реализации» (2018 г.).
Коррупционные проявления в судах существуют, и они, безусловно, разрушают установленные законом основы функционирования общества, что влечет за собой падение ценности права как регулятора общественных отношений, доверия к суду и государственной власти в целом.
Тревогу вызывает и тот факт, что в обществе наблюдается процесс смены нравственных и моральных устоев. Коррупция становится частью жизни многих граждан, также имеют место быть факты совершения юридически значимых действий путем дачи взяток и подкупа государственных служащих судов ввиду того, что без такого рода действий законные права человека и гражданина не соблюдаются.
Коррупция в суде представляет собой умышленные действия (бездействия) государственного служащего суда, направленные на получение материальных или нематериальных выгод, сопряженные с нарушением нормативных правовых норм, в том числе должностного регламента, и имеющие конфликт интересов между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами.
Проявлению коррупции в судебной системе способствует ряд факторов, как нравственных, так и правовых, к их числу которых можно отнести: двусмысленность существующих законов, консервативность
нормативных правовых актов, профессиональная некомпетентность государственных служащих, незнание или непонимание законов населением, отсутствие общественного контроля, экономическая нестабильность и низкий уровень заработной платы государственных служащих судов, кумовство и политическое покровительство, культура страны в целом.
Данные факторы создают благоприятную обстановку для общего роста совершаемых коррупционных правонарушений разного рода: дисциплинарных, административных, уголовных.
Антикоррупционная политика в судебной системе направлена на сведение к минимуму проявлений коррупционной направленности при формировании аппарата суда, соблюдении принципов и правил профессионального поведения госслужащих судебной системы, а также при поведении служащего во внерабочее время.
Профилактика коррупции в судах предполагает применение комплекса мер, в том числе и правовых. К их числу можно отнести: формирование у государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению; предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы в судах; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной службы, непредставление сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В ходе исследования автором работы был выявлен ряд проблем:
1. Несовершенство системы осуществления контроля за соблюдением работниками аппарата суда предусмотренных законом запретов и ограничений, предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Для решения данной проблемы необходимо расширить полномочия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов, включив дополнительные основания для проведения заседаний с рассмотрением вопросов по этическому поведению государственных гражданских служащих, а именно в случаях поступления обращений с замечаниями на действия служащего аппарата районного суда, жалоб на некорректное поведение государственного гражданского служащего районного суда города Белгорода.
2. Отсутствие контроля со стороны нанимателя за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, а так же его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей некоторых категорий государственных служащих районных судов города Белгорода. Данный вопрос возможно решить путем организации в районных судах предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими районных судов города Белгорода, а именно секретарями судебных заседаний, консультантами судов, секретарями судов, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бумажном носителе с предоставлением документов на имущество, доход, и обязательства имущественного характера.
3. Не вполне эффективная организация ознакомления государственных гражданских служащих районных судов города Белгорода с действующим антикоррупционным законодательством. Для решения данной проблемы необходимо организовать ежемесячные семинары по вопросам противодействия коррупции с вынесением на обсуждение наиболее сложных положений нормативных правовых актов, разъяснения порядка действия при возникновении коррупционной ситуации для обеспечения соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации с участием судей.
4. Недостаточная реализация принципа открытости в процессе судебных заседаний. Для увеличения степени открытости судебного разбирательства в районных судах города Белгорода своими силами или силами средств массой информации рекомендуется организовать онлайн- трансляции в сети «Интернет».
Ликвидация данных проблем благотворно повлияет на организацию предупреждения коррупции среди государственных служащих районных судов города Белгорода.
1. Конвенция против коррупции [Текст] : принята в г. Нью-Йорке Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 31.10.2003 г. : вступил в силу для Российской Федерации с 8 июня 2006 года // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 10.
2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [Текст] : принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - 1990.
3. Международный кодекс поведения государственных
должностных лиц [Электронный ресурс]:Принят Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Конституция Российской Федерации[Текст]:Принята
всенародным голосованием 12.12.1993(ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //
Собрании законодательства РФ. - 2014. - 04 августа. - № 31.- Ст. 4398.
5. О противодействии коррупции [Текст] : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2008. - 30 декабря. - № 266.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
7. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [Текст] : федеральный закон от 08 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
8. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию [Текст] : федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3424.
9. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ //Парламентская газета. - 2003. - 31 мая. - № 98.
10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Текст] : федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 22 июля. - № 133
11. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 28 июля. - № 30 (Часть I). - Ст. 4213.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти [Текст] : федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 27 июня. - № 26 (Часть I). - Ст. 3889.
13. О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 14.06.2011 № 140-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 17 июня. -№ 129.
14. О национальной стратегии противодействия коррупции [Текст] : Указ президента от 13.04.2010 года № 460 // Российская газета. - 2010. - 15 апреля. - № 5158 (79).
15. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017
годы [Текст] : Указ Президента РФ от 01.04.2016 №147 // Собрание
законодательства РФ. - 2016. - 04 апреля. - № 14. - Ст.1985.
16. О мерах по реализации отдельных положений Федерального
закона «О противодействии коррупции» [Текст]: Указ Президента
Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - 08 апреля. - № 14. - Ст. 1670.
17. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Текст]: Указ Президента РФ от 01.07.2010 года № 821 // Российская газета. - 2010. - 07 июля. - № 147.
18. О комиссиях по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») [Текст] : Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) // Собрание
законодательства РФ. - 2010. - 05 июля. - № 27. - Ст. 3446.
19. Об утверждении общих принципов служебного поведения
государственных служащих [Текст]: Указа Президента Российской
Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 // Российской газете. - 2002. - 15 августа. - № 152.
20. О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы [Текст] : указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 02 января. - № 1. - Ст. 118.
21. О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы [Текст] : Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - 07 января. - № 1. - Ст. 13.
22. Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 79: официальный сайт :[сайт]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru.
23. Об утверждении Типового положения о комиссиях по
соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: Приказ Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 263: официальный сайт :[сайт]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru.
24. Задачи и функции управления по вопросам противодействия коррупции судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru.
25. Об утверждении правил поведения работников аппарата судов [Электронный ресурс] : Постановление Совета судей РФ от 27.04.2006 № 156: официальный сайт :[сайт]. - Режим доступа: http://sudact.ru.
26. Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" [Электронный ресурс] :Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
27. Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Судебного департамента и районных (городских) судов Белгородской области, замещение которых влечет представление и размещение на официальном сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] : Приказ Управления Судебного департамента в Белгородской области от 28 декабря 2015 года № 114: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://oktiabrsky.blg.sudrf.ru.
28. Об утверждении Положения о порядке уведомления федеральным государственным гражданским служащим аппарата районного (городского) суда, Управления Судебного департамента в Белгородской области о фактах обращений к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регистрации такого уведомления и организации проверки содержащихся в уведомлении сведений [Электронный ресурс] :Приказ Управления Судебного департамента в Белгородской области от 25.04.2015 № 50: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа: http:// oktiabrsky.blg. sudrf.ru.
29. Об утверждении Порядка уведомления федеральными
государственными гражданскими служащими районных (городских) судов, Управления Судебного департамента в Белгородской области представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе [Электронный ресурс] : приказ Управления Судебного департамента в Белгородской области от 25.04.2016 № 50: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http:// oktiabrsky.blg. sudrf.ru.
30. Положение о комиссии по соблюдению требований к
служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции Белгородской области, Арбитражного суда Белгородской области и Управления Судебного департамента в Белгородской области и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс] : Приказ Управления Судебного
департамента в Белгородской области от 02 августа 2017 г. № 77:
официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://usd.blg.sudrf.ru.
31. О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции Белгородской области, Арбитражного суда Белгородской области, Управления Судебного
департамента в Белгородской области и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс] :приказ Белгородского областного суда, Арбитражного суда Белгородской области, Управления Судебного департамента в Белгородской области от 29 сентября 2017 года № 115/247/102: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http ://usd.blg. sudrf.ru.
32. Концепция информационной политики судебной системы [Электронный ресурс] : принята Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года № 60 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
33. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности [Текст] : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 27 // Российская газета. - 2007. - 8 июня. - № 4385 (0).
34. Положение о порядке сообщения федеральными
государственными гражданскими служащими аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации [Электронный ресурс] : утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.12.2015 № 412: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196261/.
35. Правила поведения работников аппарата суда [Электронный ресурс] : Постановление Совета судей Российской Федерации от 27 апреля
2006 г. № 156: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http:// oktiabrsky.blg. sudrf.ru.
36. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 октября 2012 г. [Электронный ресурс]: Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
37. Информация [Электронный ресурс] : Информационное письмо
Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 18.12.2017 года: официальный сайт : [сайт]. - Режим
доступа:Ьйр://Шез.зибгГги/1587/апЬсоггирйоп/бос20171222-П1412^Г
38. Обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции [Электронный ресурс] : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 // Справочно - правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд . «Законодательство».
39. План мероприятий по противодействию коррупции в
Октябрьском районном суде города Белгорода на 2017 год [Электронный ресурс] : утв. председателем Октябрьского районного суда города Белгорода от 07.02.2017 года : официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http:// oktiabrsky.blg. sudrf.ru.
40. Методические рекомендации Министерства труда и социальной
защиты РФ по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки [Электронный ресурс]: Письмо
Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2018 г. № 10- 9/10/В-107: официальный сайт : [сайт]. - Режим
доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71754404/.
41. Методические рекомендации по о организации работы по
предупреждению коррупционных правонарушений в аппарате федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда [Электронный ресурс]: Письмо Судебного Департамента при Верховном Суде РФ: официальный сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http ://7aas. arbitr.ru/uploads/flatpages/anticorruption/ metod- rekomendacii/preduprezhdenie.pdf.
42. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] : материалы международной научной конференции, Челябинск, - 2012. / под общ. ред. Э.С. Айрапетян. - Челябинск. Актуальные вопросы юридических наук, 2012. - 68 с.
43. Чаплинский, А.В. Трансляция судебных заседаний в Интернете: перспективы внедрения [Текст] / А.В. Чаплинский // Информационное право. - 2016. - № 3. - С. 24-29.
44. Аринин, А.Н., Коррупция - это болезнь общества [Электронный ресурс] / А.Н. Аринин // VIPERSON : электронный журнал : [сайт] / VIPERSON. - 2012. - 24 октября.- Режим доступа: http://viperson.ru.
45. Бзегежева, Л.К. Проблемы и перспективы развития системы общественного контроля в Российской Федерации [Текст] / Л.К. Бзегежева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. - № 1. - С. 85-90.
46. Бухарев, А.В. Формирование системы мер по профилактике коррупции в районных судах [Текст] / А.В. Бухарев // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 3.- С. 82-88.
47. Воробьев, Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] / Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, М.М. Мокеев, И.Н. Осипов, А.Б. Юдин // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». 2016.
48. Дивин, И.М. Открытость правосудия и современные информационные технологии [Текст] / И.М. Дивин // Администратор суда. - 2016. - № 3. - С. 9-11.
49. Иноземцев, А.А. Бюрократия как феномен управленческого
процесса [Электронный ресурс] / А.А. Иноземцев // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 4. Режим доступа:
http ://human. snauka.ru/2015/04/10673.
50. Захаров, В.В. Объективное распределение судебных дел как гарантия независимости судьи [Текст] / В.В. Захаров // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011.- № 10.- С. 13-52.
51. Ловцов, Д.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России [Текст] / Д.А. Ловцов, В.А. Ниесов // Информационное право. - 2013. - № 5.- С. 13-18.
52. Нарышкин, С.Е. Коррупцию провоцирует двусмысленность законов [Электронный ресурс] / С.Е. Нарышкин // Официальный сайт партии «Единая Россия»: [сайт] /Официальный сайт партии «Единая Россия». - 2014. - 24 апреля. - Режим доступа: http://er.ru/news/115902/.
53. Ноздрачев, А.Ф. Конфликт интересов на государственной и
муниципальной службе, в деятельности организаций: причины,
предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие [Текст] / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
54. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - 18¬е изд. - М. : Русский язык, 1986. - 589 с.
55. Тащилин, М.Т. О концепции антикоррупционной политики в судебной системе Российской Федерации [Текст] / М.Т. Тащилин // Российский судья. - 2016. - № 1.- С. 45-49.
56. Идрисова, С.З. О некоторых проблемах информационного обеспечения антикоррупционной политики в деятельности судов [Текст] / С.З. Идрисова // Право и государство: теория и практика. -2012. - № 8. - С. 149-151.
57. Устинов, В.С. Криминология. Общая часть [Текст] / В.С. Устинов. - Н. Новгород: Юридический центр Пресс, 2013. - 168 с.
58. Хахалева, Е.В., Поощрение государственных служащих - основа правового механизма противодействия коррупции [Текст] / Е.В. Хахалева, В.В. Волкова // Современное право. - 2016. - № 12. - С. 57-60.
59. Ядоян, В.О. Теоретические аспекты мотивации государственных гражданских служащих [Текст] / В.О. Ядоян // Молодой ученый. - 2014. - № 6.- С. 74-77.
60. Ситуация: Что такое конфликт интересов на государственной
гражданской службе и как его предотвратить или урегулировать [Электронный ресурс] : Статья// Справочно -правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». - 2017.