Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования

Работа №7334

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы160 стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1098
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования 12
1.1 Процесс диверсификации образования как объект педагогических исследований 12
1.2 Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста 30
1.3 Современные подходы к организации социально - экономической подготовки студентов вуза 45
Выводы по первой главе 59
Глава 2. Содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 62
2.1 Анализ опыта реализации государственных образовательных стандартов в процессе социально - экономического образования 62
2.2 Педагогический мониторинг как условие оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 73
2.3 Педагогические условия, факторы совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста 91
2.4 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 112
Выводы по второй главе 124
Заключение 126
Список литературы
Приложения


Актуальность исследования: экономические права и свободы как условие и следствие рыночных отношений предъявляют более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий, коммерческих структур. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно - хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.
В ситуации экономической нестабильности, невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей избирает профессию предпринимателя, бизнесмена. Карьера предпринимателя в значительной степени способствует реализации потребности человека в свободе и независимости, формирует уверенность в своих силах, позволяет реализовать свой творческий потенциал. Однако это возможно лишь в том случае, когда выпускник способен выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной карьере, то есть обладать конкурентоспособностью.
В условиях диверсификации образования - расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности - меняется стратегия подготовки специалистов: готовить специалистов в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений.
В проекте концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) указываются необходимые условия достижения нового качества профессионального образования: прогнозирование потребностей рынка труда, повышение эффективности рынка профессионального образования, устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Перед системой экономического образования ставятся

4
задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу экономической культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Однако в документах в области образования, в государственных стандартах, в том числе и по экономическим специальностям, понятие «конкурентоспособный специалист» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы. Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах П.В.Акинина, А.В.Бояринцевой, Д.Е.Давыдянца, Т.Пильщиковой, Н.Ф.Писарева, Н.В.Тарасенко, Р.А.Тедеевой, А.Тихомирова Р.Фатхутдинова и др.
Социологические аспекты проблемы воспитания молодёжи рассматриваются в исследованиях А.В.Беляева, Е.В.Бондаревской, В.Г.Бочарово, Б.З.Вулофова, Р.Г. Гуровой, В.Н.Гурова, И.С.Кона,
А.В.Мудрика, В.Д.Семёнова и др.
Модель профессионального облика специалиста представлена в работах Э.Ф.Зеера, В.А.Сластенина, В.В.Серикова и др.
Проблема обеспечения и управления качеством образования исследуется в работах М.М.Балашова, В.П.Беспалько, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника и др.
Однако изучение опыта организации социально - экономического образования, состояния рынка труда, востребованности специалистов, их конкурентоспособности позволило выявить ряд противоречий, несоответствий, что объясняет необходимость их интерпретации и поиска способов преодоления:

5
- между усиливающимися потребностями достижения современного качества образования и реальным его соответствием актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- между избранной высшей школой номенклатурой специальностей и потребностями работодателей, региональной производственно-хозяйственной сферы;
- между ускорением темпов развития общества и способностью образования в подготовке специалистов к деятельности в быстро меняющихся условиях;
- между динамично развивающейся экономикой, ростом конкуренции и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе;
- между требованиями госстандартов к уровню готовности специалистов экономической деятельности и условиями включения студентов в производственно - хозяйственную, коммерческую работу;
- между педагогическими возможностями социально - экономических дисциплин и степенью использования их потенциала в подготовке конкурентоспособного специалиста в вузе.
На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы способы, условия оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста средствами экономического образования?
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: научное обоснование путей, условий и факторов повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - процесс социально-экономического образования и воспитания студентов экономических специальностей.

6
Предмет исследования - содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что процесс подготовки конкурентоспособного специалиста будет эффективен, если :
- проектирование содержания и организация процесса подготовки осуществляется с учётом условий, факторов диверсификации образования;
- цели и задачи образовательного процесса реализуются в соответствии с научно обоснованной моделью конкурентоспособного специалиста ;
- разработана и принята педагогическим сообществом концепция подготовки специалиста, ориентированного на достижение успеха в конкурентной борьбе;
- разработана и апробирована технология формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в рыночных отношениях;
- обоснованы условия, факторы усиления практической направленности социально - экономических дисциплин, их методического обеспечения.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- проанализировать результаты процесса диверсификации образования и определить тенденции развития профессиональной школы в условиях рыночных отношений;
- раскрыть педагогическую сущность понятия «конкурентоспособность» и разработать модель конкурентоспособного специалиста;
- выявить недостатки в проектировании содержания, организации социально - экономической подготовки специалистов и определить пути, способы их преодоления;
- разработать и проверить опытно - экспериментальным путём авторский проект технологии подготовки конкурентоспособного специалиста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диверсификация профессионального образования обусловлена возникновением академических свобод, усилением относительной автономии вузов, педагогического плюрализма, находящего свое выражение в возможностях выбора образовательных стратегий, педагогических технологий. То есть развитие отечественного образования определяется потребностями подготовки специалиста, способного действовать в условиях рыночных отношений, обладающего конкурентоспособностью на рынке труда.
Возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы профессионального образования, которая не может быть вне закона конкуренции, сущность которого заключается в неизбежном вытеснении с рынка некачественных услуг, в том числе и образовательных.
Объективно развивающиеся процессы усиления конкуренции актуализируют проблему качества подготовки специалиста, основными критериями которого становятся востребованность специалиста, количество времени, необходимого для его адаптации на рабочем месте, достижение профессиональной зрелости, способности в полном объеме, эффективно выполнять свои профессиональные функции.
Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки важно достаточно ясно, полно представлять, какие требования предъявляются к современному специалисту, какими качествами, свойствами, знаниями и умениями он должен обладать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха.
С этой целью в исследовании проанализированы современные подходы к разработке моделей специалиста, его профессионального и социального облика. На основе обобщения разработана авторская модель

127
конкурентоспособного специалиста, включающая комплекс социальных, профессиональных и психофизиологических свойств и качеств.
Определение целей и задач подготовки конкурентоспособного специалиста вызвало необходимость углубления, конкретизации в педагогическом аспекте сущности, содержания понятия «конкурентоспособность».
В отличие от экономической трактовки конкурентоспособности, с педагогической точки зрения, конкурентоспособность - это творческое соревнование, когда специалисты стремятся, с одной стороны, превзойти друг друга, с другой стороны - поддержать друг друга, вступить в кооперацию, ибо существовать они могут только в условиях демократии, правопорядка, наличия гражданского общества.
Тесно связанная с моральными и правовыми нормами, конкурентоспособность предполагает наличие таких качеств, как взаимное уважение, честность, соблюдение правил деятельности, толерантность, умение конструктивно разрешать противоречия и конфликты.
Деловые качества, предприимчивость, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности формируются еще в вузе. Значительными возможностями для подготовки конкурентоспособного специалиста обладают знания, входящие в блоки общепрофессиональных, социально-экономических дисциплин.
Однако анализ традиционного опыта изучения данных дисциплин, организации целенаправленной воспитательной работы позволил выявить ряд недостатков в проектировании и управлении процессом подготовки конкурентоспособного специалиста: эклектичность, фрагментарность содержания подготовки, слабость междисциплинарных связей, связей между теоретическими и практическими знаниями, недостаточность методической поддержки образовательного процесса.

128
Особое значение приобретают задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с обеспечением успеха в конкуренции, в производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности.
Проведение констатирующего эксперимента позволило конкретизировать и систематизировать эти недостатки.
В ходе констатирующего эксперимента выявлены: недостаточная степень овладения студентами социально-экономическими знаниям, умениями, недостаточная глубина понимания ключевых понятий; недостаточность сформированности профессиональной направленности (интересов, ценностных ориентаций, мотивов, готовности к учебно¬профессиональной деятельности). Установлена положительная зависимость формирования практических умений, профессиональной позиции, самооценки от характера вторичной занятости студентов - от работы студентов в соответствии с избранной специальностью.
Для оценки качества подготовки специалиста применялись когнитивный, мотивационно - ценностный и деятельностный критерии. Интегральным критерием оценки профессионального облика специалиста является степень готовности выпускника к профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. Одними из показателей конкурентоспособности выпускника служит его востребованность на рынке труда, количество времени, необходимое для полноценного включения в деятельность, выполнения функциональных обязанностей .
Востребованность оценивается по результатам вторичной занятости, трудоустройству, отзывам с места работы, производственной практики.

129
Анализ и обобщение недостатков, личный опыт работы позволили сформировать концептуальные положения о способах преодоления недостатков:
- повышение качества подготовки специалистов достигается не широтой и увеличением объема знаний, а их глубиной, целостностью, что предполагает проблемное структурирование содержания на основе принципа междисциплинарного подхода;
- усиление практической направленности изучаемых дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;
- усиление обеспечения методического сопровождения учебного процесса: внедрение активных и интерактивных методик, создание учебно¬методических комплексов;
- организация целенаправленной внеучебной деятельности студентов, создание условий для обеспечения вторичной занятости студентов, включения их в социальную деятельность.
На основе указанных концептуальных положений в исследовании разработана технология подготовки конкурентоспособного специалиста по специальности 060800.
Данная технология включает следующий комплекс организационных, дидактических и методических мер: актуализация личного опыта студентов на достижение успеха в учебной и профессиональной деятельности; проблемное изучение содержания социальных и общепрофессиональных дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности; разработка системы задач, заданий на основе практического опыта местных предприятий, алгоритмов их решения; разработка методических рекомендаций по анализу производственно-хозяйственных, коммерческих ситуаций; использование авторских учебных пособий, методических разработок, обеспечивающих

130
связь теории с практикой; разработка заданий, содержания производственной практики; методических рекомендаций для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы; введение тематики курсовых, дипломных работ, направленных на комплексное изучение проблем конкуренции, овладения способами достижения успеха в конкурентной борьбе.
Данный комплекс предполагаемых мер получил апробацию в Ставропольском кооперативном институте, Белгородском университете потребительской кооперации.
Формирующий эксперимент имел цель обосновать и доказать эффективность авторской технологии подготовки конкурентоспособного специалиста-экономиста в процессе аудиторных занятий, самостоятельной работы и производственной практики. В ходе формирующего эксперимента определялась динамика положительных изменений в профессиональной компетентности студентов, в формировании профессиональной направленности, коммуникативных способностей.
Результаты формирующего эксперимента подвергались качественному и количественному анализу, графической интерпретации.
На основе полученных результатов были сделаны выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении положительных результатов в решении поставленных задач.



1. Гражданский кодекс РФ. 4.2. - М.: «КИТАН - ПРЕСС», 1990. - 336 с.
2. Закон РФ «О выставочно-ярмарочной деятельности» // Деловой мир. - 1992. - № 32.- с. 4.
3. Закон РФ «О стандартизации» // Российская газета от 25 июля 1993 года.
4. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997.- № 6.
5. Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. Образование в России, 1996.- №1.- с. 73-78.
6. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат,
1991. - 159 с.
7. Агаркова Л.В., Оганесов В.А. Ценообразование. - Ставрополь: СКИ, 2002 - 56 с.
8. Агаркова Л.В. Планирование на предприятии: Метод. рекомендации и задания контрольной работы. - Ставрополь: СКИ, 2001.- 24 с.
9. Амурцев О.В. Посредники на товарном рынке. - М.: Экономика, 1992.
10. Амбарцумов А. А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 208 с.
11. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2002. - № 4. - с. 115 -119.
12. Баланов В., Румянцев В., Селифанова Е. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России, 1995. - №1. - с. 58-61.
13. Бевентер Э., Хамне И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях. Пер. с нем. - М.: Республика, 1993.

134
14. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: СиПИ, 1992. - 93 с.
15. Белых В.А. Взаимосвязь индивидуальной успешности и личностных особенностей // Региональные проблемы образования: конф. (апрель 1998). - Ставрополь: изд - во СГУ, 1996. - с. 11-12.
16. Белов В. Система оценки качества образования // Высш. образ. в России, 2002. - №1 - с. 44-49.
17. Белокопытова О. А. Формирование финансовых результатов торгового предприятия: Учеб. пособие . - Ч. 1. «Доходы» / О.А. Белокопытова, Р.А. Тедеева.- Белгород: Кооперативное образование, 2002. - 91 с.
18. Беляев А.В., Брановский Ю.С., Беляева А.В. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: Учеб. Пос. - Ставрополь: издательство СГУ, 2002. - 116 с.
19. Беляев А.В. Социально - педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. - Ставрополь: изд - во СГУ. 1997 - 204 с.
20. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики. 1997.- 253 с.
21. Бизнес - план: метод. мат. / под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 128 с.
22. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.- 408 с.
23. Бойцов Б., Шляпов Ю., Азаров Ю., Капырин В. С чего начинается качество? // Высш. образование в России. 2000. - №1.
24. Брайн Хаскет, Леонард Споллен. Подготовка бизнес - плана: СПб.,
1992. -168 с.

135
25. Брановский Ю.С., Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации; учеб. пос. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2001.- 82 с.
26. Булгаков А.Т. Система стандартизированного контроля качества образования и условия её применения в деятельности профессионального образовательного учреждения: Афтореферат дис ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. - 22 с.
27. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе // Вестник высш. школы, 2000. - №1. - с. 21-25.
28. Вайсман А. Стратегия маркетинга. 10 шагов к успеху. пер. с нем. М.: Экономика, 1992.
29. Веселков Ф., Ковалёв С.. Информационная подготовка экономистов // Высш. образование в России. - 2001. - №2. - с. 62-66.
30. Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономии // Высш. образование в России 1992. №4.
31. Владимиров В. Организационная структура Российских вузов // Высш. образование в России, 2001. - №5 - с. 5-11.
32. Волкогонова О. Панина Е. Идеалы современной вузовской молодёжи // Высш. образование в России. - 2002. - №6 - с. 105-117.
33. Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Выс. образование в России. - 2001. - №6. с 3-12.
34. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. пер. с дат. - М.: Высш. школа, 1994.
35. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз - производство» // Высш. образование в России. - 2002. - №5 - с. 116-122.
36. Вузовское образование в оценках студентов. // Социс. - 1999. - №4.
37. Выбор методов обучения / Под. Ред. Ю.К.Бабанского, М., 1981.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ