Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

Работа №73336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
477
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения самоактуализации как личностного ресурса профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в психологии 8
1.2. Теоретические подходы к исследованию самоактуализации 18
1.3. Личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального
выгорания у медицинских работников 25
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение самоактуализации как личностного ресурса профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения самоактуализации как
личностного ресурса профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 42
2.3 Реализация программы профилактики синдрома эмоционального
выгорания у медицинских работников и оценка ее эффективности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Кардинальные социальные преобразования и кризис ценностей в нашем обществе, ужесточение требований к профессионалам, предъявляющим новые требования к человеку, наиболее остро затрагивают представителей коммуникативных профессий. Интерес к профессиональному стрессу и синдрому эмоционального выгорания у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, привлечению внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности - к влиянию на него самого характера этой деятельности.
В.В. Бойко отмечает: «Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [7, с.15].
Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века. Впервые он был рассмотрен в 1974 году американским психологом Г. Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека [7]. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.
Среди медицинских работников на фоне синдрома эмоционального выгорания со временем появляются психосоматические нарушения, часто 3
встречаются тревожные и депрессивные расстройства, суицидные попытки, злоупотребление алкоголем. Условия работы врача предъявляют повышенные требования к состоянию нервно-психического здоровья. Проблема ранней диагностики и профилактики нервно-психических расстройств, способности успешно адаптироваться к деятельности становится все более важной.
Актуальность исследования феномена эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности связана с тем, что крайние проявления нарушений социально-профессиональной адаптации приводят к развитию депрессивно-невротических расстройств личности. В системе «помогающих» профессий весьма значима проблема не только сохранения эмоциональной и личностной вовлечённости специалистов, необходимо понимание личностных факторов профилактики эмоционального выгорания, как одного из проявлений профессиональной деформации личности. При обширном диапазоне исследований синдрома эмоционального выгорания личности недостаточно изучен экзистенциальный уровень данной проблемы. В то же время, возрастает необходимость обращения исследователей к изучению динамики, нелинейности и обратимости тенденций эмоционального выгорания, вариативности индивидуальных особенностей развития синдрома в контексте экзистенциальной позиции личности.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что исследованием синдрома «выгорания» у медицинских работников занимались такие ученые, как О.И. Бабич, Н.В. Богатырев, Н.Е. Водопьянова, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк, Е.С. Старченкова, С.В. Филина, В.В. Лукьянов и др. В работах авторов изучаются социально-психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников.
М.Б. Родионова изучала роль процессуальной мотивации в развитии синдрома выгорания. Ю.В. Бессонова, Е.О. Лазебная определяли в своих исследованиях ценностные предпосылки профессионального выгорания субъекта труда. В.М. Волобаев изучал детерминанты развития профессионально-личностных деформаций медицинских работников и педагогов, работающих в зоне техногенной катастрофы. В.В. Лукьянов исследовал личностные детерминанты посттравматического стрессового расстройства у представителей профессий экстремального профиля.
Несмотря на изученность синдрома выгорания в иностранной литературе и на представленность данной проблематики в отечественной психологии, вопрос о причинах выгорания и психологических механизмах, лежащих в основе данного синдрома, остается открытым. В связи с этим наблюдается недостаточная разработанность в литературе вопроса самоактуализации как личностного ресурса в условиях синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Сегодня нужны новые подходы в решении проблемы прогнозирования дезадаптивных состояний. Поэтому принципиально важным для успешной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания является вопрос о личностных факторах, способствующих и препятствующих его возникновению и развитию.
Возникает необходимость организации целенаправленной работы по изучению роли самоактуализации, поскольку структурные компоненты самоактуализации являются важным показателем зрелости личности, отчего во многом зависит ее успешность в процессе профессиональной деятельности.
Исходя из этого, проблема нашего исследования заключается в том, что недостаточно сведений о том, каким образом взаимосвязан процесс самоактуализации личности с синдромом эмоционального выгорания.
Цель исследования - определить роль самоактуализации в профилактике синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Объект исследования - самоактуализация личности медицинских работников.
Предмет исследования - самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Гипотеза исследования: личностными ресурсами профилактики синдрома эмоционального выгорания выступают такие показатели самоактуализации, как интернальный локус контроля, положительное самопринятие, высокий показатель жизнестойкости, развитие ценностно¬смысловой сферы; несформированность данных компонентов способствует нарастанию эмоционального напряжения и формированию синдрома эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к пониманию синдрома эмоционального выгорания в психологии.
2. Изучить разработанность понятия «самоактуализация» в отечественной и зарубежной психологии.
3. Определить особенности самоактуализации у медицинских работников с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Разработать и оценить эффективность программы профилактики, направленной на развитие компонентов самоактуализации, и способствующей снижению риска формирования синдрома эмоционального выгорания.
Теоретико-методологической основой исследования стали: системный подход П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др.; подходы к изучению самоактуализации (А. Маслоу. К. Роджерс, Г. Олпорт, Е.Е. Вахромов, С.А Наличаева), концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы синдрома эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.В. Бойко, А.С. Обознов, В.В. Лукьянов, И.Е. Сороколетова).
В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; t- критерий Стьюдента; критерий ф* - угловое преобразование Фишера), методы интерпретации.
Используемые методики:
1. Опросник «Профессиональное выгорание» (К. Маслач, С. Джексон, модификация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой)- предназначен для оценки для оценки сформированности симптомов выгорания у медицинских работников.
2. Тест самоактуализации (САТ) (Э. Шостром, в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) - использовался для изучения структурных компонентов самоактуализации.
3. Опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.) - использовался с целью изучения выраженности локуса контроля.
4. «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптирован Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой) - проводился с оценки способности и готовности медицинских работников активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степени уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.
Результаты психодиагностических методик дополнялись и уточнялись с помощью малоформализованных методик: беседа, наблюдение.
Исследование проводилось на базе ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области», г. Белгород. Выборку составили 40 врачей в возрасте от 40 до 50 лет, стаж работы 15-20 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Синдром выгорания проявляется в процессе профессиональной деятельности человека; он снижает эффективность его труда, вносит дискомфорт в естественный ход его обыденной жизни и т.д. Теоретические и прикладные исследования выгорания ведутся относительно автономно. Психологи изучают выгорание в основном как самостоятельный и относительно независимый феномен профессиональной деятельности, который не связан с другими её компонентами. Всё это существенно затрудняет концептуализацию данного понятия и побуждает специалистов к изучению выгорания с более широких психологических позиций.
В деятельности врача сложно и противоречиво переплетаются профессиональные, этические и психологические факторы. Вопрос о взаимодействии профессионального и этико-психологического моментов приобретает особую актуальность в современных условиях - в эпоху научно-технической революции.
Роль личностного фактора в медицине и здравоохранении- - научной, моральной и идейной вооруженности медицинского персонала - неуклонно возрастает. Актуальность развития врачебной этики и медицинской психологии обусловлена потребностями улучшения подготовки и воспитания медицинских кадров, социальными задачами здравоохранения и логикой развития этики как науки.
Наряду с глобальными проблемами, связанными с обеспечением здоровья населения, и специфическими профессиональными задачами в области социально-экономического развития, в здравоохранении существуют психологические проблемы организации среды лечебного учреждения.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой физическое, эмоциональное и умственное истощение у людей в профессиях системы «человек-человек» и проявляется довольно часто, требуя адаптации человека к психоэмоциональным нагрузкам, может приводить при длительном 77
или частом проявлении к развитию психоэмоционального перенапряжения.
Несмотря на изученность синдрома выгорания в иностранной литературе и на представленность данной проблематики в отечественной психологии, вопрос о причинах выгорания и психологических механизмах, лежащих в основе данного синдрома, остается открытым. В связи с этим наблюдается недостаточная разработанность в литературе вопроса самоактуализации как личностного ресурса в условиях синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации, наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач.
В акмеологии под самоактуализацией понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека в качестве специалиста в актуальные. Стоит отметить, что это происходит как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения. Самоактуализация рассматривается как необходимая форма продвижения человека к вершинам профессионализма и личностной зрелости в целом.
Снижение уровня самоактуализации, в первую очередь таких его параметров, как самоуважение, ценностная ориентация, опора на себя, взгляд на природу человека показателей до уровней, характеризующих несамоактуализирующуюся личность, способствует выгоранию. Личностным фактором, усиливающим симптомы выгорания, является экстернализация локуса контроля. Выгорание также провоцируется и поддерживается неэффективными стратегиями рабочего поведения.
Сегодня нужны новые подходы в решении проблемы прогнозирования дезадаптивных состояний, в частности прогнозирования динамики их индивидуально-личностных свойств в процессе работы. Поэтому принципиально важным для успешной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания является вопрос о личностных факторах, способствующих и препятствующих его возникновению и развитию.
По результатам исследования сформулируем выводы.
1. Синдром эмоционального выгорания является связанным с особенностями процессов самоактуализации личности. Это может выражаться в том, что изменение системы смыслов и ценностей личности ведет к тому, что психоэмоциональные затраты начинают превышать личностно значимый ожидаемый результат.
2. Врачи со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания склонны воспринимать время как разобщенное, диффузное, нарушено целостное видение прошлого, настоящего и будущего, наблюдается несогласованность жизненной перспективы, характерны негативные ожидания по отношению к будущему, в целом они не строят оптимистичных планов на будущее, демонстрируют низкий уровень жизнестойкости.
3. По мере формирования симптомов выгорания наблюдается более выраженное чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, обесцениванием собственной деятельности, результатов, снижением интереса к своей работе.
4. Медицинские работники с высоким уровнем выраженности эмоционального выгорания не склонны проявлять гибкость в поведении, взаимоотношениях с коллегами, способность мобильно и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
5. Врачи со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания в меньшей степени склонны оценивать себя положительно. Данная особенность усугубляется по мере утяжеления симптоматики синдрома эмоционального выгорания.
6. Врачи с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются замкнутостью, низкой контактностью, эмоциональным напряжением при взаимодействии с окружающими. Следует отметить, что данная особенность становится более выраженной по мере формирования синдрома эмоционального выгорания.
В связи с этим, нами была разработана программа профилактики, целью которой являлось развитие самоактуализации как личностного ресурса профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной программы. В результате проведённой психопрофилактической работы были получены результаты,
свидетельствующие об эффективности данной программы.
1. Выявлено, что у медицинских работников изменились показатели эмоционального выгорания. После проведения программы профилактики у испытуемых снизилось психоэмоциональное напряжение, повысилась профессиональная мотивация.
2. Программа профилактики способствовала положительной динамике показателей самоактуализации в группе респондентов, а именно: «компетентность во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «самопринятие», «контактность».
3. Врачи со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания более склонны брать ответственность за события в своей жизни. Наметилась положительная динамика в выраженности показателя по шкале интернальности в области достижений. Чем выше интернальность в области достижений, т.е. контроль над эмоционально положительными событиями, тем ниже уровень эмоционального выгорания у врача. Медицинские работники стали чаще демонстрировать ответственность в сфере межличностных отношений.
4. Врачи стали более позитивно оценивать свою жизнь, воспринимать ее как наполненную смыслом, интересную, эмоционально насыщенную.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: личностными ресурсами профилактики синдрома эмоционального выгорания выступают такие показатели самоактуализации, как
интернальный локус контроля, положительное самопринятие, высокий показатель жизнестойкости, развитие ценностно-смысловой сферы;
несформированность данных компонентов способствует нарастанию эмоционального напряжения и формированию синдрома эмоционального выгорания.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
2. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О.И. Бабич // Иркутск: ИПКРО, 2009. - 172 с.
3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 270 с.
4. Белоусов, О.С. Деонтология в медицине: в 2 т. Т.1. Общая деонтология / О.С. Белоусов, Н.П. Бочков, А.А. Бунатян. - АМН СССР - М.: Медицина,
2012. - 762 с.
5. Бессонова, Ю.В. Ценностные предпосылки профессионального
выгорания субъекта труда / Ю.В. Бессонова, Е.О. Лазебная // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова,
А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск, 2013. - С. 29-43.
6. Богатырев, Н.В. Понятие комплайенса и проблема измерения комплайенса / Н.В. Богатырев // Известие Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-2015. - № 116. - С. 260¬265.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. -105 с.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.
9. Бородулина, Е.М. Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагогов / Е.М. Бородулина, А.Г. Портнова, Е.С. Каган // Психологические исследования. - 2012. - №25. - Т.5. - С.9.
10. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2013. - 192 с.
11. Вахромов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной
педагогике и психологии / Е.Е. Вахромов - М.: Международная
педагогическая академия, 2001. -145 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 336 с.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Теория и практика противодействия синдрому выгорания / Н.Е. Водопьянова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск, 2013. - С. 294-324.
15. Волобаев, В.М. О феномене «выгорания» с позиции синдромного метода исследования / В.М. Волобаев // Психотерапия. - 2008. - № 7. -С. 56-57.
16. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т.- Курск, 2013. - 440 с.
17. Гафарова, Н.В. Роль личностных особенностей в профессиональной и социальной дезадаптации (на примере медицинских работников): автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Н.В. Гафарова. - Челябинск, 2012. - 24 с.
18. Грабе, М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени / М. Грабе. - М.,
2011. - 98 с.
19. Густелева, А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к «выгоранию» / А.Н. Густелева // Психология обучения. - 2015. - № 3. - С. 90-98.
20. Деркач, A.A. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях: (психолого-акмеологические основы) / А.А Деркач. - М.: Изд- во РАГС, 2015. - 152 с.
21. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 1. - С. 27 - 39.
22. Иванченко, В.А. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы /
В.А. Иванченко // Science Time. - №1 (13).- 2015. - С. 162-166.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 512 с.
24. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 752 с.
25. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен /
А.П. Катунин // Молодой ученый. -2016. - №9. - С. 243-246.
26. Кожевникова, Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации
социально-экономической депривации: автореф. дис....канд. психол. наук / Е.Ю. Кожевникова. - Краснодар, 2006. - 26 с.
27. Котова, Е.В. Социально-психологические факторы, обуславливающие синдром эмоционального выгорания / Е.В. Котова, С.В. Койвестонена // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 13-27.
28. Кравченко, А.В. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса / А.В. Кравченко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2015. - С.377-383.
29. Кулаков, С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств / С.А. Кулаков. - СПб.: Речь, 2007. - 294 с.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н Леонтьев - М.: Академия, 2013. - 121 с.
31. Лукьянов, В.В. К истории термина «выгорание» / В.В. Лукьянов, И.Е. Сороколетова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск,
2013. - С. 114-124.
32. Мальцева, Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: дис. ...канд. психол. наук / Н.В. Мальцева. - М., 2005. - 190 с.
33. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Вопросы психологии. -1978. - №4. - С. 45-87.
34. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
35. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 192 с.
36. Мохов, А.А. Конфликты в профессиональной деятельности врачей- стоматологов (психологические, этические и правовые аспекты) / А.А. Мохов, Е.В. Фомичев, О.Ю. Афанасьева. - Изд-во ВолГМУ, 2014. - 132 с.
37. Наличаева, С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога /
С.А. Наличаева, Л.Г. Дикая // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет. - Курск, 2013. - С. 124-144.
38. Обознов, А.А. Выгорание и увлеченность работой / А.А. Обознов, О.В. Иноземцева // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. - Курский государственный университет. - Курск, 2008. - С.100-107.
39. Обознов, А.А. Эмоциональная направленность как универсальный фактор
выгорания / А.А. Обознов, О.Н. Доценко // Выгорание и
профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова,
А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск, 2013. - С. 165-178.
40. Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - Выпуск № 4-1. - Т 18. - 2013. - С. 1337-1341.
41. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт - М: Смысл, 2002. - 464 с.
42. Орёл, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис.. д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. - Ярославль, 2005. -499 с.
43. Орёл, В.Е. Синдром выгорания и стилевые особенности поведения и
деятельности профессионала / В.Е. Орёл // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова,
А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск, 2013. - С. 243-256.
44. Петраш, М.Д. Психофизиологический компонент как ресурс профессионального развития медицинских работников [Электронный ресурс] / М.Д. Петраш // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2013. - N 6 (23) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru
45. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь. -2017. - Т. 4. - №3. - С.17-20.
46. Пискова, Д.М. Закономерности формирования профессионального выгорания / Д.М. Пискова, И.В. Михалец // Вестник высшей школы. - М.¬
2012. - № 6. - С. 36 - 41.
47. Полунина, О.В. К вопросу взаимосвязи профессионального выгорания и
увлеченности работой / О.В. Полунина // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова,
А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет.- Курск, 2013. - С. 256-270.
48. Плоткин, Ф.Б. Ещё раз о «синдроме эмоционального выгорания», или к проблеме материализации духа / Ф.Б. Плоткин // Наркология. - 2014. - Т.13. - №9. - С. 87-97.
49. Психотерапевтическая энциклопедия / Под. Ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 2012. -752 с.
50. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. - Самара, 2015. - 672 с.
51. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс - М.: Прогресс, 1998. - 480 с.
52. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2012. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
53. Родионова, М.Б Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников клинического профиля / М.Б. Родионова // Состояние и перспективы развития научных исследований в социальной, экономической и правовой сфере. - Тверь. - 2015. - С. 145-151.
54. Святская, Е.Ф. Синдром эмоционального выгорания: факторы риска, профилактика / Е.Ф. Святская // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы III Международной научно¬практической конференции - Улан-Удэ. - 2015. - 272-274.
55. Сорокумова, Г.В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, профилактика / Г.В. Сорокумова // Работник социальной службы. -2012. - № 6. - С. 94 - 99.
56. Старченкова, Е.С. Особенности копинг-поведения на разных этапах
профессионализации / Е.С. Старченкова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. под ред. В.В. Лукьянова,
A. Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курский государственный университет. - Курск, 2013. - С. 338-350.
57. Старченкова, Е.С. Роль неконструктивного совладающего поведения в
развитии синдрома выгорания / Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов
коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред.
B. В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. - Курский государственный университет. - Курск, 2008. - С.82-100.
58. Филатова, Ю.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей палат интенсивной терапии терапевтических отделений // Ю.И. Филатова, М.В. Перфильева // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов. - 2014. - С. 116-117
59. Филина, С.В. Как «не сгореть» на работе / С.В. Филина // Вестник практической психологии образования. - 2005. - №2/3. - С. 58-62.
60. Филинберг, И. Н. Синдром эмоционального выгорания преподавателей и способы его устранения / И. Н. Филинберг, В. В. Васильева // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. - Новокузнецк: СибГИУ, 2016. - Вып. 19. - С. 140-145.
61. Филинберг, И.Н. Некоторые аспекты синдрома эмоционального выгорания преподавателей / И.Н. Филинберг, В.В. Васильева, Е.И. Косарева // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6. - С. 23-26.
62. Филиппченкова, С.И. Психологическая составляющая взаимодействия
врача и пациента: автореф. дис....д-ра психол. наук /
С.И. Филиппченкова. - М., 2013. - 87 с.
63. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57-64.
64. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. - Киев: Сфера, 2004. -272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ