СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
|
Введение 7
1 Структура и состав национальной безопасности государства
1.1 Финансовая безопасность, как основа безопасности национальной
экономики Российской Федерации 10
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансовой безопасности в
Российской Федерации 19
1.3 Угрозы и риски финансовой безопасности национальной экономики ... 24
2 Анализ влияния киберугроз на финансовую безопасность национальной экономики Российской Федерации
2.1 Оценка влияния киберугроз и кибермошенничества на финансовую
безопасность государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств 32
2.2 Анализ экономического ущерба финансовой системе государства от
киберугроз и кибермошенничества за период 2012-2017 гг 42
2.3 Повышение эффективности финансовой безопасности национальной
экономики Российской Федерации 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение 64
1 Структура и состав национальной безопасности государства
1.1 Финансовая безопасность, как основа безопасности национальной
экономики Российской Федерации 10
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансовой безопасности в
Российской Федерации 19
1.3 Угрозы и риски финансовой безопасности национальной экономики ... 24
2 Анализ влияния киберугроз на финансовую безопасность национальной экономики Российской Федерации
2.1 Оценка влияния киберугроз и кибермошенничества на финансовую
безопасность государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств 32
2.2 Анализ экономического ущерба финансовой системе государства от
киберугроз и кибермошенничества за период 2012-2017 гг 42
2.3 Повышение эффективности финансовой безопасности национальной
экономики Российской Федерации 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение 64
В настоящее время в системе национальной безопасности основной составляющей является именно финансовая безопасность, которая является фундаментальной основой экономической эффективности, стабильности и независимости государства, способствует усилению позиций страны на международной арене. Господствующее положение финансов в современном мировом сообществе, обусловленное глобализацией, либерализацией, ростом мобильности и значения финансовых отношений и ослаблением государственного контроля над ними, объясняет главенствующую роль финансовой составляющей в системе национальной безопасности.
Национальные экономики в современном мире главным образом управляются финансовым способом посредством финансовых механизмов, финансовых рычагов и финансовых стимулов в финансовых целях.
Современные трансформационные процессы в международной и национальной экономике обуславливают повышение рисковой и кризисной составляющих в финансовых отношениях на всех уровнях (межгосударственном, внутригосударственном, корпоративном и частном), что в свою очередь способствует распространению кризисных явлений на все составляющие экономики страны.
Следует отметить и тот факт, что в условиях усиления современного противостояния экономики Российской Федерации и международного сообщества, ужесточения антироссийских санкций, система государственных финансов России не достаточно устойчива, подвержена дестабилизирующему воздействию мировых финансовых систем, что особо актуализирует проблему обеспечения финансовой безопасности страны.
Одной из важнейших и глобальных проблем обеспечения финансовой безопасности стран всего мирового сообщества в целом и России в частности является защита от финансовых преступлений в киберпространстве. Именно в киберпространстве осуществляется преобладающая часть финансовых операций, экономика и финансовые операции стран переведены в цифровую систему, операции мгновенны, расчёты безналичны, финансовые средства и информация в основной доле находятся в цифровом виде. Финансовые последствия киберпреступлений носят глобальный характер и многомиллиардный экономический ущерб.
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы обеспечения финансовой безопасности национальной экономики Российской Федерации, что в свете глобальной информатизации и возрастания киберугроз требует разработки новых механизмов её обеспечения.
Цель предлагаемой работы - разработать мероприятия по повышению финансовой безопасности национальной экономики Российской Федерации на основе её состояния и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели в работе целесообразно решить следующие задачи:
7. Рассмотреть финансовую безопасность, как основу национальной безопасности экономики Российской Федерации.
8. Изучить систему нормативно-правового обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
9. Определить угрозы и риски финансовой безопасности национальной экономики.
10. Оценить влияние киберугроз и кибермошенничества на финансовую безопасность государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.
11. Проанализировать экономический ущерб финансовой системе государства от киберугроз и кибермошенничества за последние 5 лет.
12. Предложить мероприятия по повышению финансовой безопасности национальной экономики России.
Объектом исследования в работе является финансовая безопасность национальной экономики Российской Федерации в современных условиях.
Предмет исследования - состояние и перспективы развития финансовой безопасности национальной экономики.
В процессе проведенного исследования применялся метод сбора и обработки информации, анализа статистических и аналитических данных и обзоров.
Логика исследования отражена в структуре работы, в которой поставленные задачи объединены по направлениям. Результаты решения соответствующего круга задач представлены в двух разделах работы, каждый из которых отражает результаты теоретического и практического направлений проведенного исследования.
В первом разделе работы реализовано теоретическое направление исследования, рассмотрены структура и состав национальной безопасности государства.
Второй раздел отражает результаты разработки мероприятий по повышению финансовой безопасности с учетом оценки влияния киберугроз на финансовую безопасность.
На мой взгляд, новизна предлагаемой работы определяется комплексностью, тем, что в результате предложены направления повышения финансовой безопасности не только в традиционном аспекте, но и многоуровневой (государственной, корпоративной и частной) системы финансовой безопасности от киберпреступлений в информационном пространстве.
Практическое применение предложенного инструментария позволит повысить финансовую безопасность, как домашних хозяйств, так и корпоративного и государственного сектора.
Национальные экономики в современном мире главным образом управляются финансовым способом посредством финансовых механизмов, финансовых рычагов и финансовых стимулов в финансовых целях.
Современные трансформационные процессы в международной и национальной экономике обуславливают повышение рисковой и кризисной составляющих в финансовых отношениях на всех уровнях (межгосударственном, внутригосударственном, корпоративном и частном), что в свою очередь способствует распространению кризисных явлений на все составляющие экономики страны.
Следует отметить и тот факт, что в условиях усиления современного противостояния экономики Российской Федерации и международного сообщества, ужесточения антироссийских санкций, система государственных финансов России не достаточно устойчива, подвержена дестабилизирующему воздействию мировых финансовых систем, что особо актуализирует проблему обеспечения финансовой безопасности страны.
Одной из важнейших и глобальных проблем обеспечения финансовой безопасности стран всего мирового сообщества в целом и России в частности является защита от финансовых преступлений в киберпространстве. Именно в киберпространстве осуществляется преобладающая часть финансовых операций, экономика и финансовые операции стран переведены в цифровую систему, операции мгновенны, расчёты безналичны, финансовые средства и информация в основной доле находятся в цифровом виде. Финансовые последствия киберпреступлений носят глобальный характер и многомиллиардный экономический ущерб.
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы обеспечения финансовой безопасности национальной экономики Российской Федерации, что в свете глобальной информатизации и возрастания киберугроз требует разработки новых механизмов её обеспечения.
Цель предлагаемой работы - разработать мероприятия по повышению финансовой безопасности национальной экономики Российской Федерации на основе её состояния и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели в работе целесообразно решить следующие задачи:
7. Рассмотреть финансовую безопасность, как основу национальной безопасности экономики Российской Федерации.
8. Изучить систему нормативно-правового обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
9. Определить угрозы и риски финансовой безопасности национальной экономики.
10. Оценить влияние киберугроз и кибермошенничества на финансовую безопасность государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.
11. Проанализировать экономический ущерб финансовой системе государства от киберугроз и кибермошенничества за последние 5 лет.
12. Предложить мероприятия по повышению финансовой безопасности национальной экономики России.
Объектом исследования в работе является финансовая безопасность национальной экономики Российской Федерации в современных условиях.
Предмет исследования - состояние и перспективы развития финансовой безопасности национальной экономики.
В процессе проведенного исследования применялся метод сбора и обработки информации, анализа статистических и аналитических данных и обзоров.
Логика исследования отражена в структуре работы, в которой поставленные задачи объединены по направлениям. Результаты решения соответствующего круга задач представлены в двух разделах работы, каждый из которых отражает результаты теоретического и практического направлений проведенного исследования.
В первом разделе работы реализовано теоретическое направление исследования, рассмотрены структура и состав национальной безопасности государства.
Второй раздел отражает результаты разработки мероприятий по повышению финансовой безопасности с учетом оценки влияния киберугроз на финансовую безопасность.
На мой взгляд, новизна предлагаемой работы определяется комплексностью, тем, что в результате предложены направления повышения финансовой безопасности не только в традиционном аспекте, но и многоуровневой (государственной, корпоративной и частной) системы финансовой безопасности от киберпреступлений в информационном пространстве.
Практическое применение предложенного инструментария позволит повысить финансовую безопасность, как домашних хозяйств, так и корпоративного и государственного сектора.
В заключении проведённого исследования целесообразно отразить его основные результаты, выводы и сформулированные предложения.
Фундаментальной частью экономической безопасности государства является финансовая безопасность, позволяющая стране эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политики в соответствии с национальными интересами.
В современных условиях роста угроз и рисков актуализируются вопросы совершенствования правового регулирования финансовой безопасности, которое необходимо осуществлять в соответствии с внутригосударственной стратегией финансовой безопасности, а также с учётом комплексного правового и финансово-экономического мониторинга в стране и мире.
Мировое развитие цифровой экономики и информационных технологий в спектре угроз финансовой безопасности выдвинуло на первый план киберугрозы и киберпреступления. Естественными причинами возникновения, существования и увеличения числа киберпреступлений являются совершенствование информационных технологий, расширение производства поддерживающих их технических средств и сферы их применения, возможность виртуальных форм расчётов как потенциальный объект преступного посягательства и все большая доступность подобных устройств.
Жертвами киберпреступлений являются как государство, так граждане и организации всех сфер деятельности, а основной целью кибератак является финансовая составляющая.
За 2017 год мировой ущерб от киберпреступлений составил 600 млрд долларов или 0,8% от мирового ВВП. Основными факторами роста ущерба от киберпреступлений являются совершенствование атак, расширение рынка киберкриминальных услуг и распространение криптовалют.
Наиболее активно используемым методом киберпреступлений в последние годы стали кибератаки с помощью вирусов-шифровальщиков. Наиболее частым объектом кибератак в России являются финансовые учреждения и банки.
Компании активно внедряют новые технологии для защиты своих ресурсов. Традиционные инструменты управления сетью и периметром уже малоэффективны. Следовательно, необходимо совершенствовать существующие стратегии, чтобы обеспечить максимальную защиту пользователей, приложений и данных.
Таким образом, основными факторами, обуславливающими необходимость повышения эффективности финансовой безопасности России от киберпреступлений, в современных условиях являются: развитие и повсеместное применение информационных технологий; переход экономики в цифровую сферу; бурный рост кибератак; огромный экономический ущерб от киберпреступлений.
На основе результатов теоретического и аналитического направлений исследования были сформулированы основные аспекты и предложения совершенствования финансовой безопасности Российской Федерации, включающие меры, как в рамках международного сотрудничества, так и внутренние меры государства.
В рамках мероприятий сферы международного сотрудничества необходимо:
- разработать, согласовать и принять новые стандарты регулирования финансовых институтов и рынков, отвечающие требованиям усиления регулирующей роли;
- провести реформу международных финансовых организаций, исключающих доминирование отдельных субъектов и государств, а отвечающих принципам справедливости в вопросах координации, контроля и надзора в сфере международных отношений;
- обеспечить стабильность мировой валютной системы за счёт образования новых резервных, наднациональных валют, антикризисных фондов, валютных инструментов сообществом стран и отдельными государствами;
- разрабатывать и реализовывать международные меры защиты от киберпреступлений.
Однако, в сложившихся современных относительно сложных геополитических взаимоотношениях России особую актуальность для страны приобретают внутригосударственные меры повышения эффективности финансовой безопасности национальной экономики.
Усовершенствованная финансовая безопасность России должна строиться на независимой, эффективной и конкурентоспособной финансово-кредитной сфере; сбалансированных финансах; ликвидных активах; достаточности денежных, валютных, золотых и прочих ресурсов.
В отмеченных условиях первостепенными являются задачи оздоровления российской финансово-экономической системы и разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
В качестве важнейшего мероприятия по оздоровлению рассматривается обеспечение стабильного экономического роста и предотвращение вывоза капиталов за границу.
Предложены мероприятия стратегии финансовой безопасности России, первостепенным из которых является сокращение и контроль доли привлечения иностранного инвестиционного капитала, а также обеспечение роста инвестирования национального капитала в экономику страны.
С целью обеспечения комплексной информационной безопасности на внутригосударственном уровне предложены мероприятия для каждого из секторов: государства, корпоративного и частного. Особо актуальны меры по формированию действенной системы оценки и мониторинга кибератак, создающие предпосылки своевременного и адекватного реагирования, а также нивелирования возникающих угроз. В рамках предложенных мероприятий защита от киберпреступлений рассматривается в качестве ключевого компонента эффективной политики финансовой безопасности.
Таким образом, задачи работы решены, а цель достигнута.
Фундаментальной частью экономической безопасности государства является финансовая безопасность, позволяющая стране эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политики в соответствии с национальными интересами.
В современных условиях роста угроз и рисков актуализируются вопросы совершенствования правового регулирования финансовой безопасности, которое необходимо осуществлять в соответствии с внутригосударственной стратегией финансовой безопасности, а также с учётом комплексного правового и финансово-экономического мониторинга в стране и мире.
Мировое развитие цифровой экономики и информационных технологий в спектре угроз финансовой безопасности выдвинуло на первый план киберугрозы и киберпреступления. Естественными причинами возникновения, существования и увеличения числа киберпреступлений являются совершенствование информационных технологий, расширение производства поддерживающих их технических средств и сферы их применения, возможность виртуальных форм расчётов как потенциальный объект преступного посягательства и все большая доступность подобных устройств.
Жертвами киберпреступлений являются как государство, так граждане и организации всех сфер деятельности, а основной целью кибератак является финансовая составляющая.
За 2017 год мировой ущерб от киберпреступлений составил 600 млрд долларов или 0,8% от мирового ВВП. Основными факторами роста ущерба от киберпреступлений являются совершенствование атак, расширение рынка киберкриминальных услуг и распространение криптовалют.
Наиболее активно используемым методом киберпреступлений в последние годы стали кибератаки с помощью вирусов-шифровальщиков. Наиболее частым объектом кибератак в России являются финансовые учреждения и банки.
Компании активно внедряют новые технологии для защиты своих ресурсов. Традиционные инструменты управления сетью и периметром уже малоэффективны. Следовательно, необходимо совершенствовать существующие стратегии, чтобы обеспечить максимальную защиту пользователей, приложений и данных.
Таким образом, основными факторами, обуславливающими необходимость повышения эффективности финансовой безопасности России от киберпреступлений, в современных условиях являются: развитие и повсеместное применение информационных технологий; переход экономики в цифровую сферу; бурный рост кибератак; огромный экономический ущерб от киберпреступлений.
На основе результатов теоретического и аналитического направлений исследования были сформулированы основные аспекты и предложения совершенствования финансовой безопасности Российской Федерации, включающие меры, как в рамках международного сотрудничества, так и внутренние меры государства.
В рамках мероприятий сферы международного сотрудничества необходимо:
- разработать, согласовать и принять новые стандарты регулирования финансовых институтов и рынков, отвечающие требованиям усиления регулирующей роли;
- провести реформу международных финансовых организаций, исключающих доминирование отдельных субъектов и государств, а отвечающих принципам справедливости в вопросах координации, контроля и надзора в сфере международных отношений;
- обеспечить стабильность мировой валютной системы за счёт образования новых резервных, наднациональных валют, антикризисных фондов, валютных инструментов сообществом стран и отдельными государствами;
- разрабатывать и реализовывать международные меры защиты от киберпреступлений.
Однако, в сложившихся современных относительно сложных геополитических взаимоотношениях России особую актуальность для страны приобретают внутригосударственные меры повышения эффективности финансовой безопасности национальной экономики.
Усовершенствованная финансовая безопасность России должна строиться на независимой, эффективной и конкурентоспособной финансово-кредитной сфере; сбалансированных финансах; ликвидных активах; достаточности денежных, валютных, золотых и прочих ресурсов.
В отмеченных условиях первостепенными являются задачи оздоровления российской финансово-экономической системы и разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
В качестве важнейшего мероприятия по оздоровлению рассматривается обеспечение стабильного экономического роста и предотвращение вывоза капиталов за границу.
Предложены мероприятия стратегии финансовой безопасности России, первостепенным из которых является сокращение и контроль доли привлечения иностранного инвестиционного капитала, а также обеспечение роста инвестирования национального капитала в экономику страны.
С целью обеспечения комплексной информационной безопасности на внутригосударственном уровне предложены мероприятия для каждого из секторов: государства, корпоративного и частного. Особо актуальны меры по формированию действенной системы оценки и мониторинга кибератак, создающие предпосылки своевременного и адекватного реагирования, а также нивелирования возникающих угроз. В рамках предложенных мероприятий защита от киберпреступлений рассматривается в качестве ключевого компонента эффективной политики финансовой безопасности.
Таким образом, задачи работы решены, а цель достигнута.
Подобные работы
- Финансовая система России: современное состояние и перспективы развития (Экономика, финансы и кредит, Академия Труда и Социальных Отношений)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Оценка влияния финансового рынка на экономическую безопасность национальной экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы развития спортивного детско-юношеского туризма в Красноярском крае
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Страхование как элемент системы финансовых отношений в экономике: становление и перспективы развития в РФ
Курсовые работы, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Генерирующие компании как субъект оптового рынка электроэнергии и мощности: трансформация взаимодействий
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - МИРОВЫЕ РЫНКИ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА НЕФТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Экономика Китая: состояние, перспективы развития и влияние на мировую экономику
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы развития мировой валютной системы
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018



