Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Популяризация гастрономической культуры в научно-познавательной журналистике

Работа №73295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-социальные аспекты гастрономики
1.1. Психология еды 7
1.2. Формирование гастрономических традиций (на примере русского этноса) 15
Глава 2. Гастрономическая тематика в современной системе журналистики
2.1. Специализированные гастрономические журналы 31
2.2. Фуд-контент в научно-популярной журналистике 43
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения

Актуальность данной работы состоит в том, что на данный момент наблюдается огромный спрос на гастрономическую тематику среди аудитории различных видов СМИ. Стоит отметить, что в блогосфере появляется большое количество кулинарных блогеров. И научно-популярная журналистика также начинает увеличивать контент фуд-материалов.
В этой работе впервые были исследованы гастрономические тексты в научно-популярных изданиях с точки зрения жанрообразования, красочности иллюстративных материалов. Также нами были проанализированы методы популяризации фуд-тематики в научно-популярных СМИ.
Цель работы - с помощью исследования выявить основные критерии и подходы в работе журналиста, пишущего на гастрономическую тему.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать литературу и источники по теме гастрономической журналистики;
- исследовать вопрос о психологии вкусовых предпочтений;
- изучить процессы формирования кулинарных традиций;
- провести мониторинг специализированных гастрономических изданий;
- выявить соотношение фуд-контента к материалам других тематик в научно-популярных изданиях;
- выявить, какие жанры преобладают в гастрономической тематике;
- по итогам исследования предложить стратегии ведения гастрономических и кулинарных разделов в научно-популярных изданиях.
Объектом исследования выступают российские научно-популярные издания, специализированные кулинарные журналы, экономические и lifestyle СМИ, а также материалы гастрономических блогов.
Предметом исследования стали приемы популяризации и специфика подачи журнальной информации с позиций гастрономической культуры.
Эмпирическая база включает в себя тексты изданий «Вокруг света», «Geo», «National Geographic», «Коммерсант», «Гастрономъ», «Хлеб соль», «Приготовь», «Наша кухня», «Домашняя кухня», «Jamie», «Афиша-Еда», «Cosmopolitan», «Elle», «Men’s health», художественные произведения Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, М.А.Булгакова, научно-популярные произведения и справочные пособия В.В. Похлёбкина а также материалы блогов Ники Белоцерковской, Эллы Мартино, Андрея Рудькова и ресторанного критика Бориса.
Мы установили хронологические рамки: 2015-2016 годы. За данный период мы анализировали издания «Вокруг Света», «Geo», «National Geographic», а также специализированные СМИ. Блоги были анализированы с начала 2016 года, поскольку их аудитория регулярно меняется. Соответственно, обновление контента происходит намного интенсивнее.
Методы исследования: работа с документами, мониторинг СМИ, контент-анализ, описание, - сравнение, лингвистический анализ, лингвокультурологический анализ, анализ и синтез.
Подобных исследований на сегодня крайне мало, однако данной темой занимались П.П. Буркова («Кулинарный рецепт как особый тип текста:На материале русского и немецкого языков»), М.В. Капкан («Феномен гастрономической культуры»), О.А. Дормидонтова («Гастрономическая метафора как средство концептуализации мира»), Т.Н. Куренкова(«Лексико-семантическое поле "Еда" в произведениях Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М.А.Булгакова»), С.А.Кириленко («Культура еды как трансформация телесного опыта: европейская традиция»).
Термин «гастрономическая журналистика» входит в научный обиход, так как в сетевом пространстве обсуждаются массмедиа-тексты, рассказывающие о еде, традициях потребления пищи. Автор данной работы опирался на труды в области теории и практики журналистики, исследования по социологии и психологии журналистики, аудитории СМИ: И.Н. Блохина, А.А. Тертычного, А.Н. Тепляшиной, Г.Н. Лазутиной, Г.С. Мельник, Е.П. Почкай, З.Ф. Хубецовой, Л.Г. Свитич, С.Г. Корконосенко.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что нынешние СМИ только начинают осваивать новую для себя гастрономическую тематику. В связи со стремительно возросшей популярностью данного сегмента человеческой жизни, издания разной направленности, в основном научно-популярные, активно внедряют фуд- контент. Нужно учитывать, что современное общество - общество потребления. Таким образом, СМИ должны помогать аудитории разбираться в многообразии гастрономических культур, в здоровом и правильном питании. Издания могут освещаться тему еды через призму трэвел- журналистики, этнических материалов, туризма, медицины и организации здорового образа жизни, культуры, этикета. Данное исследование показывает, что на нынешнем этапе отечественная гастрономическая журналистика не справляется со своими функциями в полной мере. У российских журналистов и изданий ещё не сложилась единая система оценок ресторанного бизнеса. И дипломная работа предлагает способы, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
Результаты данного исследовании были апробированы в рамках международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», которая проходила 9-11 марта 2016 года в Санкт- Петербургском Государственном Университете. По теме ВКР опубликованы тезисы «Гастрономическая тематика в современной журналистике» (http:ZZjf.spbu.ru/studkonf76201.html).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы (всего четыре параграфа), заключения, списка литературы и приложений. Первая глава «Психолого-социальные аспекты гастрономики» является обзором литературы. В параграфе «Психология еды» мы выявляем значение процесса потребления пищи для человека, какие биологические и психологические функции реализует еда, а также касается этнопсихологических аспектов в организации гастрономических мероприятий. Далее в параграфе «Формирование гастрономических традиций» мы выясняем, как в историческом контексте происходило развитие кулинарных обрядов и традиций на примере русского этноса. Вторая глава непосредственно относится к изучению гастрономической тематики в современных СМИ. В параграфе «Специализированные гастрономические журналы» мы описываем различные кулинарные журналы, какие жанры в них представлены, как происходит воздействие на аудиторию. Также мы исследуем тексты в lifestyle-изданиях.
В заключительном параграфе «Основные жанры фуд-текстов в научно-популярной журналистике» мы ищем отличия или сходства с текстами специализированных изданий, выявляем методы популяризации. В заключении даются выводы по исследованиям. Список литературы составляет 56 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была сделана попытка исследовать место гастрономической культуры в научно-познавательных СМИ и предложить стратегии улучшения работы ресторанных критиков и гастрономических журналистов.
Еда и гастрономическая культура идут рука об руку с человеком на протяжении всей его жизни. Задача журналистики - просвещать аудиторию, охватывая все области её интересов. На данный момент гастрономика особенно популярна. Современное общество - общество потребления. СМИ должны помогать своим читателям ориентироваться и разбираться в изобилии мест общественного питания и гастрономических культур.
При решении задачи об исследовании вопросов о психологии питания и формировании вкусовых предпочтений в работе показано следующее:
- помимо физиологических функций, еда несёт в себе ряд других. Таких, как коммуникативная, социальная, культурологическая и т.д.;
- вкусовые предпочтения русского этноса менялись и прошли несколько этапов развития. Большое влияние оказала западноевропейская культура;
- ресторанный бизнес зародился ещё во времена Древней Руси. Переломным моментом в развитии мест общественного питания стала глобализация и появление фастфуда.
Задачи, поставленные в начале исследования, в целом выполнены. Мы сделали вывод, что ресторанный критик и гастрономический журналист обязаны знать психологию питания и историю ресторанного бизнеса. По нашему мнению, исторический опыт и подкованность в психологических знаниях помогут журналистам более глубоко и детально изучать процессы, происходящие в гастрономической системе.
Также нами была поставлена задача провести мониторинг специализированных кулинарных СМИ. Мы выяснили, что они делятся на журналы для домохозяек и издания о гастрономической культуре и бизнесе.
Журналы для домохозяек - это сборники рецептов, напоминающие по своему формату домашнюю поваренную книгу.
Издания о гастрономической культуре и бизнесе - это полноценные медиапродукты с широким разнообразием жанров, профессиональными иллюстративными материалами. Такие журналы рассчитаны как на профессионалов из кулинарного мира, так и на широкую аудиторию.
Перед нами стояла задача провести анализ научно-популярных изданий на предмет наличия фуд-контента и способов популяризации гастрономической культуры. Мы выяснили, что среди крупнейших научно-познавательных журналов больше всего освещает гастрономическую культуру издание «Вокруг света». На примере материалов этого журнала мы сделали вывод, что фотографии и инфографика являются инструментом популяризации гастрономики. Иллюстративные материалы выполнены в теплых, солнечных оттенках. Фотографии несут положительный характер и создают доброжелательный настрой у читателей. Тогда как в «National Geographic» фуд-контент имеет либо отрицательный оттенок, либо написан научным языком. Это отталкивает аудиторию.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задача. На основе дипломной работы мы смогли сформулировать стратегии совершенствования гастрономических блоков в научно-популярных журналах.
Наша работа позволяет сделать вывод, что гастрономические журналисты должны писать на кулинарные темы понятным для массового читателя языком, активно сотрудничать с фотографами и дизайнерами для привлечения внимания к фуд-контенту. На наш взгляд, выигрышный жанр для гастрономической темы - это путевой очерк. Специализированные гастрономические журналы и «Вокруг света» публикуют красочные и информативные путевые очерки, рассказывая о тех или иных местах сквозь кулинарную призму. Это позволяет читателям узнать как об исторических достопримечательностях, так и о культуре.



1. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. Санкт- Петербургский государственный Университет, 2013.
2. Боннер-Смеюха В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов- на-Дону, 2012.
3. Булгаков М. Собачье сердце, М. Нигма, 2015.
4. Буркова П.Кулинарный рецепт как особый тип текста: на материале русского и немецкого языков, СГУ, 2004.
5. Волкова В., Газанджиев С., Галкин С., Ситников В. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.
6. Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики. СПб., 2011.
7. Гиляровский В. Москва и москвичи/Трактиры//Собр. Соч. в 4-х т. М.: Правда, 1989.
8. Гоголь Н. Старосветские помещики, М. Детская литература, 2011.
9. Гончаров И. Обломов. С-Пб. Лениздат, 2014.
10. Гришанина А.Н . Духовные потребности личности в современном медиапространстве // Известия Южного федерального ун-та. Филологические науки. Ростов-на-Дону, 2010. № 4.
11. Добросклонская Т. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.
12. Долешаль У., Китайгородская М. и др. Еда по-русски в зеркале языка. М., РГГУ, 2013.
13. Дормидонтова О. Гастрономическая метафора как средство концептуализации мира. Тамбов, ТГУ им.Державина, 2011.
14. Журналистика в сфере досуга / под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПбГУ, 2012.
15.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М.:Институт русской цивилизации, 2014.
16. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. А.В. Западова. М., 1973;
17. Капкан М. Феномен гастрономической культуры, УГУ им.Горького, 2010;
18. Катенева И. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ. Новосибирск, 2010.
19. Кириленко С. Культура еды как трансформация телесного опыта: европейская традиция. СПб., СПбГУ, 2002.
20. Колесниченко А. Зарубежные исследования аудитории прессы. М., 2009.
21. Кон И. Социология личности. М., 1997.
22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.
23. Красных В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.:Гнозис, 2001.
24. Куренкова Т. Лексико-семантическое поле "Еда" в произведениях Н.В.Гоголя, А.П. Чехова, М.А. Булгакова. Казань, КГУ, 2008.
25. Лазутина Г., Распопова С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.
26. Липинская В. Адаптивно-адаптационные вопросы в народной культуре питания русских/Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001.
27. Лопатухина И. ГгоРаб еды. Психология стройности. М.:Феникс, 2014.
28. Мансурова В. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002.
29. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб.: Питер, 2008.
30. Мироненко Н. Эволюция рынка глянцевой прессы в России // Журналы России. М., 2004.
31. Почкай Е. П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. СПб, 2000.
32. Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. Курсовая и дипломная работа в учебном процессе. СПб., 1996.
33. Похлёбкин В. Из истории русской кулинарной культуры. М.:Центрполиграф, 2002.
34. Проблемы жанров в журналистике: сб. статей / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова // отв. ред. А. Я. Гребенщиков. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968;
35. Пронин Е.П. Психология журналистского творчества. М., 2003.
36. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2012.
37. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия:журналист. М.:Аспект Пресс, 2012.
38. Свитич Л. Г. Социология журналистики. М.: ИМПЭ им. Грибоедова, 2005.
39. Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. - СПб., 2011.
40. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики. СПб, 2002.
41. Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelka Press, 2014.
42. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2014.
43. Тепляшина А. Н. Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии. Вестник Томского госуниверситета. Филология. 2015. №2 (34).
44. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход //. М. : Гендальф, 1998.
45. Типология печати: проблемы теории и практики / Под ред. Б.Я. Мисонжникова, С.В.Смирнова, Г.Н.Мельник. СПб, 2008.
46. Философские пиры Петербурга: материалы конференций 1999 и 2002 гг. СПб., СПбГУ, 2006.
47. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.:РОССПЭН, 2001.
48. Ценностные ориентиры современной журналистики. [Сб. статей] /Пензенский Государственный Университет; [отв. ред. Е.К.Рева]. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.
49. Ямпольская Р. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестник Моск. университета. Серия 10. М., 1995.
Справочные издания:
50. Большой кулинарный словарь // http://slovo.yaxy.ru/64.html
51. Большой энциклопедический словарь // М.,1997.
52. Большой академический словарь русского языка // М., СПб. 2006.
53. Краткий словарь исторических терминов / под ред. К.В. Ломакина // http:// slovo.yaxy.ru/ 85.html.
54. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова // М.: 2008.
55. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Ильичёва Л. Ф., Федосеева П. Н., Ковалёва С. М., Панова В. Г. // М.:1983.
56. Etymology Dictionary Дугласа Харпера // URL: http://www.etymonline.com.
Список электронных анализируемых источников:
- http://www.nat-geo.ru/
- http://www.geo.ru/
- http://www.vokrugsveta.ru/
- http://www.cosmo.ru/
- http://www.elle.ru/
- http://www.mhealth.ru/
- http://www.jamiemagazine.ru/
- http://www.breadsalt.ru/
- http://www.kommersant.ru/
- http://andychef.ru/recipe/
- https ://www.instagram .com/belonika/?hl=ru
- http://borisstars.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ