Введение 3
1. Теоретические основы системы общественного питания и качество услуг в ней 7
- Понятия, категории и сущность ресторанного бизнеса 7
- Культура обслуживания как приоритетное направление повышения
качества услуг предприятий питания 15
- Возможности повышения качества услуг и продукции ресторана 22
- Экономический анализ деятельности предприятия ООО «ТИСА-М» 41
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 41
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 45
2.3. Анализ качества обслуживания на предприятии 58
3. Разработка проекта по совершенствованию качества услуг на предприятии общественного питания 65
3.1. Основные направления совершенствования качества услуг в ресторанном
бизнесе 65
3.2. Экономическое обоснование проекта повышения качества услуг на пред¬приятии общественного питания 88
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 97
Заключение 102
Список использованных источников 116
Приложения 121
Сфера питания является наиболее конкурентоспособной в рыночной экономике России. Большое количество малых и средних предприятий питания вынуждает конкурентов постоянно совершенствовать организацию обслуживания, создавать новые конкурентные преимущества, повышать эффективность коммуникационных процессов.
Эффективность деятельности предприятий питания в большой степени зависит от правильной стратегии обслуживания клиентов и создает дополнительные конкурентные преимущества. Именно комплекс мероприятий по совершенствованию обслуживания клиентов в сфере питания является залогом успешной деятельности ресторана.
Немаловажным фактором повышения эффективности обслуживания клиентов является культура обслуживания, направленная на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений. Культура обслуживания диктуется политикой предприятия, поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других мероприятий.
Культура обслуживания вырабатывается каждым предприятием. Проявление высокой культуры обслуживания определяется через поведение персонала, который четко знает, как действовать в любой ситуации и что от него ожидают клиенты и руководство, а также тем, что высокая культура делает всех работников целеустремленными и заставляет с уважением относиться к своему предприятию.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного обоснования методов и инструментов, направленных на совершенствование организации обслуживания клиентов предприятий общественного питания.
В целом ресторанный бизнес напрямую зависит от уровня расходов своих клиентов. В последнее время меняется само содержание понятия «конкурентоспособность» - односложное определение, связанное, прежде всего, с ценой, уступает место комплексному, в рамках которого такие характеристики, как качество, индивидуальный подход, профессионализм и уникальность приобретают особую ценность. Для предприятий общественного питания источником поступления денежных средств является клиент. Предприятия должны уметь привлекать клиентов, добиваться их лояльности и всячески стимулировать расходы на приобретение ими услуг. В будущем ресторанный бизнес все больше будет ориентироваться на привлечение повторных клиентов и стимулировать дополнительные расходы с их стороны, предлагая широкий ассортимент блюд и напитков и высокую культуру обслуживания, которая в условиях высокой конкуренции на рынке ресторанных услуг является важным фактором развития ресторанного бизнеса.
В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики). В тоже время ресторанный бизнес таит в себе много опасностей для потенциальных инвесторов - в России пока еще отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес и формировать высокую культуру обслуживания предприятий ресторанного бизнеса.
Таким образом, целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению совершенствованию качества продукции и услуг на примере ООО «ТИСА-М».
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы системы общественного питания (ресторанного бизнеса) и обосновать необходимость повышения культуры обслуживания в данной сфере;
- предоставить организационно-экономическую характеристику и проанализировать основные показатели деятельности ООО «ТИСА-М»;
- провести анализ качества обслуживания ООО «ТИСА-М»;
- разработать предложения по совершенствованию культуры обслуживания ООО «ТИСА-М» и оценить их эффективность.
Объект исследования - предприятие ООО «ТИСА-М».
Предмет исследования - качество услуг и продукции на предприятии ООО «ТИСА-М».
Исходными теоретическими положениями исследования являются:
1) общая теория общественного питания (ресторанного бизнеса), разработанная в трудах российских и зарубежных ученых, в том числе переведенных в нашей стране;
2) статьи по тематике общественного питания (ресторанного бизнеса);
3) исследования, прямо или косвенно затрагивающие общественное питание (ресторанный бизнес).
Вопросы, связанные с регламентацией деятельности предприятия общественного питания отражены в следующих ГОСТах: ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий».
Практическая значимость результатов, полученных нами, могут использоваться рассматриваемым ООО «ТИСА-М»,в качестве рекомендаций по совершенствованию культуры его ресторанного обслуживания, повышению товарооборота и конкурентоспособности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность, определены цели и задачи дипломного проекта.
В первой главе приводится понятие, и определяются категории и сущность ресторанного бизнеса, процесс обслуживания клиентов ресторана, а также рассматривается культура обслуживания общественного питания.
Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика, и анализируются основные показатели деятельности ООО «ТИСА-М».
В третьей главе предложения по совершенствованию услуг обслуживания в ООО «ТИСА-М», а также оценивается эффективность рекомендаций по совершенствованию.
В заключении подводятся итоги проведенному в работе исследованию.
На сегодняшний день общественное питание в России является важной частью пищевой промышленности, призванной обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания и услугами. На долю общественного питания приходится почти треть продовольственного товарооборота страны.
Успех предприятия ресторанного бизнеса во многом определяется его концепцией.
Успешная ресторанная концепция - это свод неких правил, соблюдение которых раскрывает идею заведения и обеспечивает его стабильное развитие. В концепции отражается взаимосвязь названия, дизайна, ценовой политики, меню, способов продвижения и ряда других показателей, важных в работе предприятий питания.
Сегодня ресторанный бизнес бурно развивается и постоянно нуждается в квалифицированных кадрах.
Культура обслуживания вырабатывается каждым предприятием. Про-явление высокой культуры обслуживания, определяется через поведение персонала, который четко знает, как действовать в любой ситуации, и что от него ждут клиенты, руководство, а также высокая культура делает работников целеустремленными и заставляет с уважением относится к своему пред-приятию.
Методы анализа культуры и качества обслуживания очень важны для предприятий сферы услуг.
Доведённая до автоматизма система обслуживания клиентов, в которой трудится неравнодушный и внимательный персонал - это громадное конку-рентное преимущество предприятия сферы услуг, которое позволяет сконцентрироваться на качестве обслуживания и является дополнением для решения проблемы сбыта, а также сформировать группу постоянных удовлетворенных потребителей услуг предприятия.
На исследуемом предприятии ООО «ТИСА-М» были решены следующие задачи:
- изучены понятия и сущность системы общественного питания и качество услуг в ней;
- рассмотрена культура обслуживания как приоритетное направление повышения качества услуг предприятий питания;
- проведён анализ организационно-экономической характеристики предприятия, а также его финансово-хозяйственной деятельности;
- разработан проект по совершенствованию качества услуг на предприятии общественного питания.
Основной целью деятельности ООО «ТИСА-М» является осуществление торгово-хозяйственной деятельности, направленной на получение при- были.Предметом деятельности является: деятельность баров, ресторанов, такси, розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах.
В ходе написания дипломного проекта было выяснено, что наблюдается общая положительная тенденция увеличения размера выручки от продаж на 2192 тыс. руб. (на 15,9 %) за весь период.
В целом, можно отметить, что ООО «ТИСА-М» является эффективно функционирующим предприятием, расширяет ассортимент продукции, номенклатуру предоставляемых потребителям услуг, повышает качество продукции и обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику), имеет положительный финансовый результат.
Наблюдается тенденция снижения удельного веса оборотных активов в общей структуре баланса с 55,78 % в 2014 году до 53,58 % в 2015 году. В 2014 году отмечался рост доли оборотных активов в общей сумме имущества предприятия.
Выявленная закономерность вызвана уменьшением доли основных средств в 2014 году на 7,57 процентных пункта под влиянием их износа. В
103 структуре оборотных активов наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность, причем отмечается рост удельного веса дебиторской задолженности, доля запасов снижается.
Величина краткосрочных обязательств организации намного меньше величины оборотных средств в течение всего периода. Это также является положительным для ООО «ТИСА-М», так как свидетельствует о том, что организация способна удовлетворить требования кредиторов по краткосрочным займам за счет оборотных средств.
На основании рассчитанных значений показателей ликвидности можно сделать выводы о платежеспособности предприятия ООО «ТИСА-М» за период с 2013 по 2015 годы.
На основании рассчитанных значений коэффициентов финансовой устойчивости можно сделать определенные выводы о финансовой устойчивости предприятия.
Наблюдается общая тенденция снижения значения коэффициента финансирования за весь рассматриваемый период. Однако, его значение выше нормативного, это говорит о том, что величина собственных средств превышает заемный капитал.
За весь рассматриваемый период наблюдается общая тенденция снижения коэффициента оборачиваемости активов и коэффициента оборачиваемости текущих активов на 0,458 (на 14 %) и на 1,645 (24,25%) соответствен¬но, что свидетельствует о снижении эффективности использования активов и текущих активов.
Рентабельность активов за период с 2013 по 2014 годы снизилась на - 0,422, и в 2014 году на 1 рубль вложенных средств приходилось 19,1 копеек прибыли, что говорит о снижении эффективности использования имущества организации. С 2014 по 2015 годы наблюдается значительное снижение рентабельности на 4,0759, и в 2015 году на 1 рубль вложенных средств приходи¬лось 15,447 копеек прибыли, что связано со снижением эффективности использования имущества.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что сильные стороны ООО «ТИСА-М» и возможности среды позволят компании преодолеть её слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. Таким образом, ООО «ТИСА-М» является стабильным конкурентоспособным предприятием. Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, имеет достаточно высокую ликвидность и рентабельность производства.
Клиентоориентированность в деятельности предприятия диктует необходимость внесения изменений, вслед за изменением рыночной ситуации и запросов потребителей, в маркетингову политику предприятия посредством дифференциации, что позволит предприятию и дальше удерживать рыночные позиции, получать лояльных покупателей, формировать конкурентные преимущества.
Таким образом, требуется совершенствование качества обслуживания в ООО «ТИСА-М», т. к. выявленные недочеты не влияют на удовлетворенность клиентов.
В рамках проекта приобретается возможность вместо привычного меню предлагать клиентам продвинутый сервис - электронное меню, в том числе и в ночном клубе за счет использования интерактивной барной стойки.
С помощью приложения посетителям ресторана станет легче и проще делать заказ. Каждое блюдо в меню сопровождается описанием и фотографиями. Вся информация доступна легким нажатием пальца, и совсем не обязательно быть продвинутым пользователем ПК.
Источниками инвестирования для приобретения планшетов, барной интерактивной стойки будут собственные средства, т.е. нераспределенная прибыль предприятия.
Сумма первоначальных инвестиционных вложений в проект представ¬лены 2550 тыс. руб.
Также будет экономия от перепечатки меню ежегодно минимум на 270 тыс. руб. (по оценке затрат на данную статью в 2015 г.).
Предприятием по итогам реализации проекта может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков NPV в размере 2117,16 тыс. руб. по итогам 6 лет реализации проекта.
Внутренняя норма дохода предлагаемого инвестиционного проекта достаточно высокая для предприятий данной отрасли (55,75%) и выше принятой нормы дисконта (25%), что положительно характеризует проект.
Таким образом, реализация проекта выгодна с точки зрения возврата инвестиций, получения дополнительной прибыли, расширения ассортимента услуг, укрепления его позиций на рынке, формирования конкурентных преимуществ, более эффективного использования резервов и сокращения издержек.
Преимущества внедрения электронного меню: увеличение прибыли; посетителям проще и удобнее сделать заказ; как следствие - увеличивается количество заказываемых блюд; повышение качества обслуживания; уменьшается время принятия и обработки заказа; как следствие - повышается лояльность клиентов; повышенный интерес к обслуживанию; электронное меню привлечет новых клиентов, которым любопытно все новое; удобство обновления ассортимента и цен. Для внесения изменений в меню не надо ничего заново печатать, достаточно пары кликов.
Дополнительные возможности электронного меню: возможность оставить отзыв о качестве обслуживания, вызова официанта к столику, полный анализ и статистика заказываемых блюд, удалённый контроль за работой, проведение рекламных акций.
При оценке основных показателей деятельности предприятия по итогам реализации проекта, а в частности показателей доходности можно отметить положительную динамику их значений.
1. Акурова, Н. В. Азбука ресторанного сервиса [Текст] / Н. В. Акурова,
A. П. Крупцов; под общ. ред. Н. В. Акуровой. - М.: Росконсульт, 2012. - 95с.
2. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы [Текст] / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 20125. - 248 с.
3. Алексунин, В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] /
B. А. Алексунин. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. - 590 с.
4. Аносова, М. М.Организация производства на предприятиях обще-ственного питания [Текст] / М. М. Аносова, Л. С. Кучер; под. общ.ред. М. М. Аносовой. - М.: Наука, 2014. - 201 с.
5. Айситулина, К. И. Тренинг персонала в ресторане [Текст]: энциклопе-дия ресторатора / К. И. Айситулина. - М.: Ресторанные ведомости,
2012. - 380с.
6. Балабанов, И. Т Риск-менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - М.: Фи-нансы и статистика, 2014. - 174 с.
7. Барановский, В. А. Организация обслуживания на предприятиях обще¬ственного питания [Текст] : учеб. пособие / В. А. Барановский. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 518 с.
8. Башев, Г. Л. Маркетинг-менеджмент в системе общественного пита- ния[Текст] : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, А. И. Фомин; под общ. ред. Г.Л. Башева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 256 с.
9. Баширов, И. Х. Практический маркетинг [Текст] / И. Х. Баширов, В. Т. Коноплёв; под общ. ред. И.Х. Баширова. - М.: Юго-Восток, 2013. - 295 с.
10. Богушева, В. И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания [Текст] / В.И. Богушева. - Ростов - на - Дону: Изд-во Феникс, 2013. - 352 с.
11. Бородина, В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес: Учет, налоги, марке¬тинг, менеджмент [Текст] / В. В. Бородина. - М.: Книжный мир, 2014. -
165 с.
12. Браун, Г. Настольная книга официанта [Текст] / Г. Браун, К. Хернер;
под общ.ред. Г. Брауна. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2014. - 320 с.
13. Валуев, С. А. Системный анализ в экономике и организации производ¬ства [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. В. Игна¬тьева. - 2-е изд., стер. - М.: Политехника, 2013. - 321 с.
14. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ. Выбор оптимального реше¬ния [Текст] / М. А. Вахрушина. 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2012. - 295 с.
15. Волокова, И. В. Ресторанный бизнес в России. С чего начать и как пре¬успеть [Текст] / И. В. Волокова, Я. И. Миропольский, Г. М. Мумриков; под общ.ред. И.В. Волковой. - М.: Росконсульт, 2012. - 132 с.
16. Грошев, И. В. Менеджмент организационной культуры [Текст] / И. В. Грошев. - М.: МПСИ, 2015. - 744 с.
17. Денисов, Д. И. Суперприбыльный фаст-фуд: как преуспеть в этом биз¬несе [Текст] / Д.И. Денисов. - М.: Вершина, 2014. -192 с.
18. Джеймс, Д. Управление рестораном [Текст] : учебное пособие / Д. Джеймс, Д. Болдуин; под общ. ред. Д. Джеймса. - М.:Проспект, 2011. - 398 с.
19. Дракер, П. Ф. Управление, нацеленное на результаты [Текст]: пер. с англ. / П. Ф. Дракер. - М., 2014. - 534 с.
20. Ефимов, С. Л. Ресторанный бизнес в России: технология успеха [Текст]
: учеб.-метод. пособие / С.Л. Ефимов, Л.С. Кучер; под общ. ред. С.
Л. Ефимова. - 3-е изд. - М.: Росконсульт, 2010. -512 с.
21. Жабина, С. Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание [Текст]/ С. Б. Жабина. - М.: Академия, 2013. - 512 с.
22. Ильин, А. И. Планирование на предприятии [Текст]/ А. И. Ильин. - М.: Новое знание, 2012. - 417 с.
23. К. Катсигрис, К. Томас. Учебник ресторатора: проектирование, обору¬
дование, дизайн [Текст]: энциклопедия ресторатора/ К. Катсигрис, К. Тома; под. общ. ред. К. Катсигриса. - М.: Ресторанные ведомости,
2012. - 456 с.
24. Калашников, А. Ю. Кафе, бары и рестораны. Организация, практика и техника обслуживания [Текст] / А. Ю. Калашников. - М.: Проспект, 2015. - 412 с.
25. Корнеева, К. Н. Анатомия стола [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Корнеева. - Ресторатор. - Вып. 7. -2015. - С. 21 - 29.
26. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст] : пер. с англ. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; под общ. ред. Р.Б. Ноздрева. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 618 с.
27. Кристофер, Э. Т. Ресторанный бизнес: Как открыть и успешно управ¬лять рестораном [Текст] / Э.Т Кристофер. - РосКонсульт, 2013. - 456 с.
28. Курбатова, М. Б. Современные персонал технологии [Текст] / М. Б. Курбатова. - М.: Инфра-М, 2013. - 264 с.
29. Лапуста, М. Г. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] / М.Г. Лапуста. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 381с.
30. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст]: учеб. пособие / И. М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2012. - 335 с.
31. Ложкин, С. Т. Эффективность и устойчивость бизнес-процессов [Текст] / С. Т. Ложкин // Менеджмент. - Вып. 12. - 2014. - С. 98 -103.
32. Марвин, Б. В. Маркетинг ресторана [Текст] / Б. В. Марвин. - М.: Лит- терра, 2014. - 398 с.
33. Маслов, Е. В. Как клиенты выбирают ресторан [Текст] / Е. В. Маслов // Ресторатор. - Вып. 7. - 2013. - С. 56 - 61.
34. Милл, Р. К. Управление рестораном [Текст]/ Р. К. Милл. - М. : Юнити, 2012. - 400 с.
35. Мильнер, Б. З. Теория организации [Текст]/ Б. З. Мильнер. - М. : ИН- ФРАМ-М., 2011. - 450 с.
36. Наволоцкая, Я. Е. Руководство современного менеджера ресторана [Текст] / Я. Е. Наволоцкая. - М.: Вершина, 2012. - 484 с.
37. Назаров, О. В. Как загубить ресторан. Азбука типичных ошибок [Текст]/ О. В. Назаров. - М.: Ресторанные ведомости, 2012. - 398 с.
38. Назаров, О. В. 333 хитрости ресторанного бизнеса [Текст]/ О. В. Наза¬ров. - М.: Ресторанные ведомости, 2012. - 388 с.
39. Никуленкова, Т. Т. Проектирование предприятий общественного пита¬ния [Текст] / Т. Т. Никуленкова, Ю. И. Лавриненко; под общ. ред. Т. Т. Никуленковой. - М.: Изд-во Колос, 2015.- 422 с.
40. Никуленкова, Т. Т. Проектирование предприятий общественного пита¬ния [Текст] / Т.Т.Никуленкова. -М: Издательство «Колос», 2015. - 218с.
41. Новаторов, Э. В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг [Текст] / Э. В. Новаторов // Маркетинг в России и за ру¬бежом. - 2014. - Вып.1. - С. 50 -54.
42. Пали, М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе [Текст] / М. Палли. - М.: BBPG, 2012. - 500 с.
43. Пикалев, А. В. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе [Текст] /
A. В. Пикалев, А.П. Маевская; под общ. ред. А.В.Пикалева. - М.: Сов спорт, 2014. - 168 с.
44. Радченко, Л. А. Организация производства на предприятиях обще-ственного питания [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Радченко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2013. - 364 с.
45. Райзберг, Б. А. Предпринимательство и риск [Текст] / Б.А. Райзберг. - М.: Знание, 2015. - 417 с.
46. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном и ресторанном бизнесе [Текст] / С. С.Скобкин. - М.: Юристъ, 2012. - 568 с.
47. Солдатенков, Д. В. Современный ресторан: новые форматы [Текст] / Д.
B. Солдатенков. - М.: Ресторанные ведомости, 2012. - 438 с.
48. Сухорукова, М. О. Ценности как ключевой момент организационной структуры [Текст] / М. О. Сухорукова. - М.: РосИзд, 2013. - 85 с.
49. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст] / Б. Твисс. - М.: Экономика, 2013. - 376 с.
50. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприяти¬ях общественного питания [Текст] : учеб. пособие / В. В. Усов. - М.: Эконо¬мика, 2015. - 178 с.
51. Усов, В. В. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст] / В.В. Усов. - М.: Академия, 2013. - 186с.
52. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения [Текст] : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 613 с.
53. Шок, Д. П. Маркетинг в ресторанном бизнесе [Текст] / Д. П.Шок, Т. Дж. Боуэн, М. Дж. Стефанелли; под. общ. ред. Д.П. Шока. - М.: Ресторанные ведомости, 2011. - 386 с.
54. Эгертон, Т. А. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном [Текст] / Т. А. Эгертон.- М.: Росконсульт, 2014. -375с.