ВВЕДЕНИЕ 9
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 12
1.1. Потребительские цены как объект статистического исследования 12
1.2. Методологические принципы статистического исследования цен на
потребительском рынке 16
1.3. Система показателей статистики потребительских цен 27
1.4. Совершенствование видов статистического наблюдения за уровнем
потребительских цен 32
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И
ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .... 37
2.1. Анализ динамики индекса потребительских цен Ленинградской области 37
2.2. Анализ динамики групповых индексов потребительских цен
Ленинградской области 47
2.3. Анализ влияния структуры розничных цен на конечную стоимость товара
в Ленинградской области 87
2.4. Статистическое моделирование взаимосвязи уровня потребительских цен
и экономических показателей Ленинградской области 92
3. АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦЕН В ГОРОДАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 101
3.1. Выявление уровня дифференциации цен в городах Ленинградской
области 101
3.2. Моделирование влияния экономических факторов на дифференциацию
цен в городах Ленинградской области 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Индексы сезонности потребительских цен Ленинградской области 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Прогноз индекса потребительских цен Ленинградской области, выполненный методом Хольта-Уинтерса 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Структура розничных цен Ленинградской области 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Данные для модели влияния основных экономических показателей на уровень индекса потребительских цен Ленинградской области 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Результаты расширенного теста Дики-Фуллера 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Список товаров и услуг для анализа городской дифференциации цен 109
ПРЛЖЕНИЕ Ж. Динамика коэффициентов вариации в городах Ленинградской области 111
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Результаты теста на стационарность товаров и услуг городов Ленинградской области 114
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Показатели абсолютной скорости и интенсивности изменения минимального набора продуктов питания в городах Ленинградской области 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Средние цены на продовольственные товары в городах Ленинградской области 139
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Данные для построения моделей дифференциации цен в городах Ленинградской области
На современном этапе характерной чертой российской экономики является трансформация ценовых процессов на потребительском рынке. Увеличивается дифференциация уровня цен и доходов в регионах и городах, с каждым годом все больше растет ассортимент товаров и услуг, меняется структура потребительских расходов, в следствии чего увеличивается требовательность потребите-лей, что приводит к изменению ценовой политики предприятий. Интерес населения, средств массовой информации, политиков и аналитиков к ценам на товары массового спроса определяется тем влиянием, которое они оказывают на уровень жизни народа, бюджет страны и экономику. Повышение цен на потребительские товары повышает вероятность социальных потрясений. Сведения о движении потребительских цен необходимы государственным органам управления для своевременного дефлятирования заработной платы и социальных трансфертов, разработки налоговой политики и ставок страхования, заключения контрактов, изучения динамики жизни населения, определения реальных результатов экономической деятельности. Недостаточная точность индексов цен может стать причиной принятия ошибочных решений в области кредитно-денежной политики.
В последние годы большая доля потребительских расходов приходится на непродовольственные товары и услуги, при сокращении доли продовольственных товаров. В геометрической прогрессии растет число товаров, товарных групп и количества марок. Изменение структуры потребления приводит к транс-формации роли и структуры потребительской цены, увеличивается количество влияющих на цену факторов, усиливается ее влияние на уровень жизни населения, особенно малообеспеченного.
Увеличение дифференциации на потребительском рынке и его развитие приводят к увеличению потенциала цены, как элемента управления на федеральном, региональном и местном уровне. Полноценная статистическая информация об уровне потребительских цен и выполненные расчеты по этой тематике позволяют принимать правильные и актуальные управленческие решения. Выполнение прогноза основных экономических показателей невозможно без учета инфляционного фактора. Росстат решает многие задачи, связанные с изучением уровня потребительских цен - совершенствуется методы сбора и оценки информации, расширяется перечень товаров и услуг для наблюдения и др. Но в то же время требуют совершенствования методики исследования социальной и региональной дифференциации цен, исследование ценообразования, взаимосвязей и закономерностей изменения уровня потребительских цен. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Статистический анализ уровня потребительских цен в экономике страны является слишком широкой задачей, для того, чтобы полностью раскрыть его в рамках одной работы. Поэтому в целях более глубоко анализа было принято решение ограничиться исследованием уровня потребительских цен в рамках одного региона, а также его городов. В связи с этим, целью магистерской диссертации является совершенствование методологии статистического анализа уровня потребительских цен на примере Ленинградской области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность понятия цена, как объекта статистического исследования;
- произвести анализ методов, применяемых государственной статистикой, изучить систему статистических показателей, характеризующих уровень и динамику потребительских цен, проанализировать инструменты, которые ис-пользуются в ходе регистрации их уровня;
- выявить особенности региональных проблем в статистическом наблюдении за потребительскими ценами, найти потенциальные возможности для усовершенствования принятой методологии, разработать предложения по совершенствованию статистического наблюдения;
- произвести комплексный статистический анализ уровня потребительских цен Ленинградской области, выявить основные факторы, оказывающие на него влияние, разработать различные варианты прогнозов, с применением корреляционного и регрессионного анализа;
- проанализировать дифференциацию цен в городах Ленинградской области, выявить ее уровень и определить степень влияния экономических факторов.
Объектом исследования данной работы является уровень потребительских цен Ленинградской области и отдельных городов региона.
Предметом исследования являются количественные характеристики динамики потребительских цен Ленинградской области.
Информационной базой исследования явились данные Петростата, характеризующие экономическое развития Ленинградской области и динамику изменения цен региона.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам статистического изучения цен, моделирования и прогнозирования рядов динамики, а также экономико-статистического анализа. Работа строилась на основе трудов Беляевского И.К., Глушенко К.П., Денисовой И.П., Коган А.М., Козловой К.Б., Кудинова Ю.С., Певзнера Я.А., Перевышина Ю.Н., Розенберга Д.И., Селигмена Б., Уткина Э.А., Цацулина А.Н., Энтова Р.М., Яковеца Ю.В., а также ряда других авторов.
В качестве исследовательского инструментария использовались экономико-статистические методы анализа рядов динамики, корреляционный и регрессионный анализ, методы выявления основной тенденции и прогнозирования рядов динамики, а также графический и табличный методы представления статистических данных и результатов исследования. Для обработки исходной ин-формации будут использованы пакеты прикладных программ «Microsoft Excel» и «Gretl».
В магистерской диссертации исследована методология статистического анализа потребительских цен, выявлено что исторически сложились два разных подхода к теории цены: теория трудовой стоимости Маркса и теория предельной полезности. Поэтому в работе учитывалась и затратная, и рыночная природа потребительских цен. В первой главе предложена классификация потребительских цен, которая наглядно демонстрирует многообразие цен на потребительском рынке.
Индекс потребительских цен является одним из самых критикуемых статистических показателей, несмотря на это, невозможно не признать, что существующая методология соответствует всем международным стандартам. Но при этом нами выявлен ряд проблем, решения которых предложены в данной работе. Необходимо использовать систему онлайн-касс не только для регистрации цен, но и для получения более оперативной информации о структуре потребительских расходов населения, предлагается публиковать дополнительные данные - изменения цен по группам КИПЦ и базисные индексы цен с постоянной весовой базой, также при временном отсутствии товара или услуги на потребительском рынке предлагается использовать временное пропорциональное изменение структуры потребительских расходов.
В современных рыночных условиях необходимо расширение перечня статистических работ, классификация видов которого предложена в работе, вынесено предложение проводить регулярное повышение квалификации регистраторов цен и расширить их штат, для фиксирования динамики цен на всех уровнях. В условиях увеличивающийся дифференциации цен в городах одного региона, предлагается использовать дополнительный статистический показатель, учитывающий стоимость городского набора товаров и услуг к региональному уровню.
Во второй главе выполнен статистический анализ и прогнозирование уровня и динамики потребительских цен в Ленинградской области. Так как в помесячном изменении уровня потребительских цен выявлена яркая сезонная составляющая, был выполнен прогноз методом Хольта-Уинтерса. Выявлено, что за последние двадцать лет наибольший вклад в рост индекса потребительских цен вносила группа платных услуг населению, также наибольший рост цен наблюдается на продукты питания, напитки, табачные изделия, здравоохранение и образование, то есть на группы товаров и услуг, обеспечивающие базовые потребности населения Ленинградской области. В работе проанализирована структура розничных цен, что позволило сделать вывод о большом влиянии торговой наценки и затрат организации на приобретение, доставку и продажу товара на конечную цену. Этот вывод обязал нас включить в модель взаимосвязи индекса потребительских цен и экономических показателей Ленинградской области индекс тарифов на грузовые перевозки. Он иллюстрируют затратную природу потребительских цен и характеризуют инфляцию издержек. Показателями, описывающими рыночную природу, были выбраны среднедушевые денежные доходы населения и курс доллара.
В результате анализа нами получена модель, объясняющая 90% вариации индекса потребительских цен и выполнен прогноз до конца 2020 года, согласно которому темпы роста индекса потребительских цен Ленинградской области будут увеличиваться. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, в данный момент модель выступает в качестве инструмента краткосрочного прогнозирования, но в будущем, при стабильной рыночной ситуации может быть использована органами государственной власти не только для краткосрочных прогнозов, но и для долгосрочного анализа и прогнозирования последствий экономических решений.
В третьей главе выявлен уровень дифференциации цен в городах Ленин-градской области, вариация цен на товары и услуги в городах может достигать 40%. В качестве доступного показателя, позволяющего аппроксимировать различия городских цен была выбрана стоимость минимального набора продуктов питания. Проиллюстрировано, что ее различия в один и тот же месяц могут достигать 746 рублей. Поэтому проведен анализ абсолютной скорости и интенсивности изменения стоимости минимального набора в городах. Самая большая скорость роста цен выявлена в городах Гатчина и Выборг, после чего нами была 119
выдвинута гипотеза о взаимосвязи стоимости минимального набора продуктов питания и численности населения в городах Ленинградской области. Коэффициенты корреляции этих показателей выявили сильную и прямую связь.
При исследовании дифференциации городских цен очень большой методологической проблемой явилось отсутствие достаточного количества статистических данных. Поэтому нами построены уравнения дифференциации на основе имеющихся данных, которых оказалось достаточно для формирования и подтверждения гипотезы. Рост благосостояния города приводит к росту оборота розничной торговли, так как растет спрос населения на товары, следовательно, увеличение доли города в обороте розничной торговли Ленинградской области влечет за собой и увеличение стоимости минимального набора продуктов питания. Проведенный анализ говорит о том, что органам региональной власти при разработке бюджетной и социальной политики, в частности при принятии решений о регулировании заработных плат, изменений пенсий или других социальных трансфертов, следует учитывать городские ценовые различия и предложенные в работе методы могут послужить инструментарием для принятия важных социально-экономических решений.
Таким образом, в магистерской диссертации нами полностью выполнены все поставленные задачи:
- выявлена сущность понятия цена, как объекта статистического исследования;
- произведен анализ методов, применяемых государственной статистикой, изучена систему статистических показателей, характеризующих уровень и динамику потребительских цен, проанализированы инструменты, которые используются в ходе регистрации их уровня;
- выявлены особенности региональных проблем в статистическом наблюдении за потребительскими ценами, найдены потенциальные возможности для усовершенствования принятой методологии, разработаны предложения по совершенствованию статистического наблюдения;
- произведен комплексный статистический анализ уровня потребительских цен Ленинградской области, выявлены основные факторы, оказывающие на него влияние, разработаны различные варианты прогнозов, с применением корреляционного и регрессионного анализа;
- проанализирована дифференциация цен в городах Ленинградской области, выявлен ее уровень и определена степень влияния экономических факторов.
1) О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: постановление Правительства Российской Феде-рации от 26.04.2019 года № 515 (в редакции Постановления Правительства Российской федерации от 02.03.2020 № 219) // СПС «Консультант Плюс».
2) Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции: постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 года № 224 // СПС «Консультант Плюс».
3) Об утверждении концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: распоряжение Правительства российской Федерации от 28.12.2018 года № 2963-р // СПС «Консультант Плюс».
4) Об определении ООО «Оператор-ЦРПТ» оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации: распоряжение Правительства российской Федерации от 03.04.2019 года № 620-р // СПС «Консультант Плюс».
5) Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен: приказ Росстата от 30.12.2014 №734 года.
6) Агапова Т.Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее изменения / Т.Н. Агапова; М.: Финансы и статистика, 2016. - 198 с.
7) Баранова Л.Я. Потребности, доходы, потребление / Л.Я. Баранова, А.И. Левин; М.: Экономика, 1998. - 295 с.
8) Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Коротков А.В. [и др.]; под редакцией Беляевского И.К; - М.: Финансы и статистика, 2017. - 431 с.
9) Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов: Прогноз и управление / Перевод с английского Левшина А.Л; М.: Мир, 1974. - Вьш.1 - 405 с.
10) Вайну Я.Я.-Ф. Корреляция рядов динамики / Я.Я. Вайну; М.: Статистика, 1977. - 118 с.
11) Глушенко К.П. Межрегиональная дифференциация темпов инфляции / К.П. Глушенко // Научные доклады Российской программы экономических исследований. - 2001. - № 99/17. - С. 23-36.
12) Глушенко К.П. Закон единой цены в российском экономическом пространстве / К.П. Глушенко // Прикладная эконометрика. - 2010. - №1 (17). - С. 3-19.
13) Данченок Л.А. Методология статистического исследования цен на потребительском рынке: Диссертация доктора экономических наук / Л.А. Данченок; МЭСИ. М., 2016. - 387 с.
14) Денисова И.П. Цены и ценообразование: учебное пособие / И.П. Денисова; М.: Экспертное бюро, 2017. - 64 с.
15) Долгушина С.В. Методология статистического моделирования и прогнозирования динамики потребления населением продовольственных товаров: Диссертация кандидата экономических наук / С.В. Долгушина; МЭСИ. М., 2018. - 137 с.
16) Сергеев В.П. Методы расчета индексов цен на товары народного потребления: монография / В.П. Сергеев; Ярославль: Филигрань, 2018. - 280 с.
17) Современные международные рекомендации по статистике труда/ Международная организация Труда: перевод с английского М.: АО «Финстатин- форм». 1994. - 176с.
18) Статистика: учебник / И.И. Елисеева, О.В. Долотовская, М.В. Боченина [и др.]; ответственный редактор И.И. Елисеева. - 5-е изд., пер. и доп; М.: Юрайт, 2019. - 572 с.
19) Эконометрика: учебник для бакалавтриата и магистратуры / И.И. Елисеева [и др.]; под редакцией И.И. Елисеевой; М: Юрайт, 2019. - 449 с.
20) Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под редакцией И.И. Елисеевой; - М.: Финансы и статистика, 2015. - 366 с.
21) Иващенко Г.А. Статистическое изучение основной тенденции развития и взаимосвязи в рядах динамики / Г.А. Иващенко, Г.А. Кильдишев, Р.А. Шмойлова; Томск: Издательство Томского университета, 2012. - 168с.
22) Коган A.M. Деньги, цена и теория трудовой стоимости / А.М. Коган; М.: Финансы и статистика, 2011. - 222 с.
23) Козлова К.Б. Теория цены / К.Б. Козлова, Р.М. Энтов; М.: Мысль, 1972. - 239 с.
24) Кудинов Ю.С. Экономические проблемы развития топливно -энергетического комплекса Российской Федерации / Ю.С. Кудинов; М.: Издательство НУМЦ Минприроды, 2016. - Ч. 1. - 216 с.
25) Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования / Ю.П. Лукашин; М.: Статистика, 2003. - 254 с.
26) Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей / Перевод с английского Демиденко Е.З; М.: Финансы и статистика, 2016. - 131 с.
27) Миллс Ф. Статистические методы / Перевод с английского под редакцией профессора Маслова П.П; М.: Государств, стат. издательство, 2015. - 798 с.
28) Певзнер Я.А. ГМК и теория трудовой стоимости / Я.А. Певзнер; М.: Мысль, 1978. - 342 с.
29) Перевышин Ю.Н. Анализ региональной дифференциации цен / Ю.Н. Перевышин, С.Г. Синельников-Мурылев, А.А. Скроботов, П.В. Трунин // Научные доклады: экономика; М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. - 2018. - 72 с.
30) Розенберг Д.И. История политической экономии, ч. 1 / Д.И. Розенберг; М.: Институт экономик Комакадемии, 1934. - 304 с.
31) Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Б. Селигмен; перевод с английского А.М. Румянцева; М.: Прогресс, 1968. - 600 с.
32) Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга / А.Н. Цацулин; М.: ИИД «Филинъ», 1998. - 448 с.
33) Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика / Э.А. Уткин; М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательств ЭКМОС, 2000. - 224 с.
34) Юзбашев М.М. О правильном измерении тренда при наличии сезонных колебаний / М.М. Юзбашев // Вопросы статистики. - 2003. - № 3. - С. 72-73.
35) Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю.В. Яковец; М.: Наука, 1999. - 448 с.
36) De Masi P. and Koen V., Relative price convergence in Russia, Interna-tional Monetary Fund, Staff Papers, Vol. 43, № 1, 1996.
37) Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. [Электронный ресурс] / Международный валютный фонд, 2007. - Режим до-ступа:https://www. gks.ru/storage/mediabank/cpi ru.pdf,свободный.
38) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]; М., 2020. - Режим доступа:http://www.gks.ru,свободный.
39) Управление федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]; СПб., 2020. - Режим доступа:http://www.petrostat.gks.ru,свободный.