Введение 3
1. Теоретические аспекты выставочной деятельности 8
1.1. Трансформация понятий «выставки» и «ярмарки» в отечественном
дискурсе 8
1.2. Выставочная деятельность в системе маркетинга 15
1.3. Измерение эффективности выставочной деятельности 21
1.4. Коммуникативные средства выставочной деятельности 33
Выводы первой главы 49
2. Специализированные выставки на автомобильном рынке 53
2.1. Обзор автомобильного рынка Росси в период с 2008 по 2017 год 53
2.2. Роль международных выставок для отечественных компаний
автомобильного рынка 64
2.3. Коммуникативные средства выставочной деятельности компаний
авторынка 71
Выводы второй главы 89
3. Компания ООО «Металлопродукция» на международной выставке
Automechanika Frankfurt 92
3.1. Анализ развития участия компании в выставке Automechanika
Frankfurt в период с 2010 по 2016 год 92
3.2. Подготовка участия компании ООО «Металлопродукция» к
международной выставке Automechanika Frankfurt 2016 103
Выводы третьей главы 108
Заключение 110
Список литературы 117
Приложения
Сегодня автомобильный рынок России в виду известных политических и экономических явлений переживает не лучшие свои времена. Стойко преодолев кризис 2008-2009 годов и перенеся тяжёлый период восстановления, он смог выйти на рекордный показатель 2012 года (более 2,8 млн легковых автомобилей), однако вновь оказался в непростой ситуации, с каждым годом набирающей всё более серьёзные обороты.
Авторынок получает большую поддержку со стороны государства, однако её едва хватает на решение оперативных вопросов, и совсем не хватает на разработку стратегии развития рынка в кризисных условиях. Сегодня многие игроки автомобильного рынка бьются не столько за достижение положительной динамики, сколько пытаются приспособится к быстрым изменениям и просто выжить.
Именно в такое непростое время всё большую популярность набирают профессиональные выставки (автомобильные салоны, выставки автоаксессуаров и дополнительного оборудования), направленные на развитие деловых связей, поиск новых контактов, укрепление и расширение бизнеса в целом. Особенно, это касается международных выставок, для многих компаний среднего звена, являющихся одним из основных ключей к спасению.
Участие в выставке - дорогостоящее мероприятие, затрагивающее многие ресурсы компании, именно поэтому необходимо иметь полное представление об особенностях выставочной деятельности компаний авторынка, чтобы не потерять вложенный бюджет, полностью окупить участие и суметь в краткие сроки улучшить своё положение на рынке.
Выставочный стенд, рекламная кампания, полиграфическая и сувенирная продукция, pr-мероприятия, персонал - отличительные особенности каждого инструмента, а также их грамотное и гармоничное соединение в рамках участия компании в выставке автомобильной тематике, непосредственно влияют на эффективность от участия в целом.
На сегодняшний день нет единого «свежего» исследования особенностей выставочных мероприятий авторынка, хотя, как говорилось выше, кризис продолжает разрастаться, и актуальность в данных исследованиях увеличивается. Многие компании автопроизводители в виду падения рынка, отказываются от участия в крупных выставках на территории России, и всё большее внимания уделяют именно зарубежным выставкам. Иначе говоря, сегодня участие в выставке является важной стратегической коммуникацией компании, которую, в виду ограниченности бюджета, необходимо планировать наиболее тщательно, ведь потратить огромные ресурсы компании без эффективного результата, в данных реалиях является непростительной роскошью.
Также открытым является вопрос измерения эффективности участия. Как определить - удалось окупиться участию или нет. Не смотря на важность данной темы, до сих пор нет единого мнения на этот счёт.
С такой ситуацией на рынке и необходимостью подробного изучения особенностей выставочной деятельности компаний автомобильной тематики и связана актуальность данной работы.
Выдвигаемая гипотеза - сегодня специализированная выставка становится ключевым инструментом продвижения компаний автомобильного рынка. Тщательно спланированное соединение и применение коммуникационных средств является главным фактором успеха на специализированной выставке автомобильной тематики.
Объектом исследования является выставочная деятельность как коммуникационный инструмент. Предметом коммуникативные средства, используемые компаниями авторынка в рамках выставочной деятельности.
Цель работы - выявить эффективные коммуникационные средства, применяемые компаниями автомобильной тематики на специализированных выставках, и на основе этого составить рекомендации компаниям рассматриваемой нами сферы по дальнейшему развитию выставочной активности.
Задачи:
1. рассмотреть трансформацию понятий «выставки» и «ярмарки» в отечественном дискурсе;
2. установить место выставочной деятельности в системе маркетинга;
3. охарактеризовать основные методы определения эффективности от участия компании в выставке;
4. определить основные коммуникативные инструменты, используемые компаниями-участниками выставки;
5. проследить динамику состояния авторынка России в период с 2008 по
2017 год, рассмотреть современное положение компаний на автомобильном рынке, прогнозы развития рынка;
6. определить потребность компаний автомобильного рынка в
международных выставках;
7. выявить основные коммуникативные средства, к которым прибегают автомобильные компании и компании-производители аксессуаров и дополнительного оборудования в рамках участия в специализированной выставке;
8. проследить динамику развития участия компании ООО «Металлопродукция» в выставке Automechanika Frankfurt в период с 2010 по 2016 год.
Теоретическая база исследования представлена работами Э. Гусева, В. Прокудина., А. Салащенко «Выставочная деятельность в России и за рубежом», Н. Александрова, И. Филоненко «Выставочный менеджмент: Стратегии управления и маркетинговые коммуникации», С. Бердышева «Организация выставочной деятельности», А. Назименко «Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей», Н. Карасёва «Продажи и маркетинг в выставочном бизнесе. Как привлекать и удерживать участников и посетителей выставочных мероприятий», Ф. Котлера, Г. Армстронга «Основы маркетинга. Профессиональное издание».
Эмпирическую базу исследования составляют маркетинговые исследования агентств АВТОСТАТ, AEB, Ассоциации РОАД, материалы ведущих издания, посвящённые проблемам авторынка (Деловой Петербург, Эксперт, РБК, Ведомости), материалы профильных изданий (АвтоБизнесРевю, Автостат), фотоотчёт и другие материалы с международных выставок (Automechanika Frankfurt, SEMA), внутренние документы компании ООО «Металлопродукция» (итоговые отчёты об эффективности участия компании в выставке Automechanika Frankfurt в период с 2010 по 2016 год), данные мастер-классов специалистов выставочной деятельности (Н. Карасёв «Как организовывать работу на международных выставках»), кейсы LADA (участие бренда LADA в ММАС 2017, в выставке «Мир Автомобиля 2017»), официальные сайты международных выставок (Automechanika Frankfurt, Automechanika Moscow, ММАС, Интеравто, Мир Автомобиля) и автомобильных компаний (LADA, Hyundai, Ravon), экспертные интервью с генеральный директором компании «Интей Лада» - А. В. Румянцевым и руководителем отдела экспортных продаж компании ООО «Металлопродукция» - С. Канааном.
Методы исследования: анализ внутренних документов компании ООО «Металлопродукция», экспертные интервью, case study, бенчмаркинг, изучение статистических данных о состоянии отечественного автомобильного рынка, статей и иной литературы по теме исследования. Хронологические рамки исследования: один год (май 2016 по май 2017 года).
В рамках исследования было подготовлено участие компании ООО «Металлопродукция» в международной выставке Automechanika Frankfurt 2016. Были выполнены следующие задачи: разработан выставочный стенд, подготовлена полиграфическая и сувенирная продукция, организована выборка, производство и доработка выставочных экспонатов, доставка рекламной продукции и экспонатов до Германии (в частности до стенда), закрыт документооборот по данному событию, решены задачи перелёта, расселения, графика работы персонала, участвующего в выставке, систематизированы полученных по итогам выставки контакты, подготовлен итоговый отчёт об участия компании в выставке.
Данный кейс получил первое место в номинации «Лучшая профессиональная практика 2016» конкурса СПбГУ (ВШЖиМК), также впервые в истории ООО «Металлопродукция» участие в выставке было отмечено ведущим отечественным автомобильным изданием АВТОСТАТ: упоминание в обзоре международных выставок (текст о компании, фотография стенда), персональное интервью с руководителем отдела экспортных продаж - Самером Канааном.
Работа состоит из трёх глав: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты выставочной деятельности (что такое выставка, основные характеристики вставочных мероприятий, отслеживание эффективности участия компании в выставке, основные коммуникационные средства, к которым прибегают компании-участники выставок), вторая глава даёт характеристику современному состоянию отечественного автомобильного рынка, роли международных выставок в современных реалиях, подробно рассматривает коммуникационные средства, к которым обращаются именно компании автомобильного рынка, третья глава содержит анализ выставочной деятельности компании ООО «Металлопродукция», разбор кейса подготовки участия компании к международной выставке Automechanika Frankfurt, а также рекомендации для дальнейшего развития выставочной активности.
Сегодня отсутствуют строгие признаки отличия между такими терминами как «выставки» и «ярмарки», каждый из которых подразумевает под собой выставочную деятельность, направленную на продвижение, рекламу, продажу товаров или услуг. Вследствие чего термины становятся взаимозаменяемыми, а многие выставочные мероприятия начинают приобретать сдвоённое наименование - выставки-ярмарки или салоны.
Нет единого мнения и относительно места выставочной деятельности в системе маркетинга: некоторые исследователи рассматривают её как инструмент продвижения, другие как отдельный вид маркетинга - событийный маркетинг, третьи предполагают, что выставочная деятельность, объединяя в себе элементы всех остальных систем маркетинга, представляет собой универсальную маркетинговую деятельность.
В данном исследовании в виду того, что во всех подходах фигурирует признаки выставочной деятельности именно как инструмента продвижения, ведь именно участие в выставке помогает компании показать свой товар в действии, включить в коммуникацию компании с потребителями эмоциональные стимулы, способствующие продвижению товара, мы рассмотрели выставки как непосредственный инструмент продвижения.
Переходя к отечественному автомобильному рынку, отметим, что он находится в непростом положении: даже несмотря на большую государственную помощь, растущую с каждым годом, рынок по-прежнему показывает отрицательную динамику. Перед большинством игроков рынка стоит уже не столько задача достижения положительных результатов, сколько задача выживания в неопределённых условиях, окончание которых не предвидится в ближайшее время. Одним из самых серьёзных факторов, напрямую влияющих на продажи автомобилей, является ухудшение материального состояния населения, автомобиль становится предметом роскоши для всё большего количества людей, уверенность в завтрашнем дне ослабевает, а вместе с ней ослабевает и возможность приобретения нового автомобиля, потенциальная покупка откладывается на период более стабильных времён.
Такое критическое положения, в котором оказался автомобильный рынок России, сказывается и на выставочной деятельности его участников, большинство из которых вынуждены отказываться от участия в крупных отечественных выставках в виду нецелесообразности траты огромного количества денежных средств на развитие имиджа на постоянно падающем рынке. Поэтому для многих компаний единственным выходом остаётся направление экспорта, а это значит активное участие в зарубежных международных выставках, внимание к которым в нашей стране растёт с каждым годом.
Говоря о коммуникативных действиях, к которым прибегают компании в процессе участия в выставке, были установлены наиболее важные для данного сегмента направления: выставочный стенд, рекламная кампания, полиграфическая и сувенирная продукция, PR, персонал. Существуют значительные отличия по данным направлениям между автомобильными выставками и выставками автоаксессуров и дополнительного оборудования. Так автомобильные выставки, в первую очередь, акцентируют внимание на демонстрации своего продукта и привлечения публики, компании- производители автоаксессуаров и дополнительного оборудования преследуют цель заключения новых деловых соглашений, поэтому, в первую очередь, акцентируются на своих потенциальных покупателях. Всё это непосредственно сказывается и на количестве, и на качестве применяемых коммуникативных средств компании.
Автомобильные компании основное внимание уделяют выставочному стенду, который имеет большую площадь, определённую цветовую гамму (указанную в брендбуке компании). Выставочные экспонаты могут представлять собой как концепты, так и модели серийного производства.
Автомобильные выставки являются важным событием как отрасли, так и экономики страны в целом и представляют собой самодостаточный новостной повод, поэтому автомобильные компании делают больший акцент на PR, чем на рекламе. Широко используется написание пресс-релизов об участии компании в предстоящей выставке, дальнейшего его размещения на официальном сайте, проведения пресс-конференций, интервью, организация шоу (тест-драйвы, ралли, трюки), использование дополнительного персонала (девушки).
Персонал на автомобильной выставке может позволить себе быть менее активным, так как нет острой необходимости заманивать посетителей на стенд, ведь главное - это продемонстрировать свои новинки и достижения, увидеть и оценить активность конкурентов, а не получить деловые контакты, именно поэтому персонал не проявляет настойчивую активность, предлагая рассказать о своём продукте и компании, с целью установления и развития дальнейшего сотрудничества.
Компании автоаксессуаров и дополнительного оборудования имеют меньший по размерам стенд, нежели автомобильные компании, однако в дизайнерском исполнении имеют большую свободу, так как у большинства средних компаний отсутствует брендбук. Основной целью, которую преследуют участники данных выставок являются новые клиенты , поэтому выставочные экспонаты представляют собой реализуемые продукты, о поставке которых и хотят договориться.
Выставки данной тематики представляют интерес для узкой целевой аудитории, поэтому компании нуждаются в хорошей рекламе. Рекламная кампания, как правило, основной упор делает на оповещении клиентов об участии в выставке, через e-mail рассылку / личные приглашения / Skype- переговоры и т.д. Также важное место уделяется и промо-акциям, позволяющим во время проведения самой выставки привлечь большее количество потенциальных покупателей на стенд.
Главной задачей персонала является поиск новых контактов, поэтому менеджеры проявляют активность в поиске потенциальных клиентов, стараются как можно больше и эффективнее в короткие сроки рассказать о своей компании и продукте, который они предлагают.
Полиграфическая и сувенирная продукция часто бывает схожа, как по классификациям: недорогие подарки для привлечения внимания, более дорогие для особо важных клиентов / посетителей стенда, так и по выбору подарков (канцелярские товары, сувенирная продукция автомобильной тематики). Основное отличие заключается в выделяемых бюджетах, а, следовательно, качестве подарков.
Анализ эффективности участия компании в выставки является заключительным и обязательным компонентом выставочного цикла, главной целью которого является подведение итогов и определение уровня эффективности данного мероприятия в рамках маркетинговой политики компании. Полный анализ всех содержательных процессов выставки даёт представление не только об эффективности конкретной выставке, но и формирует план преобразований и улучшений, на последующее участие.
Существуют два основных метода выявления эффективности участия компании в выставке. Первый, основанный на математических расчётах, дающий возможность получить точную сумму денежных поступлений на счёт компании-участника в результате участия в выставке, однако оставляет без внимания нематериальные активы: репутационный капитал, презентация новой продукции, развитие партнёрских отношений, изучение рынка, конкурентноспособности компании, а значит большая часть важных факторов, влияющих на успешную деятельность компании остаётся без внимания.
Второй способ отражает полноту выполнения поставленных перед компанией целей и задач участия в выставке. Основные цели предполагают акцентирование внимания на самых значимых для компании моментах: установление уровня конкуренции, изучение ситуации внутри отрасли, получение контактов для последующего развития деловых отношений. Данный метод в полной мере учитывает нематериальные активы, которые оставляет без внимания арифметический метод, во многом благодаря этому, на сегодняшний день он более востребован среди экспонентов выставки.
Наиболее точным путём выявления эффективности от участия компании в выставке является объединение двух методов, с целью получения полной картины событий.
Рассмотрения истории участия компании ООО «Металлопродукция» в выставке Automechanika Frankfurt наглядно показывает зависимость продвижения от целей участия компании в выставке, от исследования собственного участия, исправления ошибок и дальнейшего развития (см. Таблицу 3.1).
Цели Новые контакты Развитие отношений, поиск новых контактов Продвижение направлений Aftermarket и OE, расширение клиентской базы Акцент на целях 2014 года и их конкретизация
Уровень развития представленности Компания стремится заявить о себе, показать потенциальным Компания уже вошла на рынок Европы, и теперь Компания является полноправным игроком Компания стремится поддерживать деловые компании на международном рынке клиентам полный ассортимент и возможности производства, выйти на новые рынки (без конкретизации по регионам). старается упрочнить своё положение на нём, а также получить выход и на рынки Америки, Африки и т.д. европейского рынка, происходит расширение предлагаемых товаров и услуг, выход на ранее не рассматриваемые рынки: Восток. отношения с уже имеющимися партнёрами, найти новых на неосвоенных рынках, а также продвинуть новый продукт.
Коммуникативные средства Главный упор на рекламных материалах и сувенирной продукции (отсутствие разбивки на категории клиентов). Выставочный стенд имеет шаблонный конструкторский дизайн. Компания по- прежнему придерживается концентрирования внимания на рекламной и сувенирной продукции, которая в этом году начинает классифицироваться по категориям клиентов. Выставочный стенд соответствует требованиям эффективного стенда, появление персонального дизайна. Выставочный стенд компании имеет самую большую площадь (по отношению к другим периодам участия), отличается собственным дизайном, специальными средствами для привлечения внимания посетителей. Развитие рекламной продукции, переход на интерактивность. Выставочный стенд кардинально меняет дизайн, создание отдельной экспозиции под новинки, предлагаемые компанией. Рекламная продукция также имеет отдельный буклет, полностью посвящённый данному направлению
Главный упор в коммуникациях компания делает на оформление стенда и выставочной продукции, рекламу и сувенирную продукцию, а также персонал, не затрагивает PR.
Исходя из предыдущих глав можно сделать следующие рекомендации компании ООО «Металлопродукция» для последующего эффективного участия в выставке:
1. Выставочный стенд:
1) в оформлении стенда использовать автомобиль с установленным продуктом компании, для наглядной демонстрации предназначения продукта и его возможностей;
2) использование карты, показывающей географию присутствия компании;
3) применение креативного подхода в оформлении стенда или выставочных экспонатов;
4) использование интерактивных панелей для быстрого и самостоятельного ознакомления посетителей стенда с ассортиментом компании.
2. Рекламная кампания:
1) модернизация принципа приглашений путём развития SMM- продвижения компании, в первую очередь, в Facebook, поиск потенциальных покупателей заранее, персональное неформальное приглашение на выставку, дальнейшее дружеское поддержание контактов, способствующее развитию лояльности;
2) проведение промо-акций с использованием дополнительного персонала - молодых женщин.
3. Рекламная и сувенирная продукция:
1) перевод больших многостраничных каталогов в электронную версию, развитие качественной и лёгкой рекламной продукции;
2) акцент при выборе сувениров именно на активном образе жизни целевой аудитории, способной обеспечить сувениру частый контакт с потенциальным покупателем или клиентом в приятных для него временных рамках (хобби).
1. Александрова Н., Филоненко И., Выставочный менеджмент: Стратегии управления и маркетинговые коммуникации / Н. Александрова, И. Филоненко. - Мск.: РИА Проэкспо, 2006. - 240 с.
2. Беляновский А. С. Экспонент, помоги себе сам! / А. С. Беляновский. - Мск.: ИнформЭкспо, 2010 - 137 с.
3. Бердышев С. Н., Организация выставочной деятельности / С. Н. Бердышев. - Мск.: Дашков и К°, 2010. - 228 с.
4. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г., Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин., А. Г. Салащенко.
- Мск.: Дашков и К°, 2006. - 516 с.
5. Добробабенко Е., Добробабенко Н. Выставка «под ключ» / Е. Добробабенко, Н. Добробабенко. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
6. Дмитриева Л., Бернадская Ю. Основы рекламы [Электронный ресурс] / Л. М. Дмитриева, Ю.С. Бернадская // - Мск.: Юнити-Дана, 2012 - 281 с.
7. Душкина М., PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология / М. Душкина. - СПб.: Питер, 2010 - 560 с.
8. Карасёв Н. В. Как получать от выставок максимальную пользу / Н. В. Карасёв. - Мск.: ЭкспоЭффект, 2009 - 100 с.
9. Карасёв Н. В., Продажи и маркетинг в выставочном бизнесе. Как привлекать и удерживать участников и посетителей выставочных мероприятий / Н. В. Карасёв. - Мск.: Статус Презенс, 2010. - 256 с.
10. Котлер, Ф., Армстронг, Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - 12-е изд. : Пер. с англ. - М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2009. - 1072 с.
11. Коротков А., Синяева И. Управление маркетингом / А. Коротков, И. Синяева - Мск.: Юнити-Дана, 2005. — 463 с.
12. Критсотакис Я. Г., Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. Мск.: Ось-89, 1997. - 224 с.
13. Миллер С., Ми У., Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом / С. Миллер, У. Ми. - Мск.: Догвань, 1998. - 126 с.
14. Назименко А., Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А. Назименко. - Мск.: Вершина, 2007. - 224 с.
15. Панкрухин А. Маркетинг: большой толковый словарь / А. Панкрухин. - Мск.: ОМЕГА-Л, 2010. - С. 261
16. Автомобильный рынок в цифрах и фактах // Аналитическое агентство Автостат. 2016. - М., 2016. - 28 с.
17. Автомобильный рынок - 2016 // Аналитическое агентство Автостат. 2016. - М., 2016. - 289 с.
18. Авторитейл - 2015: со щитом или на щите! // Ассоциация РОАД и журнал «АвтоБизнесРевю». 2016. - М., 2016. - 38 с.
19. Дилерские сети автопроизводителей // Аналитическое агентство Автостат. 2016. - М., 2016. - 136 с.
20. Итоговый отчёт компании ООО «Металлопродукция» об участии в выставки Automechanika Frankfurt 2016. - 20 с.
21. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты
2015 г. и перспективы развития // аналитическое агентство pwc. - М.,2015. - 38 с.
22. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты
2016 г. и перспективы развития // аналитическое агентство pwc. - М.,2016. - 18 с.
23. Стоимость владения легковым автомобилем в России // аналитическое агентство pwc. - М.,2016. - 12 с.
24. Даль В., Толковый словарь Живого Великорусского языка
[Электронный ресурс] / В. Даль// URL:
http://slovardalja.net/word.php?wordid=44288 (дата обращения
14.01.2017)
25. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В., Новый словарь иностранных слов [Электронный ресурс] / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева // - URL: http://slovari.ru/search.aspx?p=3068(дата обращения 15.01.2017)
26. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс] / Д. Н. Ушаков // URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=9285 (дата обращения 14.01.2017)
27. Сорокина Е., Полонский И. Public relations на выставочном поле [Электронный ресурс] / Е. Сорокина, И. Полонский // Практика Рекламы. - URL: http://www.advesti.ru/publish/advert/200906-pr/ (дата обращения 18.04.2017)
28. Сборный словарь на 500 терминов по рекламе [Электронный ресурс] //
Сайт НЭС, 2010 г. - URL:
http://vocable.ru/dictionary/1083/word/prodvizhenie (дата обращения 15.01.2017)
29. Костин Е., Lada на MMAC-2016: стенд глазами посетителей
[Электронный ресурс] / Е. Костин // Колёса. - 2016. - URL:
http://www.kolesa.ru/article/lada-na-mmas-2016-stend-glazami-posetitelej(дата обращения 23.03.2017)
30. Костякова Е., Автомеханика выводит поставщиков за пределы России [Электронный ресурс] / Е. Костякова // Автостат, -URL:https://www.autostat.ru/editorial_column/27875/(дата обращения
25.11.2016)
31. Кокорин А., Хлеб без зрелищ: что будет на Московском Автосалоне 2016 [Электронный ресурс] / А. Кокорин // Колёса. - URL: http://www.kolesa.ru/article/hleb-bez-zrelisch-chto-budet-na-moskovskom-avtosalone-2016-2016-04-18 (дата обращения 25.03.2017)
32. Ломакин Д., Тольятти занимает Москву [Электронный ресурс] / Д.
Ломакин // Газета. ru. - 2016 - URL:
https://www.gazeta.ru/auto/2016/08/24_a_10156343 .shtml (дата
обращения 23.04.2017)
33. Обухова Е., Бедняк, Бедняк [Электронный ресурс] /Е. Обухова // Эксперт. - 2016. - URL: http://expert.ru/expert/2016/03/bednyak-bednyak/(дата обращения 15.01.2017)
34. Распопова А., «АвтоВАЗ» должен стать прибыльным с 2018 года
[Электронный ресурс] / А. Распопова // Газета. ru. - URL:
https://www.gazeta.ru/auto/2016/08/25_a_10157861.shtml (дата
обращения 25.03.2017)
35. Сивашенков А., «На АвтоВАЗе я достиг большего, чем в Mercedes и Volvo» [Электронный ресурс] / А. Сивашенков // Lenta.ru. - URL: https://lenta.ru/articles/2016/10/06/avtovaz/ (дата обращения 25.03.2017)
36. Сункина Е., Легковой автомобиль в России обесценивается все быстрее [Электронный ресурс] / В. Сункина // Ведомости, - URL: http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/09/13/656621 -stoimost-vladeniya-avtomobilem (дата обращения 16.01.2017)
37. Циноева, Автопром по госзаказу [Электронный ресурс] / Я. Циноева // Коммерсант. - URL: http://kommersant.ru/doc/3175051 (дата обращения 18.03.2016)
38. Чернов М., Как проходит шестой Московский международный
автосалон [Электронный ресурс] / М. Чернов // Деловой Петербург, - URL: https://www.dp.ru7a/2016/08/25/Avtovistavka_bez_avtomobi (дата
обращения 12.02.2017)
39. Штанов В., Кризис в автопроме будет длиться долго [Электронный
ресурс] / В. Штанов // Ведомости. - URL:
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/10/13/660733-krizis-avtoprome(дата обращения 15.03.2016)
40. «АВТОВАЗ»: Кроссовер LADA XCODE никогда не встанет на конвейер [Электронный ресурс] // Daily-Motor.ru. - URL: https://daily-motor.ru/2016/08/avtovaz-krossover-lada-xcode-nikogda-ne-vstanet-na-konvejer.html (дата обращения 23.03.2017)
41. АВТОВАЗ выйдет в прибыль не позднее 2018 года [Электронный ресурс] // Ростех. - URL: http://rostec.ru/news/4518848 (дата обращения 25.03.2017)
42. Автомобиль для россиян снова стал роскошью [Электронный ресурс] // Известия. - URL: http://izvestia.ru/news/628358 (15.01.2017)
43. Доходы россиян в октябре ускорили падение [Электронный ресурс] //
РБК. - 2016. URL:
http://www.rbc.ru/economics/18/11/2016/582f01659a7947168d07a873(14.01.2017)
44. ДП подводит итоги 2015 года: авторынок на грани краха
[Электронный ресурс] // Деловой Петербург. - 2015. - URL:
https://www.dp.ru/a/2015/12/23/Dileri_na_grani_nervnogo (дата
обращения 15.04.2016)
45. В Москве открылась 20-я юбилейная выставка Automechanika
[Электронный ресурс] // Автостат, URL:
https://www.autostat.ru/news/27090/ (дата обращения 25.11.2016)
46. В 2015 году с российского рынка ушли 62 модели [Электронный
ресурс] // АВТОРЕВЮ. - 2015. - URL: https://autoreview.ru/news/v-2015-godu-s-rossiyskogo-rynka-ushli-62-modeli (дата обращения 12.11.2016)
47. Интервью с руководителем отдела экспорта компании ООО «Металлопродукция» [Электронный ресурс] // Автостат, - URL: https://www.autostat.ru/interview/27887/ (дата обращения 25.11.2016)
48. Интервью с директором европейского филиала российской компании
Rival [Электронный ресурс] // Автостат, - URL:
https://www.autostat.ru/interview/27924/ (дата обращения 25.11.2016)
49. Концептуальный кроссовер LADA XCODE не будут производить серийно [Электронный ресурс] // Автостат. - URL: https://www.autostat.ru/news/27166/ (дата обращения 23.04.2017)
50. Минэкономразвития пообещало рост доходов населения в 2017 году
[Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2016. -
URL:https://lenta.ru/news/2016/04/29/growth/ (дата обращения
14.01.2017)
51. ММАС-2016: инструкция по применению [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.autonews.ru/news/5825e10f9a7947578b1442e9(дата обращения 25.03.2017)
52. ММАС-2016 [Электронный ресурс] // Коммерсант. ru. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3070517 (дата обращения 25.03.2017)
53. ММАС-2016: стоит ли посмотреть? [Электронный ресурс] // Автостат.
- URL: https://www.autostat.ru/news/27159/ (дата обращения 25.03.2017)
54. ММАС-2016: инструкция по применению [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.autonews.ru/news/5825e10f9a7947578b1442e9(дата обращения 25.03.2017)
55. Московский международный автомобильный салон / ММАС 2016
[Электронный ресурс] // Эксперт. - URL:
http://expert.ru/2016/02/18/moskovskij -mezhdunarodnyij-avtomobilnyij -salon--mmas-2016/ (дата обращения 25.03.2017)
56. Обзор ведущих европейских автомобильных выставок осени
[Электронный ресурс] // Автостат. - URL:
https://www.autostat.ru/articles/27869/ (дата обращения 25.11.2016)
57. О чем рассказали российские поставщики на «Автомеханике» в
Германии [Электронный ресурс] // Автостат, - URL:
https://www.autostat.ru/articles/27935/ (дата обращения 26.11.2016)
58. Программа обновления автопарка сохранится в первой половине 2017
года [Электронный доступ] / Автостат - 2016, - URL:
https://www.autostat.ru/news/28172/ (дата обращения 13.11.2017)
59. Российский авторынок упал на 35,7% по итогам 2015 года
[Электронный ресурс] // РБК. - 2016. - URL:
https://www.autonews.ru/news/5825b0fc9a79474743133050 (дата
обращения 12.11.2016)
60. Росстат зафиксировал падение ВВП и доходов населения
[Электронный ресурс]// BBC. - 2016. -
URL:http://www.bbc.com/russian/news-38027103(дата обращения 14.01.2017)
61. Стоимость владения автомобилем в России на 40% выше, чем в США
[Электронный ресурс]// Ведомости. - URL:
http: //www.vedomo sti .ru/auto/articles/2013/01/24/samyj_dorogoj _golfklass (15.01.2017)
62. Ford Sollers прогнозирует рост авторынка на 10% в 2017 году
[Электронный ресурс] // Автостат. - 2016 - URL:
https://www.autostat.ru/news/27641/ (дата обращения 13.11.2017)
63. Официальный сайт международной выставки-ярмарки «non/fictio№» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moscowbookfair.ru/ (дата обращения 15.01.2017)
64. Официальный сайт международной компании Messe Frankfurt: About
company [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.messefrankfurt.com/frankfurt/en/media (дата обращения 25.11.2016)
65. Официальный Санкт-Петербургского Международного книжного
салона [Электронный ресурс] - URL:
http://www.spbbooksalon.ru/index.php?lang=ru (дата обращения
15.01.2017)
66. Официальный сайт ММАС: О выставке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mas-expo.ru/mas/exhibition/ (дата обращения 16.01. 2017)
67. Официальный сайт выставки Мир Автомобиля: Прессе [Электронный ресурс]. - URL: http://autoworldexpo.ru/press/press_release_3/ (дата обращения 16.01.2017)
68. Официальный сайт выставки ИнтреАвто: О выставке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interauto-expo.ru/interauto/exhibition/ (дата обращения 17.01.2017)
69. Официальный сайт выставки MIMS Automechanika Moscow: О выставке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mims.ru/ru-RU/about.aspx (дата обращения 17.01.2016)
70. Официальный сайт Ассоциации РОАД: О выставке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asroad.org/convention/ (дата обращения 20.03.2017)
71. Официальный сайт компании ЭкспоЭффект: Организаторам
[Электронный ресурс]. -URL:http://www.expoeffect.ru/organizatoram(дата обращения 24.03.2017)
72. Официальный сайт выставки Peter Food: Участникам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.peterfood.ru/history2016/konkurses2016.php(дата обращения 19.03.2017)
73. Официальный сайт компании ООО «Металлопродукция»: О компании [Электронный ресурс]. - URL: https://www.karter.ru/product/ (дата обращения 01.05.2017)
74. Официальный сайт
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.expotol.ru/expo/2017/motorexpo (дата обращения 24.02.2017)
75. Официальный сайт Хендэ Мотор СНГ: Хендэ Мотор СНГ предлагает
посетителям ММАС побороться за новый Solaris [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hyundai-avn.ru/press-release/342014-8-
22_PressRelease_26 (дата обращения 26.03.2017)
76. Официальный сайт RAVON: 24 августа на ММАС 2016 будет представлен бренд RAVON с расширенной линейкой «R» [Электронный ресурс]. - URL:http://ravon-yar.ru/press/statyi/24-avgusta-na-moskovskom-mezhdunarodnom-avtomobilnom-salone-2016-budet-predstavlen-brend-ravon-s-ras/ (дата обращения 25.03.2017)
77. Официальный сайт LADA: LADA на ММАС-2016: 6 новых концептов
и новые модификации Vesta [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lada.ru/press-releases/111743.html (дата обращения
23.03.2017)
78. Официальный сайт LADA: LADA приглашает на международную
выставку «Мир Автомобиля» [Электронный ресурс]. - URL:
http://laura-tula.lada.ru/ds/news_dealer.php?news_id=3716948 (дата
обращения 23.03.2017)
79. Официальный сайт выставки Мир Автомобиля: Программа
[Электронный ресурс]. - URL: http://autoworldexpo.ru/programma2017/(дата обращения 27.03.2017)
80. Официальный сайт ММАС: Пост-релиз [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mas-expo.ru/mas/press/detail_news.php?ELEMENT_ID=45185 (дата обращения 27.03.2017)
81. EXPOCLUB.ru— международный выставочный портал [Электронный доступ]. -URL: https://www.expoclub.ru/db/exhibition/view/motory/ (дата обращения 24.02.2017)
82. Митрофанова М., Книжная полка [Электронный ресурс] / программа
радиостанции Маяк / - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=brDgGSq1jnw&t=1101s (дата
обращения 15.01.2017)
83. Все новинки Московского автосалона [Электронный ресурс] //
Вести^Ц - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2791260# (дата
обращения 12.02.2017)
84. Новинки автопрома представляет Московский Международный автосалон [Электронный ресурс] // Первый канал, - URL: http://www.1tv.ru/news/2016-08-24/308597-novinki_avtoproma_predstavlyaet_moskovskiy_mezhdunarodnyy_avtosalon(дата обращения 25.03.2017)
85. Материалы мастер-класса Н. Карасёва «Как организовать работу на международных выставках», СПб, ЛенЭкспо, 01.03.2017