Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.)

Работа №7325

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы386стр.
Год сдачи1996
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
806
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение (3).
Глава 1. Церковная история эпохи Великих реформ: историография и источники (16).
§ 1. Отечественная и зарубежная историография (16).
§ 2. Источники (59).
Глава 2. Духовный кризис общества и контуры перемен в Церкви (к.50-х-н.60-х гг.) (89).
§ 1. Вероисповедная политика и эволюция синодальной системы в XVIII-XIX вв.
(89).
§ 2. Философия церковного пробуждения и общественное мнение (97).
§ 3. Духовное ведомство: признаки оживления? (110).
§ 4. Цензура и журналистика: борьба за церковное обновление (119).
§ 5. Самосознание ученого монашества: смятение и беспокойство (136).
§ 6. “Крамола” И.С.Беллюстина и отодвинутая духовно-учебная реформа (147). Глава 3. Государство и Православная Церковь: поиски нового единства (первая половина 60-х гг.) (172)
§ 1. Религиозность и космополитизм Петра Валуева (172).
§ 2. Церковь и государственные преобразования (191).
§ 3. Судьба Православия глазами публицистов и общественных деятелей (211).
§ 4. Начальная школа и университетский вопрос (221).
§ 5. Пастыри и паства в общественном сознании и практической деятельности (244).
Глава 4. Церковные реформы: облик “раскрепощенного” духовенства и общественное сознание (к. 60-х-70-е гг.) (273).
§ 1. Дмитрий Толстой: очертания портрета на фоне церковного переустройства
(273).
§ 2. Пресса, проповедничество, литература: новые ориентиры и возможности
(292).
§ 3. Общество и Церковь в преддверии контрреформ (313).
Заключение (361).
Список использованных источников и литературы (366).


Оставаясь в течение многих веков влиятельной нравственной силой, русское Православие стало ведущим компонентом духовной жизни народа. Церковь как религиозная организация общества, оказала значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры Отечества. “Церковь и школа, - писал П.Н. Милюков, - таковы два главных фактора русской, как и всякой другой, духовной культуры” (1). Развивая мысль историка, следует добавить, что эти два фактора развивались не обособленно, а в теснейшем соприкосновении, и это взаимовлияние предопределило своеобразие русской культуры, особенности развития общественной жизни.
Однако в церковной истории России еще остаются недостаточно проясненные периоды, недописанные страницы, окутанные тайной сюжеты. Подобные информационные лакуны в первую очередь относятся к Синодальному периоду (нач. XVIII - н. XX вв.), который в наибольшей степени отличался противоречивостью и вобрал в себя множество острых моментов в церковно-государственных отношениях.
Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века - века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени (2). Историографическая значимость научных исследований нового времени в России не раз подтверждались на научных конференциях: “Долгие годы история ХХ века не рассматривалась как явление, имеющее самостоятельную ценность. Все ограничивалось по преимуществу задачами поиска и обоснования внутри века XIX тех предпосылок, которые вели к революционным катаклизмам века ХХ” (3). Подтверждая подобные высказывания, добавим, что в послевоенное время все же оставались добросовестные исследователи, даже в

4
условиях идеологического диктата направлявших свои усилия на изучение политической истории России XIX столетия, и в целом основные направления внутренней политики самодержавия эпохи Великих реформ уже нашли разрешение в отечественной историографии. Однако внутренняя история Церкви, роль духовенства, как сословия, в жизни России, равно как и вероисповедная политика государства, неизменно игнорировались, оставаясь “за кадром”, и использовались, как правило, атеистической пропагандой. Общественная жизнь по существу сводилась к революционерам, “революционным ситуациям” и народным волнениям, периодика в основном изучалась революционно-демократическая, а Церковь клеймилась как однозначно контрреволюционная сила. Налицо было привнесение категорий мышления советской эпохи в систему координат прошлого века.
Эпоха Великих реформ стала для России прорывом в новую историческую реальность, периодом постепенных изменений общественного строя Империи. Динамика модернизационных процессов непосредственно отразилась на смене системы ценностей и норм поведения, не обошла она стороной и Православие как особый тип культуры. Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, отметим, что подобные эпохи относятся к “взрывным”, характеризующимся причудливым сочетанием предсказуемых и непредсказуемых моментов (4). Трансформация социального пространства в стране привела к значительному оживлению церковно-общественной жизни, переживавшей в дореформенной России явный упадок. Заметное возрастание роли Церкви в русском обществе по сравнению с предшествующим временем, переориентация духовенства на социальную активность оказались непредсказуемыми и в некотором роде неуправляемыми моментами истории. Именно середина XIX в. оказалась переломным этапом для жизни Церкви, связанным с общим изменением интеллектуальной атмосферы в стране. Помимо недостаточной разработки церковной истории в целом и обозначенного периода в частности, актуальность проблематики диктуется и внутренними законами развития науки. События

5
внутренней и внешней политики, история государственных структур постепенно отодвигаются на второй план, затмеваясь возросшим интересом к социальной истории, к антропологической реконструкции менталитета различных общественных групп прошлого. Метод “объективного” изучения социальных и экономических структур “извне” должен быть дополнен методом их осмысления “изнутри”, с позиций самих участников исторического процесса, людей изучаемого общества, на что прежде в отечественной историографии обращалось слабое внимание (5). С другой стороны, время требует интеграции различных отраслей гуманитарной мысли при изменении подходов ретроспективных исследований. Религиозная история могла бы стать яркой основой для подобного взаимодействия на примере российской действительности (6).
В связи с современным реформированием всех сторон жизни государства и общества в к. 80-х - н. 90-х гг. возрос интерес к историческому опыту реформаторства, к особенностям борьбы группировок в “верхах”, к портретным характеристикам политических и общественных деятелей (7). Однако место Церкви в процессе подготовки и проведения реформ, равно как и отношение общества к Церкви на фоне государственных преобразований отразились в исторической и политологической литературе недостаточно. Сегодня динамика развития науки уже подвела нас к тому, чтобы глубже раскрыть взаимосвязь церковной жизни с изменениями в общественно-политическом строе страны, интегрировать Церковь, ранее рассматривавшуюся изолированно, в общественную мысль и общественное движение России.
Современная общественная ситуация характеризуется интенсивным поиском Церковью своего места в обновляемой России, что проявляется не только в повсеместном воссоздании храмов, но и в частных беседах и проповедях на религиозные темы в средствах массовой информации, в интересе к религиозной литературе и истории. Православие возрождается в условиях, когда марксистская доктрина уже утратила свою значимость, а новые нравственные принципы еще не вполне устоялись в общественном сознании.

6
Провозглашаемая деидеологизация общества порождает духовный вакуум среди сограждан, порой заполняемый информационным потоком низкого качества. Поэтому для современного Православия актуальной остается задача более четкого оформления собственной социальной доктрины, не претендующей на монопольность, но стимулирующей общественную активность мирян во всех сферах жизни общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпринятое нами исследование затрагивает историю Русской Православной Церкви в противоречивый период Великих реформ 1850-х-1870-х годов, когда духовенство испытывало прямое воздействие социальных перемен и постепенно вовлекалось в общественную жизнь.
К середине XIX в. кризис крепостнической России достиг роковой отметки, требовавшей его неотложного и решительного преодоления. Кризисные явления в русском Православии становились характерным показателем критического состояния государственности, порождая глубокие раздумья православной общественности о судьбе Церкви. Отсутствие подлинной церковной самостоятельности усугубляло конфликт между властью и обществом - их взаимное недоверие расценивалось тогда как знак надвигающейся катастрофы. Выбор путей общественного развития, неустойчивость модернизационных процессов породили острую идейную борьбу, которая не могла не затронуть и Церковь.
Русское духовенство предлагало собственное понимание перспектив духовного развития на основе строгих христианских принципов обновления. Если в дореформенной России Церковь старалась изолироваться от светской культуры, и духовное сословие теряло нравственную базу среди мирян, то отныне оно пыталось ориентироваться на поиск диалога с обществом не только в стенах храма, но и за его пределами. В богословии, равно как и в практике духовенства, осваивались новые формы влияния на паству. Христианство стало восприниматься не только как личное соблюдение каждым верующим общеобязательных обрядов и таинств, но и как преображение внутреннего духовного потенциала мирян, как средство сохранения общественной целостности, всеобщего примирения на религиозных началах. Происходило реальное соединение общественной жизни с Церковью, хотя этот процесс шел чрезвычайно медленно и порой поверхностно. Церковная жизнь фактически становилась церковно-общественной там, где значительную роль стала играть православная

362
общественность - в особенности на уровне прихода. По мере того, как все общество претерпевало дифференциацию, Церковь также становилась все более неоднородной.
Первые попытки нетрадиционного обсуждения церковных проблем состоялись в период общественного подъема конца 1850-х-начала 1860-х гг. Сложившаяся система церковно-государственных отношений и нравственное состояние русского духовенства становились предметом рассмотрения в рукописных записках, зарубежных изданиях, новых духовных журналах. Пробуждение общественного мнения приводило к формированию общих контуров возможных преобразований в Церкви. В преддверии Крестьянской реформы и других перемен очевидным стало серьезное противостояние между традиционализмом и обновленчеством в Церкви. Если представители первого стремились сохранить монолитную, неподвижную Церковь, однозначно противостоящую греховному “миру” (В.И.Аскоченский и др., круги “черного” духовенства), то богословы-обновленцы и новые проповедники (Феодор (Бухарев) и др.) тяготели к прочным контактам с общественной средой, пытались нацелить Церковь на диалог с современностью. Но духовное ведомство не спешило с переменами и болезненно реагировало на церковную активность общественности, сохраняя бюрократические традиции.
Выработка конкретных планов реформ в “верхах” относилась к первой половине 1860¬х гг., и находилась в контексте все системы государственных изменений. Инициатива исходила не из духовного ведомства, а от министра внутренних дел П.А.Валуева. Нацеленный на либерализацию вероисповедной политики, он четко поставил перед императором вопрос о государственной целесообразности полноценной “церковной реформы”. Видя недостаточность государственной поддержки, он был вынужден призвать на помощь общественность, поощряя инициативу мирян не только для материального обеспечения духовенства, но и для его сближения с паствой в рамках приходской жизни. Само духовенство втягивается в реформы, пытаясь использовать их ход для укрепления своего влияния в общественной жизни, которой они ставили в строгую зависимость от

363
разрешения собственных материальных проблем и обеспечения гражданских прав. Сфера просвещения (особенно начальная школа) стала для духовенства конкретным ареалом для приложения своих сил, ареной борьбы за молодое поколение.
Пресса заинтересованно включалась в обсуждение проблем быта и пастырской деятельности духовенства. Перспективы социальной миссии и нравственные аспекты духовного служения, а также недостатки духовно-учебных заведений сводятся к противоречиям в церковно-государственных отношениях (в особенности, в религиозной мысли славянофилов). В переломный момент духовенство стало восприниматься как общенациональный духовный лидер, призванный возглавить движение общества вперед на основе Евангелия.
Однако церковные преобразования затягивались, а недовольство в среде “белого” духовенства усиливалось. Индивидуальные приемы намеченного в предшествующее время попытался применить в собственной церковной политике “государственник” Д.А.Толстой. Вынужденный пойти на частные уступки епископату, он не питал надежд на возрождение соборного управления в Церкви. Неожиданно проявив себя либералом, он пошел навстречу “белому” духовенству и предпринял комплекс мер по ликвидации его наследственного состояния. Однако практика преобразований только расколола духовенство, в котором четко выделились свои либералы и свои консерваторы. В приходской деятельности появились новые типы священников, сориентированные на близкое повседневное общение с паствой в неформальной атмосфере.
Действия Толстого, рассматривавшего Церковь как инструмент манипуляций государства - инструмент вынужденно обновляемый - вызывали противоречивые оценки, а консерваторы 70-х годов сплачивались тем временем на церковно-охранительной платформе. Но без глубокого внутреннего обновления Церковь вряд ли могла успешно бороться с революционной пропагандой и тем более гармонично войти во внутренний мир светских сословий. Тем не менее государство требовало от Церкви исполнения функций в

364
тисках ветшавшей идеологии “официальной народности”. В Церкви обострялась борьба между теми, кто в теории и практической деятельности ориентировался на государство и теми, кто стоял ближе к обществу. На рубеже 1870-х-1880-х гг. на фоне очередного витка борьбы в “верхах” обозначились лихорадочные попытки возродить прежнее влияние Церкви на народное образование, а М. Т. Лорис-Меликов недвусмысленно заявил о “систематическом устранении” духовенства из жизни общества.
Завершая изложение итогов исследования, мы видим, что центральная проблема в Православии Великих реформ - это проблема диалога духовенства и православного общества, на что ранее в отечественной историографии внимания не обращалось. Нами показано, что под влиянием общественного подъема и наиболее мыслящих сил в духовенстве Церковь выходила из состояния неподвижности, духовной отстраненности от мирских забот. Но перспективы обновления государства пугали традиционалистов опасностью нравственного распада. Впрочем, и государство не стремилось рассматривать Церковь в качестве самостоятельной силы. Очерчивая религиозные ориентиры общественного движения, Церковь сама себя удаляла от общества, поскольку в ее внутренней организации и социальной доктрине выявилось несоответствие потребностям общественной жизни.
Социальная активность оставалась уделом немногих священников, а пореформенная духовная жизнь отразила явный отход светского общества от религиозных интересов. Сильный контроль государства и отсутствие самостоятельности общества - характерные признаки России как страны “догоняющего развития” - заняли центральное место в конфронтации общественных сил, что в итоге привело к грозовым потрясениям начала ХХ века. Но протекавший тогда же религиозный Ренессанс, восходивший своими корнями к эпохе Великих реформ. Эта эпоха представляется нам как своего рода пред-Возрождение, вобравшее в себя первые попытки церковного пробуждения общества.

365
Новшества данного исследования заключаются не только в использовании новых методологических подходов, но и в заполнении конкретных историко-информационных лакун, связанных с общей слабой разработанностью истории русского Православия XIX века на современном научном уровне. Проблема приобретает значительную остроту в связи с необходимостью разработки в отечественной историографии проблем социальной истории (в зарубежной историографии здесь уже накоплен значительный исследовательский опыт). Степень влияния религиозного мировосприятия в общественном сознании является составной частью социально-политической атмосферы, оказывающей воздействие на принятие решений государственной важности.



I. Источники
1.1 Источники неопубликованные (по номерам архивных фондов).
Российский Государственный Исторический архив (РГИА)
383 Министерство государственных имуществ. Первый департамент.
Оп.22. Д.32 123.
515 Главное управление уделов.
Оп.8. Д.32 123.
675 Макарий (Булгаков).
Оп.1.Д.25, 27.
733 Департамент народного просвещения.
Оп.88.Д.312.
772 Главное управление цензуры.
Оп.1.Д.306, 4753, 5894.
776 Главное управление по делам печати.
Оп.3. Д.801 б.
777 Петроградский комитет по делам печати.
Оп.2.Д.13.
796 Канцелярия Синода.
Оп.136. Д.809; Оп.137. Д.23; Оп.139. Д.364, 1459; Оп.140. Д.875; Оп.141.Д.1067; Оп.142. Д.75, 384, 1150, 1350; Оп.144. Д.241; Оп.148.Д.123, 548; Оп.151.Д.1422; Оп.160. Д.831; Оп.205. Д.348, 349, 358, 360, 361, 369, 371, 372, 438, 547, 603; Оп.445. Д.208.
797 Канцелярия обер-прокурора Синода.
Оп.25. Отд.3. Ст.2. Д.15; Оп.26. Отд.3.Ст.1. Д.28; Оп.27. Отд.1. Ст.2. Д.151; Оп.28. То же; Оп.28. Отд.2. Ст.1. Д.23; Оп.29. Отд.1. Ст.2. Д.188, Отд.2, Ст.1. Д.34, Отд.2. Ст.2. Д.10; Оп.30. Отд.1. Ст.2. Д.213; Оп.31.Отд.1. Ст.2. Д.18А, 65, 151, Отд.4. Д.211; Оп.32. Отд.1.Д.54, 158, Отд.1. Ст.2. Д.273, Отд.3. Д.59, 113, 116, 151, 161; Оп.33. Отд.1, Д.174, Отд.2. Д.284; Оп.34. Отд.1. Д.349; Оп.35. Отд.1. Д.20б, 148, 149; Оп.36. Отд.1. Д.75, 349, Отд.1.Ст.2. Д.395А, Отд.2. Ст.3. Д.67, Отд.4. Д.151; Оп.37. Отд.1. Ст.2. Д.1; Оп.38. Отд.1. Ст.1. Д.90; Оп.39. Отд.1. Ст.1. Д.295; Оп.40. Отд.2. Ст.3. Д.178; Оп.43. Отд.3. Ст.2. Д.30; Оп.47. Отд.1. Ст.1. Д.70, Отд.1. Ст.2. Д.36; Оп.49. Отд.2. Ст.2. Д.142; Оп.50. Отд.3. Ст.5. Д.182. Ч.1-2; Оп.87. Д.205; Оп.96. Д.35.
804 Присутствие по делам православного духовенства.
Оп.1. Разр. 1. Д.12, 11, 18, 21А, 104, 152, 175 А; Разр.3. Д.470-473.
807 Петроградский комитет духовной цензуры.
Оп.2. Д.1359, 1360, 1361, 1380, 1501, 1617.
832 Филарет (Дроздов).
Оп.1. Д.6, 83, 85.
834 Рукописи Синода.
Оп.4. Д.1597-1599.
845 А.С.Воронов.
Оп.1. Д.1597-1599.
851А.В.Головнин.
Оп.1. Д.5.
908 П.А.Валуев.
Оп.1. Д.112, 455, 606.
970 И.П.Корнилов.
Оп.1. Д.140, 148.
982 С.С.Ланской.
Оп.1. Д.76.

367
1149 Государственный Совет. Департамент законов.
Оп.7. Д.12, 104.
1263 Комитет министров.
Оп.1. Д.4041.
1275 Совет министров.
Оп. 1(93). Д.22.
1282 Министерство внутренних дел. Канцелярия министра.
Оп.2. Д.2017; Оп.3. Д.133.
1284 То же. Департамент общих дел.
Оп.241. Д.30.
1291 То же. Земский отдел.
Оп.36. Д.100, 187. Ч.1-2.
1574 К.П.Победоносцев.
Оп.2. Д.24.
1604 И.Д.Делянов.
Оп.1. Д.561-564.
1661 К.С.Сербинович.
Оп.1. Д.480, 936, 1574.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
95 Следственная Комиссия 1862 года по делам о распространении революционных воззваний и пропаганде.
Оп.1. Д.1.
109 Третье Отделение.
Оп.223. Д.22, 26, 27, 34; 1 эксп. 1857 год. Д. 345; 1858 год. Д.155; 1859 год. Д.28, 242, 214; 1860 год. Д.179; 1861 год. Д.130, 139, 140, 145; 1862 год. Д.230. Ч.106, Д.390; 1863 год. Д.97. Ч.96, 201; 1864 год. Д.14; 1866 год. Д.100. Ч.153; 2 эксп. 1865 год. Д.590; Секретный Архив. Оп.3. Д.97, 130, 1389-1477, 1536.
569 М.Т. Лорис-Меликов.
Оп.1. Д.52, 283.
647 Вел. Кн. Елена Павловна.
Оп.1.Д.50.
677 Александр III.
Оп.1. Д.671 А, 894, 895.
678 Александр II.
Оп.1. Д.315, 316, 1133.
722 Мраморный дворец.
Оп.1. Д.313, 514, 545, 556, 558.
728 Зимний дворец.
Оп.1. Д.2509.
811 М.Н.Муравьев.
Оп.1. Д.48.
815 В.А.Арцимович.
Оп.1. Д.66, 283.
945 В.А.Долгоруков.
Оп.1. Д.22.
1067 Иоанн Кронштадтский.
Оп.1. Д.6.
1099 Т.И.Филиппов.
Оп.1. Д.85, 669, 676, 686, 699, 704, 747, 762, 779, 1381, 1969.
Российский Государственный архив Литературы и Искусства (РГАЛИ)

368
10 Аксаковы.
Оп.1. Д.182; Оп.5. Д.11.
46 П. И. Бартенев.
Оп.1. Д.565. Ч.2.
87 Барсуковы. оп.1. Д.363.
194 Н.В .Елагин.
Оп.1. Д.29, 37, 38, 40, 41.
195 “Остафьевский архив”.
Оп.1. Д.1228, 1417, 1741, 2734, 4462.
236 Киреевские.
Оп.1. Д.142; Оп.3. Д.21.
275 Н.С.Лесков.
Оп.1. Д.41, 193, 186; Оп.4. Д.12.
290 К.Н.Леонтьев.
Оп.2. Д.86.
372 В.С.Печерин.
Оп.1. Д.10, 12, 26.
373 М.П.Погодин.
Оп.1. Д.206, 351.
427 Рачинские.
Оп.1. Д.737.
459 А.С.Суворин.
Оп.1. Д.307.
472 Свербеевы.
Оп.1. Д.620, 748.
505 Ф.И.Тютчев.
Оп.1. Д.185.
1049 И.С.Гагарин.
Оп.1. Д.7.
1348 Собрание писем писателей, ученых и государственных деятелей. Оп.2. Д.5.
Российский Государственный архив Древних Актов (РГАДА)
1274 Панины-Блудовы.
Оп.1. Д.737, 956 г., 1844 б.
1277 Самарины.
Оп.2. Д.53, 54, 57.
1378 Мещерские.
Оп.2. Д.1.
Российский Государственный Военно-Исторический архив (РГВИА) 292 Н.С.Голицын.
Оп.1. Д.68-70, 76, 78, 83, 87, 120, 153, 157.
401 Главный штаб.
Оп.2/926. Д.16; Оп.3/927. Д.42.
Государственный архив Владимирской области (ГАВО)
556 Владимирская Духовная консистория.
Оп.1. Д.2795, 3107, 3129.
Государственный исторический архив Москвы (ГИАМ)

369
31 Московский цензурный комитет.
Оп.3. Д.4, 32; Оп.5. Д.479.
203 Московская Духовная консистория.
Оп.746. Д.1001.
229 Московская Духовная Академия.
Оп.2. Д.1096.
459 Канцелярия попечителя Московского Учебного Округа.
Оп.2. Д.2114, 2527, 2779, 3825.
Государственный архив Рязанской области (ГАРО)
627 Рязанская Духовная консистория.
Оп.126. Д.34.
Государственный архив С.-Петербурга
19 Петербургская Духовная консистория.
Оп.53. Д.40.
Государственный архив Тверской области (ГАТвО)
103 Тверская ученая архивная комиссия.
Оп.1. Д.1207, 1212, 1224, 1287-1335.
160 Тверская Духовная консистория.
Оп.8. Д.215.
Государственный архив Тульской области (ГАТО)
3 Тульская Духовная консистория.
Оп.28. Д.324, 425, 525, 564, 650, 897, 947.
Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ)
4 Алексий (Лавров)
Карт.3.Д.4, 13, 20, 27; Карт. 15. Д.8-12.
11 Апраксины-Голицыны (ф .11/I).
Карт. 73. Д.1.
20 Г.С.Батеньков.
Карт. 5. Д.19.
23 Белокуровы.
Карт.2. Д.9, 21.
78 А.В .Горский.
Карт. 12. Д.25; Карт. 19. Д.8; Карт. 21. Д.10; Карт.22. Д.40; Карт.24. Д.9, 56; Карт.27, Д.5, 15; Карт.32. Д.20; Карт.33. Д.5, 13.
120 М.Н.Катков.
Карт.11. Д.17; Карт.21.
126 Киреевы-Новиковы (ф. 126/I).
Карт.3. Д.8.
148 Леонид (Кавелин).
Карт.6. Д.84; Карт.10. Д.30.
149 Леонид (Краснопевков).
Карт.2. Д.4, 6, 8; Карт.14. Д.47.
169 Милютины.
Карт.14. Д.2; Карт.52. Д.39.
172 Московская Духовная Академия.
Карт.183. Д.11; Карт. 247. Д.; Карт. 248. Д.6; Карт.282. Д.1; Карт.305. Д.10.
188 А.Н.Муравьев.

370
Карт.4. Д.3, 4, 19.
201 А.С.Норов.
Карт.57, Д.34.
206 Общество любителей духовного просвещения.
Карт.14. Д.19-21.
230 К.П.Победоносцев.
Карт.4408. Д.2, 3, 6, 12; Карт. 4417. Д.2; Карт. М.10802. Д.5, 17.
231 М.П.Погодин.
231/II. Карт. 3. Д.49/6, 50/2, 51/1;
231/III. Карт. 1. Д.66.
250 Н.П.Розанов.
Карт.2.Д.1.
262 Савва (Тихомиров).
Карт.55. Д.26; Карт.56. Д.16.
265 Самарины.
Карт.39. Д.1.
302 Толстые.
Карт.2.д.4, 12, 21; Карт.4. Д.17.
304 Троице-Сергиева Лавра (304/II).
Д.259.
316 Филарет (Дроздов).
Карт.1. Д.24; Карт.66. Д.25; Карт.70. Д.14, 18.
327 Черкасские (327/II).
Карт.7. Д.48.
524 П.С.Казанский.
Карт.3. Д.4.
Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки (ОР РНБ)
16 П. П. Альбединский
Д.18.
37 А. И. Артемьев.
Д.703.
52 Батюшковы.
Оп.1. Д.7, 12, 17, 31.
208 А.В.Головнин.
Д.101, 203.
314 Иннокентий (Вениаминов).
Д12.
377 И.П.Корнилов.
Д. 1190, 1430.
379 Ф.П.Корнилов.
Д.529, 548, 748.
391 А.А. Краевский.
Д.188, 289, 557, 674, 870.
498 А.Н.Муравьев.
Д.8.
523 Н.И. Новиков.
Д.42, 154.
531 А.С.Норов.
Д.73, 245, 327, 608.
573 С.-Петербургская Духовная Академия.
Д.1062.

371
601 Половцевы.
Д. 1413.
780 Д.А.Толстой.
Д.2.
833 В.А.Цеэ.
Д.144, 170, 357, 385.
847 Н.В .Шаховской.
Оп.1. Д.349, 404, 417, 496, 532, 578, 600, 602.
874 С.Н.Шубинский.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ