Введение (3).
Глава 1. Церковная история эпохи Великих реформ: историография и источники (16).
§ 1. Отечественная и зарубежная историография (16).
§ 2. Источники (59).
Глава 2. Духовный кризис общества и контуры перемен в Церкви (к.50-х-н.60-х гг.) (89).
§ 1. Вероисповедная политика и эволюция синодальной системы в XVIII-XIX вв.
(89).
§ 2. Философия церковного пробуждения и общественное мнение (97).
§ 3. Духовное ведомство: признаки оживления? (110).
§ 4. Цензура и журналистика: борьба за церковное обновление (119).
§ 5. Самосознание ученого монашества: смятение и беспокойство (136).
§ 6. “Крамола” И.С.Беллюстина и отодвинутая духовно-учебная реформа (147). Глава 3. Государство и Православная Церковь: поиски нового единства (первая половина 60-х гг.) (172)
§ 1. Религиозность и космополитизм Петра Валуева (172).
§ 2. Церковь и государственные преобразования (191).
§ 3. Судьба Православия глазами публицистов и общественных деятелей (211).
§ 4. Начальная школа и университетский вопрос (221).
§ 5. Пастыри и паства в общественном сознании и практической деятельности (244).
Глава 4. Церковные реформы: облик “раскрепощенного” духовенства и общественное сознание (к. 60-х-70-е гг.) (273).
§ 1. Дмитрий Толстой: очертания портрета на фоне церковного переустройства
(273).
§ 2. Пресса, проповедничество, литература: новые ориентиры и возможности
(292).
§ 3. Общество и Церковь в преддверии контрреформ (313).
Заключение (361).
Список использованных источников и литературы (366).
Оставаясь в течение многих веков влиятельной нравственной силой, русское Православие стало ведущим компонентом духовной жизни народа. Церковь как религиозная организация общества, оказала значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры Отечества. “Церковь и школа, - писал П.Н. Милюков, - таковы два главных фактора русской, как и всякой другой, духовной культуры” (1). Развивая мысль историка, следует добавить, что эти два фактора развивались не обособленно, а в теснейшем соприкосновении, и это взаимовлияние предопределило своеобразие русской культуры, особенности развития общественной жизни.
Однако в церковной истории России еще остаются недостаточно проясненные периоды, недописанные страницы, окутанные тайной сюжеты. Подобные информационные лакуны в первую очередь относятся к Синодальному периоду (нач. XVIII - н. XX вв.), который в наибольшей степени отличался противоречивостью и вобрал в себя множество острых моментов в церковно-государственных отношениях.
Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века - века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени (2). Историографическая значимость научных исследований нового времени в России не раз подтверждались на научных конференциях: “Долгие годы история ХХ века не рассматривалась как явление, имеющее самостоятельную ценность. Все ограничивалось по преимуществу задачами поиска и обоснования внутри века XIX тех предпосылок, которые вели к революционным катаклизмам века ХХ” (3). Подтверждая подобные высказывания, добавим, что в послевоенное время все же оставались добросовестные исследователи, даже в
4
условиях идеологического диктата направлявших свои усилия на изучение политической истории России XIX столетия, и в целом основные направления внутренней политики самодержавия эпохи Великих реформ уже нашли разрешение в отечественной историографии. Однако внутренняя история Церкви, роль духовенства, как сословия, в жизни России, равно как и вероисповедная политика государства, неизменно игнорировались, оставаясь “за кадром”, и использовались, как правило, атеистической пропагандой. Общественная жизнь по существу сводилась к революционерам, “революционным ситуациям” и народным волнениям, периодика в основном изучалась революционно-демократическая, а Церковь клеймилась как однозначно контрреволюционная сила. Налицо было привнесение категорий мышления советской эпохи в систему координат прошлого века.
Эпоха Великих реформ стала для России прорывом в новую историческую реальность, периодом постепенных изменений общественного строя Империи. Динамика модернизационных процессов непосредственно отразилась на смене системы ценностей и норм поведения, не обошла она стороной и Православие как особый тип культуры. Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, отметим, что подобные эпохи относятся к “взрывным”, характеризующимся причудливым сочетанием предсказуемых и непредсказуемых моментов (4). Трансформация социального пространства в стране привела к значительному оживлению церковно-общественной жизни, переживавшей в дореформенной России явный упадок. Заметное возрастание роли Церкви в русском обществе по сравнению с предшествующим временем, переориентация духовенства на социальную активность оказались непредсказуемыми и в некотором роде неуправляемыми моментами истории. Именно середина XIX в. оказалась переломным этапом для жизни Церкви, связанным с общим изменением интеллектуальной атмосферы в стране. Помимо недостаточной разработки церковной истории в целом и обозначенного периода в частности, актуальность проблематики диктуется и внутренними законами развития науки. События
5
внутренней и внешней политики, история государственных структур постепенно отодвигаются на второй план, затмеваясь возросшим интересом к социальной истории, к антропологической реконструкции менталитета различных общественных групп прошлого. Метод “объективного” изучения социальных и экономических структур “извне” должен быть дополнен методом их осмысления “изнутри”, с позиций самих участников исторического процесса, людей изучаемого общества, на что прежде в отечественной историографии обращалось слабое внимание (5). С другой стороны, время требует интеграции различных отраслей гуманитарной мысли при изменении подходов ретроспективных исследований. Религиозная история могла бы стать яркой основой для подобного взаимодействия на примере российской действительности (6).
В связи с современным реформированием всех сторон жизни государства и общества в к. 80-х - н. 90-х гг. возрос интерес к историческому опыту реформаторства, к особенностям борьбы группировок в “верхах”, к портретным характеристикам политических и общественных деятелей (7). Однако место Церкви в процессе подготовки и проведения реформ, равно как и отношение общества к Церкви на фоне государственных преобразований отразились в исторической и политологической литературе недостаточно. Сегодня динамика развития науки уже подвела нас к тому, чтобы глубже раскрыть взаимосвязь церковной жизни с изменениями в общественно-политическом строе страны, интегрировать Церковь, ранее рассматривавшуюся изолированно, в общественную мысль и общественное движение России.
Современная общественная ситуация характеризуется интенсивным поиском Церковью своего места в обновляемой России, что проявляется не только в повсеместном воссоздании храмов, но и в частных беседах и проповедях на религиозные темы в средствах массовой информации, в интересе к религиозной литературе и истории. Православие возрождается в условиях, когда марксистская доктрина уже утратила свою значимость, а новые нравственные принципы еще не вполне устоялись в общественном сознании.
6
Провозглашаемая деидеологизация общества порождает духовный вакуум среди сограждан, порой заполняемый информационным потоком низкого качества. Поэтому для современного Православия актуальной остается задача более четкого оформления собственной социальной доктрины, не претендующей на монопольность, но стимулирующей общественную активность мирян во всех сферах жизни общества.
Предпринятое нами исследование затрагивает историю Русской Православной Церкви в противоречивый период Великих реформ 1850-х-1870-х годов, когда духовенство испытывало прямое воздействие социальных перемен и постепенно вовлекалось в общественную жизнь.
К середине XIX в. кризис крепостнической России достиг роковой отметки, требовавшей его неотложного и решительного преодоления. Кризисные явления в русском Православии становились характерным показателем критического состояния государственности, порождая глубокие раздумья православной общественности о судьбе Церкви. Отсутствие подлинной церковной самостоятельности усугубляло конфликт между властью и обществом - их взаимное недоверие расценивалось тогда как знак надвигающейся катастрофы. Выбор путей общественного развития, неустойчивость модернизационных процессов породили острую идейную борьбу, которая не могла не затронуть и Церковь.
Русское духовенство предлагало собственное понимание перспектив духовного развития на основе строгих христианских принципов обновления. Если в дореформенной России Церковь старалась изолироваться от светской культуры, и духовное сословие теряло нравственную базу среди мирян, то отныне оно пыталось ориентироваться на поиск диалога с обществом не только в стенах храма, но и за его пределами. В богословии, равно как и в практике духовенства, осваивались новые формы влияния на паству. Христианство стало восприниматься не только как личное соблюдение каждым верующим общеобязательных обрядов и таинств, но и как преображение внутреннего духовного потенциала мирян, как средство сохранения общественной целостности, всеобщего примирения на религиозных началах. Происходило реальное соединение общественной жизни с Церковью, хотя этот процесс шел чрезвычайно медленно и порой поверхностно. Церковная жизнь фактически становилась церковно-общественной там, где значительную роль стала играть православная
362
общественность - в особенности на уровне прихода. По мере того, как все общество претерпевало дифференциацию, Церковь также становилась все более неоднородной.
Первые попытки нетрадиционного обсуждения церковных проблем состоялись в период общественного подъема конца 1850-х-начала 1860-х гг. Сложившаяся система церковно-государственных отношений и нравственное состояние русского духовенства становились предметом рассмотрения в рукописных записках, зарубежных изданиях, новых духовных журналах. Пробуждение общественного мнения приводило к формированию общих контуров возможных преобразований в Церкви. В преддверии Крестьянской реформы и других перемен очевидным стало серьезное противостояние между традиционализмом и обновленчеством в Церкви. Если представители первого стремились сохранить монолитную, неподвижную Церковь, однозначно противостоящую греховному “миру” (В.И.Аскоченский и др., круги “черного” духовенства), то богословы-обновленцы и новые проповедники (Феодор (Бухарев) и др.) тяготели к прочным контактам с общественной средой, пытались нацелить Церковь на диалог с современностью. Но духовное ведомство не спешило с переменами и болезненно реагировало на церковную активность общественности, сохраняя бюрократические традиции.
Выработка конкретных планов реформ в “верхах” относилась к первой половине 1860¬х гг., и находилась в контексте все системы государственных изменений. Инициатива исходила не из духовного ведомства, а от министра внутренних дел П.А.Валуева. Нацеленный на либерализацию вероисповедной политики, он четко поставил перед императором вопрос о государственной целесообразности полноценной “церковной реформы”. Видя недостаточность государственной поддержки, он был вынужден призвать на помощь общественность, поощряя инициативу мирян не только для материального обеспечения духовенства, но и для его сближения с паствой в рамках приходской жизни. Само духовенство втягивается в реформы, пытаясь использовать их ход для укрепления своего влияния в общественной жизни, которой они ставили в строгую зависимость от
363
разрешения собственных материальных проблем и обеспечения гражданских прав. Сфера просвещения (особенно начальная школа) стала для духовенства конкретным ареалом для приложения своих сил, ареной борьбы за молодое поколение.
Пресса заинтересованно включалась в обсуждение проблем быта и пастырской деятельности духовенства. Перспективы социальной миссии и нравственные аспекты духовного служения, а также недостатки духовно-учебных заведений сводятся к противоречиям в церковно-государственных отношениях (в особенности, в религиозной мысли славянофилов). В переломный момент духовенство стало восприниматься как общенациональный духовный лидер, призванный возглавить движение общества вперед на основе Евангелия.
Однако церковные преобразования затягивались, а недовольство в среде “белого” духовенства усиливалось. Индивидуальные приемы намеченного в предшествующее время попытался применить в собственной церковной политике “государственник” Д.А.Толстой. Вынужденный пойти на частные уступки епископату, он не питал надежд на возрождение соборного управления в Церкви. Неожиданно проявив себя либералом, он пошел навстречу “белому” духовенству и предпринял комплекс мер по ликвидации его наследственного состояния. Однако практика преобразований только расколола духовенство, в котором четко выделились свои либералы и свои консерваторы. В приходской деятельности появились новые типы священников, сориентированные на близкое повседневное общение с паствой в неформальной атмосфере.
Действия Толстого, рассматривавшего Церковь как инструмент манипуляций государства - инструмент вынужденно обновляемый - вызывали противоречивые оценки, а консерваторы 70-х годов сплачивались тем временем на церковно-охранительной платформе. Но без глубокого внутреннего обновления Церковь вряд ли могла успешно бороться с революционной пропагандой и тем более гармонично войти во внутренний мир светских сословий. Тем не менее государство требовало от Церкви исполнения функций в
364
тисках ветшавшей идеологии “официальной народности”. В Церкви обострялась борьба между теми, кто в теории и практической деятельности ориентировался на государство и теми, кто стоял ближе к обществу. На рубеже 1870-х-1880-х гг. на фоне очередного витка борьбы в “верхах” обозначились лихорадочные попытки возродить прежнее влияние Церкви на народное образование, а М. Т. Лорис-Меликов недвусмысленно заявил о “систематическом устранении” духовенства из жизни общества.
Завершая изложение итогов исследования, мы видим, что центральная проблема в Православии Великих реформ - это проблема диалога духовенства и православного общества, на что ранее в отечественной историографии внимания не обращалось. Нами показано, что под влиянием общественного подъема и наиболее мыслящих сил в духовенстве Церковь выходила из состояния неподвижности, духовной отстраненности от мирских забот. Но перспективы обновления государства пугали традиционалистов опасностью нравственного распада. Впрочем, и государство не стремилось рассматривать Церковь в качестве самостоятельной силы. Очерчивая религиозные ориентиры общественного движения, Церковь сама себя удаляла от общества, поскольку в ее внутренней организации и социальной доктрине выявилось несоответствие потребностям общественной жизни.
Социальная активность оставалась уделом немногих священников, а пореформенная духовная жизнь отразила явный отход светского общества от религиозных интересов. Сильный контроль государства и отсутствие самостоятельности общества - характерные признаки России как страны “догоняющего развития” - заняли центральное место в конфронтации общественных сил, что в итоге привело к грозовым потрясениям начала ХХ века. Но протекавший тогда же религиозный Ренессанс, восходивший своими корнями к эпохе Великих реформ. Эта эпоха представляется нам как своего рода пред-Возрождение, вобравшее в себя первые попытки церковного пробуждения общества.
365
Новшества данного исследования заключаются не только в использовании новых методологических подходов, но и в заполнении конкретных историко-информационных лакун, связанных с общей слабой разработанностью истории русского Православия XIX века на современном научном уровне. Проблема приобретает значительную остроту в связи с необходимостью разработки в отечественной историографии проблем социальной истории (в зарубежной историографии здесь уже накоплен значительный исследовательский опыт). Степень влияния религиозного мировосприятия в общественном сознании является составной частью социально-политической атмосферы, оказывающей воздействие на принятие решений государственной важности.