Формирование системы оценки стоимости бизнеса на предприятии
|
Введение 3
Глава 1 Зарубежный и отечественный опыт оценки стоимости бизнеса
и управления ею 14
1.1. Обобщение мирового опыта использования систем управления стоимостью бизнеса 14
1.2. Проблемные вопросы внедрения системы оценки стоимости бизнеса 22
1.3. Предприятие как объект стоимостной оценки 35
1.4. Содержание процесса оценки бизнеса 39
Выводы 41
Глава 2 Теоретические основы формирования системы
оценки стоимости бизнеса 43
2.1. Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса... 43
2.2. Классификация целей оценки стоимости бизнеса 48
2.3. Формирование инфраструктуры системы оценки стоимости бизнеса на предприятии 55
2.4. Формулирование этапов оценки стоимости предприятия 61
2.5. Основные принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса 65
2.6. Разработка иерархической системы взаимосвязей основных ключевых показателей (факторов) стоимости бизнеса 78
Выводы 83
Глава 3 Разработка методических основ по оценке стоимости бизнеса
85
3.1. Разработка алгоритма обоснования выбора наиболее целесообразного метода оценки стоимости бизнеса 85
3.2. Разработка методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса 96
3.3. Аналитическая оценка доходного, затратного, рыночного подходов и в его составе методов определения стоимости бизнеса 104
3.4. Обоснование выбора типичного предприятия-аналога на основе многоцелевого подхода 153
3.5. Формулирование научных и методических рекомендаций по обеспечению эффективного управления стоимостью компании 166 (бизнеса)
3.6 Экспериментальный расчет, связанный с оценкой реального
бизнеса 177
Выводы 183
Заключение 185
Библиографический список литературы 187
Приложения 195
Глава 1 Зарубежный и отечественный опыт оценки стоимости бизнеса
и управления ею 14
1.1. Обобщение мирового опыта использования систем управления стоимостью бизнеса 14
1.2. Проблемные вопросы внедрения системы оценки стоимости бизнеса 22
1.3. Предприятие как объект стоимостной оценки 35
1.4. Содержание процесса оценки бизнеса 39
Выводы 41
Глава 2 Теоретические основы формирования системы
оценки стоимости бизнеса 43
2.1. Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса... 43
2.2. Классификация целей оценки стоимости бизнеса 48
2.3. Формирование инфраструктуры системы оценки стоимости бизнеса на предприятии 55
2.4. Формулирование этапов оценки стоимости предприятия 61
2.5. Основные принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса 65
2.6. Разработка иерархической системы взаимосвязей основных ключевых показателей (факторов) стоимости бизнеса 78
Выводы 83
Глава 3 Разработка методических основ по оценке стоимости бизнеса
85
3.1. Разработка алгоритма обоснования выбора наиболее целесообразного метода оценки стоимости бизнеса 85
3.2. Разработка методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса 96
3.3. Аналитическая оценка доходного, затратного, рыночного подходов и в его составе методов определения стоимости бизнеса 104
3.4. Обоснование выбора типичного предприятия-аналога на основе многоцелевого подхода 153
3.5. Формулирование научных и методических рекомендаций по обеспечению эффективного управления стоимостью компании 166 (бизнеса)
3.6 Экспериментальный расчет, связанный с оценкой реального
бизнеса 177
Выводы 183
Заключение 185
Библиографический список литературы 187
Приложения 195
Утверждение в России рыночных форм хозяйствования, продолжающийся процесс приватизации государственной собственности, становление рынка имущества, более масштабное использование систем страхования в различных сферах предпринимательской деятельности, расширение практики выдачи коммерческими банками кредитов под залог (ипотечное кредитование), применение систем доверительного (трастового) управления имуществом обусловливают актуальность решения проблемы, связанной с получением достоверной оценки стоимости предприятия (бизнеса), различных видов имущества, а также нематериальных активов.
Наличие в российской экономике достаточно большого количества предприятий, находящихся в кризисном или предкризисном состоянии и нуждающихся в финансовом оздоровлении, вызывают необходимость по-лучения достоверной оценки рынком ценности предприятия как имущественного комплекса и его частей. На основе этой стоимостной оценки ста¬нет возможным разработать комплекс антикризисных мероприятий и предусмотреть реализацию необходимых инвестиционных проектов, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия (например, посредством реструктуризации собственности) и эффективное функционирование в перспективе.
Потребность в определении рыночной стоимости предприятия возникает при решении многочисленных задач имущественного характера, которые имеют важное экономическое значение как для субъектов оценки, так и для будущего существования объектов собственности на рынке. Среди них необходимо выделить такие основные задачи, как осуществление купли-продажи предприятия в целом или его долей, обоснование суммы кредита под залог имущества, определение дополнительного объема подлежащих выпуску акций, расчет страховых сумм для страхователей и вы¬плат при наступлении страхового случая, исчисление рациональных сумм налогов, проведение переоценке основных производственных фондов, принятие решения о банкротстве предприятия и др.
В России наблюдается постепенный процесс формирования класса собственников бизнеса, недвижимости, что также обусловливает необходимость наиболее эффективного их использования. В связи с достаточно высокой востребованностью услуг в области профессиональной оценки бизнеса они на официальном уровне признаются самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных выше соображений можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что одной из главных целей функционирования предприятий в рыночной экономике является достижение наивысшей его стоимости (стоимости бизнеса). От величины этой стоимости во многом зависит благосостояние акционеров, а также объемы налогов поступающих в федеральный и местный бюджеты. Эта цель в полной мере соответствует современным тенденциям, реализуемым в зарубежных и отечественных системах корпоративного управления. При этом рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью активов, которыми располагает предприятие (компания), сколько возможностью обеспечения наиболее эффективного их использования в будущем и обеспечение все возрастающих во времени денежных потоков. Благодаря этому становится реальным достижение устойчивого и длительного присутствия компании (предприятия) на целевом рынке. Практикой подтверждается, что предприятия с динамично возрастающей стоимостью являются более конкурентоспособными по сравнению с другими предприятиями, у которых эти темпы роста незначительные. Вследствие быстрого роста стоимости бизнеса обеспечивается и возрастание курсовой стоимости акций, которые котируются на фондовом рынке. Результатом роста котировок акций пред-приятия является адекватный им рост благосостояния акционеров. В результате создается благоприятная ситуация, когда капитал начинает перетекать из менее эффективно функционирующих предприятий в более эффективно работающие предприятия (компании). Вследствие доверия со стороны финансово-кредитных институтов существенно упрощаются условия, связанные с привлечением дополнительных кредитных ресурсов, которые используются для дальнейшего развития производства и сбыта готовой продукции или оказания услуг и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности предприятия, оцениваемой с помощью показателя силы бизнеса.
Отечественная практика, предусматривающая использование современных подходов и в их составе методов оценки стоимости предприятий (бизнеса), связана с реализацией в последующем крупномасштабного процесса приватизации. Достоверная оценка стоимости предприятий, подлежащих приватизации, проводимой в рамках акции разгосударствления собственности, представляется исключительно важной с точки зрения пополнения федерального бюджета. В итоге большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью получения объективной оценки собственных активов и определения рыночной их стоимости, а, значит, и возможного потенциала роста, а также достигнутого уровня конкурентоспособности.
Наличие в российской экономике достаточно большого количества предприятий, находящихся в кризисном или предкризисном состоянии и нуждающихся в финансовом оздоровлении, вызывают необходимость по-лучения достоверной оценки рынком ценности предприятия как имущественного комплекса и его частей. На основе этой стоимостной оценки ста¬нет возможным разработать комплекс антикризисных мероприятий и предусмотреть реализацию необходимых инвестиционных проектов, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия (например, посредством реструктуризации собственности) и эффективное функционирование в перспективе.
Потребность в определении рыночной стоимости предприятия возникает при решении многочисленных задач имущественного характера, которые имеют важное экономическое значение как для субъектов оценки, так и для будущего существования объектов собственности на рынке. Среди них необходимо выделить такие основные задачи, как осуществление купли-продажи предприятия в целом или его долей, обоснование суммы кредита под залог имущества, определение дополнительного объема подлежащих выпуску акций, расчет страховых сумм для страхователей и вы¬плат при наступлении страхового случая, исчисление рациональных сумм налогов, проведение переоценке основных производственных фондов, принятие решения о банкротстве предприятия и др.
В России наблюдается постепенный процесс формирования класса собственников бизнеса, недвижимости, что также обусловливает необходимость наиболее эффективного их использования. В связи с достаточно высокой востребованностью услуг в области профессиональной оценки бизнеса они на официальном уровне признаются самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных выше соображений можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что одной из главных целей функционирования предприятий в рыночной экономике является достижение наивысшей его стоимости (стоимости бизнеса). От величины этой стоимости во многом зависит благосостояние акционеров, а также объемы налогов поступающих в федеральный и местный бюджеты. Эта цель в полной мере соответствует современным тенденциям, реализуемым в зарубежных и отечественных системах корпоративного управления. При этом рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью активов, которыми располагает предприятие (компания), сколько возможностью обеспечения наиболее эффективного их использования в будущем и обеспечение все возрастающих во времени денежных потоков. Благодаря этому становится реальным достижение устойчивого и длительного присутствия компании (предприятия) на целевом рынке. Практикой подтверждается, что предприятия с динамично возрастающей стоимостью являются более конкурентоспособными по сравнению с другими предприятиями, у которых эти темпы роста незначительные. Вследствие быстрого роста стоимости бизнеса обеспечивается и возрастание курсовой стоимости акций, которые котируются на фондовом рынке. Результатом роста котировок акций пред-приятия является адекватный им рост благосостояния акционеров. В результате создается благоприятная ситуация, когда капитал начинает перетекать из менее эффективно функционирующих предприятий в более эффективно работающие предприятия (компании). Вследствие доверия со стороны финансово-кредитных институтов существенно упрощаются условия, связанные с привлечением дополнительных кредитных ресурсов, которые используются для дальнейшего развития производства и сбыта готовой продукции или оказания услуг и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности предприятия, оцениваемой с помощью показателя силы бизнеса.
Отечественная практика, предусматривающая использование современных подходов и в их составе методов оценки стоимости предприятий (бизнеса), связана с реализацией в последующем крупномасштабного процесса приватизации. Достоверная оценка стоимости предприятий, подлежащих приватизации, проводимой в рамках акции разгосударствления собственности, представляется исключительно важной с точки зрения пополнения федерального бюджета. В итоге большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью получения объективной оценки собственных активов и определения рыночной их стоимости, а, значит, и возможного потенциала роста, а также достигнутого уровня конкурентоспособности.
На основании проведенного диссертационного исследования получены следующие научные и методические разработки и сформулированы необходимые рекомендации, обобщающим результатом которых является формируемая на современной основе концепция оценки стоимости компании и управления этой стоимостью.
1. Дополнены основные научные принципы, которые следует учитывать при формировании (построении) системы оценки стоимости бизнеса с целью получения более достоверной и научно-обоснованной системы расчетов стоимости бизнеса.
2. Определены ключевые факторы, подлежащие учету при обосновании выбора методов расчетов, предназначенных для определения наиболее вероятной рыночной стоимости бизнеса.
3. Предложена методика расчета интегрального показателя «сила бизнеса», позволяющая получать достоверные рейтинговые оценки основных конкурентов, а также выявлять сильные и слабые стороны своего предприятия.
4. Предложена основывающаяся на многоцелевом подходе методика, связанная с обоснованием выбора среди ранее проданных на рынке предприятий такого предприятия-аналога, которое характеризуется наибольшим сходством с выставленным на продажу предприятием, что необходимо для обеспечения достоверности оценки стоимости бизнеса.
5. Сформулированы научные и методические рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности функционирования системы управления стоимостью компании (бизнеса).
Совокупность решенных в диссертации теоретических и методических вопросов можно квалифицировать как разработку вполне завершен¬ной концепции, позволяющую формировать современную систему оценки стоимости бизнеса и эффективно управлять этой стоимостью.Таким образом, благодаря разработке концепции, обеспечивающей получение достаточно достоверной оценки стоимости бизнеса и управление этой стоимостью, решена задача, имеющая важное народнохозяйственное значение. Эта народнохозяйственная значимость проявляется в достижении более высокой экономической эффективности национальной экономики в целом благодаря широкому использованию для оценки конечных экономических результатов деятельности предприятий такого интегрального (обобщающего) показателя, каким является стоимость бизнеса.
1. Дополнены основные научные принципы, которые следует учитывать при формировании (построении) системы оценки стоимости бизнеса с целью получения более достоверной и научно-обоснованной системы расчетов стоимости бизнеса.
2. Определены ключевые факторы, подлежащие учету при обосновании выбора методов расчетов, предназначенных для определения наиболее вероятной рыночной стоимости бизнеса.
3. Предложена методика расчета интегрального показателя «сила бизнеса», позволяющая получать достоверные рейтинговые оценки основных конкурентов, а также выявлять сильные и слабые стороны своего предприятия.
4. Предложена основывающаяся на многоцелевом подходе методика, связанная с обоснованием выбора среди ранее проданных на рынке предприятий такого предприятия-аналога, которое характеризуется наибольшим сходством с выставленным на продажу предприятием, что необходимо для обеспечения достоверности оценки стоимости бизнеса.
5. Сформулированы научные и методические рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности функционирования системы управления стоимостью компании (бизнеса).
Совокупность решенных в диссертации теоретических и методических вопросов можно квалифицировать как разработку вполне завершен¬ной концепции, позволяющую формировать современную систему оценки стоимости бизнеса и эффективно управлять этой стоимостью.Таким образом, благодаря разработке концепции, обеспечивающей получение достаточно достоверной оценки стоимости бизнеса и управление этой стоимостью, решена задача, имеющая важное народнохозяйственное значение. Эта народнохозяйственная значимость проявляется в достижении более высокой экономической эффективности национальной экономики в целом благодаря широкому использованию для оценки конечных экономических результатов деятельности предприятий такого интегрального (обобщающего) показателя, каким является стоимость бизнеса.
Подобные работы
- Формирование системы оценки стоимости Бизнеса на предприятии
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА ПРЕДПРИЯТИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Анализ и корректировка финансовой отчетности в целях оценки стоимости бизнеса на примере ООО «Спортмастер»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «КУЧУКСУЛЬФАТ»
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Методика и результаты оценки стоимости бизнеса (Финансы предприятий, организаций, учреждений,Университет экономики и управления г. Симферополь)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Стоимость бизнеса как критерий оценки эффективности инвестиций (вариант 16, РАНХ и ГС)
Контрольные работы, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Оценка стоимости бизнеса (Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Контрольные работы, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - Оценка стоимости бизнеса
Курсовые работы, ценообразование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



