Структура, семантика и тенденции развития наименований лиц по профессии в современном немецком языке
|
ВВЕДЕНИЕ 5-9
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (проблемы номинации, категоризации, концептуализации) 10
1. Антропоцентризм современной лингвистики. Наименование лица как объект лингвистических исследований 1-20
2. Ономасиологический подход к исследованию языковых явлений 20-22
3. Теория номинации в свете когнитивной лингвистики 22-30
4. Влияние объективных и субъективных факторов на образование наименований лиц по профессии 30-32
5. Языковая и концептуальная картины мира и их взаимодействие 32-36
6. Информационная картина мира и ее влияние на образование новых наименований лиц по профессии 36-39
ВЫВОДЫ 40-42
2. ГЛАВА II. СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ 43
1. Статус и функции НЛП как фрагмента лексикона. Определение
понятия «наименование лица по профессии» 44-51
2. Опыт социологической классификации НЛП 51-53
3. Структурно-словообразовательная классификация наименований лиц по профессии 53
3.1. Основные словообразовательные модели и способы их формирования 54-66
3.2. Опыт когнитивного анализа структурно-словообразовательных моделей НЛП 67-71
3
4. Анализ композитов в НЛП 71-77
5. Семантическая классификация наименований лиц по профессии 77-79
6. НЛП-эвфемизмы 80-83
7. К вопросу о НЛП - неологизмах 83-85
ВЫВОДЫ 86-88
3. ГЛАВА III. КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ 89
1. Когнитивный подход к анализу НЛП 90-93
2. Концепт применительно к исследованию НЛП 93-95
3. Проблемы категоризации и концептуализации наименований лиц по профессии 95-100
4. Лингвокогнитивная репрезентация современных немецких профессионимов 101-105
5. Элементы фреймового анализа при исследовании наименований лиц по профессии 105-117
6. Опыт лингвокультурологического анализа немецких наименований лиц по профессии 117-120
6.1. Национально-культурный компонент в содержании НЛП 121-129
6.2. Метафорическое использование НЛП В характерологической лексике 129-135
6.3. Лингвокультурологическая классификация современных немецких НЛП 135-138
7. Гендерный аспект исследования наименований лиц по профессии 138-143
ВЫВОДЫ 144-147
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148-155
5. БИБЛИОГРАФИЯ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ I
7. ПРИЛОЖЕНИЕ II
8. ПРИЛОЖЕНИЕ III
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (проблемы номинации, категоризации, концептуализации) 10
1. Антропоцентризм современной лингвистики. Наименование лица как объект лингвистических исследований 1-20
2. Ономасиологический подход к исследованию языковых явлений 20-22
3. Теория номинации в свете когнитивной лингвистики 22-30
4. Влияние объективных и субъективных факторов на образование наименований лиц по профессии 30-32
5. Языковая и концептуальная картины мира и их взаимодействие 32-36
6. Информационная картина мира и ее влияние на образование новых наименований лиц по профессии 36-39
ВЫВОДЫ 40-42
2. ГЛАВА II. СИНХРОННЫЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ 43
1. Статус и функции НЛП как фрагмента лексикона. Определение
понятия «наименование лица по профессии» 44-51
2. Опыт социологической классификации НЛП 51-53
3. Структурно-словообразовательная классификация наименований лиц по профессии 53
3.1. Основные словообразовательные модели и способы их формирования 54-66
3.2. Опыт когнитивного анализа структурно-словообразовательных моделей НЛП 67-71
3
4. Анализ композитов в НЛП 71-77
5. Семантическая классификация наименований лиц по профессии 77-79
6. НЛП-эвфемизмы 80-83
7. К вопросу о НЛП - неологизмах 83-85
ВЫВОДЫ 86-88
3. ГЛАВА III. КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕМЕЦКИХ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ 89
1. Когнитивный подход к анализу НЛП 90-93
2. Концепт применительно к исследованию НЛП 93-95
3. Проблемы категоризации и концептуализации наименований лиц по профессии 95-100
4. Лингвокогнитивная репрезентация современных немецких профессионимов 101-105
5. Элементы фреймового анализа при исследовании наименований лиц по профессии 105-117
6. Опыт лингвокультурологического анализа немецких наименований лиц по профессии 117-120
6.1. Национально-культурный компонент в содержании НЛП 121-129
6.2. Метафорическое использование НЛП В характерологической лексике 129-135
6.3. Лингвокультурологическая классификация современных немецких НЛП 135-138
7. Гендерный аспект исследования наименований лиц по профессии 138-143
ВЫВОДЫ 144-147
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148-155
5. БИБЛИОГРАФИЯ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ I
7. ПРИЛОЖЕНИЕ II
8. ПРИЛОЖЕНИЕ III
Настоящая диссертация посвящена всестороннему изучению структуры, семантики и функционирования наименований лиц по профессии в лингвокультурном и социальном контексте современного немецкого языка с учетом когнитивного подхода к языковой семантике.
Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение.
Важным в теоретическом и практическом плане является анализ наименований лиц по профессии (далее НЛП), появившихся в новых социально-исторических условиях Г ермании в процессе социально¬экономического развития страны.
Актуальность темы диссертации определяется необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение. Характерные для наименований лиц по профессии динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.
Объектом исследования являются номинативные единицы немецкого лексикона - слова и словосочетания, служащие в качестве НЛП (около 1600 лексических единиц), предмет исследования - описание и анализ корпуса НЛП с когнитивных и лингвокультурологических позиций, отражение изменений,
6
происходящих в лексике немецкого языка и связанных с появлением новых профессий на рынке труда.
Научная новизна диссертации заключается в комплексном описании структуры, семантики и функционирования НЛП с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологического анализа языковых явлений. В работе анализируются оценочный характер, тенденции развития данного пласта лексики, отражающие процессы интернационализации и глобализации в современном мировом сообществе. В диссертации предложены взаимосвязанные классификации профессионимов (структурно¬словообразовательная, социологическая, лингвокультурологическая, хронологическая классификации). Исходный импульс обогащения лексикона заключен в самом обществе, в ходе развития которого появляются новые профессии, связанные с наукой и техникой, Интернетом, компьютерными технологиями, складываются новые социальные и производственные отношения между людьми. Меняется социальный престиж профессий, возрастает роль рекламы в образовании и распространении НЛП. Некоторые профессионимы по ряду причин дезактуализировались, вышли из употребления. В диссертации рассмотрены актуальные процессы неологизации/архаизации, синонимизации и эвфемизации НЛП, влияние информационной картины мира на их образование и развитие.
Рабочая гипотеза: Важнейшим стимулом развития ономасиологической группы НЛП являются социальные факторы, прогресс в науке, технике и информатизации, которые вызывают к жизни целый ряд новых профессий, поэтому развитие и обогащение НЛП как фрагмента лексикона должно проявляться в процессах дальнейшей дифференциации наименований лица, их синонимизации и эвфемизации. Эту рабочую гипотезу предстоит верифицировать на базе представительной выборки лексического материала.
Цель диссертации - исследовать языковые процессы и результаты количественного расширения и качественного обогащения, дифференциации,
7
синонимизации и эвфемизации ономасиологической группы наименований лиц по профессии в немецком языке, с учетом их семантики и структуры.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие конкретные задачи:
- определить (максимально широко) и систематизировать корпус лексических единиц, относящихся к ономасиологической группе «наименования лиц по профессии»;
- выделить подгруппу наименований новых профессий и новых синонимов для обозначения известных профессий; исследовать динамику развития и инновационные процессы в области НЛП;
- обосновать комплексную классификацию профессионимов, выделив при этом когнитивные и структурные модели НЛП;
- исследовать когнитивные и лингвокультурологические аспекты НЛП, в том числе их гендерный аспект (особенности структуры и семантики НЛП мужского и женского пола);
- изучить действие механизмов лексической номинации в области постоянно изменяющейся номинативной сферы - наименований лиц по профессии;
- установить основные тенденции развития профессионимов в системе немецкого языка.
Для решения поставленных задач применяются современные методы исследования: дефиниционный анализ, когнитивная методика, фреймовый и прототипический анализ, лингвокультурологические приемы анализа. При обработке эмпирического материала используются современные методы и терминология когнитивистики и лингвокультурологии (понятия концепта, фрейма, прототипа, лингвокультуремы и др.), методы параметрического, социолингвистического, гендерного анализа, количественные подсчеты.
Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение.
Важным в теоретическом и практическом плане является анализ наименований лиц по профессии (далее НЛП), появившихся в новых социально-исторических условиях Г ермании в процессе социально¬экономического развития страны.
Актуальность темы диссертации определяется необходимостью изучения активных процессов словообразования и номинации в немецком языке, которые обусловлены глубокими изменениями в экономическом, социальном и культурном развитии Германии. Эволюционные процессы в обществе теснейшим образом связаны с развитием языка и получают в нем реальное и адекватное воплощение. Характерные для наименований лиц по профессии динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.
Объектом исследования являются номинативные единицы немецкого лексикона - слова и словосочетания, служащие в качестве НЛП (около 1600 лексических единиц), предмет исследования - описание и анализ корпуса НЛП с когнитивных и лингвокультурологических позиций, отражение изменений,
6
происходящих в лексике немецкого языка и связанных с появлением новых профессий на рынке труда.
Научная новизна диссертации заключается в комплексном описании структуры, семантики и функционирования НЛП с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологического анализа языковых явлений. В работе анализируются оценочный характер, тенденции развития данного пласта лексики, отражающие процессы интернационализации и глобализации в современном мировом сообществе. В диссертации предложены взаимосвязанные классификации профессионимов (структурно¬словообразовательная, социологическая, лингвокультурологическая, хронологическая классификации). Исходный импульс обогащения лексикона заключен в самом обществе, в ходе развития которого появляются новые профессии, связанные с наукой и техникой, Интернетом, компьютерными технологиями, складываются новые социальные и производственные отношения между людьми. Меняется социальный престиж профессий, возрастает роль рекламы в образовании и распространении НЛП. Некоторые профессионимы по ряду причин дезактуализировались, вышли из употребления. В диссертации рассмотрены актуальные процессы неологизации/архаизации, синонимизации и эвфемизации НЛП, влияние информационной картины мира на их образование и развитие.
Рабочая гипотеза: Важнейшим стимулом развития ономасиологической группы НЛП являются социальные факторы, прогресс в науке, технике и информатизации, которые вызывают к жизни целый ряд новых профессий, поэтому развитие и обогащение НЛП как фрагмента лексикона должно проявляться в процессах дальнейшей дифференциации наименований лица, их синонимизации и эвфемизации. Эту рабочую гипотезу предстоит верифицировать на базе представительной выборки лексического материала.
Цель диссертации - исследовать языковые процессы и результаты количественного расширения и качественного обогащения, дифференциации,
7
синонимизации и эвфемизации ономасиологической группы наименований лиц по профессии в немецком языке, с учетом их семантики и структуры.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие конкретные задачи:
- определить (максимально широко) и систематизировать корпус лексических единиц, относящихся к ономасиологической группе «наименования лиц по профессии»;
- выделить подгруппу наименований новых профессий и новых синонимов для обозначения известных профессий; исследовать динамику развития и инновационные процессы в области НЛП;
- обосновать комплексную классификацию профессионимов, выделив при этом когнитивные и структурные модели НЛП;
- исследовать когнитивные и лингвокультурологические аспекты НЛП, в том числе их гендерный аспект (особенности структуры и семантики НЛП мужского и женского пола);
- изучить действие механизмов лексической номинации в области постоянно изменяющейся номинативной сферы - наименований лиц по профессии;
- установить основные тенденции развития профессионимов в системе немецкого языка.
Для решения поставленных задач применяются современные методы исследования: дефиниционный анализ, когнитивная методика, фреймовый и прототипический анализ, лингвокультурологические приемы анализа. При обработке эмпирического материала используются современные методы и терминология когнитивистики и лингвокультурологии (понятия концепта, фрейма, прототипа, лингвокультуремы и др.), методы параметрического, социолингвистического, гендерного анализа, количественные подсчеты.
Антропоцентричность языка предопределяет особое положение наименований лица в лексике и коммуникации: они всегда находятся в центре языковой системы и речевой активности говорящих. Для анализа их номинативной, словообразовательной и семантической структуры недостаточно только лингвистических подходов. Для этого необходимо учитывать многие экстрапингвистические и социолингвистические факторы, социальную и индивидуальную психологию и культуру участников коммуникативного акта, менталитет носителей языка.
Социально-экономические преобразования в объединенной Германии, совершенствование технологических процессов производства на базе широкого внедрения компьютерной технологии и информатизации, возрастающая роль науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста обусловили появление новых профессий на рынке труда, которые нашли свое отражение в современном немецком языке.
Наименования лиц по профессии являются значительной ономасиологической группой, объем и характер которой зависит от уровня социально-экономического развития общества, степени дифференциации и специализации производственных и информационно-технологических процессов. Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения этих лексических единиц, их языковой специфики и коммуникативного использования. Характерные для профессионимов динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.
Настоящее исследование основывается на принципах ономасиологического подхода к анализу языковых явлений, разрабатываемых отечественными учеными. Нами было проанализировано 1600 новых немецких НЛП, возникших за последние 15-20 лет в результате научно-технического
149
прогресса, информационной революции. В диссертации обосновываются различные виды классификаций новых немецких профессионимов: социологическая, структурно-словообразовательная, семантическая, хронологическая, лингвокультурологическая.
Ономасиологическая группа НЛП состоит из центра и периферии. В центре находятся традиционные, официальные, являющиеся стилистически нейтральными, наименования профессий. К периферии относятся неофициальные, стилистически маркированные НЛП, звания, административные должности. Признаками, определяющими своеобразие профессионимов, являются: функциональное предназначение, особенности как номинативных единиц, мотивы и специфика их образования и функционирования. Официальные и неофициальные НЛП являются составной частью лексической системы языка и ее антропонимикона, обладают как общими признаками, так и рядом особых черт. К общим ономасиологическим признакам относятся: этноязычность, знаковость, номинативность, информативность, одушевленность (наименование лица),
полоразличительность, индивидоразличительность. Основными
ономасиологическими категориями, различающими официальные и неофициальные НЛП, являются: первичность номинации, нормативность, стилистическая нейтральность, а для неофициальных НЛП - вторичность номинации, ее ненормированность, образность, стилистическая окрашенность, словообразовательная окказиональность, неустойчивость. За названными подгруппами антропонимов закреплены разные сферы функционирования: за первыми - официальная, за вторыми - неофициальная. Неофициальные НЛП не всегда зафиксированы лексикографическими источниками.
Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Степень владения пространством, временем и информацией выступает как один из современных показателей прогресса. Поступательное
150
изменение информационной картины мира привело к появлению новых профессий на рынке труда. Именно в области информационных технологий наблюдается их наибольшее количество, что нашло свое отражение в языке. Информационная картина мира непосредственно воздействует на образование, развитие и употребление современных немецких профессионимов. Со своей стороны инновационные НЛП активно и конкретно влияют на процессы дифференциации, специализации и модернизации информационной картины мира. Эти направленные друг на друга процессы (создание новых профессионимов и совершенствование ИКМ) базируются на принципе взаимной мотивации. Традиционное название профессии, например, Arzt, является общеупотребительным и ближе к разговорному языку, а, например, название профессии Informatiker ближе к термину. Формируется новое направление в науке - профессиология (Berufswissenschaft), которая связана с социологией, психологией, физиологией.
По данным журнала «Deutschland» (№ 1/2001) и по прогнозу «Institut fiir Arbeitsmarkt- und Berufsforschungen» к 2010 году наибольшее количество новейших профессий возникнет в области информационных технологий (так называемые IT- und Medienberufe).
Лексика, обозначающая НЛП, - особый слой словарного состава, постоянно развивающийся и изменяющийся. НЛП могут быть регламентированными (нормативными) и нерегламентированными (ненормативными). Регламентированные фиксируются в официальных документах - нормативных, правовых актах. Нерегламентированные включают неофициальные, к официальному употреблению эквиваленты и жаргонизмы. Нерегламентированные НЛП встречаются прежде всего в устной речи, а также в художественной литературе и периодических изданиях. Возможно и такое положение, когда «вчерашние» нерегламентированные НЛП становятся регламентированными и наоборот.
151
Расширение словарного состава происходит разными путями. Это - образование новых слов по характерным для немецкого языка словообразовательным моделям (т.е. при помощи определенных аффиксов и определенных типов словосложения и словопроизводства), заимствование из других языков, аббревиация, изменение семантического содержания слова (семантическая деривация). Одним из важных способов обогащения лексикона является образование синонимов, в данном случае синонимизация профессионимов. Анализ новых НЛП по типу словообразовательной структуры показал следующие результаты: наибольшее количество представляют сложные НЛП (70%), НЛП, образованные при участии аббревиации (16%), производные (13%). Сложнопроизводные имена и НЛП, образованные путем субстантивации представлены незначительно (0,5%). Наблюдается тенденция к усложнению структуры новых профессионимов.
Анализ исследуемых единиц показал, что суффиксальная модель образования НЛП является наиболее продуктивной. Наряду с традиционными немецкими суффиксами и полусуффиксами используются морфемы -iere, -woman, -mannin.
Важное место в обогащении лексики занимают заимствованные слова. В современном немецком языке наблюдается активное влияние английского языка, что объясняется высоким уровнем экономического, социального и политического развития англоязычных стран. Влияние английского языка проявляется в первую очередь в большом количестве прямых заимствований, например (полностью заимствованные НЛП составляют 21% от общего числа новых немецких НЛП): Facility-Manager, IC-Designer. Наблюдается тенденция к известной «американизации» современных немецких НЛП. Высокопродуктивными суффиксами для заимствованных НЛП являются: -ег (12%), -eur (5%), -ist (4,5%), -ant (4%), -or (3,5%), -in (25%). Наиболее продуктивной является модель «заимствованное слово + немецкое» - 10%. В составе немецких профессионимов отражаются тенденции к
152
интернационализации и глобализации языка, затрагивающие различные языковые уровни и представляющие собой общую закономерность развития языков в эпоху информационного общества. Увеличение числа интернациональных элементов в рамках НЛП обусловлено потребностями материально-интеллектуальной деятельности общества, которые, стимулируя многие инновации в языке, являются социальным фактором, непосредственно или опосредованно влияющим на языковую структуру и процессы номинации.
Социально-экономические преобразования в объединенной Германии, совершенствование технологических процессов производства на базе широкого внедрения компьютерной технологии и информатизации, возрастающая роль науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста обусловили появление новых профессий на рынке труда, которые нашли свое отражение в современном немецком языке.
Наименования лиц по профессии являются значительной ономасиологической группой, объем и характер которой зависит от уровня социально-экономического развития общества, степени дифференциации и специализации производственных и информационно-технологических процессов. Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения этих лексических единиц, их языковой специфики и коммуникативного использования. Характерные для профессионимов динамические процессы неологизации, архаизации, синонимизации, эвфемизации делают эту проблему актуальной для современной лингвистики.
Настоящее исследование основывается на принципах ономасиологического подхода к анализу языковых явлений, разрабатываемых отечественными учеными. Нами было проанализировано 1600 новых немецких НЛП, возникших за последние 15-20 лет в результате научно-технического
149
прогресса, информационной революции. В диссертации обосновываются различные виды классификаций новых немецких профессионимов: социологическая, структурно-словообразовательная, семантическая, хронологическая, лингвокультурологическая.
Ономасиологическая группа НЛП состоит из центра и периферии. В центре находятся традиционные, официальные, являющиеся стилистически нейтральными, наименования профессий. К периферии относятся неофициальные, стилистически маркированные НЛП, звания, административные должности. Признаками, определяющими своеобразие профессионимов, являются: функциональное предназначение, особенности как номинативных единиц, мотивы и специфика их образования и функционирования. Официальные и неофициальные НЛП являются составной частью лексической системы языка и ее антропонимикона, обладают как общими признаками, так и рядом особых черт. К общим ономасиологическим признакам относятся: этноязычность, знаковость, номинативность, информативность, одушевленность (наименование лица),
полоразличительность, индивидоразличительность. Основными
ономасиологическими категориями, различающими официальные и неофициальные НЛП, являются: первичность номинации, нормативность, стилистическая нейтральность, а для неофициальных НЛП - вторичность номинации, ее ненормированность, образность, стилистическая окрашенность, словообразовательная окказиональность, неустойчивость. За названными подгруппами антропонимов закреплены разные сферы функционирования: за первыми - официальная, за вторыми - неофициальная. Неофициальные НЛП не всегда зафиксированы лексикографическими источниками.
Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Степень владения пространством, временем и информацией выступает как один из современных показателей прогресса. Поступательное
150
изменение информационной картины мира привело к появлению новых профессий на рынке труда. Именно в области информационных технологий наблюдается их наибольшее количество, что нашло свое отражение в языке. Информационная картина мира непосредственно воздействует на образование, развитие и употребление современных немецких профессионимов. Со своей стороны инновационные НЛП активно и конкретно влияют на процессы дифференциации, специализации и модернизации информационной картины мира. Эти направленные друг на друга процессы (создание новых профессионимов и совершенствование ИКМ) базируются на принципе взаимной мотивации. Традиционное название профессии, например, Arzt, является общеупотребительным и ближе к разговорному языку, а, например, название профессии Informatiker ближе к термину. Формируется новое направление в науке - профессиология (Berufswissenschaft), которая связана с социологией, психологией, физиологией.
По данным журнала «Deutschland» (№ 1/2001) и по прогнозу «Institut fiir Arbeitsmarkt- und Berufsforschungen» к 2010 году наибольшее количество новейших профессий возникнет в области информационных технологий (так называемые IT- und Medienberufe).
Лексика, обозначающая НЛП, - особый слой словарного состава, постоянно развивающийся и изменяющийся. НЛП могут быть регламентированными (нормативными) и нерегламентированными (ненормативными). Регламентированные фиксируются в официальных документах - нормативных, правовых актах. Нерегламентированные включают неофициальные, к официальному употреблению эквиваленты и жаргонизмы. Нерегламентированные НЛП встречаются прежде всего в устной речи, а также в художественной литературе и периодических изданиях. Возможно и такое положение, когда «вчерашние» нерегламентированные НЛП становятся регламентированными и наоборот.
151
Расширение словарного состава происходит разными путями. Это - образование новых слов по характерным для немецкого языка словообразовательным моделям (т.е. при помощи определенных аффиксов и определенных типов словосложения и словопроизводства), заимствование из других языков, аббревиация, изменение семантического содержания слова (семантическая деривация). Одним из важных способов обогащения лексикона является образование синонимов, в данном случае синонимизация профессионимов. Анализ новых НЛП по типу словообразовательной структуры показал следующие результаты: наибольшее количество представляют сложные НЛП (70%), НЛП, образованные при участии аббревиации (16%), производные (13%). Сложнопроизводные имена и НЛП, образованные путем субстантивации представлены незначительно (0,5%). Наблюдается тенденция к усложнению структуры новых профессионимов.
Анализ исследуемых единиц показал, что суффиксальная модель образования НЛП является наиболее продуктивной. Наряду с традиционными немецкими суффиксами и полусуффиксами используются морфемы -iere, -woman, -mannin.
Важное место в обогащении лексики занимают заимствованные слова. В современном немецком языке наблюдается активное влияние английского языка, что объясняется высоким уровнем экономического, социального и политического развития англоязычных стран. Влияние английского языка проявляется в первую очередь в большом количестве прямых заимствований, например (полностью заимствованные НЛП составляют 21% от общего числа новых немецких НЛП): Facility-Manager, IC-Designer. Наблюдается тенденция к известной «американизации» современных немецких НЛП. Высокопродуктивными суффиксами для заимствованных НЛП являются: -ег (12%), -eur (5%), -ist (4,5%), -ant (4%), -or (3,5%), -in (25%). Наиболее продуктивной является модель «заимствованное слово + немецкое» - 10%. В составе немецких профессионимов отражаются тенденции к
152
интернационализации и глобализации языка, затрагивающие различные языковые уровни и представляющие собой общую закономерность развития языков в эпоху информационного общества. Увеличение числа интернациональных элементов в рамках НЛП обусловлено потребностями материально-интеллектуальной деятельности общества, которые, стимулируя многие инновации в языке, являются социальным фактором, непосредственно или опосредованно влияющим на языковую структуру и процессы номинации.
Подобные работы
- СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Названия лиц по должности в норвежском языке в сопоставлении с русским
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Номинации жителей периферии как маркеры отрицательной аксиологии
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Эвфемизмы наименований профессий в русском и китайском языках
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ЭВФЕМИИ И ДИСЕФМИИ В АСПЕКТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПОЭТИКА РУССКОЙ НОВОЙ ДРАМЫ 2000-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА И. ВЫРЫПАЕВА)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



