Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОР (НА ПРИМЕРЕ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ)

Работа №73219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения говорению на иностранном языке с использованием опорных сигналов 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения иноязычному
общению 6
1.2. Принцип наглядности в обучении иностранному языку 12
1.3. Специфика работы с опорными сигналами в процессе обучения
иноязычному общению 16
Выводы по ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по обучению говорению на основе опорных сигналов 28
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков устной речи 28
2.2. Экспериментальная работа по обучению говорению с
использованием опорных сигналов 33
2.3. Определение эффективности применения опорных сигналов в
процессе обучения иноязычному общению 39
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время основное назначение иностранного языка как предметной области видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке, т.е. в формировании коммуникативной компетенции, являющейся основной и ведущей целью обучения, так как говорение отражает знания, как лексикологии, грамматики, так и знания фонетики изучаемого языка.
Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Говорение сложный процесс и определяется выражением своих мыслей в целях решения задач общения. Важно всегда помнить на основе чего совершается говорение, то есть необходимо рассматривать речевую компетенцию как основу.
Учащиеся часто испытывают затруднения в формировании и совершенствовании навыков говорения. В практике обучения любому иностранному языку приходится сталкиваться с явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное выражение своей мысли, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности и создавать условия, которые способствовали бы общению учащихся.
Одним из наиболее эффективных средств формирования и развития навыков говорения в обучении иностранному языку является использование опор. Использование опорных сигналов на уроках иностранного языка способствуют включению учащихся в процесс общения и сотворчества. На содержательной основе опорных сигналов строятся различные ситуации игрового ролевого общения.
Таким образом, опорные сигналы, являясь аутентичным материалом, служат эффективным средством обучения говорению, направленным на работу с каждым учеником, позволяющим учителю вести обучение иностранному языку более интенсивно, что важно в современных условиях массовой школы. Однако проблема опор как предмет специальных исследований в обучении говорению является малоизученной.
Актуальность данной работы определяется тем, что творческое использование опорных сигналов способствует совершенствованию учебно¬воспитательного процесса на уроках иностранного языка и повышению качества усвоения учащимися изучаемого материала.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила выбору темы научного исследования и определению цели и задач.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычному общению.
Предметом исследования являются опорные сигналы, используемые на уроках иностранного языка при обучении говорению.
Цель: определить эффективность применения опорных сигналов в обучении иноязычному общению.
Задачи:
1) раскрыть психолого-педагогические аспекты обучения иноязычному общению;
2) изучить воздействие наглядных компонентов на процесс обучения говорению;
3) рассмотреть метод опорных сигналов как способ обучения иноязычному общению;
4) апробировать и доказать опытно-экспериментальным путем эффективность применения опорных сигналов в процессе обучения говорению.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме: В.А. Артемова, И.Л. Бим, О.Л. Каменской, Л.И. Леонтьева, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, А.Н. Щукина и др.
Материалом исследования послужили научные статьи, размещенные в журналах, публикации, авторефераты диссертаций и диссертации, учебная литература, электронные ресурсы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ литературы по исследуемой проблеме, метод дедукции, а также эмпирические методы - анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Апробация работы проводилась при прохождении педагогической практики на базе МОУ СОШ № 2, г. Валуйки Белгородской области.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Введение включает обоснование выбора и актуальности темы, определение цели, задач и методов исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения говорению на иностранном языке.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по
обучению говорению на основе опорных сигналов.
В заключении подводятся итоги исследования и выводы о
проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведения опытно-экспериментальной работы по обучению говорению на основе опорных сигналов был сделан ряд выводов.
Данное исследование включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
С целью выявления интереса к иностранному языку с учащимися 9 «А» и 9 «Б» классов, а также выявления уровня сформированности навыков говорения, было проведено анкетирование и опрос учащихся на констатирующем этапе. На формирующем этапе был проведен ряд уроков с применением опорных сигналов. Далее, в ходе контрольного эксперимента, ребятам было предложено тоже анкетирование и опрос, но уже на другую тему.
Полученные данные в ходе контрольного эксперимента позволили произвести сравнительный анализ с данными констатирующего этапа. В результате анализа данных констатирующего и контрольного экспериментов, удалось сделать положительные выводы, касаемо успехов учащихся 9 «А» и 9 «Б» при устных ответах с помощью опорных сигналов.
Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, следует отметить, что наглядность, в том числе и опорные сигналы интересны учащимся 9 класса. Ученики заинтересованы в применении их на уроках иностранного языка, что делает урок интересным и динамичным. Следует так же отметить, что применение опорных сигналов мотивировало учащихся и улучшило их показатели успеваемости в положительную сторону.
Таким образом, опорные сигналы находят свое место в учебном процессе и приводят к положительным результатам.
Говорение, сложный вид речевой деятельности, в первую очередь опирается на язык как средство общения. Целью обучения иноязычному общению на уроке иностранного языка, является формирование речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их не только в учебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.
Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи говорящего. Применение опорных сигналов важно, потому что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка.
Практическая направленность работы заключается в проведении серии уроков, которые способствуют обучению говорению с помощью опорных сигналов, направленных на повышение способности к коммуникативному партнерству на базе Муниципального образовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа № 2». Проанализировав работу на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, можно сделать следующие выводы:
- на констатирующем этапе удалось выяснить, что школьникам нравится изучение иностранного языка с использование различных методов и приемов формирования навыков говорения, а в частности с использованием опорных сигналов. Из наблюдения видно, что уровень обученности учащихся иностранному языку ниже среднего. Большинство учащихся испытывают трудности при составлении монологического высказывания. При проведении анкетирования мы пришли к выводу, что учащиеся проявляют интерес к изучению иностранного языка с использованием опорных сигналов;
- на формирующем этапе использовались различные методы и приемы формирования навыков устной речи, а также проведена серия уроков с применением опорных сигналов, способствующих интенсификации учебно¬воспитательного процесса и обеспечивающих желание учащихся изучать английский язык. Через использование опорных сигналов происходит повышение знаний, умений и навыков учащихся. Следует отметить, что на начальной фазе обучения мы не получили высокой эффективности от применения опорных сигналов, поскольку учащимся потребовалось время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться, но через несколько уроков произошли изменения в речевой практике учеников;
- контрольный этап показал, что показатель умений учащихся осуществить высказывание на иностранном языке с опорой на сигналы, повысился.
Рекомендации:
- применять опорные сигналы, так как они выступают специально организованным показом языкового материала, облегчая понимание, закрепление и употребление в речи;
- формирование чувственного образа и мыслительной деятельности, сформулированные на основе опорных сигналов, являются главным в обучении;
- опорный сигнал всегда вносит оживление в урок и учащиеся с интересом составляют рассказ по картинке, схеме, таблице которые помогают им построить свои высказывания правильно;
- применяйте опорные сигналы, чтобы сосредоточить устойчивое внимание и организовать деятельность учеников;
- опорные сигналы стимулируют речевую деятельность учащихся, облегчают беседу по содержанию изобразительного материала.
Таким образом, результаты эксперимента показали, что произошли улучшения устных высказываний учащихся при работе с различными заданиями, направленными на обучение говорению с помощью опорных сигналов.



1. Агабекян И.П. Английский язык для средних специальных заведений. - М.: Феникс, 2009. - 256с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Просвещение, 1989. - 334с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1991. - 265 с.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и смысл. - М.: Наука, 2000. - 50 с.
5. Бабаянц А.В. Технология стимулирования реального общения на ИЯ // Иностранные языки в школе - 2004. - №3. - С. 5-13.
6. Брейгина М.Е., Вайсбурд. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на ИЯ // Иностранные языки в школе - 2000. - №1. - С. 7-15.
7. Борытко H. M. Педагогика. - M.: Академия, 2007. - 235 с.
8. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
9. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - 2000. - №4. - С. 15.
10. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. - 1990. - №1. - С. 35.
11. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001. - 278 с.
12. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: МГУ, 2005. - 386 с.
13. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 23.
14. Волохова Е.А. Дидактика. - М.: Феникс, 2012. - 241 с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
16. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / под ред. Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
17. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / под ред. Н.Д. Гальсковой, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 333 с.
18. Гез Н.Н. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. Коммуникативные единицы языка. - М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2003. - 124 с.
19. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 424 с.
20. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
22. Ильина И.Н. Методика преподавания английского языка / под ред. МО и науки РК для орг. тех. и проф. образов. - М.: Фолиант, 2010. - 372 с.
23. Каменская О. Л. Текст и коммуникация / под ред. О. Л. Каменской.
- М.: Наука,1990. - 79 с.
24. Качалов. Н. А. О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе / под ред. Н. А. Качалова. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 186 с.
25. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе - 2006.
- №3. - С. 23.
26. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2000. - 234 с.
27. Коджаспирова Г. М. Педагогика. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.
28. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Academia, 2000. - 225 с.
29. Комаров А.С. Обучение английскому языку в лаборатории устной речи // Иностранные языки в школе. - 2005. - №3. - С.56.
30. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М: РАО/МПСИ, 1989. - 256 с.
31. Леонтьева Л.И. Рабочие программы по английскому языку 2-11 классы. - М.: Глобус, 2010. - 175 с.
32. Максименко Н.Л. О системе упражнений по развитию умений монологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка // Иностранные языки в школе. - 2008. - №6. - С. 86-91.
33. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1999. - 324 с.
34. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
35. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
36. Сафонова В. В. Программы по английскому языку для 6-9 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
37. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М.: Просвещение, 1989. - 61 с.
38. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию. - М.: Просвещение, 1998. - 127 с.
39. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
40. Сухова Н.А. Применение коллажа в обучении устной речи студентов педагогического вуза. Обучение иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
41. Филатов В.М. Программы обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2004. - 416 с.
42. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
43. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / под ред. А. Н. Щукина. - 3-е изд. - М.:Филоматис, 2006. - 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ