Метод интервью в телевизионной документалистике (на материале авторского документального фильма «Верую»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ФОРМАТЕ 7
1.1. Специфика создания телевизионного документального фильма 7
1.2. Исследование на работы с методом интервью на примерах из практики 14
ГЛАВА 2. ИНТЕРВЬЮ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 16
2.1. Видовые и жанровые особенности 16
2.2. Подготовка и проведение интервью 20
2.3 Сопутствующие факторы проведения успешного интервью 26
2.4 Драматургия и построение разговора 29
ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ВЕРУЮ» 34
3.1. Описание проекта 34
3.2. Использование метода интервью фильме «Верую» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ФОРМАТЕ 7
1.1. Специфика создания телевизионного документального фильма 7
1.2. Исследование на работы с методом интервью на примерах из практики 14
ГЛАВА 2. ИНТЕРВЬЮ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 16
2.1. Видовые и жанровые особенности 16
2.2. Подготовка и проведение интервью 20
2.3 Сопутствующие факторы проведения успешного интервью 26
2.4 Драматургия и построение разговора 29
ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ВЕРУЮ» 34
3.1. Описание проекта 34
3.2. Использование метода интервью фильме «Верую» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Документальное кино считается особенным жанром в киноиндустрии. Если художественный фильм - это воссоздание действительности в игровой форме, то документальный - это и есть сама реальность, зафиксированные события и действие.
В настоящее время активно осуществляется систематизация документальных жанров на телевидении. Многие телевизионные каналы имеют серии документальных циклов, связанных с историей или биографией, например. Более того, появляются самостоятельные каналы круглосуточного вещания документальных проектов.
В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (исторические, географическое, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: «рассказать нам о мире, в котором мы живем» . Таким образом, целями документалистики становятся не только информирование, но и создание общей картины мира. "Задача документалиста — описать свое время, постараться понять свое время и суметь передать будущим поколениям образы своего времени".
Интервью по-прежнему остается ведущим методом сбора и представления информации. При создании документальных проектов, материалы интервью претерпевают множественные этапы трансформации ввиду обстоятельств и условий его проведения. Полученный результат не всегда соответствует ожиданиям. Причиной тому, могут стать не только различные жизненные обстоятельства, но и факторы, которые оказывают существенное влияние на процесс проведения интервью и создания фильма.
Актуальность работы представляется в анализе и выявлении методов и приемов преодоления коммуникационных сложностей и барьеров в процессе проведения интервью в документалистике. Стремление к стандартизации и упрощению методов журналистской работы обуславливает актуальность рассмотрения данной проблемы сегодня. Выпускная квалификационная работа носит творческий характер и основана на собственном опыте создания документального фильма на актуальную тему о жизни в Боснии и Герцеговине 20 лет после боснийской войны. Автором подробно рассмотрены и исследованы интервью, ставшие основой фильма. Фильм произведен в рамках проекта, инициированного Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ совместно с Союзом журналистов России, Союзом журналистов Украины и Медиацентром г. Сараево в Боснии и Герцеговине.
Новизна работы состоит в представлении и описании методов и приемов трансформации интервью , с помощью которых возможно преодоление коммуникативных барьеров в заданной модели общения. В данном исследовании рассматривается опыт создания фильма группой авторов о жизни Боснии и Герцеговины, с целью отобразить жизнь и состояние страны через беседу с ее жителями разных социальных групп, культур и конфессий.
Цель данной работы - продемонстрировать наглядно возможные вариации приемов адаптации интервью в условиях моделирования ситуации полилога, описание трансформации исходного материала на разных этапах работы, выявление возможных несоответствий изначальных целей и задач интервью с полученными результатами.
Практическая значимость представляется в выявлении наиболее возможных факторов и ситуаций, которые бы могли повлиять на изменение первоначальной стратегии проведения интервью и на ожидаемый результат от выполнения работы над фильмом. Значимость исследования также представляется в репрезентации выработанной рабочей гипотезы, позволяющей творчески решать задачи интервью и преодолевать препятствия, с которыми неизбежно приходиться сталкиваться в силу постановки вопросов о времени и пространстве в документалистике, соблюдение принципов гуманизма и политической этичности.
Автору необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику работы в телевизионной документалистике;
- определить наиболее распространенные случаи, влияющие на трансформацию исходного материала;
- проанализировать собственный опыт работы автора над конкретным творческим проектом;
- обобщить приемы и особенности работы с методом интервью в документальных проектах.
В качестве объекта исследования выступают исходные материалы интервью, подготовленные для использования в фильме. Предмет исследования - этапы трансформации и приемы, использованные авторами в качестве способов адаптации.
Теоретико-методологической базой для работы послужили книги
М. М. Лукиной, С. Н. Ильченко о технологии проведения интервью, С. А. Муратова об историческом становлении жанра документального телефильма, М. Е. Голдовской об опыте создания документальных фильмов на телевидении, С. В. Дробашенко о художественном образе и И. К. Беляева о режиссуре документального фильма.
Эмпирической базой ВКР являются собственные отснятые автором ВКР материалы для реализуемого документального проекта; наблюдения в ходе создания фильма; а также аудиовизуальные произведения, посвященные аналогичной проблематике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В настоящее время активно осуществляется систематизация документальных жанров на телевидении. Многие телевизионные каналы имеют серии документальных циклов, связанных с историей или биографией, например. Более того, появляются самостоятельные каналы круглосуточного вещания документальных проектов.
В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (исторические, географическое, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: «рассказать нам о мире, в котором мы живем» . Таким образом, целями документалистики становятся не только информирование, но и создание общей картины мира. "Задача документалиста — описать свое время, постараться понять свое время и суметь передать будущим поколениям образы своего времени".
Интервью по-прежнему остается ведущим методом сбора и представления информации. При создании документальных проектов, материалы интервью претерпевают множественные этапы трансформации ввиду обстоятельств и условий его проведения. Полученный результат не всегда соответствует ожиданиям. Причиной тому, могут стать не только различные жизненные обстоятельства, но и факторы, которые оказывают существенное влияние на процесс проведения интервью и создания фильма.
Актуальность работы представляется в анализе и выявлении методов и приемов преодоления коммуникационных сложностей и барьеров в процессе проведения интервью в документалистике. Стремление к стандартизации и упрощению методов журналистской работы обуславливает актуальность рассмотрения данной проблемы сегодня. Выпускная квалификационная работа носит творческий характер и основана на собственном опыте создания документального фильма на актуальную тему о жизни в Боснии и Герцеговине 20 лет после боснийской войны. Автором подробно рассмотрены и исследованы интервью, ставшие основой фильма. Фильм произведен в рамках проекта, инициированного Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ совместно с Союзом журналистов России, Союзом журналистов Украины и Медиацентром г. Сараево в Боснии и Герцеговине.
Новизна работы состоит в представлении и описании методов и приемов трансформации интервью , с помощью которых возможно преодоление коммуникативных барьеров в заданной модели общения. В данном исследовании рассматривается опыт создания фильма группой авторов о жизни Боснии и Герцеговины, с целью отобразить жизнь и состояние страны через беседу с ее жителями разных социальных групп, культур и конфессий.
Цель данной работы - продемонстрировать наглядно возможные вариации приемов адаптации интервью в условиях моделирования ситуации полилога, описание трансформации исходного материала на разных этапах работы, выявление возможных несоответствий изначальных целей и задач интервью с полученными результатами.
Практическая значимость представляется в выявлении наиболее возможных факторов и ситуаций, которые бы могли повлиять на изменение первоначальной стратегии проведения интервью и на ожидаемый результат от выполнения работы над фильмом. Значимость исследования также представляется в репрезентации выработанной рабочей гипотезы, позволяющей творчески решать задачи интервью и преодолевать препятствия, с которыми неизбежно приходиться сталкиваться в силу постановки вопросов о времени и пространстве в документалистике, соблюдение принципов гуманизма и политической этичности.
Автору необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику работы в телевизионной документалистике;
- определить наиболее распространенные случаи, влияющие на трансформацию исходного материала;
- проанализировать собственный опыт работы автора над конкретным творческим проектом;
- обобщить приемы и особенности работы с методом интервью в документальных проектах.
В качестве объекта исследования выступают исходные материалы интервью, подготовленные для использования в фильме. Предмет исследования - этапы трансформации и приемы, использованные авторами в качестве способов адаптации.
Теоретико-методологической базой для работы послужили книги
М. М. Лукиной, С. Н. Ильченко о технологии проведения интервью, С. А. Муратова об историческом становлении жанра документального телефильма, М. Е. Голдовской об опыте создания документальных фильмов на телевидении, С. В. Дробашенко о художественном образе и И. К. Беляева о режиссуре документального фильма.
Эмпирической базой ВКР являются собственные отснятые автором ВКР материалы для реализуемого документального проекта; наблюдения в ходе создания фильма; а также аудиовизуальные произведения, посвященные аналогичной проблематике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Исследование теории создания телевизионного документального фильма и технологии проведения интервью позволяет сделать вывод о том, что знание и умение грамотно применять их на практике имеет важное значение для профессиональной деятельности автора фильма и журналиста, в чьи задачи входит освещение той или иной проблемы, истории или представление картины мира. В рамках исследования было выявлено, что интервью в условиях формата подвергается неминуемой трансформации.
Выбор ролевой модели поведения журналиста, вопросов и приемов проведения интервью определяется задачами и целью, которую ставит перед собой автор фильма. Исходя из рассмотренных примеров документальных работ, можно сделать заключение о том, что схожие концепции проведения и творческие приемы по-разному проявляют себя на практике в зависимости от собеседника.
Можно утверждать, что в связи с сегодняшними запросами аудитории и развитием технологических средств спрос на документальные телефильмы возрастает. Успешность работы определяется умением заинтересовать и удержать телезрительскую аудиторию драматургией фильма, героями, композицией и приемами.
Таким образом, цель данной работы была достигнута за счет выполнения поставленных задач. Определение специфики работы с интервью в документалистике, выявление наиболее распространенных случаев трансформации исходного материала и сопо ставление с личным опытом создания фильма позволяет сделать вывод о вариативно сти существующих теоретических знаний. Предложенные модели стратегии развития интервью в теории, отличны от тех, что реализовываются на практике. Мы структурировали основные теоретические знания о жанровых особенностях документального телефильма и приемах работы с интервью, что позволило сделать вывод об особой специфике употребления каждого в зависимости от индивидуальных особенностей героев.
Исследование показало, что использование различных видов и типов вопросов, наличие выработанной рабочей стратегии проведения интервью позволяет получить необходимую информацию. Применение открытых и наводящих вопросов, а также использование метода персонификации и выбора интервьюером роли позволяют добиться расположения собеседника и установить контакт.
Теоретические знания представляют изложение шаблонных моделей интервью в идеальных условиях и обстоятельствах их проведения. На практике же предложенные стратегии не всегда применимы. В отдельных конкретных случаях для достижения искомого результата журналисту необходимо уметь почувствовать, спрогнозировать варианты развития беседы. Умение адаптировать теоретические знания о технологии проведения интервью и преодолеть коммуникативные сложности на практике приводит к успешному результату работы.
Рассмотрение приемов и методов работы на примере создания собственного документального телефильма, позволяет сделать вывод об уникальности каждого интервью и необходимости прогнозировать возможные риски и учитывать индивидуальные особенности каждого собеседника. В зависимости от тех методов, которые использует журналист, одни и те же вопросы на практике по-разному раскрывают и воздействуют на собеседников, трансформируя и преобразовывая интервью.
Выбор ролевой модели поведения журналиста, вопросов и приемов проведения интервью определяется задачами и целью, которую ставит перед собой автор фильма. Исходя из рассмотренных примеров документальных работ, можно сделать заключение о том, что схожие концепции проведения и творческие приемы по-разному проявляют себя на практике в зависимости от собеседника.
Можно утверждать, что в связи с сегодняшними запросами аудитории и развитием технологических средств спрос на документальные телефильмы возрастает. Успешность работы определяется умением заинтересовать и удержать телезрительскую аудиторию драматургией фильма, героями, композицией и приемами.
Таким образом, цель данной работы была достигнута за счет выполнения поставленных задач. Определение специфики работы с интервью в документалистике, выявление наиболее распространенных случаев трансформации исходного материала и сопо ставление с личным опытом создания фильма позволяет сделать вывод о вариативно сти существующих теоретических знаний. Предложенные модели стратегии развития интервью в теории, отличны от тех, что реализовываются на практике. Мы структурировали основные теоретические знания о жанровых особенностях документального телефильма и приемах работы с интервью, что позволило сделать вывод об особой специфике употребления каждого в зависимости от индивидуальных особенностей героев.
Исследование показало, что использование различных видов и типов вопросов, наличие выработанной рабочей стратегии проведения интервью позволяет получить необходимую информацию. Применение открытых и наводящих вопросов, а также использование метода персонификации и выбора интервьюером роли позволяют добиться расположения собеседника и установить контакт.
Теоретические знания представляют изложение шаблонных моделей интервью в идеальных условиях и обстоятельствах их проведения. На практике же предложенные стратегии не всегда применимы. В отдельных конкретных случаях для достижения искомого результата журналисту необходимо уметь почувствовать, спрогнозировать варианты развития беседы. Умение адаптировать теоретические знания о технологии проведения интервью и преодолеть коммуникативные сложности на практике приводит к успешному результату работы.
Рассмотрение приемов и методов работы на примере создания собственного документального телефильма, позволяет сделать вывод об уникальности каждого интервью и необходимости прогнозировать возможные риски и учитывать индивидуальные особенности каждого собеседника. В зависимости от тех методов, которые использует журналист, одни и те же вопросы на практике по-разному раскрывают и воздействуют на собеседников, трансформируя и преобразовывая интервью.
Подобные работы
- ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Социальная документалистика российских региональных телестудий – проблемы развития жанра
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



