Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная документалистика российских региональных телестудий – проблемы развития жанра

Работа №117958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Система региональных телестудий и появление на них социальной документалистики.
1.1. Становление документального кино в России
1.2. Особенность функционирования региональных телестудий в СССР
1.3. Специфика создания документальных фильмов на региональных телеканалах
Глава 2. Региональные студии Российской Федерации: специфика фильмов социальной тематики
2.1 Санкт-Петербургская студия кинохроники: история, особенности фильмов
2.2 АНО «Студия документального фильма «Хронограф»» (Новосибирск): история, особенности фильмов
2.3 Свердловская киностудия (Екатеринбург): история, особенности фильмов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Журналистика, как вид деятельности, отличается, прежде всего, своей документальностью, то есть отображением реальных фактов.
Документально кино (документальный - основанный на документах, на фактах) род кинематографа, показывающий реальных людей в окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями. Следовательно, под документальным фильмом необходимо понимать запечатление реконструкции исторических событий, в рамках которых демонстрируются подлинные факты (например, о деятельности личности в той или иной период времени). Как правило для того, чтобы качественно передать все факты и события, автор документального фильма прибегает к использованию различных журналистских жанров – произведение создается на основе интервью, стендапа, закадрового текста и других жанров.
Отметим, что документальный кинематограф является одним из видов средств массовой коммуникации, который стал неотъемлемой частью современной медиасреды. Это обуславливается тем, что по уровню фактического влияния на настроения и мировоззрение людей, этот вид СМИ не уступает другим направлениям кинематографа: популярные документальные фильмы смотрят широкие слои населения разных поколений и социальных статусов. Нередко, тот или иной документальный кинофильм становится предметом широкого, в том числе и политического, обсуждения.
Однако, в отличие от телевидения, прессы или интернета, кинематограф не часто рассматривается как мощный инструмент формирования массового сознания. Этому вопросу практически не уделяют внимания в исследовательском сегменте.
Документальный жанр рассказывает о важных социальных и политических темах, известных людях, природе, науке, культуре, странах, истории, о проблемах окружающей среды и событиях, которые происходят в мире. Документальный фильм - образное обобщение реальности, показываемого события, раскрытие причин связи этого события с общечеловеческими вопросами бытия.
Часто документальное кино называют неигровым как противоположность художественному - игровому (в английском языке более точные понятия «fiction» и «non-fiction», то есть «с вымыслом» и «без вымысла»). В некоторых источниках документальное кино относят только к тому жанру, где полностью отсутствует игра актеров. Даже если она используется в целях воссоздания полной картины подлинной истории, такое кино иногда не считается документальным.
Оба понятия являются многогранными и точного разграничения между ними нет, в российской правовой практике используется термин «неигровое кино»; в типологии фильмов, рецензиях и разговорной речи - «документальное кино».
О документалистике сказано и написано немало, однако споры о том, что же в действительности можно считать документальным фильмом, ведутся по сей день. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности документального фильма на отечественном региональном телевидении, его главные проблемы, тенденции развития, а также пытаемся дать прогноз развития документального кино в России.
Актуальность темы подтверждает в первую очередь активное обсуждение темы в СМИ.
Дискуссии на тему количественных и качественных особенностей телевизионной документалистики можно встретить в эфире, а так же на страницах многих печатных и электронных изданий, в числе которых газета «Известия», журнал «Отечественные записки», журналы «Эксперт», «Искусство кино» и многих других.
В 1999 году Союзом кинематографистов России одновременно с гильдией неигрового кино и телевидения была учреждена национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавр», на которой ежегодно определяются наиболее выдающиеся работы в этой области. Кроме того, в России регулярно проводятся фестивали неигрового кино, в числе которых «Артдокфест» – самый крупный в России фестиваль авторского документального кино.
Степень научной разработанности темы. Документалистика в течение многих десятилетий была одновременно продуктом журналистского творчества и кинематографического искусства, симбиозом публицистики и экранной драматургии, поэтому данное направление всегда «приковывало» внимание исследователей к данной теме. Так, отдельные аспекты развития документального кино как коммуникационного феномена в своих работах рассматривали такие авторы: Л.М. Рошаль , Л.Н. Джулай , С.В. Дробашенко и других исследователи.

В рамках работы над данным исследованием были использованы научные разработки авторов, которые изучали аспекты развития документального кино на региональном телевидении: И.М. Дзялошинский , Ю.М. Ершов , И. Засурский .
Отметим – по теме развития социальной документалистики в рамках работы российских региональных телестудий не проводилось комплексных научных исследований, что подтверждает актуальность настоящей работы.
Проблема исследования – современные документальные проекты, чаще всего, создаются под интернет-площадки (например, для публикации на YouTube), что отрицательно сказывается на развитии телевизионной документалистики, производимой региональными телестудиями России.
Объект исследования – региональные студии документальных фильмов и созданные на них экранные произведения на социальную тематику;
Предмет исследования– документальные фильмы региональных телестудий.
Цель выпускной квалификационный работы – определить специфику работы периферийной студии документальных фильмов и определить ее тематический спектр.


Поставленная цель выявила ряд следующих задач:
 рассмотреть и выявить особенности становления документального кино в России;
 определить ключевые особенности функционирования региональных телестудий в СССР;
 выявить специфику создания документальных фильмов на региональных телеканалах;
 проанализировать работу региональных студий Российской Федерации (на примере Ростовской студии кинохроники, Санкт-Петербургской студии документальных фильмов).
Методы исследования – в рамках настоящей работы применялся ряд методологических подходов для достижения исследовательских целей: реферативный обзор научной литературы, описательно-аналитический метод, сравнительный анализ деятельности региональных телестудий.
Гипотеза, лежащая в основе исследования – телевизионная документалистика находится на подъеме благодаря региональным телестудиям России.
Теоретико-методологическая база исследования. В рамках настоящего исследования были систематизированы научные знания, представленные в работах авторов, изучавших специфику развития жанра документального кино на телевидении: Б. Никольз (изучил современные стили документального кино, которые актуальны для трансляции на телевидении), Г.Франк (кинодокументалист, представивший новое видение на создание документального кино, а именно – создание визуальных концепций, позволяющих наиболее точно передать исторические события / факты / судьбу человека), И.М. Дзялошинский (рассмотрел вопросы, связанные с созданием и развитием региональной политики в средствах массовой информации, в частности и аспект создания документального кино), Ю.М.Ершов (рассмотрел и выявил специфику развития регионального телевидения в российском медиапространстве).
Эмпирическую базу исследования составили данные о деятельности региональных телестудий – Ростовской студии кинохроники (данные об историческом развитии студии, ведущих, режиссерах, проблематике документальных фильмов), Санкт – Петербургской студии документальных фильмов (данные о деятельности студии и документальных проектов, реализованных в разные периоды развития студии).
Научная новизна исследования заключается в систематизации уже существующих научных данных о производстве социальных документальных проектов на региональных телестудиях, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в определении новых концепций создания социальных документальных фильмов, которые актуализируются на современном этапе и могут оказать положительное влияние на развитие регионального медиапространства.
Теоретическая значимость работы заключается в представлении развития региональной телевизионной коммуникации, а также в подробном изучении истории развития документального кино, ставшего полноценным коммуникационным инструментом. Материалы исследования могут быть использования для создания фундаментальных работ по изучению региональных медиасистем.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе «Система региональных телестудий и появление на них социальной документалистики» проведен реферативный обзор литературы, позволивший выявить специфику развития системы региональных телестудий и социальной документалистики: рассмотрено становление документального кино в России; особенности функционирования региональных телестудий в СССР; определена специфика создания документальных фильмов на региональных телеканалах. Здесь же затрагиваются вопросы развития регионального медиапространства; представлена характеристика профессиональных мероприятий, способствующих развитию документального кино (фестивали, премии); изучаются вариации документального контента, представленного на современном телевидении.
Во второй главе «Региональные студии Российской Федерации: социальная тематика» представлена характеристика и анализ деятельности Ростовской студии кинохроники, а также анализ деятельности и документальных проектов Санкт – Петербургской студии документальных фильмов. Также уделяется внимание вопросам развития общей социкультурной составляющей, росту влияния аудиовизуальной информации на общественную жизнь региона.
В заключении представлены основные выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Санкт-Петербургская студия документальных фильмов существует более 90 лет и за это время сотрудниками организации было подготовлено большое количество документальных лент. За время существования студии часто менялись ее названия, а также руководители.
Фильмы студии поднимают важные социальные темы (работы врачей санитарной авиации в России, жизнь клоуна и влияния города на его мировоззрение, воспитания матерью-одиночкой детей-чемпионов). Раскрытию каждой из тем способствуют проблемы – каждый фильм ставит свои проблемы, и они напрямую касаются героев и описываемых ситуаций.
В документальных произведениях студии присутствуют главные и второстепенные герои. Все герои показываются не только как профессионалы своего дела, но и как простые люди.
Монтаж фильмов динамичен, но не излишне – в фильмах присутствуют длинные планы. Также, монтаж отличается своей логикой – о чем говорится, то и показывается. Среди монтажных особенностей фильмов стоит отметить титры: с указанием поддерживающих организаций, именами героев, названиями населенных пунктов, важными для сюжетов пояснениями.
Каждый фильм наполнен видеоконтентом разных типов, и типы этого контента определяются в первую очередь темами произведений. Во всех случаях в фильмах встречаются видеофрагменты нахождения героев на работе и дома.
Что касается аудионаполнения фильмов, то в произведениях содержится большое количество устной речи главных и второстепенных героев. Фильмы Санкт-Петербургской студии документальных фильмов отличаются множеством интершумов и применением музыкальных произведений.
Студия документального фильма «Хронограф» существует почти 20 лет, и создает свои произведения при активном сотрудничестве с крупными государственными и общественными организациями.
Фильмы студии поднимают важные социальные темы: гибели советских и российских солдат в Афганскую и Первую Чеченскую войны, деятельности общественной организации «Обелиск»; широкого применения цифровых технологий в сельском хозяйстве; необходимости организации досуга и отдыха инвалидов. Каждый из исследованных фильмов поднимает ряд проблем, связанных с их темами и героями.
Главным героем фильмов «Обелиск» и «Цифровые технологии в сельском хозяйстве» является их автор К. Колесник – он не появляется в кадре, но постоянно присутствует закадровым текстом. Автор фильма «Бирюса» ведет себя также, но его имя по какой-то причине не раскрывается. Помимо автора, в фильмах принимает участие большое количество второстепенных героев, которые представляются в интервью.
Монтаж фильмов отличается своей невысокой динамикой, логичностью, наличием титров. Привлекает к себе внимание разделение фильмов «Обелиск» и «Цифровые технологии в сельском хозяйстве» на части, включение в эти произведения отдельных графических и видеоэлементов, которые разнообразят содержание.
Видеоконтент фильмов представлен одновременно несколькими типами контента, каждый из которых имеет отношение к теме и героям документальных произведений.
Основным типом аудионаполнения фильмов является речь – закадровая и кадровая. Картины «Цифровые технологии в сельском хозяйстве» и «Бирюса» отличает малое количество интершумов, фильм «Обелиск» напротив наполнен ими. Общей чертой фильмов студии является ограниченное использование музыкальных композиций.
Свердловская киностудия – организация с длительной историей существования, которая создает художественное, документальное, научно-популярное и мультипликационное кино. Для производства таких продуктов у студии есть все возможности, главная из которых – поддержка Министерством культуры Российской Федерации.
Каждый из фильмов студии создан на определенную тему: профессии в сфере IT, которые хотят получить современные молодые люди 16-17 лет, подготовка к проведению музыкального фестиваля, вклад в развитие российского образования М.П. Щетинина, а также феномен его экспериментальной общеобразовательной школы. Проблемы, поднимаемые в фильмах, определяются темами и героями произведений.
Общей особенностью фильмов является то, что каждый из их многочисленных героев является главным.
Монтаж фильмов динамичен, логичен, авторы используют «тизеры», размещают в произведениях логотипы, поясняющие надписи. Монтаж «Школы будущего» примечателен делением на множество глав.
Видеоконтент документальных произведений Свердловской киностудии представлен сразу несколькими типами контента, что дает разнообразие «картинки». Отличительной особенностью «Школы будущего» является применение большого количества длинных планов, а также замедленных кадров.
Основами аудионаполнения фильмов являются человеческая речь и фоновая музыка. Помимо этого, в фильме «Школа будущего» широко применяются интершумы.



1. «Синема верите». Документальное кино в переломный год // Colta.ru – Режим доступа: https://www.colta.ru/articles/society/5754-skachayte-knigu-sinema-verite-rossiya-2014
2. 6 стилей документального кино по Биллу Николзу (с примерами) https://pervoe.ru/article/kultura/6-stiley-dokumentalnogo-kino-po-billu-nikolzu-s-primerami/ дата обращения: 16.04.2022
3. Артдокфест. О нас. [Электронный ресурс] / Официальный сайт– Режим доступа: https://artdocfest.com/ru/content/about/дата обращения: 01.09.2022
4. Вырковский А. В., Макеенко М. И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. [Академические монографии]. – М.: МедиаМир, 2014. С. 55
5. Герц Ф. Карта Птолемея / Франк Герц. – М.: Искусство, 1975. Стр. 197
6. Герц Франк: «Смотреть и видеть» [Электронный ресурс] // «Искусство кино». – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/archive/2004/03/n3-article19 дата посещения: 16.04.2022
7. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный документализм – опыты социального творчества. М.; Материк, 2005. С. 178.
8. Дзялошинский И. М. Региональная политика и СМИ: учебное пособие по спецкурсу для студентов газетного отделения / И. М. Дзялошинский. – М. МГУ, 2003. – 300 с
9. Документальное кино: понятие https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/5591/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95 дата обращения: 16.04.2022
10. Донец Л. После взрыва: Документальное кино 90-х. М.; Андреевский флаг, 1995.
11. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М.; Искусство, 1986.
12. Ершов Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме: дисс.докт.филол.наук / Ю. М. Ершов. – М., 2012. С. 8
13. Засурский И. Масс-медиа второй республики [Электронный ресурс] / И. Засурский. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm дата обращения: 18.01.2022
14. Кто может сказать, что такое документальное кино [Электронный ресурс] / Официальный сайт – Режим доступа: http://sarstrad.ru/novosti/kto-mozhet-skazat-chto-takoe-dokumentalnoe-kino.html, 01.09.2022
15. Лекция по истории кино № 16: Экспериментальное и документальное кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vashdosug.ru/msk/cinema/article/2571676/ (дата обращения: 16.04.2022)
16. Малькова Л. Ю. Современность как история: реализация мифа в документальном кино. М.; Материк, 2002. С. 25
17. Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности – Барнаул, 2011 – 161 с.
18. Муратова С. А. «Пристрастная камера». М.; Аспект пресс, 2004. С. 70.
19. О премии «Лавровая Ветвь» [Электронный ресурс] / Официальный сайт – Режим доступа: http://lavrdoc.ru , дата обращения: 01.09.2022
20. О фестивале документального кино «Флаэртиана» [Электронный ресурс] / Официальный сайт– Режим доступа: https://www.flahertiana.ru/about/index.htm, дата обращения: 01.09.2022
21. Открытый фестиваль документального кино «Россия» [Электронный ресурс] / Официальный сайт– Режим доступа: http://rossia-doc.ru, дата обращения: 01.09.2022
22. Понятие «документального кино» https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DOKUMENTALNOE_KINO.html дата обращения: 16.04.2022
23. Рабигер М. Режиссура документального кино. / Майкл Рабигер – М.: ИПК
24. Рошаль Л.М. "Хлебный день" неигрового кино. //Документальное кино эпохи реформаторства. М.: 2001. с. 79-100.
25. Саруханов В. А. Азбука телевидения / В. А. Саруханов. – М.: Аспект Пресс, 2003 г. – 223 с.
26. Смирнова, Н. В. Документалистика в системе научного знания / Н. В. Смирнова // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы второй Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 мая 2011 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2011. – С. 312-315. – EDN TSKWMN.
27. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 1107
28. Телевидение и общество. Материалы Всероссийской молодежной научно- практической конференции с международным участием 4 – 5 декабря 2014 г. / Под ред. М.Х. Фатыховой, А.Р. Шакуровой, А.А. Гусейновой. – Казань: Казан. ун-т, 2014. С.12
29. Телевидение и общество. Материалы Всероссийской молодежной научно- практической̆ конференции с международным участием 4 – 5 декабря 2014 г. / Под ред. М.Х. Фатыховой, А.Р. Шакуровой, А.А. Гусейновой. – Казань: Казан. ун-т, 2014. С.13
30. Терзиева М.Т. Документальное кино и литературное обучение в 5-12 классах, 2001, с.64.
31. Фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» [Электронный ресурс] / Официальный сайт– Режим доступа: https://message2man.com/about-the-festival/ : 01.09.2022
32. Шергова К. А. Становление жанров документального телекино. М.: Академия медиаиндустрии, 2016. – 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ