ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления
госуслуг 7
1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных
услуг 11
1.3. Цифровая трансформация процесса предоставления госуслуг 18
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПРОЦЕСС
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 28
2.1. Характеристика процесса предоставления государственных и
муниципальных услуг в Российской Федерации 28
2.2. Анализ процесса предоставления госуслуг в Ростовской области 38
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ 46
3.1. Анализ проблем предоставления государственных и муниципальных
услуг 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса предоставления
государственных и муниципальных услуг 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темпы развития современного общества поражают своей скоростью. Появляются все новые и новые технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, облегчая жизнь человека с внедрением каждого нового сервиса или гаджета, будь то покупка одежды или оплата счетов. Больше не нужно часами простаивать в очереди или ехать на другой конец города, чтобы купить нужную вам вещь. Все это теперь можно сделать за считанные минуты, не выходя из дома, пару раз кликнув мышью. Не обошли подобные изменения и сферу предоставления государственных и муниципальных услуг. На официальных сайтах профильных организаций появляются функции заказа тех или иных документов, не выходя из дома, появляются порталы, на которых можно получить ту или иную услугу в режиме онлайн. Внедрение современных технологий в деятельность органов власти стало одним из приоритетных направлений информационной политики России. Очевидно, что их применение может значительно увеличить эффективность и качество обслуживания населения, гарантировать открытость государственной власти и предоставить возможность общественного контроля над работой правительственного аппарата. Но для достижения максимальных результатов необходима комплексная стратегия информатизации государственных и муниципальных органов власти, предусматривающая одновременную реализацию нескольких направлений работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации.
В рамках цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать нормативно-правовую базу предоставления государственных услуг в РФ;
- изучить способы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- рассмотреть влияние цифровой трансформации на процесс предоставления госуслуг;
- проанализировать данные, характеризующие процесс предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях;
- выявить проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- разработать систему рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг.
Объект исследования выпускной квалификационной работы: система предоставления госуслуг в Российской Федерации и в Ростовской области.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы: процесс предоставления госуслуг.
Цифровая трансформация органов власти и внедрение современных технологий в сферу предоставления госуслуг является важным аспектом развития общества, поскольку качество и доступность государственных и муниципальных услуг являются очень важным показателем эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутых результатах, постоянно совершенствуя систему предоставления госуслуг.
В процессе написания работы были проанализированы нормативно-правовые акты, обеспечивающие предоставление госуслуг в Российской Федерации, основным из которых является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Также были изучены существующие способы предоставления услуг населению: обращение непосредственно в орган власти, получение госуслуг через многофункциональные центры и получение услуги в электронном формате посредством портала государственных и муниципальных услуг. Изучены существующие направления цифровой трансформации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Также проведен анализ процесса предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях, по результатам которого было выявлено, что процент граждан, предпочитающих получать государственные услуги в электронном формате, с каждым годом растет. При этом растет число граждан старшего возраста, которые выбирают электронные порталы в качестве способа получения необходимой им госуслуги. Также исследование показало, что чаще всего граждане пользуются порталом госуслуг для записи на прием к врачу и получения информации о пенсионных накоплениях. Кроме того, было выявлено, что несмотря на довольно высокие показатели, система предоставления государственных и муниципальных услуг постоянного развивается и совершенствуется: внедряются новые технологии и создаются
проекты («Народный рейтинг госуслуг», «Досудебное обжалование»), которые повышают качество предоставления госуслуг.
Анализ данных, полученных по результатам проведенного исследования, позволил выявить следующие проблемы: частые технические сбои на сайтах и порталах госуслуг; недостаточно полное и достоверное предоставление информации о предоставляемых госуслугах электронных ресурсах; редкое обновление актуальных данных; неработающий интерфейс на сайтах и порталах; несоответствие процесса предоставления госуслуг существующим требованиям; низкая компьютерная грамотность населения; недостаточный уровень квалификации сотрудников органов власти; низкая скорость взаимодействия между органами власти и подключенность не всех ведомств к системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ); недостаточная популяризация электронных сервисов предоставления госуслуг.
По итогам проведенного анализа были предложены рекомендации, направленные на устранение проблем в сфере предоставления госуслуг:
- Дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных.
- Внедрение чат-ботов как помощника при взаимодействии граждан с сайтами и порталами госуслуг.
- Повышение компьютерной грамотности населения и одновременно с этим обеспечение простоты и удобства интерфейса электронных ресурсов предоставления госуслуг.
- Дальнейшее развитие механизмов анализа текущей практики предоставления услуг и контроля качества со стороны потребителей.
- Обеспечение единого уровня оснащенности органов власти различных уровней информационными технологиями.
- Снижение административных барьеров и совершенствование системы административных регламентов.
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 16.06.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.2011 г. № 169- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115852/(дата обращения: 22.06.2020).
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 12.04.2019) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/(дата обращения: 22.06.2020).
4. Указ Президента Российской Федерации 07.05.2012 г. № 601 «Об
основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения: 22.06.2020).
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения: 22.06.2020).
6. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (ред. от 03.11.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114205/(дата обращения: 22.06.2020).
7. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления» (ред. от 24.01.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119932/ (дата обращения: 22.06.2020).
8. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 г. № 861 «О
федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (ред. от 18.11.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120963/ (дата
обращения: 22.06.2020).
9. Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ред. от 20.11.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122455/(дата обращения: 22.06.2020).
10. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» (ред. от 02.02.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195919/(дата обращения: 22.06.2020).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-Р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» (ред. от 10.03.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/(дата обращения: 22.06.2020).
12. Областной закон Ростовской области от 08.08.2011 г. № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 20.10.2015) ) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/9988776/(дата обращения: 16.06.2020).
13. Областной закон Ростовской области от 28.12.2010 № 549-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области по организации предоставления государственных (муниципальных) услуг» (ред. от 29.02.2012) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/9986004/(дата обращения: 16.06.2020).
14. Постановление Правительства Ростовской области от 18.11.2011 г.
№150 «Об утверждении Реестра государственных услуг Ростовской области» (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. - URL:
https://base.garant.ru/19500199/(дата обращения: 16.06.2020).
15. Братухин С.Д. Проблемы предоставления государственных услуг в России / С.Д. Братухин // Молодежный научный вестник. - 2016. - №12. - С. 167-170.
16. Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019.
17. Карпов Ю.А. Основные проблемы комфортного получения государственных услуг в электронном виде / Ю.А. Карпов // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №4. - Том 2. - С. 48-51.
18. Кузьмин А.Е. Современное состояние и перспективы применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении РФ / А.Е. Кузьмин, А. А. Матвеев // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. - 2018. - Том 9. - №4 (36). - С. 206-216.
19. Мартакова К.А., Михайлюк Ю.С., Чаушьян Н.А. Роль электронного правительства в деятельности государственных органов // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7. ч.3 - С. 91.
20. Морозова М.А. Суперсервисы как способ цифровизации госуслуг / М.А. Морозова // Хроноэкономика. - 2019. - № 6 (19). - С. 55-59.
21. Мытенков С.С. Проблемы цифровизации государственных услуг / С.С. Мытенков, А.Б. Собольков //Бизнес. Общество. Власть. - 2020. - № 1. - С. 107-110.
22. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. — М.: ООО «АльянсПринт», 2019 — 368 стр., ил.
23. Пуюл А.Д. Изучение интернет-портала «Портал государственных
услуг Российской Федерации» и его эффективность в предоставлении госуслуг гражданам России с применением метода SWOT-анализа / А.Д. Пуюл // ГосРег: государственное регулирование общественных
отношений. - 2017. - № 1. - С. 34-39.
24. Свиридова В. М. Развитие технологий электронного правительства в современной России: состояние и перспективы / В.М. Свиридова, О.А. Уржа // Материалы ивановских чтений. - 2018. - № 3 (21). - С. 57-64.
25. Смольяков А.А. Актуальные проблемы предоставления государственных услуг и пути их решения (на примере УГИБДД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербург и ленинградской области) / А.А. Смольяков, А.А. Смольяков // Закон. Право.Государство. - 2018. - № 1(17). - С. 41-44.
26. Сорокина Г.П. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления / Г.П. Сорокина, Л.В. Широкова, И.А. Астафьева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - №2. - С. 73-83.
27. Терещенко С.Н. Анализ недостатков и пути совершенствования АИС МФЦ / С.Н. Терещенко, А.Ю. Малетинская // International Journal of Advanced Studies. - 2017. - № 2-2. - Том 7. - С. 141-145.
28. Тютюник О.Д. Развитие системы многофункциональных центров и проблемы, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению / О.Д. Тютюник // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2018. - № 2. С. 60-64.
29. Устюжанинова Е.В. Проблема использования информационных технологий в процессе предоставления государственных услуг на территории Российской Федерации / Е.В. Устюжанинова, Д.В. Чамовских // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2017. - № 1. - С. 42-46.
30. Avaner, Tekin; Fedai, Recep. Office System in Turkish Public Administration: From e-State to Digital Transformation Office // AMME IDARESI DERGISI. - 2019. Volume: 2. -pp.: 149-172.
31. Jennings, ET. E-Government and Public Affairs Education // CHINESE PUBLIC ADMINISTRATION REVIEW. - 2019. Volume: 2. -pp.: 79-88.
32. Milanovic, N, Milosavljevic, M, Milosevic, N. Failure Management Approaches and Public Service Quality: Empirical Evidence from Serbia // LEX LOCALIS-JOURNAL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT. - 2019. Volume: 3. - pp.: 417-433.
33. Paanakker, H; Reynaers, AM. Value Contextuality in Public Service Delivery. An Analysis of Street-Level Craftsmanship and Public-Private Partnerships // PUBLIC INTEGRITY. - 2020. Volume: 3. -pp.: 245-255.
34. Горобцов А. Моносервисы [Электронный ресурс]. - URL:
http://longreads.ranepa.tilda.ws/190(дата обращения: 16.06.2020).
35. Тухватуллин А., Федеральный проект «Цифровое
государственное управление»: цифровая трансформация госуслуг и суперсервисы [Электронный ресурс]. - URL: https://bftcom.com/expert- bft/10220/(дата обращения: 16.06.2020).
36. Единый портал государственных услуг [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosuslugi.ru/.
37. Единый портал государственных услуг - www.gosuslugi.ru(ЕПГУ)http: //www.tadviser.ru/index.php/Статья:Единый_портал_государствен ных_услуг_-_www.gosuslugi.ru_(ЕПГУ).
38. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.donland.ru.
39. Портал МФЦ Ростовской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mfc61.ru/.
40. Портал МФЦ Челябинской области [Электронный ресурс]. - URL: https://eq-arm.mfc-74.ru/.
41. Правительство России - официальный сайт [Электронный ресурс].
- URL: http://government.ru/info/32187/.
42. Совершенствование государственного управления -
информационный портал Минэкономразвития России [Электронный ресурс].
- URL: https://ar.gov.ru/ru-RU.
43. Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/(дата обращения: 16.06.2020).
44. Цифровое государственное управление [Электронный ресурс]. -
URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/(дата обращения:
16.06.2020).
45. 10 первых суперсервисов: опции и сроки внедрения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rspectr.com/articles/550/10-pervyh-superservisov- opcii-i-sroki-vnedreniya(дата обращения: 16.06.2020).
46. 5 ключевых вопросов о цифровой трансформации [Электронный
ресурс]. - URL: https://blog.talenttech.ru/digital-transformation-faq(дата
обращения: 25.06.2020).