Совершенствование процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления
госуслуг 7
1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных
услуг 11
1.3. Цифровая трансформация процесса предоставления госуслуг 18
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПРОЦЕСС
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 28
2.1. Характеристика процесса предоставления государственных и
муниципальных услуг в Российской Федерации 28
2.2. Анализ процесса предоставления госуслуг в Ростовской области 38
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ 46
3.1. Анализ проблем предоставления государственных и муниципальных
услуг 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса предоставления
государственных и муниципальных услуг 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления
госуслуг 7
1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных
услуг 11
1.3. Цифровая трансформация процесса предоставления госуслуг 18
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПРОЦЕСС
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 28
2.1. Характеристика процесса предоставления государственных и
муниципальных услуг в Российской Федерации 28
2.2. Анализ процесса предоставления госуслуг в Ростовской области 38
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ 46
3.1. Анализ проблем предоставления государственных и муниципальных
услуг 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса предоставления
государственных и муниципальных услуг 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темпы развития современного общества поражают своей скоростью. Появляются все новые и новые технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, облегчая жизнь человека с внедрением каждого нового сервиса или гаджета, будь то покупка одежды или оплата счетов. Больше не нужно часами простаивать в очереди или ехать на другой конец города, чтобы купить нужную вам вещь. Все это теперь можно сделать за считанные минуты, не выходя из дома, пару раз кликнув мышью. Не обошли подобные изменения и сферу предоставления государственных и муниципальных услуг. На официальных сайтах профильных организаций появляются функции заказа тех или иных документов, не выходя из дома, появляются порталы, на которых можно получить ту или иную услугу в режиме онлайн. Внедрение современных технологий в деятельность органов власти стало одним из приоритетных направлений информационной политики России. Очевидно, что их применение может значительно увеличить эффективность и качество обслуживания населения, гарантировать открытость государственной власти и предоставить возможность общественного контроля над работой правительственного аппарата. Но для достижения максимальных результатов необходима комплексная стратегия информатизации государственных и муниципальных органов власти, предусматривающая одновременную реализацию нескольких направлений работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации.
В рамках цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать нормативно-правовую базу предоставления государственных услуг в РФ;
- изучить способы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- рассмотреть влияние цифровой трансформации на процесс предоставления госуслуг;
- проанализировать данные, характеризующие процесс предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях;
- выявить проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- разработать систему рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг.
Объект исследования выпускной квалификационной работы: система предоставления госуслуг в Российской Федерации и в Ростовской области.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы: процесс предоставления госуслуг.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации.
В рамках цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать нормативно-правовую базу предоставления государственных услуг в РФ;
- изучить способы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- рассмотреть влияние цифровой трансформации на процесс предоставления госуслуг;
- проанализировать данные, характеризующие процесс предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях;
- выявить проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- разработать систему рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления госуслуг.
Объект исследования выпускной квалификационной работы: система предоставления госуслуг в Российской Федерации и в Ростовской области.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы: процесс предоставления госуслуг.
Цифровая трансформация органов власти и внедрение современных технологий в сферу предоставления госуслуг является важным аспектом развития общества, поскольку качество и доступность государственных и муниципальных услуг являются очень важным показателем эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутых результатах, постоянно совершенствуя систему предоставления госуслуг.
В процессе написания работы были проанализированы нормативно-правовые акты, обеспечивающие предоставление госуслуг в Российской Федерации, основным из которых является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Также были изучены существующие способы предоставления услуг населению: обращение непосредственно в орган власти, получение госуслуг через многофункциональные центры и получение услуги в электронном формате посредством портала государственных и муниципальных услуг. Изучены существующие направления цифровой трансформации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Также проведен анализ процесса предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях, по результатам которого было выявлено, что процент граждан, предпочитающих получать государственные услуги в электронном формате, с каждым годом растет. При этом растет число граждан старшего возраста, которые выбирают электронные порталы в качестве способа получения необходимой им госуслуги. Также исследование показало, что чаще всего граждане пользуются порталом госуслуг для записи на прием к врачу и получения информации о пенсионных накоплениях. Кроме того, было выявлено, что несмотря на довольно высокие показатели, система предоставления государственных и муниципальных услуг постоянного развивается и совершенствуется: внедряются новые технологии и создаются
проекты («Народный рейтинг госуслуг», «Досудебное обжалование»), которые повышают качество предоставления госуслуг.
Анализ данных, полученных по результатам проведенного исследования, позволил выявить следующие проблемы: частые технические сбои на сайтах и порталах госуслуг; недостаточно полное и достоверное предоставление информации о предоставляемых госуслугах электронных ресурсах; редкое обновление актуальных данных; неработающий интерфейс на сайтах и порталах; несоответствие процесса предоставления госуслуг существующим требованиям; низкая компьютерная грамотность населения; недостаточный уровень квалификации сотрудников органов власти; низкая скорость взаимодействия между органами власти и подключенность не всех ведомств к системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ); недостаточная популяризация электронных сервисов предоставления госуслуг.
По итогам проведенного анализа были предложены рекомендации, направленные на устранение проблем в сфере предоставления госуслуг:
- Дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных.
- Внедрение чат-ботов как помощника при взаимодействии граждан с сайтами и порталами госуслуг.
- Повышение компьютерной грамотности населения и одновременно с этим обеспечение простоты и удобства интерфейса электронных ресурсов предоставления госуслуг.
- Дальнейшее развитие механизмов анализа текущей практики предоставления услуг и контроля качества со стороны потребителей.
- Обеспечение единого уровня оснащенности органов власти различных уровней информационными технологиями.
- Снижение административных барьеров и совершенствование системы административных регламентов.
В процессе написания работы были проанализированы нормативно-правовые акты, обеспечивающие предоставление госуслуг в Российской Федерации, основным из которых является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Также были изучены существующие способы предоставления услуг населению: обращение непосредственно в орган власти, получение госуслуг через многофункциональные центры и получение услуги в электронном формате посредством портала государственных и муниципальных услуг. Изучены существующие направления цифровой трансформации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Также проведен анализ процесса предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях, по результатам которого было выявлено, что процент граждан, предпочитающих получать государственные услуги в электронном формате, с каждым годом растет. При этом растет число граждан старшего возраста, которые выбирают электронные порталы в качестве способа получения необходимой им госуслуги. Также исследование показало, что чаще всего граждане пользуются порталом госуслуг для записи на прием к врачу и получения информации о пенсионных накоплениях. Кроме того, было выявлено, что несмотря на довольно высокие показатели, система предоставления государственных и муниципальных услуг постоянного развивается и совершенствуется: внедряются новые технологии и создаются
проекты («Народный рейтинг госуслуг», «Досудебное обжалование»), которые повышают качество предоставления госуслуг.
Анализ данных, полученных по результатам проведенного исследования, позволил выявить следующие проблемы: частые технические сбои на сайтах и порталах госуслуг; недостаточно полное и достоверное предоставление информации о предоставляемых госуслугах электронных ресурсах; редкое обновление актуальных данных; неработающий интерфейс на сайтах и порталах; несоответствие процесса предоставления госуслуг существующим требованиям; низкая компьютерная грамотность населения; недостаточный уровень квалификации сотрудников органов власти; низкая скорость взаимодействия между органами власти и подключенность не всех ведомств к системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ); недостаточная популяризация электронных сервисов предоставления госуслуг.
По итогам проведенного анализа были предложены рекомендации, направленные на устранение проблем в сфере предоставления госуслуг:
- Дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных.
- Внедрение чат-ботов как помощника при взаимодействии граждан с сайтами и порталами госуслуг.
- Повышение компьютерной грамотности населения и одновременно с этим обеспечение простоты и удобства интерфейса электронных ресурсов предоставления госуслуг.
- Дальнейшее развитие механизмов анализа текущей практики предоставления услуг и контроля качества со стороны потребителей.
- Обеспечение единого уровня оснащенности органов власти различных уровней информационными технологиями.
- Снижение административных барьеров и совершенствование системы административных регламентов.
Подобные работы
- Муниципальный правотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Направление цифровой трансформации государственного управления в РФ (Государственное управление)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - Цифровая трансформация государственного управления
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование правового регулирования предоставления государственных услуг в современном праве России (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Оценка качества государственных услуг для людей пенсионного возраста в условиях цифровизации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Магистерская диссертация, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



