Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки эффективной сбытовой
стратегии предприятия 6
1.1 Понятие и сущность сбытовой стратегии 6
1.2 Технологии разработки сбытовой стратегии 12
1.3 Особенности создания и развития сбытовой стратегии в
сельскохозяйственных организациях 20
Глава 2 Проблемы и перспективы развития сбытовой стратегии ОАО
«Рыбхоз Алексеевский» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО
«Рыбхоз Алексеевский» 25
2.2 Анализ состояния сбытовой стратегии ОАО «Рыбхоз Алексеевский» 33
2.3 Предложения по разработке эффективной сбытовой стратегии ОАО
«Рыбхоз Алексеевский» 39
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения
Актуальность темы исследования. Формирование эффективной сбытовой стратегии - это актуальная проблема в современной рыночной экономике. Это главная задача, которую ставит перед собой любое предприятие. Этого можно достичь двумя способами: анализ имеющейся стратегии и разработка мероприятий, направленных на максимальное повышение эффективности каналов сбыта.
Здесь имеется в виду всестороннее изучение потребности в товаре, плановое распределение продукции предприятия между посредниками и потребителями, непосредственная организация каналов сбыта производимой продукции и постоянный контроль над функционированием этих каналов и умелое управление процессом движения самого товара.
Сюда относятся процессы хранения товара, его погрузки, транспортировки и доставки, а также контроль всех этих процессов. Сбытовая стратегия содержит в себе вполне конкретные мероприятия, реализация которых позволит добиться поставленной цели.
Сбытовая стратегия фирмы разрабатывается специалистами на основании проведенных исследований и обсуждается на совещаниях. Удачно разработанная сбытовая политика позволяет предприятию рационально и планово вести процесс производства, а как результат - получать ожидаемые прибыли.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что сбытовая политика в маркетинге играет важнейшую роль. Действительно, только тогда, когда предприятие четко знает - каким образом и сколько товара готов приобрести - оно может продуктивно работать.
Для расширения сфер влияния в области реализации иногда привлекаются дополнительные силы в виде дилеров. Они призваны максимально расширить географию товара. Задача проста: чем больше людей знают о продукции - тем больше вероятность продать товар с наибольшей выгодой.
Каждое предприятие само выбирает для себя наиболее подходящий способ достижения поставленных целей. Здесь всесторонне учитывается как специфика товара, так и возможности компании. Все эти вопросы и призвана решать специализированная политика предприятия по сбыту произведенной продукции.
Объект исследования: субъекты рынка производства и продажи товарной рыбы.
Предмет исследования: среда, методы и средства формирования сбытовой стратегии.
Цель исследования: разработка предложений по повышению эффективности сбытовой стратегии предприятия.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы разработки сбытовой стратегии предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Рыбхоз Алексеевский»;
- провести анализ эффективности сбытовой стратегии ОАО «Рыбхоз Алексеевский»;
- разработать предложения по совершенствованию сбытовой стратегии ОАО «Рыбхоз Алексеевский».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и российских ученых в области сбытовой стратегии: Андреева О.Ю., Рущицкий И.Е. [5], Андреев Н.Н. [6], Бреусова Е.А., Смирнова Е.В. [19], Глухих Л.В., Аммосова О.А. [24], Зуйченко К.В., Жарикова О.А. [28], Иванченко О.В., Семерникова Е.А. [29], Ильина О.О., Новосёлова А.А. [30], Кузнецова Т.Е., Марабаева Л.В. [33], Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. [36] и др.
Отдельные аспекты сбытовой политики предприятия мало исследованы, что и обусловило выбор проблематики выпускной квалификационной работы.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс ОАО «Рыбхоз Алексеевский».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования выявлены проблемы и определены пути развития сбытовой стратегии предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
На сегодняшний день сбытовая стратегия определяет сбытовую политику предприятия - систему решений в области управления сбытом, которая вписывается в рамки выбранной стратегии. На долю сбытовой функции маркетинга приходится весьма значительный объем маркетинговых усилий, как самого предприятия-производителя, так и его торговых агентов. Для эффективной реализации сбытовой функции производственная фирма должна разрабатывать и осуществлять сбытовую стратегию, адекватную её целям, возможностям и месту на рынке.
Сбытовая стратегия - совокупность основных решений и/или действий фирмы по выбору, усовершенствованию или созданию сбытового канала и управлению им на значительном периоде времени или совокупность процедур генерации таких решений (действий).
Таким образом, сбытовая деятельность является одной из ключевых для сельскохозяйственной организации, сущность которой заключается в обеспечении прибыльной работы. Эффективность сбытовой деятельности сельскохозяйственной организации зависит не только от ее организации, но и от государственного регулирования аграрного рынка.
В данной работе провели анализ сбытовой стратегии ОАО «Рыбхоз Алексеевский».
Открытое акционерное общество «Рыбхоз Алексеевский» является сельскохозяйственным товаропроизводителем, занимающимся воспроизводством рыбы и водных биоресурсов. Организация действует с 26 декабря 1997 г.
Основным видом деятельности является «Рыбоводство прудовое». Дальнейшее развитие ОАО «Рыбхоз Алексеевский» связано со значительными капитальными вложениями, технической модернизацией базы, выращиванием конкурентоспособной товарной рыбы, увеличением объема реализации товарной рыбы, а также с уменьшением затрат, снижением себестоимости продукции.
В целом деятельность ОАО «Рыбхоз Алексеевский» в 2016 году является эффективной. Так, выручка выросла на 10376 тыс. руб. в 2016 году, по сравнению с 2014 годом. Себестоимость продаж в 2016 году увеличилась на 7282 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 3094 тыс. руб. в 2016 году.
Следовательно, рентабельность продаж увеличилась на 0,011 % в 2016 году, по сравнению с 2014 годом. Прочие доходы в 2016 году увеличились на 27 тыс. руб., прочие расходы увеличились на 411 тыс. руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 2840 тыс. руб. Чистая прибыль увеличилась на 2653 тыс. руб. в 2016 году по сравнению с 2014 годом.
В целом рентабельность деятельности ОАО «Рыбхоз Алексеевский» показала рост на 7,918% в 2016 году, по сравнению с 2014 годом.
Сбытовой деятельностью занимается директор и заместитель директора. Директор ОАО «Рыбхоз Алексеевский» осуществляет налаживание договорных отношений и организует все необходимые мероприятия, связанные с подписанием контрактов с покупателями, с которыми были подписаны соглашения о намерениях и достигнуты устные договоренности по заключению договоров.
Большую часть продукции ОАО «Рыбхоз Алексеевский» покупает ООО «Белый край» и ООО «Белгородрыба», которые являются посредниками на данном рынке. Так же стоит отметить, что покупателями являются и учебные заведения не только Белгородской области, но и Воронежской.
Деятельность ОАО «Рыбхоз Алексеевский» строится по традиционной схеме: после изучения спроса, директор и его заместитель выявляют и изучают источники поступления и поставщиков товаров.
При проведенном анализе сбытовой стратегии ОАО «Рыбхоз Алексеевский» были установлены следующие проблемы:
• маркетинговой деятельностью занимаются директор и его заместитель, а, следовательно, на предприятии нет отдела маркетинга;
• слабая маркетинговая и рекламная деятельность.
Поэтому основными предложениями по решению выявленных проблем являются:
• создание отдела маркетинга;
• разработка сайта;
• участие в выставках сельскохозяйственной продукции;
• стимулирование покупателей с помощью бонусных программ.
В результате внедрения мероприятий рекламной компании предприятия ОАО «Рыбхоз Алексеевский» в предприятия произойдет прирост прибыли в размере 718,45 руб. При этом прирост рентабельности составит 2,13%, а окупаемость затрат снизится на 0,04. Однако вложенные затраты оправдаются уже в течение одного года.
Следовательно, предложенный проект можно считать эффективным.
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8743/.
2. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - Москва : Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013.
3. Айрапетов, О. Р. Проблемы организации и планирования сбытовой деятельности предприятия [Текст] / О.Р. Айрапетов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 1-8.
4. Айрапетов, О. Р. Тенденции развития сбытовой деятельности на предприятии [Текст] / О.Р. Айрапетов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4. - С. 1-8.
5. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер; перевод с англ. Ю.Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. 400 с.
6. Андреева, О.Ю., Рущицкий, И.Е. Совершенствование механизма сбытовой деятельности на примере ООО «ПКФ Колос» [Текст] / О.Ю. Андреева, И.Е. Рущицкий // Молодежь и наука. - 2017. - №3. - С. 4.
7. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация [Текст] / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. -
2012. - № 4. - С. 236-247.
8. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы [Текст] : учебник / М.П. Афанасьев - Москва: Издательский центр «Книга», 2013. - 304 с.
9. Бабурин, В.А., Тывин, Л.Ф. Антикризисная стратегия маркетинга в современных условиях [Текст] / В.А. Бабурин, Л.Ф. Тывин // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства. 2017. - №3. - С. 70.
10. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии [Текст]: учебник / Г.Л. Багиев - Санкт-Петербург : Обл. правл. ВНТОЭ, 2013. - 240 с.
11. Баркалов, С. А. Проблемы стимулирования сбыта и формирования сбытовой сети строительной организации. В 2 т. Т. 1 [Текст] / С. А. Баркалов, А. С. Храбсков // Теория активных систем: труды междунар. науч.-практ. конф. - Москва : ИПУ РАН, 2013. - С. 125-126.
12. Бармашова, К. С. Организация сбытовой сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.barmashovks.ru/page99/page174/.
13. Бахарев, В.О. Производственно-заготовительная и сбытовая логистика фирмы [Текст] / В.О. Бахарев - Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГУФЭ, 2016. - 300 с.
14. Беляев, Н.А. Маркетинг нововведений: обзор подходов к комплексу маркетинга [Текст] / Н.А. Беляев. - Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. - 2017. - №1. - С. 226-228.
15. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово¬хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Бердникова. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 224 c.
16. Березина, Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения
экономической эффективности деятельности предприятия [Текст] /
Е.А. Березина // Международный научно-исследовательский журнал. -
2015. - №2 - 3 (33). - С. 16-17.
17. Березина, Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии [Текст] / Е.А. Березина - СМАЛЬТА. - 2017. - № 6. - С. 18-20.
18. Бест, Р. Маркетинг от потребителя [Текст] / Роджер Бест // Стокгольмская школа экономики. - 3-е изд. - Москва : Манн, Иванов, Фербер, 2017. - 760 с.
19. Бицуева, М.Г. Отдельные аспекты стратегии совершенствования предпринимательской деятельности [Текст] / М.Г. Бицуева // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. Тамбов, 2015. - С. 24-25.
20. Бреусова, Е. А., Смирнова, Е. В. Сбытовая политика в
деятельности современной организации [Текст] Е.А. Бреусова,
Е.В. Смирнова // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 203-206.
21. Васильев, Г.А. Маркетинг розничного торгового предприятия [Текст] : Учебное пособие / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. - Москва: Вузовский учебник, ИНФРА - М, 2013. - 159 с.
22. Весин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] : учебник / В.Р. Веснин. - М: Триада.Лтд, 2013. - 384 с.
23. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебник / О.С. Виханский. - М: Гардарики, 2013. - 296с.
24. Гавриленко, Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений [Текст] / Н.И. Гавриленко // Финансы и кредит. 2017. - № 22. - С. 75-81.
25. Глухих, Л.В., Аммосова, О.А. Управление маркетингом на предприятиях в условиях кризиса // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Материалы 2-й Международной научно¬практической конференции в 2-х томах. 2017. С.120.
26. Давыдов, В.С. Маркетинговая политика предприятия [Текст] / В.С. Давыдов. - Москва : Экономика, 2016. - 361 с.
27. Давыдова, Ю.В. Особенности сельского хозяйства, влияющие на эффективность сельскохозяйственного производства [Текст] / Ю.В. Давыдова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. - №6 (48). - С. 26-28.
28. Джиоев, А. В. Сущность и цели стратегического маркетинга организации [Электронный ресурс] / А.В. Джиоев // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXIII
междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 8(23). - Режим доступа:
http://sibac.info/archive/economy/8(23).pdf.
29. Зуйченко, К. В., Жарикова, О. А. Совершенствование системы управления сбытом продукции [Текст] / К.В. Зуйченко, О.А. Жарикова // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 20-24.
30. Иванченко, О. В., Семерникова, Е. А. Концепция маркетинга партнерских отношений в деятельности предприятий малого бизнеса [Текст] / О.В. Иванченко, Е.А. Семерникова // Журнал-Концепт, 2015. - №24.
31. Ильина, О. О., Новосёлова, А. А. Методы управления сбытовой
деятельностью при реализации товаров потребительского назначения [Электронный ресурс] / О.О. Ильина, А.А. Новоселова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). - Режим доступа:
http s://sibac. info/archive/meghdi s/6(9).pdf.
32. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф.Котлер - М.: Феникс, 2015. - 644 с.
33. Кузнецов, П.М. Комплексы маркетинга и специфика российского потребителя [Текст] / П.М. Кузнецов. - Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - №8. - С.113-116.
34. Кузнецова, Т. Е., Марабаева, Л. В. Содержание и мероприятия
программы стимулирования сбыта продукции предприятия [Текст] /
Т.Е, Кузнецова, Л.В. Марабаева // Фундаментальные исследования. -
2013. - № 8 - 1. - С. 148 -153.
35. Кулинич, И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию
сбыта [Текст] / И. Ф. Кулинич // Индустриальный и B-2-B маркетинг. -
2015. - № 2. - С. 114-119.
36. Лабецкая, В. А. Совершенствование сбытовой деятельности предприятия статистическим методом [Электронный ресурс] / В.А. Лабецкая // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 5(41). - Режим доступа: https: //sibac. info/archive/technic/5 (41). pdf.
37. Ламбен, Ж.Ж., Чумпитас, Р., Шулинг, И. Менеджмент,
ориентированный на рынок [Текст] / 2-е изд., пер. с англ. Под
ред. В.Б. Копчанова. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 418 с.
38. Маркова, В.Д. Маркетинг в сфере инноваций: классификация задач и инструментов [Текст] / В.Д. Маркова // Вопросы современной экономики. 2017. - №4. - С. 27-28.
39. Медянникова, Д. В., Попова, В. В. Анализ и оценка сытовой
деятельности на предприятии. [Электронный ресурс] / Д.В. Медяникова,
В.В. Попова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. -
№ 6(9). - Режим доступа:https: //sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf.
40. Панкрухин, А. И. Маркетинг [Текст] / А.И. Панкрухин. - Москва : ИМП. 2015. - 501 с.
41. Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия [Текст] : Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк и др. - Москва : Дашков и К. 2016. - 284 c.
42. Петров, Н.Е. Роль маркетинга в преодолении кризиса на предприятии [Текст] / Н.Е. Петров // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. - №4. - С. 66.
43. Подольникова, Е.М. Сбытовая деятельность предприятия как
объект управления [Текст] / Е.М. Подольникова // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые,
общенаучные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции в 3-х частях. Отв. Ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2015. -
412 с.
44. Попова, И.Г. Роль маркетинга в условиях кризиса [Текст] / И.Г. Попова // Проблемы и перспективы социально-экономического
реформирования современного государства и общества. Материалы XX международной научно-практической конференции. Научно¬
информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015.
45. Резяпкина, Е.В. Организация сбытовой деятельности предприятия [Текст] / Е.В. Резяпина // Экономика и социум. 2014. - №1. - С. 626.
46. Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Ж. Ришар. - Москва : Аудит, Юнити, 2016. - 375 с.
47. Сербова, Е. С. Современная модель системы стимулирования сбыта продукции предприятия [Текст] / Е.С. Сербова // Социально - экономические явления и процессы. - 2014. - № 5(051). - С. 168-171.
48. Сергеева, О.Ю., Гузаирова, Г.Р. Стратегия управления сбытом промышленного предприятия в рыночных условиях [Текст] / О.Ю. Сергеева, Г.Р. Гузаирова // Российское предпринимательство. 2014. - №20. - С. 175.
49. Смоленцева, Е.В. Обострение проблемы качества продукции АПК в условиях вступления в ВТО [Текст] / Е.В. Смоленцева // Успехи современной науки и образования. 2016. - №6. - Т. 2. - С. 28-30.
50. Сысолятин, А.В. Проектирование маркетинговой
информационной системы [Текст] / А.В. Сысолятин // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. - № 15 - 1. - С. 116-120.
51. Тойменцева, И. А. Оптимизация сбытовой деятельности предприятия пищевой промышленности [Текст] / И.А. Тойменцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 2846¬2850.
52. Чибугаева, С. Ценовая политика предприятия [Текст] /
С.Г. Чибугаева, Н.В. Андрианова // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 521-523.
53. Шелковая, А. А. Особенности сбытовой политики рыбоперерабатывающего предприятия [Текст] / А.А. Шелковая// Молодой ученый. - 2014. - №7.1. - С. 62-65.
54. Шиврина, Т.Б. Маркетинговая стратегия как условие
эффективной деятельности современного сельскохозяйственного
предприятия [Текст] / Т.Б. Шиврина // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №5 - 2. С. 192-193.
55. Шиврина, Т.Б. Оценка факторов внешней среды, влияющих на деятельность сельскохозяйственных организаций [Текст] / Т.Б. Шиврина // Успехи современной науки. 2016. - №8. - Т. 1. - С. 35-37.
56. Шилько, И. С. Совершенствование управления системой сбыта продукции предприятия на основе взаимодействия маркетинга и логистики [Текст] / И.С. Шилько // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 164-171.