ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГРАФИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ
ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА 7
1.1. Историческое развитие приемов изображения портрета человека в
мировой художественной культуре 7
1.2. Методические аспекты изображения портрета человека в трудах
отечественных художников-педагогов 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Анализ школьных программ по изобразительному искусству с целью
выявления методических аспектов по исследуемой теме 28
2.2. Проведение педагогического эксперимента на уроках изобразительного
искусства в 5 классах общеобразовательной школы 38
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 56
3.1. Обоснование выбора темы и определение содержания творческой работы - графического диптиха «Труд души» 56
3.2 Композиционный поиск и этапы выполнения графического диптиха «Труд души» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ
ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА 7
1.1. Историческое развитие приемов изображения портрета человека в
мировой художественной культуре 7
1.2. Методические аспекты изображения портрета человека в трудах
отечественных художников-педагогов 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Анализ школьных программ по изобразительному искусству с целью
выявления методических аспектов по исследуемой теме 28
2.2. Проведение педагогического эксперимента на уроках изобразительного
искусства в 5 классах общеобразовательной школы 38
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 56
3.1. Обоснование выбора темы и определение содержания творческой работы - графического диптиха «Труд души» 56
3.2 Композиционный поиск и этапы выполнения графического диптиха «Труд души» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность темы исследования. Учебный предмет
«Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру формирование художественно-эстетического восприятия произведений искусства, окружающей действительности, практическую художественно-творческую деятельность. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и синтетических искусствах. Содержание предмета учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Жанры изобразительного искусства имеют свои специфические особенности. Художественные произведения передают те или иные чувства, характеры, идеи, события. Изобразительное искусство, в целом, отображает общественную психологию - реакцию людей на природу и общество, на события жизни и объекты человеческого труда. Издавна высшим жанром искусства считается портрет. Может быть, поэтому этот жанр и привлекает к себе столь пристальное внимание. Литература о портретах включает в себя и специальные искусствоведческие труды, и высказывания величайших художников, ученых, писателей. Любой новый труд, посвященный портрету, опирается на бесценный многовековой материал. Вместе с тем, художественная педагогика ставит перед исследователями свои, особые, небывало трудные задачи. Для успешного обучения рисованию, в первую очередь, необходимо изучить то лучшее, что было подтверждено российской теорией искусства XIX-XX вв. Именно это обстоятельство актуализирует решение данной проблемы.
Противоречие исследования заключается в несоответствии востребованности рисования портрета человека и возможности дать учащимся эту тему глубоко и основательно из-за ограничений программ общеобразовательной школы.
Проблема исследования. Заключается в необходимости более глубокого изучения рисования портрета человека и отсутствия адаптированной для этих целей методики обучения детей.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения работе над портретом во время уроков и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов обучения графическим приемам изображения портрета человека;
- проведение экспериментальной работы по методике изучения темы «графические приемы изучения портрета человека» на уроках 5 -х классов общеобразовательной школы;
- разработать и провести серию уроков, способствующих успешному освоению учащихся пятых классов общеобразовательной школы графическим приемам изображения портрета человека
- разработка творческой части выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения пятых классов графическим приемам изображения портрета человека во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: особенности использования методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Методология исследования. Исследованию вопросов обучения графическим приемам изображения портрета человека уделялось внимание в трудах таких авторов, как М.И. Андроникова, С.А. Аманжолов, Н.П. Бесчастнов, Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, О.Р. Лагутина, Д. Чиварди и др.
Используемые методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, экспериментальное исследование, методы количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.
«Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру формирование художественно-эстетического восприятия произведений искусства, окружающей действительности, практическую художественно-творческую деятельность. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и синтетических искусствах. Содержание предмета учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Жанры изобразительного искусства имеют свои специфические особенности. Художественные произведения передают те или иные чувства, характеры, идеи, события. Изобразительное искусство, в целом, отображает общественную психологию - реакцию людей на природу и общество, на события жизни и объекты человеческого труда. Издавна высшим жанром искусства считается портрет. Может быть, поэтому этот жанр и привлекает к себе столь пристальное внимание. Литература о портретах включает в себя и специальные искусствоведческие труды, и высказывания величайших художников, ученых, писателей. Любой новый труд, посвященный портрету, опирается на бесценный многовековой материал. Вместе с тем, художественная педагогика ставит перед исследователями свои, особые, небывало трудные задачи. Для успешного обучения рисованию, в первую очередь, необходимо изучить то лучшее, что было подтверждено российской теорией искусства XIX-XX вв. Именно это обстоятельство актуализирует решение данной проблемы.
Противоречие исследования заключается в несоответствии востребованности рисования портрета человека и возможности дать учащимся эту тему глубоко и основательно из-за ограничений программ общеобразовательной школы.
Проблема исследования. Заключается в необходимости более глубокого изучения рисования портрета человека и отсутствия адаптированной для этих целей методики обучения детей.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения работе над портретом во время уроков и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов обучения графическим приемам изображения портрета человека;
- проведение экспериментальной работы по методике изучения темы «графические приемы изучения портрета человека» на уроках 5 -х классов общеобразовательной школы;
- разработать и провести серию уроков, способствующих успешному освоению учащихся пятых классов общеобразовательной школы графическим приемам изображения портрета человека
- разработка творческой части выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения пятых классов графическим приемам изображения портрета человека во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: особенности использования методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Методология исследования. Исследованию вопросов обучения графическим приемам изображения портрета человека уделялось внимание в трудах таких авторов, как М.И. Андроникова, С.А. Аманжолов, Н.П. Бесчастнов, Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, О.Р. Лагутина, Д. Чиварди и др.
Используемые методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, экспериментальное исследование, методы количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.
История искусства и художественная педагогика органично связаны. Значение воздействия искусства на художественную педагогику можно наглядно проследить, если сравнить теории обучения рисованию в России конца XIX - начала XX вв. В этой связи достаточно упомянуть противостояние академической системы обучения и теорий модернизма. Изучение истории развития приемов изображения портрета человека в рамках дипломного исследования представлено в виде этапов обучения рисунку в Академии художеств.
Портрет в изобразительном искусстве - это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (особую стилистику). Особенность выполнения портрета в графике в том, что при графическом изображении передается образ человека таким, каким он является при непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить, отобразить максимально точно понимание личности человека, отразить его сущностную основу. В графике при создании реалистического портрета необходимым условием является овладение техникой работы (например, техникой штриха), искусством тонального разбора, видения и передачи особенностей светотени. Именно тогда можно говорить о реалистичности и передаче сходства. По итогам проведенного исследования выявлено, что нет четкого, общего определения набора выразительных средств, информация о них различна - от набора выразительных средств графики (линия, штрих, пятно) до включения в этот список композиции, формата, техники и других. Кроме того, в разных источниках мы встречаем разные определения рисунка, но общее одно - то, что рисунок - это какое-либо изображение, в котором обязательно используются графические средства - контурная линия, штрих, пятно. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты портретного рисунка
Проанализировав программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, можно сделать вывод, что в последние годы происходит сближение программ. Отличия в преподавании изобразительного искусства не такие кардинальные, какие были двадцать лет назад. Тем не менее, все программы по изобразительному искусству можно разделить на несколько групп по цели и направленности.
Рассматривая методику развития графических способностей у школьников при изображении портрета человека, нами были выявлены эффективные методы обучения графике: метод педагогического рисунка, метод «мастер - класс», презентация, метод анализа и сравнения, сопоставление, метод единства и созидания.
С целью подтвердить гипотезу исследования - обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности - мы провели педагогический эксперимент на уроках изобразительного искусства в 5 классах общеобразовательной школы.
В рамках дипломного исследования была проведена экспериментальная работа с целью развития графических способностей у учащихся 5 класса, на примере портрета. Был разработан блок занятий, разработаны критерии (когнитивный, деятельностный и эмотивный), по результатам которых совершались замеры уровня развития графических способностей у учащихся 5 класса.
Полученные данные в результате анализа говорят о подтверждении гипотезы исследования. Из этого следует, что занятия по теме развития графических способностей у учащихся на примере изображения портрета человека благотворно влияют на развитие знаний, умений и навыков учащихся.
Обобщение опыта развития графических способностей учащихся, подтверждаемое теоретическими исследованиями, показывает, что для совершенствования процесса необходима постоянная, систематическая диагностика уровней развития качеств сформированности графических способностей учащегося в целом.
Портрет в изобразительном искусстве - это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (особую стилистику). Особенность выполнения портрета в графике в том, что при графическом изображении передается образ человека таким, каким он является при непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить, отобразить максимально точно понимание личности человека, отразить его сущностную основу. В графике при создании реалистического портрета необходимым условием является овладение техникой работы (например, техникой штриха), искусством тонального разбора, видения и передачи особенностей светотени. Именно тогда можно говорить о реалистичности и передаче сходства. По итогам проведенного исследования выявлено, что нет четкого, общего определения набора выразительных средств, информация о них различна - от набора выразительных средств графики (линия, штрих, пятно) до включения в этот список композиции, формата, техники и других. Кроме того, в разных источниках мы встречаем разные определения рисунка, но общее одно - то, что рисунок - это какое-либо изображение, в котором обязательно используются графические средства - контурная линия, штрих, пятно. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты портретного рисунка
Проанализировав программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, можно сделать вывод, что в последние годы происходит сближение программ. Отличия в преподавании изобразительного искусства не такие кардинальные, какие были двадцать лет назад. Тем не менее, все программы по изобразительному искусству можно разделить на несколько групп по цели и направленности.
Рассматривая методику развития графических способностей у школьников при изображении портрета человека, нами были выявлены эффективные методы обучения графике: метод педагогического рисунка, метод «мастер - класс», презентация, метод анализа и сравнения, сопоставление, метод единства и созидания.
С целью подтвердить гипотезу исследования - обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности - мы провели педагогический эксперимент на уроках изобразительного искусства в 5 классах общеобразовательной школы.
В рамках дипломного исследования была проведена экспериментальная работа с целью развития графических способностей у учащихся 5 класса, на примере портрета. Был разработан блок занятий, разработаны критерии (когнитивный, деятельностный и эмотивный), по результатам которых совершались замеры уровня развития графических способностей у учащихся 5 класса.
Полученные данные в результате анализа говорят о подтверждении гипотезы исследования. Из этого следует, что занятия по теме развития графических способностей у учащихся на примере изображения портрета человека благотворно влияют на развитие знаний, умений и навыков учащихся.
Обобщение опыта развития графических способностей учащихся, подтверждаемое теоретическими исследованиями, показывает, что для совершенствования процесса необходима постоянная, систематическая диагностика уровней развития качеств сформированности графических способностей учащегося в целом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Серия иллюстраций к произведению С.В. Михалкова «Фома»
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021



