ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ
ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА 7
1.1. Историческое развитие приемов изображения портрета человека в
мировой художественной культуре 7
1.2. Методические аспекты изображения портрета человека в трудах
отечественных художников-педагогов 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Анализ школьных программ по изобразительному искусству с целью
выявления методических аспектов по исследуемой теме 28
2.2. Проведение педагогического эксперимента на уроках изобразительного
искусства в 5 классах общеобразовательной школы 38
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 56
3.1. Обоснование выбора темы и определение содержания творческой работы - графического диптиха «Труд души» 56
3.2 Композиционный поиск и этапы выполнения графического диптиха «Труд души» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность темы исследования. Учебный предмет
«Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру формирование художественно-эстетического восприятия произведений искусства, окружающей действительности, практическую художественно-творческую деятельность. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и синтетических искусствах. Содержание предмета учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Жанры изобразительного искусства имеют свои специфические особенности. Художественные произведения передают те или иные чувства, характеры, идеи, события. Изобразительное искусство, в целом, отображает общественную психологию - реакцию людей на природу и общество, на события жизни и объекты человеческого труда. Издавна высшим жанром искусства считается портрет. Может быть, поэтому этот жанр и привлекает к себе столь пристальное внимание. Литература о портретах включает в себя и специальные искусствоведческие труды, и высказывания величайших художников, ученых, писателей. Любой новый труд, посвященный портрету, опирается на бесценный многовековой материал. Вместе с тем, художественная педагогика ставит перед исследователями свои, особые, небывало трудные задачи. Для успешного обучения рисованию, в первую очередь, необходимо изучить то лучшее, что было подтверждено российской теорией искусства XIX-XX вв. Именно это обстоятельство актуализирует решение данной проблемы.
Противоречие исследования заключается в несоответствии востребованности рисования портрета человека и возможности дать учащимся эту тему глубоко и основательно из-за ограничений программ общеобразовательной школы.
Проблема исследования. Заключается в необходимости более глубокого изучения рисования портрета человека и отсутствия адаптированной для этих целей методики обучения детей.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения работе над портретом во время уроков и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов обучения графическим приемам изображения портрета человека;
- проведение экспериментальной работы по методике изучения темы «графические приемы изучения портрета человека» на уроках 5 -х классов общеобразовательной школы;
- разработать и провести серию уроков, способствующих успешному освоению учащихся пятых классов общеобразовательной школы графическим приемам изображения портрета человека
- разработка творческой части выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения пятых классов графическим приемам изображения портрета человека во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: особенности использования методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Методология исследования. Исследованию вопросов обучения графическим приемам изображения портрета человека уделялось внимание в трудах таких авторов, как М.И. Андроникова, С.А. Аманжолов, Н.П. Бесчастнов, Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, О.Р. Лагутина, Д. Чиварди и др.
Используемые методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, экспериментальное исследование, методы количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.
История искусства и художественная педагогика органично связаны. Значение воздействия искусства на художественную педагогику можно наглядно проследить, если сравнить теории обучения рисованию в России конца XIX - начала XX вв. В этой связи достаточно упомянуть противостояние академической системы обучения и теорий модернизма. Изучение истории развития приемов изображения портрета человека в рамках дипломного исследования представлено в виде этапов обучения рисунку в Академии художеств.
Портрет в изобразительном искусстве - это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (особую стилистику). Особенность выполнения портрета в графике в том, что при графическом изображении передается образ человека таким, каким он является при непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить, отобразить максимально точно понимание личности человека, отразить его сущностную основу. В графике при создании реалистического портрета необходимым условием является овладение техникой работы (например, техникой штриха), искусством тонального разбора, видения и передачи особенностей светотени. Именно тогда можно говорить о реалистичности и передаче сходства. По итогам проведенного исследования выявлено, что нет четкого, общего определения набора выразительных средств, информация о них различна - от набора выразительных средств графики (линия, штрих, пятно) до включения в этот список композиции, формата, техники и других. Кроме того, в разных источниках мы встречаем разные определения рисунка, но общее одно - то, что рисунок - это какое-либо изображение, в котором обязательно используются графические средства - контурная линия, штрих, пятно. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты портретного рисунка
Проанализировав программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, можно сделать вывод, что в последние годы происходит сближение программ. Отличия в преподавании изобразительного искусства не такие кардинальные, какие были двадцать лет назад. Тем не менее, все программы по изобразительному искусству можно разделить на несколько групп по цели и направленности.
Рассматривая методику развития графических способностей у школьников при изображении портрета человека, нами были выявлены эффективные методы обучения графике: метод педагогического рисунка, метод «мастер - класс», презентация, метод анализа и сравнения, сопоставление, метод единства и созидания.
С целью подтвердить гипотезу исследования - обучение будет эффективным при условии использования эффективных методов и приемов обучения работе над портретом во время уроков изобразительного искусства и во внеурочной деятельности - мы провели педагогический эксперимент на уроках изобразительного искусства в 5 классах общеобразовательной школы.
В рамках дипломного исследования была проведена экспериментальная работа с целью развития графических способностей у учащихся 5 класса, на примере портрета. Был разработан блок занятий, разработаны критерии (когнитивный, деятельностный и эмотивный), по результатам которых совершались замеры уровня развития графических способностей у учащихся 5 класса.
Полученные данные в результате анализа говорят о подтверждении гипотезы исследования. Из этого следует, что занятия по теме развития графических способностей у учащихся на примере изображения портрета человека благотворно влияют на развитие знаний, умений и навыков учащихся.
Обобщение опыта развития графических способностей учащихся, подтверждаемое теоретическими исследованиями, показывает, что для совершенствования процесса необходима постоянная, систематическая диагностика уровней развития качеств сформированности графических способностей учащегося в целом.
1. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. - М.: Искусство, 1975. - 326 с.
2. Аманжолов С.А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода к обучению школьников изобразительному искусству // Наука и школа. - 2015. - № 5. - С. 88-92.
3. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М.: Стройиздат, 1977. - 168 с.
4. Ацаркина Э.Н. Орест Кипренский. Монография. - М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1948. - 248 с.
5. Афанасьева В.Ю. Создание реалистического портрета средствами графики // XIX Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей. - 2017. - С. 262-266.
6. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учеб. - М. : Академия, 2011. - 235 с.
7. Березина Ю.Ю., Князева О.В. Портрет в живописи и в графике.
Теоретико-методический и практический аспекты: учебно-наглядное
пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 131 с.
8. Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для вузов. - М.: Владос, 2007. - 367 с.
9. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 93с.
11. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. - М.; Л.: Искусство, 1940. - 240 с.
12. Голосай А.В. Научно-теоретические основы развития профессиональных умений рисования портрета // Омский научный Вестник. - 2015. - № 2 (136). - С. 167-170.
13. Даудова Ф.Х., Хаидов Х.Я. Образность в портретной графике // Исторические, философские, политические и юридические науки,культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . -2017. - № 8 (82). - С. 74-77.
14. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М.:
Просвещение, 1993. - 96 с.
15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. - 159 с.
16. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
17. Канунникова Т.А. О современных программах преподавания
изобразительного искусства в школе // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Сборник статей
Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-44.
18. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.И. Пособие по рисованию. - М.; Л.: Госстройиздат, 1938. - 164 с.
19. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2007. - 271 с.
20. Козлова Н.О., Москалюк М.В. Специфика работы над портретом в младшей школе // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. -2014. - Т. 2. - С. 392-397.
21. Кузин В.С. Концепция нового учебника по изобразительному искусству - требование времени // Начальная школа. - 1995. - № 9. - С. 65¬68.
22. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. - М.: Агар, 1998. - 335 с.
23. Кузин В.С. Психология. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - 3-4 кл. В 2-х ч. Ч. 1 - М.: Дрофа, 1998. - 205 с.
25. Лагутина О.Р. Из истории развития теорий обучения передаче объема в портретном жанре в отечественных исследованиях // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - № 3. - С. 247-251.
26. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учеб. пособие для вузов. - М.: Владос, 2008. - 143 с.
27. Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 212-215.
28. Мачлов Е.Н. Скульптурный класс Академии художеств конца XVIII - первой половины XIX века: [Рукопись]. - М.: НИМАХ СССР, 1974.
29. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с., ил.
30. Мельченко Е.Д. Портрет в технике печатной графики, методика преподавания в детской художественной школе // Портрет в мировом искусстве и в системе художественного образования. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. - 2017. - С. 109-113.
31. Митрохина Л.Н. Портрет и время (Творчество Н. Дьяковой) // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2015. - № 1 (5). - С. 107¬123.
32. Морева О.Л. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе (дидактика и методика) // Современное образование: теория и практика. Коллективная монография. - Уфа, 2017. - С. 289-308.
33. Мухаметова С.С. Форма как средство выразительности в графике // Наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. - 2015. - С. 99-106.
34. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: учеб. для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 144 с.
35. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать: Советы рисовальщика. - М.: Сов. художник, 1966. - 104 с.
36. Поровская Г.А. К вопросу о преподавании изобразительного искусства в контексте ФГОС // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 203-207.
37. Программно-методические материалы: Изобразительное
искусство. 5-9 кл. / Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
38. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство VI класс. - М.: Просвещение, 1969. - 255 с.
39. Сидоров А.А., Щекатихин Н.Н. Ф. Валлотон. - М., 1918. - 112 с.
40. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 1999. - 368 с.
41. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 1. - О.: Титул, 2001. - 96 с.
42. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
43. Сорока А.В. Портрет: учеб.-метод. пособие. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 52 с.
44. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / Б.М.
Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского.
- М.: Просвещение, 2016. - 240 с.
45. Чиварди Д. Рисунок. Художественный портрет. - М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
46. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.
47. Шиленко Л.В., Хозяшева Л.С. Кузин В.С. - Художник-педагог, продолжатель педагогических традиций // Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 173-176.
48. Шпикалова Т.Г. Изобразительное искусство во 2 классе. - М.: Просвещение, 1984. - 204 с.
49. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.А., Ершова Л.В. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование.
- М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
50. Яблокова А.Ю., Яблоков В.Р., Шлеюк С.Г. Портрет в графике: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок».
- Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. - 48 с.