Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Серия иллюстраций к произведению С.В. Михалкова «Фома»

Работа №109390

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Книжная иллюстрация в ХХ веке и сейчас 10
1.1 Иллюстрация в начале и середине XX века в России 10
1.2 Анализ и сравнение иллюстраций отечественных художников и
современников 33
1.3 Виды детских книг. Книжка-картинка 39
Глава 2 Этапы создания иллюстраций к стихотворению Сергея Михалкова «Фома» 43
2.1 Анализ литературного произведения С.М. «Фома 43
2.2 Композиция в иллюстрациях 46
2.3 Цветовая гамма в иллюстрациях 49
2.4 Создание персонажа 51
2.5 Технические моменты создания книги 53
Глава 3 Значение иллюстрации в развитии детей 56
3.1 Роль иллюстрации в детской книге 56
3.2 Место и значение иллюстрирования в образовательном
процессе 61
3.3 Разработка блока из пяти уроков по теме «Иллюстрации к
литературным произведениям» 65
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение

Творчество - неотъемлемая часть в развитии детей. И первое, с чего начинается творческий путь ребенка - это карандаш, фломастер или мелок в его руке. Первые годы жизни ребенок не задумывается, что рисует и для чего ему это нужно, но процесс развития уже запущен.
К 2,5 годам ребенок уже может рассказать о своих планах, что он собирается рисовать. Если раньше он выбирал только один цвет, то в этом возрасте он уже присматривается и выбирает более разнообразную палитру.
В 3-4 года рисунки все еще похожи на каракули, дети рисуют голову, из которой растут ноги, такой вид детского рисунка принято называть «головоноги» по Выгодскому.
Возрастная психология очень важна в обучении и воспитании детей. В первую очередь для оценки развития ребенка и для выявления его особенностей. В обучении детей возрастная психология помогает создать правильную и посильную школьную программу и в процессе выявлять одаренных детей и способствовать их усиленному развитию.
Но что же еще сопровождает ребенка с самого детства? Конечно же это книга. Книга - главный источник информации, эстетического воспитания, вдохновения и развития. Сначала это молчаливые книги, когда ребенок еще не умеет читать, но он познает мир зрительно и тактильно.
Такие книги можно очень долго рассматривать, изучать, трогать. Затем в жизни ребенка появляются книги-картинки, где присутствует немного текста. Ребенок еще не умеет читать, но мама ему в этом помогает. Таким образом, ребенка приучают к чтению, создавая как бы имитацию самого процесса и воспитывая привычку к чтению.
В дошкольном возрасте в книгах становится больше текста, ребенок учится читать. Но также это могут быть и современные интерактивные книги, связанные с гаджетами. Возрастные особенности учитываются и здесь. Нужно правильно подбирать книги и определять их целевую аудиторию, чтобы ребенку было интересно, понятно и красиво, ведь дети самые притязательные зрители.
И как же искусство связано с книгами? Они сплетаются вместе в книжной иллюстрации. Иллюстрация, пожалуй, самый главный проводник информации именно для детей. Иллюстрация выполняет несколько функций - познавательную, воспитательную и эстетическую в книге, в которой содержание в основном передается посредством текста. Как уже писалось выше, маленькие дети вообще не нуждаются в тексте, т.к. они еще даже не умеют читать. Сначала иллюстрация (картинка) это главный проводник, затем она становится подкреплением текста.
Познавательная функция иллюстрации заключается в объективной демонстрации окружающего мира, благодаря которой зритель узнает изображаемые предметы и явления.
Функция воспитания связывает текст и иллюстрации к нему в единую воспитательную идею. В сказках и текстах для детей художник, так же, как и автор текста, применяет к героям и ситуациям оценочные средства, отражая их в своих иллюстрациях, помогая ребенку выработать определенное отношение к героям. То есть иллюстрация показывает ребенку всю ситуацию нагляднее, чем это делает текст. Кроме всего прочего, воспитательная функция реализуется за счет показа ребенку ситуаций, которые не совсем ему понятны, давая ему возможность самому определить свое место и сторону в ситуации.
Иллюстрация способствует воображению, поэтому так важно создавать качественные рисунки, ведь и здесь существуют особенности и правила. Например, детям дошкольного возраста не обязательно изображать много деталей, но при этом нельзя изобразить руку за туловищем или обрезать ноги, ребенок не будет понимать, ведь он сам еще не умеет изображать и видеть предметы в объеме. Он изучает мир и ему надо видеть его полное отражение в иллюстрациях.
У книжной иллюстрации есть и другая сторона развития. Она заключается в обучении детей на уроках изобразительного искусства. Дети очень любят иллюстрировать свои любимые книги, к тому же тут есть где разгуляться фантазии, исполняя рисунки в разных стилях и форматах. В процессе происходит достаточно серьезное изучение композиции.
Иллюстрирование способствует развитию многих умений и навыков: умение выразить основную мысль произведения в работе, аккуратность, ассоциативное мышление, основы изобразительной грамоты.
Иллюстрирование книги предполагает знание видов иллюстрирования, различных графических, живописных и декоративных приемов. Иллюстрации и книга должны быть максимально взаимосвязаны. Иллюстрация изображает образ героев (портрет и характер), как людей, так и животных, костюмы, место разворачивающихся событий (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи, архитектурные сооружения).
Здесь и встает вопрос, как совместить все возрастные особенности, в изобразительной деятельности, в разнообразии детских книг, и в иллюстрировании их детьми. Создать творческую атмосферу на уроках и сделать их максимально полезными для детей и их развития.
Сейчас перед художниками-иллюстраторами и учителями стоит большая задача. Как в современном мире, таком активном, быстро меняющемся, развивающемся, полном информации, найти ту самую нить, которая будет связывать ребенка и литературу. Следовать современным тенденциям и заинтересовывать детей. И мы эту нить попробуем найти, проиллюстрировав детское поучительное и шутливое стихотворение Сергея Михалкова «Фома».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что прогресс не стоит на месте, у детей очень много быстрой и доступной информации. Встает вопрос значимости книги, как источника эстетического, эмоционального, образного, информационного воспитания и развития для детей. Важность связи искусства и книги через иллюстрацию, и влияния на детскую психику, с учетом возрастных особенностей.
Исходя из актуальности проблемы, определена цель выпускной квалификационной работы иллюстрирование стихотворения Сергея Михалкова «Фома».
Цель работы - выполнение серии иллюстраций.
Задачи:
- ознакомиться с историей книжной графики;
- изучить технологию создания книжной иллюстрации;
- изучить научно-методическую литературу по проблеме развития художественно-познавательного интереса у детей;
- углубить знания о детской и возрастной психологии;
- определить важность иллюстраций в детских книгах;
- разработать блок из пяти уроков с целью развития художественно¬познавательного интереса у учащихся средствами книжной графики;
- данным исследованием привлечь интерес родителей к проблемам чтения книг детьми;
- выполнить творческую художественную работу на тему «серия иллюстраций к стихотворению Сергея Михалкова «Фома».
Объект исследования - книжная иллюстрация.
Предмет исследования - технология создания детской книжной иллюстрации.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, собранные в процессе написания могут использоваться для изучения истории иллюстрации, детской психологии, создания методических пособий и конспектов по предметам станковой композиции и рисунка, для помощи родителям в воспитании и развитии их детей.
В исследовательской части выпускной квалификационной работы были использованы книги, научные труды, статьи авторов по психологии, методике, философии, социологии, художественной литературе, касающиеся изучения иллюстрации в современном мире, где происходит быстрая смена технологий.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в создании серии иллюстраций для детской книги, выполненной в электронном формате.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, где наглядно показаны этапы работы над творческой частью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На наш взгляд, нам удалось справиться с поставленными задачами. Мы подробно остановились на рассмотрении биографии и работ отечественных авторов. Разобрались в процессе создания иллюстраций к детской книге, выполнив серию иллюстраций к стихотворению Сергея Михалкова «Фома», поняв, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое, что рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны.
Разобрались в возрастной психологии, поняв, что у каждого возраста есть своя специфика восприятия иллюстраций, свои предпочтения.
Мы узнали, что иллюстрация выполняет несколько важных функций для детей: познавательную, воспитательную, эстетическую и дополняющую. Именно поэтому иллюстрации должны быть качественными и художественно наполненными. Важно совмещать в них не только современные тенденции, но и сохранять художественность книги и ее эстетические качества.
Убедились в том, что развитие творческого интереса у учащихся - одна из ключевых задач, стоящих перед современным учителем. Ведь только интерес пробуждает способность к творчеству. Чем выше уровень развития творческого интереса у ученика, тем больше результативность его обучения. И тем самым доказали, что заинтересовать ребенка чтением книги, можно не только посредством красочных современных иллюстраций, но и при помощи самого процесса иллюстрирования на уроках изо.
Иллюстрирование литературных произведений изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования.
Создание сказочных иллюстраций дает богатые возможности для физического и интеллектуального развития детей, является увлекательным процессом и не оставляет детей равнодушными, ведь оно направлено на раскрытие тонкой душевной организации детей. В процессе иллюстрирования осуществляется эмоциональное переживание ребенком иллюстрируемого текста, объекта изображения, также развиваются эстетические чувства и отзывчивость.
Таким образом, на основе изученной литературы и анализа произведений художников-иллюстраторов был разработан блок из пяти уроков на тему иллюстрирования стихотворений для возраста 11-12 лет в детской художественной школе.
Творчество рассмотренных художников позволило выявить следующие позиции, необходимые для методики преподавания иллюстрирования литературных произведений:
- реалистическое изображение животного;
- антропоморфное изображение животного;
- изображение фигуры человека;
- передача состояния природы, изображение персонажа в интерьере;
- изображение многофигурной композиции.
На наш взгляд, проделанная нами попытка рассмотрения методики выполнения иллюстрации литературных произведений с учетом позиций, основанных на анализе произведений отечественных мастеров на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе и составлении серии из 5 уроков для 2-3 классов детской художественной школы может составить научный интерес.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология учеб. пособ. для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 679 с.
2. Александр Бенуа - хранитель русской культуры [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа: http://www.benua-memory.ru/ . - 2011.
3. Алешин В. Статья "О художниках-пачкунах" из газеты «Правда» от 1 марта 1936 года // Электронный журнал «LiveJournal». https://vakin.livejournal.com/1357078.html . - 2016.
4. Аманжолов С.А. Формирование способностей к
изобразительному искусству у школьников // Изобразительное искусство в школе / СА. Аманжолов - 2004. - №4. - С. 18-22.
5. Асеев Н. Ночные страхи. Рис. А. Самохвалова [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child5/3229-samokhvalov-aseev-night- fears.html.
6. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: учеб. пособ. для студ. Пединститутов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
8. Бенуа А.Н. Азбука в картинках. Спб, 1904 // Электронный ресурс. http://www.raruss.ru/excellent/947-abc-benua.html . - 2011
9. Ганкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня / Э.З. Ганкина. - М.: Издательство «Книга», 1988. - 310 с.
10. Джеффрис С. «Долой буржуазных крокодилов! Как Советы переписывали детские книги», статья. Электронный ресурс. https://www.theguardian.com/artanddesign/2016/may/24/soviet-russian- illustration-propaganda-for-kids . - 2016.
11. Дерягин В., Харламова Г. Город Достоевского, город
Добужинского // Электронный ресурс.
http://art.mirtesen.ru/blog/43585481438/Gorod-Dostoevskogo,-gorod- Dobuzhinskogo . - 2013.
12. Зощенко М.- Радлов Н. Веселые проекты / М. Зощенко - Н. Радлов: Издательство «красная газета», Ленинград. - 1928 г. - 30 с.
13. Загрутдинов А. Лиза Плавинская о оветской графике и детских
иллюстрациях // Электронный ресурс.
https://www.sobaka.ru/kzn/lifestyle/auto/129036 . - 2015.
14. Йоффе М. "10 очерков о художниках-сатириках", "Советский художник" / М. Йоффе. М.: - 1971.
15. «Киплинг Р. Слоненок. Перевод Корнея Чуковского. Рисунки В. Лебедева» [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child2/3167-lebedev- kipling-small-elephant.html.
16. «Маяковский В.В. Советская азбука. М., 1919.» [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа: http://www.raruss.ru/russian-abc/948-soviet-alphabet.html.
17. Новый мир. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. М.: - 1965. - 12 с.
18. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013 - 240 с.
19. 10 неизвестных: русский стиль Ивана Билибина [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, «Москва 24», 2016. Режим доступа: https://www. m24.ru/articles/iskusstvo/22082016/113814
20. Петрова М.И. Описание и анализ иллюстраций А. Н. Бенуа к “Медному всаднику ” А. С. Пушкина в изданиях 1903-23 годов: курсовая работа / М.И. Петрова. - М.: - 2011. - 21 с.
21. «Прочитанное: "Неизвестный Юрий Васнецов"» [Электронный
ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2012. Режим доступа: ресурс.
https: //vnu4ka.livej ournal .com/318459. html.
22. Самохвалов. Книжная графика [Электронный ресурс]. -
Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа:
https://virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/samohvalov_bgraphic.
23. Фоменко И. Г., Заманова И. Ф. Иллюстрация детской книги: Учебное пособие. Б.: - 2019.
24. Штейнер Я. Авангард и построение нового человека: Искусство советской детской книги 1920 гг. М.: - 2002.- 252 с.
25. Эллис Э. Взрослая книга о детской иллюстрации / Э. Эллис - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020. - 240 с.
26. «Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти построениях.» [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые ресурсы, 2011. Режим доступа: ресурс. http://www.raruss.ru/avant-garde/2451-more-about-two- squares.html.
27. Aristides J. Lesson in Classical Painting: Essential Techniques from Inside the Atelier / J. Aristides, USA, 2017. - 183-197 pp.
28. Jahnke H., Kramer C., Meusburger P. Geographies of Schooling / H. Jahnke, C. Kramer, P. Meusburger - Germany, 2019. - 219 с.
29. Hedegaard M., Eriksen E. Children’s Exploration and Cultural Formation / M. Hedegaard, E. Eriksen - Norway, 2020. - 27-32 pp.
30. Scheinberger F. Dare to sketch: a guide to drawing on the go / F. Scheinberger - Germany, 2020. - 122-131 p.
31. Scheinberger F. Urban watercolour paint sketching / F. Scheinberger - Germany, 2018. - 150 p. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ