Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода в учебном процессе 9
1.1. Понятия учебной деятельности, деятельностного подхода 9
1.2. Специфика деятельностного подхода в аспекте обучения русскому
языку 13
1.3. Реализация деятельностного подхода как основное условие
формирования образовательных результатов 21
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Развитие речи как особая область в методике русского языка 32
2.1. Проблема развития речи обучающихся в научной литературе 32
2.2. Развёрнутый письменный текст как объект лингвистических
исследований 43
2.3. Методические приёмы развития письменной речи обучающихся и их
специфика 49
Выводы по второй главе 57
Глава 3. Методика работы над сочинением-рассуждением как возможность реализации деятельностного подхода при подготовке к основному государственному экзамену (ОГЭ) 58
3.1. Анализ современных УМК с целью выявления возможностей обучать
школьников создавать развёрнутый письменный текст 58
3.2. Система обучения сочинению на лингвистическую тему при подготовке к ОГЭ на основе деятельностного подхода 66
3.3. Экспериментальная организация работы по формированию умения
писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе 74
Выводы по третьей главе 93
Заключение 94
Список литературы 98
Приложения
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Однако, как показала практика, бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора - вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролёт сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьёзные проблемы с памятью.
Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приёмов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям. Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности учащихся. Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является деятельностный подход. Он представляет собой альтернативу классно -урочной организации учебного процесса.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Только в процессе деятельности могут появиться открытия, и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках. Все дидактические принципы применимы на уроке русского языка, однако, по нашему мнению, ключевыми всё же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его. Одним из способов развития творческого мышления учащихся является сочинение, представляющее собой связное речевое высказывание типа рассуждения. Сочинение-рассуждение как вид письменной речи активно входит в школьную практику: предлагается на олимпиадах, в заданиях ЕГЭ по русскому языку.
Составной частью обязательного экзамена в формате ОГЭ также является выполнение творческого задания, проверяющего коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Одно из таких заданий (15.1) - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию о языке и речи. Несмотря на то, что этот вид творческих заданий не первый год входит в состав ОГЭ, проблема обучения подобным сочинениям до сих пор остается актуальной.
Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, анализ состояния работы по интересующей нас теме исследования выявили, что проблема обучения сочинению не получила достаточного освещения в общеобразовательной школе. Недостаточная разработанность методики обучения сочинению-рассуждению при подготовке учащихся к ОГЭ, необходимость создания научно обоснованной методической системы по данному виду письменной речи учащихся обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования «Реализация деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ».
Цель исследования: определить методические пути реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Объект исследования - процесс развития речи учащихся 9-х классов на основе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика работы над сочинением-рассуждением как возможность реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Методологической основой исследования являются научные труды философов, психологов и педагогов, посвящённые вопросам содержания деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), положения психолингвистики и лингвистики относительно различных аспектов коммуникативной деятельности, её роли в развитии мышления (Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), современные концепции речевого развития детей (С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина), методические концепции о путях обучения учащихся сочинению-рассуждению.
На основе анализа литературы по исследуемой теме, результатов констатирующего эксперимента была сформулирована следующая гипотеза: реализация деятельностного подхода в процессе обучения написанию сочинения - рассуждения в формате ОГЭ будет протекать более эффективно, если на уроках развития речи в 9-м классе:
1) рассматриваются приёмы работы с художественным текстом, дающие возможность организовать на уроках русского языка подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
2) показывается специфика исследовательской деятельности при анализе художественного текста и высказывания как научно-учебного текста в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему;
3) обосновываются особенности анализа художественного текста с точки зрения идейно-тематического содержания и особенностей употребления языковых единиц;
4) определяются этапы работы над художественным текстом в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему;
5) объясняются особенности работы с текстом высказывания о языке и речи.
Выдвинутая гипотеза опирается на решение следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу с целью определения научных исходных положений обучения школьников сочинению-рассуждению;
- выявить представления о принципах, путях и средствах формирования у школьников коммуникативных учебных действий, владение которыми обеспечивает реализацию деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9 -х классов;
- охарактеризовать готовность школьников к овладению умением создавать высказывание с элементами рассуждения;
- разработать экспериментально и теоретически обоснованную методическую систему проведения уроков развития речи, реализующую деятельностный подход к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Экспериментальные методы, включающие констатирующий и обучающий эксперименты, контрольный срез.
2. Аналитические методы, включающие теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы.
3. Описательный метод, представленный наблюдениями за речевым поведением детей на занятиях опытного обучения.
4. Статистический метод, представленный количественным анализом полученных результатов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: теоретически осмыслены и методологически обоснованы основные позиции моделирования системы уроков развития речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ на основе деятельностного подхода на базе МБОУ «Центр образования № 4» города Донской Тульской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта сущность реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Разработка системы уроков развития речи, проведение которых обеспечивает формирование способности к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в условиях новых требований ФГОС, составляют практическую значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка в средней школе, на занятиях курса «Методика обучения русскому языку и литературе» со студентами филологических факультетов педагогических вузов.
Этапы исследования:
I этап - теоретический: осуществлён анализ литературных источников, посвящённых теоретико-методологическим, психолого-педагогическим и методическим аспектам реализации деятельностного подхода в образовании, конкретизированы предмет, гипотеза исследования; определены критериально-диагностические методики оценки результатов исследования.
II этап - экспериментальный: осуществлено исследование организации системы уроков развития речи в процессе обучения написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ на основе деятельностного подхода к обучению.
III этап - аналитический: обобщены и систематизированы результаты исследования; проведена статистическая и математическая обработка полученных данных, проверена их эффективность; сформулированы основные выводы и рекомендации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) эффективным средством подготовки к написанию сочинений- рассуждений на лингвистические темы является анализ художественного текста и высказывания как текста научно-учебного;
2) реализация деятельностного подхода обучения сочинению-рассуждению содействует формированию у учащихся 9-х классов логического мышления, развивает их творческие способности, речевую культуру, способствует эффективной подготовки к ОГЭ;
3) разработанная система уроков развития речи позволит школьникам успешно справиться как с комментированием различных высказываний о языке и речи, так и с извлечением соответствующей информации из прочитанного текста для аргументации своих утверждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: 9 «Б» класс МБОУ «Центр образования № 4» города Донской Тульской области.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретический анализ литературы исследуемой проблемы показал, что развитие речи - одна из главных задач методики обучения русскому языку. Современные исследователи отмечают, что наиболее трудным в развитии речи является работа по формированию и совершенствованию умений и навыков связного изложения мыслей в письменной форме.
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе обусловлено ФГОС ООО. При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений.
Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка - основное условие формирования образовательных результатов по развитию речи учащихся. Образовательный результат разворачивается в определённой последовательности этапов урока деятельностного типа. Деятельностный подход к оценке образовательных достижений по русскому языку в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ предполагает оценку способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Реализация деятельностного подхода в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ на уроках развития речи в 9 -м классе определяется следующими методическими приёмами: рассматриваются приёмы работы с художественным текстом, дающие возможность организовать на уроках русского языка подготовку к написанию сочинения -рассуждения на лингвистическую тему; показывается специфика исследовательской деятельности при анализе художественного текста и высказывания как научно-учебного текста в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему; обосновываются особенности анализа художественного текста с точки зрения идейно-тематического содержания и особенностей употребления языковых единиц; определяются этапы работы над художественным текстом в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему; объясняются особенности работы с текстом высказывания о языке и речи.
С целью подтверждения гипотезы нами проведена экспериментальная работа по формированию умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе. Она проходила на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 4» города Донской Тульской области. В эксперименте принял участие 21 школьник (обучающиеся 9 «Б» класса).
Экспериментальная работа приходила в три этапа и включала: констатирующий эксперимент (анализ сочинений-рассуждений учащихся 9-х классов целью выявления ошибок и недочётов); обучающий эксперимент (систему конспектов уроков по подготовке к написанию сочинения -рассуждения в деятельностном подходе); контрольный эксперимент (написание пробного сочинения-рассуждения учащимися).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить следующие недостатки при написании сочинения на лингвистическую тему: неумение обосновывать ответ на поставленный вопрос - у 17 (80,9 %) учащихся; плохое владение лингвистической терминологией у 15 (71,4 %) школьников; неумение вычленять функции языкового явления у 15 (71,4%) учащихся; неумение делить текст на абзацы у 11 (52,4 %) учащихся; соблюдать последовательность сочинения у 14 (66,6 %) учащихся; приводить примеры (почти отсутствуют аргументы на основе данного текста) у 19 (90,4 %) учащихся; неумение использовать средства связи между частями текста, изобразительно - выразительные средства языка у 9 (42,8 %) школьников.
Согласно полученным результатам констатирующего исследования в основу системы уроков по подготовке к написанию сочинения -рассуждения в деятельностном подходе вошли следующие направления работы: знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения; работа с лингвистическим материалом; написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; анализ и оценка сочинений.
Система занятий включает 6 уроков, к которым представлены пошаговая инструкция по написанию текста с примерами «Как писать сочинение на лингвистическую тему», план написания сочинения -рассуждения на лингвистическую тему, доводы - шаблоны к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (по лексике).
Каждый конспект урока разработан согласно деятельностному подходу и содержит цели, этапы урока, планируемые результаты. Достижение планируемых результатов достигается благодаря реализации этапов урока: организационный, мотивации к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, физминутка, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний, повторение, рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Опираясь на результаты контрольного эксперимента, мы сделали вывод, что уровень умения писать сочинение-рассуждение у детей повысился. Так школьники пишут сочинение-рассуждение согласно композиционной структуре: тезис - аргумент - вывод. Благодаря этому текст характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, сочинение обладает смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Тем не менее выявлено, что у школьников имеются трудности с нахождением аргументов и указанием их роли. Так же выявлено, что у школьников нечетко сформировано понимание изобразительно-выразительных средств русского языка, их форм и видов (лексических и синтаксических средств выразительности, тропов).
Следовательно, стоит продолжить работу по формированию умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе в следующих направлениях: умение обосновывать ответ на поставленный вопрос; владение лингвистической терминологией; вычленять функции языкового явления; выявление изобразительно-выразительных средств языка. Также следует повторять последовательность написания сочинения -рассуждения и тренироваться в умении приводить примеры и аргументы на основе текста.
Таким образом, экспериментальная работа по реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ показала свою эффективность. Гипотеза исследования подтвердилась.
Перспективы исследования видим в определении методических путей реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию различных видов сочинений в формате ОГЭ и более глубокой и детальной системе обучения написанию сочинения -рассуждения на всей ступени основного общего образования согласно требованиям ФГОС ООО.
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку /Л. И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Алферов, А.Д. Родной язык в средней школе: Опыт методики / А.Д. Алферов. - М.: Сотрудник школ, 1911. - 556 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (21.967) / АПН СССР. Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии. / Амонашвили Шалва Александрович. - М., 1973. - 37 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Учебник по психологии / Б. Г. Ананьев. - М.: ИЛЛ, 1996. - 160 с.
5. Андреев, Н.Д. Статистико-комбинаторные методы в теоретическом и прикладном языкознании / Н. Д. Андреев. - Л.: Наука, 1967. - 403 с.
6. Ахметова, М. Н. Письменная речь школьника как педагогическая проблема (синергетический закон «Возвращения» технологий живого образа) // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение / М. Н. Ахметова. - 2014. - №4 (40). - С. 144-147.
7. Бабайцева, В.В., Лидман-Орлова, Г.Е., Пичугов, Ю.С. и др. / Пособие для
учителя/ В. В. Бабайцева, Г. Е. Лидман-Орлова, Ю. С. Пичугов. - М.:
Просвещение, 1991. - 128 с.
8. Беднарская, Л.Д. Обучение матричной системе рассуждения в аспекте формирования универсальных учебных действий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки / Л. Д. Беднарская. - 2017. - № 3. - С. 178-184.
9. Блонский, П.П. Педология в массовой школе 1 ступени / П.П. Блонский. - М., 1927. - 95 с.
10. Брушлинский, А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/А. В. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - С. 208-269.
11. Буланова, С. Ю. Становление синтаксических структур в письменной речи младших школьников // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки / С. Ю. Буланова. - 2009. - № 2. - С. 79-84.
12. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - Л.: Учпедгиз, 1941. - 248 с.
13. Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 1973. - 384 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Москва / редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
15. Газарян, Л.Б. Формирование связной реи через написание сочинений и изложений [электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - 2014. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/670/5278(дата обращения: 14.01.2018).
16. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М: КомКнига, 2006. - 144 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н.Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
18. Гергиева, Я. М. Развитие связной письменной речи: Начальная школа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология / Я. М. Георгиева. - 2010. - № 2. - С. 82-86.
19. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман. - 2002. - № 3-4. - 14-19 с.
20. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 /Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Федеральный институт педагогических измерений» [электронный ресурс]. - URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory(дата обращения 12.12.2017)
21. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. - 2017. - 22 с.
22. Дударенко, С.Г. Компетентностный подход как условие эффективной подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему ОГЭ по русскому языку / психология и педагогика: методика и проблемы практического применения / С. Г. Дударенко. - 2016. - № 49-2. - с. 119-123.
23. Евсеенкова, Л. Ю. Деятельностный подход в обучении русскому языку // Молодой ученый / Л. Ю. Евсеенкова. - 2014. - №1. - С. 676-678.
24. Евсеенкова, Л. Ю. Деятельностный подход в обучении русскому языку // Молодой ученый / Л. Ю. Евсеенкова. - 2014. - №1. - С. 676-678.
25. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Известия АПН РСФСР / Н. И. Жинкин. - 1956. - Вып. 78. - С. 141-250.
26. Зарубина, Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1981. - 113 с.
27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. - 480с.
28. Измайлова, Н. А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология / Н. А. Измайлова. - 2012. - № 1. - С.164-166.
29. Ильина, Е. А. Методические условия развития умений письменной речи учащихся 5-9 классов средней школы на основе интернет-технологий / Вестник тамбовского университете. Серия: гуманитарные науки / Е. А. Ильина. - 2013. - № 12(128). - с. 175-179.
30. Ипполитова, Н.А. Педагогическая риторика Рабочая тетрадь / Н. А. Ипполитова. - Москва: ООО Агентство КРПА Олимп, 2004. - 128 с.
31. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 -7 кл.: кн. для учителя/В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
32. Комарова, Ю. В. Методика обучения выразительной письменной речи при формировании «Языковой личности» старшеклассника // Известия Самарского научного центра РАН / Ю. В. Комарова. - 2009. - № 4-2. - С. 343-346.
33. Константинова, Л.А., Захарова, Н.Н. и др. Русский язык и культура речи / Учебное пособие по русскому языку для студентов 1 курса / Л. А. Константинова, Н. Н. Захарова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. - 187 с.
34. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М, 2017. - 12 с.
35. Корчагина, И. Р. Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования // Молодой учёный. - 2012. - №11. - С. 435-437.
36. Костомаров, В.Г., Григорьева, Л.Н. и др. Функционирование русского языка: итоги, состояние, перспективы / пленарный доклад / В. Г. Костомаров, Л. Н. Григорьева. - М.: Русский язык, 1990. - 24 с.
37. Кузнецов, А. Ю., Задорожная, А. С., Кузнецова, Л. И. ГИА 9. Русский язык. Тренировочные материалы / А. Ю. Кузнецов, А. С. Задорожная, Л. И. Кузнецова. - М.: МЦНМО, 2017. - 96 с.
38. Лаврищева, С. В. Таблица умножения на уроках русского языка
(Подготовка к сочинению на лингвистическую тему на уроках русского языка в 5 - 9 классах) [электронный ресурс]. - 2018. - с. 1-5. URL: http://uchitel-
slovesnik.ru/data/uploads/iz-opita-raboti/tablica-umnogenia-na-urokah-russkogoy- azika.pdf (дата обращения 14.01.2018)
39. Ладыженская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2009. - 358 с.
40. Ладыженская, Т.А. Чему учить в работе над изложениями и сочинениями / Т.А. Ладыженская // Русский язык в школе. - 1967. - №4. - С. 47-51.
41. Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т. и др. Свободные диктанты / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
42. Лактина, Н.В. Специфика деятельностного подхода в аспекте обучения
иностранным языкам [электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/145/5682(дата обращения:
27.11.2017).
43. Лаптева, О.А. Теория современного русского литературного языка / О. А. Лаптева. - М.: Высшая школа, 2003. - 351 с.
44. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
45. Лиходедова, Л. Н. Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития // Специальное образование / Л. Н. Лиходедова.
- 2012. - № 2. - С. 93-101.
46. Лосева, Л. М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. - 126 с.
47. Лурия, А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии / под ред. Ж.М. Глозман, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Радковской / А. Р. Лурия. - М.: Смысл, 2003. - 431 с.
48. Лысова, О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе / О. В. Лысова. - 2013.
- № 5. - С. 32-35.
49. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
50. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: ACADEMIA, 2000. - 214 с.
51. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / А. А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 1971. - 342 с.
52. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,
страдающих алалией / Под ред. Р. Е. Левиной / А. К. Маркова. - М.:
Просвещение, 2002. - 274 с.
53. Мелехова, Л.В., Фомичева, М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление / Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1967. - 28 с.
54. Мозерова, Л. А. Организация текста как объекта лингвистического
исследования // Вестник ТГТУ. - 2002. - №3. - С. 549-554.
55. Москальская, О. И. Грамматика текста / О.И. Москальская. - М.: Наука, 2009. - 174 с.
56. Москальская, О. И. Текст - два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий текст и контекст / О.И. Москальская. - М.: Наука, 1984. - С. 154-162.
57. Мусницкая, Е.В. Обучение письму: Общая методика обучения
иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев / Е. В. Мусницкая. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.
58. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева / В. Н. Мясищев. - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 158 с.
59. Небренчин, А. В. Проектирование современного урока в соответствии с
принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические
аспекты // Молодой учёный. - 2015. - № 24. - С. 190-192.
60. Нестерова, Л. П. Сочинение как средство развития речи учащихся в начальной школе / Материалы Х Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть 2. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева. - 2013. - С. 48-56.
61. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
62. Падучева, Е.В., Виноградов, В.В. и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1995. - № 3. - Т. 54. - С. 39-48.
63. Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Кудряшова, Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева, Т. Г. Кудряшова. - М.: Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. - 48 с.
64. Писарева, Т. С. Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Молодой учёный. - 2015. - № 20. - С. 482-486.
65. Пичугов, Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. / Ю.С. Пичугов - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
66. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 2009. - 262 с.
67. Поломошнова, С. А. Деятельностный подход как теоретико¬
методологическое основание развития универсальных учебных действий // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.) / С. А. Поломошнова. - Самара: ООО
«Издательство АСГАРД», 2016. - С. 179-181.
68. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - М., 2015. - 558 с.
69. Приходкина, Н. Б. Синтаксические особенности построения письменного текста школьником // Вестник ЧелГУ / Н. Б. Приходкина. - 2013. - №2 (293). - С. 46-48.
70. Пудовкина, Н. В., Нестерова, Л. П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой учёный. - 2016. - № 4. - С. 809¬813.
71. Пузанкова, Е. Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: автореф. диссер. 13.00.02. - теория и методика обучения русскому языку / Елена Николаевна Пузанкова. - М., 1997. - 26 с.
72. Рамзаева, Т.Г. Методика русского языка как наука / Т. Г. Рамзаева. - Вологда: Русь, Вологодский государственный педагогический университет, 2003. - 345 с.
73. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. - 712 с.
74. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя / М. А. Рыбникова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
75. Сморчкова, Е. Б. Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода // Молодой учёный. - 2017. - № 15.2. - С. 178-181.
76. Сюсюкина, И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 1. - С. 81-85.
77. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе / О. С. Ушакова. - М.: Педагогика, 2009. - 212 с.
78. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / Ред. коллегия: А.М. Егоров, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Т. 1 -11. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Т. 5. Методические статьи и материалы. - 1949. - 591 с.
79. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка. Учебное пособие. 4-е изд., доп. / Н. М. Шанский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 312 с.
80. Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.) / О. Н. Шумейко. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 18-25.
81. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
82. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391с.
83. Якобсон, Р.О. Избранные работы / Р. О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985. - 460 с.