ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
|
Введение 3
1. Теоретическое исследование взаимосвязи характеристик
личности студентов и стратегий преодоления стресса 6
1.1 Основные подходы к проблеме исследования
характеристик личности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Основные подходы к проблеме исследования стратегий
преодоления стресса личностью в отечественной и зарубежной литературе 15
1.3 Обзор исследований взаимосвязи личностных
характеристик и стратегий преодолений стресса в отечественной и зарубежной литературе 21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса.27
2.1 Организация эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложения
1. Теоретическое исследование взаимосвязи характеристик
личности студентов и стратегий преодоления стресса 6
1.1 Основные подходы к проблеме исследования
характеристик личности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Основные подходы к проблеме исследования стратегий
преодоления стресса личностью в отечественной и зарубежной литературе 15
1.3 Обзор исследований взаимосвязи личностных
характеристик и стратегий преодолений стресса в отечественной и зарубежной литературе 21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса.27
2.1 Организация эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложения
Актуальность исследования: Процесс обучения в высшем учебном заведении является для многих юношей стрессовым воздействием. Существуют исследования, подтверждающие, что на протяжении всей студенческой жизни юноши постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Стресс, с которым встречаются студенты во время обучения в высших учебных заведениях, влияет не только на их успеваемость и профессиональную деятельность, но и на их психическое состояние . По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех соматических заболеваний связано с хроническим переживанием стресса. В последнее время большинство исследований (Крюкова Т.Л., Сирота Н.А. и др.) в области совладающего поведения направлены на выявление ресурсов личности, которые необходимы для оценки и поиска стилей и стратегий психологического совладания, наиболее эффективных для каждой личности. Выбор данной темы обуславливается возросшей научной заинтересованностью к изучению взаимосвязи характеристик личности и стратегий преодоления стресса, так как с целью совладания со стрессовой ситуацией личность склонна проявлять индивидуальные особенности копинг-стилей и стратегий, основывающихся на уже существующих копинг- ресурсах (личностных, средовых). Под копинг-ресурсами подразумеваются характеристики личности и социальной среды, которые способны влиять на уровень
стрессоустойчивости. Это личностные структуры и
определенные характеристики социальной среды, которые помогают личности справляться с угрожающими
обстоятельствами, облегчают адаптацию.
Цель работы: выявить, существует ли взаимосвязь
характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Объект исследования: характеристики личности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Гипотезы: 1. Существует взаимосвязь между
личностными характеристиками студентов и выбором стратегий преодоления стресса, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи экстраверсии и социальных стратегий преодоления стресса;
2. Существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем стрессоустойчивости у студентов, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи между оптимизмом и высоким уровнем стрессоустойчивости;
3. Существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных стратегий и социальных стратегий преодоления стресса.
Задачи исследования:
1. Систематизация и анализ подходов в изучении проблем характеристик личности и стратегий преодоления стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Обоснование выбора методологии, методов и психодиагностических методик для реализации цели исследования в изучении характеристик личности, стратегий преодоления стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов;
3. Исследование особенностей и взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса;
4. Обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
Выбор методов обусловлен спецификой выборки, объекта и предмета исследования, целью и поставленными задачами. Для решения поставленных задач в исследовании и подтверждении гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов, включающий:
- теоретический анализ литературы по проблеме изучения характеристик личности и стратегий преодоления стресса;
- психодиагностические методы исследования:
1) Пятифакторный опросник личности 5PFQ;
2) Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» СПСС/SACS;
3) Шкала оптимизма и активности AOS;
4) Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
- математико-статистические методы обработки эмпирических данных: описательные статистики, методы сравнения двух независимых выборок (U-критерий Манна- Уитни), корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ.
Организация эмпирического исследования: эмпирическое исследование проводилось с марта по апрель 2020 года на базе ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет. Выборку испытуемых составили 70 студентов Башкирского государственного университета в возрасте от 18 до 26 лет, среди которых 23 юношей и 47 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты нашего исследования представляются важными для развития отечественных разработок в области анализа взаимосвязи характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса на примере проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в дальнейших исследованиях по выбранной нами проблеме и психодиагностической работе со студентами.
стрессоустойчивости. Это личностные структуры и
определенные характеристики социальной среды, которые помогают личности справляться с угрожающими
обстоятельствами, облегчают адаптацию.
Цель работы: выявить, существует ли взаимосвязь
характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Объект исследования: характеристики личности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Гипотезы: 1. Существует взаимосвязь между
личностными характеристиками студентов и выбором стратегий преодоления стресса, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи экстраверсии и социальных стратегий преодоления стресса;
2. Существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем стрессоустойчивости у студентов, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи между оптимизмом и высоким уровнем стрессоустойчивости;
3. Существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных стратегий и социальных стратегий преодоления стресса.
Задачи исследования:
1. Систематизация и анализ подходов в изучении проблем характеристик личности и стратегий преодоления стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Обоснование выбора методологии, методов и психодиагностических методик для реализации цели исследования в изучении характеристик личности, стратегий преодоления стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов;
3. Исследование особенностей и взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса;
4. Обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
Выбор методов обусловлен спецификой выборки, объекта и предмета исследования, целью и поставленными задачами. Для решения поставленных задач в исследовании и подтверждении гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов, включающий:
- теоретический анализ литературы по проблеме изучения характеристик личности и стратегий преодоления стресса;
- психодиагностические методы исследования:
1) Пятифакторный опросник личности 5PFQ;
2) Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» СПСС/SACS;
3) Шкала оптимизма и активности AOS;
4) Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
- математико-статистические методы обработки эмпирических данных: описательные статистики, методы сравнения двух независимых выборок (U-критерий Манна- Уитни), корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ.
Организация эмпирического исследования: эмпирическое исследование проводилось с марта по апрель 2020 года на базе ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет. Выборку испытуемых составили 70 студентов Башкирского государственного университета в возрасте от 18 до 26 лет, среди которых 23 юношей и 47 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты нашего исследования представляются важными для развития отечественных разработок в области анализа взаимосвязи характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса на примере проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в дальнейших исследованиях по выбранной нами проблеме и психодиагностической работе со студентами.
Цель данного исследования - выявить, существует ли взаимосвязь характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
В рамках теоретической части исследования были рассмотрены основные подходы к изучению характеристик личности и стратегий преодоления стресса. Был проведен анализ научных работ, в которых изучались личностные качества, оказывающие влияние на выбор стратегии преодоления стресса. Анализ результатов исследований позволяет предположить, что личностные особенности студентов являются предикторами в выборе стратегии преодоления стресса. На основе теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик личности и стратегий преодоления стресса.
В ходе эмпирической части исследования были сделаны следующие выводы: у студентов наблюдается удовлетворительный уровень стрессоустойчивости; преобладают тенденции оптимизма, экстраверсии, привязанности, самоконтроля, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности как личностных характеристик; высокие показатели в стратегиях преодоления стресса встречаются в шкалах «поиск социальной поддержки», «избегание», «агрессивные действия». Существенных различий в группах представителей женского и мужского пола по исследуемым характеристиками не выявлено.
Корреляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что оптимизм как характеристика личности студентов напрямую взаимосвязана с уровнем стрессоустойчивости. Студенты с явно выраженным оптимизмом имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Также, прямая связь была обнаружена между экстраверсией и активностью, а также социальными стратегиями преодоления стресса. Можно сделать вывод о том, что экстраверсия как черта личности обуславливает выбор такой социальной стратегии преодоления стресса, как поиск социальной поддержки.
В результате проведения факторного анализа нами была выделена шестифакторная модель. Первый фактор можно обозначить как «устойчивость к стрессовым факторам», во втором факторе объединены качества личности, взаимосвязанные с фактором «экстраверсии-интроверсии», третий фактор - объединяет асоциальные стратегии преодоления стресса, четвертый фактор - объединяет шкалу «самоконтроль-импульсивность» и «привязанность- обособленность», пятый фактор может быть обозначен как «свойства личности, детерминирующие самоуправление», шестой фактор можно обозначить как «непрямые действия в стрессовых ситуациях».
Посредством факторного анализа было установлено, что качества личности: оптимизм, эмоциональная устойчивость являются личностным ресурсом для формирования высокого уровня стрессоустойчивости, а такие характеристики личности, как экстраверсия и активность, являются предикторами выбора социальных стратегий преодоления стресса.
Исходя из полученных результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между личностными характеристиками и стратегиями преодоления стресса у студентов существует. В стрессовых ситуациях студентам характерно проявление личностных особенностей в выборе стратегий преодоления стресса. По результатам нашего исследования к таким особенностям мы можем отнести: уровень стрессоустойчивости, оптимизм и активность, а также такие личностные характеристики, как: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, импульсивность.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между характеристиками личности студентов и стратегиями преодоления стресса была частично подтверждена. Также были подтверждены гипотезы о том, что существует взаимосвязь экстраверсии и выбором социальных стратегий преодоления стресса студентами и взаимосвязь оптимизма и высокого уровня стрессоустойчивости у студентов. Гипотеза о том, что существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных и социальных стратегий преодоления стресса не подтвердилась.
В рамках теоретической части исследования были рассмотрены основные подходы к изучению характеристик личности и стратегий преодоления стресса. Был проведен анализ научных работ, в которых изучались личностные качества, оказывающие влияние на выбор стратегии преодоления стресса. Анализ результатов исследований позволяет предположить, что личностные особенности студентов являются предикторами в выборе стратегии преодоления стресса. На основе теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик личности и стратегий преодоления стресса.
В ходе эмпирической части исследования были сделаны следующие выводы: у студентов наблюдается удовлетворительный уровень стрессоустойчивости; преобладают тенденции оптимизма, экстраверсии, привязанности, самоконтроля, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности как личностных характеристик; высокие показатели в стратегиях преодоления стресса встречаются в шкалах «поиск социальной поддержки», «избегание», «агрессивные действия». Существенных различий в группах представителей женского и мужского пола по исследуемым характеристиками не выявлено.
Корреляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что оптимизм как характеристика личности студентов напрямую взаимосвязана с уровнем стрессоустойчивости. Студенты с явно выраженным оптимизмом имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Также, прямая связь была обнаружена между экстраверсией и активностью, а также социальными стратегиями преодоления стресса. Можно сделать вывод о том, что экстраверсия как черта личности обуславливает выбор такой социальной стратегии преодоления стресса, как поиск социальной поддержки.
В результате проведения факторного анализа нами была выделена шестифакторная модель. Первый фактор можно обозначить как «устойчивость к стрессовым факторам», во втором факторе объединены качества личности, взаимосвязанные с фактором «экстраверсии-интроверсии», третий фактор - объединяет асоциальные стратегии преодоления стресса, четвертый фактор - объединяет шкалу «самоконтроль-импульсивность» и «привязанность- обособленность», пятый фактор может быть обозначен как «свойства личности, детерминирующие самоуправление», шестой фактор можно обозначить как «непрямые действия в стрессовых ситуациях».
Посредством факторного анализа было установлено, что качества личности: оптимизм, эмоциональная устойчивость являются личностным ресурсом для формирования высокого уровня стрессоустойчивости, а такие характеристики личности, как экстраверсия и активность, являются предикторами выбора социальных стратегий преодоления стресса.
Исходя из полученных результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между личностными характеристиками и стратегиями преодоления стресса у студентов существует. В стрессовых ситуациях студентам характерно проявление личностных особенностей в выборе стратегий преодоления стресса. По результатам нашего исследования к таким особенностям мы можем отнести: уровень стрессоустойчивости, оптимизм и активность, а также такие личностные характеристики, как: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, импульсивность.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между характеристиками личности студентов и стратегиями преодоления стресса была частично подтверждена. Также были подтверждены гипотезы о том, что существует взаимосвязь экстраверсии и выбором социальных стратегий преодоления стресса студентами и взаимосвязь оптимизма и высокого уровня стрессоустойчивости у студентов. Гипотеза о том, что существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных и социальных стратегий преодоления стресса не подтвердилась.
Подобные работы
- Значение социального интеллекта в преодолении личностью стрессовых ситуаций (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологического здоровья студентов в условиях воздействия стрессогенных факторов (Российский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И БАЛАНСА СТРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2025 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



