Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Работа №73118

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретическое исследование взаимосвязи характеристик
личности студентов и стратегий преодоления стресса 6
1.1 Основные подходы к проблеме исследования
характеристик личности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Основные подходы к проблеме исследования стратегий
преодоления стресса личностью в отечественной и зарубежной литературе 15
1.3 Обзор исследований взаимосвязи личностных
характеристик и стратегий преодолений стресса в отечественной и зарубежной литературе 21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса.27
2.1 Организация эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложения

Актуальность исследования: Процесс обучения в высшем учебном заведении является для многих юношей стрессовым воздействием. Существуют исследования, подтверждающие, что на протяжении всей студенческой жизни юноши постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Стресс, с которым встречаются студенты во время обучения в высших учебных заведениях, влияет не только на их успеваемость и профессиональную деятельность, но и на их психическое состояние . По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех соматических заболеваний связано с хроническим переживанием стресса. В последнее время большинство исследований (Крюкова Т.Л., Сирота Н.А. и др.) в области совладающего поведения направлены на выявление ресурсов личности, которые необходимы для оценки и поиска стилей и стратегий психологического совладания, наиболее эффективных для каждой личности. Выбор данной темы обуславливается возросшей научной заинтересованностью к изучению взаимосвязи характеристик личности и стратегий преодоления стресса, так как с целью совладания со стрессовой ситуацией личность склонна проявлять индивидуальные особенности копинг-стилей и стратегий, основывающихся на уже существующих копинг- ресурсах (личностных, средовых). Под копинг-ресурсами подразумеваются характеристики личности и социальной среды, которые способны влиять на уровень
стрессоустойчивости. Это личностные структуры и
определенные характеристики социальной среды, которые помогают личности справляться с угрожающими
обстоятельствами, облегчают адаптацию.
Цель работы: выявить, существует ли взаимосвязь
характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Объект исследования: характеристики личности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
Гипотезы: 1. Существует взаимосвязь между
личностными характеристиками студентов и выбором стратегий преодоления стресса, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи экстраверсии и социальных стратегий преодоления стресса;
2. Существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем стрессоустойчивости у студентов, в частности мы предполагаем существование взаимосвязи между оптимизмом и высоким уровнем стрессоустойчивости;
3. Существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных стратегий и социальных стратегий преодоления стресса.
Задачи исследования:
1. Систематизация и анализ подходов в изучении проблем характеристик личности и стратегий преодоления стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Обоснование выбора методологии, методов и психодиагностических методик для реализации цели исследования в изучении характеристик личности, стратегий преодоления стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов;
3. Исследование особенностей и взаимосвязи личностных характеристик студентов и стратегий преодоления стресса;
4. Обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
Выбор методов обусловлен спецификой выборки, объекта и предмета исследования, целью и поставленными задачами. Для решения поставленных задач в исследовании и подтверждении гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов, включающий:
- теоретический анализ литературы по проблеме изучения характеристик личности и стратегий преодоления стресса;
- психодиагностические методы исследования:
1) Пятифакторный опросник личности 5PFQ;
2) Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» СПСС/SACS;
3) Шкала оптимизма и активности AOS;
4) Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
- математико-статистические методы обработки эмпирических данных: описательные статистики, методы сравнения двух независимых выборок (U-критерий Манна- Уитни), корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ.
Организация эмпирического исследования: эмпирическое исследование проводилось с марта по апрель 2020 года на базе ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет. Выборку испытуемых составили 70 студентов Башкирского государственного университета в возрасте от 18 до 26 лет, среди которых 23 юношей и 47 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты нашего исследования представляются важными для развития отечественных разработок в области анализа взаимосвязи характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса на примере проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в дальнейших исследованиях по выбранной нами проблеме и психодиагностической работе со студентами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данного исследования - выявить, существует ли взаимосвязь характеристик личности студентов и стратегий преодоления стресса.
В рамках теоретической части исследования были рассмотрены основные подходы к изучению характеристик личности и стратегий преодоления стресса. Был проведен анализ научных работ, в которых изучались личностные качества, оказывающие влияние на выбор стратегии преодоления стресса. Анализ результатов исследований позволяет предположить, что личностные особенности студентов являются предикторами в выборе стратегии преодоления стресса. На основе теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик личности и стратегий преодоления стресса.
В ходе эмпирической части исследования были сделаны следующие выводы: у студентов наблюдается удовлетворительный уровень стрессоустойчивости; преобладают тенденции оптимизма, экстраверсии, привязанности, самоконтроля, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности как личностных характеристик; высокие показатели в стратегиях преодоления стресса встречаются в шкалах «поиск социальной поддержки», «избегание», «агрессивные действия». Существенных различий в группах представителей женского и мужского пола по исследуемым характеристиками не выявлено.
Корреляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что оптимизм как характеристика личности студентов напрямую взаимосвязана с уровнем стрессоустойчивости. Студенты с явно выраженным оптимизмом имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Также, прямая связь была обнаружена между экстраверсией и активностью, а также социальными стратегиями преодоления стресса. Можно сделать вывод о том, что экстраверсия как черта личности обуславливает выбор такой социальной стратегии преодоления стресса, как поиск социальной поддержки.
В результате проведения факторного анализа нами была выделена шестифакторная модель. Первый фактор можно обозначить как «устойчивость к стрессовым факторам», во втором факторе объединены качества личности, взаимосвязанные с фактором «экстраверсии-интроверсии», третий фактор - объединяет асоциальные стратегии преодоления стресса, четвертый фактор - объединяет шкалу «самоконтроль-импульсивность» и «привязанность- обособленность», пятый фактор может быть обозначен как «свойства личности, детерминирующие самоуправление», шестой фактор можно обозначить как «непрямые действия в стрессовых ситуациях».
Посредством факторного анализа было установлено, что качества личности: оптимизм, эмоциональная устойчивость являются личностным ресурсом для формирования высокого уровня стрессоустойчивости, а такие характеристики личности, как экстраверсия и активность, являются предикторами выбора социальных стратегий преодоления стресса.
Исходя из полученных результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между личностными характеристиками и стратегиями преодоления стресса у студентов существует. В стрессовых ситуациях студентам характерно проявление личностных особенностей в выборе стратегий преодоления стресса. По результатам нашего исследования к таким особенностям мы можем отнести: уровень стрессоустойчивости, оптимизм и активность, а также такие личностные характеристики, как: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, импульсивность.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между характеристиками личности студентов и стратегиями преодоления стресса была частично подтверждена. Также были подтверждены гипотезы о том, что существует взаимосвязь экстраверсии и выбором социальных стратегий преодоления стресса студентами и взаимосвязь оптимизма и высокого уровня стрессоустойчивости у студентов. Гипотеза о том, что существуют различия по половой специфичности в степени выраженности агрессивных и социальных стратегий преодоления стресса не подтвердилась.



1. Абитов И.Р., Куприянов Р.В., Мустафина Е.Э., Власова А.В., Акбирова Р.Р. Взаимосвязь копинг-стратегий студентов с некоторыми особенностями личности// Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV международной научной конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2016. - Т.1. - С. 274-276;
2. Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. №4, 2015 г. С. 147¬152;
3. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Е. 5: №2; С.151-157;
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. Т.15, № 1. С.3-18;
5. Анцыферова Л.И. Психология
самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 173-180;
6. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.;
7. Ветрова И. И. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 179-197;
8. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.;
9. Гржибовский А.М. «Анализ количественных данных для двух независимых групп» // «Экология человека. Практикум» - 2008, с.58;
10. Елизарова, Т.Ю. К проблеме определения содержания феномена психологического преодоления / Т.Ю. Елизарова // Образование и повышение квалификации работников образования: сб. науч. тр. / АПО РБ, Вып.14, Ч. 1. - Мн., 1999. - 208 с.;
11. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии - М., 1982. - 128 с.;
12. Кибальник А.В. Проблема овладения студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования // Современные исследования социальных проблем, №8(52), 2015 г. С. 279-292;
13. Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т.6. №1(18). - 2017 г. С. 336-340;
14. Киреева М.В. Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости» // «Научные ведомости», Серия Гуманитарные науки - 2012, №6 (125), Выпуск 13, С. 229-239;
15. Кленова М.А., Панкратова Е.С. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и доминирующих копинг-стратегий. // Альманах современной науки и образования. 2015; 8(98); С. 66-68;
16. Клячкина Н.Л. Стрессовые факторы и техники их преодоления // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки- 2014, С. 86-94;
17. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010: №1. С.46-57;
18. Кравцова Е.Е., Щелина Т.Т., Щелина С.О. Развитие стратегий совладания в юношеском возрасте: культурно-исторический подход // Международный научно¬исследовательский журнал. Выпуск № 10 (52). 2016 г. С. 151¬155;
19. Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, №2. - С. 45-56;
20. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома, 2004, С. 22-174;
21. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. д-ра псих. наук: 19.00.13 / Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ, 2005. - 476 с.;
22. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. - с. 55 - 65;
23. Куваева И.О., Сергеева А.О. Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации // «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» - 2015, Том 21, с. 102;
24. Либина А.В. Совладающий интеллект - М.: Изд-во Эксмо, 2008 г - 481 с.;
25. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким; М.: Эксмо - Москва, 2010. - 240 с.;
26. Малькина О.В. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов с высокой и низкой академической успеваемостью // Вестник Брянского государственного университета, 2008г. С. 129-136;
27. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Учеб. Пособие/ М-во нар. образования РСФСР - Пермь - 1988 -79 с;
28. Миронова А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013 г. С. 370-376;
29. Мишкевич А.М. Об использовании русскоязычной версии «вопросника Большой пятерки» при изучении подростков // Вестник Пермского университета. Выпуск№25, 2016. - С.92-101;
30. Муздыбаев К. Совладание с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии — 1998. — Т. 1, вып.2. — с. 37 - 47;
31. Мясищев В. И. Структура личности и отношения человека к действительности. —Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М, 2007 - 138 с;
32. Немов Р.С. Психология. Кн. 2.-М., 2001.- 336 с.
33. Нестерова И.А. Факторный анализ в психологии // «Энциклопедия Нестеровых»;
34. Нижегородцева Н.В., Собакина О.А. «Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях» // Ярославский педагогический вестник. 2016 г. С.209-215;
35. Облонский Ю.В. «Психологическая модель личности» // Живая психология. - 2014. - Т.2. №2. С 52-60;
36. Остроушко М.Г. Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012 г;
37. Пижугийда В.В. Личностные особенности студентов пользователей сети интернет //Известия Южного федерального университета. Технические науки. Тематический выпуск. 2006 г. С. 103-108;
38. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г. - 656 с.;
39. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - 448 с.;
40. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг- стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2013 г. Т.10, №1. С. 82-118; 
41. Смаковская Н.И. Практикум по психологии и педагогике: Учебно-методическое пособие И Дзержинский политехи, ин-т, филиал НГТУ. Нижний Новгород, 2007. - 118 с.;
42. Тихомиров О.К. Вклад А.Н. Леонтьева в общую психологию И А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 2007.-С.40-53;
43. Урываев В.А., Тарасова А.А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского ВУЗа И Сибирский психологический журнал, №41.2011г. - С. 58-63;
44. Хазова С.А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения. И Ярославский педагогический вестник. 2014. №1; Том 2. С. 293-297.
45. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2000 г. - 23 с;
46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1998 г - 608с.;
47. Чехлатый, Е.И. Особенности отношения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения (копинг-поведение) у больных неврозами / Е.И. Чехлатый, Н.В. Веселова И Интегративные аспекты современной психотерапии: сб. научн. ст. / НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева; под ред. Б.Д. Карвасарского, Г.Л. Исуриной и др. - СПб, 1992. - 186 с.;
48. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974. - 300 с.;
49. Eazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984, p. 35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ