Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №73113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению креативности в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Клинические проявления нарушений опорно-двигательного
аппарата 15
1.3. Психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы развития креативности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время возникла необходимость определения условий для развития креативности. Концепция образования и воспитания в качестве важного фактора включает проблему формирования творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям. В настоящий момент важным является инклюзивное образование, которое предполагает интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, что предполагает необходимость развития творческой, самодостаточной личности. Это относится и к подросткам с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как творческая деятельность имеет важное значение в их жизни, поскольку позволяет более гибко адаптироваться среди сверстников. Творчество помогает справиться с психоэмоциональным напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, которые кажутся неразрешимыми для подростка.
Вопросами изучения креативности занимались отечественные и зарубежные ученые (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, И.М. Гераимчук, В.П. Губа, М.А. Тропова, Г.В. Яковлева, Т.О. Евсеева). Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс подходили к изучению креативности с точки зрения теории дивергенции и конвергенции. Д.Б. Богоявленская исследовала креативность в контексте изучения творческих способностей. И.М. Гераимчук подходил к изучению креативности с позиции теории формирования творческого процесса. Л.С. Выготский изучал развитие задатков и способностей у детей, которые лежат в основе формирования и развития творческой личности. Я.А. Пономарев исследовал аспекты формирования творческого мышления личности. Т.О. Евсеева подходила к вопросу об изучении креативности в исследовании творческого воображения. Г.В. Яковлева исследовала особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В.П. Губа подходил к изучению креативности с точки зрения дифференциальной оценки детской одаренности и таланта.
Проблемой исследования особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, О.В. Приходько, И.Ю. Левченко, В.А. Солнцева, Л.А. Данилова и другие.
По мнению Г.В. Яковлевой, в процессе творческой активности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата усиливается ощущение собственной личностной значимости, формируется позитивное самоотношение, активно строятся социальные контакты, возникает чувство самоконтроля. Недостаточное проявление творческих способностей у данной группы подростков дает основание для разработки и реализации психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов развития креативности и ее значимостью для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим проблема нашего исследования: каковы особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: креативность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить особенности креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Определить уровневые и содержательные характеристики креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность
психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретическое основание: концепция креативности Дж. Гилфорда,
Э.П. Торренса, подход к изучению творческого мышления Я.А. Пономарева, концепция развития творческих способностей Д.Б. Богоявленской, теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
Исследование осуществлялось с помощью следующих методов:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера на основе пакета статистических программ SPSS (ver.13));
4. Методы интерпретации.
Используемые методики:
1. Тест креативности «Необычное использование» Э.П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой;
2. Тест креативности «Завершение фигуры» Э.П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник;
3. Методика «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера;
4. Опросник личностной креативности Е.Е. Туник;
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань (Белгородская область). В исследовании приняли участие 30 подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 14-16 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы определяется малой изученностью вопросов развития креативности и ее значимостью для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе творческой активности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата усиливается ощущение собственной личностной значимости, формируется позитивное самоотношение, активно строятся социальные контакты, возникает чувство самоконтроля. Кроме того, актуальность обусловлена тем, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов.
Ввиду наличия двигательного дефекта, общий уровень самооценки у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата низкий и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка подростков зависит от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности является стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводит к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидной в поведении.
В ходе исследования выявлено, что уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата снижен. Таким подросткам присуще конвергентное мышление, которое основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Они не имеют ярко выраженного интереса к чему- нибудь, испытывают трудность в решении творческих задач.
По показателям типа мышления у большинства подростков развит образный тип мышления. Подростки с таким типом мышления способны решать задачи, предполагающие зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Это говорит о возможности развития креативности путем целенаправленных планомерных действий.
Показатели личностной креативности у подростков имеют низкие значения. Средние показатели по фактору «любознательность» говорят о том, что у данных подростков имеется потенциал к развитию креативности.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на развитие креативности, а именно: повышение продуктивности деятельности, оригинальности, гибкости мышления, детализации ответов.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить общий уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проведённые занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы к формированию образных представлений, творческому конструированию и фантазированию. Подростки экспериментальной группы после проведённых занятий стали
ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи,
демонстрировать настойчивость при достижении поставленных целей.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества испытуемых, успешно решающих проблемные ситуации принципиально новым способом, отличным от уже созданного.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая коррекция способствует развитию
продуктивности деятельности, оригинальности, повышению гибкости мышления, детализации ответов.
2. Подростки экспериментальной группы начали проявлять любознательность, активно включаться в работу, ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, стремление к самосовершенствованию, отказ от стереотипного поведения.
3. Подростки экспериментальной группы стали ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи, проявлять настойчивость при достижении поставленных целей.
4. Психокоррекционная программа способствует развитию у подростка положительного отношения к творчеству.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.



1. Банзелюк, Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Банзелюк. - Москва, 2008. - 213 с.
2. Бирюкова, Т.А. Проектная деятельность на уроках технологии как метод развития творческого мышления подростков / Т.А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - 2017. - №5. - С. 25-31.
3. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика: Монография / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Развитие личности, 2013. - 208 с.
4. Богоявленская, Д.Б. К проблеме выявления одаренности у детей младшего школьного возраста / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, Е.С. Жукова // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: «Издательство Мозаика- Синтез». - 2016. - №5. - С. 78-80.
5. Богоявленская, М.Е. Психологические особенности гармоничного и дисгармоничного типов развития одаренности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Е. Богоявленская. - Москва, 2008. - 108 с.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 1998. - 474 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 830 с.
8. Гераимчук, И.М. Гений это просто. Формирование творческой личности / И.М. Гераимчук. - Киев: «ЭКМО», 2010. - 144 с.
9. Гераимчук, И.М. Теория творческого процесса: Структура разума (интеллекта): Монография - И.М. Гераимчук. - Киев: Издательское предприятие «Эдельвейс», 2012. - 269 с.
10. Гераимчук, И.М. Философия творчества: Монография /
И.М. Гераимчук. - Киев: «ЭКМО», 2006. - 119 с.
11. Голицын, Г.А. Информационный подход в психологии творчества / Г.А. Голицын // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. - 345 с.
12. Губа, В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия РАО. —2015.—№3.—С.71-78.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Данилова, Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. - М.: МГУ, 1997. - 321 с.
15. Дмитриева, Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: автореф. дисс. канд. ... психол. наук. / Е.Н. Дмитриева. - Томск, 2006. - 54 с.
16. Дорфман, Л.Я. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - №1. - С. 26-34.
17. Дорфман, Л. Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - №1. - С. 81-90.
18. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком., 1999. - 368 с.
19. Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 583 - 587.
20. Еремина, Л.И. Креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. -2014.-№1.- С.42-47.
21. Журавлев, А.Л. Я.А. Пономарев и психология творчества: от классики к современности / А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков // Психологический журнал. - 2015. -Т.36. - № 6. - С. 5-11.
22. Зак, А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления /
A. З. Зак // Психодиагностика и школа. Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. -232 с.
23. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
24. Ильясов, Д.Ф. Особенности развития одаренности учащихся / Д.Ф. Ильясов, Н.Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С. 20-27.
25. Кашапов, М.М. Абнотивность педагога как средство формирования креативности / М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева, Т.В. Огородова // Креативность как ключевая компетентность педагога. Ярославль: Индиго, 2013. - С. 43-57.
26. Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет / С.Г. Королева. - Волгоград, 2010. - 126 с.
27. Кропли, А.Дж. Распознавание творческого потенциала: оценка
полезности тестов креативности / А. Дж. Кропли // Психология и школа, 2011. - № 4. - С. 85-105.
28. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском
возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов /
B. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 247 с.
29. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 410 с.
30. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Академия, 2003. - С.27-34.
31. Леонтьева, Е.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности / Е.В. Леонтьева // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Том.7. -№1. -С. 1-6.
32. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
33. Лубовский, В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
34. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Просвещение, 1978. - 236 с.
35. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции :
На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.04, 19.00.10 /
И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург, 2004. - 440 с.
36. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И.И. Мамайчук. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 350 с.
37. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности /
A. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.
38. Николаева, Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2013. - 176 с.
39. Осокин, В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата /
B. В. Осокин // Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики. - Иркутск, 2005. - 541 с.
40. Петрова, С.О. Представления учителей о креативности детей и ее развитии в учебной деятельности / С.О. Петрова // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 46. - С. 10.
41. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - М.: Издательство "Наука", 1976. - 304 с.
42. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. - 352 с.
43. Попов, Л.М. Концепция психологии творчества Я.А. Пономарева и ее применение в изучении саморазвития / Л.М. Попов, Е.Н. Ибрагимова, П.Н. Устин // Психологический журнал. - 2016. -Т.37. - №1. - С. 35 -47.
44. Солнцева, В.А. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) / В.А. Солнцева, Т.В. Белова // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012.- С. 97-99.
45. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006. - 672 с.
46. Столяров, А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления / А.М. Столяров. - М: ВНИИПИ, 1988. - 126 с.
47. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: МГУ, 1961. - 536 с.
48. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: МГУ, 1984. - 270 с.
49. Тропова, М.А. Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ / М.А. Тропова // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 15 - 19.
50. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
51. Ушаков, Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта / Д.В. Ушаков // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. - М.: Академический проект, 2000. - С. 212—226.
52. Холодная, М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) / М.А. Холодная // Психологический журнал. - 2015. - Т.36. - № 5. - С. 5-14.
53. Хрусталева, Т.М. Возрастные особенности проявления социальной
одаренности школьников / Т.М. Хрусталева // Сибирский
педагогический журнал. - 2011. - № 10. С. 170-176.
54. Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
55. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с
использованием тестов П.Торренса у младших школьников /
Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С.27.
56. Шумакова, Н.Б. Учительские оценки креативности школьников и «эффект Пигмалиона» / Н.Б. Шумакова // XI международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». - СПб.: Нестор-История, 2015. - С. 268-272.
57. Щебланова, Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина. - М.: ИНТОР, 1995. - С.15.
58. Щебланова, Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Щебланова; [Психологический институт РАО]. - Москва, 2006. - 311 с.
59. Эфроимсон, В.П. Загадка гениальности / В.П. Эфроимсон. - М.: Знание, 1991. - 326 с.
60. Яковлева, Г.В. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Яковлева, И.Л. Титеева // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №10. С. 1-12.
61. Guilford J.P. Cognitive Psychology with a frame of reference / J.P. Guilford.
- San Diego: Edits Publishers, 1979. - 425 p.
62. Guilford, J. P. Is some creative thinking irrational? / J. P. Guilford // Journal of Creative Behavior. - V. 16(3). - 1982. - Pp.151-154.
63. Torrance, E.P. Torrance Tests of Creative Thinking / E. P. Torrance, O.E. Ball, H. T. Safter. - Bensenville (IL): Scholastic Testing Service, 2008.
- 42 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ