РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению креативности в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Клинические проявления нарушений опорно-двигательного
аппарата 15
1.3. Психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы развития креативности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению креативности в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Клинические проявления нарушений опорно-двигательного
аппарата 15
1.3. Психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы развития креативности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время возникла необходимость определения условий для развития креативности. Концепция образования и воспитания в качестве важного фактора включает проблему формирования творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям. В настоящий момент важным является инклюзивное образование, которое предполагает интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, что предполагает необходимость развития творческой, самодостаточной личности. Это относится и к подросткам с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как творческая деятельность имеет важное значение в их жизни, поскольку позволяет более гибко адаптироваться среди сверстников. Творчество помогает справиться с психоэмоциональным напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, которые кажутся неразрешимыми для подростка.
Вопросами изучения креативности занимались отечественные и зарубежные ученые (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, И.М. Гераимчук, В.П. Губа, М.А. Тропова, Г.В. Яковлева, Т.О. Евсеева). Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс подходили к изучению креативности с точки зрения теории дивергенции и конвергенции. Д.Б. Богоявленская исследовала креативность в контексте изучения творческих способностей. И.М. Гераимчук подходил к изучению креативности с позиции теории формирования творческого процесса. Л.С. Выготский изучал развитие задатков и способностей у детей, которые лежат в основе формирования и развития творческой личности. Я.А. Пономарев исследовал аспекты формирования творческого мышления личности. Т.О. Евсеева подходила к вопросу об изучении креативности в исследовании творческого воображения. Г.В. Яковлева исследовала особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В.П. Губа подходил к изучению креативности с точки зрения дифференциальной оценки детской одаренности и таланта.
Проблемой исследования особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, О.В. Приходько, И.Ю. Левченко, В.А. Солнцева, Л.А. Данилова и другие.
По мнению Г.В. Яковлевой, в процессе творческой активности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата усиливается ощущение собственной личностной значимости, формируется позитивное самоотношение, активно строятся социальные контакты, возникает чувство самоконтроля. Недостаточное проявление творческих способностей у данной группы подростков дает основание для разработки и реализации психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов развития креативности и ее значимостью для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим проблема нашего исследования: каковы особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: креативность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить особенности креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Определить уровневые и содержательные характеристики креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность
психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретическое основание: концепция креативности Дж. Гилфорда,
Э.П. Торренса, подход к изучению творческого мышления Я.А. Пономарева, концепция развития творческих способностей Д.Б. Богоявленской, теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
Исследование осуществлялось с помощью следующих методов:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера на основе пакета статистических программ SPSS (ver.13));
4. Методы интерпретации.
Используемые методики:
1. Тест креативности «Необычное использование» Э.П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой;
2. Тест креативности «Завершение фигуры» Э.П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник;
3. Методика «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера;
4. Опросник личностной креативности Е.Е. Туник;
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань (Белгородская область). В исследовании приняли участие 30 подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 14-16 лет.
Вопросами изучения креативности занимались отечественные и зарубежные ученые (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, И.М. Гераимчук, В.П. Губа, М.А. Тропова, Г.В. Яковлева, Т.О. Евсеева). Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс подходили к изучению креативности с точки зрения теории дивергенции и конвергенции. Д.Б. Богоявленская исследовала креативность в контексте изучения творческих способностей. И.М. Гераимчук подходил к изучению креативности с позиции теории формирования творческого процесса. Л.С. Выготский изучал развитие задатков и способностей у детей, которые лежат в основе формирования и развития творческой личности. Я.А. Пономарев исследовал аспекты формирования творческого мышления личности. Т.О. Евсеева подходила к вопросу об изучении креативности в исследовании творческого воображения. Г.В. Яковлева исследовала особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В.П. Губа подходил к изучению креативности с точки зрения дифференциальной оценки детской одаренности и таланта.
Проблемой исследования особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как: Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, О.В. Приходько, И.Ю. Левченко, В.А. Солнцева, Л.А. Данилова и другие.
По мнению Г.В. Яковлевой, в процессе творческой активности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата усиливается ощущение собственной личностной значимости, формируется позитивное самоотношение, активно строятся социальные контакты, возникает чувство самоконтроля. Недостаточное проявление творческих способностей у данной группы подростков дает основание для разработки и реализации психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов развития креативности и ее значимостью для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим проблема нашего исследования: каковы особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности развития креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: креативность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить особенности креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Определить уровневые и содержательные характеристики креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность
психокоррекционной программы, направленной на развитие креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретическое основание: концепция креативности Дж. Гилфорда,
Э.П. Торренса, подход к изучению творческого мышления Я.А. Пономарева, концепция развития творческих способностей Д.Б. Богоявленской, теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
Исследование осуществлялось с помощью следующих методов:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера на основе пакета статистических программ SPSS (ver.13));
4. Методы интерпретации.
Используемые методики:
1. Тест креативности «Необычное использование» Э.П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой;
2. Тест креативности «Завершение фигуры» Э.П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник;
3. Методика «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера;
4. Опросник личностной креативности Е.Е. Туник;
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань (Белгородская область). В исследовании приняли участие 30 подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 14-16 лет.
Актуальность темы определяется малой изученностью вопросов развития креативности и ее значимостью для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе творческой активности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата усиливается ощущение собственной личностной значимости, формируется позитивное самоотношение, активно строятся социальные контакты, возникает чувство самоконтроля. Кроме того, актуальность обусловлена тем, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов.
Ввиду наличия двигательного дефекта, общий уровень самооценки у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата низкий и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка подростков зависит от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности является стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводит к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидной в поведении.
В ходе исследования выявлено, что уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата снижен. Таким подросткам присуще конвергентное мышление, которое основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Они не имеют ярко выраженного интереса к чему- нибудь, испытывают трудность в решении творческих задач.
По показателям типа мышления у большинства подростков развит образный тип мышления. Подростки с таким типом мышления способны решать задачи, предполагающие зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Это говорит о возможности развития креативности путем целенаправленных планомерных действий.
Показатели личностной креативности у подростков имеют низкие значения. Средние показатели по фактору «любознательность» говорят о том, что у данных подростков имеется потенциал к развитию креативности.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на развитие креативности, а именно: повышение продуктивности деятельности, оригинальности, гибкости мышления, детализации ответов.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить общий уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проведённые занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы к формированию образных представлений, творческому конструированию и фантазированию. Подростки экспериментальной группы после проведённых занятий стали
ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи,
демонстрировать настойчивость при достижении поставленных целей.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества испытуемых, успешно решающих проблемные ситуации принципиально новым способом, отличным от уже созданного.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая коррекция способствует развитию
продуктивности деятельности, оригинальности, повышению гибкости мышления, детализации ответов.
2. Подростки экспериментальной группы начали проявлять любознательность, активно включаться в работу, ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, стремление к самосовершенствованию, отказ от стереотипного поведения.
3. Подростки экспериментальной группы стали ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи, проявлять настойчивость при достижении поставленных целей.
4. Психокоррекционная программа способствует развитию у подростка положительного отношения к творчеству.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.
Ввиду наличия двигательного дефекта, общий уровень самооценки у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата низкий и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка подростков зависит от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности является стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводит к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидной в поведении.
В ходе исследования выявлено, что уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата снижен. Таким подросткам присуще конвергентное мышление, которое основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Они не имеют ярко выраженного интереса к чему- нибудь, испытывают трудность в решении творческих задач.
По показателям типа мышления у большинства подростков развит образный тип мышления. Подростки с таким типом мышления способны решать задачи, предполагающие зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Это говорит о возможности развития креативности путем целенаправленных планомерных действий.
Показатели личностной креативности у подростков имеют низкие значения. Средние показатели по фактору «любознательность» говорят о том, что у данных подростков имеется потенциал к развитию креативности.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на развитие креативности, а именно: повышение продуктивности деятельности, оригинальности, гибкости мышления, детализации ответов.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить общий уровень креативности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проведённые занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы к формированию образных представлений, творческому конструированию и фантазированию. Подростки экспериментальной группы после проведённых занятий стали
ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи,
демонстрировать настойчивость при достижении поставленных целей.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества испытуемых, успешно решающих проблемные ситуации принципиально новым способом, отличным от уже созданного.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая коррекция способствует развитию
продуктивности деятельности, оригинальности, повышению гибкости мышления, детализации ответов.
2. Подростки экспериментальной группы начали проявлять любознательность, активно включаться в работу, ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, стремление к самосовершенствованию, отказ от стереотипного поведения.
3. Подростки экспериментальной группы стали ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи, проявлять настойчивость при достижении поставленных целей.
4. Психокоррекционная программа способствует развитию у подростка положительного отношения к творчеству.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны такие особенности креативности, как: снижение продуктивности деятельности, оригинальности, нарушение гибкости, недостаточная детализация ответов. Использование психокоррекционной программы способствует формированию креативности, а именно: гибкости, оригинальности, преодолению стереотипов мышления, творческому конструированию, развитию познавательной активности.
Подобные работы
- Методика профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Особенности мыслительных операций у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «НОВООСКОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание ловкости у школьников средних классов игровым методом
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Развитие гибкости у учащихся 3 классов с помощью миофасциального релиза
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024



