Введение 3
Глава I Система мер уголовно-процессуального принуждения и
место в ней мер пресечения, связанных с ограничением свободы 14
§ 1 Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие,
признаки, цели, классификация 14
§ 2 Меры пресечения: понятие, цели, содержание, классификация
система 35
Глава II Основания избрания, изменения и отмены мер пресечения,
связанных с ограничением свободы 58
§ 1 Основания избрания, отмены и изменения мер пресечения,
связанных с ограничением свободы 58
§ 2 Характеристика мер пресечения, связанных с ограничением
свободы 93
Глава III Особенности применения мер пресечения, связанных
с ограничением свободы в отношении отдельных категорий лиц 139
§ 1 Особенности избрания мер пресечения, связанных
с ограничением свободы в отношении несовершеннолетних 139
§ 2 Особенности избрания мер пресечения, связанных с ограничением свободы в отношении военнослужащих и граждан, проходящих
военные сборы 158
Заключение 169
Библиографический список 174
Приложения 190
Актуальность темы диссертационного исследования
Россия, провозгласив себя в соответствии с Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, демократическим правовым государством, заявила о своих намерениях продвигаться в развитии мировых взаимоотношений, исходя из признания высшей ценностью в обществе и государстве человеческой личности, ее прав и свобод. Наиболее ощутимо права и свободы человека и гражданина затрагиваются в такой сфере государственной деятельности, как уголовное судопроизводство.
Осуществление правовой реформы, укрепление самостоятельности и независимости судебной власти в Российской Федерации привели к принятию концептуально нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.
По отношению к УПК РСФСР 1960 года такой институт уголовного процесса, как меры пресечения, претерпел ряд кардинальных изменений и дополнений, направленных на либерализацию уголовной политики. Меры пресечения - одна из наиболее значимых форм уголовно¬процессуального принуждения. Законное, обоснованное и целесообразное решение о применении меры пресечения эффективно содействует быстрому и полному раскрытию преступлений, предупреждению совершения других общественно опасных деяний, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное и вместе с тем обеспечивает соблюдение прав и законных интересов обвиняемых.
Действующий закон существенно изменил порядок применения мер пресечения, в том числе и мер, связанных с ограничением свободы. Система мер пресечения качественно претерпела изменения и дополнения. Так, была введена новая мера пресечения - домашний арест, а ранее существовавшая мера - подписка о невыезде - дополнена требованием
3
надлежащего поведения, введен судебный порядок заключения под стражу.
Данные обстоятельства определили необходимость проанализировать практику применения мер пресечения, а также рассмотреть теоретические вопросы и возникающие в связи с ними практические проблемы избрания, отмены и изменения мер пресечения.
Изложенное выше свидетельствует об актуальности исследования проблем определения особенностей применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы в условиях нового уголовно¬процессуального законодательства.
Степень научной разработанности темы
Проблемные вопросы применения мер уголовно-процессуального принуждения в целом и мер пресечения в отдельности всегда занимали видное место в работах ученых-процессуалистов. Так, указанные проблемы в той или иной степени были освещены следующими учеными: Л.Б. Алексеевой, Н.В. Булановой, А.Д. Буряковым, Б.Б.Булатовым, Е.Г.Васильевой, Г.Ф.Горским, Е.В. Гусельниковой, И.М. Гуткиным, П.М. Давыдовым, З.Д. Еникеевым, Е.Ю. Жога, В. Звирбуль, 3.3. Зинатуллиным, Н.И. Капинусом, З.Ф. Коврига, Л.Д. Кокоревым, В.М. Корнуковым, Ф.И. Кудиным, В.Кудрявцевым, Э.К.Кутуевым, Ю.Д. Лившицем, Н.В. Луговцом, В.А. Михайловым, И.Л. Петрухиным, В.М.Савицким, М.И. Селиным, В.В. Смирновым, М.С.Строговичем,
Н.В.Ткачевой, И.Л. Труновым, Л.К. Труновой, И .Я. Фойницким,
В.С.Чистяковой, С.П.Щербой, П.С.Элькинд, О.М. Якуба и другими.
В работах указанных авторов содержатся ценные научные идеи по многим изучаемым вопросам. Однако неоднозначность и дискуссионность мнений большинства ученых по вопросам определения сущности, значения, целей и оснований применения мер пресечения, как составной части уголовно-процессуального принуждения, а также недостаточная
4
разработанность данной проблематики на основе действующего УПК РФ1 предопределили необходимость диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования выступают уголовно¬процессуальные правоотношения, возникающие между государственными органами, должностными лицами и обвиняемым (в исключительных случаях - подозреваемым), связанные с порядком и процедурой применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы как на досудебном, так и на судебном производстве, основанные в соответствии с требованиями действующего закона.
Предметом диссертационного исследования выступает анализ норм права по вопросам применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы.
Цель и задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования является изучение сущности, теоретических и практических особенностей применения обозначенных выше мер пресечения.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих
задач:
- раскрытие сущности, характерных признаков и целей институтов государственного и процессуального принуждения;
- изучение и анализ существующих классификаций мер пресечения;
- определение понятия, а также изучение и анализ сущности и характерных признаков мер пресечения;
- определение места мер пресечения, связанных с ограничением свободы в системе мер уголовно-процессуального принуждения;
1 УПК РФ - в дальнейшем сокращенно: УПК.
5
- сравнительный анализ норм действовавшего ранее законодательства с нормами УПК;
- изучение и анализ оснований избрания, отмены и изменения мер пресечения, связанных с ограничением свободы;
- исследование порядка и особенностей применения подписки о невыезде и надлежащем поведении;
- исследование теоретических оснований и практических возможностей применения вновь закрепленного в системе мер пресечения домашнего ареста;
- исследование судебного порядка применения заключения под стражу;
- изучение и анализ особенностей применения мер пресечения к отдельным категориям лиц (несовершеннолетние, военнослужащие);
- разработка предложений и формулировка рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в аспекте применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы.
Методологическая основа исследования
Диссертационное исследование проводилось с использованием следующих методов научного познания: исторического, системного, сравнительно-правового, формально-логического, логико-юридического, конкретно-социологического и статистического.
Теоретическая и нормативная основа исследования
Общетеоретической основой диссертационного исследования выступают труды ученых в области философии, общей теории права. Теоретической основой диссертационного исследования выступают труды ученых в области уголовного процесса, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
6
Нормативной основой выступают международно-правовые акты, Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также иные федеральные законы и подзаконные акты
Эмпирическая база исследования
Выводы и предложения диссертации основаны на следующем эмпирическом материале:
- изученная в ходе обобщения и проанализированная автором практика судов общей юрисдикции Оренбургской области (350 уголовных дел, из них 150 уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних), данные обобщения 150 уголовных дел, рассмотренных Военным гарнизонным судом г. Оренбурга;
- данные, полученные автором в ходе анкетирования и интервьюирования 135 практических работников правоохранительных и правоприменительных органов Оренбургской области.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что впервые на уровне диссертационной работы предпринята попытка рассмотреть и изучить вопросы применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы, а также определить их цели, сущность и значение в осуществлении уголовного судопроизводства.
Также автором рассмотрены и изучены особенности применения мер пресечения, связанных с ограничением свободы к отдельным категориям граждан, в частности, к несовершеннолетним и военнослужащим обвиняемым (подозреваемым).
Диссертантом на защиту выносятся следующие положения:
1. Предлагается следующее определение мер уголовно-процессуального принуждения. Меры уголовно-процессуального принуждения - это средства воздействия уполномоченных на то законом государственных органов и должностных лиц на участников уголовного судопроизводства в установленной форме путем ограничения
7
конституционных прав и свобод в строгом соответствии с порядком и на основаниях, закрепленных в уголовно-процессуальном законе, законность и обоснованность которого гарантируется судебным контролем и комплексом уголовно-процессуальных гарантий.
2. Наряду с существующими классификациями мер пресечения диссертантом предлагается выделить отдельно классификацию, в которой в качестве классифицирующего признака учитывается волеизъявление подозреваемого, обвиняемого или третьего лица:
1) меры пресечения, применяемые без согласия лиц, в отношении которых они применяются (подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест и заключение под стражу);
2) меры пресечения, применяемые с учетом волеизъявления подозреваемого, обвиняемого и третьего лица (личное поручительство, наблюдение командования воинской части, залог, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым).
3. С учетом положения Конституции РФ, в соответствии с которым в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, автором предлагается дополнить частью 3 ст. 97 УПК, изложив ее в следующей редакции:
«3. В условиях чрезвычайного положения тяжесть предъявленного обвинения может выступать в качестве самостоятельного основания для избрания меры пресечения».
4. В связи с тем, что уголовно-процессуальный закон не регламентирует порядок получения разрешения на отлучки, а также сроки отлучки обвиняемого (подозреваемого), автором предлагается внести дополнения в ст. 102 УПК «Подписка о невыезде и надлежащем поведении», изложив их в следующей редакции:
8
«2. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, законный ^ представитель вправе заявить мотивированное устное или письменное
ходатайство для получения разрешения на отсутствие в месте постоянного или временного жительства, указанном в подписке о невыезде. Устное ходатайство заносится в протокол, письменное приобщается к материалам дела.
3. Об удовлетворении либо отказе в удовлетворении ходатайства дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд - ч определение, в котором указываются сроки отсутствия подозреваемого,
обвиняемого и место его нахождения в этот период либо мотивы отказа в удовлетворении данного ходатайства. Вынесенное решение может быть обжаловано в общем порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса».
5. Автором обосновывается необходимость обязательного указания конкретного адреса нахождения обвиняемого (подозреваемого) при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста и, как следствие, внесение дополнения следующего положения в ст. 107 УПК:
«3. В постановлении или определении суда об избрании
Ф
домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, и его место нахождения по конкретному адресу, а также указывается орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений».
Подводя итог диссертационному исследованию, отметим следующее:
1. Государственное принуждение - это воздействие уполномоченных на то нормами права государственных органов и должностных лиц в строгом соответствии с установленной процедурой и в порядке, закрепленном в законе на соответствующее лицо, не выполняющее либо выполняющее ненадлежащим образом возложенные на него права и обязанности в целях удовлетворения интересов общества и государства в целом.
Сущность государственного принуждения отражают следующие признаки:
- применяется государственными органами и должностными лицами в рамках предоставленных им полномочий;
- применяется в нескольких отраслях права (уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство, административное производство);
- применяется только на основаниях и в порядке, закрепленном в
законе;
- применяется с соблюдением установленной законом формы; .
*
- применяется тогда, когда поведение субъекта принуждения препятствует нормальному ходу расследования или производства по делу;
- заключается в воздействии физического, морального, имущественного либо организационного характера.
2. Меры пресечения необходимо отграничивать от уголовного наказания по следующим признакам:
- по субъекту, в отношении которого возможно применение анализируемых мер: меры пресечения могут быть избраны в отношении обвиняемого, в исключительных случаях - подозреваемого, а меры уголовного наказания только в отношении лица, признанного виновным, вступившим в законную силу приговором суда;
169
- по субъекту правоприменения: меры пресечения вправе избирать т дознаватель, следователь, прокурор, суд (ст. 97 УПК), в отличие от этого,
исключительное право применять меры уголовного наказания принадлежит только суду;
- по основаниям применения: для избрания мер пресечения необходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; основанием же уголовного наказания является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ;
- по целям применения: целями применения мер пресечения выступает содействие в обеспечении условий, необходимых для успешного выполнения задач уголовного судопроизводства, а также необходимость пресечения действительного или возможного ненадлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого; наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений;
- по возможным срокам применения: меры пресечения применяются, как правило, на срок проведения предварительного следствия, то есть на 2 месяца (при необходимости могут быть продлены); в свою очередь, наказание назначается, как правило, на более длительные сроки, так, например, лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет;
- по месту исполнения: обычно меры пресечения исполняются по месту проживания либо службы (наблюдение командования воинской части) обвиняемого (подозреваемого), только заключение под стражу исполняется в соответствующем учреждении, а наказание исполняется в учреждениях
170
уголовно-исполнительной системы (колонии-поселения, исправительные
• колонии общего, строгого, особого режимов, воспитательные колонии и т.д).
3. Воспрепятствование производству по делу представляет собой как умышленные действия, так и бездействие обвиняемого (подозреваемого) направленные на затруднение либо невозможность установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
4. На сегодняшний день существует необходимость внесения дополнений в соответствующий бланк процессуального документа,
*' составляемый при избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и
надлежащем поведении, обязав тем самым соответствующих лиц помимо постоянного или временного места жительства в обязательном порядке в отдельной графе указывать и место регистрации.
5. Эффективность мер пресечения заключается в их действенности и результативности, то есть получение результата в достижении всех поставленных целей как предупредительных, так и воспитательных.
6. Основания для избрания меры пресечения в виде домашнего ареста необходимо классифицировать на общие, специальные и индивидуальные.
К общим следует отнести следующие: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
К специальным основаниям необходимо отнести следующие: совершение преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения.
К индивидуальным основаниям необходимо отнести наличие обстоятельств, указывающих на нецелесообразность применения заключения
171
под стражу в зависимости от данных, присущих конкретной личности (возраст, состояние здоровья, семейное положение, трудовая деятельность).
1. Конституция РФ. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН / Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11. М., 1995. С. 10 - 17.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН / Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11. М., 1995. С. 18 - 34.
4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые Резолюцией генеральной Ассамблеи 10 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА, 2000. С. 28-35.
5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 151-171.
6. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Резолюцией генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА, 2000. С. 217-225.
7. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых заключению в какой бы то ни было форме: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
174
43//173 от 9 декабря 1988 г.(Сборник стандартов и норм ООН в облас¬ти предупреждения преступности уголовного правосудия) // Право¬вые основы деятельности МВД России: Сборник нормативных доку¬ментов. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 1996.
8. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.// Российская юстиция 1998. № 3.
9. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ФЗ - № 174. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. // СЗ РФ. 2001. № 52 (4.1). Ст. 4921.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. ФЗ - № 63. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. ФЗ - №1. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года // СЗ РФ. 1997. №2. Ст.198.
13. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года //Российская газета. 1993. №152.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г // СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2759.
15. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г // СЗ РФ.
175
1998. №31. Ст. 3802.
16. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
17. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
18. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г // СЗ РФ. 1998. № 19. ст. 2876.
19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 марта 2004 г // Российская газета. 2004. 25 марта.
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4.
21. Приказ Генерального прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» / Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа» // www.consultant.ru
22. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 39 от 5 июля 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» / Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа» // www.consultant.ru
23. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации 14 декабря 1993 г (в редакции Указа Президента Российской
176
Федерации от 30 июня 2002 г № 671) / Информационный банк •' «Консультант Плюс: Высшая школа» // www.consultant.ru
24. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденная Главным военным прокурором 5 июня 2002г / Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа» // www.consultant.ru
Ф II Монографии, учебники, учебные пособия
25. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юридическая литература, 1990. 240 с.
26. Алексеева Л.Б. Принуждение и ответственность в механизме уголовно-процессуального регулирования // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 30. Москва. 1979.
27. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. М., 2000.
28. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
29. Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц,
•»
содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование) М.: Юрлитинформ, 2002. 400 с.