ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ 17
1.1. Сущность и содержание понятий «мотивационная готовность»,
«мотивационная готовность к процедуре аттестации» 17
1.2. Характеристика процедуры аттестации педагогов дошкольной
образовательной организации 29
1.3. Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию
мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации 42
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДООПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ 55
2.1. Изучение и анализ сформированности мотивационной готовности
педагогов к процедуре аттестации 55
2.2. Анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию
мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации 76
2.3. Специфика реализации проекта по формированию мотивационной
готовности педагогов к процедуре аттестации 86
2.4. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 105
Выводы по второй главе 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 133
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ 17
1.1. Сущность и содержание понятий «мотивационная готовность»,
«мотивационная готовность к процедуре аттестации» 17
1.2. Характеристика процедуры аттестации педагогов дошкольной
образовательной организации 29
1.3. Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию
мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации 42
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДООПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ 55
2.1. Изучение и анализ сформированности мотивационной готовности
педагогов к процедуре аттестации 55
2.2. Анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию
мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации 76
2.3. Специфика реализации проекта по формированию мотивационной
готовности педагогов к процедуре аттестации 86
2.4. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 105
Выводы по второй главе 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 133
Современная ситуация развития в системе дошкольного образования, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен в системе подготовки и работе с педагогическими кадрами. От педагога, его уровня мотивационной готовности к той или иной деятельности, умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно педагоги смогут реализовать свой собственный потенциал и повысить уровень саморазвития.
Современные требования, которые предъявляются к педагогу дошкольной образовательной организации, закреплены нормативно на государственном уровне. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации №544н от 18.10.2013 г.) [77], который описывает трудовые функции и квалификацию педагога в сфере дошкольного образования и призван мотивировать педагога к совершенствованию своей профессиональной педагогической деятельности.
При этом реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155) [78] определяет перед руководителями дошкольных образовательных организаций решение довольно сложной задачи. В частности, формирование педагога, обладающего богатым творческим потенциалом, ответственного, способного принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях, видеть в себе источник личностного и профессионального развития, потому как в ФГОС ДО в п.3.2.6.пп.1.,обозначено, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников [78].
К тому же в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» №761 от 26.08.2010 г. в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Гл.II. «Должности руководителей» в пункте «Должностные обязанности» описываются должностные обязанности руководителей образовательных организаций, согласно которым заведующий обязан создавать условия для непрерывного повышения квалификации работников [79].
Это подтверждается и другим нормативно-правовым документом, таким как профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» (проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (подготовлен Министерством труда России 23.06.2016) Гл. III. п.3.1.1. в блоке «Необходимые умения» говорится о том, что руководитель образовательной организации, в том числе дошкольной образовательной организации должен владеть навыками организации и мотивации коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений участников образовательных отношений, предупреждать конфликты и отстаивать собственную позицию [101].
Анализ нормативно-правовых документов показывает, что в их содержании прописаны требования к уровню компетенции педагогических работников дошкольной образовательной организации и их профессионализму. Наличие, либо отсутствие данных компетенций оценивается на основе прохождения педагогами процедуры аттестации, однако, педагогическая практика показывает, что на сегодняшний день количество педагогических работников, желающих пройти процедуру добровольной аттестации, снизилось, что в большинстве случаев обусловлено действующей системой мотивации, и уровнем мотивационной готовности педагогов к данной процедуре.
Важно отметить, что настоящее время в государственной образовательной политике Российской Федерации вопросу процедуры аттестации педагогических работников, в том числе дошкольной образовательной организации, уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.) в ст. 49 рассматривается определение понятия «аттестации педагогических работников, также представлены два варианта данной процедуры: аттестация работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории [101, с.45].
Нами в рамках исследования рассматривается, именно, второй вариант, потому как данный вид процедуры аттестации является добровольным для прохождения, а, следовательно, педагогические работники самостоятельно принимают решение о прохождении такого вида аттестации.
В ФГОС ДО в п.1.7.пп.5. обозначено, что Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации [78]. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность» (№ 276 от 07.04.2014 г.) в п.3 пп.1 одной из задач процедуры аттестации обозначена такая как стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста [79].
В Приложении 1. к Приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры» (№828 от 24.05.2016 г.) в п.1.3. отмечается, что аттестация педагогических работников проводится по желанию с целью установления квалификационной категории [80].
Однако при рассмотрении психолого-педагогических исследований, связанных с профессиональным развитием педагогов дошкольного образования, установлено, что педагогические работники являются неподготовленными для самореализации, реализации творческого потенциала, и представления опыта работы педагогическому сообществу, как в личностном, так и психологическом отношении, что свидетельствует о низком уровне мотивационной готовности педагогов.
Проблема формирования эффективной и устойчивой мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации является одной из актуальных проблем менеджмента образования, поскольку неразрывно соединяет оценку трудовых усилий работников и получаемого взамен вознаграждения, что в свою очередь предопределяет эффективность всей выстроенной руководителем системы работы дошкольной образовательной организации.
За последние годы наблюдается устойчивый интерес ученых к вопросу мотивационной готовности педагогов. Изучению проблемы мотивационной готовности посвящены труды многих зарубежных и российских авторов . Рассмотрение мотивационного компонента в структуре готовности к определенной деятельности рассматриваются в работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, И. Е. Пискарева и других.
Особенности мотивационной готовности как целостного компонента находит отражение в исследованиях Б.А. Агеева, Н.П. Гаманенко, А.Б. Корзина, В.Н. Кормаковой, Е.Г. Неделько, В.В. Степанова.
Теоретическое обоснование проблемы аттестации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых, как Т.Е. Ковиной, А.А. Майера, В.Д. Шадрикова и других.
Новые подходы к управлению образовательными организациями, в том числе и вопросы, затрагивающие мотивирование сотрудников, повышение уровня мотивационной готовности, прослеживаются в трудах К.Ю. Белой, Т.И. Шамовой, П. И. Третьякова, М.М. Поташника.
Вопросы проектирования системы работы, направленные на преобразование системы управления, прослеживаются в работах А.Г. Алешина, И.А. Колесниковой, В.С. Лазарева, М.М. Поташника. Данные авторы раскрывают подходы к определению понятия «проектирование», а также указывают на необходимость внедрения новых управленческих подходов в работе с педагогическими кадрами.
После анализа научных подходов к проблеме формирования мотивационной готовности педагогов, а также анализа нормативных документов, регламентирующих процесс повышения квалификации педагогических работников, а том числе, вопрос о процедуре аттестации, справедливо отметим, что проблема мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации является актуальной на сегодняшний день.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению мотивационной готовности, в представленной психолого-педагогической литературе не рассматривается вопрос проектирования системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов в процедуре аттестации.
Таким образом, необходимость изучения перечисленных аспектов определяет актуальность данного исследования.
Результаты анализа психолого-педагогической литературы, нормативно - правовых документов РФ и ХМАО-Югры, а также современной практики менеджмента дошкольной образовательной организации, позволили выделить противоречия:
- между высокой степенью теоретической разработанности проблемы формирования мотивационной готовности педагогов и недостаточной разработкой исследований о формировании мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации;
- между необходимостью концептуального обоснования и построения системы работы руководителя ДОО, направленной на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации и недостаточной разработанностью методологических и теоретических основ, внешних и внутренних условий и механизмов данного процесса в условиях дошкольных образовательных организаций;
- между потребностью педагогической практики и научно обоснованных методических материалов для формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации и недостаточностью научно - методического обеспечения по обозначенной проблеме.
Указанные противоречия позволили обозначить проблему исследования: как должна быть построена система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации?
Актуальность проблемы исследования и выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации.
Предмет исследования: проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации будет успешным, если:
1. Спроектирована и реализована система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, которая :
- основывается на таких подходах как системный, поведенческий и деятельностный;
- опирается на базовые принципы: открытости, расширения,
непрерывности, саморазвития;
- включает четыре основных направления в данной системе: проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов.
2. Обеспечены условия реализации системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности к процедуре аттестации:
- создан и реализуются перспективный план-график прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории;
- разработана программа подготовки педагогов ДОО к аттестации через создание условий для индивидуального сопровождения кадров;
- создана методическая система по сопровождению педагогов к процедуре аттестации, которая включает в себя: банк данных методических материалов (портфолио, аттестационное задание, отчет о самообследования), аттестовавшихся ранее педагогов; разработаны методические материалы по
ведению портфолио педагогов с целью отслеживания результатов саморазвития.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятий «мотивационная готовность», «мотивационная готовность к процедуре аттестации» в педагогической теории и практике.
2. Изучить особенности процедуры аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
4. Проанализировать внешние и внутренние условия, способствующие формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
5. Спроектировать и апробировать систему работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования, определяющие положения деятельностного подхода о психике и мотивации человека (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев,
А.К. Маркова);
- исследования, рассматривающие системный подход в управлении образованием (Питер Дракер, Б.Ф. Ломов , Г. Саймон, Т.И. Шамова);
- работы, рассматривающие поведенческий подход (П.С. Авдеев, Дуглас Макгрегор, И.В. Павлов);
- работы, посвященные теории развития мотивации, ее структуры и оптимальности мотивационного комплекса (К. Замфир, Е.П. Ильин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн);
- научные труды, посвященные изучению мотивационного компонента в структуре готовности к определенной деятельности (Л.Н. Божович,
A. Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин);
- научные труды, связанные с изучением особенностей мотивационной готовности (Б.А. Агеев, Н.М. Гаманенко, В.Н. Кормакова, В.В. Степанов);
- исследования, посвященные теоретическим аспектам проблемы аттестации педагогических работников (Т.Е. Ковина, А.А. Майер,
B. Д. Шадриков и другие);
- общие понятия и принципы педагогического проектирования (В.С.Лазарев, В.В.Краевский, И.А.Колесникова и другие).
Для решения поставленных задач определены следующие методы исследования:
1) теоретические методы: с целью изучения степени изученности проблемы применялись: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы; для обоснования актуальности темы исследования использовались: анализ нормативно-правовых источников; для уточнения категориального аппарата был применен метод сравнения и обобщения; для проектирования системы работы руководителя ДОО был применен метод проектирования.
2) эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и анализ документации ДОО, методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе выделенных подходов, таких как : системный, поведенческий и деятельностный, а также таких принципов как: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития; спроектирована система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, основанная на взаимодополняемых четырех направлениях (проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов).
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что уточнено содержание понятия «мотивационная готовность к процедуре аттестации», которое рассматривается нами как совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления, что позволило обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Спроектирована и внедрена в практику система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
3. Разработана и внедрена в практику ДОО методическая система по сопровождению и подготовке педагогов к процедуре аттестации, основанная на создании персонального сайта методиста «Система работы руководителя ДОО по подготовке педагогов к аттестации»; разработке методических рекомендаций по созданию портфолио педагога; разработке мероприятий для педагогов ДОО, направленных на повышение уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, а также создании методической разработки «Дневник педагога ДОО».
Достоверность результатов исследования заключается в том, что теоретически и экспериментально обоснована системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, в основании которой легли теоретические положения педагогики и психологии и менеджмента; эффективность разработанной системы работы руководителя ДОО доказана с помощью педагогического эксперимента и статистической обработки.
Апробация работы и личный вклад соискателя в разработку темы: результаты работы апробированы автором и внедрены в практику работы МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т. Белый Яр). К тому же апробация работы осуществлялась посредством:
1) участия в научно-практических конференциях:
- X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум -2018» (2018);
- Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференции
«Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (г. Сургут, 2017);
- Всероссийская молодежная научно-практическая конференция с международным участием «Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» ( г. Шадринск, 2018);
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (г. Сургут, 2019);
- VI Окружной кадровый форум «Управление персоналом образовательной организации от теории к практике» (г. Сургут, 2018);
- Региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Формирование и реализация исследовательских компетенций в социально-гуманитарных науках» (г. Сургут, 2019);
2) публикаций материалов исследования в научных журналах и сборниках, в том числе входящих в перечень рецензируемых научных изданий:
публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
- Горбунова, В.А. Теоретические основы формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Вестник БарГУ. Серия «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». - 2019. - №7. - С. 15-22.
- Горбунова, В.А. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов
дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Вестник СурГПУ.-2019. - №3. -С.213-226.
статьи в других научных периодических изданиях:
- Горбунова, В.А. Мотивационная готовность педагогических
работников к процедуре аттестации как фактор эффективного процесса управления в ДОО» / В.А. Горбунова // Студенческие исследования -2017: материалы Всероссийской студ. заоч. науч.- практ. конф. С междунар. Участием / отв. ред.: О.А. Некрасова, И.В.Чуйкова; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Бюд. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - С.473-478.
- Горбунова, В.А. Мотивация педагогических работников к
прохождению процедуры аттестации - главная задача современного руководителя образовательной организации. - Режим доступа. -http://obrugoria.ru/images/10.pdf
- Горбунова, В.А. Проблема формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации/
В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: Форум молодых ученых: материалы I Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар.уч. от 15-16 декабря 2017 г.» / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц. - Сургут: РИО СурГПУ, 2017. - С.252-263.
- Горбунова, В.А. К вопросу формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации . - Режим доступа. -https://scienceforum.ru/2018/article/2018002795
- Горбунова, В.А. К вопросу проектирования работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Актуальные вопросы теории и практики управления: сборник научных статей / под общ. ред. А.М. Чернопятова. - Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. - С.61-65.
- Горбунова, В.А. Некоторые аспекты применения информационно - коммуникационных технологий в подготовке педагогов к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки. В 2 ч. Ч. II : материалы Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Ипполитова. - Шадринск: ШГПУ, 2018. -С.206-211.
3) представления и обобщения основных результатов на научных семинарах магистрантов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотивационная готовность педагогов к процедуре аттестации представляет собой совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации.
2. Система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации основывается на системном, поведенческом, деятельностном подходах и принципах: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития; структурно представлена 4 направлениями: проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащением методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализацией работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышением уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов направлениями и реализуется в системе работы руководителя ДОО.
3. Условия реализации системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности к процедуре аттестации включают наличие перспективного план-графика прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории; реализацию разработай программы подготовки педагогов ДОО к аттестации, реализацию методической системы по сопровождению педагогов в процедуре аттестации через создание условий для индивидуального сопровождения кадров; наличие банка данных методических материалов (портфолио, аттестационное задание, отчет о самообследования) аттестовавшихся ранее педагогов.
Объем и структура выпускной квалификационной работы: работа изложена на 167 страницах машинописного текста, содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 110 наименований, 10 приложений. Текст диссертации включает таблицы, диаграммы.
Современные требования, которые предъявляются к педагогу дошкольной образовательной организации, закреплены нормативно на государственном уровне. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации №544н от 18.10.2013 г.) [77], который описывает трудовые функции и квалификацию педагога в сфере дошкольного образования и призван мотивировать педагога к совершенствованию своей профессиональной педагогической деятельности.
При этом реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155) [78] определяет перед руководителями дошкольных образовательных организаций решение довольно сложной задачи. В частности, формирование педагога, обладающего богатым творческим потенциалом, ответственного, способного принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях, видеть в себе источник личностного и профессионального развития, потому как в ФГОС ДО в п.3.2.6.пп.1.,обозначено, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников [78].
К тому же в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» №761 от 26.08.2010 г. в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Гл.II. «Должности руководителей» в пункте «Должностные обязанности» описываются должностные обязанности руководителей образовательных организаций, согласно которым заведующий обязан создавать условия для непрерывного повышения квалификации работников [79].
Это подтверждается и другим нормативно-правовым документом, таким как профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» (проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (подготовлен Министерством труда России 23.06.2016) Гл. III. п.3.1.1. в блоке «Необходимые умения» говорится о том, что руководитель образовательной организации, в том числе дошкольной образовательной организации должен владеть навыками организации и мотивации коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений участников образовательных отношений, предупреждать конфликты и отстаивать собственную позицию [101].
Анализ нормативно-правовых документов показывает, что в их содержании прописаны требования к уровню компетенции педагогических работников дошкольной образовательной организации и их профессионализму. Наличие, либо отсутствие данных компетенций оценивается на основе прохождения педагогами процедуры аттестации, однако, педагогическая практика показывает, что на сегодняшний день количество педагогических работников, желающих пройти процедуру добровольной аттестации, снизилось, что в большинстве случаев обусловлено действующей системой мотивации, и уровнем мотивационной готовности педагогов к данной процедуре.
Важно отметить, что настоящее время в государственной образовательной политике Российской Федерации вопросу процедуры аттестации педагогических работников, в том числе дошкольной образовательной организации, уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.) в ст. 49 рассматривается определение понятия «аттестации педагогических работников, также представлены два варианта данной процедуры: аттестация работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории [101, с.45].
Нами в рамках исследования рассматривается, именно, второй вариант, потому как данный вид процедуры аттестации является добровольным для прохождения, а, следовательно, педагогические работники самостоятельно принимают решение о прохождении такого вида аттестации.
В ФГОС ДО в п.1.7.пп.5. обозначено, что Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации [78]. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность» (№ 276 от 07.04.2014 г.) в п.3 пп.1 одной из задач процедуры аттестации обозначена такая как стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста [79].
В Приложении 1. к Приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры» (№828 от 24.05.2016 г.) в п.1.3. отмечается, что аттестация педагогических работников проводится по желанию с целью установления квалификационной категории [80].
Однако при рассмотрении психолого-педагогических исследований, связанных с профессиональным развитием педагогов дошкольного образования, установлено, что педагогические работники являются неподготовленными для самореализации, реализации творческого потенциала, и представления опыта работы педагогическому сообществу, как в личностном, так и психологическом отношении, что свидетельствует о низком уровне мотивационной готовности педагогов.
Проблема формирования эффективной и устойчивой мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации является одной из актуальных проблем менеджмента образования, поскольку неразрывно соединяет оценку трудовых усилий работников и получаемого взамен вознаграждения, что в свою очередь предопределяет эффективность всей выстроенной руководителем системы работы дошкольной образовательной организации.
За последние годы наблюдается устойчивый интерес ученых к вопросу мотивационной готовности педагогов. Изучению проблемы мотивационной готовности посвящены труды многих зарубежных и российских авторов . Рассмотрение мотивационного компонента в структуре готовности к определенной деятельности рассматриваются в работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, И. Е. Пискарева и других.
Особенности мотивационной готовности как целостного компонента находит отражение в исследованиях Б.А. Агеева, Н.П. Гаманенко, А.Б. Корзина, В.Н. Кормаковой, Е.Г. Неделько, В.В. Степанова.
Теоретическое обоснование проблемы аттестации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых, как Т.Е. Ковиной, А.А. Майера, В.Д. Шадрикова и других.
Новые подходы к управлению образовательными организациями, в том числе и вопросы, затрагивающие мотивирование сотрудников, повышение уровня мотивационной готовности, прослеживаются в трудах К.Ю. Белой, Т.И. Шамовой, П. И. Третьякова, М.М. Поташника.
Вопросы проектирования системы работы, направленные на преобразование системы управления, прослеживаются в работах А.Г. Алешина, И.А. Колесниковой, В.С. Лазарева, М.М. Поташника. Данные авторы раскрывают подходы к определению понятия «проектирование», а также указывают на необходимость внедрения новых управленческих подходов в работе с педагогическими кадрами.
После анализа научных подходов к проблеме формирования мотивационной готовности педагогов, а также анализа нормативных документов, регламентирующих процесс повышения квалификации педагогических работников, а том числе, вопрос о процедуре аттестации, справедливо отметим, что проблема мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации является актуальной на сегодняшний день.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению мотивационной готовности, в представленной психолого-педагогической литературе не рассматривается вопрос проектирования системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов в процедуре аттестации.
Таким образом, необходимость изучения перечисленных аспектов определяет актуальность данного исследования.
Результаты анализа психолого-педагогической литературы, нормативно - правовых документов РФ и ХМАО-Югры, а также современной практики менеджмента дошкольной образовательной организации, позволили выделить противоречия:
- между высокой степенью теоретической разработанности проблемы формирования мотивационной готовности педагогов и недостаточной разработкой исследований о формировании мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации;
- между необходимостью концептуального обоснования и построения системы работы руководителя ДОО, направленной на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации и недостаточной разработанностью методологических и теоретических основ, внешних и внутренних условий и механизмов данного процесса в условиях дошкольных образовательных организаций;
- между потребностью педагогической практики и научно обоснованных методических материалов для формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации и недостаточностью научно - методического обеспечения по обозначенной проблеме.
Указанные противоречия позволили обозначить проблему исследования: как должна быть построена система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации?
Актуальность проблемы исследования и выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации.
Предмет исследования: проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации будет успешным, если:
1. Спроектирована и реализована система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, которая :
- основывается на таких подходах как системный, поведенческий и деятельностный;
- опирается на базовые принципы: открытости, расширения,
непрерывности, саморазвития;
- включает четыре основных направления в данной системе: проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов.
2. Обеспечены условия реализации системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности к процедуре аттестации:
- создан и реализуются перспективный план-график прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории;
- разработана программа подготовки педагогов ДОО к аттестации через создание условий для индивидуального сопровождения кадров;
- создана методическая система по сопровождению педагогов к процедуре аттестации, которая включает в себя: банк данных методических материалов (портфолио, аттестационное задание, отчет о самообследования), аттестовавшихся ранее педагогов; разработаны методические материалы по
ведению портфолио педагогов с целью отслеживания результатов саморазвития.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятий «мотивационная готовность», «мотивационная готовность к процедуре аттестации» в педагогической теории и практике.
2. Изучить особенности процедуры аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
4. Проанализировать внешние и внутренние условия, способствующие формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
5. Спроектировать и апробировать систему работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования, определяющие положения деятельностного подхода о психике и мотивации человека (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев,
А.К. Маркова);
- исследования, рассматривающие системный подход в управлении образованием (Питер Дракер, Б.Ф. Ломов , Г. Саймон, Т.И. Шамова);
- работы, рассматривающие поведенческий подход (П.С. Авдеев, Дуглас Макгрегор, И.В. Павлов);
- работы, посвященные теории развития мотивации, ее структуры и оптимальности мотивационного комплекса (К. Замфир, Е.П. Ильин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн);
- научные труды, посвященные изучению мотивационного компонента в структуре готовности к определенной деятельности (Л.Н. Божович,
A. Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин);
- научные труды, связанные с изучением особенностей мотивационной готовности (Б.А. Агеев, Н.М. Гаманенко, В.Н. Кормакова, В.В. Степанов);
- исследования, посвященные теоретическим аспектам проблемы аттестации педагогических работников (Т.Е. Ковина, А.А. Майер,
B. Д. Шадриков и другие);
- общие понятия и принципы педагогического проектирования (В.С.Лазарев, В.В.Краевский, И.А.Колесникова и другие).
Для решения поставленных задач определены следующие методы исследования:
1) теоретические методы: с целью изучения степени изученности проблемы применялись: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы; для обоснования актуальности темы исследования использовались: анализ нормативно-правовых источников; для уточнения категориального аппарата был применен метод сравнения и обобщения; для проектирования системы работы руководителя ДОО был применен метод проектирования.
2) эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и анализ документации ДОО, методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе выделенных подходов, таких как : системный, поведенческий и деятельностный, а также таких принципов как: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития; спроектирована система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, основанная на взаимодополняемых четырех направлениях (проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов).
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что уточнено содержание понятия «мотивационная готовность к процедуре аттестации», которое рассматривается нами как совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления, что позволило обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Спроектирована и внедрена в практику система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
3. Разработана и внедрена в практику ДОО методическая система по сопровождению и подготовке педагогов к процедуре аттестации, основанная на создании персонального сайта методиста «Система работы руководителя ДОО по подготовке педагогов к аттестации»; разработке методических рекомендаций по созданию портфолио педагога; разработке мероприятий для педагогов ДОО, направленных на повышение уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, а также создании методической разработки «Дневник педагога ДОО».
Достоверность результатов исследования заключается в том, что теоретически и экспериментально обоснована системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, в основании которой легли теоретические положения педагогики и психологии и менеджмента; эффективность разработанной системы работы руководителя ДОО доказана с помощью педагогического эксперимента и статистической обработки.
Апробация работы и личный вклад соискателя в разработку темы: результаты работы апробированы автором и внедрены в практику работы МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т. Белый Яр). К тому же апробация работы осуществлялась посредством:
1) участия в научно-практических конференциях:
- X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум -2018» (2018);
- Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференции
«Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (г. Сургут, 2017);
- Всероссийская молодежная научно-практическая конференция с международным участием «Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» ( г. Шадринск, 2018);
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (г. Сургут, 2019);
- VI Окружной кадровый форум «Управление персоналом образовательной организации от теории к практике» (г. Сургут, 2018);
- Региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Формирование и реализация исследовательских компетенций в социально-гуманитарных науках» (г. Сургут, 2019);
2) публикаций материалов исследования в научных журналах и сборниках, в том числе входящих в перечень рецензируемых научных изданий:
публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
- Горбунова, В.А. Теоретические основы формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Вестник БарГУ. Серия «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». - 2019. - №7. - С. 15-22.
- Горбунова, В.А. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов
дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Вестник СурГПУ.-2019. - №3. -С.213-226.
статьи в других научных периодических изданиях:
- Горбунова, В.А. Мотивационная готовность педагогических
работников к процедуре аттестации как фактор эффективного процесса управления в ДОО» / В.А. Горбунова // Студенческие исследования -2017: материалы Всероссийской студ. заоч. науч.- практ. конф. С междунар. Участием / отв. ред.: О.А. Некрасова, И.В.Чуйкова; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Бюд. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - С.473-478.
- Горбунова, В.А. Мотивация педагогических работников к
прохождению процедуры аттестации - главная задача современного руководителя образовательной организации. - Режим доступа. -http://obrugoria.ru/images/10.pdf
- Горбунова, В.А. Проблема формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации/
В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: Форум молодых ученых: материалы I Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар.уч. от 15-16 декабря 2017 г.» / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц. - Сургут: РИО СурГПУ, 2017. - С.252-263.
- Горбунова, В.А. К вопросу формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации . - Режим доступа. -https://scienceforum.ru/2018/article/2018002795
- Горбунова, В.А. К вопросу проектирования работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Актуальные вопросы теории и практики управления: сборник научных статей / под общ. ред. А.М. Чернопятова. - Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. - С.61-65.
- Горбунова, В.А. Некоторые аспекты применения информационно - коммуникационных технологий в подготовке педагогов к процедуре аттестации/В.А. Горбунова, С.М. Зырянова // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки. В 2 ч. Ч. II : материалы Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Ипполитова. - Шадринск: ШГПУ, 2018. -С.206-211.
3) представления и обобщения основных результатов на научных семинарах магистрантов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотивационная готовность педагогов к процедуре аттестации представляет собой совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации.
2. Система работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации основывается на системном, поведенческом, деятельностном подходах и принципах: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития; структурно представлена 4 направлениями: проектирование работы, направленной на выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащением методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализацией работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышением уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов направлениями и реализуется в системе работы руководителя ДОО.
3. Условия реализации системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности к процедуре аттестации включают наличие перспективного план-графика прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории; реализацию разработай программы подготовки педагогов ДОО к аттестации, реализацию методической системы по сопровождению педагогов в процедуре аттестации через создание условий для индивидуального сопровождения кадров; наличие банка данных методических материалов (портфолио, аттестационное задание, отчет о самообследования) аттестовавшихся ранее педагогов.
Объем и структура выпускной квалификационной работы: работа изложена на 167 страницах машинописного текста, содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 110 наименований, 10 приложений. Текст диссертации включает таблицы, диаграммы.
Проблема формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации на сегодняшний день является актуальной, что подтверждается нормативно-правовыми документами, а также научными исследованиями, раскрывающими вопросы мотивационной готовности педагогов. Актуальность исследуемой проблемы обоснована на социально - педагогическом уровне социальным заказом общества на компетентного педагога дошкольной образовательной организации. Несмотря на внимание, уделяемое решению этой проблемы, проблема формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации в настоящее время исследована недостаточно.
В заключении изложим основные выводы проведенного исследования.
1. Для решения первой задачи был проведен анализ современного состояния рассматриваемой проблемы, который позволил нам обосновать теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. Рассмотрение современных тенденций в области управления образованием продемонстрировал, что современные дошкольные образовательные организации имеют все необходимые ресурсы для осуществления планомерного и целенаправленного процесса в этом направлении.
2. В рамках решения второй задачи уточнено содержание понятийного аппарата исследования, включающего следующие понятия:
- мотивационная готовность - интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних, профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием);
- мотивационная готовность педагогов к процедуре аттестации - совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления.
3. На основе анализа психолого-педагогической литературы и
диссертационных исследований выявлены и обоснованы критерии, показатели и уровни мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, включающие три компонента: сформированность мотива самосовершенствования, сформированность мотива преодоления затруднений интерес и наличие устойчивого интереса к процедуре аттестации.
4. Для достижения цели исследования спроектирована и реализована система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. В качестве методологической основы были определены системный, поведенческий и деятельностный подходы. Основными принципами реализации системы работы руководителя ДОО, направленной на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации , определены принцип открытости, расширения, непрерывности и саморазвития.
Спроектированная система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации , которая основывается на таких подходах как: системный, деятельностный и поведенческий, также основывается на принципах: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития. Система содержит следующие взаимосвязанные направления работы: выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализация наличия отрицательных мотивов к педагогов.
5. Эффективность реализации системы работы руководителя ДОО обеспечивается преобразованными условиями:
а) реализуется план-график прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории;
б) реализуется программа подготовки педагогов к процедуре аттестации через индивидуальное сопровождение педагогических кадров;
в) разработан банк методических материалов;
г) ведется отслеживание результатов саморазвития педагогов.
6. Разработано и внедрено методическое обеспечение процесса формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, включающее проект «Шаг к успеху». Проект является универсальным и может использоваться не только в экспериментальной группе, но и в любой другой дошкольной образовательной организации.
При реализации проекта организаторами поддерживалось и стимулировалось наличие самостоятельности и активности педагогических работников по данной проблеме, а также были разработаны необходимые локальные акты, преобразован методический кабинет в рамках деятельности по формированию мотивационной готовности педагогов, разработан авторский тематический сайт с целью организации индивидуальной работы с педагогами в рамках заявленной проблемы.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать тот факт, что поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Стоит отметить, что проведенное исследование не решает всех проблем формирования мотивационной готовности к процедуре аттестации. Данное проведенное исследование позволяет определить и перспективные области дальнейшего изучения. Исследование можно продолжить в русле изучения проблемы выявления и формирования общей готовности педагогов к процедуре аттестации, а также рассмотрения новых условий для формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
В заключении изложим основные выводы проведенного исследования.
1. Для решения первой задачи был проведен анализ современного состояния рассматриваемой проблемы, который позволил нам обосновать теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. Рассмотрение современных тенденций в области управления образованием продемонстрировал, что современные дошкольные образовательные организации имеют все необходимые ресурсы для осуществления планомерного и целенаправленного процесса в этом направлении.
2. В рамках решения второй задачи уточнено содержание понятийного аппарата исследования, включающего следующие понятия:
- мотивационная готовность - интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних, профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием);
- мотивационная готовность педагогов к процедуре аттестации - совокупность внутренних мотивов личности, профессиональных (педагогических) мотивов, адекватных прохождению процедуры аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления.
3. На основе анализа психолого-педагогической литературы и
диссертационных исследований выявлены и обоснованы критерии, показатели и уровни мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, включающие три компонента: сформированность мотива самосовершенствования, сформированность мотива преодоления затруднений интерес и наличие устойчивого интереса к процедуре аттестации.
4. Для достижения цели исследования спроектирована и реализована система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. В качестве методологической основы были определены системный, поведенческий и деятельностный подходы. Основными принципами реализации системы работы руководителя ДОО, направленной на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации , определены принцип открытости, расширения, непрерывности и саморазвития.
Спроектированная система работы руководителя ДОО, направленная на формирование мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации , которая основывается на таких подходах как: системный, деятельностный и поведенческий, также основывается на принципах: открытости, расширения, непрерывности, саморазвития. Система содержит следующие взаимосвязанные направления работы: выявление и устранение имеющихся у педагогов затруднений; обогащение методической и административной работы, связанной с прохождением процедуры аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; повышение уровня самосовершенствования и нейтрализация наличия отрицательных мотивов к педагогов.
5. Эффективность реализации системы работы руководителя ДОО обеспечивается преобразованными условиями:
а) реализуется план-график прохождения педагогами процедуры аттестации с присвоением квалификационной категории;
б) реализуется программа подготовки педагогов к процедуре аттестации через индивидуальное сопровождение педагогических кадров;
в) разработан банк методических материалов;
г) ведется отслеживание результатов саморазвития педагогов.
6. Разработано и внедрено методическое обеспечение процесса формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, включающее проект «Шаг к успеху». Проект является универсальным и может использоваться не только в экспериментальной группе, но и в любой другой дошкольной образовательной организации.
При реализации проекта организаторами поддерживалось и стимулировалось наличие самостоятельности и активности педагогических работников по данной проблеме, а также были разработаны необходимые локальные акты, преобразован методический кабинет в рамках деятельности по формированию мотивационной готовности педагогов, разработан авторский тематический сайт с целью организации индивидуальной работы с педагогами в рамках заявленной проблемы.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать тот факт, что поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Стоит отметить, что проведенное исследование не решает всех проблем формирования мотивационной готовности к процедуре аттестации. Данное проведенное исследование позволяет определить и перспективные области дальнейшего изучения. Исследование можно продолжить в русле изучения проблемы выявления и формирования общей готовности педагогов к процедуре аттестации, а также рассмотрения новых условий для формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К АТТЕСТАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



