ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования
выразительности речи младших школьников на уроках 8 русского языка
1.1. Характеристика выразительности речи младших школьников в
научно-методических исследованиях 8
1.2. Методические аспекты формирования выразительности речи
младших школьников на уроках русского
языка 14
1.3. Формирование выразительности речи учащихся на уроках
русского языка в школьной практике 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
выразительности речи младших школьников на уроках русского языка 31
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов в формировании выразительности речи младших школьников
на уроках русского языка 31
2.2. Диагностика выразительности речи учащихся
экспериментального класса 38
2.3. Проектирование работы по формированию выразительности
речи младших школьников на уроках русского языка 45
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 61
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования
выразительности речи младших школьников на уроках 8 русского языка
1.1. Характеристика выразительности речи младших школьников в
научно-методических исследованиях 8
1.2. Методические аспекты формирования выразительности речи
младших школьников на уроках русского
языка 14
1.3. Формирование выразительности речи учащихся на уроках
русского языка в школьной практике 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
выразительности речи младших школьников на уроках русского языка 31
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов в формировании выразительности речи младших школьников
на уроках русского языка 31
2.2. Диагностика выразительности речи учащихся
экспериментального класса 38
2.3. Проектирование работы по формированию выразительности
речи младших школьников на уроках русского языка 45
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 61
Человек всю жизнь совершенствует свою речь. На каждом возрастном этапе он вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важным этапом является детский возраст. Именно в этот период развивается речь, как средство общения и познания окружающего мира.
Программы по русскому языку выдвигают требования к выразительной речи учащихся. Именно на уроках русского языка необходимо уделять внимание выразительности речи, так как цель русского языка - научить эффективному общению. Выразительность речи - это одно из важных требований к речи человека. Речь воздействует на читателя и слушателя только тогда, когда она выразительна. Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Необходимость обучения школьников умению использовать языковые средства выразительности устной речи подчёркивают многие учёные: В.А. Артёмов, Е.А. Бахмутова, И.Я. Блинов, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, Л.А. Горбушина, Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь, М.А. Рыбникова и многие другие. Всеми признаётся особое значение дошкольного и младшего школьного возраста в овладении речью, в формировании умения пользоваться средствами выразительности устной речи. Не случайно программа начальной школы одной из задач в области обучения русскому языку и литературному чтению ставит задачу формирования выразительной устной речи.
Однако речь учащихся не только начальной, но и средней школы далеко не всегда выразительна (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.). Причиной такого состояния речевых умений младших школьников является то, что развитию выразительности речи на уроках русского языка и литературного чтения уделяется значительно меньше внимания, чем требуется. Кроме того, учитель не располагает достаточно разработанной методикой обучения устной речи. В школьной практике мы часто можем услышать, как учитель требует от ученика: «Говори выразительно!» или «Говори красиво!» Но что это значит, никак не разъясняется, поэтому сколько бы ни звучали указанные выше требования, они не достигают своей цели.
Выразительность - это обязательное качество речи человека, которое находится в одном ряду с такими качествами хорошей речи, как точность, богатство, логичность, уместность и др. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в тоне, в интонации, в мимике, в жесте, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев теми или иными средствами выразительности, человек начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей (Оморокова, 1997, 74-75).
В методической литературе в основном отражена проблема воспитания правильной речи детей (Г.В. Артоболевский, Ш.В. Журкина, В.П. Канакина, Н.М. Неусыпова, Т.М. Рогожникова, Н.Ф.Титова и др.), рассмотрение вопроса грамматического строя речи младших школьников (Е.Л. Акимова, А.Н. Гвоздев, Л.А. Калмыкова и др.), а также обучение детей выразительности речи (Н.М. Ильенко, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Р.Н. Никольская, Н.С. Черноусова и др.).
К сожалению, в школьной практике не каждый учитель начальных классов уделяет серьезное внимание целенаправленному обучению выразительности речи, поскольку не владеют методикой организации такой работы на уроках русского языка. В связи с данным фактом, мы решили остановить свой выбор не следующей теме выпускного квалификационного
исследования: «Формирование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) учитываются две её стороны - интонационная и лексическая;
2) предлагаются специальные задания для выработки практических умений учащихся в соответствии с упражнениями учебника по изучаемой теме урока.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса, изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость состоит в разработке педагогических условий уроков русского языка, направленных на формирование выразительности речи младших школьников.
База исследования - 2 «Б» класс, МОУ «Уразовская средняя
общеобразовательная школа №1» Валуйского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практических конференциях по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2016-17г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в научно¬практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2018г.
Программы по русскому языку выдвигают требования к выразительной речи учащихся. Именно на уроках русского языка необходимо уделять внимание выразительности речи, так как цель русского языка - научить эффективному общению. Выразительность речи - это одно из важных требований к речи человека. Речь воздействует на читателя и слушателя только тогда, когда она выразительна. Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Необходимость обучения школьников умению использовать языковые средства выразительности устной речи подчёркивают многие учёные: В.А. Артёмов, Е.А. Бахмутова, И.Я. Блинов, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, Л.А. Горбушина, Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь, М.А. Рыбникова и многие другие. Всеми признаётся особое значение дошкольного и младшего школьного возраста в овладении речью, в формировании умения пользоваться средствами выразительности устной речи. Не случайно программа начальной школы одной из задач в области обучения русскому языку и литературному чтению ставит задачу формирования выразительной устной речи.
Однако речь учащихся не только начальной, но и средней школы далеко не всегда выразительна (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.). Причиной такого состояния речевых умений младших школьников является то, что развитию выразительности речи на уроках русского языка и литературного чтения уделяется значительно меньше внимания, чем требуется. Кроме того, учитель не располагает достаточно разработанной методикой обучения устной речи. В школьной практике мы часто можем услышать, как учитель требует от ученика: «Говори выразительно!» или «Говори красиво!» Но что это значит, никак не разъясняется, поэтому сколько бы ни звучали указанные выше требования, они не достигают своей цели.
Выразительность - это обязательное качество речи человека, которое находится в одном ряду с такими качествами хорошей речи, как точность, богатство, логичность, уместность и др. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в тоне, в интонации, в мимике, в жесте, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев теми или иными средствами выразительности, человек начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей (Оморокова, 1997, 74-75).
В методической литературе в основном отражена проблема воспитания правильной речи детей (Г.В. Артоболевский, Ш.В. Журкина, В.П. Канакина, Н.М. Неусыпова, Т.М. Рогожникова, Н.Ф.Титова и др.), рассмотрение вопроса грамматического строя речи младших школьников (Е.Л. Акимова, А.Н. Гвоздев, Л.А. Калмыкова и др.), а также обучение детей выразительности речи (Н.М. Ильенко, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Р.Н. Никольская, Н.С. Черноусова и др.).
К сожалению, в школьной практике не каждый учитель начальных классов уделяет серьезное внимание целенаправленному обучению выразительности речи, поскольку не владеют методикой организации такой работы на уроках русского языка. В связи с данным фактом, мы решили остановить свой выбор не следующей теме выпускного квалификационного
исследования: «Формирование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) учитываются две её стороны - интонационная и лексическая;
2) предлагаются специальные задания для выработки практических умений учащихся в соответствии с упражнениями учебника по изучаемой теме урока.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса, изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость состоит в разработке педагогических условий уроков русского языка, направленных на формирование выразительности речи младших школьников.
База исследования - 2 «Б» класс, МОУ «Уразовская средняя
общеобразовательная школа №1» Валуйского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практических конференциях по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2016-17г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в научно¬практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2018г.
Проведенное нами исследование позволило убедиться в актуальности выбранной темы для выпускного квалификационного исследования. Формирование выразительной речи у младшего школьника - одна из важнейших задач учителя. Каждый урок русского языка должен быть построен так, чтобы работа над выразительностью речи являлась приоритетной, поскольку овладение грамотной и красивой речью - необходимое условие профессионального роста, успеха в жизни каждого человека.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы обнаружили, что проблема формирования выразительности речи младших школьников становится предметом психологических и педагогических исследований.
Теоретическое изучение рассматриваемой нами проблемы позволило нам сделать вывод о том, что формирование выразительности речи младших школьников обеспечивает эффективную адаптацию учащегося в обществе, способность в определенной мере противостоять обществу, тем препятствиям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению, поэтому особое внимание следует уделять интонационной и лексической сторонам выразительности речи.
Изучение методической литературы по теме исследования убедило нас в том, что формирование выразительности речи необходимо осуществлять на каждом уроке. Понимание выразительной речи приобретается в основном при обучении. Учащимся предлагаются специальные упражнения для выработки практических умений в соответствии с учебной темой урока. Использование этих упражнений способствует не только пониманию учебного материала, но и развитию коммуникативных возможностей ребенка. Благодаря этому активизируются приобретаемые умения в речевой практике.
В ходе предпринятого нами анализа учебников «Русский язык», подготовленных авторским коллективом под руководством С.В. Иванова («Начальная школа XXI века») мы установили, что они не содержат достаточного количества материала для формирования выразительности речи младших школьников. Целевой анализ учебных книг позволил выявить отдельные упражнения, которые способствуют
формированиювыразительности речи младших школьников. Однако конкретных рекомендаций в методических пособиях по формированию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка не предлагаются.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе второго класса МОУ «Уразовская СОШ №1» Валуйского района Белгородской области. На контрольном этапе мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию выразительности речи младших школьников. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике. В проведенном исследовании формирование выразительности речи на уроках русского языка подтвердило теоретическую значимость и нашло конкретное практическое решение. Было доказано, что на уроках русского языка необходимо уделять внимание не только интонационной, но и лексической стороне выразительности, обращать внимание на использование средств речевой выразительности младшими школьниками для выражения своих мыслей и чувств.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы обнаружили, что проблема формирования выразительности речи младших школьников становится предметом психологических и педагогических исследований.
Теоретическое изучение рассматриваемой нами проблемы позволило нам сделать вывод о том, что формирование выразительности речи младших школьников обеспечивает эффективную адаптацию учащегося в обществе, способность в определенной мере противостоять обществу, тем препятствиям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению, поэтому особое внимание следует уделять интонационной и лексической сторонам выразительности речи.
Изучение методической литературы по теме исследования убедило нас в том, что формирование выразительности речи необходимо осуществлять на каждом уроке. Понимание выразительной речи приобретается в основном при обучении. Учащимся предлагаются специальные упражнения для выработки практических умений в соответствии с учебной темой урока. Использование этих упражнений способствует не только пониманию учебного материала, но и развитию коммуникативных возможностей ребенка. Благодаря этому активизируются приобретаемые умения в речевой практике.
В ходе предпринятого нами анализа учебников «Русский язык», подготовленных авторским коллективом под руководством С.В. Иванова («Начальная школа XXI века») мы установили, что они не содержат достаточного количества материала для формирования выразительности речи младших школьников. Целевой анализ учебных книг позволил выявить отдельные упражнения, которые способствуют
формированиювыразительности речи младших школьников. Однако конкретных рекомендаций в методических пособиях по формированию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка не предлагаются.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе второго класса МОУ «Уразовская СОШ №1» Валуйского района Белгородской области. На контрольном этапе мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию выразительности речи младших школьников. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике. В проведенном исследовании формирование выразительности речи на уроках русского языка подтвердило теоретическую значимость и нашло конкретное практическое решение. Было доказано, что на уроках русского языка необходимо уделять внимание не только интонационной, но и лексической стороне выразительности, обращать внимание на использование средств речевой выразительности младшими школьниками для выражения своих мыслей и чувств.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРЫ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка при изучении глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование устной монологической речи младших школьников на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Формирование речевого этикета младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Развитие текстовых умений младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



