ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 7
1.1. Понятие деятельностной компетентности и ее место в системе ключевых
компетентностей современного школьника 7
1.2. Требования к результатам обучения математике 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 28
2.1. Понятие, виды и формы самостоятельной работы в урочной деятельности 28
2.2. Основные функции самостоятельной работы на уроках математики 39
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ
ПРИМЕНЕНИЕ» 45
3.1. Цели и задачи организации самостоятельной работы при обучении
производной 45
3.2. Организация самостоятельной работы 52
3.3. Роль самостоятельной работы в достижении запланированных
результатов обучения 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Математика на протяжении всего времени с момента зарождения является неотъемлемой частью культуры человечества, источником к постижению окружающего мира и общества, основой научно-технического прогресса, а также гуманитарного образования и значимым компонентом в развитии личности.
Математика является частью среднего общего образования. Постоянно требуются и конкретные математические знания, и интеллектуальные качества, которые развиваются в процессе овладения данным предметом.
Математическое образование в школе помогает овладеть такими знаниями, которые необходимы для ориентирования в нынешнем мире современных технологий, помогает приобрести навыки логического и алгоритмического мышления, развить воображение и интуицию, сформировать мировоззрение, нравственные черты, эстетическое восприятие окружающего мира, пополнить запас знаний. Главным аспектом на сегодняшний день в образовании считается воспитание самостоятельности, самореализация личности. Самостоятельность обуславливается умением ставить перед собой важные цели, находить способы их достижения в различных условиях, находить нестандартные решения. Но как же воспитать такое свойство? Без сомнений, здесь нужно воспользоваться таким видом работы на уроке, как самостоятельная работа. Она подготавливает обучающегося к самообразованию, формирует организованность, целенаправленность, самооценку и рефлексивность мышления.
Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет важную роль не только для успешности образовательного процесса, но и в подготовке к дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы.
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной в современной школе, работающей по Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, в основу которого поставлен деятельностный подход.
Все выше сказанное выявляет проблему исследования: изучение организации самостоятельной работы школьников и условий ее эффективной реализации в условиях работы по ФГОС среднего общего образования.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Тема нашего исследования: «Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития деятельностной компетентности».
Объектом исследования является самостоятельная деятельность школьников.
Предмет исследования: условия реализации самостоятельной
деятельности обучающихся старшеклассников.
Гипотеза исследования: формирование у обучающихся в старших классах самостоятельности будет осуществляться эффективно при реализации определённых условий:
- введение в систему обучения математике специальных заданий, упражнений и задач на развитие самостоятельности.
- систематическое включение старшеклассников в учебную деятельность на уроках математики.
- оптимальное использование методов обучения, направленных на формирование самостоятельности у старшеклассников на уроках математики.
- обеспечение доброжелательных отношений с одноклассниками и педагогами.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач выпускной квалификационной работы:
1. На основе Федерального государственного стандарта общего среднего (полного) образования определить сущность деятельностной
компетентности и требования к сформированности умений на уроках математики.
2. Проанализировать различные направления в исследовании природы самостоятельности обучающихся, виды, формы и функции самостоятельной работы.
3. Рассмотреть особенности организации самостоятельной работы учащихся.
4. Разработать систему самостоятельных работ, реализующих тематический контроль знаний учащихся по теме «Производная и ее применение».
5. Апробировать разработанную систему самостоятельных работ у старшеклассников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, педагогический
эксперимент;
- математические: методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Белгорода, 11 «А» класс
Апробация предложенных самостоятельных работ была проведена при прохождении преддипломной практики в МБОУ «СОШ №47» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность проблемы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Системно-деятельностный подход к организации обучения математике» рассматриваются понятия «компетентность», «компетентностный подход», «деятельностный подход», «ключевые
компетенции», выясняется, какое место занимает деятельностный подход в системе ключевых компетенций, связав это с требованиями ФГОС среднего общего образования. В этой главе приводятся в соответсвии с ФГОС требования к результатам обучения математике.
Во второй главе «Особенности самостоятельной работы на уроках математики» охарактеризована самостоятельная работа. Раскрываются ее сущность, виды, формы и функции при обучении математике.
В третьей главе «Формирование деятельностной компетентности школьников при изучении темы «Производная и ее применение» изложено содержание и принципы организации самостоятельной работы в 11 классе при повторении разделов, связанных с производной; описана экспериментальная работа по разработке и проведению системы самостоятельных работ и проанализированы результаты их проведения.
В заключении содержатся выводы по главам и результатам исследования.
В ходе исследования проблемы изучения организации самостоятельной работы школьников и условий ее эффективной реализации мы убедились в ее актуальности и значимости рассматриваемых вопросов для учителя математики.
В первой главе мы рассматривали понятия «компетентность», «деятельностная компетентность» и «деятельностный подход». Мы выяснили, что компетентность выражается в знаниях, умениях и способностях обучающегося, обусловленными его работами в какой-либо значимой сфере и проявляющейся в подготовке личности к самостоятельной работе. Результат анализа изученной литературы помог сформулировать приблизительное определение этого понятия.
Компетентность - это особенность, которая дает нам представление о самостоятельной деятельности ученика при оценивании его действий, направленных на преодоление проблем при решении задач. Готовность к решению этих проблем с использованием разнообразных средств, к социальному взаимодействию, компетентность и стремление к самообразованию говорят о деятельностном подходе в образовании. Данный подход важен при обучении использованию знаний на практике в целях достижения определенного результата. Чтобы повысить качество образования, необходимо заинтересовать обучающихся в обучении, объяснить им смысл того или иного материала. Познавательная же активность обучающихся проявляется в использовании на уроках разнообразных средств: иллюстрации, справочников, видеофильмов. Этому же способствует проведение урока с помощью ПК (персонального компьютера), проектора и интерактивной доски. Однако, главным методом обучения при таком подходе, как выяснилось, является самостоятельная работа.
Во второй главе мы изучали понятие «самостоятельная работа», ее виды, формы и функции. Также после анализа специальной литературы можно сказать, что самостоятельная работа - это вид работы, когда обучающиеся выполняют задания без прямого вмешательства учителя. Учитель всего лишь предлагает план проведения работы, выделяет под нее время на уроке, вносит поправки в процессе выполнения, дает небольшие корректировки. Существуют различные виды и формы самостоятельной работы. Какую из них выбирать и как проводить, выбирает учитель. Для этого он предварительно составляет план самостоятельной работы, чтобы подготовить учеников на предшествующих к ней уроках. Правильно организованная самостоятельная работа способствует лучшему усвоению знаний, является главным условием формирования навыков в самостоятельном принятии решения. Для эффективных результатов следует правильно спланировать сам процесс проведения работ: в какой период изучения темы, на каком этапе урока, сколько заданий и соответственно времени предоставить. Необходимо правильно подобрать задания и определить их минимум для решения.
В экспериментальной части (Глава 3) было разработано три самостоятельных работы по теме «Производная и ее применение». Выбор темы был связан с использованием ее в заданиях ЕГЭ. Эксперимент проводился в МБОУ «СОШ №47» г. Белгорода во время прохождения преддипломной практики. Выяснилось, что полезно проводить самостоятельные работы в определенные периоды изучения темы, чтобы выявить пробелы в знаниях учеников. В ходе эксперимента подтвердилось, что самостоятельная работа способствовала улучшению знаний, более прочному и глубокому их усвоению, развитию мышления и творческих способностей. В процессе выполнения этих работ формировались навыки практического характера, что тоже положительно сказывается на усовершенствовании познавательных умений. Это также говорит и о начале формирования их компетентности.
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.:Просвещение, 1977. - 256 с.
3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: Издательство, 2004. - 176 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
5. Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/549225/ - (Дата обращения 09.12.2016)
6. Демидова С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении
математике: формирование умений самостоятельной работы /
Л.О. Денищева, С.И. Демидова. - М.: Просвещение,2005. - 191 с.
7. Дерябина И.А. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/292/48093.php (Дата обращения 10.01.2017)
8. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М: Учпедгиз, 1961. - 240 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%E8.doc (Дата обращения 10.12.2016)
10.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 284 с.
11. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова, И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.
12. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа для 11 класса / Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин, Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение,2010. - 336 с.
13. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studopedia.ru/10_167314_struktura-kompetentnosti.html (Дата
обращения 08.01.2017)
14. Коноводова Ю.А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Ю.А. Коноводова. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - 105 с.
15. Концепция ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://avkrasn.ru/article-1119.html (Дата обращения 15.04.2017)
16. Краевский В.В. О культурологическом и компетентном подходах к формированию содержания образования / В.В. Краевский. - М., 2005.- 17¬23 с.
17. Лебедев О.Е. Компетентностный поход в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0389/3-0389-1.shtml (Дата обращения 8.04.2017)
18. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков,
B. С. Леднев. - М.,2002. - 384 с.
19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
20. Миронов А.В. Как построить урок в соответствие с ФГОС / А.В. Миронов. - М.: Учитель, 2016. - 176 с.
21.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова,
C. И. Ожегов. - М.: Азбуковник, 1997. - 940 с.
22. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filippovarf.ucoz.ru/samost_rabota_na_ur_mat-ki.pdf (Дата обращения 16.04.2017)
23. Павлова Л.Е. Принципы и способы организации самостоятельной работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/principi-i- sposobi-organizacii-samostoyatelnoy-raboti-obuchayuschihsya- 1734445.html (Дата обращения 06.05.2017)
24. Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mirznanii.com/a/175121/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii- samostoyatelnoy-raboty-uchashchikhsya (Дата обращения 06.05.2017)
25. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельности
школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
26. Признаки и условия организации самостоятельной работы учащихся
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats
.allbest.ru/pedagogics/00198664_0.html (Дата обращения 06.05.2017)
27. Роль самостоятельной работы в обучении математике [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/rol_
samostoyatelnoy_raboty_v_obuchenii_matematiki-532839.htm (Дата
обращения 07.05.2017)
28. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
29. Сопова А.С. Самостоятельная работа на уроках математики: методическая
разработка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //nsportal .ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/03/14/ samostoyatelnaya-rabota-na-urokakh-matematiki (Дата обращения
13.05.2017)
30. Федоров А.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова, А.В. Федоров. - Омск.: Омскбланкиздат, 2012. - 210 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (Дата обращения 17.04.2017)
32. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (Дата обращения 10.05.2017)
33. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. -
М.: Народное образование, 2002. - 488 с.
34. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении /
А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, 2012. - 63 с.
35. Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/127679/3 (Дата обращения 11.05.2017)
36. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как
необходимость / И.И. Агапов, С.Е. Шишов. - М.: Мир образования - образование в мире, 2002. - 59 с.
37. Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов / Е.А. Шумилова. - Palmarium Academic Publishing, 2013. - 252 с.
38. Шурыгина Л.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/517670/ (Дата обращения 20.05.2017)