МЕДИАРИЛЕЙШНЗ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БГИИК)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8 ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАРИЛЕЙШНЗ»
1.1. Понятие «медиарилейшнз»: системный 8
аспект
1.2. Специфика субъектов медиарилейшнз в системе высшего 19
образования
1.3. Основные инструменты медиарилейшнз в системе высшего 24
образования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО 31 СМИ В БГИИК
2.1. Пресс-служба как основной канал взаимодействия со СМИ (на 31
примере БГИИК)
2.2. Основные инструменты медиарилейшнз в БГИИК 37
2.3. Анализ эффективности деятельности пресс-службы 45
БГИИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8 ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАРИЛЕЙШНЗ»
1.1. Понятие «медиарилейшнз»: системный 8
аспект
1.2. Специфика субъектов медиарилейшнз в системе высшего 19
образования
1.3. Основные инструменты медиарилейшнз в системе высшего 24
образования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО 31 СМИ В БГИИК
2.1. Пресс-служба как основной канал взаимодействия со СМИ (на 31
примере БГИИК)
2.2. Основные инструменты медиарилейшнз в БГИИК 37
2.3. Анализ эффективности деятельности пресс-службы 45
БГИИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние десятилетия отечественная система высшего образования претерпела ряд значительных изменений. На рынке сложилась ситуация, когда борьба идёт за каждого абитуриента, а конкуренция между учреждениями высока как в государственном, так и в коммерческом секторе. За внимание будущих студентов и их родителей разворачивается настоящая борьба. Ключевым направлением становится грамотно выстроенная PR- деятельность вуза.
Главной PR-задачей образовательного учреждения является организация отношений со средствами массовой информации, в которые направляются информационные потоки для влияния на целевую аудиторию учебного заведения. Это становится возможным благодаря медиарилейшнз - взаимодействию со СМИ. Медиарилейшнз играет важную роль в любой организации. Это тот инструмент, который позволяет доносить целевой аудитории идеи, формировать имидж компании и привлекать новых
заинтересованных лиц. Между организацией и представителями СМИ образуется связь, в процессе которой происходит регулярный обмен
информацией [Почепцов, 2005: 43].
Характеризуя исследуемое понятие, А.Н. Чумиков обращает внимание на производство своевременных для организации сообщений и продвижение их в информационное пространство традиционных и новых средств массовой информации для осуществления требуемого воздействия на восприятие целевых аудиторий [Чумиков, 2014: 13].
Медиарилейшнз - это один из ключевых компонентов в PR-сфере, который выполняет функцию взаимосвязи компании со средствами массовой информации. Эта функция направлена на установление благоприятных отношений со СМИ, целевой аудиторией, а также на поддержание положительного имиджа организации. Главная задача медиарилейшенз -
создание медийного образа, что впоследствии оказывает влияние на общественное мнение об организации.
Проблема исследования обусловлена недостаточной изученностью процесса медиарилейшнз в системе высшего образования. Исследованию медиарилейшнз посвящено много работ как российских, так и зарубежных учёных, однако именно в контексте высшего образования данный феномен не получил широкого освещения. Нам представляется необходимым понять специфику работы со СМИ и организацию деятельности пресс-служб в вузе.
Объектом исследования выступает медиарилейшнз.
Предметом - практика взаимодействия со СМИ в системе высшего образования.
Цель работы - определить особенности медиарилейшнз в системе высшего образования (на примере Белгородского государственного института искусств и культуры).
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность понятия «медиарилейшенз»;
2) выявить специфику медиарилейшенз в системе высшего образования;
3) определить ключевые инструменты медиарилейшенз в системе высшего образования;
4) изучить деятельность пресс-службы БГИИК как основного канала взаимодействия со СМИ;
5) определить основные инструменты, которые формируют информационную среду БГИИК;
6) проанализировать эффективности деятельности пресс-службы БГИИК.
Гипотеза исследования представлена предположением о том, что мероприятия медиарилейшнз в системе высшего образования не могут разрабатываться вне общей концепции связей с общественностью, а их специфика определяется образовательным контекстом и практической деятельностью пресс-службы вуза.
Теоретическую базу исследования составили работы зарубежных учёных, таких как Д. Джозеф, Ф. Кинс, К. Скотт, С. Ален, Б. Глен. Важное место в теоретическом осмыслении проблемы занимают научные труды отечественных исследователей в области связей с общественностью по проблемам применения технологий медиарилейшнз (А. Н. Чумиков, А. Назайкина, П. В. Ушанова, Р. Н. Абрамова, Э. В. Кондратьева, С. Пономарёва, О. Сидельникова). Для описания основных инструментов медиарилейшнз в системе высшего образования мы обратились к работам Е. Муравлёвой, О. Сидельниковой.
Системный подход к изучению медиарилейшнз предполагает последовательное изучение исторического, структурного, функционального, исторического, целевого, ресурсного, интеграционного и
коммуникационного аспектов.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1) материалы официального сайта Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК);
2) материалы, размещенные на страницах БГИИК в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Instagram);
3) результаты мониторинга деятельности БГИИК в региональных электронных СМИ (2016 и 2017 годы);
4) официальные документы, регламентирующие деятельность пресс- службы БГИИК;
5) данные авторского социологического исследования, проведенного среди студентов, профессорско-преподавательского состава, а также сотрудников БГИИК (N = 79);
6) данные опроса журналистов, которые постоянно взаимодействуют с пресс-службой БГИИК (N = 25).
В работе использованы как теоретические методы научного исследования (описательный и сравнительный методы, метод дедукции, обобщение), так и конкретно-научные методы (контент-анализ публикаций о деятельности БГИИК в СМИ, анкетирование).
Апробация работы. По теме исследования имеются научные публикации:
1. Замошникова И.В. К вопросу о деятельности пресс-службы вуза (на
примере Белгородского государственного института искусств и культуры) // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы
Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (26-27 октября 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 96-97.
2. Замошникова И.В. К вопросу о формировании образа высшего учебного заведения в онлайн-медиа (на примере БГИИК) // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (10-12 мая 2018 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2018. - С.62-64.
3. Замошникова И.В. Репрезентация образа высшего учебного заведения в региональных онлайн-медиа (на приме БГИИК) // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К. А. Данилова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ«БелГУ», 2018.
Основные положения работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 12-19 апреля 2017 г.); Научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 11-17 апреля 2018 г.).
Главной PR-задачей образовательного учреждения является организация отношений со средствами массовой информации, в которые направляются информационные потоки для влияния на целевую аудиторию учебного заведения. Это становится возможным благодаря медиарилейшнз - взаимодействию со СМИ. Медиарилейшнз играет важную роль в любой организации. Это тот инструмент, который позволяет доносить целевой аудитории идеи, формировать имидж компании и привлекать новых
заинтересованных лиц. Между организацией и представителями СМИ образуется связь, в процессе которой происходит регулярный обмен
информацией [Почепцов, 2005: 43].
Характеризуя исследуемое понятие, А.Н. Чумиков обращает внимание на производство своевременных для организации сообщений и продвижение их в информационное пространство традиционных и новых средств массовой информации для осуществления требуемого воздействия на восприятие целевых аудиторий [Чумиков, 2014: 13].
Медиарилейшнз - это один из ключевых компонентов в PR-сфере, который выполняет функцию взаимосвязи компании со средствами массовой информации. Эта функция направлена на установление благоприятных отношений со СМИ, целевой аудиторией, а также на поддержание положительного имиджа организации. Главная задача медиарилейшенз -
создание медийного образа, что впоследствии оказывает влияние на общественное мнение об организации.
Проблема исследования обусловлена недостаточной изученностью процесса медиарилейшнз в системе высшего образования. Исследованию медиарилейшнз посвящено много работ как российских, так и зарубежных учёных, однако именно в контексте высшего образования данный феномен не получил широкого освещения. Нам представляется необходимым понять специфику работы со СМИ и организацию деятельности пресс-служб в вузе.
Объектом исследования выступает медиарилейшнз.
Предметом - практика взаимодействия со СМИ в системе высшего образования.
Цель работы - определить особенности медиарилейшнз в системе высшего образования (на примере Белгородского государственного института искусств и культуры).
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность понятия «медиарилейшенз»;
2) выявить специфику медиарилейшенз в системе высшего образования;
3) определить ключевые инструменты медиарилейшенз в системе высшего образования;
4) изучить деятельность пресс-службы БГИИК как основного канала взаимодействия со СМИ;
5) определить основные инструменты, которые формируют информационную среду БГИИК;
6) проанализировать эффективности деятельности пресс-службы БГИИК.
Гипотеза исследования представлена предположением о том, что мероприятия медиарилейшнз в системе высшего образования не могут разрабатываться вне общей концепции связей с общественностью, а их специфика определяется образовательным контекстом и практической деятельностью пресс-службы вуза.
Теоретическую базу исследования составили работы зарубежных учёных, таких как Д. Джозеф, Ф. Кинс, К. Скотт, С. Ален, Б. Глен. Важное место в теоретическом осмыслении проблемы занимают научные труды отечественных исследователей в области связей с общественностью по проблемам применения технологий медиарилейшнз (А. Н. Чумиков, А. Назайкина, П. В. Ушанова, Р. Н. Абрамова, Э. В. Кондратьева, С. Пономарёва, О. Сидельникова). Для описания основных инструментов медиарилейшнз в системе высшего образования мы обратились к работам Е. Муравлёвой, О. Сидельниковой.
Системный подход к изучению медиарилейшнз предполагает последовательное изучение исторического, структурного, функционального, исторического, целевого, ресурсного, интеграционного и
коммуникационного аспектов.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1) материалы официального сайта Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК);
2) материалы, размещенные на страницах БГИИК в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Instagram);
3) результаты мониторинга деятельности БГИИК в региональных электронных СМИ (2016 и 2017 годы);
4) официальные документы, регламентирующие деятельность пресс- службы БГИИК;
5) данные авторского социологического исследования, проведенного среди студентов, профессорско-преподавательского состава, а также сотрудников БГИИК (N = 79);
6) данные опроса журналистов, которые постоянно взаимодействуют с пресс-службой БГИИК (N = 25).
В работе использованы как теоретические методы научного исследования (описательный и сравнительный методы, метод дедукции, обобщение), так и конкретно-научные методы (контент-анализ публикаций о деятельности БГИИК в СМИ, анкетирование).
Апробация работы. По теме исследования имеются научные публикации:
1. Замошникова И.В. К вопросу о деятельности пресс-службы вуза (на
примере Белгородского государственного института искусств и культуры) // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы
Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (26-27 октября 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 96-97.
2. Замошникова И.В. К вопросу о формировании образа высшего учебного заведения в онлайн-медиа (на примере БГИИК) // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (10-12 мая 2018 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2018. - С.62-64.
3. Замошникова И.В. Репрезентация образа высшего учебного заведения в региональных онлайн-медиа (на приме БГИИК) // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К. А. Данилова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ«БелГУ», 2018.
Основные положения работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 12-19 апреля 2017 г.); Научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 11-17 апреля 2018 г.).
Данная работа посвящена исследованию проблемы медиарилейшнз в системе высшего образования. Логика исследования предопределена поставленной целью: изучение медиарилейшнз в системе высшего образования (на примере Белгородского государственного института искусств и культуры).
Мы изучили сущность понятия «медиарилейшнз». Медиарилейшнз, являясь важным компонентом в PR-сфере, выполняет функцию взаимосвязи компании со средствами массовой информации, т.е. устанавливает благоприятные отношения со СМИ и поддерживает у целевой аудитории, широкой общественности положительный имидж организации и создаёт его медийный образ. Реализация данной функции позволяет медиарилейшнз оказывать влияние на общественное мнение об организации.
Мы выявили специфику медиарилейшенз в системе высшего образования. Она заключается в выполнении таких важных управленческих задач, как обеспечение образовательной организации информацией об общественном мнении и выработка ответных мер; планирование деятельности руководства вуза в интересах общественности; поддержка вуза в состоянии готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций.
Мы определили ключевые инструменты медиарилейшенз в системе высшего образования. Решению управленческих задач способствует применение в медиарилейшнз таких ключевых инструментов, как подготовка и рассылка пресс-релизов и пост-релизов, подготовка заявления для печати, мониторинг СМИ, сопровождение журналистов на мероприятия, проходящие на площадках образовательного учреждения.
Мы изучили деятельность пресс-службы БГИИК как основного канала взаимодействия со СМИ. Пресс-служба БГИИК является главным каналом между аудиторией, СМИ и вузом, так как содействует формированию имиджа вуза, уведомлению абитуриентов и их родителей о деятельности учебного заведения, созданию и поддержанию положительных информационные потоков, находится в постоянной взаимосвязи с другими структурными подразделениями вуза.
Мы определили основные инструменты, которые формируют информационную среду БГИИК: корпоративные СМИ (газета «Гармония»); сайт образовательного учреждения (сайт БГИИК); социальные сети (публичная страница БГИИК «Вконтакте», аккаунт в Instagram); Special events (освещение внутривузовских мероприятий, направленных на сплочение коллектива); освещение мероприятий городского, регионального, общероссийского и международного уровней; освещение профориентационной работы с абитуриентами и их родителями; работа со СМИ.
Далее мы проанализировали коммуникативную эффективность в БГИИК. Результаты мониторинга СМИ, анкетирования среди студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников БГИИК и опроса среди журналистов, которые постоянно взаимодействуют с пресс-службой БГИИК, позволили установить медийный образ БГИИК (ведущий вуз региона, подготовка высококвалифицированных специалистов социально-культурной сферы, международное сотрудничество, культурный и научный центр, активный участник общественной жизни региона) и охарактеризовать информационную составляющую внутренней (активное пользование студентами и преподавателями аккаунтами БГИИК в социальных сетях; своевременность и объективность подачи новостной информации; оперативная публикация новостных постов и фотоотчётов в аккаунта БГИИК в социальных сетях) и внешней (знакомство СМИ с официальным сайтом БГИИК и использование его информацией в своей деятельности; информативность пресс-релизов; оперативность ответов сотрудников пресс- службы БГИИК на запросы СМИ; высокая организация работы пресс- службы БГИИК со СМИ на месте событий) связей вуза.
Мы изучили сущность понятия «медиарилейшнз». Медиарилейшнз, являясь важным компонентом в PR-сфере, выполняет функцию взаимосвязи компании со средствами массовой информации, т.е. устанавливает благоприятные отношения со СМИ и поддерживает у целевой аудитории, широкой общественности положительный имидж организации и создаёт его медийный образ. Реализация данной функции позволяет медиарилейшнз оказывать влияние на общественное мнение об организации.
Мы выявили специфику медиарилейшенз в системе высшего образования. Она заключается в выполнении таких важных управленческих задач, как обеспечение образовательной организации информацией об общественном мнении и выработка ответных мер; планирование деятельности руководства вуза в интересах общественности; поддержка вуза в состоянии готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций.
Мы определили ключевые инструменты медиарилейшенз в системе высшего образования. Решению управленческих задач способствует применение в медиарилейшнз таких ключевых инструментов, как подготовка и рассылка пресс-релизов и пост-релизов, подготовка заявления для печати, мониторинг СМИ, сопровождение журналистов на мероприятия, проходящие на площадках образовательного учреждения.
Мы изучили деятельность пресс-службы БГИИК как основного канала взаимодействия со СМИ. Пресс-служба БГИИК является главным каналом между аудиторией, СМИ и вузом, так как содействует формированию имиджа вуза, уведомлению абитуриентов и их родителей о деятельности учебного заведения, созданию и поддержанию положительных информационные потоков, находится в постоянной взаимосвязи с другими структурными подразделениями вуза.
Мы определили основные инструменты, которые формируют информационную среду БГИИК: корпоративные СМИ (газета «Гармония»); сайт образовательного учреждения (сайт БГИИК); социальные сети (публичная страница БГИИК «Вконтакте», аккаунт в Instagram); Special events (освещение внутривузовских мероприятий, направленных на сплочение коллектива); освещение мероприятий городского, регионального, общероссийского и международного уровней; освещение профориентационной работы с абитуриентами и их родителями; работа со СМИ.
Далее мы проанализировали коммуникативную эффективность в БГИИК. Результаты мониторинга СМИ, анкетирования среди студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников БГИИК и опроса среди журналистов, которые постоянно взаимодействуют с пресс-службой БГИИК, позволили установить медийный образ БГИИК (ведущий вуз региона, подготовка высококвалифицированных специалистов социально-культурной сферы, международное сотрудничество, культурный и научный центр, активный участник общественной жизни региона) и охарактеризовать информационную составляющую внутренней (активное пользование студентами и преподавателями аккаунтами БГИИК в социальных сетях; своевременность и объективность подачи новостной информации; оперативная публикация новостных постов и фотоотчётов в аккаунта БГИИК в социальных сетях) и внешней (знакомство СМИ с официальным сайтом БГИИК и использование его информацией в своей деятельности; информативность пресс-релизов; оперативность ответов сотрудников пресс- службы БГИИК на запросы СМИ; высокая организация работы пресс- службы БГИИК со СМИ на месте событий) связей вуза.



