Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных знаний

Работа №7304

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы210стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
890
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Развитие мышления учителя - одна из главных задач его профессиональной подготовки 16
1.2. Особенности технического мышления 27
1.3. Методология технического знания 46
Выводы по первой главе 62
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2.1. Структура технического мышления 65
2.2. Концепции развивающего обучения и пути развития раз¬личных видов мышления у учащихся школ и вузов 89
2.3. Разработка системы познавательных заданий, ориентированных на структуру технического мышления... 110
Выводы по второй главе 133
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
3.1. Исследование влияния уровня развития технического мышления студентов на усвоение технических знаний (констатирующий эксперимент) 136
3.2. Апробация разработанной системы заданий и оценка ее эффективности (формирующий эксперимент) 149
3.3. Оценка результатов исследования с помощью комплексных задач (контрольный эксперимент) 163
Выводы по третьей главе 182
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
ЛИТЕРАТУРА 191


Актуальность исследования. Проблема развития личности в образовании является одной из наиболее актуальных. Не случайно в Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), «О высшем и после¬вузовском профессиональном образовании» (1996г.), принятых на основе действующей Конституции Российской Федерации, акцентируется внимание на необходимость создания максимально благоприятных условий для развития творческой личности [1, 2, 3]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что одной из основных задач системы образования является обеспечение разносторонне¬го и своевременного развития детей и молодежи [7].
Требования к профессиональной подготовке будущего учителя. определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Технология и предпринимательство» - умение осуществлять развитие личности школьника в процессе обучения, анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации, осуществлять проектную деятельность - предполагают целенаправленное развитие личности учителя [4, 5, 6].
Одно из существенных мест в развитии личности учителя занимает развитие его мышления (В.А.Кан-Калик, В.П.Симонов, В.А.Сластенин). Для решения таких сложных задач, стоящих перед учителем как развитие личности учащихся, реализация личностно-ориентированного обучения, непрерывное самосовершенствование, учителю необходимо владеть творческим мышлением и такими его качествами как интегративный способ мышления (Б.Г.Ананьев, В.Н.Максимова) и инновационный стиль мышления (В.И.Жернов, Ф.В.Повшедная, В.А.Сластенин).
Концептуальные идеи выдающихся психологов по проблеме мыш¬ления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С. Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) явились базой для разработки теоретико-экспериментальных подходов к развитию мышления учащихся школ и студентов (П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и др.).
В последние десятилетия в науке признана дифференциация видов мышления, поскольку ее введение позволяет исследовать специфику конкретного вида мышления и разработать средства для его развития. Так, развитие исторического мышления исследовалось И.Я.Лернером, естественнонаучного мышления - Н.М.Зверевой, географического мыш¬ления - Н.Н.Баранским и др.
Исследование проблем, связанных с техническим мышлением было, осуществлено в работах С.М.Василейского, П.И.Иванова, Б.И.Обшадко, В.В.Чебышевой, (1960-е годы ХХ в.). Специфика технического мышления и его структура исследовались Т.В.Кудрявцевым и его коллегами - О.А.Концевой и И.С.Якиманской (70-е годы ХХ в.).
Бурное развитие техники в последующие десятилетия привело к величайшим техническим открытиям и соответственно поставило новые проблемы. Появилась наука «Философия техники», предметом изучения которой стади проблемы взаимодействия техники с обществом и природой (Х.Ленк, К.Митчем, Х.Ортега и Гассет, М.Хайдеггер и др.). Развитие «Философии техники» привело к осмыслению методологии технического знания (В.Г.Горохов, В. Д.Комаров, Г.И.Маринко, В.Т.Мещеряков, В.В.Чешев и др.).
Эти исследования, а также концепция развивающего обучения, явились теоретической основой для развития технического мышления учащихся школ и вузов.
В учебный план современной общеобразовательной средней школы включена образовательная область «Технология». В пояснительной за¬писке к программе ставятся задачи: развитие у учащихся технического мышления, конструирования, технологической культуры и др. Успешность решения этих задач требует совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в направлении развития технического мышления.
В последнее десятилетие появился ряд исследований, посвященных развитию технического мышления учащихся школ и вузов (О.А.Булавенко, А.И.Влагнева, М.Г.Давлетшина, М.М.Зиновкиной, Б.А.Соколова и др.). Их авторы исследуют процесс формирования творческого технического мышления студентов (М.М. Зиновкина), разработка учебно-методического комплекса для развития технического мышления у будущего учителя (О.А.Булавенко), развитие технического мышления учащегося как одного из компонентов технических способностей (М.Г.Давлетшин) и т.п. Эти работы рассматривают самые разные аспекты обсуждаемой проблемы, но в них не ставится задача разработки дидактического подхода к развитию технического мышления будущего учителя на основе теоретико-методологического исследования его структуры с учетом современного уровня развития технического знания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвину¬той гипотезы и позволило сделать ряд обобщенных выводов теоретического и прикладного значения.
1. Обоснована необходимость развития мышления учителя как одного из важнейших профессиональных качеств и необходимого условия его профессиональной готовности. Необходимость развития технического мышления будущего учителя технологии и предпринимательства обоснована с позиций анализа требований Государственного образовательного стандарта по специальности 030600 - «Технология и предпринимательство» и задач, поставленных программой образовательной области «Технология»: формирование системы знаний о специфике технологической профессиональной деятельности и технически образован¬ной личности, развитие у учащихся технического мышления, конструирования, технологической культуры и др. Проведен анализ содержания дисциплин психолого-педагогического блока, изучаемых в процессе подготовки по специальности 030600 - «Технология и предпринимательство», который раскрывает возможности формирования основ профессионального мышления будущего учителя на базе этих курсов.
2. Выявлена специфика технического мышления с позиции об¬щей теории мышления, прослежена эволюция изменения взглядов на сущность технического мышления. Анализ педагогических и психологических работ показал, что техническое мышление является научным мышлением, его специфические особенности проявляются в процессе решения технических задач и обусловлены их своеобразием. Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), но их протекание имеет особенную направленность. Показано, что техническое мышление может быть теоретическим и практическим, репродуктивным и продуктивным, наглядно-образным и наглядно-действенным в зависимости от стоящих перед ним задач.
3. Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных авторов по «Философии техники» позволил выявить специфику технического знания и обосновать необходимость изучения методологии технических наук, как важнейшей составляющей процесса исследования технического мышления. Выделенные методологические особенности технических наук (особенности технических задач, ориентация на предотвращение и устранение нежелательных последствий научно-технического прогресса, общественная значимость) были включены в содержание обучения студентов по техническим дисциплинам; они явились ориентиром при проектировании системы задач для развития технического мышления у будущих учителей общеобразовательной школы.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1995. - 64 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа, 1992. - 61 с.
3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомиздат РФ по высшему образованию. - 1996. - № 10. - С. 1-60.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «030600 - Технология и предпринимательство». - М.: Министерство образования РФ,
1995. - 30 с.
5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника бакалавриата для получения квалификации «Преподаватель основной школы» (Приложение к приказу МО РФ от 31.12.97 № 2730)// Образование в документах. - 1998. - №6. - С. 84-88.
6. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «030600 - технология и предпринимательство» (квалификация учитель технологии и предпринимательства) - М.: Министерство образования РФ, 2000. - 21 с.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. - 2001. - №2. - С. II - IV.
8. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. - Челябинск: Факел, 1983.- 174 с.
9. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории/

192
Сост. Д.М.Миртов - Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
10. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. - Т.1 - 550 с.; Т.2 - 687 с.; Т.3 - 613 с.; Т.4 - 830 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1974. -384 с.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова; [ Ввод. статья А.А. Бодалева и др.]. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
13. Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / Отв. за вып. Ю.П. Аверичев и др. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
14. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.
15. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.
16. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Педагогика. - 1990. - №7. - С. 59-60.
17. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
18. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В.Петровского - М.: Педагогика, 1979. - Т.2 - 399с.
19. Богозов Н.З., Годман И.Г., Сахаров Г.В. Психологический словарь. - М.: Наука, 1965. - 285 с.
20. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. / Под ред. А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 24 - 608 с.
21. Брунер Д.Ж. Психология познания / Под ред. А.Р.Лурия. - М.: Наука, 1997. - 412 с.
22. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство

193
теории и практика // Психологический журнал. - 2000. - №6. - С. 4-9.
23. Булавенко О.А. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства: Дис. ...канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 227 с.
24. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособ. для студ. ВУЗов. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 304 с.
25. Василейский С.М. Развитие интереса и любви к технике у молодых рабочих. - М.: Профтехиздат, 1961. - 67 с.
26. Васильева Т.В., Бурлака Я.И. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов. - Киев: КГПИ,
1988. - 100 с.
27. Веденов А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности // Вопросы психологии. - 1959. - №1. - С. 5-15.
28. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
29. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: Формы и методы активного обучения. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
30. Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. Г.Кайзера. - М.: Знание, 1965. - 112 с.
31. Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. Г.Кайзера. - М.: Знание, 1958. -120 с.
32. Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. В.Ланге. - М.: Знание, 1965. - 118 с.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
34. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.

194
B. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
35. Выготский Л.С. Сборник соч. в 6-ти томах / Гл. ред.
А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т.4. - 432 с.
36. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. -
150 с.
37. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М.: Педагогика, 1985. - 46 с.
38. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. - М.: МГУ, 1965. - 45 с.
39. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под ред. М.В.Гамезо. - М.: Альфа, 1995. - 116 с.
40. Гильбух Ю.З. Развитие технического мышления // Школа и производство. - 1988. - № 11. - С. 3-6.
41. Гончаров С.С., Ершов Ю.Л., Самохвалов К.Ф. Введение в логику и методология науки: Учеб. пособие для студ. вузов, аспирантов и научных работников. - М.: Интерпракс; Новосибирск: Институт математики СО РАН, 1994. - 256 с.
42. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин: Монография. - М.: Высш. шк., 1984. - 112 с.
43. Горохов В.Г. Русский инженер-механик и философ техники Пётр Климентьевич Энгельмейер // Вопросы истории естествознания и техники. - 1990. - № 4. - С.51 - 60.
44. Горохов В.Т., Родин В.М. К вопросу о специфике технических наук в системе научного знания // Вопросы философии. - 1978. - №9. -
C. 21-24.

195
45. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико¬психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
46. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред.
А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
48. Декарт Р. Сочинания: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Соколова. - М.: Мысль, 1989. - Т.1 - 654 с.
49. Деменева Н.Н. Формирование педагогического мышления у студентов путем активизации обучения на интегративной основе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 1993. - 17 с.
50. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. -191 с.
51. Единство научного знания / Отв.ред. Н.Т.Абрамова. -М.: Наука, 1988. -334с.
52. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: ОГПИ, 1994. - 46 с.
53. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: Наука, 1985. - 221 с.
54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1971. - 185 с.

196
55. Загрекова Л.В. Методологическая культура учителя // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллектив. монография. Вып. 10 / Ред.кол.
В.А.Глуздов, А.И.Османов, В.А.Бордовский и др. - Н.Новгород: НГПУ, 2001. - С.112-113.
56. Загрекова Л.В. Методологические основы личностно¬ориентированной педагогической технологии в высшей школе // Личностно ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе: Материалы научно¬практической конференции / Под ред. Л.В. Загрековой. - Н. Новгород: НГПУ, 1997. - С. 4 - 15.
57. Занков Л.В. Беседы с учителями. - М.: Просвещение, 1970. -
200 с.
58. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. -
176 с.
59. Зверева Н.М. Дидактика и практика работы вуза. - Н.Новгород: НГПУ, 1995.-87с.
60. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ