Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов)
Введение 4-15
Глава I. Теоретические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы
§1. Развитие идеи формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся обще-образовательной школы в зарубежной и отечественной теории и общеобразовательной практике 16-28
§2. Психолого-педагогические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов обще-образовательной школы 28-41
§3. Модель личности выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы 41-53
Выводы по I главе 53-57
Глава II. Концептуальные основы начальной общепедагогической подготовки как средство формирования у учащихся профильных педагогических классов профессионального интереса к педагогической деятельности
§1. Сущность начальной общепедагогической подготовки учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы: теоретико-методологический аспект 58-73 §2. Педагогизация образовательной среды школы - не-обходимое условии эффективности функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности 73-83
§3. Формирование у старшеклассников концепции "Я - будущий учитель" - необходимое условие эффективности функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства развития у школьников профессионального интереса к педагогической деятельности 83-94
§4. Анализ учебных программ по педагогике общеобразовательной школы (педагогический профиль) с позиций обеспечения формирования у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности средствами начальной общепедагогической подготовки. Концептуальные
основы экспериментальной программы "Введение в педагогику” 94-112
§5. Опыт работы общеобразовательной школы с педагогическим профилем по формированию у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности 112-119
Выводы по II главе 120-124
Глава III. Экспериментальное исследование реализации начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы профессионального интереса к педагогической деятельности
§1. Диагностика исходного уровня сформированности у старшеклассников профессионального интереса к педагоги-ческой деятельности (результаты констатирующего эксперимента) 125-144
§2. Эффективность функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагоги-ческой деятельности (результаты формирующего эксперимента) 144-180
Выводы по III главе 180-184
Заключение 185-190
Литература 191-216
Приложения 217-338
Актуальность исследования. Одной из главных задач российской системы образования является сегодня достижение нового качества, что объективно необходимо в связи с тем, что образование становится одним из важнейших факторов экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. В " Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" отмечается, что с целью создания механизма устойчивого развития системы образования будет решаться одна из следующих приоритетных задач: "достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" [4, с .16].
Успешное решение обозначенной задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры учителя, его профессиональной компетентностью.
Анализ научной и психологической литературы показал, что эффективность образовательно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе зависит, прежде всего, от профессиональной направленности поступающих в педагогические вузы абитуриентов, осознанного выбора ими профессии учителя.
Исследованиями отечественных ученых педагогов установлено, что менее 50% студентов педагогических заведений выбирают профессию сознательно; у 46,2% абитуриентов преобладают мотивы, не содержащие педагогической направленности. Многие абитуриенты не имеют объективного представления о профессии учите¬ля, о гражданском назначении и содержании его труда; среди будущих учителей по-прежнему мало юношей (В. И. Журавлев,В.А.Сластенин и др.). Отсюда и последующие разочарование вы¬бором: только 20-25% студентов педвузов к последнему курсу считают, как отмечает A.M. Лушников, учительство призванием [141, с .213].
Таким образом, необходимым условием повышения качества профессионального образования в педвузе является формирование у поступающих в высшую школу абитуриентов устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.
Большими возможностями в контексте решения обозначенной задачи обладают в данном аспекте педагогические гимназии и профильные педагогические классы общеобразовательных учреждений.
Значимость этих образовательных учреждений возрастает в русле решения задачи, обозначенной в "Концепции модернизации российского образования задачи по созданию системы" специализированной подготовки (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы" [8, с.4].
В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования были получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой профессионального интереса у учащихся к педагогической деятельности как явления реальной действительности. Историко-педагогическую основу исследования составляют идеи зарубежных (А. Д. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др.) и отечественных (А. С. Ма¬каренко, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) педагогов о ведущих условиях формирования профессионального интереса у учащихся к педагогической деятельности и личноностнозначимых качеств будущего учителя, о значении интереса в профессиональном и общекультурном развитии личности. Показано, что углубленная разработка теоретических основ формирования у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности в отечественной педагогике советского периода получила в 60-80 гг. XX в. в рамках изучения вопросов профориентации учащихся общеобразовательной школы. На современном этапе развития педагогической теории и образовательной практики в связи с переходом на новые социально-экономические отношения ведущим направлением исследования проблемы формирования профессионального интереса у детей и молодежи является изучение сущности профессионального самоопределения учащихся как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
2. Необходимую теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи, теоретические концепции философских, социологических, психологических и педагогических наук о сущности профессионального интереса как одного из самых лабильных психологических свойств личности, современное воздействие на которые является одной из ведущих задач профориентационной работы в школе. В работе раскрыта сущность психологической концепции системно-структурного подхода к пониманию личности, в контексте которой выделяется в качестве главной характеристики структуры личности ее направленность. Направленность личности может проявляться по-разному: одним из ее видов является профессиональная направленность.
1. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М.: Новая школа, 1992. - 61с.
2. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. - 1997. - № 8. - С.4-19.
3. Положение о профессиональной ориентации и психологи¬ческой поддержке населения в Российской Федерации // Вестник об¬разования. - 1997. - №5. - С.39-48.
4. Концепция структуры и содержания общего среднего обра-зования (в 12-летней школе) // Народное образование. - 2000 - №2. - С.9-26.
5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Народное образование. - 2000. - № 1. - С.236-259.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федера¬ции // Учительская газета. - 2000. - № 43. - С.6-7.
7. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. - 2000. - №12. - С .3-70.
8. Концепция модернизации российского образования на пе¬риод до 2010 года // Вестник образования: Сборник приказов и инст¬рукций Министерства образования. - 2002. - №6. - С .11-40.
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени об¬щего образования // Дидакт. - 2002. - № 5. - С.4-23.
10. Абдуллина О .А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 108с.
11. Абрамова Г .С. Возрастная психология. - М.: Академия: Ра¬
- 192 -
ритет, 1997. - 702с.
12. Агафонова А.С. Адаптация выпускников педагогических классов к условиям профессионального обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 1997. - 183с.
13. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразователь¬ных школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г .И. Щукина, В.Н. Липник, А .С. Роботова и др.; Под ред. Г .И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
14. Амирова Л .А. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях современных социально-экономических от¬ношений (аксиологический подход): Автореф. дис. ... канд. пед. на¬ук. - Уфа, 1997. - 18с.
15. Аникаева Т. В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 20с.
16. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - 207с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепси-хологического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
18. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управ¬ление. - М.: Политиздат, 1981. - 432с.
19. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общеди-дактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254с.
20. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности пе-дагогических исследований: Дидактический аспект. - М.: Педагоги¬ка, 1982. - 192с.
21. Беличева С.А. Школа-микрорайон - предмет психолого¬
- 193 -
педагогического исследования // Советская педагогика. - 1991. - № 2.
- С .49-54.
22. Белоусов П. А. Проблема личностных качеств в структуре марксистского учения о природе человека // Философские и социо-логические проблемы формирования социальной активности лично¬сти. - Владимир: ВГПИ, 1989. - С.26-36.
23. Берельковский И.В. Создание Нижегородского педагогиче¬ского института // Педагогическое обозрение. - Н. Новгород, 1998. - № 3 - С.149-155.
24. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. с.5-24 В. Я. Пимповского. - М.: Прогресс, 1986.
- 420с.
25. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учеб¬но-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высш. шк., 1989. - 141с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190с.
27. Бессараб В .Ф. Формирование интереса к профессии у уча¬щихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1981. - 18с.
28. Блауберг И .В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. - М.: Знание, 1972. - 48с.
29. Боброва В.Г. Интерес советских школьников к профессии учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1953. - 26с.
30. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Пробле¬мы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ме- ждунар. ред. акад., 1995. - 209с.
31. Бойко Л. А. Педагогические основы подготовки учащихся к выбору профессии учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 1981. -
- 194 -
195с.
32. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и по-требности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.
33. Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей уча¬щихся старших классов к определенным предметам школьного обу¬чения. - Пермь, 1960. - 107с.
34. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С.29-35.
35. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
36. Братко А. А. Моделирование психики. - М.: Наука, 1969. - 174с.
37. Бугакова Н. Ю. Педагогические условия формирования раз-вития готовности старшеклассников к выбору профессии: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 1977. - 114с.
38. Бухарина Т. Л. Формы и методы развития профессиональ¬ного интереса у учащихся при выборе профессии: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 195с.
39. Валицкая А .П. Философские основы современной парадиг¬мы образования // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 15-19.
40. Василькова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Записки журналиста. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. - 144с.
41. Витиньш В. Ф. Реформа школы и профессиональная ориен¬тация школьников. - М.: Педагогика, 1988. - 120с.
42. Волков Г .Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-й центр "Академия", 1999. - 168с.
43. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебок¬сары: Чувашское кн. изд-во, 1966. - 342с.
- 195 -
44. Волкова В. О. Философская модель учебного дейст¬вия // Педагогическое обозрение. - 1994. - № 1. - С .46-49.
45. Волкова Н. Г. Педагогические классы: пробы и перспективы // Радянская школа. - 1986. - №6. - С .79-81.
46. Волошин С., Чистякова С.Н. Использование метода про-фессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися старших классов // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.306-309.
47. Воробьева Г. А. Качественный анализ интереса к профессии учителя у абитуриентов педагогических вузов // Современные пси- холого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-воЛГУ, 1974. - Вып.2. - С.173-174.
48. Воронина С. А. Формирование интереса к учительской дея-тельности у учащихся педагогических классов: Дис. . канд. пед. наук. - Тула, 1991. - 219 с.
49. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
50. Вульф Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. посо¬бие. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616с.