ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы проблемы адаптации у студентов младших
курсов к обучению в вузе 9
1.1 Теоретический анализ проблемы адаптации к учебной
деятельности 9
1.2 Психологические особенности образовательной
деятельности и адаптации к ней в высших учебных заведениях 33
2 Изучение особенностей адаптации к обучению у студентов младших
курсов 50
2.1 Психологические аспекты диагностики особенностей
адаптации к учебной деятельности 50
2.2 Экспериментальное исследование адаптации к учебной
деятельности студентов младших курсов в вузе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические основы проблемы адаптации у студентов младших
курсов к обучению в вузе 9
1.1 Теоретический анализ проблемы адаптации к учебной
деятельности 9
1.2 Психологические особенности образовательной
деятельности и адаптации к ней в высших учебных заведениях 33
2 Изучение особенностей адаптации к обучению у студентов младших
курсов 50
2.1 Психологические аспекты диагностики особенностей
адаптации к учебной деятельности 50
2.2 Экспериментальное исследование адаптации к учебной
деятельности студентов младших курсов в вузе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования основывается на том, что психологическим проблемам адаптации индивидов к различным условиям жизнедеятельности свойственна частая распространенность независимо от того или иного этапа общественного развития.
Особое внимание подобным проблемам необходимо уделить в образовательной деятельности, где на первом плане находятся проблемные аспекты учебной адаптации представителей студенческой молодежи, как одного из видов социальной адаптации. Успешность или неуспешность учебной адаптации студентов младших курсов в значительной мере влияет на их дальнейшую профессиональную карьеру и развитие личности молодого специалиста в будущем.
Современный этап развития общества сопровождается частыми кризисами, сложными социально-экономическими преобразованиями, вследствие чего данная проблема не всегда находится в приоритете в психологических исследованиях. Одной из явных причин, которые препятствуют этому, является отсутствие научно обоснованного подхода к решению данной проблемы.
Превалирующее количество работ, посвященных изучению адаптации студентов, датировано 60-70-ми годами ХХ века, что ставит под вопрос в настоящее время те выводы, которые в них заключены относительно данной проблематики, ведь за прошедшее время произошло множество различных изменений.
Проведя анализ существующих исследований в сфере изучения адаптационных изменений студентов младших курсов к современным образовательным условиям, которые сложились в вузах, мы можем констатировать, что в настоящее время в условиях высшего учебного заведения предъявляются повышенные требования к таким качествам личности как физическое, психическое здоровье, психологические характеристики, а также к уровню социально-психологической компетентности.
Успех в будущем находится в тесной взаимосвязи с умением выстраивать конструктивные отношения, решать возникающие проблемы, контролировать свое эмоциональное состояние. В том случае, если нужные умения не будут приобретены в студенческом возрасте, индивид в будущем окажется слабо защищенным перед возможными жизненными сложностями, стрессовыми ситуациями, будет коммуникативно-некомпетентным и личностно-зависимым.
Вместе с тем, образовательный процесс в высшем учебном заведении является началом новой жизни школьников, что требует от них большего проявления активности, самостоятельности в усвоении и получении знаний на фоне увеличения информационной нагрузки, также развития умений и способностей для социально-психологической адаптации в учебе и жизнедеятельности.
Таким образом, выбранная нами тема для исследования является особенно актуальной в сложившихся условиях.
Объект исследования - адаптация к обучению в вузе.
Предмет исследования - психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Цель работы - изучить психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Задачи:
1 Дать анализ специальной литературы по выбранной теме исследования.
2 Исследовать особенности адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности.
3 Разработать и предложить рекомендации по повышению эффективности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Степень разработанности проблемы.
Анализируя теоретическую базу по теме исследования, можно констатировать, что работы российских исследователей в своей основе содержат тезисы деятельностного подхода, предложенного А. Н. Леонтьевым, и адаптация рассматривается в них в качестве управляемого процесса, в результате которого осуществляется смягчение вхождения индивидов в новую социальную реальность с помощью освоения ими системы адаптационных средств в условиях специально организованной деятельности.
Д. И. Фельдштейн отмечает, что опережающий характер подготовки, которая осуществляется при помощи подключения субъектов в специально организованную деятельность и обеспечивается предвидением ближайшей перспективы личностно-психического развития каждого человека с его имманентной логикой, учитывая данные перспективы [55, с. 112].
Данная проблема изучалась также И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. С. Макаренко, а также известными представителями как зарубежной, так и отечественной педагогической психологии 50-х годов ХХ века: Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером [11; 13; 14; 61].
Можно отметить наличие достаточно большого количества научных публикаций в современной психологической и педагогической литературе, тематика которых затрагивает адаптационные проблемы учащихся в условиях учебно-воспитательных учреждений. В достаточно полной мере исследована тема адаптации детей младшего возраста к детскому саду, адаптационные особенности в рамках определения уровня функциональной и психологической готовности к обучению в школе. Также существует достаточно большое количество наработок к области исследования адаптационных проблем выпускников школ в новых условиях обучения, например, в средних специальных учебных заведениях.
Методы исследования - в данной работе были использованы общие методы теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, синтез, индукция, дедукция, а также частно-научные методы тестирования, математической статистики, метод корелляционного анализа. и методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест исследования тревожности (опросник Спилбергера), методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе осуществлено изучение психологических особенностей адаптации студентов младших курсов к современным условиям обучения, в частности, к обучению в вузах, на основе чего проведена разработка рекомендаций по повышению эффективности данного процесса, что обладает большим теоретическим и практическим значением. Полученными нами в рамках этой работы данные можно применить в профессиональной деятельности психологов и педагогов вузов.
Особое внимание подобным проблемам необходимо уделить в образовательной деятельности, где на первом плане находятся проблемные аспекты учебной адаптации представителей студенческой молодежи, как одного из видов социальной адаптации. Успешность или неуспешность учебной адаптации студентов младших курсов в значительной мере влияет на их дальнейшую профессиональную карьеру и развитие личности молодого специалиста в будущем.
Современный этап развития общества сопровождается частыми кризисами, сложными социально-экономическими преобразованиями, вследствие чего данная проблема не всегда находится в приоритете в психологических исследованиях. Одной из явных причин, которые препятствуют этому, является отсутствие научно обоснованного подхода к решению данной проблемы.
Превалирующее количество работ, посвященных изучению адаптации студентов, датировано 60-70-ми годами ХХ века, что ставит под вопрос в настоящее время те выводы, которые в них заключены относительно данной проблематики, ведь за прошедшее время произошло множество различных изменений.
Проведя анализ существующих исследований в сфере изучения адаптационных изменений студентов младших курсов к современным образовательным условиям, которые сложились в вузах, мы можем констатировать, что в настоящее время в условиях высшего учебного заведения предъявляются повышенные требования к таким качествам личности как физическое, психическое здоровье, психологические характеристики, а также к уровню социально-психологической компетентности.
Успех в будущем находится в тесной взаимосвязи с умением выстраивать конструктивные отношения, решать возникающие проблемы, контролировать свое эмоциональное состояние. В том случае, если нужные умения не будут приобретены в студенческом возрасте, индивид в будущем окажется слабо защищенным перед возможными жизненными сложностями, стрессовыми ситуациями, будет коммуникативно-некомпетентным и личностно-зависимым.
Вместе с тем, образовательный процесс в высшем учебном заведении является началом новой жизни школьников, что требует от них большего проявления активности, самостоятельности в усвоении и получении знаний на фоне увеличения информационной нагрузки, также развития умений и способностей для социально-психологической адаптации в учебе и жизнедеятельности.
Таким образом, выбранная нами тема для исследования является особенно актуальной в сложившихся условиях.
Объект исследования - адаптация к обучению в вузе.
Предмет исследования - психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Цель работы - изучить психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Задачи:
1 Дать анализ специальной литературы по выбранной теме исследования.
2 Исследовать особенности адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности.
3 Разработать и предложить рекомендации по повышению эффективности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Степень разработанности проблемы.
Анализируя теоретическую базу по теме исследования, можно констатировать, что работы российских исследователей в своей основе содержат тезисы деятельностного подхода, предложенного А. Н. Леонтьевым, и адаптация рассматривается в них в качестве управляемого процесса, в результате которого осуществляется смягчение вхождения индивидов в новую социальную реальность с помощью освоения ими системы адаптационных средств в условиях специально организованной деятельности.
Д. И. Фельдштейн отмечает, что опережающий характер подготовки, которая осуществляется при помощи подключения субъектов в специально организованную деятельность и обеспечивается предвидением ближайшей перспективы личностно-психического развития каждого человека с его имманентной логикой, учитывая данные перспективы [55, с. 112].
Данная проблема изучалась также И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. С. Макаренко, а также известными представителями как зарубежной, так и отечественной педагогической психологии 50-х годов ХХ века: Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером [11; 13; 14; 61].
Можно отметить наличие достаточно большого количества научных публикаций в современной психологической и педагогической литературе, тематика которых затрагивает адаптационные проблемы учащихся в условиях учебно-воспитательных учреждений. В достаточно полной мере исследована тема адаптации детей младшего возраста к детскому саду, адаптационные особенности в рамках определения уровня функциональной и психологической готовности к обучению в школе. Также существует достаточно большое количество наработок к области исследования адаптационных проблем выпускников школ в новых условиях обучения, например, в средних специальных учебных заведениях.
Методы исследования - в данной работе были использованы общие методы теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, синтез, индукция, дедукция, а также частно-научные методы тестирования, математической статистики, метод корелляционного анализа. и методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест исследования тревожности (опросник Спилбергера), методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе осуществлено изучение психологических особенностей адаптации студентов младших курсов к современным условиям обучения, в частности, к обучению в вузах, на основе чего проведена разработка рекомендаций по повышению эффективности данного процесса, что обладает большим теоретическим и практическим значением. Полученными нами в рамках этой работы данные можно применить в профессиональной деятельности психологов и педагогов вузов.
Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в психологии и педагогике.
Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. В процессе учебной деятельности ее субъект совершенствуется, развивается и формируется как личность, осваивает глубокие системные знания, необходимые для применения в разнообразных ситуациях. В структурную основу учебной деятельности входят: мотивация, учебная задача, учебное действие, контроль и оценка.
Успешность подготовки в значительной мере зависит от скорости адаптации студентов к учебной деятельности. Психологическая адаптация - это процесс оптимизации постоянного взаимодействия индивидуума с окружением в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, который удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1 Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, показывают, что у студентов 1 группы исследования наблюдается низкий уровень адаптивности и более высокий уровень дезадаптивности по сравнению с 2 группой.
2 По результатам исследования уровня тревожности по опроснику Спилбергера, в первой исследуемой группе в большей степени проявляется средний и высокий уровень тревожности, тогда как у студентов 2 группы - низкий и средний уровень тревожности. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что более молодой возраст студентов, способствует высокой тревожности у студентов, которая совпадает с высоким уровнем дезадаптации. Вероятно, высокая тревожность способствует снижению адаптации.
3 В соответствии с методикой Холмса и Раге показано, что степень сопротивляемости стрессу у студентов 2 группы исследования по сравнению со студентами 1 группы низкая. Данный факт определенно можно связать с особенностями обучения, в частности с высокими эмоциональными нагрузками.
4 При изучении мотивов учебной деятельности (модификация
А. А. Реана, В. А. Якунина), выявлено, что на первых курсах (1 группы наблюдения) основными являются: стать высококвалифицированным
специалистом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; получить диплом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания. На 2 курсе (2 группа наблюдения) основным становиться мотив получить диплом, данный факт связан, прежде всего, с насущными и актуальными заботами студентов по написанию курсовых работ и рефератов.
Следовательно, для повышения эффективности адаптации к учебной деятельности у студентов вузов оказывать психологическую помощь, через реализацию различных мероприятий. На первом курсе, предлагается путем выявления особенностей психологического развития определять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Так же рекомендуется проводить разъяснительные беседы, активно подключать к работе с ними студентов старших курсов и преподавателей в качестве кураторов. Для улучшения сплоченности коллектива эффективны круглые столы и различные игры, позволяющие раскрыть способности, проявить себя и обсудить насущные проблемы.
Для уменьшения негативного влияния стрессовых факторов учебного процесса во время обучения, хорошо регулярно на всех курсах проводить тренинги по снятию тревожности и повышению стрессоустойчивости, такие как: «Твой профессиональный выбор. Психологическая подготовка к
экзаменам»; «Повышение стрессоустойчивости»; «Саморегуляция»; «Снятие предэкзаменационной тревожности»; «Учись учиться» (для первого курса); «Тренинг по адаптации и сплочению коллектива».
В период подготовки к написанию и защите курсовых и рефератов для студентов вторых курсов необходимо в план включать занятия, способствующие снятию эмоционального напряжения: беседы, направленные на снятие у студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства, работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.
Таким образом, адаптация студентов высших учебных заведений к учебной деятельности к настоящему моменту мало изучена. Данный факт наряду с необходимостью подготовки хороших специалистов делает эту проблему актуальной для исследователей, а полученные ими результаты, несомненно, найдут свое применение в практической деятельности психологов и педагогов высших учебных заведений.
Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. В процессе учебной деятельности ее субъект совершенствуется, развивается и формируется как личность, осваивает глубокие системные знания, необходимые для применения в разнообразных ситуациях. В структурную основу учебной деятельности входят: мотивация, учебная задача, учебное действие, контроль и оценка.
Успешность подготовки в значительной мере зависит от скорости адаптации студентов к учебной деятельности. Психологическая адаптация - это процесс оптимизации постоянного взаимодействия индивидуума с окружением в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, который удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1 Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, показывают, что у студентов 1 группы исследования наблюдается низкий уровень адаптивности и более высокий уровень дезадаптивности по сравнению с 2 группой.
2 По результатам исследования уровня тревожности по опроснику Спилбергера, в первой исследуемой группе в большей степени проявляется средний и высокий уровень тревожности, тогда как у студентов 2 группы - низкий и средний уровень тревожности. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что более молодой возраст студентов, способствует высокой тревожности у студентов, которая совпадает с высоким уровнем дезадаптации. Вероятно, высокая тревожность способствует снижению адаптации.
3 В соответствии с методикой Холмса и Раге показано, что степень сопротивляемости стрессу у студентов 2 группы исследования по сравнению со студентами 1 группы низкая. Данный факт определенно можно связать с особенностями обучения, в частности с высокими эмоциональными нагрузками.
4 При изучении мотивов учебной деятельности (модификация
А. А. Реана, В. А. Якунина), выявлено, что на первых курсах (1 группы наблюдения) основными являются: стать высококвалифицированным
специалистом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; получить диплом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания. На 2 курсе (2 группа наблюдения) основным становиться мотив получить диплом, данный факт связан, прежде всего, с насущными и актуальными заботами студентов по написанию курсовых работ и рефератов.
Следовательно, для повышения эффективности адаптации к учебной деятельности у студентов вузов оказывать психологическую помощь, через реализацию различных мероприятий. На первом курсе, предлагается путем выявления особенностей психологического развития определять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Так же рекомендуется проводить разъяснительные беседы, активно подключать к работе с ними студентов старших курсов и преподавателей в качестве кураторов. Для улучшения сплоченности коллектива эффективны круглые столы и различные игры, позволяющие раскрыть способности, проявить себя и обсудить насущные проблемы.
Для уменьшения негативного влияния стрессовых факторов учебного процесса во время обучения, хорошо регулярно на всех курсах проводить тренинги по снятию тревожности и повышению стрессоустойчивости, такие как: «Твой профессиональный выбор. Психологическая подготовка к
экзаменам»; «Повышение стрессоустойчивости»; «Саморегуляция»; «Снятие предэкзаменационной тревожности»; «Учись учиться» (для первого курса); «Тренинг по адаптации и сплочению коллектива».
В период подготовки к написанию и защите курсовых и рефератов для студентов вторых курсов необходимо в план включать занятия, способствующие снятию эмоционального напряжения: беседы, направленные на снятие у студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства, работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.
Таким образом, адаптация студентов высших учебных заведений к учебной деятельности к настоящему моменту мало изучена. Данный факт наряду с необходимостью подготовки хороших специалистов делает эту проблему актуальной для исследователей, а полученные ими результаты, несомненно, найдут свое применение в практической деятельности психологов и педагогов высших учебных заведений.
Подобные работы
- Особенности адаптации студентов к обучению в вузе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ ОТ 1 К 3 КУРСУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021



