Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Работа №73011

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы проблемы адаптации у студентов младших
курсов к обучению в вузе 9
1.1 Теоретический анализ проблемы адаптации к учебной
деятельности 9
1.2 Психологические особенности образовательной
деятельности и адаптации к ней в высших учебных заведениях 33
2 Изучение особенностей адаптации к обучению у студентов младших
курсов 50
2.1 Психологические аспекты диагностики особенностей
адаптации к учебной деятельности 50
2.2 Экспериментальное исследование адаптации к учебной
деятельности студентов младших курсов в вузе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования основывается на том, что психологическим проблемам адаптации индивидов к различным условиям жизнедеятельности свойственна частая распространенность независимо от того или иного этапа общественного развития.
Особое внимание подобным проблемам необходимо уделить в образовательной деятельности, где на первом плане находятся проблемные аспекты учебной адаптации представителей студенческой молодежи, как одного из видов социальной адаптации. Успешность или неуспешность учебной адаптации студентов младших курсов в значительной мере влияет на их дальнейшую профессиональную карьеру и развитие личности молодого специалиста в будущем.
Современный этап развития общества сопровождается частыми кризисами, сложными социально-экономическими преобразованиями, вследствие чего данная проблема не всегда находится в приоритете в психологических исследованиях. Одной из явных причин, которые препятствуют этому, является отсутствие научно обоснованного подхода к решению данной проблемы.
Превалирующее количество работ, посвященных изучению адаптации студентов, датировано 60-70-ми годами ХХ века, что ставит под вопрос в настоящее время те выводы, которые в них заключены относительно данной проблематики, ведь за прошедшее время произошло множество различных изменений.
Проведя анализ существующих исследований в сфере изучения адаптационных изменений студентов младших курсов к современным образовательным условиям, которые сложились в вузах, мы можем констатировать, что в настоящее время в условиях высшего учебного заведения предъявляются повышенные требования к таким качествам личности как физическое, психическое здоровье, психологические характеристики, а также к уровню социально-психологической компетентности.
Успех в будущем находится в тесной взаимосвязи с умением выстраивать конструктивные отношения, решать возникающие проблемы, контролировать свое эмоциональное состояние. В том случае, если нужные умения не будут приобретены в студенческом возрасте, индивид в будущем окажется слабо защищенным перед возможными жизненными сложностями, стрессовыми ситуациями, будет коммуникативно-некомпетентным и личностно-зависимым.
Вместе с тем, образовательный процесс в высшем учебном заведении является началом новой жизни школьников, что требует от них большего проявления активности, самостоятельности в усвоении и получении знаний на фоне увеличения информационной нагрузки, также развития умений и способностей для социально-психологической адаптации в учебе и жизнедеятельности.
Таким образом, выбранная нами тема для исследования является особенно актуальной в сложившихся условиях.
Объект исследования - адаптация к обучению в вузе.
Предмет исследования - психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Цель работы - изучить психологические особенности адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов.
Задачи:
1 Дать анализ специальной литературы по выбранной теме исследования.
2 Исследовать особенности адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности.
3 Разработать и предложить рекомендации по повышению эффективности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Степень разработанности проблемы.
Анализируя теоретическую базу по теме исследования, можно констатировать, что работы российских исследователей в своей основе содержат тезисы деятельностного подхода, предложенного А. Н. Леонтьевым, и адаптация рассматривается в них в качестве управляемого процесса, в результате которого осуществляется смягчение вхождения индивидов в новую социальную реальность с помощью освоения ими системы адаптационных средств в условиях специально организованной деятельности.
Д. И. Фельдштейн отмечает, что опережающий характер подготовки, которая осуществляется при помощи подключения субъектов в специально организованную деятельность и обеспечивается предвидением ближайшей перспективы личностно-психического развития каждого человека с его имманентной логикой, учитывая данные перспективы [55, с. 112].
Данная проблема изучалась также И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. С. Макаренко, а также известными представителями как зарубежной, так и отечественной педагогической психологии 50-х годов ХХ века: Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером [11; 13; 14; 61].
Можно отметить наличие достаточно большого количества научных публикаций в современной психологической и педагогической литературе, тематика которых затрагивает адаптационные проблемы учащихся в условиях учебно-воспитательных учреждений. В достаточно полной мере исследована тема адаптации детей младшего возраста к детскому саду, адаптационные особенности в рамках определения уровня функциональной и психологической готовности к обучению в школе. Также существует достаточно большое количество наработок к области исследования адаптационных проблем выпускников школ в новых условиях обучения, например, в средних специальных учебных заведениях.
Методы исследования - в данной работе были использованы общие методы теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, синтез, индукция, дедукция, а также частно-научные методы тестирования, математической статистики, метод корелляционного анализа. и методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест исследования тревожности (опросник Спилбергера), методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе осуществлено изучение психологических особенностей адаптации студентов младших курсов к современным условиям обучения, в частности, к обучению в вузах, на основе чего проведена разработка рекомендаций по повышению эффективности данного процесса, что обладает большим теоретическим и практическим значением. Полученными нами в рамках этой работы данные можно применить в профессиональной деятельности психологов и педагогов вузов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в психологии и педагогике.
Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. В процессе учебной деятельности ее субъект совершенствуется, развивается и формируется как личность, осваивает глубокие системные знания, необходимые для применения в разнообразных ситуациях. В структурную основу учебной деятельности входят: мотивация, учебная задача, учебное действие, контроль и оценка.
Успешность подготовки в значительной мере зависит от скорости адаптации студентов к учебной деятельности. Психологическая адаптация - это процесс оптимизации постоянного взаимодействия индивидуума с окружением в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, который удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1 Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, показывают, что у студентов 1 группы исследования наблюдается низкий уровень адаптивности и более высокий уровень дезадаптивности по сравнению с 2 группой.
2 По результатам исследования уровня тревожности по опроснику Спилбергера, в первой исследуемой группе в большей степени проявляется средний и высокий уровень тревожности, тогда как у студентов 2 группы - низкий и средний уровень тревожности. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что более молодой возраст студентов, способствует высокой тревожности у студентов, которая совпадает с высоким уровнем дезадаптации. Вероятно, высокая тревожность способствует снижению адаптации.
3 В соответствии с методикой Холмса и Раге показано, что степень сопротивляемости стрессу у студентов 2 группы исследования по сравнению со студентами 1 группы низкая. Данный факт определенно можно связать с особенностями обучения, в частности с высокими эмоциональными нагрузками.
4 При изучении мотивов учебной деятельности (модификация
А. А. Реана, В. А. Якунина), выявлено, что на первых курсах (1 группы наблюдения) основными являются: стать высококвалифицированным
специалистом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; получить диплом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания. На 2 курсе (2 группа наблюдения) основным становиться мотив получить диплом, данный факт связан, прежде всего, с насущными и актуальными заботами студентов по написанию курсовых работ и рефератов.
Следовательно, для повышения эффективности адаптации к учебной деятельности у студентов вузов оказывать психологическую помощь, через реализацию различных мероприятий. На первом курсе, предлагается путем выявления особенностей психологического развития определять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Так же рекомендуется проводить разъяснительные беседы, активно подключать к работе с ними студентов старших курсов и преподавателей в качестве кураторов. Для улучшения сплоченности коллектива эффективны круглые столы и различные игры, позволяющие раскрыть способности, проявить себя и обсудить насущные проблемы.
Для уменьшения негативного влияния стрессовых факторов учебного процесса во время обучения, хорошо регулярно на всех курсах проводить тренинги по снятию тревожности и повышению стрессоустойчивости, такие как: «Твой профессиональный выбор. Психологическая подготовка к
экзаменам»; «Повышение стрессоустойчивости»; «Саморегуляция»; «Снятие предэкзаменационной тревожности»; «Учись учиться» (для первого курса); «Тренинг по адаптации и сплочению коллектива».
В период подготовки к написанию и защите курсовых и рефератов для студентов вторых курсов необходимо в план включать занятия, способствующие снятию эмоционального напряжения: беседы, направленные на снятие у студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства, работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.
Таким образом, адаптация студентов высших учебных заведений к учебной деятельности к настоящему моменту мало изучена. Данный факт наряду с необходимостью подготовки хороших специалистов делает эту проблему актуальной для исследователей, а полученные ими результаты, несомненно, найдут свое применение в практической деятельности психологов и педагогов высших учебных заведений.



1 Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) / Ю. А. Александровский. - М. : Наука, 1976. - 272 с.
2 Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. - М., 2014. - 288 с.
3 Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 420 с.
4 Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. - М. : Наука. 1980. - 196 с.
5 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1978. - 399 с.
6 Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации : Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности /
В. Г. Асеев. - Иркутск, 1986. - 317 с.
7 Балл Г. А. Теория учебных задач : психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
8 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1998. - 270 с.
9 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.
10 Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1990. - 347 с.
11 Блонский П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - СПБ : Питер, 2001. - 240 с.
12 Богословский В. В. Общая психология / В. В. Богословский. - М. : Просвещение, 1994. - 383 с.
13 Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2011 - 1008 с.
14 Гальперин П. Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин; подг. к печати М. А. Степановой // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - №2, 1998. - 18 с.
15 Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект / В. И. Гинецинский. - М. : Смысл, 1994. - 202 с.
16 Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии: учебное пособие / В. И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во СПБ. ун-та, 1997. - 200 с.
17 Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования : Приказ Минобразования России от 02.07.2001 г. № 2572.
18 Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В. В. Гриценко. - М. : Институт психологии РАН, 2002. - 525 с.
19 Ермоленко Н. А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: автореф. дис... канд. филос. наук. / Н. А. Ермоленко. - Ростов-на-Дону, 1985. - 10 с.
20 Захарова А. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности: Формирование учебной деятельности школьников / А. В. Захарова. - М. : Педагогика, 1982. - 234 с.
21 Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов- на-Дону : Феникс,2000. -384 с.
22 Зинченко В. П. Введение в практическую эргономику /
В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. - М. : МГУ, 2001. - 80 с.
23 Зотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности : Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Зотова, И. К. Кряжева. - М. : Наука, 1979. - 220 с.
24 Ильясов И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. - М.: МГУ, 1986. - 200 с.
25 Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск, 1980. - 192 с.
26 Калинина Н. Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних
специальных учебных заведений / Н. Г. Калинина // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда
психологов. - СПб. : СПбГУ, 2007. - 121 с.
27 Кибрик Н. Д. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Н. Д. Кибрик, В. В. Кушнарев; под рук. А .Г. Амбрумовой. - М. : Просвещение, 1988. - 21 с.
28 Колесов Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д. В. Колесов. - М. : Педагогика, 1987. - 176 с.
29 Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 9 с.
30 Кончанин Т. К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. В 2-х
ч. / Т. К. Кончанин.- Тарту, 1994. - Ч.2. - 163 с.
31 Крылова А. А Психология / под. ред. А. А. Крылова - М. : Проспект, 2001. - 583 с.
32 Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. - М. : Гелеос, 2000. - 339 с.
33 Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения : Проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. - М. : Знание, 2004. - 80 с.
34 Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной дея-тельностью / Е. И. Машбиц. - Киев. : Высш. шк., 1987. - 223 с.
35 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 2003. - 576 с.
36 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : Владос. - 2004. - 678 с.
37 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 22.08.1996 г.]. - М., 1997.
38 О перспективах образования в России // Высшее образование в России. - № 4, 2000 г.
39 Об образовании : Федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21.21.2012 г.].
40 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-93: Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 296.
41 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М. : Мысль, 1971. - 186 с.
42 Петровский А. В. Общая психология / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1995. - 370 с.
43 Петренко М. В. Психология и педагогика: справочник для вузов / М. В. Петренко. - М. : Эксмо, 2009. - 40 с.
44 Пейсахова Н. М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н. М. Пейсахова - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1977. - 261 с.
45 Резолюция Всероссийского совещания председателей советов директоров средних специальных учебных заведений (июнь 1998 года).
46 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. /
С. Л. Рубинштейн. - М. : 1989. - Т. 1. - 360 с.
47 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 424 с.
48 Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблем соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - 59 с.
49 Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - изд. 2-е, дополненное. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
50 Сластенин В. А. Интегративные тенденции в системе психолого¬
педагогической подготовки учителя : Приобщение к педагогической профессии: Практика, концепции, новые структуры /
В. А. Сластенин. - Воронеж, 1992. - 368 с.
51 Среднее профессиональное образование: Сборник основных
нормативных документов / под ред. П. Ф. Анисимова. - М. : НМЦ СПО, 1997. - 416 с.
52 Статистический сборник «Образование в РФ». - М., 2009. - 43 с.
53 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26.06.1993 г. № 597) (с изм. от 27.12.1994 г.).
54 Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) : Постановление Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 160.
55 Фельдштейн Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
56 Феоктистова Е. М. Вербальная опора как средство активизации
познавательной деятельности студентов : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 /
Е. М. Феоктистова. - Оренбург, 2003. - 180 с.
57 Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1977. - 208 с.
58 Фролова О. П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе: Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / О. П. Фролова, М. Г. Юркова; под ред. В. Г. Асеева. - Иркутск, 1994. - 198 с.
59 Царегородцева Г. И Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. - М. : Мысль, 1995. - 277 с.
60 Шолохов И. А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом : автореф. дисс. канд. псих. наук. / И. А. Шолохов. - М. : МПГУ, 2002. - 152 с.
61 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
62 Юревиц А. Ж. Адаптация к профессиональной деятельности : Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) /
A. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградова и др.; под ред.
B. И. Медведева - СПб., 1993. - 284 с.
63 Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические
механизмы и закономерности динамики / М. С. Яницкий. - Кемерово. : Кемеровский государственный университет, 1999. - 84 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ