ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 9
Глава 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ …… 12
1.1. Распределение земельного фонда Чеченской Республики
по категориям земель ………………………………………. 14
1.2. Распределение земельного фонда по угодьям ……………. 32
1.3. Распределение земель Чеченской Республики по формам
собственности и принадлежности к РФ, субъекту РФ и
муниципальному образованию ……………………………. 40
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ……………..….. 42
2.1. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель ………………………………………….. 42
2.2. Результаты государственной кадастровой оценки земель и анализ результатов рассмотрения обращений по
вопросам государственной кадастровой оценки земель … 44
2.3. Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошел государственный кадастровый
учет текущих изменений …………………………………… 49
Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ……………. 50
3.1. Государственный мониторинг земель, землеустройство и
земельный контроль ………………………………………... 503
3.2. Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции ……………………………………….. 61
3.3. Сведения о наличии земель, предоставленных гражданам
в ходе земельной реформы ………………………………… 63
3.4 Правовое обеспечение развития земельных отношений и
земельный рынок в Чеченской Республике ………………. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Актуальность данного исследования заключается в том, что многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему
земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство)
государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством.
Обеспеченность страны земельными ресурсами – важнейший экономический
и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов мира.
Земельные ресурсы – земная поверхность, пригодная для проживания
человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий (Боголюбов,
2013).
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой
для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности
общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).
Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным
средством производства в сельском и лесном хозяйствах.
На современном этапе формируется многоукладная система, которая
призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех
субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами. Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм
собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы
были заложены основы современного земельного законодательства. Принят
новый Земельный кодекс РФ [2]. Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.10
Однако претворение в жизнь начатой реформы еще далеко от задуманного. С годами становится все яснее, что вывод системы землепользования
страны на качественно новый уровень – задача объемная, долговременная и
где-то даже болезненная.
Земли, находящиеся в пределах Чеченской Республики, составляют земельный фонд республики. Целью государственного учета земель, как по
угодьям, так и по категориям, является получение сведений о земле, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение
рационального и эффективного использования земель.
По данным государственного земельного учета земельный фонд Чеченской Республики на 1 января 2016 года составляет 1613943 га. За последние
несколько лет изменения коснулись земель категорий сельскохозяйственного
назначения (уменьшение площади) и земель промышленности, энергетики,
транспорта и иного назначения (увеличение площади). На изменение площади категорий земель оказывает влияние перевод земель из одной категории в
другую.
В связи с введением Водного и Земельного кодексов РФ, в республике
необходимо провести работы, направленные на приведение структуры земель водного фонда в соответствие с требованиями законодательства, основным содержанием которых является передача в водный фонд соответствующих земель из других категорий. В связи с этим следует ожидать увеличение
площади данной категории, так как значительные площади земель, подлежащие отнесению к категории земель водного фонда, на сегодняшний день
включены в состав других категорий.
Основным элементом государственного земельного учета являются земельные угодья. На 1 января 2016 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 1001,3 тыс. га или 62 % всего земельного фонда республики. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 612,6 тыс. га или 37,9 %. Именно поэтому, сельскохозяйственные
угодья подлежат особой охране. Перевод в другие категории для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.69
В настоящее время, земли Чеченской Республики, в основном, отнесены к государственной собственности, так как работа по разграничению государственной собственности на землю не завершена.
На 01.01.2016 г. в республике из всех земель зарегистрированы права:
- в собственности граждан на площади 1991 га;
- в собственности юридических лиц на площади 227га;
- в федеральной собственности на площади 10589 га;
- в муниципальной собственности на площади 637 га;
- в собственности Чеченской Республики на площади 35260 га;
Основная причина таких низких показателей это, прежде всего большие денежные затраты при проведении межевых работ на земельные участки.
Наблюдается активизация приватизации гражданами земельных участков под частным домовладением в населенных пунктах.
В целях реализации Постановления Правительства РФ «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.1999 г. № 945 в Чеченской
Республике были подготовлены и приняты нормативно-технические документы, регламентирующие выполнение государственной кадастровой оценки
земель. Работа по государственной кадастровой оценке земель на территории
Чеченской республики была проведена в 2005-2006 гг.
В 2014 году на территории Чеченской Республики проведены работы
по актуализации государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения и земель населенных пунктов.
Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель
населенных пунктов и государственной кадастровой оценки земель категории промышленности и иного специального назначения на территории Чеченской Республики утверждены постановлением Правительства Чеченской
Республики № 198 от 09.11.2010 г. «О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и государственной
кадастровой оценки земель категории промышленности и иного специального назначения на территории Чеченской Республики» (с изм. 20. 11. 2014 г.).
В Чеченской Республике по распоряжению руководства Управления
Росреестра по ЧР ведутся предварительные подготовительные мероприятия
по разработке республиканской программы мониторинга земель. Непосредственных работ по наблюдению за качественным состоянием земель по республике не проводилось более 15 лет.
1. Алхазуров, М.Л. Становление и развитие Чеченской Республики / М.Л. Алхазуров. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 172 с.
2. Анисимов, А.П. Земельное право России / А.П. Анисимов, А.Я. Ры-женков, С.А. Чаркин. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.
3. Афанасьев, В.Н. Статистика сельского хозяйства / В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 272 с.
4. Боголюбов, С.А. Земельное право / С.А. Боголюбов. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.
5. Бонитировка почв в системе земельного кадастра / Л.Б. Востокова, Д.С. Булгаков, Н.В. Орешникова, А.С. Яковлев. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 300 с.
6. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Том 4. Оценка земель // А.А. Вар¬ламов. - М.: КолосС, 2008. - 464 с.
7. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Том 5. Оценка земли и иной не-движимости / А.А. Варламов, А.В. Севостьянов. - М.: КолосС, 2008. - 265 с.
8. Воронцов, А.П. Ресурсосбережение в АПК / А.П. Воронцов. - М.: Юркнига, 2006. - 208 с.
9. Все о земельных отношениях / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Е.Л. Минина, В.В. Устюкова. - М.: Проспект, 2010. - 656 с.
10. Горемыкин, В.А. Экономика недвижимости. Том 2. Рынок земельных участков и управление недвижимостью / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2014. - 544 с.
11. Ерофеев, Б.В. Земельное право России / Б.В. Ерофеев. - М.: Юрайт, 2013. - 679 с.
12.Земельное право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2013. - 208 с.
13.Земельное право. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. - 352 с.
14. Золотова, Е.В. Основы кадастра. Территориальные информационные системы / Е.В. Золотова. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир»,
2012. - 316 с.
15. Казьмин, М.А. Земельная реформа в регионах постсоветской России: Итоги преобразований и упущенные возможности / М.А. Казьмин. - М., 2016. - 213 с.
16. Козлов, Д.Е. Система прав на водные объекты в России / Д.Е. Козлов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 204 с.
17. Козлова, С.В. Развитие земельно-имущественных отношений в городах / С.В. Козлова. - М.: Наука, 2007. - 184 с.
18. Кузьмин, Г.В. Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты / Г.В. Кузьмин. - М.: Бухгалтерский учет, 2009. - 112 с.
19. Липина, С.А. Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК / С.А. Липина. - М.: ЛКИ, 2008. - 248 с.
20. Липина, С.А. Чеченская Республика. Экономический потенциал и стра¬тегическое развитие / С.А. Липина. - М.: ЛКИ, 2007. - 320 с.
21. Липски, С.А. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров / С.А. Липски, И.А. Гордиенко, К.В. Симонова. - М.: КноРус, 2016. - 430 с.
22. Методические рекомендации по созданию в составе бюджетов субъек¬тов Российской Федерации фондов реформирования муниципальных финансов. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 96 с.
23. Нестеров, В.И. Налоги и сборы, уплачиваемые государственными (му¬ниципальными) учреждениями / В.И. Нестеров. - М.: Дело и Сервис,
2013. - 192 с.
24. Павлова, В.И. Современная концепция кадастровой оценки земли / В.И. Павлова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 248 с.
25. Петров, В.И. Оценка стоимости земельных участков / В.И. Петров. - М.: КноРус, 2012. - 264 с.
26. Природоресурсные платежи. Комментарий законодательства и судеб¬ная практика. - М.: Экзамен, 2007. - 448 с.
27. Скалабан, В.Д. Агроэкологические данные земельного кадастра в стра¬тегии устойчивого развития России / В.Д. Скалабан. - М.: Академиче¬ский Проект, Альма Матер, 2009. - 272 с.
28. Солдатенков, В.В. Аренда земельных участков. Законодательство и практика / В.В. Солдатенков, Е.И. Марченко. - М.: Дело АНХ, 2009. - 128 с.
29. Сулин, М.А. Современное содержание земельного кадастра / М.А. Су¬лин, В.А. Павлова, Д.А. Шишов. - М.: Проспект Науки, 2010. - 272 с.
30. Сыродоев, Н.А. Земельное право / Н.А. Сыродоев. - М.: Проспект, 2012. - 368 с.
31. Управление земельными ресурсами. - СпБ.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2010. - 176 с.
32. Цекатунова, Л.М. Развитие институтов государственной власти в Че-ченской республике / Л.М. Цекатунова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 364 с.
33.Чуркин, В.П. Перевод земельных участков в земли населенных пунктов / В.П. Чуркин, Д.Е. Лебедев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 100 с.