Введение. 3.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников.
29.
§ 1 -1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, влияющие на его протекание.
29.
§1-2.Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением и возможности педагогического воздействия на них. 47.
§1-3.Причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения. 65.
Глава 2. Пути и средства взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. 93.
§2-1. Модель организации и управления контактным взаимодействием педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
93.
§2-2. Приемы и способы последовательных воздействий на подростков с отклонениями в поведении. 129.
§2-3. Педагогическое руководство деятельностью старшеклассников по устранению отклонений в поведении подростков. 153.
Заключение - выводы.
Библиография. Приложение.
Возникает большое количество неформальных групп подростков, которые истолковывают конструктивные перемены, как появление новых свобод и расширение полей своей деятельности, в том числе ранее запрещенной.
Изменения, происходящие сегодня в подростковой среде, вызваны в основном разрушением коммуникаций, устоявшейся ранее системы отношений. В тоже время новые структуры связей не программируются и не функционируют. Педагоги, психологи, социологи, юристы, представители средств массовой информации, муниципальных и правоохранительных органов и т.д., констатируют сейчас о резком возрастании криминогенных факторов в среде подростков. Появление большого количества беспризорных детей и подростков, ужесточение преступлений. Демонстрируется правовой нигилизм. Пренебрежение к нормам морали и права. Нарушается представление о сущности, справедливости и необходимости законов. Все это осложняется тем, что под активным влиянием всех этих факторов детерминируется психика подростков: искажается их правосознание и порождается в свою очередь искаженное представление об отношениях в обществе: о справедливости, о гражданских обязанностях, социальных нормах и патриотических ценностях. На этом фоне ослабевает воспитательная роль школы и других учебных заведений. В сознании подростков падает авторитет родителей и педагогов. В месте с этим возрастает авторитет личностей противоборствующих общественному порядку. Появление большого количества групп подростков асоциальной направленности, свидетельствует о своеобразном понимании ими принципов жизни при демократии. Совершение большого количества правонарушений и в ряде случаев безнаказанность за это, провоцирует подростков на испытание строгости и бдительности законов. В связи с этим у многих, даже законопослушных граждан и молодых людей с высоким патриотическим чувством, складывается мнение, что общество закрыло глаза на поглощение «криминалитетом» подрастающего поколения. В среде несовершеннолетних и даже детей, в сфере их коммуникативного общения утверждаются принципы макиавеллизма. Устойчивость этих и других негативных факторов, неопровержимо ставит перед обществом задачу о коренном исправлении воспитательной политики с подростками и в частности по профилактике отклоняющегося поведения.
Одним из аспектов обновления воспитательной политики с детьми и подростками отклоняющегося поведения по убеждению автора является создание взаимодействующих педагогических структур, субъектами которых в неизменной последовательности должны быть старшеклассники, подростки и младшие школьники. В своей опытно - экспериментальной работе мы принципиально придерживались такой схемы в развитии модели взаимодействия между педагогами и старшеклассниками. Такой подход в организации профилактической работы с подростками отклоняющегося поведения являлся стабилизирующим фактором в установлении деловых и доверительных отношений с подростками, ранее конфликтующими с учителями. В большинстве случаев нашей практики старшеклассники служили не только примером для ориентира в поведении «трудных» подростков, но и выполняли функции трансляторов педагогических знаний, способов и приемов в по¬гашении конфликтных ситуаций.
Общие принципы этой работы были заложены в трудах А.С. Макарен¬ко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, и не потеряли своего значения в наши дни. Они неизменно подчеркивали, что правильная система педагогических воздействий и взаимодействий предупреждает возникновение асоциальных явлений в подростковой среде.
Направленному изучению причин детской преступности посвящены работы М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, В.Е. Гмурмана, А.И. Кочетова, Э.Ш. Натанзон, И.А. Невского, В.М. Обухова, А.А. Остапца- Свешникова, В. Г. Степанова, С.Е. Хозе и др.
Правовой аспект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних раскрывается в исследованиях Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, А.Б. Саха¬рова, Я.В. Соколова.
Роль организаторской деятельности учащихся как фактор предупреждения правонарушений анализируется в работах Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, Л.М. Зюбина, И.П. Иванова, В.Д. Иванова, А.В. Караковского, В.М. Коротова, Ю.А. Лунева, Т.Н. Мальковской, Л.Н. Новиковой, М.М. По¬ташника, А.И. Прихожан а, В.Б. Пятунина, С.В. Сарычева А.С. Чернышева и др.
1. Обстоятельства и условия, оказывающие влияние на деятельность педагогических структур и ученических объединений: являются позиции в отношениях между всеми участниками педагогического процесса. Составляющим этих позиций является понимание и умение использовать: фактор обоюдного взаимного понимания проблемы отклоняющегося поведения учащихся, фактор психологических барьеров между субъектами и объекта¬ми взаимодействия, фактор приемлемости, доверия и фактор соответствующего социально - правового востребования.
2. Определена эффективность четкого разграничения функций меж¬ду педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Это позволяет старшеклассникам устанавливать необходимые отношения с «трудными» подростками и лидерами: неформальных групп, спортивных секций, групп занятий познавательной и общественно - значимой направленности. Такой психолого - педагогический микроклимат в пространстве взаимодействия способствует внедрению педагогического влияния в особо скрытую сферу коммуникативных взаимоотношений подростков - правонарушителей.
3. Педагоги в процессе взаимодействия со старшеклассниками по преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся, выступая источниками, носителями информации и хранителями традиций о специфике приобщения к взаимодействию «трудных» подростков, осуществляют ретроспективный анализ судеб «бывших трудных подростков» и умело применяют их жизненный опыт в перевоспитании трудновоспитуемых школьников. Развитие подобных педагогических взаимосвязей дают положительный эффект начинающим педагогам в признании важности фигуры подростка с отклоняющимся поведением во взаимоотношениях с учащимися и особенно вне педагогического воздействия.
4. Результативный опыт взаимодействия педагогов и старшеклассников с четким разграничением функций способствует формированию традиций преемственности правоохранительной деятельности от старшеклассников к подросткам 7- 9 классов.
5. Сохранение и развитие правоохранительных традиций учащихся способствует привлечению различных категорий школьников базовых учебных заведений; в том числе и «бывших трудных - правонарушителей», так¬же демобилизованных из армии к совместной работе с педагогическими коллективами и социальными службами по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Свидетельством сохранения тенденций к поддержанию принятого порядка является продолжение функционирования подростковых правоохранительных групп даже тогда, когда непосредственный ее руководитель уходит из базисного заведения (г. Коломна при ГК ВЛКСМ и Тепловозостроительном заводе, Поваровский опытный завод и Поваровская школа - Солнечногорского района, школа № 789 - г. Москва, школа № 604 и ВПУ № 313 г. Зеленограда).
1. Абзианидзе Ш.Г. Расходящееся поведение и формирование социальных установок в процессе социализации личности. - Тбилиси, 1969.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.
4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимиза¬ция. Сб. науч. трудов под ред. А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, Б.С. Круг¬лова. - М., 1983.
5. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. // Совет¬
ская педагогика. 1966. N 10.
6. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности несовершен¬
нолетних правонарушителей. - М., 1968.
7. Андриенко В.К. Особенности системы и воспитательной работы в услови¬
ях спецшколы (трудновоспитуемых детей и подростков - правонаруши¬телей). Дисс. на соис. уч. к.п.н. - М., 1967.
8. Андерсон Питер. Пути решения проблем, связанных с употреблением ал¬
коголя. - СПб. МАЛО, 1995.
9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - М., 1980.Т.- С. 129 -
167.
10. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонение социального поведения де¬тей. - Ереван: Луйс, 1980.-С. 247-254.
11. Архипов А.П. Внутренняя позиция подростка и воспитатель. Вопросы психологии. 1968. N 2.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. -С. 39-69, 117, 125, 138-145.
13. Бабанский Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе. Нар. образование. 1982. N 7.
14. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980.- С. 80.
15. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Ки¬ев: «Радянська школа», 1986.
16. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних. Дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 1974.
17. Белкин А.С. Как поставить диагноз? Нар. образование, 1973.N 8.- С. 47, 77.
- 188-
18. Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников Нач. школа, 1976. N 4.- С. 34-40.
19. Белкин А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения Из опыта работы с 5 - 6 клас¬сами. - М., 1970.
20. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников Учебное пособие - Свердловск: СГПИ, 1976.
21. Белкин А.С. Трудные педагогические ситуации Воспитание школьни¬ков. 1983. N5.-С. 44-47.
22. Бельский П.Г., Никольский В.И. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. - М., 1924.
23. Вельский П.Г. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе Сб. «Трудные дети в массовой школе». - Л., 1933.
24. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. - Минск. 1975.
25. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - Санк.- Пб., 1909.
26. Л.В. О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подрост¬ков Сов.Россия. - М., 1970.
27. Блонский П.П. Трудные школьники. - М., 1980.
28. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание Психология и дети.- М., 1917.-С. 4-14.
29. Богданова О.С., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подрост¬ков. - М, 1979.-С. 8-64.
30. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - Л., 1965..
31. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ре¬бенка. Дисс. на соис. уч.ст.д.психол. н. - М., 1968..
32. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Методы психолого- педагогиче¬ской диагностики. - Питер 2000. - С. 24, 78, 151- 170, 231-241.
33. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сфе¬ры подростков - нарушителей. - М., 1968.
34. Бояринов Н.Н. Психолого-терапевтические функции учителя в формиро¬вании адаптивной образовательной среды ученика. - М., 2001.
35. Буянов М.Н. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. - С. 5-52, 89-110.
36. Взаимодействие семьи, школы и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся. Отв. ред. Алемаскин М. А. - М., 1982. - С. 77- 106.
37. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. - М., 2001.
38. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии -М., 1967.-С. 177-204.
- 189-
39. Володарский П.Г. Практическое пособие для комиссий по делам дети. 1917. N 1. - С. 4-14.
40. Волков Б.С. Психология подростка. Акцентуализация характера у под-ростков. - М., 2001. - С. 3-8, 20 — 57,75 - 104.
41. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений
несовершеннолетних Ред. Кудрявцев В.Н. и др. - М.: ВНИИ прокуратуры
СССР. - М., 1970. Часть 1.- С.- 179. Часть 2,- С. 144.
42. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков. - М., 1993.- С. 60-
125.
43. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., 1978. - С. 18 - 37, 69 - 86.
44. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 2001.- С. 7-33.
45. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
46. Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т. 1 - 6. - М., 1984.
47. Гербеев Ю. В. (в соавторстве) Работа по предупреждению недисципли-нированности подростков Сов. педагогика. 1986. N 3.
48. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995..
49. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. - М.: Знание. 1962.
50. Гобечия Ф.В. Психологические факторы отклоняющегося поведения не-совершеннолетних. -Тбилиси, 1978.
51. Гонеев А. Д. Перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе внешкольного общения. Дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 1982.
52. Горшков Е.А. Формирование положительных межличностных отноше¬ний трудновоспитуемых подростков в коллективе класса. Дисс.на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1978.
53. Грибоедов А.С. На пути к преступлению (трудновоспитуемые дети). - М., 1980.
54. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм.
-М., 1980.
55. Данилин Е. М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запу-щенными подростками по месту жительства. Дисс. на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1978.
56. Данилин Е.М. Особенности общения трудновоспитуемых подростков по месту жительства В кн. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. Ответ. Ред. М.А. Алемаскин.- М., 1981. -С. - 13-139.
57. Деева Н.А. Формирование общественно значимых перспектив и целей у несовершеннолетних правонарушителей (девушек) как средство их пере-воспитания. Дисс.на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1977.
58. Европкин А.М. Организационное поведение. - М., 2001.
59. Егоров И.Г. Личностно- ориентированная коммуникация как процесс построения совместного когнитивного пространства. - М., 2001.
-190-
60. Ермаков В.Д., Фокин В. Общественный порядок и подросток Воспита¬ние школьников. 1973. N2.
61. Жаворонков Г.Н. Психическое состояние неадекватной защищенности как один из факторов детских правонарушений. Дисс. на соис. уч. ст.к.п.н. -М., 1974.
62. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении.- Киров, 1991..
63. Журина JI.A. Психологические особенности взаимодействия классного руководителя с лидером учебной группы педагогического колледжа. - М., 2001.
64. Жуйкова Т.М. Ценностные приоритеты профессиональной направленно¬сти студентов психолого-педагогического факультета. Дисс. на со¬ис.уч.ст.к.п.н. - М., 2002.
65. Жуйкова Т.П. Психолого - педагогические подходы в изучении и стиму-лировании творческой активности детей.// Интегральная педагогика и жизнь./ Под. Ред. В.И. Мурашева. - М., ВНТИЦ, 2000.№ 1.
66. Зюбин Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних Воп-росы психологии. 1073. N4.-С. 59-63.
67. Иващенко И.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 1996
68. Игошев К.Е. Опыт социально - психологического анализа личности не-совершеннолетних правонарушителей. - М.: Высш. школа МООП СССР, 1967. - С. 79- 107.
69. Караковский В.А. Без звонка на перемену. Челябинск, 1977. - С. - 79 —
134.
70. Карнеги Д. Как зазывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,
1989.
71. Квятковска - Тохович Э. Агрессивность и конфликтность совершенно¬летних как объект педагогического изучения и воздействия. Дисс. на со- ис.уч.ст. к.п.н. - М., 1979.
72. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М., 1968.
73. Коломинский Я.Л. О предмете и некоторых педагогических проблемах возрастной социальной психологии В кн. Педагогика и психология. - Минск, 1973. - С. 12, 16- 19.
74. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск. 1975. - С.34-45.
75. Кондратьева О. В., Кондратьев С.В. Социальная психология Класси¬фикация социально-психологических общностей. - Вологда. 2001. -С. 10.
76. Конеева Е.В. Формирование педагогической позиции специалиста о фи-зической культуре в процессе вузовской подготовки. - М., 2001.
77. Конституция Российской Федерации. - М., 1997.- Ст.: 18, 20, 21, 22, 23,
120, 131.
-191 -
78. Коротков В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение. 1981.
79. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростка¬ми. - М., 1972.
80. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной общеобразовательной школы. Дисс. на соис. уч.ст.д.п.н. - М., 1972.
81. Кочетков А.И. Перевоспитание подростков. - М., 1972.
82. Краковский А.П. О подростках. - М., 1970. - С. 109- 117, 148- 191.
83. Кряхтунов М.И. Стратегия взаимодействия взрослого и ребенка: опреде¬ление, осознание, развитие // Материалы конференции «Гештальт в ра¬боте с детьми». - М., 1996. - С. 42- 44.
84. Кряхтунов М.И. Психолого - педагогические условия профессионально¬го самообразования учителя. Дисс.на соис. уч.ст.д.п.н. 2002.
85. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя Педагогические усло¬вия применения индивидуальных эталонов. - М., 2001.- С. -36-41, 83.
86. Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. - М.: Наука, 1981.
87. Кузема А.В. Временная динамика конфликтного потенциала личности. М., 42. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. Отв. Ред. Невский И.А.. - М., ЦСПО РСФСР. 1986.
88. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М., МГУ.,1985.
89. Куницина В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками В сб. Экспериментальная и прикладная психология. Под ред. Ананьева Б.Г.
М., 1973.
90. Куфаев В.И. Трудные дети и подростки и методы работы с ними в детуч- реждениях. - Учпедгиз, 1934.
91. Куфаев В.И. Юные правонарушители. - М., 1924.
92. Лазурский А.Ф., Франк С.Д. Программа исследования личности в ее от-ношениях к среде. Сб., 1917.
93. Лазурский А.Ф. Классификация личности. Изд.З, 1924.
94. Ланда Л., Наймарк М. О методах и принципе убеждения Сов. педагоги¬ка. 1961. N 12
95. Лебедев С.П., Лидин А.С. Карма повседневности. Энергетика общения. - М., 1996,-С. - 161, 197.
96. Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаи-модействию с учащимися во внеурочной деятельности. Дисс. на соис.уч. ст. д.п.н. - М., 1994.
97. Левкина Н. Ю. Перевоспитание подростков в условиях специальной школы средствами физической культуры и спорта. Дисс. на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1992.
98. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. «Знание», 1979.
99. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1969.
100. Литвинов И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несо¬
- 192-
вершеннолетних и пути их предупреждения. - Киев, 1973.
101. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1996. С. 17 —104.
102. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М., 1983.
103. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993.
104. Личность школьника как объект педагогических исследований. Сб. науч. трудов. - М., 1980.
105. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. Изд. 2- е. -Л., 1983.
106. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
107. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб¬ная деятельность - основной фактор психического развития младшего школьника. - М., 1977.- С.-14-63,78-125.
108. Майсак Н. В. Личностные особенности младших подростков с деви¬антным поведением. - М., 2001.
109. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1958.