Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков

Работа №7296

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы224стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
885
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников.
29.
§ 1 -1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, влияющие на его протекание.
29.
§1-2.Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением и возможности педагогического воздействия на них. 47.
§1-3.Причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения. 65.
Глава 2. Пути и средства взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. 93.
§2-1. Модель организации и управления контактным взаимодействием педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
93.
§2-2. Приемы и способы последовательных воздействий на подростков с отклонениями в поведении. 129.
§2-3. Педагогическое руководство деятельностью старшеклассников по устранению отклонений в поведении подростков. 153.
Заключение - выводы.
Библиография. Приложение.


Возникает большое количество неформальных групп подростков, которые истолковывают конструктивные перемены, как появление новых свобод и расширение полей своей деятельности, в том числе ранее запрещенной.
Изменения, происходящие сегодня в подростковой среде, вызваны в основном разрушением коммуникаций, устоявшейся ранее системы отношений. В тоже время новые структуры связей не программируются и не функционируют. Педагоги, психологи, социологи, юристы, представители средств массовой информации, муниципальных и правоохранительных органов и т.д., констатируют сейчас о резком возрастании криминогенных факторов в среде подростков. Появление большого количества беспризорных детей и подростков, ужесточение преступлений. Демонстрируется правовой нигилизм. Пренебрежение к нормам морали и права. Нарушается представление о сущности, справедливости и необходимости законов. Все это осложняется тем, что под активным влиянием всех этих факторов детерминируется психика подростков: искажается их правосознание и порождается в свою очередь искаженное представление об отношениях в обществе: о справедливости, о гражданских обязанностях, социальных нормах и патриотических ценностях. На этом фоне ослабевает воспитательная роль школы и других учебных заведений. В сознании подростков падает авторитет родителей и педагогов. В месте с этим возрастает авторитет личностей противоборствующих общественному порядку. Появление большого количества групп подростков асоциальной направленности, свидетельствует о своеобразном понимании ими принципов жизни при демократии. Совершение большого количества правонарушений и в ряде случаев безнаказанность за это, провоцирует подростков на испытание строгости и бдительности законов. В связи с этим у многих, даже законопослушных граждан и молодых людей с высоким патриотическим чувством, складывается мнение, что общество закрыло глаза на поглощение «криминалитетом» подрастающего поколения. В среде несовершеннолетних и даже детей, в сфере их коммуникативного общения утверждаются принципы макиавеллизма. Устойчивость этих и других негативных факторов, неопровержимо ставит перед обществом задачу о коренном исправлении воспитательной политики с подростками и в частности по профилактике отклоняющегося поведения.
Одним из аспектов обновления воспитательной политики с детьми и подростками отклоняющегося поведения по убеждению автора является создание взаимодействующих педагогических структур, субъектами которых в неизменной последовательности должны быть старшеклассники, подростки и младшие школьники. В своей опытно - экспериментальной работе мы принципиально придерживались такой схемы в развитии модели взаимодействия между педагогами и старшеклассниками. Такой подход в организации профилактической работы с подростками отклоняющегося поведения являлся стабилизирующим фактором в установлении деловых и доверительных отношений с подростками, ранее конфликтующими с учителями. В большинстве случаев нашей практики старшеклассники служили не только примером для ориентира в поведении «трудных» подростков, но и выполняли функции трансляторов педагогических знаний, способов и приемов в по¬гашении конфликтных ситуаций.
Общие принципы этой работы были заложены в трудах А.С. Макарен¬ко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, и не потеряли своего значения в наши дни. Они неизменно подчеркивали, что правильная система педагогических воздействий и взаимодействий предупреждает возникновение асоциальных явлений в подростковой среде.
Направленному изучению причин детской преступности посвящены работы М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, В.Е. Гмурмана, А.И. Кочетова, Э.Ш. Натанзон, И.А. Невского, В.М. Обухова, А.А. Остапца- Свешникова, В. Г. Степанова, С.Е. Хозе и др.
Правовой аспект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних раскрывается в исследованиях Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, А.Б. Саха¬рова, Я.В. Соколова.
Роль организаторской деятельности учащихся как фактор предупреждения правонарушений анализируется в работах Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, Л.М. Зюбина, И.П. Иванова, В.Д. Иванова, А.В. Караковского, В.М. Коротова, Ю.А. Лунева, Т.Н. Мальковской, Л.Н. Новиковой, М.М. По¬ташника, А.И. Прихожан а, В.Б. Пятунина, С.В. Сарычева А.С. Чернышева и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Обстоятельства и условия, оказывающие влияние на деятельность педагогических структур и ученических объединений: являются позиции в отношениях между всеми участниками педагогического процесса. Составляющим этих позиций является понимание и умение использовать: фактор обоюдного взаимного понимания проблемы отклоняющегося поведения учащихся, фактор психологических барьеров между субъектами и объекта¬ми взаимодействия, фактор приемлемости, доверия и фактор соответствующего социально - правового востребования.
2. Определена эффективность четкого разграничения функций меж¬ду педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Это позволяет старшеклассникам устанавливать необходимые отношения с «трудными» подростками и лидерами: неформальных групп, спортивных секций, групп занятий познавательной и общественно - значимой направленности. Такой психолого - педагогический микроклимат в пространстве взаимодействия способствует внедрению педагогического влияния в особо скрытую сферу коммуникативных взаимоотношений подростков - правонарушителей.
3. Педагоги в процессе взаимодействия со старшеклассниками по преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся, выступая источниками, носителями информации и хранителями традиций о специфике приобщения к взаимодействию «трудных» подростков, осуществляют ретроспективный анализ судеб «бывших трудных подростков» и умело применяют их жизненный опыт в перевоспитании трудновоспитуемых школьников. Развитие подобных педагогических взаимосвязей дают положительный эффект начинающим педагогам в признании важности фигуры подростка с отклоняющимся поведением во взаимоотношениях с учащимися и особенно вне педагогического воздействия.
4. Результативный опыт взаимодействия педагогов и старшеклассников с четким разграничением функций способствует формированию традиций преемственности правоохранительной деятельности от старшеклассников к подросткам 7- 9 классов.
5. Сохранение и развитие правоохранительных традиций учащихся способствует привлечению различных категорий школьников базовых учебных заведений; в том числе и «бывших трудных - правонарушителей», так¬же демобилизованных из армии к совместной работе с педагогическими коллективами и социальными службами по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Свидетельством сохранения тенденций к поддержанию принятого порядка является продолжение функционирования подростковых правоохранительных групп даже тогда, когда непосредственный ее руководитель уходит из базисного заведения (г. Коломна при ГК ВЛКСМ и Тепловозостроительном заводе, Поваровский опытный завод и Поваровская школа - Солнечногорского района, школа № 789 - г. Москва, школа № 604 и ВПУ № 313 г. Зеленограда).



1. Абзианидзе Ш.Г. Расходящееся поведение и формирование социальных установок в процессе социализации личности. - Тбилиси, 1969.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.
4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимиза¬ция. Сб. науч. трудов под ред. А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, Б.С. Круг¬лова. - М., 1983.
5. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. // Совет¬
ская педагогика. 1966. N 10.
6. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности несовершен¬
нолетних правонарушителей. - М., 1968.
7. Андриенко В.К. Особенности системы и воспитательной работы в услови¬
ях спецшколы (трудновоспитуемых детей и подростков - правонаруши¬телей). Дисс. на соис. уч. к.п.н. - М., 1967.
8. Андерсон Питер. Пути решения проблем, связанных с употреблением ал¬
коголя. - СПб. МАЛО, 1995.
9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - М., 1980.Т.- С. 129 -
167.
10. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонение социального поведения де¬тей. - Ереван: Луйс, 1980.-С. 247-254.
11. Архипов А.П. Внутренняя позиция подростка и воспитатель. Вопросы психологии. 1968. N 2.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. -С. 39-69, 117, 125, 138-145.
13. Бабанский Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе. Нар. образование. 1982. N 7.
14. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980.- С. 80.
15. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Ки¬ев: «Радянська школа», 1986.
16. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних. Дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 1974.
17. Белкин А.С. Как поставить диагноз? Нар. образование, 1973.N 8.- С. 47, 77.

- 188-
18. Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников Нач. школа, 1976. N 4.- С. 34-40.
19. Белкин А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения Из опыта работы с 5 - 6 клас¬сами. - М., 1970.
20. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников Учебное пособие - Свердловск: СГПИ, 1976.
21. Белкин А.С. Трудные педагогические ситуации Воспитание школьни¬ков. 1983. N5.-С. 44-47.
22. Бельский П.Г., Никольский В.И. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. - М., 1924.
23. Вельский П.Г. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе Сб. «Трудные дети в массовой школе». - Л., 1933.
24. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. - Минск. 1975.
25. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - Санк.- Пб., 1909.
26. Л.В. О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подрост¬ков Сов.Россия. - М., 1970.
27. Блонский П.П. Трудные школьники. - М., 1980.
28. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание Психология и дети.- М., 1917.-С. 4-14.
29. Богданова О.С., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подрост¬ков. - М, 1979.-С. 8-64.
30. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - Л., 1965..
31. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ре¬бенка. Дисс. на соис. уч.ст.д.психол. н. - М., 1968..
32. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Методы психолого- педагогиче¬ской диагностики. - Питер 2000. - С. 24, 78, 151- 170, 231-241.
33. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сфе¬ры подростков - нарушителей. - М., 1968.
34. Бояринов Н.Н. Психолого-терапевтические функции учителя в формиро¬вании адаптивной образовательной среды ученика. - М., 2001.
35. Буянов М.Н. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. - С. 5-52, 89-110.
36. Взаимодействие семьи, школы и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся. Отв. ред. Алемаскин М. А. - М., 1982. - С. 77- 106.
37. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. - М., 2001.
38. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии -М., 1967.-С. 177-204.

- 189-
39. Володарский П.Г. Практическое пособие для комиссий по делам дети. 1917. N 1. - С. 4-14.
40. Волков Б.С. Психология подростка. Акцентуализация характера у под-ростков. - М., 2001. - С. 3-8, 20 — 57,75 - 104.
41. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений
несовершеннолетних Ред. Кудрявцев В.Н. и др. - М.: ВНИИ прокуратуры
СССР. - М., 1970. Часть 1.- С.- 179. Часть 2,- С. 144.
42. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков. - М., 1993.- С. 60-
125.
43. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., 1978. - С. 18 - 37, 69 - 86.
44. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 2001.- С. 7-33.
45. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
46. Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т. 1 - 6. - М., 1984.
47. Гербеев Ю. В. (в соавторстве) Работа по предупреждению недисципли-нированности подростков Сов. педагогика. 1986. N 3.
48. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995..
49. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. - М.: Знание. 1962.
50. Гобечия Ф.В. Психологические факторы отклоняющегося поведения не-совершеннолетних. -Тбилиси, 1978.
51. Гонеев А. Д. Перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе внешкольного общения. Дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 1982.
52. Горшков Е.А. Формирование положительных межличностных отноше¬ний трудновоспитуемых подростков в коллективе класса. Дисс.на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1978.
53. Грибоедов А.С. На пути к преступлению (трудновоспитуемые дети). - М., 1980.
54. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм.
-М., 1980.
55. Данилин Е. М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запу-щенными подростками по месту жительства. Дисс. на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1978.
56. Данилин Е.М. Особенности общения трудновоспитуемых подростков по месту жительства В кн. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. Ответ. Ред. М.А. Алемаскин.- М., 1981. -С. - 13-139.
57. Деева Н.А. Формирование общественно значимых перспектив и целей у несовершеннолетних правонарушителей (девушек) как средство их пере-воспитания. Дисс.на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1977.
58. Европкин А.М. Организационное поведение. - М., 2001.
59. Егоров И.Г. Личностно- ориентированная коммуникация как процесс построения совместного когнитивного пространства. - М., 2001.

-190-
60. Ермаков В.Д., Фокин В. Общественный порядок и подросток Воспита¬ние школьников. 1973. N2.
61. Жаворонков Г.Н. Психическое состояние неадекватной защищенности как один из факторов детских правонарушений. Дисс. на соис. уч. ст.к.п.н. -М., 1974.
62. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении.- Киров, 1991..
63. Журина JI.A. Психологические особенности взаимодействия классного руководителя с лидером учебной группы педагогического колледжа. - М., 2001.
64. Жуйкова Т.М. Ценностные приоритеты профессиональной направленно¬сти студентов психолого-педагогического факультета. Дисс. на со¬ис.уч.ст.к.п.н. - М., 2002.
65. Жуйкова Т.П. Психолого - педагогические подходы в изучении и стиму-лировании творческой активности детей.// Интегральная педагогика и жизнь./ Под. Ред. В.И. Мурашева. - М., ВНТИЦ, 2000.№ 1.
66. Зюбин Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних Воп-росы психологии. 1073. N4.-С. 59-63.
67. Иващенко И.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 1996
68. Игошев К.Е. Опыт социально - психологического анализа личности не-совершеннолетних правонарушителей. - М.: Высш. школа МООП СССР, 1967. - С. 79- 107.
69. Караковский В.А. Без звонка на перемену. Челябинск, 1977. - С. - 79 —
134.
70. Карнеги Д. Как зазывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,
1989.
71. Квятковска - Тохович Э. Агрессивность и конфликтность совершенно¬летних как объект педагогического изучения и воздействия. Дисс. на со- ис.уч.ст. к.п.н. - М., 1979.
72. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М., 1968.
73. Коломинский Я.Л. О предмете и некоторых педагогических проблемах возрастной социальной психологии В кн. Педагогика и психология. - Минск, 1973. - С. 12, 16- 19.
74. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск. 1975. - С.34-45.
75. Кондратьева О. В., Кондратьев С.В. Социальная психология Класси¬фикация социально-психологических общностей. - Вологда. 2001. -С. 10.
76. Конеева Е.В. Формирование педагогической позиции специалиста о фи-зической культуре в процессе вузовской подготовки. - М., 2001.
77. Конституция Российской Федерации. - М., 1997.- Ст.: 18, 20, 21, 22, 23,
120, 131.

-191 -
78. Коротков В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение. 1981.
79. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростка¬ми. - М., 1972.
80. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной общеобразовательной школы. Дисс. на соис. уч.ст.д.п.н. - М., 1972.
81. Кочетков А.И. Перевоспитание подростков. - М., 1972.
82. Краковский А.П. О подростках. - М., 1970. - С. 109- 117, 148- 191.
83. Кряхтунов М.И. Стратегия взаимодействия взрослого и ребенка: опреде¬ление, осознание, развитие // Материалы конференции «Гештальт в ра¬боте с детьми». - М., 1996. - С. 42- 44.
84. Кряхтунов М.И. Психолого - педагогические условия профессионально¬го самообразования учителя. Дисс.на соис. уч.ст.д.п.н. 2002.
85. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя Педагогические усло¬вия применения индивидуальных эталонов. - М., 2001.- С. -36-41, 83.
86. Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. - М.: Наука, 1981.
87. Кузема А.В. Временная динамика конфликтного потенциала личности. М., 42. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. Отв. Ред. Невский И.А.. - М., ЦСПО РСФСР. 1986.
88. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М., МГУ.,1985.
89. Куницина В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками В сб. Экспериментальная и прикладная психология. Под ред. Ананьева Б.Г.
М., 1973.
90. Куфаев В.И. Трудные дети и подростки и методы работы с ними в детуч- реждениях. - Учпедгиз, 1934.
91. Куфаев В.И. Юные правонарушители. - М., 1924.
92. Лазурский А.Ф., Франк С.Д. Программа исследования личности в ее от-ношениях к среде. Сб., 1917.
93. Лазурский А.Ф. Классификация личности. Изд.З, 1924.
94. Ланда Л., Наймарк М. О методах и принципе убеждения Сов. педагоги¬ка. 1961. N 12
95. Лебедев С.П., Лидин А.С. Карма повседневности. Энергетика общения. - М., 1996,-С. - 161, 197.
96. Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаи-модействию с учащимися во внеурочной деятельности. Дисс. на соис.уч. ст. д.п.н. - М., 1994.
97. Левкина Н. Ю. Перевоспитание подростков в условиях специальной школы средствами физической культуры и спорта. Дисс. на соис. уч.ст.к.п.н. - М., 1992.
98. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. «Знание», 1979.
99. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1969.
100. Литвинов И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несо¬

- 192-
вершеннолетних и пути их предупреждения. - Киев, 1973.
101. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1996. С. 17 —104.
102. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М., 1983.
103. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993.
104. Личность школьника как объект педагогических исследований. Сб. науч. трудов. - М., 1980.
105. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. Изд. 2- е. -Л., 1983.
106. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
107. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб¬ная деятельность - основной фактор психического развития младшего школьника. - М., 1977.- С.-14-63,78-125.
108. Майсак Н. В. Личностные особенности младших подростков с деви¬антным поведением. - М., 2001.
109. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1958.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ