Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние компьютерных упражнений на развитие интеллекта подростков

Работа №72956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Исследование влияния компьютерных технологий на интеллект подростков в современной психологии 6
1.1 Теоретические аспекты психологических характеристик мышления . 6
1.2 Роль компьютерных упражнений в развитии интеллекта 20
2 Эмпирическое изучение влияния компьютерных упражнений на
развитие интеллекта подростков 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Ход и результаты исследования влияния компьютерных упражнений
на интеллект подростков 36
2.3 Рекомендации по применению компьютерных игр в образовательном
процессе школы 46
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение

Актуальность исследования: на современном этапе развития общества наблюдается очень активное включение компьютерных технологий во многие отрасли деятельности человека, также в воспитание и обучение. Раньше персональные компьютеры в большинстве случаев использовались в средней и старшей школе, но сейчас их начинают внедрять и в младшие классы, а также в досуговой и внеучебной деятельности.
В научных источниках говориться о том, что применение персонального компьютера в игровой и учебной деятельности детей изучено с точки зрения создания современных развивающих методик и обучающих программ, но исследованию влияния компьютерных упражнений на развитие познавательных способностей детей в процессе обучения, которые окажутся актуальными и ведущими в информационном обществе, уделяется недостаточно внимания.
Существуют также различные виды научных работ, в которых изложены суждения о неоднозначной эффективности на развития интеллекта с использованием компьютерных технологий.
Многие педагоги и психологи высказывают серьезные опасения в отношении такого стремительного проникновения компьютерных технологий в школу.
Многие исследователи (В. А. Белавина, Ю. М. Хорвиц, В. В. Рубцов, В. Н. Каптелин, Г. М. Клейман, Д. Нокс, О. К. Тихомиров) отмечают качественное влияние на развитие интеллекта в учебном процессе при помощи компьютерных технологий, подчеркивая тот факт, что персональный компьютер обладает широким потенциалом для развития не только логического, пространственного и абстрактного, но и других видов мышления.
Следовательно, процесс развития интеллекта учащихся при использовании компьютерных технологий на сегодняшний день остается не изученным в отечественной психологии.
Именно это делает актуальным осуществление теоретического анализа и экспериментального исследования, нацеленного на изучение эффективности развития на интеллект с помощью компьютерных упражнений в процессе обучения.
Проблема исследования: какова степень влияния компьютерных упражнений на развитие интеллекта подростков при их включении в процесс обучения.
Объект исследования: интеллект подростков.
Предмет исследования: влияние компьютерных упражнений на интеллект подростков.
Цель исследования: выявление степени влияния компьютерных упражнений на развитие интеллекта подростков.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить содержание понятий «интеллект», «мышление», «компьютерные технологии»;
2. В ходе эмпирического исследования опробовать и проверить на практике влияние компьютерных упражнений на интеллект;
3. Разработать методические рекомендации для психологов, родителей и педагогов.
Гипотеза исследования: наибольшее влияние от компьютерных упражнений произойдет, если они будут направленны на развитие аналитического и наглядно-образного мышления, невербальной логики, избирательности восприятия, для выполнения которых учащийся предпримет усилия в зоне его ближайшего развития; если же для выполнения упражнений достаточно уровня актуального развития, упражнения не дадут развивающего эффекта.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение.
Эмпирические: тестирование, анкетирование, эксперимент,
наблюдение.
Методологические основы исследования составили
фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития мышления, разработанные в трудах А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и других отечественных психологов: принцип единства сознания и деятельности; деятельностный подход, а также работы отечественных и зарубежных авторов по внедрению компьютерных игр в учебный процесс (М. Г. Ермолаева, А. В. Мордовская, С. Детердинг, Д. Диксон, Р. Халед). Мы опирались на концепцию, предложенную O.K. Тихомировым и названную им «теорией преобразования».
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов для развития интеллектуальных способностей подростков.
Научная новизна исследования: в настоящее время в школах не относятся серьезно к эффективности компьютерных упражнений, относя это к тому, что компьютер - это вред и упражнения только усугубляют развитие познавательных способностей подростков. Разработок по данной проблеме достаточно мало и в научном плане недостаточно исследована проблема влияния компьютерных упражнений.
База исследования: в исследовании приняли участие 80 учеников 9-х и 11-х классов МБОУ «СОШ №1 им. Ю.Г. Созонова» города Ханты- Мансийска, в возрасте 15-18 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно слетать вывод о том, что внедрение компьютерных упражнений, направленных на развитие интеллекта подростков, в процесс обучения может положительно влиять на их развитие. Данные упражнения в первую очередь будут отвечать возрастным особенностям учащихся. Изучение теоретических аспектов компьютерных упражнений позволило сделать вывод, что в основе развития уровня интеллекта лежит активная деятельность учащихся в процессе обучения. Также представлена классификация компьютерных игр (экшен-игры, сингл- игры, компьютерные упражнения в формате игры и т.д.) по различным критериям.
Предложенный метод проведения занятий с использованием компьютерных упражнений построен на учете индивидуальных особенностей ученика, в активном включении учащихся в познавательную деятельность и активном использовании приемов умственной деятельности.
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями для совершенствования и развития проведения занятий на уроке с использованием компьютерных упражнений.
Исследование показало, что уровень интеллекта у учащихся - средний по диагностике «ШТУР» и норма по диагностике «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра». Данные, полученные в ходе диагностики, убедили в необходимости проведения целенаправленной работы, направленной на развитие интеллекта подростков. Поэтому я решил проверить, а смогут ли компьютерные упражнения повысить уровень интеллекта подростков.
Оценка влияния проведенных компьютерных упражнений по результатам контрольного исследования показала положительную динамику развития уровня интеллекта у учащихся 9-ого класса после проведения формирующего эксперимента, что свидетельствует о том, те качества мышления, на развитие которых направлены компьютерные упражнения, входят в «зону ближайшего развития» и тем самым подтверждает нашу гипотезу.



1. Абрашов, С.Ю. Применение новых технологий в образовании / С. Ю. Абрашов. - Текст : непосредственный // Применение компьютерных технологий в образовании : материалы XVII Международной конференции. - Троицк : Тровант, 2006. - 552-559 с.
2. Амосов, Н. М. Мышление и информация : Проблемы мышления в современной науке / Н. М. Амосов. - Москва : Мысль, 1964. - 420 с. - Текст : непосредственный.
3. Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития : 3 издание / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 3 изд. - 608 с. - ISBN 5-939662-039-7. - Текст : непосредственный.
4. Асеев, В.Г. Возрастная психология : учебное пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск : Иркутского университета, 2005. - 342 с. - Текст : непосредственный.
5. Астафьева, Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году и о приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году / Н. Г. Астафьева. - Текст : непосредственный // Вестник образования. - 2005. - № 452.
6. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - Санкт-Петербург : Свет, 1997. - ISBN 5-88729-035-8. - 400 с. - Текст : непосредственный.
7. Брушлинский, А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А.В. Брушлинский. - Текст : непосредственный / Вопросы психологии. - Москва - 1982. - №2. - С. 28-40.
8. Булгакова, Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы / Н. Н. Булгакова. - Текст : непосредственный // Ежемесячный научно-методический журнал. Серия: Информатика и образование. - 2004. - №1. - C. 92-93.
9. Веккер, Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект : в 2 томах. Том 2. Мышление и интеллект / Л.М. Веккер. - Ленинград : Ленинградский университет, 1976. - 2 т. - 341 с. - Текст : непосредственный.
10. Владимирова, Н.А. Дидактические игры на уроках информатики / Н. А. Владимирова. - Текст : непосредственный // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и образование. - 2005. - № 4. - С. 50-53.
11. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте : Собрание сочинений : в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 2 т. - 395-415 с. - Текст : непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Развитие речи и мышления : Собрание сочинений : в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 3 т. - 254-273 с. - Текст : непосредственный.
13. Выготский, Л. С. Речь и практическое мышление : Собрание сочинений : в 6 томах. Том 6. Научное наследство / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984, 6 т. - 6-37 с. - Текст : непосредственный.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь : Собрание сочинений : в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 2 т. - 504 с. - 5-361 с. - Текст : непосредственный.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь : Издание : 5 исправленное / Л.С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 5 изд. - 352 с. - Текст : непосредственный.
16. Выготский, Л.С. Педология подростка. Психология подростка :
Хрестоматия : под ред. Фролов, Ю.И / Л. С. Выготский. - Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. - 232-285 с. - Текст :
непосредственный.
17. Дмитриева, Ю. Н. Общая психология : учебник с лекциями по психологии / Ю. Н. Дмитриева. - Москва : ЭСКМО, 2008 - 127 с. - ISBN 978-5-699-24024-1. - Текст : непосредственный.
18. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 356 с. - ISBN 5-314-00121-7. - Текст : непосредственный.
19. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление : специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 375 с. - ISBN 5-9270-0063-0. - Текст : непосредственный.
20. Карташова, Л. И. Формирование и развитие познавательных
интересов учащихся в условии информатизации образования / Л. И. Карташова. - Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов : Серия : Информатизация образования. Наука и
образование. - Москва : РУДН, 2008. - №2. - С. 82-83.
21. Кельберер, Г. Р. Перспективы применения принципов
игрофикации в подготовке педагогических кадров / Г. Р. Кельберер. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 144-147.
22. Клейман, Г. М. Школы будущею: компьютеры в процессе обучения / Перевод с англ. М. Г. Логунова, под. ред. Б. А. Кузьмина / Г. М. Клейман. - Москва : Радио и связь, 1987. - 175 с. - Текст : непосредственный.
23. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Перевод с нем. Б. М. Величковского / Ф. Кликс . - Москва : Прогресс, 1983. - 302 с. - Текст : непосредственный.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2000. - 176 с. - ISBN 5-7695-2145-7. - Текст : непосредственный.
25. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы : специальный выпуск. - Москва : Гос. НИИ системной интеграции, 1998. - Бюллетень №3¬4 (13-14). - Текст : непосредственный.
26. Корнилова, Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т. В. Корнилова. О. К. Тихомиров. - Москва : МГУ, 1990. - 192 с. - ISBN 5-211-00230-X. - Текст : непосредственный.
27. Левченко, И.В. Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школьников средствами информационно-коммуникационных технологий / И. В. Левченко, Л. И. Карташов. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - Москва : РУДН, 2006. - № 1(3). - С. 20-23.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - Санкт Петербург : Питер, 2008. - 583 с. - ISBN 975-5-496-00314¬8. - Текст : непосредственный.
29. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебник / Н. Г. Милорадова. - Москва : Гардарики, 2005. - 335 с. - ISBN 5-8297-0251-7. - Текст : непосредственный.
30. Мудрик, А.В. Социально-педагогические проблемы
социализации : монография / А.В. Мудрик. - Москва : М111У, 2016. - 248 с. - ISBN 978-5-4263-0461-1. - Текст : непосредственный.
31. Овчинникова, С.А. Игра на уроках информатики / С. А. Овчинникова. - Текст : непосредственный // Серия: Информатика и образование. - 2003. - №11. - С. 93.
32. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Перевод с французского и английского / Ж. Пиаже. - Москва : Просвещение, 1969. - 659 с. - Текст : непосредственный.
33. Пидкасистый, И.И. Педагогика : учебное пособие : 3 издание / И. И. Пидкасистый. - Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 3 изд. - 640 с. - ISBN 5-93134-001-7. - Текст : непосредственный.
34. Психологический словарь : 4 издание / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова [и др.]. - Москва : АСТ, 2009. - 4 изд. - 811 с. - ISBN 978-5-17-055693-9. - Текст : непосредственный.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 720 с. - ISBN 5-314-00016-4. - Текст : непосредственный.
36. Сергеев, Ю.Н, Применение новых технологий в образовании /
Ю. Н. Сергеев. - Текст : непосредственный / Компьютер как элемент образовательной среды начальной школы в контексте современных образовательных технологий : материалы XVII Международной
конференции. - Троицк : Тровант, 2006. - С. 517-519.
37. Тихомиров, О. К. Информационная и психологическая теория мышления / О. К. Тихомиров. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии : двадцатый год издания №1 / под редакцией А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. - Москва : Педагогика, 1974. - С. 40-49.
38. Тихомиров, О.К. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ / О. К. Тихомиров, И. Г. Белавина, А. Е. Войскунский // Вестник МГУ. Серия : 14. Психология. - 1981. - №1. - С. 3-14.
39. Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации : методические рекомендации / О. К. Тихомиров. - Киев : Знание, 1988. - 15 с. - Текст : непосредственный.
40. Тихомиров, O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров. - Москва : МГУ, 1984. - 270 с. - ISBN 0304080000. - Текст : непосредственный.
41. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования) : специальность 37. 03. 01 «Психология» : автореферат диссертации доктора педагогических наук / О. К. Тихомиров. - Москва : МГУ, 1967. - 31 с. - Текст : непосредственный.
42. Тихомиров, O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии / О. К. Тихомиров, Л. Н. Бабанин. - Москва : МГУ, 1986. - 203 с. - Текст : непосредственный.
43. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с. - ISBN 5-7797¬0013-3. - Текст : непосредственный.
44. Холодная, М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума : 2 издание / М.А. Холодная. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 2 изд. - 384 с. - ISBN 5-469-00128-8. - Текст : непосредственный.
45. Eichenbaum, A. «Play That Can Do Serious Good» / A. Eichenbaum, D. Bavelier, C. S. Green. - Текст : электронный // journal of play.org : [сайт] - 2014.- URL: https://www.j ournalofplay. org/sites/www.j ournalofplay. org/files/pdf- articles/7-1-article-video-games.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
46. Aderson, R. E. The role of computer empathy in human computer games : Small Group Research Laboratory Department of Sociology / R. E. Aderson, P.M. Baker. - Minneapolis : Univ. of Minnesota., 1975.
47. Aiken, R. Teachers and Computers. What is the key component : Papert Presentet at AEC (Automatization of the Educational System) in Secondary and High Schools / R. Aiken. - Minneapolis : Institute Kurchatova, 1989.
48. «At-Home 'Brain Training' Is Ineffective, But Group-Based Training
Really Works». - Текст : электронный // Medicaldaily.com : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.medicaldaily.com/does-lumosity-work-home-brain-training-
ineffective-group-based-training-really-works-311170 (дата обращения:
21.05.2020).
49. Anderson, C. A. Violent Video Games Effects on Aggression, Empathy and Prosocial Behavior in Eastern and Western Countries : A-meta- Analytic Review / C. A. Anderson, A. Shibuya, N. Ihori. - [Текст] : электронный // pubmed.ncbi.nlm.nih.gov. - [сайт]. - 2010. - март. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20192553/ (дата обращения 15.05.2020).
50. Green, C.S. Learning, attentional control and action video games / C.S Green, D. Bavelier. - Текст : электронный // ncbi.nlm.nih.gov : [сайт]. - 2013. - 20 марта. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3461277/ (дата обращения 12.05.2020).
51. Lana M. Trick. Multiple-object tracking in children: The «Catch the
Spies» task : Departament of Psychology, University of Guelph, Ont., Canada N1G 2W1 / Lana M. Trick, Fern Jaspers-Fayer, Naina Sethi. - [Текст] :
электронный // researchgate.net : [сайт]. - 2005. - 5 июля - URL:
https: //www.researchgate.net/publication/222535173_Multiple-
obj ect_tracking_in_children_The_Catch_the_Spies_task (дата обращения: 10.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ