РОЛЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
|
Введение
1 Теоретические аспекты функционирования теневой экономики
1.1 Причины возникновения и сущность теневой экономики в России и за рубежом
1.2 Структура теневой экономики
1.3 Методы оценки, масштабы и статистика теневой экономики в России
2 Экономическая сущность теневой экономики как финансового ресурса органов публичной власти
2.1 Регулирование теневой экономики домашних хозяйств, как экономических агентов финансовой системы государства
2.2 Оценка масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике
2.3 Анализ влияния теневой экономики на инвестиционные процессы субъектов Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
1 Теоретические аспекты функционирования теневой экономики
1.1 Причины возникновения и сущность теневой экономики в России и за рубежом
1.2 Структура теневой экономики
1.3 Методы оценки, масштабы и статистика теневой экономики в России
2 Экономическая сущность теневой экономики как финансового ресурса органов публичной власти
2.1 Регулирование теневой экономики домашних хозяйств, как экономических агентов финансовой системы государства
2.2 Оценка масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике
2.3 Анализ влияния теневой экономики на инвестиционные процессы субъектов Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В современной России за годы рыночных реформ теневые экономические отношения, проявляющиеся в теневом секторе экономики, стали нарастать чрезвычайно быстро, охватив, по оценкам экспертов, порядка 40 % национальной экономики. Теневые экономические отношения и теневая экономика являются результатом болезни экономики страны, изменения системы экономических связей общества. Разрастание этих связей наносит огромный вред народному хозяйству страны, отрицательно сказывается на духовно-нравственной и правовой сфере общества, искажает личность многих людей, подрывает безопасность государства, снижает конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Обществу и государству необходимо активно воздействовать на корни порождения теневых экономических отношений, которые, при всем их разнообразии, имеют общую основу - деформацию социально-экономической системы общества.
Одной из наиболее важных проблем, препятствующих положительному экономическому росту страны, является криминализация различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов. Экономическая среда, в которой необходимо работать и развивать предприятия, формируется потоком движения легального и криминального капитала. Эффективная деятельность и развитие российских организаций невозможны без постоянного противодействия теневой составляющей российской экономики. Влияние теневых отношений в России настолько велико, что необходимо анализировать и разрабатывать меры по снижению этих влияний.
Наиболее важные особенности, которые способствуют распространению теневой экономики в России, включают в себя:
- глубоко устоявшиеся виды незаконной деятельности и даже анти- законного мышления определенной части населения страны;
- практику псевдоконтроля, которая выражается в стремлении внешне контролировать все аспекты экономической жизни и в то же время внутренне безразлична к эффективности реального контроля;
-квазиинформативность большинства государственных
информационных систем, отсутствие реальной заинтересованности некоторых государственных чиновников в получении правдивой информации, неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации;
- инерционность контрольной деятельности значительного числа сотрудников правоохранительных органов;
- огромная несоразмерность в наиболее важных экономических аспектах;
- политическая нестабильность, угрожающая социальной стабильности, нарушение вертикальной ответственности в политических, экономических и юридических институтах и т. д.
Неполная разработка многих аспектов регулирования теневой экономики на всех ее уровнях по отношению к постиндустриальному типу экономики, теоретическая и практическая значимость проблемы устранения и предотвращения кризисов в экономике регионов, определила выбор темы, круг вопросов, требующих приоритетного изучения, цели и задачи квалификационной работы.
Актуальность данной темы объясняется тем, что уровень теневого дохода экономики России, на данный момент, находится на весьма высоком уровне, а эти деньги могли бы за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора пойти на повышение эффективности государственных финансов, а так же на развитие малого бизнеса и снижение социальной напряженности страны.
Сегодня российская экономика характеризуется неуклонным увеличением масштабов и разнообразия форм теневой деятельности, которые лежат в основе криминализации экономической жизни страны. По официальным данным, его доля в ВВП составляет 40-50% от общей суммы [47].
Объектом работы служит формирование финансовых ресурсов органов публичной власти.
Предметом - влияние теневой экономики на формирование финансовых ресурсов органов публичной власти.
Целью работы является определение роли и предложений по сокращению масштабов теневой экономики в формировании финансовых ресурсов органов публичной власти.
Огромные масштабы теневого бизнеса значительно ограничивают социальный и экономический потенциал реформ, сужая финансовые возможности воздействия государства на экономику, способствуя оттоку денежного капитала страны, предопределяя несправедливую дифференциацию доходов населения. Средства в теневом обороте могут сыграть важную роль в экономическом росте национальной экономики и улучшении благосостояния населения страны.
Теневая экономика представляет основной интерес с точки зрения ее влияния на ход большинства экономических процессов, например: формирование и распределение доходов, инвестиций, торговли и общего экономического роста. Влияние теневых отношений в России настолько велико, что оно представляет угрозу не только экономической безопасности страны, но и суверенитету государства в целом, и очевидно, что государству необходимо уделять особое внимание.
Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1) Исследовать социально-экономическое содержание и сущность теневой экономики в условиях рыночных отношений, и рассмотреть ее как угрозу экономической безопасности для Российской Федерации;
2) Изучить методы оценки, масштабы и последствия функционирования теневой экономики;
3) Провести анализ социально-экономических показателей
Российской Федерации и Приморского края;
4) Исследовать мультипликационный эффект теневой экономики в формировании финансовых ресурсов органов публичной власти;
5) Подготовить предложения по сокращению масштабов теневой экономики.
В ходе работы использовались труды посвященные проблеме теневой экономики таких ученых как: Латов Ю.В., Волкова Н.М., Радаев В.М., Павлов К.В., Белкин Л.М., Глухов В.В., Наумов Ю.Г., Фролов Д.А. Барсукова С.Ю., Яковлев А.О. и др.
Одной из наиболее важных проблем, препятствующих положительному экономическому росту страны, является криминализация различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов. Экономическая среда, в которой необходимо работать и развивать предприятия, формируется потоком движения легального и криминального капитала. Эффективная деятельность и развитие российских организаций невозможны без постоянного противодействия теневой составляющей российской экономики. Влияние теневых отношений в России настолько велико, что необходимо анализировать и разрабатывать меры по снижению этих влияний.
Наиболее важные особенности, которые способствуют распространению теневой экономики в России, включают в себя:
- глубоко устоявшиеся виды незаконной деятельности и даже анти- законного мышления определенной части населения страны;
- практику псевдоконтроля, которая выражается в стремлении внешне контролировать все аспекты экономической жизни и в то же время внутренне безразлична к эффективности реального контроля;
-квазиинформативность большинства государственных
информационных систем, отсутствие реальной заинтересованности некоторых государственных чиновников в получении правдивой информации, неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации;
- инерционность контрольной деятельности значительного числа сотрудников правоохранительных органов;
- огромная несоразмерность в наиболее важных экономических аспектах;
- политическая нестабильность, угрожающая социальной стабильности, нарушение вертикальной ответственности в политических, экономических и юридических институтах и т. д.
Неполная разработка многих аспектов регулирования теневой экономики на всех ее уровнях по отношению к постиндустриальному типу экономики, теоретическая и практическая значимость проблемы устранения и предотвращения кризисов в экономике регионов, определила выбор темы, круг вопросов, требующих приоритетного изучения, цели и задачи квалификационной работы.
Актуальность данной темы объясняется тем, что уровень теневого дохода экономики России, на данный момент, находится на весьма высоком уровне, а эти деньги могли бы за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора пойти на повышение эффективности государственных финансов, а так же на развитие малого бизнеса и снижение социальной напряженности страны.
Сегодня российская экономика характеризуется неуклонным увеличением масштабов и разнообразия форм теневой деятельности, которые лежат в основе криминализации экономической жизни страны. По официальным данным, его доля в ВВП составляет 40-50% от общей суммы [47].
Объектом работы служит формирование финансовых ресурсов органов публичной власти.
Предметом - влияние теневой экономики на формирование финансовых ресурсов органов публичной власти.
Целью работы является определение роли и предложений по сокращению масштабов теневой экономики в формировании финансовых ресурсов органов публичной власти.
Огромные масштабы теневого бизнеса значительно ограничивают социальный и экономический потенциал реформ, сужая финансовые возможности воздействия государства на экономику, способствуя оттоку денежного капитала страны, предопределяя несправедливую дифференциацию доходов населения. Средства в теневом обороте могут сыграть важную роль в экономическом росте национальной экономики и улучшении благосостояния населения страны.
Теневая экономика представляет основной интерес с точки зрения ее влияния на ход большинства экономических процессов, например: формирование и распределение доходов, инвестиций, торговли и общего экономического роста. Влияние теневых отношений в России настолько велико, что оно представляет угрозу не только экономической безопасности страны, но и суверенитету государства в целом, и очевидно, что государству необходимо уделять особое внимание.
Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1) Исследовать социально-экономическое содержание и сущность теневой экономики в условиях рыночных отношений, и рассмотреть ее как угрозу экономической безопасности для Российской Федерации;
2) Изучить методы оценки, масштабы и последствия функционирования теневой экономики;
3) Провести анализ социально-экономических показателей
Российской Федерации и Приморского края;
4) Исследовать мультипликационный эффект теневой экономики в формировании финансовых ресурсов органов публичной власти;
5) Подготовить предложения по сокращению масштабов теневой экономики.
В ходе работы использовались труды посвященные проблеме теневой экономики таких ученых как: Латов Ю.В., Волкова Н.М., Радаев В.М., Павлов К.В., Белкин Л.М., Глухов В.В., Наумов Ю.Г., Фролов Д.А. Барсукова С.Ю., Яковлев А.О. и др.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд следующих выводов, имеющих определенное методологическое, теоретическое и практическое значение, а также элементы научной новизны.
Изучение теневой экономики инвестиционного рынка приобретает исключительную актуальность как один из центральных и масштабных элементов российской экономики и, как результат, как один из основных объектов логической структуры экономической науки.
Основой теневой экономики являются процессы экономической деятельности, во-первых, несоответствующие общим и моральным нормам; во-вторых, из-за асинхронных изменений в качественных характеристиках экономических и правовых институтов; в-третьих, связанные с несостоятельностью рынка, что проявляется прежде всего в монополизации определенных субъектов экономической власти и информации и тем самым создает условия для получения сверхприбылей; в-четвёртых, связанные с несостоятельностью государства, проявляющемся в неспособности проводить разумную экономическую политику, призванную создать благоприятные условия для осуществления легальной экономической деятельности с помощью, прежде всего, косвенных методов регулирования, а также в неспособности государства обеспечить эффективную занятость трудоспособного населения и социальную защиту различных слоёв общества, нуждающихся в ней.
Анализ и обобщение существующих подходов к интерпретации современной теневой экономики позволили определить ее следующим образом: теневая экономика понимается как совокупность различных видов незаконной или непризнанной, фиктивной деятельности, направленной на получение дохода, или выгоды материализованной в вещах или услугах, скрываемая от официальных властей или нескрываемая, но не учитываемая государственными органами, охватывали все этапы общественного воспроизводства и осуществлялись, как правило, в корыстных целях.
Анализ рассмотренных подходов, с учётом их преимуществ и недостатков, позволил дать следующее определение дохода в теневой экономики: «Теневой доход — это доход, аккумулируемый как в производительной, так и непроизводительной сферах теневой экономики, включая доходы от нескрываемой и скрываемой деятельности, приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств».
На основе определения инвестиций в целом было составлено определение инвестиций в теневую экономику, отражающее специфику этой экономической категории: «Инвестирование теневой экономики - это вложение финансовых, имущественных, технологических и интеллектуальных и других ценностей, вкладываемых в различные программы и отдельные виды деятельности с целью получения прибыли и других результатов по формам, в отношении которых предоставляются определенные юридические и этические ограничения, а также инвестирование домашних хозяйств в условия их собственного расширенного воспроизводства, не входящих в официальную статистику и не контролируемых государственными органами ».
В рамках исследования, проведённого в данной выпускной квалификационной работе, был сделан вывод о двойственном характере инвестиций в теневом секторе экономики — о сочетании в них как позитивных, так и негативных черт, влияющих на конечный результат общественного развития. Позитивная роль инвестиций в теневом секторе экономики состоит в том, что они:
-— обеспечивают занятым в теневой экономике достаточно высокий или средний уровень заработной платы (или доходов);
— обеспечивают некоторое повышение уровня занятости;
— в начальный период рыночных реформ обеспечивали насыщение потребительского рынка относительно дешёвыми товарами и услугами;
— оказывают положительное воздействие на уровень потребительских цен, способствуя их понижению. В условиях высокой инфляции теневая экономика и, в частности, инвестиции в производство товаров, работ, услуг и перераспределение доходов по отношению к ценам играли роль сдерживающего фактора;
— на микроэкономическом уровне средства, выведенные в теневой оборот, частично используются для финансирования производства и внутреннего инвестирования.
В то же время очевидны и негативные последствия инвестиций в теневой экономике, которые проявляются в следующем:
— искажаются показатели макроэкономической статистики;
— наблюдается сильная дифференциация предприятий по критерию доходности на региональном и отраслевом уровнях;
— нарушается стабильность отношений собственности (это ориентирует собственников на сиюминутное извлечение личной материальной выгоды, а не на развитие производства);
— сокращаются налоговые поступления в бюджет (это создает угрозу невыполнения государством основных функций в сфере экономики);
— происходит отток капитала за рубеж (вследствие этого сокращаются внутренние источники финансирования);
— усиливается криминализация экономической сферы.
Рассмотрение механизма формирования инвестиций в теневую экономику позволило сформулировать ряд выводов:
В ходе исследования можно сделать вывод, что инвестиции, совершенные теневой экономикой, не могут быть признаны инвестициями, по крайней мере, с юридической точки зрения. Но очевидно, что представители теневой экономики являются активными участниками инвестиционного процесса.
Более того, теневая экономика создаёт благоприятные условия для создания сравнительно более высокой эффективности производства товаров и услуг, нежели в условиях легальности, что позволяет формировать дополнительные финансовые ресурсы, которые могут стать и становятся инвестиционными ресурсами теневой экономики. Реализуя инвестиции как в реальном, так и в финансовом секторах экономики, они фактически с точки зрения своего экономического содержания осуществляют инвестиционную деятельность. Следовательно, инвестиции в теневую экономику по своему экономическому характеру, фактические инвестиции, хотя в соответствии с нормами экономического права законодатель не может признать их инвестициями.
В рамках рассмотрения сущности инвестиционной деятельности был сделан вывод, что на сегодняшний день понятие и содержание данной категории в экономической литературе определяется неоднозначно. С учётом данного аспекта была предложена классификация инвестиционной деятельности, которая не только учитывает специфику непосредственно инвестиционной деятельности, но и наглядно представляла структуру экономики с точки зрения её легальности, а также механизм формирования инвестиций в теневой экономике.
В процессе изучения характера инвестиционной деятельности в теневой экономике эта категория была расширена и обозначена как система устойчивых связей, обеспечивающих осуществление инвестиции в производство товаров, работ, услуг, распределение и перераспределение доходов таким образом, чтобы определенные регулирующие санкции предоставлялись на основе формальных норм, но скрывали истинные цели. В то же время инвестиционная деятельность в теневой экономике аналогична или аналогична инвестиционной деятельности в целом.
На основе модели макроэкономического равновесия рассматривалась более сложная модель макроэкономического равновесия с включением коррупции в множитель коррупционных изъятий. Значительная доля чистого дохода в виде бюрократических изъятий берется из отечественных предприятий и домашних хозяйств и не может быть проигнорирована экономической теорией.
Вместе с тем, рынок инвестиций в теневой экономике имеет ряд специфических черт, среди которых, прежде всего, следует отметить уклонение от налогообложения, государственного регулирования, а также присутствие расходов в форме коррупционных изъятий, которое уменьшает совокупный выпуск, доход.
Работа систематизировала и обобщила опыт количественной оценки масштабов инвестиционной деятельности теневой экономики, на основе которой была предложена методология наиболее эффективной оценки инвестиционной деятельности теневой экономики в России и Приморского края, с учетом дисконтирования инвестиционных потоков. Предлагаемый подход к совершенствованию методологии количественного определения скрытого инвестиционного оборота с учетом дисконтирования инвестиционных потоков может обеспечить более высокую надежность полученных результатов, которые наиболее подходят для прогнозирования развития изучаемого явления.
В целом, на основании проведённого исследования проблемы инвестиционной деятельности в теневой экономике в условиях современной России стало возможным сделать ряд обобщений и выводов:
1. Рассмотрев классификацию характеристик теневой экономики России, нельзя однозначно утверждать о снижении интенсивности теневых инвестиционных процессов.
2. Введение расширенного определения инвестиционной деятельности в теневой экономике, где в качестве идентифицирующего признака используется не только факт нерегистрируемости экономической деятельности, но и такой аспект, как сокрытие её истинных целей, позволяет уточнить структуру системы современной теневой экономики с учётом специфики периода трансформационных преобразований.
3. Меры и средства борьбы с теневой экономикой должны быть ориентированы не столько на ликвидацию этого явления как такового, сколько на ограничение теневой деятельности и её сдерживание на некотором допустимом уровне.
4. Выявление и описание моделей процессов, ориентированных на - снижение прозрачности финансово-ресурсных потоков в инвестиционном секторе за счёт выведения денежных средств в теневой оборот, дают возможность обосновать необходимость количественной оценки сокрытия объёмов вложений и прибыли.
5. Рассмотренный вариант методики количественной оценки масштабов теневой инвестиционной деятельности может позволить осуществлять их прогнозирование.
В результате анализа масштабов неформальной экономической деятельности в Приморском крае был сделан вывод о том, что значительный масштаб инвестиционной деятельности в теневой экономике препятствует цивилизованному дальнейшему развитию российской экономики и, кроме того, представляет собой препятствие для окончательного перехода к развитым рыночным отношениям. Это обстоятельство обусловливает необходимость разработки и реализации эффективной государственной программы, направленной на минимизацию инвестиционной активности в теневой экономике.
В процессе данной работы также был сделан вывод, в соответствии с которым необходимо вооружить правоохранительные органы научно обоснованными методами ограничения инвестиционной деятельности в теневой экономике. Для этого целесообразно принять следующие меры:
— создавать новые центры повышения квалификации;
нацеливать уже существующие на взаимодействие с научными подразделениями вузов.
Одним из фундаментальных элементов, обеспечивающих функционирование теневой экономики и, в частности, инвестиционной деятельности в этом секторе, является коррупция. В рамках решения этой проблемы необходимо уменьшить возможность влияния государственных чиновников на распределение собственности и принятие решений по этому вопросу.
В целом был сделан ряд выводов из полученных результатов, полезных для разработчиков концепции государственной экономической политики, направленных на минимизацию масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике Приморского края.
1. Даже существенное снижение налоговых ставок не приведёт к значительному сокращению масштабов теневой экономики, но может обеспечить их стабилизацию.
2. Предельные налоговые ставки имеют больше отношения к принятию людьми решения работать в теневой экономике, чем средние налоговые ставки;
3. Замена прямых налогов косвенными вряд ли будет способствовать улучшению соблюдения налогового законодательства.
4. Более частое проведение налоговых ревизий и ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов может привести к сокращению масштабов теневой экономики.
5. Органы государственного управления должны уделять больше внимания легализации определённых видов теневой экономической деятельности, например, путём либерализации рынка труда.
6. Правительственные органы должны придавать особое значение принципам верховенства закона и обеспечивать строгое соблюдение минимально необходимого набора нормативных актов, а не увеличивать число стандартов.
В то же время реализация государственной программы, направленной на сокращение масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике, не должна носить ударный характер, но должна осуществляться постепенно и последовательно, что обеспечит наибольший эффект.
Изучение теневой экономики инвестиционного рынка приобретает исключительную актуальность как один из центральных и масштабных элементов российской экономики и, как результат, как один из основных объектов логической структуры экономической науки.
Основой теневой экономики являются процессы экономической деятельности, во-первых, несоответствующие общим и моральным нормам; во-вторых, из-за асинхронных изменений в качественных характеристиках экономических и правовых институтов; в-третьих, связанные с несостоятельностью рынка, что проявляется прежде всего в монополизации определенных субъектов экономической власти и информации и тем самым создает условия для получения сверхприбылей; в-четвёртых, связанные с несостоятельностью государства, проявляющемся в неспособности проводить разумную экономическую политику, призванную создать благоприятные условия для осуществления легальной экономической деятельности с помощью, прежде всего, косвенных методов регулирования, а также в неспособности государства обеспечить эффективную занятость трудоспособного населения и социальную защиту различных слоёв общества, нуждающихся в ней.
Анализ и обобщение существующих подходов к интерпретации современной теневой экономики позволили определить ее следующим образом: теневая экономика понимается как совокупность различных видов незаконной или непризнанной, фиктивной деятельности, направленной на получение дохода, или выгоды материализованной в вещах или услугах, скрываемая от официальных властей или нескрываемая, но не учитываемая государственными органами, охватывали все этапы общественного воспроизводства и осуществлялись, как правило, в корыстных целях.
Анализ рассмотренных подходов, с учётом их преимуществ и недостатков, позволил дать следующее определение дохода в теневой экономики: «Теневой доход — это доход, аккумулируемый как в производительной, так и непроизводительной сферах теневой экономики, включая доходы от нескрываемой и скрываемой деятельности, приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств».
На основе определения инвестиций в целом было составлено определение инвестиций в теневую экономику, отражающее специфику этой экономической категории: «Инвестирование теневой экономики - это вложение финансовых, имущественных, технологических и интеллектуальных и других ценностей, вкладываемых в различные программы и отдельные виды деятельности с целью получения прибыли и других результатов по формам, в отношении которых предоставляются определенные юридические и этические ограничения, а также инвестирование домашних хозяйств в условия их собственного расширенного воспроизводства, не входящих в официальную статистику и не контролируемых государственными органами ».
В рамках исследования, проведённого в данной выпускной квалификационной работе, был сделан вывод о двойственном характере инвестиций в теневом секторе экономики — о сочетании в них как позитивных, так и негативных черт, влияющих на конечный результат общественного развития. Позитивная роль инвестиций в теневом секторе экономики состоит в том, что они:
-— обеспечивают занятым в теневой экономике достаточно высокий или средний уровень заработной платы (или доходов);
— обеспечивают некоторое повышение уровня занятости;
— в начальный период рыночных реформ обеспечивали насыщение потребительского рынка относительно дешёвыми товарами и услугами;
— оказывают положительное воздействие на уровень потребительских цен, способствуя их понижению. В условиях высокой инфляции теневая экономика и, в частности, инвестиции в производство товаров, работ, услуг и перераспределение доходов по отношению к ценам играли роль сдерживающего фактора;
— на микроэкономическом уровне средства, выведенные в теневой оборот, частично используются для финансирования производства и внутреннего инвестирования.
В то же время очевидны и негативные последствия инвестиций в теневой экономике, которые проявляются в следующем:
— искажаются показатели макроэкономической статистики;
— наблюдается сильная дифференциация предприятий по критерию доходности на региональном и отраслевом уровнях;
— нарушается стабильность отношений собственности (это ориентирует собственников на сиюминутное извлечение личной материальной выгоды, а не на развитие производства);
— сокращаются налоговые поступления в бюджет (это создает угрозу невыполнения государством основных функций в сфере экономики);
— происходит отток капитала за рубеж (вследствие этого сокращаются внутренние источники финансирования);
— усиливается криминализация экономической сферы.
Рассмотрение механизма формирования инвестиций в теневую экономику позволило сформулировать ряд выводов:
В ходе исследования можно сделать вывод, что инвестиции, совершенные теневой экономикой, не могут быть признаны инвестициями, по крайней мере, с юридической точки зрения. Но очевидно, что представители теневой экономики являются активными участниками инвестиционного процесса.
Более того, теневая экономика создаёт благоприятные условия для создания сравнительно более высокой эффективности производства товаров и услуг, нежели в условиях легальности, что позволяет формировать дополнительные финансовые ресурсы, которые могут стать и становятся инвестиционными ресурсами теневой экономики. Реализуя инвестиции как в реальном, так и в финансовом секторах экономики, они фактически с точки зрения своего экономического содержания осуществляют инвестиционную деятельность. Следовательно, инвестиции в теневую экономику по своему экономическому характеру, фактические инвестиции, хотя в соответствии с нормами экономического права законодатель не может признать их инвестициями.
В рамках рассмотрения сущности инвестиционной деятельности был сделан вывод, что на сегодняшний день понятие и содержание данной категории в экономической литературе определяется неоднозначно. С учётом данного аспекта была предложена классификация инвестиционной деятельности, которая не только учитывает специфику непосредственно инвестиционной деятельности, но и наглядно представляла структуру экономики с точки зрения её легальности, а также механизм формирования инвестиций в теневой экономике.
В процессе изучения характера инвестиционной деятельности в теневой экономике эта категория была расширена и обозначена как система устойчивых связей, обеспечивающих осуществление инвестиции в производство товаров, работ, услуг, распределение и перераспределение доходов таким образом, чтобы определенные регулирующие санкции предоставлялись на основе формальных норм, но скрывали истинные цели. В то же время инвестиционная деятельность в теневой экономике аналогична или аналогична инвестиционной деятельности в целом.
На основе модели макроэкономического равновесия рассматривалась более сложная модель макроэкономического равновесия с включением коррупции в множитель коррупционных изъятий. Значительная доля чистого дохода в виде бюрократических изъятий берется из отечественных предприятий и домашних хозяйств и не может быть проигнорирована экономической теорией.
Вместе с тем, рынок инвестиций в теневой экономике имеет ряд специфических черт, среди которых, прежде всего, следует отметить уклонение от налогообложения, государственного регулирования, а также присутствие расходов в форме коррупционных изъятий, которое уменьшает совокупный выпуск, доход.
Работа систематизировала и обобщила опыт количественной оценки масштабов инвестиционной деятельности теневой экономики, на основе которой была предложена методология наиболее эффективной оценки инвестиционной деятельности теневой экономики в России и Приморского края, с учетом дисконтирования инвестиционных потоков. Предлагаемый подход к совершенствованию методологии количественного определения скрытого инвестиционного оборота с учетом дисконтирования инвестиционных потоков может обеспечить более высокую надежность полученных результатов, которые наиболее подходят для прогнозирования развития изучаемого явления.
В целом, на основании проведённого исследования проблемы инвестиционной деятельности в теневой экономике в условиях современной России стало возможным сделать ряд обобщений и выводов:
1. Рассмотрев классификацию характеристик теневой экономики России, нельзя однозначно утверждать о снижении интенсивности теневых инвестиционных процессов.
2. Введение расширенного определения инвестиционной деятельности в теневой экономике, где в качестве идентифицирующего признака используется не только факт нерегистрируемости экономической деятельности, но и такой аспект, как сокрытие её истинных целей, позволяет уточнить структуру системы современной теневой экономики с учётом специфики периода трансформационных преобразований.
3. Меры и средства борьбы с теневой экономикой должны быть ориентированы не столько на ликвидацию этого явления как такового, сколько на ограничение теневой деятельности и её сдерживание на некотором допустимом уровне.
4. Выявление и описание моделей процессов, ориентированных на - снижение прозрачности финансово-ресурсных потоков в инвестиционном секторе за счёт выведения денежных средств в теневой оборот, дают возможность обосновать необходимость количественной оценки сокрытия объёмов вложений и прибыли.
5. Рассмотренный вариант методики количественной оценки масштабов теневой инвестиционной деятельности может позволить осуществлять их прогнозирование.
В результате анализа масштабов неформальной экономической деятельности в Приморском крае был сделан вывод о том, что значительный масштаб инвестиционной деятельности в теневой экономике препятствует цивилизованному дальнейшему развитию российской экономики и, кроме того, представляет собой препятствие для окончательного перехода к развитым рыночным отношениям. Это обстоятельство обусловливает необходимость разработки и реализации эффективной государственной программы, направленной на минимизацию инвестиционной активности в теневой экономике.
В процессе данной работы также был сделан вывод, в соответствии с которым необходимо вооружить правоохранительные органы научно обоснованными методами ограничения инвестиционной деятельности в теневой экономике. Для этого целесообразно принять следующие меры:
— создавать новые центры повышения квалификации;
нацеливать уже существующие на взаимодействие с научными подразделениями вузов.
Одним из фундаментальных элементов, обеспечивающих функционирование теневой экономики и, в частности, инвестиционной деятельности в этом секторе, является коррупция. В рамках решения этой проблемы необходимо уменьшить возможность влияния государственных чиновников на распределение собственности и принятие решений по этому вопросу.
В целом был сделан ряд выводов из полученных результатов, полезных для разработчиков концепции государственной экономической политики, направленных на минимизацию масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике Приморского края.
1. Даже существенное снижение налоговых ставок не приведёт к значительному сокращению масштабов теневой экономики, но может обеспечить их стабилизацию.
2. Предельные налоговые ставки имеют больше отношения к принятию людьми решения работать в теневой экономике, чем средние налоговые ставки;
3. Замена прямых налогов косвенными вряд ли будет способствовать улучшению соблюдения налогового законодательства.
4. Более частое проведение налоговых ревизий и ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов может привести к сокращению масштабов теневой экономики.
5. Органы государственного управления должны уделять больше внимания легализации определённых видов теневой экономической деятельности, например, путём либерализации рынка труда.
6. Правительственные органы должны придавать особое значение принципам верховенства закона и обеспечивать строгое соблюдение минимально необходимого набора нормативных актов, а не увеличивать число стандартов.
В то же время реализация государственной программы, направленной на сокращение масштабов инвестиционной деятельности в теневой экономике, не должна носить ударный характер, но должна осуществляться постепенно и последовательно, что обеспечит наибольший эффект.
Подобные работы
- ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ, БИЗНЕС-СТРУКТУР И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Роль налогов в экономической системе общества
Дипломные работы, ВКР, экономическая теория. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление финансами муниципального образования (Административный менеджмент, Тюменский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Частная торговля в многоукладной экономике Уральского региона (1921-1936 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция налога на прибыль организаций и его перспективы в российской системе налогообложения
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА КАК МИРОВОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
(на примере опыта Российской Федерации)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



