Оценка эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (на материалах Свердловской области)
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в РФ 7
1.1. Теоретическое обоснование сущности и содержания проектного
подхода в государственном управлении в РФ 7
1.2 Характеристика национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 17
Глава 2. Оценка реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» в Свердловской области 26
2.1 Полномочия органов государственной власти Свердловской
области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 26
2.2. Анализ эффективности деятельности органов государственной
власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 36
Глава З. Повышение эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области 45
3.1 Проблематика взаимодействия органов государственной власти
Свердловской области и бизнес-сообщества в рамках достижения целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 45
3.2 Практические рекомендации по повышению эффективности
реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 51
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 68
Глава 1.Теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в РФ 7
1.1. Теоретическое обоснование сущности и содержания проектного
подхода в государственном управлении в РФ 7
1.2 Характеристика национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 17
Глава 2. Оценка реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» в Свердловской области 26
2.1 Полномочия органов государственной власти Свердловской
области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 26
2.2. Анализ эффективности деятельности органов государственной
власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 36
Глава З. Повышение эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области 45
3.1 Проблематика взаимодействия органов государственной власти
Свердловской области и бизнес-сообщества в рамках достижения целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 45
3.2 Практические рекомендации по повышению эффективности
реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 51
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 68
Одним из инструментов эффективной реализации государственной политики является институт проектного менеджмента, позволяющий в системе ограниченных финансовых и временных ресурсов, а также находясь в достаточно рисковой среде достигать национальных социально-экономических целей. В процессе трансформации проектного похода при его интеграции в систему государственного управления появился формат национальных проектов, совмещающий в себе управленческие особенности портфеля проекта и государственных программ, использующихся ранее.
Современный институт национальных проектов, созданный по Указу Президента охватывает большое количество социально-экономических сфер жизни общества, одной из которых является малое и среднее предпринимательство. Степень развитости института МСП - один из ключевых показателей развитой и стабильной экономической системы государства. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» спроектирован таким образом, чтобы предоставить инструменты поддержки на каждом этапе жизненного цикла бизнеса, обеспечив стремительный рост и развитие данной сферы до 2024.
Именно поэтому, эффективность реализации настоящего национального проекта является ключевым фактором достижения национальных целей, установленных Указом Президента РФ.
Актуальность темы исследования обуславливается несколькими аспектами: за последнее время, несмотря на увеличение количества субъектов МСП, уменьшилось количество рабочих, занятых в данной сферы, а также доля данной категории бизнеса не изменилась в структуре ВВП, что является отрицательной динамики развития данной сферы.
Помимо этого, специфической чертой сферы малого и среднего предпринимательства является отрицательные результаты реализации предшествующей государственной программы, направленной на развитие, что формирует потребность в дополнительном мониторинге реализации эффективности национального проекта и выявлении отрицательных тенденций при организации управления реализации проекта.
Также, настоящие темпы развития малого и среднего предпринимательства в России находятся на крайне низком уровне, что представляет собой крайне высокий риск, не только для экономики государства, но и для благосостояния населения. В связи с этим любые меры поддержки, реализующиеся в данной сфере, должны положительно влиять на темпы ее развития, содействуя достижению национальным целям.
Степень разработанности темы. Если тема эффективности интеграции проектного подхода в систему государственного управления достаточно исследована, то исследованность эффективности реализации конкретного национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в России в определенном субъекте практически отсутствует, поскольку в большинстве регионов страны индивидуальные темпы и методы реализации национального проекта, а также процесс реализации данного проекта стартовал относительно недавно, что не позволило научному сообществу наработать достаточный исследовательский материал, анализирующий эффективность реализации национального проекта на региональном уровне. Однако, в данный момент исследовательская активность в данной сфере стала расти.
Теоретические аспекты эффективности проектного подхода в системе государственного управления исследовались - В.М. Аньшиным, О.В. Леоновой, С. А. Маковкиной, Н.В. Мироненко, О.М. Трофимовой.
Исследование в области перспектив реализации национальных проектов представлен в работах - С.Р. Абрамкиной, А.С. Беднякова, Т.В. Волковой, Л.А. Миэринь.
Проблематика реализации национальных проектов рассматривалась - А.Е. Креминым, Е.П. Кузнецовой.
Объектом исследования выступает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Предметом исследования является организация процесса реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области.
Цель работы заключается в оценке эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области и выработка рекомендаций по повышению эффективности реализации национального проекта.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты внедрения и развития проектного управления в системе государственного управления,
2. Проанализировать нормативно-правовых акты, регулирующие организацию проектной деятельности в России,
3. Описать сущностные особенности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
4. Охарактеризовать региональную организационную структуру реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и особенности распределения полномочий,
5. Выявить проблемы реализации национального проекта, влияющие на эффективность его реализации,
6. Разработать рекомендации по налаживанию более эффективного процесса реализации настоящего национального проекта.
В рамках исследования применялись такие следующие методы:
- теоретические (анализ документов, контент- анализ);
- эмпирические (экспертное интервью - в исследовании приняло участие 3 эксперта, наблюдение - в период с января по март посетили 3 мероприятия, организованные в рамках реализации национального проекта).
Практическая значимость результатов исследования заключается в представлении рекомендаций направленных на повышение эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, по 2 параграфа в каждой, заключение, библиографический список, включающий 47 источников и 5 приложений.
Современный институт национальных проектов, созданный по Указу Президента охватывает большое количество социально-экономических сфер жизни общества, одной из которых является малое и среднее предпринимательство. Степень развитости института МСП - один из ключевых показателей развитой и стабильной экономической системы государства. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» спроектирован таким образом, чтобы предоставить инструменты поддержки на каждом этапе жизненного цикла бизнеса, обеспечив стремительный рост и развитие данной сферы до 2024.
Именно поэтому, эффективность реализации настоящего национального проекта является ключевым фактором достижения национальных целей, установленных Указом Президента РФ.
Актуальность темы исследования обуславливается несколькими аспектами: за последнее время, несмотря на увеличение количества субъектов МСП, уменьшилось количество рабочих, занятых в данной сферы, а также доля данной категории бизнеса не изменилась в структуре ВВП, что является отрицательной динамики развития данной сферы.
Помимо этого, специфической чертой сферы малого и среднего предпринимательства является отрицательные результаты реализации предшествующей государственной программы, направленной на развитие, что формирует потребность в дополнительном мониторинге реализации эффективности национального проекта и выявлении отрицательных тенденций при организации управления реализации проекта.
Также, настоящие темпы развития малого и среднего предпринимательства в России находятся на крайне низком уровне, что представляет собой крайне высокий риск, не только для экономики государства, но и для благосостояния населения. В связи с этим любые меры поддержки, реализующиеся в данной сфере, должны положительно влиять на темпы ее развития, содействуя достижению национальным целям.
Степень разработанности темы. Если тема эффективности интеграции проектного подхода в систему государственного управления достаточно исследована, то исследованность эффективности реализации конкретного национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в России в определенном субъекте практически отсутствует, поскольку в большинстве регионов страны индивидуальные темпы и методы реализации национального проекта, а также процесс реализации данного проекта стартовал относительно недавно, что не позволило научному сообществу наработать достаточный исследовательский материал, анализирующий эффективность реализации национального проекта на региональном уровне. Однако, в данный момент исследовательская активность в данной сфере стала расти.
Теоретические аспекты эффективности проектного подхода в системе государственного управления исследовались - В.М. Аньшиным, О.В. Леоновой, С. А. Маковкиной, Н.В. Мироненко, О.М. Трофимовой.
Исследование в области перспектив реализации национальных проектов представлен в работах - С.Р. Абрамкиной, А.С. Беднякова, Т.В. Волковой, Л.А. Миэринь.
Проблематика реализации национальных проектов рассматривалась - А.Е. Креминым, Е.П. Кузнецовой.
Объектом исследования выступает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Предметом исследования является организация процесса реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области.
Цель работы заключается в оценке эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области и выработка рекомендаций по повышению эффективности реализации национального проекта.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты внедрения и развития проектного управления в системе государственного управления,
2. Проанализировать нормативно-правовых акты, регулирующие организацию проектной деятельности в России,
3. Описать сущностные особенности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
4. Охарактеризовать региональную организационную структуру реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и особенности распределения полномочий,
5. Выявить проблемы реализации национального проекта, влияющие на эффективность его реализации,
6. Разработать рекомендации по налаживанию более эффективного процесса реализации настоящего национального проекта.
В рамках исследования применялись такие следующие методы:
- теоретические (анализ документов, контент- анализ);
- эмпирические (экспертное интервью - в исследовании приняло участие 3 эксперта, наблюдение - в период с января по март посетили 3 мероприятия, организованные в рамках реализации национального проекта).
Практическая значимость результатов исследования заключается в представлении рекомендаций направленных на повышение эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, по 2 параграфа в каждой, заключение, библиографический список, включающий 47 источников и 5 приложений.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что эффективность деятельности органов государственной власти Свердловской области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является неудовлетворительной, как в части исполнения целевых показателей национального проекта, так и в части общего развития сектора МСП в регионе. По итогу исследования были определены ключевые проблемы, влияющие на эффективность деятельности органов государственной власти и предложение пути решения данных и повышения эффективности.
Считаем, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены полностью.
Изучив теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в России, мы установили, что проектный менеджмент в системе реализации государственной политики - это наиболее эффективный инструмент государственного управления, имеющий эволюционную природу развития: от плана ГОЭРЛО до национальных проектов, аккумулирующих ключевой объем ресурсов.
Проанализировав полномочия органов государственной власти Свердловской области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выявили общее соответствие региональной организационной структуры и системы распределения полномочий и федеральным методическим указаниям и рекомендациям. Однако в части исполнения региональных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование органов управления проектами в регионе было определено несоответствие заданым параметрам.
Проведя оценку эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта, были проанализированы данные экспертных интервью, применен метод экспертных оценок, исследованы открытые данные о состоянии сектора МСП в России и в Свердловской области. По итогу, была поставлена неудовлетворительная оценка эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в части реализации национального проекта.
Определен отрицательный тренд в общем развитии предпринимательского сектора: уменьшение количества занятых в сфере МСП, сокращение количества субъектов МСП в регионе. Помимо этого один из ключевых показателей эффективности реализации национального проекта в регионе - количество выведенных компаний на экспорт не был достигнут по итогам 2019 года. В то же время наблюдается соответствие в части исполнение бюджета и функционированию организационной структуры реализации национального проекта в регионе.
Итогом исследования стало выявление трех основных проблем реализации национального проекта в Свердловской области и предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в части реализации национального проекта в регионе:
1. Чрезмерная бюрократизация системы регулирования и поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России и Свердловской области: создание универсальной электронной платформы для предпринимателей, предоставляющая доступ ко всем услугам и функциям доступных для бизнеса, уменьшение количество предоставляемых документов через организацию внутренней системы обмена данных.
2. Финансовые проблемы малого и среднего предпринимательства: было предложено несколько вариантов уменьшения остроты данной проблемы без прямых денежных вливаний. Было предложено изменить процедуру взимания государственных пошлин для снижения финансовой нагрузки на только открывающейся бизнес; создать запас контрольно-кассовых аппаратов, которые на безвозмездной основе могут выдаваться предпринимателям с дальнейшим выкупом или арендой; публикация данных о количестве и объеме финансовой поддержке, которая доступна на данный момент и в будущем.
3. Низкая информированность граждан и предпринимательского сообщества о существующих мерах поддержки начинающих и действующих предпринимателей в рамках реализации национального проекта: проблема, актуальная не только для органов власти в части реализации национальных проектов, но представляет собой фактор, снижающий эффективность, в целом, всей системы государственного и муниципального управления. Для ее решение было предложено отдать на аутсорсинг информационную политику в рамках национальных проектов, а также наладить взаимодействие с ФНС РФ в части предоставление данных о предпринимателях об оповещении их о возможностях получения мер поддержки от государства в рамках национального проекта.
Таким образом, можно подвести итог, что национальные проекты представляют собой качественно новый уровень проектного менеджмента в системе государственного управления, требующий более эффективной работы органов государственной власти всех уровней, чем требовалось ранее. Поэтому, эффективность органов государственной власти Свердловской области зависит в первую очередь от возможности системы оперативно подстраиваться под новые управленческие и организационные модели, использовать гибкие системы управления проектными продуктами и применять все возможные ресурсы, имеющиеся у государства. В случае, если органы государственной власти Свердловской области справятся с возникающими угрозами эффективности их деятельности, к 2024 году они смогут достичь плановых целевых показателей по развитию сектора МСП.
Считаем, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены полностью.
Изучив теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в России, мы установили, что проектный менеджмент в системе реализации государственной политики - это наиболее эффективный инструмент государственного управления, имеющий эволюционную природу развития: от плана ГОЭРЛО до национальных проектов, аккумулирующих ключевой объем ресурсов.
Проанализировав полномочия органов государственной власти Свердловской области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выявили общее соответствие региональной организационной структуры и системы распределения полномочий и федеральным методическим указаниям и рекомендациям. Однако в части исполнения региональных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование органов управления проектами в регионе было определено несоответствие заданым параметрам.
Проведя оценку эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта, были проанализированы данные экспертных интервью, применен метод экспертных оценок, исследованы открытые данные о состоянии сектора МСП в России и в Свердловской области. По итогу, была поставлена неудовлетворительная оценка эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в части реализации национального проекта.
Определен отрицательный тренд в общем развитии предпринимательского сектора: уменьшение количества занятых в сфере МСП, сокращение количества субъектов МСП в регионе. Помимо этого один из ключевых показателей эффективности реализации национального проекта в регионе - количество выведенных компаний на экспорт не был достигнут по итогам 2019 года. В то же время наблюдается соответствие в части исполнение бюджета и функционированию организационной структуры реализации национального проекта в регионе.
Итогом исследования стало выявление трех основных проблем реализации национального проекта в Свердловской области и предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в части реализации национального проекта в регионе:
1. Чрезмерная бюрократизация системы регулирования и поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России и Свердловской области: создание универсальной электронной платформы для предпринимателей, предоставляющая доступ ко всем услугам и функциям доступных для бизнеса, уменьшение количество предоставляемых документов через организацию внутренней системы обмена данных.
2. Финансовые проблемы малого и среднего предпринимательства: было предложено несколько вариантов уменьшения остроты данной проблемы без прямых денежных вливаний. Было предложено изменить процедуру взимания государственных пошлин для снижения финансовой нагрузки на только открывающейся бизнес; создать запас контрольно-кассовых аппаратов, которые на безвозмездной основе могут выдаваться предпринимателям с дальнейшим выкупом или арендой; публикация данных о количестве и объеме финансовой поддержке, которая доступна на данный момент и в будущем.
3. Низкая информированность граждан и предпринимательского сообщества о существующих мерах поддержки начинающих и действующих предпринимателей в рамках реализации национального проекта: проблема, актуальная не только для органов власти в части реализации национальных проектов, но представляет собой фактор, снижающий эффективность, в целом, всей системы государственного и муниципального управления. Для ее решение было предложено отдать на аутсорсинг информационную политику в рамках национальных проектов, а также наладить взаимодействие с ФНС РФ в части предоставление данных о предпринимателях об оповещении их о возможностях получения мер поддержки от государства в рамках национального проекта.
Таким образом, можно подвести итог, что национальные проекты представляют собой качественно новый уровень проектного менеджмента в системе государственного управления, требующий более эффективной работы органов государственной власти всех уровней, чем требовалось ранее. Поэтому, эффективность органов государственной власти Свердловской области зависит в первую очередь от возможности системы оперативно подстраиваться под новые управленческие и организационные модели, использовать гибкие системы управления проектными продуктами и применять все возможные ресурсы, имеющиеся у государства. В случае, если органы государственной власти Свердловской области справятся с возникающими угрозами эффективности их деятельности, к 2024 году они смогут достичь плановых целевых показателей по развитию сектора МСП.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



