ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Экономическая сущность автономных учреждений и характеристика услуг кластера оздоровления 6
1.2. Правовые основы финансирования автономных учреждений 11
1.3. Зарубежный опыт эволюции моделей финансирования
здравоохранения и ее реформ 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (на примере ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»»)
2.1. Финансовая характеристика деятельности автономного
учреждения здравоохранения 33
2.2. Динамика и структура источников финансирования 41
2.3. Финансовые результаты деятельности автономного
учреждения 45
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1. Приоритетные направления развития источников
финансирования здравоохранения 50
3.2. Инвестиционная привлекательность санаторно-курортного
бизнеса 56
3.3. Совершенствование источников финансирования ОГАУЗ
«Санаторий «Красиво»» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность заключается в том, что особенности реформ финансирования здравоохранения в РФ были тесно связаны с основными социально-экономическими изменениями. Реформирование здравоохранения, происходящее в стране, вызывает у населения тревогу и это связано с сокращением финансирования здравоохранения - переход на одноканальную систему финансирования. Также негативное влияние оказывают сокращение и укрупнение медицинских учреждений, которое специалисты деликатно называют оптимизацией. Базовый для оценки любой системы здравоохранения показатель продолжительность жизни населения с 2005 по 2013 год вырос на 5лет, а смертность, наоборот, сократилась на 19%. Однако с 2014 года ситуация стала ухудшаться и в перспективе уровень смертности опять будет возрастать. При этом смертность в России в 2015 году выросла на 5,2% по сравнению с 2014 года.
Вместе с тем аспекты перехода учреждений в автономные имеют много отрицательных последствий и специфических финансовых особенностей с учетом совокупности факторов, влияющих на их деятельность. Несмотря на ограниченные теоретические и эмпирические данные, на основе которых можно проводить объективную оценку, большинство учреждений здравоохранения не удовлетворены полученными результатами в процессе постоянного проведения реформ, которые затронули изменения организационно-правовых форм, изменения структуры собственников, развитие источников финансирования автономных учреждений здравоохранения.
Эта ситуация негативно сказывается на деятельности системы финансирования здравоохранения, в частности обеспеченности, эффективности и качестве предоставляемых услуг. В результате высоких постоянных расходов, неразвитости инфраструктуры, снижения бюджетных источников финансирования, уменьшения доходов населения также имеет негативное воздействие на справедливость и финансовую защиту, объемы и качество предоставления услуг здравоохранения. При этом и санаторно- курортный кластер находится под влиянием совокупности социально-экономических и финансовых условий. Все это и послужило основанием для выбора направления научного исследования.
Цель магистерской диссертации состоит в изучении теоретических основ финансирования государственных автономных учреждений здравоохранения, а также разработке путей развития источников финансирования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретико-правовые особенности формирования источников финансирования автономных учреждений здравоохранения;
- проанализировать финансовые показатели областного
государственного автономного учреждения ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»» на основе бухгалтерского баланса;
- выявить факторы, определяющие перспективы финансирования автономного ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»»;
- исследовать структуру и динамику, а также источники финансирования исследуемого учреждения;
- определить направления развития финансового обеспечения в условиях реформирования.
Объектом исследования является процесс развития источников финансирования автономных учреждений здравоохранения.
Предметом исследования являются финансовые отношения по поводу формирования и развития источников финансирования ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»».
Теоретико-методологической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования источников финансирования автономных учреждений. В работе используются следующие методы: всеобщие - индукции, дедукции; общие - статистические, аналитические, группировок; частные - монографические, экстраполяции, сравнения, графический, корреляционные, расчетно-конструктивный, моделирования, балансовый, нормативный.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, нормативные документы РФ, данные бухгалтерской отчетности Областного государственного автономного учреждения здравоохранения (на примере ОГАУЗ "Санаторий "Красиво") и периодической печати.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы, рекомендации и методические наработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для развития системы финансирования автономных учреждений здравоохранения, в том числе и профилактических, для обоснования мероприятий по привлечению новых источников финансирования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное исследование позволило решить ряд теоретических и практических задач, касающихся одной из важнейшей проблемы современной экономики - развития источников финансирования государственных автономных учреждений здравоохранения.
Автономное учреждение представляет собой специфический тип учреждения, ориентированного на эффективную деятельность в условиях рынка. При этом эффективность его функционирования возможна только тогда, когда существуют объективно сложившиеся условия, а именно: учреждение конкурентоспособно, имеет положительный имидж, налицо необходимый спрос со стороны потребителей соответствующих услуг и пр.
Вместе с тем аспекты перехода учреждений в автономные имеют много отрицательных последствий и специфических финансовых особенностей с учетом совокупности факторов, влияющих на их деятельность. Несмотря на ограниченные теоретические и эмпирические данные, на основе которых можно проводить объективную оценку, большинство учреждений здравоохранения не удовлетворены полученными результатами в процессе постоянного проведения реформ, которые затронули изменения организационно-правовых форм, изменения структуры собственников, развитие источников финансирования автономных учреждений здравоохранения.
Региональный вариант реформирования на примере ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»» демонстрирует в настоящее время адаптивную модель финансирования, где источники финансирования учреждения можно классифицировать в 4 группы, которые в той или иной степени дополняют друг друга:
- субсидия на выполнение государственного задания;
- субсидия на содержание имущества;
- иные субсидии, включая средства ОМС;
-доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Исследование особенностей финансирования на примере Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Санаторий «Красиво»» позволило выявить, что изменение правовой формы привело и к существенному изменению статей пассива баланса. Главным источником финансирования становятся доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Активы баланса за анализируемый период в относительном выражении увеличились почти в 6 раз за счет увеличения нефинансовых активов на 51,2% и уменьшении финансовых активов на 2,4% по отношению к 2013 году. Основные средства повышаются, это свидетельствует о том, что учреждение ведет новое строительство, проводит модернизацию медицинского и другого оборудования. Растут материальные запасы на 2,9% при уменьшении вложений в нефинансовые активы на 58,7%.
В структуре нефинансовых активов основные средства в 2015 году занимали наибольшую долю 47,2%, на запасы приходится 17,7%. Доля вложений в нефинансовые активы составляет 2,0%.
Рост дебиторской задолженности составил 4,2%, что негативно влияет на финансовое положение ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»» в 2015 году. При этом ведется неэффективная финансовая политика в управлении дебиторской задолженностью, увеличение которой приводит к несоблюдению договорных отношений и взаиморасчетов, что отрицательно влияет на платежеспособность учреждения и его финансовое состояние.
Из качественного анализа пассива баланса видно, что за исследуемый период уменьшается доля платежей в бюджет, принятых обязательств и прочих расчетов с кредиторами, на долю которых приходится около 2% в структуре пассивов.
Изменение правовой формы привело и к существенному изменению статей, где финансовый результат деятельности, увеличение его доли в структуре становится основным источником финансирования дальнейшего развития автономного учреждения.
Система абсолютных и относительных показателей в общих чертах показала признаки неудовлетворительного состояния баланса. Валюта баланса в конце отчетного периода уменьшается по сравнению с началом периода, темпы роста оборотных активов ниже темпов роста внеоборотных.
Анализ изменения структуры источников финансирования согласно основных направлений реформ системы здравоохранения не показал за три года существенных изменений. При этом наметился рост доли источника средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) на 4,4%, о чем свидетельствовали и аналитики отрасли. Все остальные источники финансирования имеют незначительное уменьшение доли в структуре в сравнении с показателями 2013 года.
Основными целями создания фондов ОМС является сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы ОМС. Основной функцией фондов является создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по базовой программе ОМС на всей территории страны и регионов.
В 2014 году не исполнено плановых назначений по виду финансового обеспечения - средства по обязательному медицинскому страхованию на 106 302,75 руб. или 0,3 % к утвержденным плановым показателям.
Структурные преобразования и управление расходами должны включать:
- субсидия на выполнение государственного задания (нормативные объемы «бюджетных» видов медицинской помощи умножить на норматив стоимости бюджетной услуги);
- субсидия на выполнение программы ОМС (нормативные объемы помощи по ОМС умножить на норматив стоимости, то есть тариф ОМС);
- субсидия на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении - нормативные затраты на коммунальные платежи, содержание имущества (стоимость сверх 100 тыс. руб.), капитальные затраты;
- сверхнормативные расходы в том числе:
1. Объект развития предпринимательства (платные услуги и иная приносящая доход деятельность);
2. Аутсорсинг непрофильных, профильных функций.
Мы предлагаем в системе управления расходами автономного учреждения здравоохранения применять современный рыночный метод операционный анализ и на его основе графическим методом определить точку безубыточности и запас финансовой прочности. При доле постоянный затрат 39%. Запас финансовой прочности составит 322533 - 252353 = 70180 тыс. руб. или 21,7% к фактической выручке 2015 года.
Другой вариант расчета при уменьшении доли постоянных затрат на 10% показал, что темпы снижения выручки меньше на 3% и составили 7% в сравнении с фактическими данными 2015 года. Планирование расходов и ресурсов по источникам финансирования должно основываться на системе методов планирования и прогнозирования, в том числе и рыночных, таких как операционный анализ, позволяющий детально исследовать элементы затрат, их структуру, обеспечивающую безубыточную деятельность и совершенствование структуры нацеленное на рост эффективности деятельности.
Самая значимая статья расходов по прежнему, это оплата труда персонала. Для улучшения качества предоставления услуг и заинтересованности в конечных результатах деятельности необходима материальная заинтересованность, стимулирование труда медицинского работника.
Исследование показало, что наблюдается рост заработной платы работников. Стимулом улучшения качества обслуживания и привлечения отдыхающих может служить только дифференцированная оплата с учетом объемов, качества и конечных результатов.
По разработанной методике на основе учета условно-переменных расходов нами предложена логическая схема формирования фонда оплаты труда от конечного результата деятельности по структурным подразделениям и его экономия.
Политика доходов сформирована в соответствии с общей политикой управления автономным учреждением и проявляется в приоритетных направлениях развития. Стратегия развития направлена на капитализацию прибыли с целью получения большего дохода в долгосрочной перспективе, т.е. приобретение нового оборудования и новом строительстве корпусов и развитии инфраструктуры. Данный путь отражает требования общей стратегии развития учреждения, обеспечивает повышение рыночной стоимости предприятия, обеспечивает материальные интересы собственников и персонала.
Однако при более узком рассмотрении политики финансирования автономного учреждения здравоохранения необходимо исходить из предполагаемой модели финансирования, существующих систем, оценке эффективности возможных реформ или экспериментированию с новыми идеями в области развития источников финансирования и улучшения качества и ассортимента предоставляемых услуг. Перспективы системы финансирования автономного учреждения здравоохранения будут учитывать влияния на систему здравоохранения платежеспособного спроса населения.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г. и 5 февраля 2014 г. [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 445.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016).: Консультант Плюс, 1992-2016 http://www.consultant.ru
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, 1992-2016 [режим доступа]: http://www.consultant.ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 05.08.2000
№ 117-ФЗ (ред. 15.02.2016).: Консультант Плюс, 1992-2016
http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Консультант Плюс, 1992-2016http://www.consultant.ru
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений [Текст]: федеральный закон от 3.11.2006, N 175-ФЗ: принят Государственной думой 11 октября 2006 г. : одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 г. 175-ФЗ / Российская Федерация, Законы // Официальные документы в
образовании. - 2006. - N 32. - С. 28-36 ; Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - N 1. - С. 97-101.
7. Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях
[Текст]: федеральный закон от 3.11.2006, N 174-ФЗ : принят Государственной думой 11 октября 2006 г. : одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 г. 174-ФЗ / Российская Федерация, Законы // Официальные документы в образовании. - 2006. - N 32. - С. 6-27 ; Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - N 1. - С. 86-97; Вопросы культурологии. - 2007. - N 3. - С. 4-11.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ: по сост. на 5 мая 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 19. — Ст. 2291.
9. О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1204: по сост. на 30 декабря 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 2. — Ст. 372.
10. О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1456 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 1. — Ст. 52.
11. Бюджет для граждан - «Спутник» закона о бюджете: Финансы.
2014. № 10. С. 9-11.
12. Авдеев, В. Автономные учреждения [Текст] / В. Авдеев // Аудит и налогообложение. - 2010. - N 5. - С. 17-24.
13. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности.
[Электронный ресурс]: Электронный журнал. - Режим доступа:
cmo.khabkrai.ru>news... ieg-avtonomnye-uchrezhdeniya
14. Алиев, Б.Х. Страхование: Учебник [Текст]/ Б.Х. Алиев, Ю.М.
Махдиева - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 416 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117485&sr=1
15. Амириди, Ю.В. Информационные системы в экономике ; Управление эффективностью банковского бизнеса [Текст]:учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец.: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение", "Финансы и кредит".-М.:КноРус,2013.-174 с.
16. Анализ финансовой отчетности: учебник для студентов вузов, бакалавров, обучающихся по спец. "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" З .В.Кирьянова М.: Юрайт,2012. -427 с.
17. Абанкина, И.В., Винарик, В.А., Филатова Л.М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений [Текст] И.В. Абанкина, В.А. Винарик, Л.М. Филатова. Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111¬145.
18. Ахвледиани, Ю.Т. Страхование : Учебник / Ю.Т. Ахвледиани. -
Москва : Юнити-Дана, 2012. - 544 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117477
19. Балдин, К.В. Эконометрика : Учебное пособие / К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, М.М. Соколов. - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 255 с. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114533
20. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика".-М.:КноРус,2014.-800 с.
21. Барабанова, М.А. Формирование источников финансирования
бюджетных организаций [Текст]/ М.А. Барабанова В сборнике: Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки. Материалы международной научно-практической конференции
профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2010. С. 352-359.
22. Баранова, А.Ю. Курортная облигация как источник инвестирования индустрии гостеприимства [Текст]/ А.Ю. Баранова // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 71-78.
23. Баранова, О.В. Особенности финансирования бюджетных
учреждений здравоохранения [Текст]/О.В. Баранова. В сборнике: //Экономика и управление - 2015 сборник материалов международной научной
конференции, 2 сессия. под ред. В.С. Карагода. 2015. С. 148-158.
24. Байматов, П.Н. Государственно-правовое регулирование
некоммерческих организаций при оказании социально значимых услуг населению. [Текст]/ П.Н. Байматов // Федерализм. 2016. № 2 (82). С. 196-204.
25. Бексултанов, А.А. Финансирование бюджетных организаций, порядок его осуществления [Текст]/А.А. Бексултанов //. Известия ВУЗовКыргызстана. 2013. № 5. С. 124-126.
26. Боженок, С.Я. Особенности финансово-правового обеспечения социальной функции государства [Текст]/ С.Я. Боженок//. ВестникУниверситета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 3. С. 77-81.
27. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и
местный уровни [Электронный ресурс] Л.Ф. Курченко. Москва: Дашков и К, 2012. - 252 с. - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394013027.html
28. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник
[Электронный ресурс] А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - Москва : Дашков и К°, 2010. 628 с. - Режим доступа:
http: //www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394008504. html
29. Гафурова, Г.Т. Оценка результатов реформы государственных учреждений (на примере государственного автономного учреждения здравоохранения республики Татарстан) [Текст]/ Г.Т. Гафурова// Финансоваяаналитика: проблемы и решения. 2015. № 17 (251). С. 47-59.
30. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/e7e/gost7.1-2003.pdf
31. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.bsu.edu.ru/upload/iblock/879/gosty-7.0.5-2008.pdf
32. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие
[Электронный ресурс] И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 440 с. - Режим доступа:
http://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9785211061583.html
33. Денежно-кредитное регулирование: Монография [Электронный
ресурс] Ю.Гаврилов Москва : Лаборатория книги, 2010. - 53 с. Режим
доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=100021
34. Додонова, И.В. Автоматизированная обработка банковской информации [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит".-М.:КноРус,2014.-170 с.
35. Долина, О.Н., Ишина, И.В. Социально-ориентированные некоммерческие организации: векторы финансирования [Текст]/ О.Н.Долина, И.В. Ишина // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 208-211.
36. Ефимова, М.Р. Финансовые расчеты [Текст]: практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Менеджмент организации" .-М.:КноРус,2013.-183 с
37. Зулькарнай, И.У. Межбюджетные отношения в системе
«Федеральный бюджет - бюджеты субъектов Федерации»: потенциал стимулирования экономического развития: в сборнике: Экономико¬
математические методы исследования современных проблем экономики и общества. Сборник материалов Международной экономической конференции.
2015. С. 242-246.
38. Инвестиции: Организация, управление, финансирование
[Электронный ресурс] Н.В. Игошин Москва: Юнити-Дана, 2012. - 450 с. - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114527&sr=1
39. Инвестиции [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит"; Финансовая академия при Правительстве РФ; УМО вузов России по образованию в области финансов и кредита, бухгалтерского учета, аудита и мировой экономики под ред. Г.П. Подшиваленко ; рец.: В.А. Терехова, З.А. Кеменова2-е изд., стер.. - М.: КНОРУС, 2009. - 496 с.
40. Истомина, Н.А. Признаки бюджета: содержание и особенности проявления на уровне бюджетов субъектов Федерации [Текст]:/ Н.А. Истомина // Финансы и кредит. 2013. № 14 (542). С. 22-29.
41. Качанова, Е.А., Чевтаева, Н.Г. Проблемы организации деятельности и финансирования государственных учреждений здравоохранения на территории Свердловской области [Текст]/ Е.А. Качанова, Н.Г. Чевтаева // Уральский медицинский журнал. 2015.№ 9 (132). С. 19-23.
42. Красс, М.С. Математические методы и модели для магистрантов экономики [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению "Экономика" и другим экономическим специальностям. -СПб .:Питер,2010.-496 с.
43. Криворучко, С.В. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование [Текст]/ С.В. Криворучко// Международный опыт, российская практика.- М.: КноРус : ЦИПСиР,2013.-456 с.
44. Кузнецова, А.М. Развитие одноканальной системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации на основе страховых принципов обязательного медицинского страхования [Текст]/ А.М. Кузнецова// Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 159-163.
45. Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит".-М.:КноРус,2013.-358 с.
46. Лукинова, Е.А. Внутренний контроль и внутренний аудит в организациях государственного сектора [Текст]/ Е.А. Лукинова// Труд исоциальные отношения. 2015. № 4. С. 75-93.
47. Малколм Гец. Реформирование здравоохранения США, университет Вандербильта, Нашвилл, Тенесси. 2013.
48. Наумов, В.Н., Шафикова, Н.Р., Маслова, Ю.А. Методика прогнозирования доходов бюджета на примере бюджета Санкт-Петербурга. В сборнике: Государство и бизнес. [Текст]/ Современные проблемы экономики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. 2015. С. 57-61.
49. Орлова, Е.В., Земзерева, З.В.Современное состояние и особенности бюджетного финансирования социальной сферы [Текст]/ Е.В.Орлова, З.В. Земзерева. В сборнике: Аюшиевские чтения. Финансово¬кредитная система: опыт, проблемы, инновации Материалы международной научно-практической конференции, 75-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 27-й научной конференции аспирантов и 77-й научной конференции студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета) : в 2 т.. 2016. С. 74-82.
50. Проблемы стабилизации государственных и муниципальных
финансов: Практическое пособие [Электронный ресурс] В.Р.Лобанов Москва: Лаборатория книги, 2009. - 172 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97529&sr=1
51. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83914
52. Реформы финансирования здравоохранения [Электронный ресурс]: 21серия исследований Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. - Режим доступа: www.medprint.ru
53. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования : Монография / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева, И.В. Ларионова и др.; под ред. О.И. Лаврушина. - Москва: КноРус, 2012. - 267 с.
Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253219
54. Саакян, Т. В. Еще раз о бюджетных инвестициях [Текст]/ Т. В. Саакян // Бюджетный учет. — 2013. — N 3. — С. 17-23.
55. Савенко Г.Ю., Амирова Э.Р. О дополнительных источниках финансирования образовательных учреждений в условиях дефицита ресурсов [Текст] / Г.Ю.Савенко Г.Ю, Э. Р. Амирова. В сборнике: Проблемы управления бизнесом на современном этапе развития экономики. Сборник научных трудов. 2014. С. 129-134.
56. Семенихин, В.В. Налог на прибыль по целевому финансированию бюджетных учреждений [Текст]/ В.В. Семенихин // Некоммерческие организации в России. 2016. № 4. С. 13-17.
57. Современные проблемы финансового управления в секторах
экономики: Учебно-методический материал магистерской программы
[Электронный ресурс] А.Я. Быстряков. Москва: РУДН, 2012. - 194 с. -Режим доступа:http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=128606
58. Управление рисками в условиях финансового кризиса: Учебное
пособие [Электронный ресурс] Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили- Москва :Юнити-Дана, 2012. - 296 с. - Режим доступа: http: //biblioclub .ru/index.php?page=book&id=117542&sr=1
59. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец.: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит Д.И. Жиляков М.:КноРус,2012.-368 с.
60. Владимирова, В.А. Фандрайзинг как возможный источник финансирования бюджетной организации (на примере ГБУК РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества) [Текст]/ В.А. Владимирова // Экономика и социум. 2016. № 9 (28). С. 99-102.
61. Финансовые рынки и институты: Учебное пособие [Электронный
ресурс] Г.Ф. Каячев, Л.В. Каячева, С.В. Кропачев. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 240 с. Режим доступа:
http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229577&sr=1
62. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Текст]/: учебник для магистров Т.И.Григорьева М.:Юрайт,2012.-463 с.
63. Финансы и финансовый рынок: Ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] Н.А. Теплякова Минск: ТетраСистемс, 2012. - 224 с. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228369&sr=1
64. Финансы и финансовый рынок: Учебное пособие [Электронный
ресурс] Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 344 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=110085&sr=1
65. Финансы: Учебник [Электронный ресурс] Г.Б. Поляк, О.И.
Пилипенко, Н.Д. Эриашвили и др. ; под ред. Г.Б. Поляка Москва :Юнити- Дана, 2012. - 704 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118181 &sr= 1
66. Фирсов, В. Р. Автономное, бюджетное, казенное? Выбор должен быть обоснован [Текст] / В. Р. Фирсов // Библиотечное дело. - 2010. - N 11. - С. 42-44 : фот.
67. Чагин, К.Г. Мифы об автономных учреждениях [Текст] / К.Г. Чагин // Руководитель бюджетной организации. 2010. № 2.
68. Шавров, А.В. Финансовое право Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Учебник / А.В. Шавров// - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 568 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90946&sr=1
69. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского
здравоохранения. Институт США и Канады Российской академии наук. [Электронный ресурс]/ Москва. 2010. Режим доступа:
http: //vestnik. mednet.ru/content
70. Шукаева, А.В. Система показателей оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности бюджетных организаций [Текст] / А.В. Шукаева // Финансовая экономика. 2014. Т. 4. № 4. С. 13-19.
71. Улумбекова, Г.Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2012. №5
72. Vaganova, O.V., Vladyka, M.V., Kucheryanenko, S.A., Sivtsova, N.F .Modeling of the integrated interaction of the innovation process subjects andestimate of efficiency of its results //International Business Management. - 2015. - Т. 9. -№ 6.- С. 1069-1073.
73. Balabanova, T.V., Vladyka, M.V., Vaganova, O.V., Tsiguleva, S.N., Kucheryavenko, S.A. SPECIAL Features of auditing in the application of separatestages of the bankruptcy procedure in the Russian Federation //InternationalBusiness Management.- 2015. - Т. 9. -№ 7.- С. 1629-1633.
74. Vaganova, O.V., Vladyka, M.V., Balabanova, V., Kucheryavenko, S.A., Galtsev, A.V. Management of innovative process in the economy at the regional level //International Business Management. - 2016. - № 10. - С. 3443.