Объект исследования - ООО «Остин» (г. Москва).
Основной вид деятельности - торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2018-2020 годы.
Сделан анализ внутренних личных качеств сотрудников.
Рассмотрены особенности реализации методов управления в деятельности руководителя компании.
Даны рекомендации по совершенствованию системы оценки и развития личных качеств сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА 6
1.1 Личные качества сотрудников и их роль 6
1.2 Роль руководителя и личных качеств в управлении организацией 9
1.3 Методы оценки личных качеств сотрудников 14
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ OSTIN 17
2.1. Характеристика сети магазинов Ostin и их положение на рынке 17
2.2 Анализ внутренних личных качеств сотрудников 22
2.3 Совершенствование системы оценки и развития личных качеств сотрудников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Немаловажную роль в управлении организацией играет личность руководителя, набор его личностных и профессиональных характеристик. Сегодня успешность многих компаний зависит от личных характеристик руководителя, его компетентности и качества исполнения им трудовых обязанностей, от выбора им способа управления коллективом, подхода к организации системы управления предприятием.
Сильная личность руководителя позволяет мотивировать сотрудников на качественное исполнение поставленных перед ними задач, профессиональный рост и развитие. Руководитель формирует команду, применяет различного рода методы управления, диагностирует и формирует социально-психологический климат в коллективе – все это неизбежно отражается на конечных финансовых результатах работы современного предприятия, его конкурентоспособности и уровня деловой активности.
Итак, актуальность исследования личности как совокупности внутренних качеств человека, позволяет более грамотно и качественно подобрать персонал на исполнение должностных обязанностей. Несомненно, определенными личными качествами должен обладать сам руководитель. Наличие определенных личных и профессиональных качеств руководителя, а также отдельных сотрудников существенно повышает эффективность управления современным предприятием, а, значит, влечет за собой рост конечных финансовых результатов предприятия, деловой активности и конкурентоспособности. Все это свидетельствует об актуальности исследуемой темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование личности как совокупности внутренних качеств человека и разработка рекомендаций по оценке и развитию необходимых личностных характеристик.
Для реализации поставленной цели требуется решить ряд задач:
определить роль руководителя в управлении организацией;
выделить перечень личных внутренних качеств руководителя, способствующих улучшению работы организации;
представить характеристику организации;
изучить перечень личных характеристик руководителя и систему управления предприятием в целом;
разработать меры, направленные на повышение эффективности управления организацией за счет развития личных внутренних качественных характеристик руководителя.
Объектом исследования является сеть торговых предприятий «Остин», более детально рассмотрен отдельный магазин.
Предметом исследования стала личность как совокупность внутренних качеств человека.
Для реализации поставленной цели в работе были использованы метод описания, наблюдения, опроса, сравнения и другие методы исследования. Результаты проведенного анализа представлены в форме таблиц и рисунков.
Для исследования выбранной темы была использована научная литература по теории менеджмента, управления и другим дисциплинам.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава раскрывает теоретические аспекты управления личными характеристиками руководителя в целях обеспечения эффективной системой управления организацией. Во второй главе проведено исследование личных внутренних качеств руководителя и определено их влияние на систему управления организацией. Также в данной главе представлены меры по совершенствованию системы оценки и развития личных качеств руководителя. Завершают работу заключение и список использованных источников.
Личные качества сотрудника являются вторыми по значимости после деловых качеств. Невнимательное отношение к оценке личных качеств сотрудников может привести к нарушению эффективности работы организации и неэффективному исполнению поставленных задач. Современный руководитель должен обладать рядом профессиональных и личных характеристик. Руководитель должен не только быть высококвалифицированным специалистом в определённой области, но и обладать некоторыми личными качествами. Наличие личных качественных характеристик позволяет грамотно выстроить коммуникации с сотрудниками и контрагентами, формировать эффективные стратегии развития организации. Немаловажную роль играют лидерские качества руководителя. Наличие лидерских качеств, амбициозность, уверенность в сочетании с высоким уровнем коммуникативности позволяют обеспечить успешность развития предприятия на рынке. Сегодня для выделения личных характеристик в теории управления существует большое количество методов. Их применение на практике повышает эффективность подбора кадров и реализации стратегических задач компании.
Исследование в практической части представлено на примере предприятия ООО «Остин».. На сегодняшний день на предприятии отсутствует методика оценки личных качеств и компетенций сотрудников. Прием на работу осуществляется на основании собеседования. Ответственным за подбор кадров является менеджер по персоналу. Однако интерпретация личных качеств преимущественно осуществляется на основании заявленных в анкете данных соискателями. В работе была проведена оценка отдельных личных качеств сотрудников. В качестве положительного момента можно отметить тот факт, что торговый персонал отличается вежливостью, коммуникабельностью, высоким уровнем клиентоориентированности. Это положительно отражается на качестве обслуживания покупателей. Улучшения требуют личные качества по отношению к себе и по отношению к коллегам. Руководитель также отличается наличием уверенности, амбициозности, что особенно важно для развития предприятия. В качестве недостатка был выделен низкий уровень общения и взаимодействия с коллегами. В качестве рекомендации по совершенствованию рассмотрена мера оценки и развития личных качеств сотрудников. Оценка будет проводиться автоматизированно, по результатам определяется балл и принимается дальнейшее решение о работе сотрудника в коллективе, о необходимости его обучения и развития, о степени его соответствия требуемым нормам личных и деловых качеств для работы в ООО «Остин».
Суть рекомендаций заключается в совершенствовании системы подбора персонала на определенные должности. Требуется отдельным локальным нормативным актом закрепить перечень требуемых личных характеристик при трудоустройстве на определенные должности. Также необходимо разработать тестовые задания, которые позволяет фактически в баллах оценить личные и профессиональные качества сотрудников. По результатам такой оценки формируется заключение, которое позволяет сотруднику занять определенную должность или пройти обучение в рамках предприятия. Данный механизм позволит более качественно подобрать кадровый состав и обеспечит более эффективную работу персонала, также сформирует благополучный социально-психологический климат в коллективе. Сотрудник, например, тяжело выстраивающий коммуникации, не будет принят на должность продавца-консультанта. Также тестирование позволит диагностировать скрытые возможности сотрудников, что позволит обеспечить более качественное профессиональное развитие сотрудников.
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // Российская газета. — 2001. — 05 янв.
3 Абрамова С.Г. О понятии «Корпоративная культура»: учебное пособие. М.: Сфера, 2015. – 310 с.
4 Абраменков В.Э. Влияние лидерства на реализацию и поддержание изменений в организации / В.Э. Абраменков // Научные исследования молодых ученых: сб. науч. трудов. – Пенза,2020. – С. 91–94
5 Кудашев Азат Типы руководителей и их влияние на эффективность работы предприятия / Азат Кудашев // Вестник РГТЭУ. – 2020. – №4. – С. 71–74
6 Лобанова Н.А. Личные качества руководителя как фактор эффективности управленческой деятельности / Н.А. Лобанова // Конференциум АСОУ. – 2018. – №2. – С. 184–188
7 Махмудова И.Н. Особенности управленческого труда в условиях цифровой трансформации / И.Н. Махмудов // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2019. – №1-2. – С. 31–35
8 Мирошниченко М.Б. Личные качества руководителя как основа эффективной работы коллектива / М.Б. Мирошниченко // Коллозиум. – 2019. – №.26. – С. 72–74
9 Попов, С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2019. - 176 c.
10 Солдатова И. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / И. Ю. Солдатова, М. А. Чернышева. — М. : Дашков и К, 2019. — 272 c.
11 Репина Е. А. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. А. Репина, М. А. Чернышев, Т. Ю. Анопченко. — М. : НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2019. — 240 c.
12 Серова У.И. Оценка деловых и личных качеств работника на предприятиях / У.И. Серова // Вопросы студенческой науки. – 2018. – №7. – С. 22–29
13 Хафизова Р.А. Личные качества линейного руководителя / Р.А. Хафизова // Акутальные проблемы науки в студенческих исследованиях: сб. науч. статей. – Москва,2018. – С. 481–483
14 Чекалдин А.М. Об оценке деловых и личных качеств работников управления / А.М. Чекалдин // Дневник науки. – 2018. – №11. – С. 29–33
15 Официальный сайт «Остин». –– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ostin.com/pages/company
16 ООО «Остин»: бухгалтерская отчётность. –– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7728551510_ooo-ostin