Введение 4
1 Теоретические основы управления геймификацией как персонал- технологией
1.1 Понятие и место геймификации в системе управления персоналом
современной организации 6
1.2 Особенности внедрения технологий геймификации и их влияние на
эффективность управления персоналом 12
1.3 Зарубежный и российский опыт применения инструментов гейми-фикации в практике управления персоналом 16
2 Внедрение методов геймификации в систему управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора»
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности АО «Авиакомпания «Аврора» 28
2.2 Анализ системы управления персоналом и применения методов геймификации в АО «Авиакомпания «Аврора» 35
2.3 Разработка рекомендаций по внедрению методов геймификации в
практику управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора» 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение
В современном мире все области человеческой жизни претерпевают
стремительные изменения. Учитывая данную проблему, компаниям приходится
быстро реагировать на внешние условия и подстраиваться под требования рынка. Умение анализировать имеющиеся инструменты по управлению бизнес
процессами, а также вести разработку по созданию инновационных методов
становится необходимым условием существования организации. Одним из таких методов является геймификация (игрофикация). В общем понимании геймификация представляет собой процесс применения элементов и свойств игры
в неигровом контексте.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью игр в современном мире, это также доказывает статистика. Так, в 2013 году количество игроков в мире составило 1,2 миллиарда человек (17% населения мира), из них
около 700 миллионов (44% от пользователей интернета) используют форму онлайн игр. Таким образом, можно сделать вывод, что применение геймификационных систем полностью оправдывает себя.
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать геймификацию
как технологию управления персоналом и предложить рекомендации по ее
внедрению в практику управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора».
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить отечественный и зарубежный опыт исследования геймификации как персонал-технологии;
проанализировать систему управления персоналом и применение методов геймификации в АО «Авиакомпания «Аврора»;
разработать рекомендации по внедрению новых методов геймификации
в практику управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора».
Объектом исследования выступает система управления персоналом в АО
«Авиакомпания «Аврора», основным видом деятельности которого является
предоставление услуг пассажирских авиаперевозок.5
Предметом исследования выступает геймификация как технология
управления персоналом в АО «Авиакомпания «Аврора».
Для написания работы применены общенаучные методы теоретического
обобщения и сравнения, аналитический, графический, табличный и статистический метод, а также системный и ситуационный подход, частные методы исследования, индукция, аналогия, обобщение и т.д.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали нормативные документы АО «Авиакомпания «Аврора», а
также научные статьи: А. А. Александровой, Л. П. Валериной, Р. К. Гедрайтис,
К. Д. Дяткова, Е. В. Евплова и других.
Данная выпускная квалификационная работа отличается высокой практической значимостью. В ходе ее создания были разработаны рекомендации по
внедрению в практику управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора»
геймификационных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения летного состава и мотивацию сотрудников к этому обучению.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложения. Работа содержит 5 рисунков, 1 таблицу, 50 использованных источников.
В первой главе раскрываются теоретические основы геймификации как
персонал-технологии. Определяются понятие и сущность, влияние на эффективность управления персоналом, а также зарубежный и российский опыт применения инструментов геймификации.
Во второй главе представлена общая характеристика и анализ деятельности АО «Авиакомпания «Аврора», проанализирована система управления персоналом и применение методов геймификации в рамках данной системы, а также разработаны и предложены рекомендации по внедрению новых методов
геймификации в практику управления персоналом АО «Авиакомпания «Аврора».
В ходе изучения инструментов геймификации в управлении персоналом
были решены задачи и сделаны следующие выводы.
Раскрыта сущность понятия «геймификация» и место инструментов геймификации в системе управления персоналом. В общем понимании, геймификация (игрофикация) – это инновационный инструмент для решения различного рода бизнес-задач, который подразумевает использование элементов игры и
способствует формированию нового опыта в неигровом процессе.
Рассмотрено влияние применения технологий геймификации на эффективность управления персоналом. Внедрение геймифицированных проектов в
процесс рекрутинга может способствовать снижению затрат на отбор кадров, а
также повысить качество нанимаемого персонала.
При проведении адаптационных мероприятий геймификация позволяет
снизить психологическую напряженность и тем самым значительно ускорить
процесс вовлечения сотрудника в рабочую деятельность.
Мотивационные программы на основе игр являются весьма востребованы
благодаря свойству привносить развлекательные элементы в рутинные процедуры. Таким образом, используя геймификацию в качестве инструмента мотивации, организация развивает конкуренцию между сотрудниками, а она, в свою
очередь, ведет к повышению результативности и вовлеченности сотрудников.
С точки зрения обучения персонала, геймификация помогает решить несколько существенных задач. Из них, наиболее значимой является упрощение
восприятия сотрудниками большого потока информации.
В командообразовании геймификация является своего рода инструментом
для создания благоприятного психологического климата, который способствует
раскрепощению, снятию стресса, а также повышает уровень творческой активности.
Резюмируя возможности использования игрофикации в управлении персоналом, можно сказать, что при правильном внедрении систем в ту или иную54
область можно добиться улучшения результатов коммерческой деятельности за
счет увеличения производительности, вовлеченности и удержания сотрудников.
Изучен зарубежный и российский опыт применения инструментов геймификации в практике управления персоналом. С момента начала использования геймификации компаниями прошло около 7 лет. За это время многие крупные компании уже применили этот инструмент в практике управления персоналом. Наиболее известными фирмами, успешно использующими геймификацию в своих отраслях, являются IBM, Coca-Cola, Nike, Nissan, Pepsi, Samsung,
Volkswagen, EMC, eBay, «Альфа Банк», «МТС», «Билайн», «Сбербанк».
В практической части работы представлена общая характеристика и анализ деятельности АО «Авиакомпания «Аврора». «Аврора» российская региональная авиакомпания, одна из дочерних компаний Группы «Аэрофлот».
Авиакомпания связывает регулярными рейсами между собой города Дальнего Востока и Сибири, выполняет местные перевозки внутри дальневосточных регионов и осуществляет свою деятельность по международным
направлениям в Китай, Корею и Японию [6].
Проанализировав информацию, связанную с персоналом, можно сделать
вывод, что преобладающая доля сотрудников являются специалистами (50,3%),
уровень образования сотрудников соответствует занимаемым должностям, основная часть персонала организации находится в трудоспособном возрасте
(1413 человек в возрастной категории от 30 до 49 лет). Проанализировав коэффициент текучести кадров в АО «Авиакомпания Аврора», была отмечена восходящая тенденция показателя по сравнению с 2016 годом. Так, в 2017 году коэффициент текучести кадров составил 7,5 % (на 0,8 % больше по сравнению с
показателем в 2016 году) что обусловлено окончанием ученических договоров.
Стоит отметить, что в организации уже приняты меры, позволяющие снизить
негативное воздействие данных факторов.
Проанализирована система управления персоналом и применение методов геймификации в АО «Авиакомпания «Аврора». Изучив систему подбора
персонала в организации, можно с уверенностью говорить о «кадровом голоде», который связан с оттоком населения с Дальнего Востока, а также более
привлекательными условиями работы авиакомпаний за границей. Таким образом, был сделан вывод, что применение геймификации в области подбора персонала не позволит окупить затраченные на внедрение средства.
Проанализировав систему обучения на рабочих местах, было выявлено,
что данный процесс представляет собой изложение информации с помощью
пассивных методов. Как показывает опыт, данные методы не привлекают внимание слушателей. Доказательством этого служат результаты проведенного интернет исследования, которые показали, что 83% респондентов считают существующее в компании обучение на рабочих местах малоэффективным. Таким
образом, изучив систему управления персоналом в организации, был сделан
вывод, что процессы геймификации наиболее важны в применении относительно системы обучения персонала.
1. Конституция Российской Федерации. - М. : Эксмо, 2009. - 64 с.
2. Годовой Отчет АО «Авиакомпания «Аврора» 2016 года. Утверждён решением годового Общего собрания акционеров от 30 июня 2017 г. (протокол N9 6/2016 от 30 июня 2017 г.)
3. Александрова, А.А. Совершенствование системы оценки персонала геймификацией / А.А. Александрова, М.В. Виниченко // Новое поколение. -
2016. - № 9. - С. 6-11.
4. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное пособие / Н. И. Архипова. - М.: Проспект. - 2016. - 214 с.
5. Валерина, Л.П. Геймификация в образовании [Электронный ресурс] / Л.П. Геймификация // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya- vobrazovanii.
6. Вербах К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. / Кевин Вербах, Дэн Хантер. - М.: «Манн, Иванов, Фербер». - 2015 г. - 543 с.
7. Гедрайтис, Р.К. Игровая стратегия образования взрослых // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №2(43). - С. 72-76.
8. Демидов Л.С. Управление персоналом: учебное пособие / Л.С. Деми-дов. - М.: РГ-Пресс. - 2016. - 32 с.
9. Добычина, Н.В. Компьютерные игры- театр активных действий // Фи-лософские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2013. - №1. - С. 149-158.
10. Дятко, К.Д. Геймификация и возможности ее применения в управле-нии персоналом [Электронный ресурс] / К.Д. Дятко // Блог об управлении пер¬соналом. - 2015. - № 6. Режим доступа: http://dyatko.info.
11. Евплова, Е.В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению // Одинцовские чтения. - 2013. - №17. - С. 15-28.
12. Земскова, М.С. Внедрение геймификации в процесс мотивации персо¬нала поколения Y./ М.С. Земскова, М.В. Краснова // Международный научно¬исследовательский журнал. - 2016. - № 10(52). - С. 29-33.
13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Киба¬нов. - М.: КноРус. - 2012. - 208 с.
14. Кириллов, А.В. Проблемные вопросы развития технологий управле¬ния персоналом в отечественной практике и пути их решения: Монография. / А.В. Кириллов, М.В. Виниченко, А.В. Мельничук, С.А. Макушкин. - М.: Ру- сайнс. - 2015. - 280 с.
15. Конанчук, Д.А. Эпоха «гринфилда» в образовании [Электронный ре¬сурс] / Д.А. Конанчук // Блог об образовании. - 2013. - № 2. Режим доступа: https: //goo.gl/JpCwPJ.
16. Кузнецов. И.Н. Документационное обеспечение управления персона¬лом: учебник и практикум / И.Н. Кузнецов - М.: Юрайт. - 2015. - 528 с.
17. Лескова И. О специфике трудоустройства молодых специалистов / И. Лескова, В. Шалашникова // Самоуправление. - 2015. - № 12. - С. 15-18.
18. Любко, Е.О. Гемификация шаг за шагом: инструкция по применению / Е.О. Любко // Управление человеческим потенциалом. - 2015. - №01 (41). - С. 2-8.
19. Макарова, А. С. Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эф¬фективный способ общения с целевыми аудиториями / А. С. Макарова, С. Н. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 122-125.
20. Макушкин, С.А. Использование технических средств обучения в учебном процессе / С.А. Макушкин // Материалы Ивановских чтений. - 2015. - № 4. - С. 163-165.
21. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. М.: Юнити-Дана. - 2012. - 178 с.
22. Маркеева, А.В. Геймификация как инструмент управления персона-лом современной организации / А.В. Маркеева // Российское предприниматель¬ство. - 2015. - № 12. - С. 1923-1936.
23. Мелихов Е.Ю. Управление персоналом. Портфель надежных техноло¬гий: учебно-практическое пособие / Е.Ю. Мелихов - М.: Дашков и Ко. - 2015.
- 344 с.
24. Мельничук, А.В. Геймификация как инструмент повышения уровня мотивации персонала современной организации / А.В. Мельничук // Стратегии социального развития современного общества: Российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. - 2015. - № 7 - С. 318-320.
25. Мельничук, Ю.А. Роль и место геймификации в системе обучения персонала в российских компаниях / Ю.А. Мельничук // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды Сборник ма¬териалов XIV Международного социального конгресса. - 2015. - № 10 - С. 320¬321.
26. Огнева, А. Ю. Управление персоналом организации: учебное пособие / А. Ю. Огнева. - М.: Проспект. - 2016. - 66 с.
27. Одегов Ю.Г. Ю.В. Аутсорсинг в управлении персоналом: учебник и практикум / Ю.Г. Одегов. - М.: Юрайт. - 2015. - 390 с.
28. Старцева, Н.Н. Аудит системы адаптации молодых сотрудников / Н.Н. Старцева, М.П. Панкова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Современные концепции развития науки». - 2017.
- № 7 - С. 219-221.
29. Фёдорова Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Фёдорова. О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус. - 2016. - 224 с.
30. Чиряев, В.Д. Геймификация как способ мотивации // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 5 - С. 81-93.
31. Шапиро С.А. Основы управления персоналом: учебное пособие / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: КноРус. - 2016. - 208 с.
32. Шатилова, Е.О. Гемификация как инструмент корпоративной культу¬ры / Е.О. Шатилова // Управление корпоративной культурой. - 2014. -№ 4. - С. 246-251.
33. Шатилова, Е.О. Геймификация. Нескучное управление персоналом / Е.О. Шатилова // Управление человеческим потенциалом. - 2013. - № 1. - С. 40-45.
34. Шлендер П.Э. Управление персоналом: учебное пособие / П.Э. Шлен- дер, В.В. Лукашевич, В.Д. Мостова, А.Н. Артемьев, Я.Г.Соскин. М.: Юнити- дана. - 2012. - 367 с.
35. Эсаулова, И.А. Развитие персонала: стратегии, организация, практи¬ческие решения: монография / И.А. Эсаулова. - Пермь: Изд-во
Перм.гос.техн.ун-та. - 2017. - 178 с.
36. Brown T. A New Culture of Learning: Cultivating the Imagination for a World of Constant Change: The University of Michigan Press, 2011. - 271 p.
37. Deterding S. From Game Design Elements to Gamefulness: Defining Gam¬ification: International Academic MindTrek Conference, 2011. - 357 p.
38. Edery D. Changing the Game: How Video Games Are Transforming the Future of Business: FT Press, 2009. - 71 p.
39. Kirillov A.V. Improvement in the learning environment through gamifica¬tion of the educational process. IEJME - mathematics education, 2016. - 2071-2085 p.
40. Koster R. A Theory of Fun for Game Design: Paraglyph Press, 2005. - 256 p.
41. Mcgonigal J. Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change the World: Blackwell Publishing, 2011. - 121 p.
42. Radoff J. Game On: Energize Your Business with Social Media Games: College Publishing, 2011. - 35 p.
43. Reeves B. Total Engagement: Using Games and Virtual Worlds to Change the Way People Work and Businesses Compete: Harvard Business School Publish¬ing, 2009. - 53 p.
44. Salen K. Rules of Play: Game Design Fundamentals: The University of Cambridge Press, 2004. - 11 p.
45. Squire K. Video Games and Learning: Teaching and Participatory Culture in the Digital Age: Teachers College Publishing, 2011. - 12 p.
46. Vinichenko M.V. Main directions of creating a favorable learning envi-ronment and labor protection in the interest of enhancing health of the personnel and students in education foundation. IEJME - mathematics education, 2016. - 2468¬4945 p.
47. Vinichenko M.V. Modern views on the gamification of business. Journal of Internet Banking and Commerce, 2016. - 134 p.
48. Vinichenko M.V. Monitoring of working conditions and the nature of their influence on health of students and academic staff. / A.V. Kirillov, E.V. Frolova, O.V. Kaurova, S.A. Makushkin. International Journal of Environmental and Science Education, 2016. - 4564-4577p.
49. Официальный сайт АО «Авиакомпания «Аврора» [Электронный ре-сурс] - Режим доступа: http://www.flyaurora.ru/.
50. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.aeroflot.ru/ru-ru.