Введение 3
Глава 1. Малокомплектная школа - один из типов образовательных учреждений 8
1.1. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в
малокомплектной школе 8
1.2. Современные проблемы малокомплектной школы в современной
образовательной ситуации 24
1.3. Специфика условий труда и деятельности учителя изобразительного
искусства в малокомплектной школе 31
Глава 2. Особенности преподавания изобразительного искусства в малокомплектной школе 39
2.1. Системное использование различных методов в обучении на уроках
изобразительного искусства 39
2.2. Условия, определяющие эффективность работы в малокомплектной
школе 45
2.3. Использование современных информационных технологий в
малокомплектной школе 67
Глава 3. Этапы создания творческой части дипломного исследования 70
3.1. Художественный замысел создания декоративного панно
«Скоморохи» 70
3.2. Технология изготовления панно «Скоморохи» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования: Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития поселка, села, деревни. В настоящее время в Российской Федерации из общего количества общеобразовательных школ более 80% сельских. Здесь обучается 31% школьников и работает 39% педагогов. Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику её функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя.
Изучение научно-теоретических исследований показало, что в своей работе мы можем опираться на основополагающие труды в области основ учебно - воспитательного процесса таких ученных как С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластйнин.
В исследовании мы опирались также на труды ведущих ученых- педагогов в области теории и методики обучения и воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства: Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова. С.С. Булатова, В.Ф. Канева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, З.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В определении теоретических основ обучения и воспитания средствами народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства как составной части общей системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся имели больше значение труды ученых в области психолого-педагогических исследований: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Е.И. Игнатьева, А.Н. Люблинской, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, а в области дидактики - Ю.К. Бабанского, В.И. Зягвязинского, ИЛ. Лернера и др.
Учитывая специфику обучения и воспитания учащихся в условиях сельской школы, мы обращались к исследованиям в этой области ученых орловского региона: С.Н. Новикова, Н.В. Ефремичевой, Д.А. Хворостова.
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что от нерешённости проблемы наличия в классах малокомплектной школы адаптированной программы по изобразительному искусству отвечающей требованиям ФГОС во многом страдает качество обучения, эстетического, нравственного, трудового и патриотического воспитания и развития художественно-творческих способностей учащихся.
Исходя из этого, проблемой данной работы является главный вопрос: каково должно быть содержание учебно-воспитательной деятельности учителя сельской малокомплектной школы и как методически грамотно организовать эту работу на занятиях по изобразительному искусству, которая способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей школьников.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс и художественно - технологическая деятельность учащихся и учителя сельских малокомплектных школ на занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования: учебно-воспитательная деятельность учителя сельской малокомплектной школы на занятиях по изобразительному искусству. Разработана экспериментальная проверка и научно-методически обоснованная деятельность учителя малокомплектной школы на занятиях по изобразительному искусству.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если деятельность учителя на уроках изобразительного искусства будет опираться на учебную программу, адаптированную для малокомплектной сельской школы, включающую:
• цели, задачи и содержание учебной дисциплины изобразительное искусство для малокомплектной сельской школы;
• общедидактические принципы организации учебных, воспитательных и развивающих процессов;
• различные формы и методы обучения и воспитания, нацеленные на развитие творческих способностей школьников;
• педагогические средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (наглядные пособия, ТСО и т.п.), то получим более высокие результаты учебно-воспитательного воздействия на школьников в условиях сельских малокомплектных школ в процессе освоения основ изобразительной грамоты.
Учебно-воспитательный процесс при этом будет эффективен, так как предлагаемые занятия обладают следующими ценными качествами:
• содержанием, построенным на сохранении художественных традиций как основополагающих принципов развития изобразительного искусства;
• тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью школьников, где ведущая роль отводится практике;
• нацеленностью на активизацию творческой деятельности детей.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать существующий опыт учебно-воспитательной работы с детьми на селе;
2. изучить и проанализировать учебно-методическую литературу;
3. проанализировать и обобщить личный опыт преподавания изобразительного искусства;
4. проанализировать исторически сложившиеся теории, методы обучения изобразительным и трудовым навыкам и обосновать возможность их оптимального использования в условиях сельской малокомплектной школы;
5. определить содержание и разработать экспериментальную программу по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов малокомплектных школ, содержащую конкретные практические работы по учебным блокам;
6. разработать критерии оценки и уровня сформированное
художественно- эстетических знаний, умений и навыков школьников, позволяющих выявить динамику их развития;
7. экспериментально проверить эффективность предполагаемого
содержания и методики в системе обучения школьников изобразительному искусству.
Теоретической основой исследования явились:
• философские концепции о всестороннем и гармоническом развитии личности;
• основополагающие положения педагогики, психологии, эстетики;
• научно-теоретические основы педагогики и методики художественно-эстетического образования и воспитания школьников.
В методологию исследования положены:
• психолого-педагогические труды в области эстетического, художественного и трудового воспитания;
• исследования ведущих учёных, педагогов по предметам трудового и эстетического воспитания школьников;
• учение о народном искусстве, как части отечественной художественной культуры.
Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы были использованы различные методы исследования:
• изучение, анализ и обобщение литературы в области психологии, педагогики, методики и искусствоведения, связанной с темой исследования;
• анализ учебных программ по изобразительному искусству для учебных заведений различного уровня, как основного, так и дополнительного образования;
• наблюдение и анализ познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительному искусству;
• проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приёмам обучения с целью проверки эффективности предлагаемых педагогических условий;
• анализ продуктов деятельности школьников;
• анализ и проверка полученных результатов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать разработанное содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности учителя на занятиях по изобразительному искусству в сложных условиях сельской малокомплектной школы. Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования, учебно-воспитательной работы с детьми в сельской малокомплектной школе, а также при совершенствовании учебных программ и при создании учебных пособий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Экспериментальная работа с учащимися проводилась на базе МБОУ «Графовская СОШ» Шебекинского района.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы:
1. Изучен и проанализирован реальный опыт осуществления учебно - воспитательной работы с детьми в сельских школах (малокомплектного наполнения).
2. Проанализирован и обобщен личный опыт автора по преподаванию изобразительного искусства в малокомплектных классах сельских школ.
3. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой литературы и экспериментального исследования выявлено состояние учебно-воспитательной деятельности учителя сельской малокомплектной школы на занятиях по изобразительному искусству.
4. Разработаны и научно обоснованы содержание, формы и методы учебно - воспитательной деятельности учителя сельской школы по изобразительному искусству.
5. Определено и экспериментально проверено содержание занятий по изобразительному искусству с учащимися 1-4 классов сельских малокомплектных школ распределенных по учебным блокам.
6. Предложены и экспериментально апробированы эффективные методические приемы учебно-воспитательной работы со школьниками малокомплектных классов.
Гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась.
1. Артемьева, Е. Наряд допетровской Руси./ Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- Ж5.- С.5-34
2. Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ по трудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. - № 5 - 154с.
3. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.
- 256с.
4. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом « Университет», 2000. - 112 с.
5. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя.
- М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
7. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / Издательство «Истоки» 2005
8. Ивановская, В.И. Русские орнаменты / Издательство "В. Шевчук".- 2006.- 224 с.
9. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
10. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Белые Альвы.- 2005.- 64 с.
11. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
12. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Кузин В. С. Психология: Учебник для студ. сред. спец. уч. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
14. Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. - 2003. - №5. - с 84 - 85
15. Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. - 2000. - №3. - с 64 - 66
16. Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
17. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс]
http://www.rosdesign.com.-2008. 20 мая
18. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : - 3 изд. / Р. С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
19. Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. - Брянск, 1998. - 238 с.
20. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый, В. И. Журавлев, М. Л. Портнов, Л. Ф. Спирин, М. Г. Тайчинов, Н. Е. Щуркова, А. Ф. Меняев, В. В. Воронов, Л. П. Крившенко, Ю. Б. Зотов, А. А. Елизарова, Л. П. Ашихмина, И. В. Крупина, З. К. Шнекендорф ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
21. Пушкарева, Н. Л. Венчик золотный, кичка низанная. [Электронный ресурс] /http://afield.org.ua.- 2008. - 30 марта.
22. Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Народное образование. 1985. - № 7. - с. 78 - 82.
23. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. -М.: Советский художник 1985.-190 с : ил.
24. Разина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы
декоративного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1970.-255с.:ил.
25. Рождественская СБ. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М.: Наука, 1981.-206 с , ил.
26. Рождественский К.И. Советское декоративное искусство. -М.: Советский художник,1975.-295с.:ил
27. Рондели Л. Д. Декоративно - прикладное искусство.- М.:Просвещение,1984.-144 с: ил.
28. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в ппсоле.-2-е изд., доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1980.-239 с, ил.
29. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб. Питер, 2003. - 508 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 712 с.
31. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] http://letopisi.ru.-2007.- 10 октября.
32. Русский традиционный костюм иллюстрированная
энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
33. Русское, декоративное искусство: В Зх т./ Под.ред Леонова А.И.- М.: Академия художеств СССР, 1962.-504с.:ил. Т.2 1963.-695с.:ил, т. 3.-М Искусство, 1965. 434с.:ил.
34. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XII вв.-Л., Аврора, 1971.-127 с , ил.
35. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян: [Электронный ресурс] / .- 2008. - 12 февраля
36. Славянские лица: [Электронный ресурс]/ http://www.bolesmir.ru.- 2007.- 20 ноября
37. Славянские рушники: [Электронный ресурс]
/http://plamyasvargi.narod.ru.-2007.- 20 ноября
38. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
39. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 256 с.
40. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Akademia, 2002. - 366 с.
41. Старинные узоры русской вышивки: [Электронный ресурс] / http://lubimoe-delo.ru.-2006. - 5 ноября
42. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
43. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т.,(т.1.). - М.:
Просвещение.,1971. - 432 с.
44. Технология: Учебник для учащихся 5 класса
общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.
45. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2005. - 448 с.
46. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с
47. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с., ил.,16 л. вкл.
48. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд., стер. - М. - Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1997. - 414 с.