Введение 4
1 Теоретические основы процесса формирования системы
адаптации персонала 7
1.1 Сущность процесса адаптации организации 7
1.2 Система адаптации персонала применяемая в организации 12
1.3 Роль адаптации персонала в торговой деятельности 19
2 Модернизация программы адаптации персонала в ООО
«МЕГАКОМ» 22
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «МЕГАКОМ» 22
2.2 Анализ программы адаптации персонала в ООО «МЕГАКОМ» 28
2.3 Разработка предложений по совершенствованию программы
адаптации персонала в ООО «МЕГАКОМ» 48
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение
Адаптация персонала является в настоящее время одним из ключевых элементов в системе управления персоналом. Любая компания заинтересована в том, чтобы принятый сотрудник не уволился в первые месяцы работы, так как на процесс его подбора уже были затрачены значительные силы и средства. Кроме того, высокий уровень текучести среди новичков может привести к утечке коммерческой информации, а также негативно сказаться на репутации компании на рынке труда.
Современные организации, в которых хорошо поставлено управление, считают, что набор подходящих людей является лишь началом. Установление органического взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любого предприятия. Первым шагом в этом направлении является процесс адаптации, т.е. приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией в соответствии с ее стратегическими целями.
Далее, пополняя кадровый состав организации, новый сотрудник оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, особенности организационной культуры, традиции и прочее.
Новичок обязан принять все условия, которые предоставляет ему компания, пересмотреть свое отношение к тому или иному вопросу, привычки, нормы поведения, связать их с уже выработанными правилами организации, и создать свою норму поведения.
Попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели.
Человек в незнакомой среде сталкивается с новыми правилами, чертами характера сотрудников, с которыми иногда трудно найти контакт. Новичок начинает испытывать сложности адаптации рабочего места. Рабочий потенциал в таком случае будет снижен.
Главной задачей адаптации персонала является то, чтобы новый сотрудник, приходя в организацию, быстро освоил корпоративную культуру, влился в коллектив, адаптировался к новым условиям работы, рабочего места, при этом, затратив минимум времени и средств организации на адаптацию.
Правильно составленная и внедренная программа адаптации должна привести к улучшению показателей финансового состояния, сокращению текучести кадров.
Актуальность темы определяется тем, что адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
Цель выпускной квалификационной работы - предложить
корректирующие рекомендации для улучшения существующей программы адаптации персонала в организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) определить сущность и значение адаптации персонала в организации;
2) выявить основные проблемы адаптации персонала на предприятии;
3) проанализировать деятельность ООО «МЕГАКОМ» и программу адаптации персонала используемую в организации;
4) разработать предложения по совершенствованию программы
адаптации персонала в ООО «МЕГАКОМ»;
Объект исследования - система мероприятий по адаптации персонала в организации.
Предмет исследования - программа адаптации персонала в ООО «МЕГАКОМ» В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, трудовой кодекс РФ, финансовая, статистическая и кадровая отчетности ООО «МЕГАКОМ».
Базу исследования составили работы следующих авторов: Н.И. Архипова, Т.Ю. Базарова, Н. Володина, В.А. Дятлова, П. В. Журавлев, А.Ф. Ионова, Н. Корнелиус, А.Я. Кибанов, и др.
Практическая значимость определяется в возможности применения разработанных рекомендаций для программы адаптации, направленной на успешное прохождение новыми работниками адаптации в ООО «МЕГАКОМ».
Во введении отражена актуальность работы, поставлена цель, сформулированы задачи.
В первой главе была раскрыта сущность адаптации персонала, существующей программы адаптации.
Во второй главе проведен анализ программы адаптации персонала и организации ООО «МЕГАКОМ», исследованы причины плохой адаптации сотрудников в организации и направления совершенствования программы адаптации. Предложены рекомендации по совершенствованию программы адаптации персонала.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
Актуальность темы заключалась в адаптации персонала, где главным элементом выступала программа адаптации в ООО «МЕГАКОМ».
В первой теоретической главе работы мы выяснили, что программа адаптации персонала - это важнейшая часть общей системы управления персоналом в организации. Программа адаптации персонала в целом является комплексом мероприятий, благодаря которым сотрудники могут справиться со стрессом, возникающим в условиях новой обстановки, новых условий труда, незнакомого окружения, возложения дополнительных обязанностей и так далее. Обычно на адаптацию уходит от 2 до 3 месяцев, но если в компании отсутствует адекватная система адаптации персонала, работникам приходится затрачивать усилия не на выполнение своих трудовых функций, а на вживание в коллектив и привыкание к новым условиям, что чревато для компании потерей дохода.
Программа адаптации персонала имеет сложную структуру и включает меры, направленные на адаптацию психофизиологическую, профессиональную, технологическую, организационную и социально-психологическую. За период адаптации работник знакомится со своей должностной инструкцией, новым коллективом, условиями труда, внутренним распорядком компании, ее корпоративной культурой, историей, традициями, вливается в коллектив и становится его частью.
Цель дипломной работы - совершенствование программы адаптации персонала в организации ООО «Мегаком» достигнута.
Данная цель достигалась путем решения конкретных задач, а именно был сделан анализ и изучена программа адаптации.
В ходе проведения организационного аудита деятельности, была рассмотрена организационная структура, вроведен анализ внешней и внутренней среды компании, анализ сроков адаптации работников и степени удовлетворенности адаптацией в организации за период испытательного срока.
В организации проводится минимальный набор мероприятий, позволяющих новому сотруднику первоначально сориентироваться на новом месте работы.
Рассмотрев программу адаптации, во второй главе работы был сделан вывод, что в ООО «МЕГАКОМ» программа адаптации персонала требуется в доработке. В Положении об адаптации персонала отсутствовали следующие пункты:
— представление наставника из числа опытных сотрудников отдела;
— уточнение расположения рабочего места и его техническая оснащенность и комплектация.
Выявив данные проблемы, было предложено усовершенствование Положения о программе адаптации персонала организации с учетом устранения недостатков, выявленных на предыдущих этапах анализа.
Для проведения эффективной адаптации персонала в организации предложено:
— внести корректировку в Положение об адаптации персонала ООО «МЕГАКОМ»;
— разработать адаптационные процедуры и алгоритмы (выделить направления, этапы адаптации, определить мероприятия, сроки и ответственных за проведение адаптации);
— закрепить документально адаптационные процедуры и обеспечить информационное содержание адаптации персонала.
Выгодами, получаемыми ООО «МЕГАКОМ» как компанией с выстроенной системой адаптации, являются: создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы; выявление недостатков существующей в компании системы подбора; возможность планирования карьеры нового сотрудника на период 1-2 года; развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей; обоснование кадровых решений в отношении как новичков, так и наставников после окончания адаптационного периода; повышение лояльности сотрудника компании к работодателю.
Таким образом, в ходе разработки проекта были выявлены способы повышения эффективности адаптации персонала, которые позволят упростить сложный процесс вхождения в компанию и приспособления нового работника к рабочему процессу и коллективу, что создаст предпосылки для дальнейшего роста и развития организации.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. С англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2014. - 942 с.
2. Андреева, И. Л. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2015. -287 с.
3. Бачурин, А.В. Теория организации. Учебник.— М.: Экономика, 2015. — 264с.
4. Бухалков, М.И. Кузьмина Н.М. Оценка трудового потенциала как основа его эффективного использования // Человек и труд. 2013. №2. С. 29-30.
5. Бычин, В.Б. Малинин С.Д. Нормирование труда: Учебник/ Под ред. Ю.Г. Одегова. — М.: Экзамен, 2015. — 320 с.
6. Белкин В.Н. Теория организации (методологический аспект). — М.: Эко¬номика, 2013. —216с.
7. Бизюкова, И.В. Кадры. Подбор и оценка. — М.: Московский рабочий,
2014. — 160с.
8. Беляцкий, Н.П. Управление человеческими ресурсами. - М.:
Издательство ФУАинформ, 2013. -560 с.
9. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансово-
хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика,
2015. - 280 с.
10. Володина, Н. Адаптация персонала. - М.: «Бегин Групп», 2014. -323 с.
11. Грехем, Х. Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: Издательство Речь, 2015.-890 с.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма - ИНФРА -М, 2015.- 750 с.
13. Галенко, В.П. Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика,2015. -910 с.
14. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2013. -520 с.
15. Друкер, П. Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. - М.: Технологическая школа бизнеса, 2014. -1010 с.
16. Журавлев, П. В. Куланов М. Л., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 799 с.
17. Ионова, А.Ф. Селезнева Н.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2013.-960 с.
18. Иванцевич, Дж.М. Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2014.- 225 с.
19. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации/ - М.: Изд. ИНФРА - М, 2003 - 638 с.
20. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. / Карлофф, Б.— М.: Экономика, 2013.-360с.
21. Кинг, У. Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Кинг, У., Клипланд Д. / — М.: Прогресс, 2011.-339с.
22. Корнелиус, Н. HR менеджмент: Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 650 с.
23. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей. М., Пг., 1923. - Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 472-491.
24. Лосев, С. Работа и карьера [Электронный ресурс] / С. Лосев. - 2013. - Режим доступа: http: // www.imag.ru/ID=622563
25. Лясников, Н.В. Экономика и социология труда (для бакалавров): учебное пособие / Н.В. Лясников. - М.: КноРус, 2014. - 636 с.
26. Маслова, В.М. Экономика и социология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2014. - 539 с.
27. Мельников, В.П. Исследование систем управления: учебник для
академического бакалавриата / В.П. Мельников. - М.: Юрайт, 2014. - 447 с.
28. Маскаева, А.И. Экономика и социология труда: учебное пособие / А.И. Маскаева. - М.: Инфра-М, 2014. - 172 с.
29.Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов. - М.: Юрайт, 2014. - 513 с.
30.Одегов, Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Г. Одегов. - М.: Юрайт, 2015. - 444 с.
31. Смирнова, М.Е. Практикум по экономике, организации и нормированию труда: учебное пособие / М.Е. Смирнова. - М.: Инфра-М, 2012. - 319 с.
32. Слагода, В.Г. Основы экономической теории: учебник / В.Г. Слагода. - 2- e изд. - М.: Инфра-М, 2013. - 432 с.
33. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика труда», «Экономика и управление на учреждении (по отраслям)» / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. (Гриф). - М.: Юнити-Дана, 2014. - 461 с.
34. Сыров, В.Д. Организация производства: учебное пособие / В.Д. Сыров. - М.: Инфра-М, 2014. - 283 с.
35. Тарасевич, Л. С. В условиях жесткой конкуренции побеждает высокое качество/ Л. С. Тарасевич // Обучение и карьера. 2012. №1. С. 16-19.
36. Федорова, Н. В. Управление персоналом организации / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2014. - 415 с.
37. Руднева, А.О. Менеджмент предприятия: учебное пособие / А.О. Руднева.
- М.: Инфра-М, 2014. - 255 с.
38. Цыпин, И.С. Современная экономика: учебник / И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. - М.: Финансы, 2014. - 787 с.
39. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/sistema-adaptatsii-personala-v- usloviyakh-restrukturizatsii-kompanii#ixzz5IkiQCvzn