Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования внешнеэкономических отношений государства 10
1.1. Сущность и значение экономической категории «внешнеэкономические отношения» 10
1.2. Экономические санкции как главный инструмент внешней политики
в условиях международного политического кризиса 20
1.3. Основные этапы и направления анализа внешнеэкономических отношений государства 29
Глава 2. Оценка состояния развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации в условиях международного политического кризиса 41
2.1. Состояние развития внешнеэкономических отношений Российской
Федерации в докризисный период 41
2.2. Состояние развития внешнеэкономических отношений Российской
Федерации в период введения экономических санкций 58
2.3. Анализ влияния ответных экономических санкций Российской Федерации на экономику ведущих стран 75
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических отношений государства в условиях международного политического кризиса 92
3.1. Основные проблемы развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации и пути их решения в условиях международного политического кризиса 92
3.2. Перспективы развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации в условиях геополитической напряженности 101
Заключение 114
Список использованных источников 119
Приложения 13
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Однако, любые процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества с треском проваливаются, когда экономика сталкивается с реальными препятствиями. Такими препятствиями для России стали санкции мирового сообщества. Обусловленные иллюзорной военной агрессией на Украине, санкции США и Европы в отношении России нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным. Кроме того, санкции блокируют возможность политического диалога, что ещё больше усугубляет ситуацию.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нынешний этап развития внешнеэкономических отношений России в условиях международного политического кризиса являет собой влияние трех ключевых факторов: низкой конъюнктуры мировых рынков, обусловленной все еще неопределенной ситуацией в глобальной экономике; стагнацией национального хозяйства и его основных секторов; введением политических санкций и ограничений торгово - экономического характера. Негативные последствия, которые возникают при данных условиях, привели к уже ощутимым потерям для России.
Таким образом, актуальность изучения внешнеэкономических отношений России, позволит выявить их основные особенности, влияние на развитие внешнеэкономической деятельности, необходимость разработки мер по противодействию санкциям и сокращению потерь.
Степень изученности проблемы, несмотря на ее относительно недавнее возникновение, уже достаточно высока. Большое значение для разработки важнейших положений исследования имели труды российских и зарубежных исследователей, посвященные основным теоретическим аспектам внешнеэкономических отношений и внешнеэкономической деятельности: В. Альвареса, Л. А. Бирмана, Е. Маклина, Г. А. Маховикова, К. Моргана, В. П. Оболенского, С. Г. Попова и др. В работе использованы разработки российской школы, изучающей проблемы глобализации и занимающейся выработкой рекомендаций по направлениям интеграции (А. Богатуров, Э. Кочетов, В. Соколов, С. Чугров и др.); работы по федеральным и региональным аспектам стимулирования ВЭД (С. Долгова, А. Покровского, В. Покровской, Г. Семенова, Н. Смородинской, И.Фаминского, А. Эльянова и др.).
В наибольшей степени нами использовались суждения и оценки группы авторов по проблемам влияния торгово-экономических санкций на внешнеэкономические отношения Российской Федерации (Л. Н. Красавина, В. Г. Мезина, А. В. Пронина, М. А. Ростовского, Дж. Хафбауэра), эволюции политических систем и их влияния на экономические отношения, в том числе на внешнеэкономическое сотрудничество (М. Г. Анохина, Н. И. Бирюкова, В. М. Сергеева, Т. Парсонса, Э. Шнайдера, У. Ф. Эндрейна), трактовки понятия национальных интересов и их воздействия на внешнюю политику государств (А. Бэттлера, Б. В. Межуева, Э. А. Позднякова, Э. Г. Соловьева, И. Г. Яковенко).
Таким образом, цель диссертационной работы - на основании изучения состояния развития внешнеэкономических отношений РФ и зарубежных стран в условиях международного политического кризиса, сформулировать основные проблемы развития внешнеэкономических отношений и определить пути их решения.
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение экономической категории «внешнеэкономические отношения».
2. Рассмотреть экономические санкции как главный инструмент внешней политики в условиях международного политического кризиса.
3. Провести анализ структуры и динамики основных
внешнеэкономических показателей экономики Российской Федерации в докризисный период и в рамках введения экономических санкций.
4. Определить основные проблемы развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации и пути их решения в условиях международного политического кризиса.
5. Выявить перспективы развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации в условиях геополитической напряженности.
Объектом исследования является внешнеэкономические отношения государства.
Предметом исследования выступает изучение состояния и перспектив развития внешнеэкономических отношений государства в условиях международного политического кризиса (на примере Российской Федерации).
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных экономистов по проблемам развития мировой экономики, международным экономическим отношениям, внешнеэкономическим связям в целом.
Информационную базу исследования составили законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность на федеральном уровне, материалы экономической литературы, тематические материалы периодических изданий, статистические данные по внешнеторговой и инвестиционной деятельности Российской Федерации, а также материалы, полученные в процессе практической работы.
Методологическую основу данного исследования составляют такие методы как системный анализ, синтез, описание, классификация, обобщение и прогнозирование, а также для решения поставленных задач в работе применены такие методы, как расчет средневзвешенных величин, регрессионные модели, корреляционный анализ, аппроксимация данных, многофакторные модели, методы сравнения пар значений.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретико-методическом обосновании современного состояния внешнеэкономических отношений государства и направлений государственного регулирования, с целью предотвращения сложившейся кризисной ситуации.
Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке организационно-методических рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономических отношений государства в условиях международного политического кризиса (на примере Российской Федерации), направленных на повышение эффективности внешнеэкономических отношений. Элементы новизны содержат следующие результаты исследования:
1. Раскрыто влияние международного политического кризиса на систему внешнеэкономических отношений, а именно внешнюю торговлю как главную и определяющую форму внешнеэкономических отношений, что позволило установить логическую последовательность и раскрыть содержание путей решения основных проблем, появившихся в результате международного политического кризиса;
2. Предложены направления перспективного развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающие выход из сложившейся кризисной ситуации, на основе развития отношений с новыми торговыми партнерами и укрепления такого вида внешнеэкономической политики, как импортозамещение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при изучении вопросов, связанных с рассмотрением функционирования внешнеэкономических отношений России в условиях международного политического кризиса, а также в преподавательской работе в качестве учебного материала для подготовки к практическим или семинарским занятиям по внешнеэкономической деятельности.
Структура и объем исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена основная цель исследования, объект, предмет, задачи и методы исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические и методологические основы исследования внешнеэкономических отношений государства» определены стимулирующие и дискриминирующие факторы развития внешнеэкономических отношений, изучены сущность и значение экономической категории «внешнеэкономические отношения», исследована система показателей для анализа внешнеэкономических отношений государства.
Во второй главе «Оценка состояния развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации в условиях международного политического кризиса» проанализирована структура и динамика основных внешнеэкономических показателей в рамках введения экономических санкций, рассмотрены внешнеэкономические отношения РФ в докризисный период, раскрыта политика введения ответных санкций РФ в отношении ведущих государств.
Третья глава «Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических отношений государства в условиях международного политического кризиса» изучены основные проблемы развития внешнеэкономических отношений и пути их решения в условиях международного политического кризиса, а также исследованы перспективы развития внешнеэкономических отношений в условиях геополитической напряженности.
В заключении приводятся основные результаты проведенного исследования, делаются заключения и выводы.
В приложениях представлены статистические материалы исследования, таблицы и аналитические заметки.
Апробация результатов исследования была произведена в статье «Экономические санкции и их влияние на внешнеэкономические отношения государства: исторический аспект» на VIII международной научно-практической конференции «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации», в статье «Влияние торгово-экономических санкций на экономику государства и их последствия (на примере Российской Федерации)» на VI международной научно-практической заочной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, в статье «Исследование влияния торгово-экономических санкций на экономику России» в «Вестнике СНО», в статье «Последствия влияния экономических санкций на деятельность фирм в Российской Федерации» на IV международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность экономики в эпоху глобализации: российский и международный опыт», а также в статье «Особенности влияния экономических санкций на внешнеэкономические отношения Российской Федерации в условиях мирового политического кризиса» в журнале «Фундаментальные исследования».
В ходе решения поставленных в начале магистерской диссертационной работы задач, следует отметить следующие ключевые выводы:
1. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует множество трактовок термина «внешнеэкономические отношения». Изучив разнообразные литературные источники, можно выделить наиболее полную трактовку понятия «внешнеэкономические отношения»: «совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности».
Рассмотрение действующих подходов к классификации внешнеэкономических связей выявило множество их видов, ключевыми из которых являются внешнеэкономические отношения по направлению товарного потока, представляющие движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую: экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара, а также внешнеэкономические связи по структурному признаку, определяющему групповой состав отношений: внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные внешнеэкономические отношения.
Сущность внешнеэкономических отношений проявляется в их функциях. Среди них можно выделить:
- организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
- международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
- организация международного денежного обращения.
2. Отличительная особенность мирового хозяйства второй половины XX века - усиленное развитие международных экономических отношений. Между странами, их группами, конкретными фирмами и организациями происходит расширение и углубление международных экономических отношений. Однако, любые процессы международного сотрудничества могут быть приостановлены, когда экономика сталкивается с реальными препятствиями. Такими препятствиями для государства являются торгово-экономические санкции как ключевой инструмент внешней политики в условиях международного политического кризиса.
Экономические санкции - это преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений с политическими целями.
На основе анализа существующей практики санкций выделяют следующую их классификацию, где основными критериями являются деление санкций по степени открытости объявленных целей, по инструментам, по охвату объектов и по количеству участников.
Набор инструментов экономических санкций широк настолько, насколько разнообразны виды внешнеэкономических отношений. Традиционно они подразделяются на внешнеторговые и финансовые санкции.
Можно выделить пять уровней международных санкций:
1) глобальный уровень;
2) межгосударственный уровень
3) отраслевой уровень;
4) корпоративный уровень;
5) индивидуальный уровень.
В настоящее время существует множество методов оценки внешнеэкономических отношений государства, каждый из которых позволяет рассмотреть, как отдельные аспекты, так и состояние внешнеэкономических связей в целом.
3. Объектом исследования в данной магистерской диссертационной работе выступили внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
Анализируя развитие внешнеэкономических отношений Российской Федерации в период стабильной геополитической ситуации, или так называемый, докризисный период, можно прийти к следующим выводам.
В 2011 г. под воздействием ослабления мирового экономического кризиса и улучшения ценовой конъюнктуры во внешней торговле России наблюдался значительный рост. Оборот внешней торговли в 2011 г. увеличился на 31,4% по сравнению с предыдущим годом. В 2012-2013 гг. тенденция к росту внешнеторгового оборота продолжилась.
Структура экспорта и импорта крайне недиверсифицированная и несбалансированная. Основными ассортиментными позициями российского экспорта являются сырьевые товары с низкой степенью обработки (минеральные продукты, металлы, драгоценные камни и изделия из них, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности). Импортируются в нашу страну преимущественно машины, оборудование, транспортные средства. Все это свидетельствует о зависимости российской экономики от внешнеторговых связей и конъюнктуры на мировых рынках.
Анализируя развитие внешнеэкономических отношений Российской Федерации в условиях международного политического кризиса, можно отметить следующее.
Негативная тенденция снижения ряда рассматриваемых в магистерской диссертации показателей, вызванная начавшимся в 2014 г. и действующим по сей день международным политическим кризисом, создает серьезные угрозы для стабильности развития не только внешнеэкономических отношений, но и российской экономики в целом.
Такой негативный факт, как начавшееся сокращение взаимной торговли с нашими ближайшими соседями (странами СНГ), безусловно, оказывает отрицательное влияние. Россия вынуждена искать и налаживать контакты с новыми торговыми партнерами, что сделать непросто, тем более в современных условиях геополитической напряженности.
В отличие от высокой зависимости нашей страны от внешнеэкономической конъюнктуры, мировой рынок не имеет столь значительной зависимости от наших продаж и закупок, т. к. роль отечественных внешнеторговых поставок незначительна в общем объеме мировой торговле. Еще меньше роль нашей страны в развитии неторговых внешнеэкономических отношениях, что говорит о низкой степени интернационализации отечественных предприятий, которые преимущественно используют лишь торговые связи.
4. Среди негативных тенденций развития российской экономики, во многом обусловленных введением санкций, можно выделить: рост цен на внутреннем рынке; увеличение масштабов оттока капитала; растущие ограничения доступа российских компаний к внешним рынкам капитала; значительное падение курса рубля; обострение проблемы внешнего корпоративного долга; падение цен на нефть; увеличение ставок по кредитам; сокращение доходов государственного бюджета; уменьшение реальных доходов значительной части населения и т. д.
Таким образом, необходимо сформулировать и реализовать комплекс мер по поддержке отечественной экономики и предпринимательства в этих новых условиях. На практике уже реализуются такие меры, как расширение кредитования малого предпринимательства (созданы и работают соответствующие федеральный и региональные фонды), создание Агентства кредитных гарантий и национальной системы кредитных гарантий, принятие федеральных законов о федеральной контрактной системе (в соответствии с которым малому и среднему бизнесу должна быть выделена квота не менее 15% при осуществлении государственных закупок), «О промышленной политике в Российской Федерации» и о налоговых каникулах для малого бизнеса, развитие системы микрофинансирования и кредитной кооперации, снижение ключевой ставки с 17% до 15% и т. д.
5. В условиях макроэкономической нестабильности, сопровождающейся снижением конкурентоспособности экономик, одним из основных направлений государственной политики является развитие существующих и формирование новых внешнеэкономических связей. Одним из перспективных направлений внешнеэкономической политики России является развитие российско- китайского партнерства в рамках реализации перспективных проектов в области промышленности.
Также перспективными направлениями внешнеторгового сотрудничества России являются страны БРИКС - Китай (о котором уже упоминалось ранее), Индия и Бразилия. Интенсивный экономический рост стран БРИКС, повышение уровня доходов и растущая роль БРИКС в формировании международной повестки показывают возрастающее значение для этих стран повестки устойчивого развития, зеленой экономики, возобновляемых источников энергии, развития сотрудничества по обмену знаниями и распространению технологий в этой области.
Другой перспективой развития внешнеэкономических отношений является политика импортозамещения. Главный смысл импортозамещения - помочь своей промышленности выйти на мировой рынок и быть конкурентоспособной и экономически независимой.
На сегодня, проблему импортозамещения Россия решает через установление сотрудничества со странами, не связанными обязательствами перед США и Европой, в т. ч. Юго-Восточной Азией, Южной Кореей, Малайзией и Китаем. У этих стран весьма разнообразный и привлекающий нас рынок оборудования и технологий, которые в нашей стране не развивались и были «заброшены». Взамен Россия может предложить сотрудничество в области атомной энергетики, космических технологий, в области вооружений, совместного освоения Арктики и др.
1. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров [Электронный ресурс]: федер. закон: от 8 дек. 2003 г. № 165-ФЗ: в ред. от 11 июля 2011 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон: от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ: в ред. от 28 июля 2012 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. О долгосрочной государственной экономической политике [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 // Российская газета. - 2012. - № 5775. - 9 мая.
4. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 г.№ 605// [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.consultant.ru
5. Указ Президента Российской Федерации «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 6 августа 2014 г. №560 [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru
6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2010. - № 4912. - 19 мая.
7. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 27 окт. 2008 г. № 38 // Российская газета. - 2010.- № 4912.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Российская газета. -
2010. - № 13.
9. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 янв. 2015 г. №98 // Российская газета. - 2015. - № 16.
10. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р // Российская газета. - 2012. - № 3.
11. Абалакина, Т. В. Финансовые аспекты современной инфляции. Социально-экономические проблемы развития РФ [Текст] : учеб.пособие / Т. В. Абалакина. - М.: Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры «Финансы и кредит» РГСУ, 2012. - 259 с.
12. Авдокушин, Е. Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике [Текст] : учеб.пособие / Е. Ф. Авдокушин. - М.: Магистр, 2013. - 480 с.
13. Алексеева, И. А. Мировая экономика [Текст] : учеб.пособие / И. А. Алексеева. - Иркутск: ИГЭА, 2011. - 370 с.
14. Батизи, Э.Э. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России [Текст] : учеб.пособие / Э. Э. Батизи. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 405 с.
15. Бизюкова, И. В. Мировая экономика [Текст] : учеб.пособие / И. В. Би-зюкова. - М: Экономика, 2011. - 245 с.
16. Бирман, Л. А. Управленческие решения государства [Текст] : учеб.пособие / Л. А. Бирман. - М.: Дело, 2011.- 290 с.
17. Внешняя торговля СССР в 1976 г. [Текст]:стат. сборник / Министерство внешней торговли. - М.: Внешторгиздат, 1977. - 312 с.
18. Волгина, Н. А. Международная экономика [Текст] : учеб.пособие / Н. А. Волгина. - М: Эксмо, 2011. - 348 с.
19. Воронкова, О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление [Текст] : учеб.пособие / О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2012. - 495 с.
20. Гурова, И. П. Мировая экономика [Текст] : учеб.пособие / И. П. Гурова. - М: Омега-Л, 2013. - 216 с.
21. Ивантер, В. В. Новая экономическая политика. Политика экономического роста [Текст] : учеб.пособие / В. В. Ивантер. - М.: ИНП РАН, 2013. - 137 с.
22. Исаченко, Т. М. Торговая политика Европейского Союза [Текст] : учеб.пособие / Т. М. Исаченко. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2011. - с. 249.
23. Кутовой, В. М. Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации [Текст] : учеб.пособие / В. М. Кутовой. - М.: Международные от-ношения, 2012. - 137 с.
24. Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику [Текст] : учеб.пособие / А. Я. Лившиц. - М.: ТПК «Квадрат», 2011. - 442 с.
25. Маховикова, Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] : учеб.пособие / Г. А. Маховикова. -СПб.: Питер, 2011. - 456 с.
26. О необходимости системной государственной поддержки экспорта [Текст] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 20-22 мая 2011 г. / под общ. ред. А. Ю. Архипова, Ю. М. Осипова, В. А. Алешина, В. Н. Овчинникова. - М.: Вузовская книга, 2011. - 396 с.
27. Овчинников, Г. П. Международная экономика [Текст] : учеб.пособие / Г. П. Овчинников. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2012. - 507 с.
28. Подвинская, Е. С. Мировой кризис [Текст] : учеб.пособие / Е. С. Подвинская. - М.: Финансы, 2012. - 98 с.
29. Покровская, В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] : учеб.пособие / В. В. Покровская. - М.: Юристъ,
2011. - 216 с.
30. Попов, С. Г. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] : учеб.пособие / С. Г. Попов. - М.: Финансы, 2011. - 240 с.
31. Попова, Т. Н. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учеб.пособие / Т. Н. Попова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2011. - 75 с.
30. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] :
учеб.пособие / Е. Ф. Прокушев. - М.: Маркетинг, 2012. -541 с.
31. Романов, А. Н. Оценка эффективности бюджета [Текст] :
учеб.пособие / А. Н. Романов, И. Я. Лукасевич. - М.: Экономика, 2012. - 287 с.
32. Ростовский, Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учеб.пособие / Ю. М. Ростовский. - М.: Экономист, 2011. -591 с.
33. Рубинская, Э. Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия [Текст] : учеб.пособие / Э. Т. Рубинская. - М.: Экономист, 2011. - 337 с.
34. Сельцовский, В. Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли [Текст] : учеб.пособие / В. Л. Сельцовский. - М.: Финансы и ста-тистика, 2014. - 512 с.
35. Смитиенко, Б. М. Международные экономические отношения [Текст] : учеб.пособие / Б. М. Смитиенко - М.: Экономист, 2012. -512с.
36. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст] учеб.пособие / Л. Е. Стровский. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 381 с.
37. Фламинский, И. П. Основы внешнеэкономических знаний [Текст] : учеб.пособие / И. П. Фламинский. - М.: Международные отношения, 2012. - 353 с.
38. Фролов, И. Э. Теоретико-методологические аспекты проблемы прогнозирования мировых финансово-экономических кризисов: научные труды ИНП РАН [Текст] : учеб.пособие / И. Э. Фролов. -М.: МАКС Пресс, 2011. - 541 с.
39. Фролов, И.Э. Анализ управления и контроля бюджетными ресурсами в условиях финансово-экономического кризиса: зарубежный опыт и уроки для России [Текст] : учеб.пособие / И. Э. Фролов, Н. А. Ганичев.-М.: Изд-во Счетной палаты РФ, 2011. - 568 с.
40. Храмов, В. О. Внешнеэкономическая политика [Текст] : учебное пособие / В. О. Храмов. -Киев: МАУП, 2012. - 370 с.
41. Цебекова, Е. П. Внешнеторговая деятельность предприятия в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности [Текст] : учеб.пособие / Е. П. Цебекова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. -215 с.
42. Астапов, С. К. Управление внешнеэкономической деятельностью [Текст] / С. К. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. -
2012. - №2. - С. 124.
43. Борисов, В. Н. Инновационное развитие машиностроения [Текст] / В. Н. Борисов, О. В. Почукаева // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1. - С. 38-51.
44. Булатова, А. И. Влияние санкций на экономику России [Текст] / А. И. Булатова, Н. Р. Абелгузин. - М.: Актуальные проблемы экономики и права, 2015. - № 3. - С. 27-28.
45. Вавилов, А. П. Внутренние проблемы в период кризиса [Текст] / А. П. Вавилов// КоммерсантЪ. - 2012. - №16. - С. 159.
46. Гаврилов, Н. Г. Государственная поддержка российского экспорта в России [Текст] / Н. Г. Гаврилов // Вопросы экономики. - 2012. - № 3. - С.108¬119.
47. Глотова, И.И. Особенности стабилизационной финансовой политики в Российской Федерации [Текст] / И. И. Глотова, А. В. Сидоренко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 30. - С. 139-144.
48. Дудин, М. Н. Налоговое стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий как условие сбалансированного экономического роста регионов [Текст] М. Н. Дудин, Н. В. Лясников// Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 29. - С. 26-32.
49. Имамов, М. М. Особенности формирования государственной стратегии социально-экономического развития страны на основе реализации приоритетных национальных проектов [Текст] / М. М. Имамов // ScienceTime. - 2014. - № 1. - С. 68-74.
50. Килин, В. В. Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства [Текст] / В. В. Килин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 14. - С. 78¬
85.
51. Клочков, В. В. Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения) [Текст] / В. В. Клочков, С. С. Критская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 41. - C. 14-25.
52. Комлева, Н. А. Структура мирового господства [Текст] / Н. А. Комлева // Пространство и Время. - 2012. - № 1 (7). -С. 37-47.
53. Красавина, Л. Н. Кризис в России: уроки и перспективы [Текст] / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. - 2011. - №9. - С. 132.
54. Мезин, В. Г. Цена присоединения Крыма [Текст] / В. Г. Мезин, В. В. Кудряшова // Вестник Екатерининского института. - 2014. -№ 2 (26). -С. 3-11.
55. Макарова, Е. П. Влияние экономических санкций на деятельность фирм в России [Текст] / Е. П. Макарова // Sciencetime. - 2015. -№ 5. - С. 246¬257.
56. Оболенский, В. П. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? [Текст] / В. П. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №6. -С. 71-84.
57. Оболенский, В. П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России [Текст] / В. П. Оболенский // МЭиМО. - 2012. - №5. -С. 13-18.
58. Пронин, А. В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ [Текст] / А. В. Пронин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 9. -С. 33-36.
59. Рогов, В. Н. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития [Текст] / В. Н. Рогов // Внешнеэкономический бюллетень. - 2011. - № 5. - С. 12-23.
60. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России [Текст] // МЭиМО. - 2013. - №5. -С. 3-18.
61. Ростовский, М. А. Россия и санкции: кто кого? [Текст] / М. А. Ростов-ский // Московский комсомолец. - 2014. -№ 26646. - С. 22-55.
62. Саутиева, Т.Б. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности - основа стабилизации России [Текст] / Т. Б. Саутиева // Внешнеэкономический бюллетень. - 2013. - №3. -С. 22.
63. Ситарян, С. И. Внешнеэкономические приоритеты [Текст] / С. И. Ситарян // Вопросы экономики. - 2012. -№3. - С. 10-33.
64. Спартак, А. Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации [Текст] / А. Н. Спартак, В. П. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №7. - С. 5-29.
65. Стасев, М. А. О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках [Текст] / М. А. Стасев // ТеггаЕсопоткиэ. - 2011. -№ 1. - С. 14-26.
66. Стасев, М. А. Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России [Текст] / М. А. Стасев // Вопросы регулирования экономики. - 2011. -№ 1. - С. 22-29.
67. Сусанян, К. Г. Формы государственной поддержки российского экс-порта [Текст] / К. Г. Сусанян // Российский внешнеэкономический вестник -
2010. - № 8. - С. 39-47.
68. Уварова, А. Я. Оценка внешнеэкономической деятельности регионов России и пути ее активизации [Текст] / А. Я. Уварова // Региональная экономика. - 2013. - № 11. - С. 40-47.
69. Фролов, И. Э. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей [Текст] / И. Э. Фролов, Н. А. Ганичев // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 3. - С. 48-58.
70. Фролов, И. Э. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития [Текст] / И. Э. Фролов, Н. А. Ганичев // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 1. - С. 3-20.
71. Шабалин, А. Динамика внешнеторгового оборота России [Текст] / А. Шабалин // Экономист. - 2014. -№4. - С. 89.
72. Шагалов, Г. Л. Вопросы оценки эффективности внешнеэкономических связей России [Текст] / Г. Л. Шагалов // Внешнеэкономический бюллетень. - 2012. - №11. -С. 39-49.
73. Шафиев, Р. М. Интеграционное взаимодействие государств СНГ в условиях присоединения к ВТО [Текст] / В. П. Шуйский // Российский внешне-экономический вестник. - 2013. - № 6. - С. 67-77.
74. Шепелев, И. Г. Анализ санкций против России, определение возмож-ного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного ком-плекса и промышленности в целом [Текст] / И. Г. Шепелев, С. Г. Морозов. // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. -№ 2 (4) - С. 31-60.
75. Шуйский, В. П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России [Текст] / В. П. Шуйский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - №9. -С. 35-48.
82. Альварес, В. Евросоюз и Россия в борьбе за Украину [Электронный ресурс] / В. Альварес // ИноСМИ: [сайт] / ИноСМИ. - М., 2013.- Режим доступа: http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20130831/2l2463648.html.
83. Белоруссия оказалась главным бенефициаром российских антисанций
[Электронный ресурс] // РБК: [сайт]. -2015.- Режим доступа:
http://www.rbc.ru/business/07/08/2015/55c250db9a79478c7ff1ab42.
84. Восемь немецких политиков стали не въездными в Россию [Электронный ресурс] // DW: [сайт] - 2015.- Режим доступа:
http://www.dw.com/ru/восемь-немецких-политиков-стали-невъездными- вроссию/a-18486955.
85. Доклад Мирового банка об экономике России [Электронный ресурс] //
TheWorldBank: [сайт] - 2016.- Режим доступа:
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer32- rus.pdf.
86. Прямые инвестиции Китая и России[Электронный ресурс] //Министерство коммерции КНР: [сайт]. - 2016.- Режим доступа: http://www. russia.mofcom.gov.cn/.
87. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
88. Новые санкции против России вступили в силу в пятницу [Электронный ресурс] // Интерфакс: [сайт]. - 2016.- Режим доступа: www.interfax.ru.
89. Орлова, Н. В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику [Электронный ресурс] / Н. В. Орлова // Финансовые санкции против России: [экономический портал].- М., 2016.- Режим доступа: http://institutiones.com/general/2502-finansovye-sankcii-protiv-rossii.html.
90. Обама продлил санкции в отношении России, введенные в марте 2014 года [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей[сайт]. - 2014.- Режим доступа:http://ria.ru/economy/20160302/1383328584.html.
91. Пекин: санкции Запада расширят сотрудничество России и Китая
[Электронный ресурс]// Федеральное агентство новостей[сайт]. - 2014.- Режим доступа: http://riafan.ru/203462-pekin-sanktsii-zapada-rasshiryat-sotrudnichestvo-
rossii-i-kitaya/.
92. Портал внешнеэкономической информации России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relati-ons/cn_ru_trade/.
93. Портал информационного агентства Regnum [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/.
94. Портал «Союз машиностроителей России» [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.unionexpert.ru/.
95. Портал РБК Инновации [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://i.rbc.ru.
96. Портал Российская газета: Экономика [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/.
97. Последствия санкций против России [Электронный ресурс] // Бизнес- клуб: [сайт]. - 2014.- Режим доступа:http://professionali.ru/Soobschestva/biznes- klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/.
98. Потери экономики от санкций - $40 млрд. в год, падения цен на нефть
- до $100 млрд. [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ: [сайт]. - 2016.- Режим доступа: http://www. тт1тги/ги/зеагс^?д_4=потери+от+санкций&зоигсе_1б_4=6.
99. Россия ответила на японские санкции [Электронный ресурс] // Интер-нет-газета Lenta.ru: [сайт]. - 2016.- Режим доступа: https: //lenta.ru/news/2014/08/22/j apan/.
100. Санкция на санкцию: запреты, введенные Россией и Западом [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. - 2014.- Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20140901/1020205622.html.
101. Сенаторы США требуют новых санкций против РФ и признания ополченцев террористами [Электронный ресурс] // Московский комсомолец [сайт]. - 2014.- Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2014/07/23/senatory- davyat-na-obamu-eshhe-sankciy-protiv-rossii.html.
102. Список официальных лиц и членов Конгресса США, которым закрывается въезд в Российскую Федерацию на основе взаимности в связи с американскими санкциями по Украине и Крыму [Электронный ресурс] // Пресс- служба МИД России: [сайт]. - 2014.- Режим доступа:
http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/newsline/177739554DA10C8B44257CA100551F.
103. США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и Украины [Электронный ресурс] // ВВС, Русская служба:[сайт]. - 2014.- Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml.
104. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/
connect/rosstat_main/rosstat/ru.
105. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Таможенная статистика внешней торговли. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content&vi ew=article.
106. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей: [сайт]. - 2015.- Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html.
107. Gracheva, M. V.Risk analysis of the investment project [Текст] / M.V. Gracheva //Finance. - 2011.- №7.- Р. 452.
108. Hufbauer, G. C. Economic Sanctions Reconsidered [Текст] / G. С. Hufbauer, J. S. Jeffrey //Washington DC. - 2011.- №12 - Р. 233.
109. McLean, E. V. Friends or Foes? Major Trading Partners and the Success of Economic Sanctions [Текст] / E. V. McLean, T. Whang // International Studies Quarterly. -2012. - №4.- P. 427-447.
110. Morgan, T. C. Multilateral Versus Unilateral Sanctions Reconsidered: A Test Using New Data [Текст] / T. C. Morgan // International Studies Quarterly. -
2011. - №4.- P. 1075-1094.
111. Moskvin V. The uncertainty of the risks of the project and the possibility of its reduction / V. Moskvin // Investment in Russia. -2011. -№10.- P. 23-26.