Комплекс визуальной идентификации в дизайне сайта конвергентного СМИ: семиотический аспект
|
Введение
ГЛАВА I. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ БРЕНДОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ К ОПЫТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 10
1.1 Комплекс визуальной идентификации в системе композиционно -
графической модели конвергентного СМИ 10
1.2 Семиотический анализ интерактивности: когнитивный и
семантический аспекты веб-интерфейса 31
1.3 Процессы глобализации и медиаконвергенции иновещателей.
Аудиторный и культурологический факторы 46
ГЛАВА II. СЕМИОТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВИЗУАЛЬНЫХ
ИДЕНТИФИКАТОРОВ В БРЕНДОВОМ КОМПЛЕКСЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ ИНОВЕЩАТЕЛЕЙ 53
2.1 Семиотическая интерпретация композиционно-графической модели
сайта иновещательного СМИ 53
2.2 Семиотика интерактивности: дизайн навигации и опят взаимодействия
как фактор навигации 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
Приложение 1 122
Приложение 2
ГЛАВА I. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ БРЕНДОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ К ОПЫТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 10
1.1 Комплекс визуальной идентификации в системе композиционно -
графической модели конвергентного СМИ 10
1.2 Семиотический анализ интерактивности: когнитивный и
семантический аспекты веб-интерфейса 31
1.3 Процессы глобализации и медиаконвергенции иновещателей.
Аудиторный и культурологический факторы 46
ГЛАВА II. СЕМИОТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВИЗУАЛЬНЫХ
ИДЕНТИФИКАТОРОВ В БРЕНДОВОМ КОМПЛЕКСЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ ИНОВЕЩАТЕЛЕЙ 53
2.1 Семиотическая интерпретация композиционно-графической модели
сайта иновещательного СМИ 53
2.2 Семиотика интерактивности: дизайн навигации и опят взаимодействия
как фактор навигации 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
Приложение 1 122
Приложение 2
В результате эволюции медиа и развития средств передачи информации от медиа к аудитории и человека к человеку произошла естественная конвергенция средств массовой информации. Конвергентные СМИ на сегодняшний день являются объектом тщательного изучения множества исследований в области медиа. Конвергенция во многом результат технологических изменений, в результате которых произошла глобализация не только в целом медиасреды, но и социальных процессов, культуры и мышления. Традиционные медиа частично либо массово переходят в интернет-среду, а иногда даже полностью срастаются с ней.
Главный канал передачи информации в конвергентном СМИ - Интернет и это дает новое поле для исследований в области дизайна, потому что в данном случае медиа уходят от бумажной плоскости в сторону новых возможностей, которые представляет веб-платформа. В последние годы в результате медиаконвергенции и сопровождающих ее глобализационных процессов в области веб-дизайна можно наблюдать тенденции унификации, адаптивности и интернационализации. Особенно данные процессы ярко прослеживаются через иновещательные СМИ. Под иновещательными СМИ чаще всего понимают государственные СМИ, вещающие на жителей других государств на их родном языке. Для иновещательного медиа особенно важен фактор понимания между ним и его аудиторией, представители которой имеют разный культурный и исторический бэкграунд, говорят на разных языках и могут жить в разных точках планеты. Такая аудитория требует особого индивидуального подхода в особенности в области трансляции и восприятия визуальной информации. Фактически иновещательные СМИ одними из первых под воздействием глобализации перешли на мультимедийный формат вещания, во многих случаях можно наблюдать, как такие СМИ в некоторых регионах полностью уходят на вещание в Интернете. То есть, таким образом, можно утверждать, что они прошли через процесс конвергенции. Помимо своих основных функций как СМИ и ретранслятора информации иновещатели играют так же и имиджевую роль своего государства за рубежом. Именно поэтому для иновещательного СМИ важна его визуальная составляющая, которая способствует продвижению СМИ на зарубежном информационном рынке, тем самым расширяя сферы его влияния. Именно потребностью в изучении визуального образа и создания положительного образа взаимодействия подобного рода СМИ и сравнении их между собой и объясняется актуальность нашей исследовательской работы.
Из-за процесса глобализации в области визуальной информации можно говорить о постепенном обезличивании культур, когда какие-то национальные особенности, в том числе визуального восприятия, начали уходить на второй план. Ярко эти процессы можно заметить при сравнении западных и восточных медиа. СМИ юго-восточной Азии все больше подвергаются вестернизации используют в своей основе западную модель. Этот процесс не обошел стороной конвергентные иновещательные СМИ, причем как западные, так и восточные. Наша гипотеза заключается в том, что, не смотря на столь разнообразную аудиторию, которая требует индивидуалистский подход в сфере разработки навигации веб-сайта и универсальный подход в области разработки фирменного стиля, конвергентные иновещательные СМИ фактически игнорируют культурные и национальные особенности своей аудитории и приходят к единообразной модели своих веб-сайтов.
Естественно для подобных СМИ особое значение имеют их визуальные идентификаторы и модель навигации интерфейса. Визуальная идентификация - это те отличительные черты и элементы визуальной составляющей СМИ, которые позволяют распознать потребителю данное СМИ среди массы других. Визуальные идентификаторы являются частью невербальной составляющей фирменного стиля. Под фирменным стилем (он же айдентика, он же корпоративный дизайн) подразумевается комплекс определенных поведенческих характеристик (корпоративная культура), вербальная и визуальная составляющая компании в процессе ее распознавания потребителем. Навигация интерфейса - визуальная часть веб¬сайта, посредством которой происходит взаимодействие между ним и пользователем. При разработке любых визуальных идентификаторов компании, в том числе и медийные, опираются на систему знаковых форм, контекста, которые должны вызывать те или иные ассоциации у аудитории. Поэтому визуальную составляющую веб-сайта стоит рассматривать с точки зрения семиотических принципов.
Семиотика была основой теории графического дизайна как визуальной коммуникации. Согласно этой модели, всё, произведённое дизайнером- графиком, является знаками, или «визуальными текстами». В виртуально-средовой фазе развития визуальной культуры бесчисленное множество знаков образовало новую историческую общность. Единую символическую сферу, знакосферу, обретающую самостоятельное существование. Визуальные тексты сомкнулись в визуальные контексты, которые стали важнее самих тестов. Мир стал информационным обществом, произведением графического дизайна. Можно сказать, что визуальные идентификаторы сами по себе являются знаковым комплексом. Деятельность огромной корпорации, какая-либо сфера жизни получает выражение в знаке, а потом и в «фирменном стиле», в котором все жанры графического дизайна превращаются в знак - собирательный образ в общественном восприятии.
Огромное значение в эргономической семиотике играет межкультурный аспект. Дизайн пользовательских интерфейсов в разных странах демонстрируют культурные различия в части набора цветов, насыщенности информацией, КГМ и т.п., что уже давно было подмечено исследователями. Кросс-культурный аспект в данном исследовании напрашивается сам собой, потому что мы имеем дело с иновещательными СМИ. В данном исследовании мы решили использовать дихотомию Запад-Восток, чтобы сравнить и выявить особенности глобализационных процессов в визуальном облике конвергентных иновещателей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее методология и результаты могут быть использованы современными интернет-СМИ в целях дальнейшего совершенствования фирменного стиля, развития собственного веб-присутствия и ребрендинга. Также данная работа может лечь в основу междисциплинарных научных изысканий в области аудиторного фактора визуальных коммуникаций.
Научная новизна данной работы заключается в остром дефиците исследований, посвященных семиотическим аспектам визуальных идентификаторов в композиционно-графической модели, а так же семиотике навигации веб-сайтов СМИ через кросс-культурные факторы.
Целью данного исследования является выявление семиотического потенциала визуальных идентификаторов в дизайне сайтов западных и восточных конвергентных иновещателей.
Для достижения поставленной цели автор исследования посчитал необходимым решить следующие научно-практические задачи:
• охарактеризовать функции визуальных идентификаторов в системе композиционно-графической модели конвергентного СМИ;
• определить теоретические границы семиотического подхода к оценке брендообразующих факторов в дизайне сайта конвергентного СМИ;
• проанализировать основные визуальные идентификаторы и архитектуру сайтов конвергентных иновещателей.
• выявить особенности семиотической интерпретации аудиторией визуальных идентификаторов в дизайне сайта конвергентных иновещателей на основании объективных и субъективных критериев;
Объект исследования - особенности визуальной организации сайта конвергентного СМИ. Предмет исследования - семиотическая интерпретация брендообразующих факторов композиционно-графической модели и интерфейса конвергентного СМИ.
За основу методологии выпускной квалификационной работы берутся работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике.
Теоретическую базу исследования составляют научные статьи, монографии и исследовательские сборники. В процессе работы над первой главой нашего исследования мы обращались к статьям зарубежных и отечественных исследователей в области эргономической и визуальной семиотики (Баканов А. С., Гилевич Е.В., Обознов А. А. ,Сугак E.,Tingru Cui, Xinwei Wang, Hock-Hai Teo, Alina Wheeler, Alev Fato§ Parsa, Danai Tsotra, Marius Janson, Dubravka Cecez-Kecmanovi), а так же ряду работ по теории фирменного стиля (Ван Дик Р., Васильев И.,Гриднева Е.А., Домнин В.Н., Кумова М., Крылов А.Н., Старов С.А.) и психологов (Браэм Г., Люшер М.)
Эмпирическую базу исследования составили 6 конвергентных иновещательных СМИ, 3 из которых относятся к западным (немецкая Deutsche Welle, британская BBC, американская The Voice of America) и 3 к восточным (китайская CCTV, японская NHK, южнокорейская KBS).
Методы исследования: синтез и анализ теоретических данных, сравнительно-типологический анализ, UX-экспертиза, эксперимент с группой, метод свободных ассоциаций, айтрекинг
Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается средства визуальной идентификации сайта конвергентных СМИ, выявляются основные подходы для выявления их семантического потенциала, обосновывается методология семиотического анализа, рассматриваются семиотические аспекты элементов КГМ, рассматриваются способы семиотического анализа интерфейса СМИ. Кроме того, выявляются отличия в когнитивном восприятии интерфейса между представителями западной культуры и восточной Азии. Во второй главе составляются ключевые критерии для декомпозиционного анализа семиотики визуального интертекста Западных и Восточных иновещателей, выявляется семиотический потенциал брендообразующих факторов. Определяются основные тенденции в архитектуре навигации их веб-сайтов. Проводится юзабилити-экспертиза и оценивается пользовательский опыт в тестировании интерфейса.
Тезисы диссертационного исследования прошли апробацию на 16-ой международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Медиадизайн», а так же на 13-ой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» в секциях «Медиадизайн» и «Тенденции развития „Новых медиа“».
Положения, выносимые на защиту:
1. В результате глобализационных процессов и медиаконвергенции иновещательные СМИ стали игнорировать культурные и национальные особенности своей аудитории.
2. В формировании айдентики у западных и восточных СМИ лежит некий усредненный базис, поэтому все факторы являются одинаковыми и их можно свести к следующим критериям: коммуникативный критерий, дискурсивный критерий, культурно-исторический, аффективный критерий.
3. Для западной аудитории цвет играет не решающую роль, для нее важнее архитектура и восприятие интерактивности, для восточной аудитории решающим фактором является цвет идентификаторов.
4. Почти все исследованные нами иновещатели используют адаптивный негибкий макет для разных языковых аудиторий, игнорируя особенности восприятия локальной целевой аудитории.
Главный канал передачи информации в конвергентном СМИ - Интернет и это дает новое поле для исследований в области дизайна, потому что в данном случае медиа уходят от бумажной плоскости в сторону новых возможностей, которые представляет веб-платформа. В последние годы в результате медиаконвергенции и сопровождающих ее глобализационных процессов в области веб-дизайна можно наблюдать тенденции унификации, адаптивности и интернационализации. Особенно данные процессы ярко прослеживаются через иновещательные СМИ. Под иновещательными СМИ чаще всего понимают государственные СМИ, вещающие на жителей других государств на их родном языке. Для иновещательного медиа особенно важен фактор понимания между ним и его аудиторией, представители которой имеют разный культурный и исторический бэкграунд, говорят на разных языках и могут жить в разных точках планеты. Такая аудитория требует особого индивидуального подхода в особенности в области трансляции и восприятия визуальной информации. Фактически иновещательные СМИ одними из первых под воздействием глобализации перешли на мультимедийный формат вещания, во многих случаях можно наблюдать, как такие СМИ в некоторых регионах полностью уходят на вещание в Интернете. То есть, таким образом, можно утверждать, что они прошли через процесс конвергенции. Помимо своих основных функций как СМИ и ретранслятора информации иновещатели играют так же и имиджевую роль своего государства за рубежом. Именно поэтому для иновещательного СМИ важна его визуальная составляющая, которая способствует продвижению СМИ на зарубежном информационном рынке, тем самым расширяя сферы его влияния. Именно потребностью в изучении визуального образа и создания положительного образа взаимодействия подобного рода СМИ и сравнении их между собой и объясняется актуальность нашей исследовательской работы.
Из-за процесса глобализации в области визуальной информации можно говорить о постепенном обезличивании культур, когда какие-то национальные особенности, в том числе визуального восприятия, начали уходить на второй план. Ярко эти процессы можно заметить при сравнении западных и восточных медиа. СМИ юго-восточной Азии все больше подвергаются вестернизации используют в своей основе западную модель. Этот процесс не обошел стороной конвергентные иновещательные СМИ, причем как западные, так и восточные. Наша гипотеза заключается в том, что, не смотря на столь разнообразную аудиторию, которая требует индивидуалистский подход в сфере разработки навигации веб-сайта и универсальный подход в области разработки фирменного стиля, конвергентные иновещательные СМИ фактически игнорируют культурные и национальные особенности своей аудитории и приходят к единообразной модели своих веб-сайтов.
Естественно для подобных СМИ особое значение имеют их визуальные идентификаторы и модель навигации интерфейса. Визуальная идентификация - это те отличительные черты и элементы визуальной составляющей СМИ, которые позволяют распознать потребителю данное СМИ среди массы других. Визуальные идентификаторы являются частью невербальной составляющей фирменного стиля. Под фирменным стилем (он же айдентика, он же корпоративный дизайн) подразумевается комплекс определенных поведенческих характеристик (корпоративная культура), вербальная и визуальная составляющая компании в процессе ее распознавания потребителем. Навигация интерфейса - визуальная часть веб¬сайта, посредством которой происходит взаимодействие между ним и пользователем. При разработке любых визуальных идентификаторов компании, в том числе и медийные, опираются на систему знаковых форм, контекста, которые должны вызывать те или иные ассоциации у аудитории. Поэтому визуальную составляющую веб-сайта стоит рассматривать с точки зрения семиотических принципов.
Семиотика была основой теории графического дизайна как визуальной коммуникации. Согласно этой модели, всё, произведённое дизайнером- графиком, является знаками, или «визуальными текстами». В виртуально-средовой фазе развития визуальной культуры бесчисленное множество знаков образовало новую историческую общность. Единую символическую сферу, знакосферу, обретающую самостоятельное существование. Визуальные тексты сомкнулись в визуальные контексты, которые стали важнее самих тестов. Мир стал информационным обществом, произведением графического дизайна. Можно сказать, что визуальные идентификаторы сами по себе являются знаковым комплексом. Деятельность огромной корпорации, какая-либо сфера жизни получает выражение в знаке, а потом и в «фирменном стиле», в котором все жанры графического дизайна превращаются в знак - собирательный образ в общественном восприятии.
Огромное значение в эргономической семиотике играет межкультурный аспект. Дизайн пользовательских интерфейсов в разных странах демонстрируют культурные различия в части набора цветов, насыщенности информацией, КГМ и т.п., что уже давно было подмечено исследователями. Кросс-культурный аспект в данном исследовании напрашивается сам собой, потому что мы имеем дело с иновещательными СМИ. В данном исследовании мы решили использовать дихотомию Запад-Восток, чтобы сравнить и выявить особенности глобализационных процессов в визуальном облике конвергентных иновещателей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее методология и результаты могут быть использованы современными интернет-СМИ в целях дальнейшего совершенствования фирменного стиля, развития собственного веб-присутствия и ребрендинга. Также данная работа может лечь в основу междисциплинарных научных изысканий в области аудиторного фактора визуальных коммуникаций.
Научная новизна данной работы заключается в остром дефиците исследований, посвященных семиотическим аспектам визуальных идентификаторов в композиционно-графической модели, а так же семиотике навигации веб-сайтов СМИ через кросс-культурные факторы.
Целью данного исследования является выявление семиотического потенциала визуальных идентификаторов в дизайне сайтов западных и восточных конвергентных иновещателей.
Для достижения поставленной цели автор исследования посчитал необходимым решить следующие научно-практические задачи:
• охарактеризовать функции визуальных идентификаторов в системе композиционно-графической модели конвергентного СМИ;
• определить теоретические границы семиотического подхода к оценке брендообразующих факторов в дизайне сайта конвергентного СМИ;
• проанализировать основные визуальные идентификаторы и архитектуру сайтов конвергентных иновещателей.
• выявить особенности семиотической интерпретации аудиторией визуальных идентификаторов в дизайне сайта конвергентных иновещателей на основании объективных и субъективных критериев;
Объект исследования - особенности визуальной организации сайта конвергентного СМИ. Предмет исследования - семиотическая интерпретация брендообразующих факторов композиционно-графической модели и интерфейса конвергентного СМИ.
За основу методологии выпускной квалификационной работы берутся работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике.
Теоретическую базу исследования составляют научные статьи, монографии и исследовательские сборники. В процессе работы над первой главой нашего исследования мы обращались к статьям зарубежных и отечественных исследователей в области эргономической и визуальной семиотики (Баканов А. С., Гилевич Е.В., Обознов А. А. ,Сугак E.,Tingru Cui, Xinwei Wang, Hock-Hai Teo, Alina Wheeler, Alev Fato§ Parsa, Danai Tsotra, Marius Janson, Dubravka Cecez-Kecmanovi), а так же ряду работ по теории фирменного стиля (Ван Дик Р., Васильев И.,Гриднева Е.А., Домнин В.Н., Кумова М., Крылов А.Н., Старов С.А.) и психологов (Браэм Г., Люшер М.)
Эмпирическую базу исследования составили 6 конвергентных иновещательных СМИ, 3 из которых относятся к западным (немецкая Deutsche Welle, британская BBC, американская The Voice of America) и 3 к восточным (китайская CCTV, японская NHK, южнокорейская KBS).
Методы исследования: синтез и анализ теоретических данных, сравнительно-типологический анализ, UX-экспертиза, эксперимент с группой, метод свободных ассоциаций, айтрекинг
Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается средства визуальной идентификации сайта конвергентных СМИ, выявляются основные подходы для выявления их семантического потенциала, обосновывается методология семиотического анализа, рассматриваются семиотические аспекты элементов КГМ, рассматриваются способы семиотического анализа интерфейса СМИ. Кроме того, выявляются отличия в когнитивном восприятии интерфейса между представителями западной культуры и восточной Азии. Во второй главе составляются ключевые критерии для декомпозиционного анализа семиотики визуального интертекста Западных и Восточных иновещателей, выявляется семиотический потенциал брендообразующих факторов. Определяются основные тенденции в архитектуре навигации их веб-сайтов. Проводится юзабилити-экспертиза и оценивается пользовательский опыт в тестировании интерфейса.
Тезисы диссертационного исследования прошли апробацию на 16-ой международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Медиадизайн», а так же на 13-ой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» в секциях «Медиадизайн» и «Тенденции развития „Новых медиа“».
Положения, выносимые на защиту:
1. В результате глобализационных процессов и медиаконвергенции иновещательные СМИ стали игнорировать культурные и национальные особенности своей аудитории.
2. В формировании айдентики у западных и восточных СМИ лежит некий усредненный базис, поэтому все факторы являются одинаковыми и их можно свести к следующим критериям: коммуникативный критерий, дискурсивный критерий, культурно-исторический, аффективный критерий.
3. Для западной аудитории цвет играет не решающую роль, для нее важнее архитектура и восприятие интерактивности, для восточной аудитории решающим фактором является цвет идентификаторов.
4. Почти все исследованные нами иновещатели используют адаптивный негибкий макет для разных языковых аудиторий, игнорируя особенности восприятия локальной целевой аудитории.
Конвергентные СМИ на сегодняшний день являются объектом тщательного изучения множества исследований в области медиа. Конвергенция во многом результат технологических изменений, в результате которых произошла глобализация не только в целом медиасреды, но и социальных процессов, культуры и мышления. Безусловный интерес представляет данный процесс в области иновещательных СМИ. Под иновещательными СМИ чаще всего понимают государственные СМИ, вещающие на жителей других государств на их родном языке. Чаще всего иновещатели преследуют цель распространения определенных социальных и политических убеждений, концепций и идеологий. Подобные СМИ, как правило, направлены на конкретные регионы и этнические, языковые группы. Поэтому аудитория иновещателей всегда разнообразна. Это люди говорящие на разных языках, имеющие разный исторический и культурный бэкграунд, национальные особенности и т.п. Аудитория иновещательных СМИ может жить на абсолютно разных точках планеты - в Африке, Европе, Азии и т.д. Поэтому охват аудитории у подобных СМИ и масштаб вещания должен быть максимально широким. Естественно с появлением Интернета иновещатели начали использовать и этот источник коммуникации, и подверглись процессу медиаконвергенции.
Подобный случай требует максимально продуманной стратегии, потому что одного языка вещания для взаимопонимания с аудиторией может быть не достаточно. В этом случае важным критерием становится визуальный фактор, в нашем случае - визуальная идентификация на сайте (элементы фирменного стиля и архитектура) для глобальной интернет- аудитории. В данном случае идентификаторы служат своего рода знаками, посылаемыми аудитории с целью дать понять, с кем они имеют дело, и какие идеи они ретранслируют. Поэтому разумно было бы рассматривать визуальные идентификаторы с точки зрения семиотических факторов. Наше предположение состояло в том, что в результате глобализационных процессов конвергентные иновещательные СМИ, не смотря на столь разнообразную аудиторию, которая требует индивидуалистский подход в сфере разработки навигации веб-сайта и тщательного подхода в разработке фирменного стиля, фактически стали игнорировать культурные и национальные особенности своей аудитории и постепенно приходят к единообразной модели своих веб-сайтов. Кроме того, сами СМИ в своей айдентике все реже стараются подчеркнуть свою национальную принадлежность, стараясь выглядеть более нейтрально. На основании этого мы сформулировали эмпирическую базу из западных и восточных иновещателей, которые по идее относятся к разным визуальным традициям и сравнили их между собой. Для проверки данной гипотезы мы сформулировали теоретические базисы для семиотического анализа айдентики и архитектуры сайтов, проанализировали 6 сайтов в разных языковых режимах и определили семиотический базис айдентики СМИ. При формулировке семиотического базиса мы опирались на миссию СМИ (как они сами себя представляют), его историческое развитие и культурные особенности региона, к которому оно принадлежит. В результате мы пришли к выводу, что в формировании айдентики у западных и восточных СМИ лежит некий усредненный базис, поэтому все факторы являются одинаковыми и их можно свести к следующим критериям: коммуникативный критерий, дискурсивный критерий, культурно-исторический, аффективный критерий. Для подтверждения этого фактора мы провели эксперимент с группой, состоящей из представителей запада и Восточной Азии по цветовым ассоциациям. В результате эксперимента выяснилось, что ассоциативный ряд по цветам у обеих групп совпадает, не смотря на различающуюся культурную традиционную символику у жителей стран запада и востока. Кроме того, мы рассмотрели взаимосвязь макета сайта и расположению визуальных идентификаторов в КГМ сайта. В ходе эксперимента макеты сайтов демонстрировались двум группам асессоров - представителям запада (русским) и Восточной Азии. Каждый макет показывался в двух вариантах - цветном и монохромном. При этом с макетов был удален логотип. Для западной аудитории цвет играет не решающую роль, для нее важнее архитектура и восприятие интерактивности, для восточной аудитории решающим фактором является цвет идентификаторов. В данном случае можно выделить две категории взаимодействия СМИ и его аудитории: архитектура как знак, цвет как знак. Для трансляции своего самопонимания и отношения к аудитории СМИ может использовать знаки обеих категорий, но при этом учитывая когнитивные особенности реципиента. Кроме того, мы провели еще один эксперимент с тестовой группой для сопоставления семиотического потенциала КГМ и впечатлений после реального взаимодействия сайтов. Данные показали, что две группы по-разному воспринимают «температуру» сайта. Так же обращает на себя внимание тот факт, что у восточной группы показатели комфорта навигации почти везде сохраняются с примерно положительными значениями, а у западной появляются отрицательные значения. Это еще раз подтверждает, что для западной аудитории важнее навигация, в то время как восточная аудитория ориентируется на цвет. Так же мы провели анализ архитектуры и попытались выявить когнитивный базис при ее конструировании. В результате выяснилось, что все восточные сайты использовали широкую навигацию в 2-3 ступени, а западные скорее стремятся к широкой навигации (Не смотря на то, что у BBC широкая структура, можно говорить о том, что два других западных СМИ в больше мере стремятся к глубине). Но мы все же предполагаем, что решающими факторами в организации архитектуры стала организация контента, а не когнитивные характеристики аудитории, которые, похоже, вообще не рассматривались разработчиками. Кроме того, большинство использовали адаптивный негибкий макет для разных языковых аудиторий, а в некоторых случаях страницы просто представляли клоны друг друга. Причиной этому может служить не только простота и дешевизна данного способа, но и отношение к аудитории, как к чему-то глобальному и не имеющему национальные признаки. Поэтому мы имеем полное право говорить о том, что из-за процесса глобализации мы имеем некий усредненные варианты для визуальной коммуникации с аудиторией.
Подобный случай требует максимально продуманной стратегии, потому что одного языка вещания для взаимопонимания с аудиторией может быть не достаточно. В этом случае важным критерием становится визуальный фактор, в нашем случае - визуальная идентификация на сайте (элементы фирменного стиля и архитектура) для глобальной интернет- аудитории. В данном случае идентификаторы служат своего рода знаками, посылаемыми аудитории с целью дать понять, с кем они имеют дело, и какие идеи они ретранслируют. Поэтому разумно было бы рассматривать визуальные идентификаторы с точки зрения семиотических факторов. Наше предположение состояло в том, что в результате глобализационных процессов конвергентные иновещательные СМИ, не смотря на столь разнообразную аудиторию, которая требует индивидуалистский подход в сфере разработки навигации веб-сайта и тщательного подхода в разработке фирменного стиля, фактически стали игнорировать культурные и национальные особенности своей аудитории и постепенно приходят к единообразной модели своих веб-сайтов. Кроме того, сами СМИ в своей айдентике все реже стараются подчеркнуть свою национальную принадлежность, стараясь выглядеть более нейтрально. На основании этого мы сформулировали эмпирическую базу из западных и восточных иновещателей, которые по идее относятся к разным визуальным традициям и сравнили их между собой. Для проверки данной гипотезы мы сформулировали теоретические базисы для семиотического анализа айдентики и архитектуры сайтов, проанализировали 6 сайтов в разных языковых режимах и определили семиотический базис айдентики СМИ. При формулировке семиотического базиса мы опирались на миссию СМИ (как они сами себя представляют), его историческое развитие и культурные особенности региона, к которому оно принадлежит. В результате мы пришли к выводу, что в формировании айдентики у западных и восточных СМИ лежит некий усредненный базис, поэтому все факторы являются одинаковыми и их можно свести к следующим критериям: коммуникативный критерий, дискурсивный критерий, культурно-исторический, аффективный критерий. Для подтверждения этого фактора мы провели эксперимент с группой, состоящей из представителей запада и Восточной Азии по цветовым ассоциациям. В результате эксперимента выяснилось, что ассоциативный ряд по цветам у обеих групп совпадает, не смотря на различающуюся культурную традиционную символику у жителей стран запада и востока. Кроме того, мы рассмотрели взаимосвязь макета сайта и расположению визуальных идентификаторов в КГМ сайта. В ходе эксперимента макеты сайтов демонстрировались двум группам асессоров - представителям запада (русским) и Восточной Азии. Каждый макет показывался в двух вариантах - цветном и монохромном. При этом с макетов был удален логотип. Для западной аудитории цвет играет не решающую роль, для нее важнее архитектура и восприятие интерактивности, для восточной аудитории решающим фактором является цвет идентификаторов. В данном случае можно выделить две категории взаимодействия СМИ и его аудитории: архитектура как знак, цвет как знак. Для трансляции своего самопонимания и отношения к аудитории СМИ может использовать знаки обеих категорий, но при этом учитывая когнитивные особенности реципиента. Кроме того, мы провели еще один эксперимент с тестовой группой для сопоставления семиотического потенциала КГМ и впечатлений после реального взаимодействия сайтов. Данные показали, что две группы по-разному воспринимают «температуру» сайта. Так же обращает на себя внимание тот факт, что у восточной группы показатели комфорта навигации почти везде сохраняются с примерно положительными значениями, а у западной появляются отрицательные значения. Это еще раз подтверждает, что для западной аудитории важнее навигация, в то время как восточная аудитория ориентируется на цвет. Так же мы провели анализ архитектуры и попытались выявить когнитивный базис при ее конструировании. В результате выяснилось, что все восточные сайты использовали широкую навигацию в 2-3 ступени, а западные скорее стремятся к широкой навигации (Не смотря на то, что у BBC широкая структура, можно говорить о том, что два других западных СМИ в больше мере стремятся к глубине). Но мы все же предполагаем, что решающими факторами в организации архитектуры стала организация контента, а не когнитивные характеристики аудитории, которые, похоже, вообще не рассматривались разработчиками. Кроме того, большинство использовали адаптивный негибкий макет для разных языковых аудиторий, а в некоторых случаях страницы просто представляли клоны друг друга. Причиной этому может служить не только простота и дешевизна данного способа, но и отношение к аудитории, как к чему-то глобальному и не имеющему национальные признаки. Поэтому мы имеем полное право говорить о том, что из-за процесса глобализации мы имеем некий усредненные варианты для визуальной коммуникации с аудиторией.
Подобные работы
- Комплекс визуальной идентификации в дизайне сайта конвергентного
СМИ: семиотический аспект
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



