Введение 3
Глава 1. Визуализация в коммуникационном процессе 6
1.1. Понятие визуализации и ее роль в коммуникации и политическом процессе
1.2. Политический дизайн: развитие, проблемы и перспективы в России 10
1.3. Влияние визуализации на общественное мнение 15
1.2.1. Влияние цвета 17
1.2.2. Композиция и ее воздействие на массовое сознание 21
1.2.3. Влияние образов 26
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Визуализация бренда политической партии «Справедливая Россия» 30
2.1. Партия «Справедливая Россия» и её место на российской политической арене 30
2.2. Анализ коммуникационной кампании партии «Справедливая Россия» 2012-16 гг. 33
2.2.1. Анализ целей и аудитории коммуникационной кампании партии «Справедливая Россия» 33
2.2.2. Оценка эффективности визуального образа «Справедливой России» методом фокус-группы 40
2.3. Рекомендации по развитию бренда политической партии «Справедливая Россия» 48
2.3.1. Оптимизация направления развития бренда «Справедливая Россия» 48
2.3.2. Разработка дизайн-концепции бренда партии «Справедливая Россия» 51
2.3.3. Оценка эффективности предложенного визуального образа 58
Выводы по Главе 2 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
Понятие «визуализация» впервые вошло в обиход в начале XX века благодаря исследованиям великого швейцарского психиатра Карла Юнга. С тех пор визуализация с каждым годом укрепляет свои позиции, меняя человеческое сознание и принципы, запуская новые тенденции и совершенствуя старые. С помощью визуализации можно манипулировать реципиентом, вызывать у него определенные эмоции, желании, побуждать к совершению поступков. Именно поэтому исследование процессов восприятия визуализации является одним из важнейших этапов в планировании коммуникационной кампании.
Число исследований применения и влияния визуальной составляющей в процессе формирования и продвижения бренда в политической сфере на данный момент невелико. Это обусловлено тем, что в процессе создания коммуникационной стратегии предпочтительнее принимать во внимание другие направления, которые, по мнению специалистов, принесут большие результаты. Несмотря на это, многие, прежде всего, американские эксперты, уверяют, что именно правильная и релевантная визуализация повышает шансы на успех политической кампании, т.к. человеческое сознание устроено таким образом, что мы лучше запоминаем то, что увидели, чем то, что услышали или прочитали.
В условиях российской политической системы функционирует относительно небольшое количество акторов, озабоченных визуальным имиджем и образом компании. Подобное отношение к визуализации сложно рассматривать в положительном ключе, ведь на смену предыдущему поколению приходят более молодые избиратели, для которых важен имидж, образ партии, который, в свою очередь, подчеркивается визуальной составляющей.
Партия «Справедливая Россия» функционирует в российском политическом пространстве с 2006 года. За это время она успела завоевать сердца определенной части россиян и занять свое место в Государственной Думе. Однако по отношению к трем лидирующим партиям Российской Федерации «Справедливая Россия» имеет довольно-таки неустойчивое положение, по результатам выборов едва перешагнув 5%-й барьер. Отчасти это зависит от не совсем правильно подобранной коммуникационной стратегии и общего подхода к прямым и косвенным целевым группам, а также от устаревшего визуального оформления бренда партии, адресованного более зрелой части населения.
Объектом исследования выступает процесс визуализации как коммуникационная стратегия формирования имиджа.
Предметом исследования является анализ визуализации бренда политической партии «Справедливая Россия».
Заявленная проблематика слабо изучена как среди российских, так и зарубежных исследователей.
Исследовательская работа состоит из введения, теоретической главы «Визуализация в коммуникационном процессе», практической главы «Роль визуализации в развитии бренда партии «Справедливая Россия», заключения, списка литературы и приложения.
Целью данной работы является разработка визуального оформления бренда в соответствии с коммуникационной стратегией политической партии «Справедливая Россия».
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач, требующих реализации следующих этапов:
1. Исследование предметной области
о Изучение роли визуализации и ее влияния на формирование общественного мнения.
о Обзор и анализ предыдущих коммуникационных кампаний бренда «Справедливая Россия».
о Проведение исследования общественного мнения относительно существующей коммуникационной кампании бренда
2. Исследование предпочтительных направлений развития бренда «Справедливая Россия»
о Выявление потенциальных целевых аудиторий бренда.
о Поиск наиболее релевантных путей развития бренда с использованием визуализационных компонентов.
3. Разработка дизайнерского оформления бренда «Справедливая Россия».
Теоретическую базу составили труды А.А. Жигаревой, И.Гете, Е. В. Егоровой-Гантман, О.В.Швед, В.И. Шуванова, К. Юнга, А.Н. Леонтьева и др. Эмпирическую базу составили опросы аналитического центра Левада-центр, материалы с сайта партии «Справедливая Россия» spravedlivo.ruи др.
Методологическую базу исследования составляют следующие методы познания: сравнение, анализ, синтез, исследование фокус-группы и анкетирование.
Уже несколько веков визуализация является составляющей человеческой деятельности, являясь одной из значимых частей культурных, политических, коммерческих и других проектов. Начиная с наскальной живописи и заканчивая современным искусством, визуализация все больше заполоняет общественное пространство. И это неудивительно, ведь человек воспринимает до 90% информации через зрение и образы.
Визуализация является одним из самых популярных каналов между субъектом и объектом коммуникации. Исходя из того, каким образом будет преподнесено главное сообщение, зависит степень эффективности его восприятия аудиторией. Существует множество критериев, влияющих на результат визуальной кампании. К ним относят выбор цвета, составление и анализ транслируемых образов, формы композиции и др.
К сожалению, не все субъекты коммуникации ответственно подходят к решению данной задачи, особенно субъекты, функционирующие в политической сфере. Политический дизайн в России слабо развит, немногие деятели могут похвастаться лаконичным и эффективным визуальным образом.
Среди таких деятелей - партия «Справедливая Россия», ведущая свою деятельность с 2012 года и столкнувшаяся с проблемой падения электорального рейтинга по итогам выборов в Государственную Думу в 2016 году. Для того, чтобы выявить главные причины проблемы, был проведен сравнительный анализ на основе данных аналитического центра Левада- центр и экспертных интервью. Полученные сведения показали, что партия ориентирована на аудиторию старшего возраста, соответственно, внимание на представителей молодой аудитории.
Одной из центральных задач дипломной работы разработка релевантного визуального образа «Справедливой России», направленной на формирование интереса со стороны молодежи. Проведенное исследование фокус-группы, где главными участниками являлись студенты Санкт- Петербургского государственного университета, показало, что нынешняя визуализация партии совершенно не импонирует молодой аудитории. В итоге были выявлены направления развития визуального образа партии с учетом интересов молодежи.
На основании полученных результатов была составлена концепция дизайн-оформления бренда партии. Реализация концепции воплотилась в виде логотипа и шаблона рекламного плаката. Главным направлением в создании визуального образа был выбран стиль минимализм, также были использованы современные шрифты, модульные шаблоны и популярные цвета, разработанные Институтом цвета Pantone.
Оценка эффективности предложенного образа была определена исходя из полученных данных анкетирования молодой аудитории. Эти данные показали, что новый дизайн нравится респондентам больше чем старый, участники анкетирования также охарактеризовали дизайн как современный. Большинство опрошенных посчитали, что новый образ будет иметь положительно влияние на общее отношение к партии.
Таким образом, поставленные цели и задачи были решены: рассмотрено понятие «визуализация» и ее роль в формировании общественного мнения, проанализированы предыдущие коммуникационные кампании партии «Справедливая Россия», на основе полученных данных проведено исследование фокус-группы относительно визуального образа партии, выделены потенциальные направления развития бренда и разработано дизайнерского оформление бренда партии «Справедливая Россия».
1. Bumiller E. Keepers of Bush image lift stagecraft to new heights // The New York Times. -2003.
2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's future, 1584 to 2069. - New York: Quill, 1992. - 538 p.
3. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. - New York: Broadway Books, 1997. - 400 p.
4. Thomas S. Designing Obama. - New York: Post Press, 2010. - 298 с.
5. Абрамов А.И., Эстетика: словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 280 с.
6. Белановский С. Метод фокус-групп. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 395 с.
7. Бородина С.Д., Еманова Ю.Г., Яо М.К. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации // Филология и культура. -2011.- №26.
8. Бурлакова И.В., Швед О.В. Визуализация информации как способ построения интерактивной коммуникации и превлечения общественности к процессу принятия решений// Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Science. 2016. - Р. 61-65.
9. Гёте И. Учение о цвете. Теория познания. - М. СПб.: Либроком, 2011. - 200 с.
10. Гринберг Т. Политические технологии. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 280 с.
11. Егорова-Гантман Е., Плешаков Г., Байбакова В. Политическая реклама. - 2-е изд. - М. : Никколо-Медиа, 2002. - 240 с.
12. Жигарева А.А Визуализация социального пространства современного
215.005.03. - М. , 2011. - 83 с.
13. Жигарева А.А. Концепции визуализации: становление, развитие и формы проявления / Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. - 2010. - №8. - 16 с.
14. Косиков Г.К. Шарль Бодлер: между «восторгом жизни» и «ужасом жизни». - М.: Дневники, 1988. - 215 с.
15. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М.: Гардарика, 2005. - 287 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - 14-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 816 с.
17. Леонтьев А.Н. Политический дизайн // Известия Волгоградского технического университета. - 2007. - №4.
18. Лидвелл У. Универсальные принципы дизайна. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.
19. Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете. - М. : Круг,
2012. - 464 с.
20. Недяк И. Политический маркетинг // Полис. Политические исследования. - 2010. - №3. - С. 144-155.
21. Программа партии "Справедливая Россия". - М. : Ключ-С, 2016. - 101 с.
22. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - СПб.: Норинт, 2004. - 550 с.
23. Соловьев А.И. Политические коммуникации. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
24. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. - М. : Синергия, 2016. - 140 с.
25. Швед О.В Визуальная коммуникация в современном мире // Литература, язык и культура. - Вена: 2014. - С. 71-81.
26. Швед О.В Инфографика как средство визуальной коммуникации //
Электронные ресурсы:
1. Влияние СМИ на голосование // Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru/2016/10/05/vliyanie-smi-na- golosovanie/
2. Выборы в Госдуму: какими картинками кандидаты пытаются привлечь избирателей // Русская служба BBC URL: http://www.bbc.com/russian/features-37099346
3. Выборы в Думу. Как проголосует Россия? // РИА Новости URL: ria.ru/analytics/20160226/13 80791096 .html
4. Институт цвета Pantone // Pantone.com URL: https://www.pantone.com/pages/pantone/index.aspx
5. Как манипулировать цветом в политической рекламе // Polittech.org URL: http://polittech.org/2009/12/22/
6. Как россияне разных поколений относятся к рекламе // Adindex.ru URL: https://adindex.ru/publication/analitics/search/2017/01/12/157104.phtml
7. Новости движения "Справедливая Сила" // Справедливая Сила URL: http://spravsila.ru/category/новости/
8. Образ партий // Аналитический центр Левада-центр URL: levada.ru/2016/06/24/obraz-partij/
9. Палата депутатов партии // Справедливая Россия URL: http://www.spravedlivo.ru/1_12_999_7.html
10. Партийный лексикон: какие слова чаще используются в программах партий // Русская служба BBC URL:
http://www.bbc.com/russian/features-36902270
11. Партия Роста // Вконтакте URL: https://vk.com/partrost
12. Принципы якорения // Психологос. Энциклопедия практической психологии URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/yakorzpt_yakorenie
13. Справедливая Россия // Вконтакте URL: https://vk.com/spravo_ross
14. "Справедливая Россия" утвердила предвыборную программу // Российская газета URL: https://rg.ru/2016/06/27/sr-utverdila- predvybornuiu-programmu-25-spravedlivyh-zakonov.html
15. "Справедливая Сила" набирает сторонников // Справедливая Сила URL: http://spravsila.ru/справедливая-сила-набирает-сторон/
16. Тренды графического дизайна рекламы, сайтов и упаковки 2017 // Trademarketing.ru URL: http://trademarketing.ru/graficheskij-dizajn-2017
17. Тренды дизайна 2016-2017 // Академия Шаг URL: https://itstep.dp.ua/blog/trendy-dizajna-2016-2017/#a6
18. Что означает слово "визуализация" // КакПросто URL: http://www.kakprosto.ru/kak-889838-chto-oznachaet-slovo-vizualizaciya
19. Что такое визуализация, как она работает // FB.ru; 2016. 13 июн. URL: http://fb.ru/article/251951/chto-takoe-vizualizatsiya-kak-ona-rabotaet