Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №72782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 13
1.1. Проблема развития мыслительных операций в
психолого-педагогической литературе 13
1.2. Особенности развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой 20 психического развития
1.3. Характеристика конструирования как средства развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой 27 психического развития
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ 34
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Диагностика уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой 34 психического развития
2.2. Результаты диагностики уровня развития
мыслительных операций у младших
школьников с задержкой психического 36
развития
2.3. Психолого-педагогический проект по
развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Мыслительные операции составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой этой проблемы занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. З. Зак, А. А. Люблинская, А. В. Брушлинский, П. П. Блонский и многие другие.
Особенно актуально развитие мыслительных операций в младшем школьном возрасте. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте мышление благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций. Изучением данной 13
проблемы занимались: Н. Г. Поддубная, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, Н. Ю. Борякова, Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова.
У всех детей с задержкой психического развития уровень развития мыслительных операций значительно отстает от уровня развития мыслительных операций по показателям возрастной нормы. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети с задержкой психического развития испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Осуществление вывода из двух посылок — еще мало доступно детям с задержкой психического развития. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.
Итак, проблема развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития сегодня является актуальной, поскольку мыслительные операции у младших школьников с задержкой психического развития развиваются замедленно, не в соответствии с возрастной нормой, а распространенным примером преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа. В этих условиях недостаточно развиваются мыслительные операции такие, как анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация. Для успешного развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития педагоги, психологи А. Н. Давидчук, Л. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова применяют конструирование.
В процессе конструирования у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей с задержкой психического развития: конструирование по образцу (или по предмету); конструирование по модели; конструирование по заданным условиям.
Благодаря конструированию у младших школьников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение. Как показывает ряд исследований А. Н. Давидчук, Л. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова конструирование, отвечая интересам и потребностям, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развивать мыслительные операции у младших школьников с задержкой психического развития и недостаточным использованием конструирования как средства развития данного процесса у младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования связана с поиском возможностей конструирования как средства развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
Темой выпускной квалификационной работы является «Конструирование как средство развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования — развитие мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования — конструирование как средство развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования — теоретически обосновать возможности использования конструирования как средства развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, разработать психолого-педагогический проект, направленный на развитие мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования.
Задачи исследования:
1. Изучив психолого-педагогическую литературу, охарактеризовать развитие мыслительных операций как психолого-педагогическую проблему и выявить особенности их развития у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Дать характеристику конструированию как средству развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Описать методики диагностики уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования.
Гипотеза: можно предположить, что конструирование является средством успешного развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, поскольку:
— включает разные виды конструирования, способствующие формированию умения анализировать образец, сравнивать модель и обобщать предложенные условия для достижения результата;
— формирует последовательность действий при конструировании по образцу, модели и условиям.
В соответствии с целью, задачами и объектом исследования были выбраны следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение;
— эмпирические: тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования может быть использован педагогом- психологом для работы в общеобразовательном учреждении.
База исследования: исследование по изучению уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 40, города Нижний Тагил.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных операций, мы приходим к следующим выводам:
1. Мышление — это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Проблема развития мыслительных операций — одна из важнейших в психолого¬педагогической практике.
2. Рассмотрев особенности развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, выявили, что одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех мыслительных операций. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение. Испытываемые детьми затруднения связаны, прежде всего, с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Такое значительное отставание в развитии мыслительных операций убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью развития у детей мыслительных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
3. Нами были подобраны и описаны методики для выявления уровня развития мыслительных операций младших школьников с задержкой психического развития.
Зафиксированы и проанализированы результаты проведения методик. Результаты проведенных методик показали, что уровень развития обобщения у 60% испытуемых — низкий, у 40% — средний уровень. Высокий уровень классификации имеет 20% испытуемых, средний уровень — 60% испытуемых и низкий уровень — 20% испытуемых. Классификация по сравнению с другими исследуемыми мыслительными операциями развита на более высоком уровне. Что касается операций анализа и синтеза, мы получили следующие результаты: 40% — средний уровень, 60% — низкий уровень данных мыслительных операций.
4. Разработан психолого-педагогический проект по
развитию мыслительных операций младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования. Цель проекта — развитие мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития посредством конструирования, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук. Занятия в проекте разработаны с учетом разных видов конструирования — конструирование по образцу,
конструирование по модели и конструирование по условию.
Данные виды конструирования способствуют формированию умения анализировать образец, сравнивать модель и обобщать предложенные условия для достижения результата. Разные виды конструирования и материал, построенный на усложнении задач, формируют у учащихся последовательность действий.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. — М. : Просвещение, 2017. — 404 с.
Литература:
2. Бабкина, Н. В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. : АРКТИ, 2001. — С. 70-92.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
4. Блонский, П. П. Педология [Текст] / П. П. Блонский. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
5. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. — 1994. — № 11. — С. 10-14.
6. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с разными материалами [Текст] / Е. К. Брыкина. — М : Педагогическое общество России, 2002. — 144 с.
7. Власова, Т. А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития [Текст] / Сост. В. А. Астапов. — М. : Международная педагогическая академия, 1995. — С. 73-81.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
9. Вялых, O. A. Возможности конструктивной деятельности в коррекционной работе с детьми с недостатками в интеллектуальном развитии [Текст] / О. А. Вялых // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Красноярск, 1997. — С. 31-34.
10. Вялых, O. A. Формирование конструктивной деятельности младших школьников в норме и с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / О. А. Вялых // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л. С. Выготского. — Иркутск, 1997. — С. 90-94.
11. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] / О. П. Гаврилушкина. — М. : Просвещение, 1991. — 94 с.
12. Гаврилычева, Г. Ф. В начале было детство [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. — 1999. — № 1. — С. 11-14.
13. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К. М. Гуревич. — М. : Просвещение, 1988. — 176 с.
14. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А. Н. Давидчук. — М. : Просвещение, 2015. — 79 с.
15. Давыдов, В. В. Концепция поэтапного формирования
умственных действий // Психологический словарь
[Текст] / В. В. Давыдов. — М. : Просвещение, 1983.
16. Дубровина, И. В., Андреева, А. Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева. — М. : Просвещение,
2002. — 148 с.
17. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. — М. : Педагогика, 1973. — 150 с.
18. Жаренкова, Г. И. Особенности конструктивной деятельности детей с задержкой психического развития // Тезисы докладов X научной сессии по дефектологии [Текст] / Г. И. Жаренкова. — М., 1990. — Часть II. — С. 289-290.
19. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников [Текст] / А. З. Зак. — М. : Наука, 1984. — 220 с.
20. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А. З. Зак. — М. : Просвещение, 1994. — 320 с.
21. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO: Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO [Текст] / Л. Г. Комарова. — М. : Линка- Пресс, 2001. — 88 с.
22. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.пособие [Текст] /
В. В. Лебединский. — М. : Академия, 2003. — 144 с.
23. Лиштван, З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст] / З. В. Лиштван. — М. : Просвещение, 1999. — 189 с.
24. Лиштван, З. В. Конструирование [Текст] / З. В. Лиштван. — М. : Просвещение, 1991. — 204 с.
25. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук.
— Наука, 1998. — 125 с.
26. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Лурия. — М. : 1995. — С 44-74.
27. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. — М. : Просвещение, 1977. — 224 с.
28. Матасов, Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю. Т. Матасов. — Л., 1991. — 21.
29. Матасов, Ю. Т. Развитие мыслительной деятельности умственно отсталых школьников: Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Ю. Т. Матасов. — М., 1997. — 332 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Академия, 2000. — 456 с.
31. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] /
B. С. Мухина. — М. : Просвещение, 1986. — 136 с.
32. Никашина, H. A. Коррекционная направленность обучения [Текст] / Н. А. Никашина // Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития.
— М. : Педагогика, 1977. — С. 3-11.
33. Никулина, Е. Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Г. Никулина. // Начальная школа. — 1998. — № 4. —
C. 10-14.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М. : Российское педагогическое агентство, 1999. — 374 с.
35. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. — М. : Академический проект, 2004. — 192 с.
36. Парамонова, Л. А. Детское творческое
конструирование [Текст] / Л. А. Парамонова. — М. : Издательский дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
37. Парамонова, Л. А. Конструирование // Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. — М., 1979. — С. 226-260.
38. Парамонова, Л. А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников [Текст] / Под. Ред. Н. Н. Поддьякова. — М. : Педагогика, 1992. — 208 с.
39. Парамонова, Л. А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских. — 1985. — № 9. - С. 32-35.
40. Парамонова, Л. А. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества [Текст] / Л. А. Парамонова // Дошкольное образование. — 2008. — № 18 — С. 24.
41. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические рекомендации [Текст] / О. Н. Первушина. — Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 96 с.
42. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия, 1998. — 160 с.
43. Пускаева, Т. Д. Структура мыслительной деятельности школьников и пути ее коррекции при задержке психического развития [Текст] / Т. Д. Пускаева. — М. : Просвещение, 1986. — С. 43-69.
44. Пустовой, Е. А. Психологический анализ конструктивно-технической деятельности учащихся в трудовом обучении с использованием специальных учебных конструкторов: Дисс. ... канд. психол. наук [Текст] / А. А. Пустовой. — Ростов на Дону, 1975. — 190 с.
45. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов [Текст] / А. А. Реан. — СПб. : Питер, 2002. — 432 с.
46. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : Изд-во АН СССР, 1958. — 145 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 488 с.
48. Соколов, В. Л. Развитие теоретического мышления младших школьников в квазиисследовательской деятельности на уроках математики [Текст] / В. Л. Соколов // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 16¬26.
49. Теплов, Б. М. Практическое мышление [Текст] / Б. М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М. : АСТ: Астрель, 2008. — 351 с.
50. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Фадина. — Балашов : «Николаев», 2004. — 68 с.
51. Фарапонова, Э. Л. Психологический анализ особенностей решения младшими школьниками конструктивно-технических задач // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения [Текст] / Под ред. Т. В. Кудрявцева. — М., 1970. — С. 21-73.
52. Фатихова, Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. Ф. Фатихова. — Уфа : ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011. — 80 с.
53. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Просвещение, 1974. — 198 с.
54. Эльконин, Д. Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Просвещение. — 1946.
Источники из интернета:
55. Антонова, И. В. Роль конструирования в развитии
сенсорных и мыслительных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В. Антонова. — 2018 — Режим доступа:
https://antonova.edumsko.ru/folders/post/tema_rol_konstruirovaniy a_v_razvitii _sensornyh_i_myslitelnyh_sposobnostej_detej_doshkolnogo_vozrast a_1 (дата обращения: 12.09.2019)
56. Малышева, Е. Г. Конструирование как средство
интеллектуального развития дошкольников [Электронный ресурс] / Е. Г. Малышева. — Режим доступа: http://nsportal.rU/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2014/0 5/26/konstruirovanie-kak-sredstvo-intellektualnogo (дата
обращения: 24.10.2019)
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 24.10.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ