ОБУЧЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЮ ОБИХОДНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕД НЕЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы исследования обучения употреблению 6
обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе
1.1 Понятие «обиходные выражения» и характеристика обиходных 6
выражений.
1.2 Понятие «речевая ситуация» и методическая типология речевых 12
ситуаций.
1.3 Способы обучения работе с речевыми ситуациями на уроках 18
английского языка в средней школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28
Глава II. Экспериментальное обучение употреблению обиходных 31
выражений в учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
2.1 Диагностика уровня обучаемости школьников употреблению 31
обиходных выражений на английском языке
2.2 Реализация способов обучения употреблению обиходных выражений в 40 учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
2.3 Анализ результатов экспериментального обучения употреблению 48
обиходных выражений на уроках английского языка.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования обучения употреблению 6
обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе
1.1 Понятие «обиходные выражения» и характеристика обиходных 6
выражений.
1.2 Понятие «речевая ситуация» и методическая типология речевых 12
ситуаций.
1.3 Способы обучения работе с речевыми ситуациями на уроках 18
английского языка в средней школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28
Глава II. Экспериментальное обучение употреблению обиходных 31
выражений в учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
2.1 Диагностика уровня обучаемости школьников употреблению 31
обиходных выражений на английском языке
2.2 Реализация способов обучения употреблению обиходных выражений в 40 учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
2.3 Анализ результатов экспериментального обучения употреблению 48
обиходных выражений на уроках английского языка.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время английский язык является наиболее распространённым и востребованным в сфере речевой коммуникации. Ежедневно человек сталкивается с необходимостью общаться с другими людьми. При этом он попадает в различные речевые ситуации, например, поздороваться со знакомым, спросить дорогу, попросить прощения, купить билет на самолёт, поздравить с днём рождения, попрощаться и другие. С другой стороны, рассматриваемая нами тема носит методический характер. В школе на уроках иностранного языка учащиеся также постоянно вовлечены в речевую деятельность, только при этом, речевые ситуации рассматриваются и моделируются как учебно-речевые ситуации (УРС).
Проблема исследования заключается в необходимости дальнейшей разработки обучения употреблению английских обиходных выражений в учебно - речевых ситуациях на уроках английского языка, а также в его методическом обосновании.
Выбранная тема исследования представляется нам особо значимой, поскольку даёт широкое поле деятельности учителям английского языка, методистам и других специалистам, связанным с педагогикой.
Актуальность исследования обусловливается необходимостью выявить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе. В современной педагогической науке постоянно ведётся поиск новых, более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методов, технологий обучения и воспитания. Исследованием проблемы занимались такие ученые как И. А. Бредихина, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.М. Разинкина, В.Л. Скалкин, В.М. Филатов и другие исследователи. Однако существует необходимость уточнения некоторых аспектов и специфики речевых ситуаций и работы с ними на уроках
иностранного языка, в частности, обучения употреблению обиходных
выражений в учебно-речевых ситуациях.
Объект исследования - процесс обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе.
Соответственно, предметом исследования являются способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить современное состояние методической проблемы употребления обиходных выражений;
2. изучить понятие «речевая ситуация» и методическую типологию речевых ситуаций;
3. выявить особенности работы с учебно-речевыми ситуациями на уроках английского языка на среднем этапе обучения;
4. разработать доступную систему заданий для обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Гипотеза. Если учитывать структуру речевой ситуации и её компонентов, а также использовать коммуникативно-ориентированные задания на уроках английского языка, то появятся эффективные условия для обучения употреблению обиходных выражений в речи.
Методы исследования. В процессе проведения исследования использовались следующие методы: анализ специализированной литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач; наблюдение за деятельностью учащихся, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента и моделирование речевой ситуации.
Новизна исследования заключается в том, что в ВКР впервые используется понятие «обиходные выражения», а также рассмотрены способы их обучению в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотрены понятия «обиходные выражения» и «учебно-речевая ситуация», определены особенности употреблений английских обиходных выражений учащимися средних классов, разработаны критерии определения уровня обучения употреблению английских обиходных выражений учащимися среднего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в применении полученных результатов по проблеме исследования на уроках английского языка на среднем этапе обучения в школе, при подготовке курсовых работ, лекций и семинаров на занятиях по методике преподавания иностранного языка в вузе.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической и методологической основой ВКР являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. В работе использованы статьи, книги, учебники, пособия.
Апробация результатов. На основании полученных результатов исследования в 2019 году была опубликована научная статья «Учебно-речевая ситуация как приём обучения английскому языку в средней школе» в журнале «Студенты вузов - школе и производству». Результаты ВКР отражены в следующих статьях журнала «Молодой Учёный»: «Английские и русские обиходные выражения в речевых ситуациях», «Особенности обращения в английском и русском речевом этикете», «Обращение в речевых ситуациях (на материале английского и русского языков)».
Проблема исследования заключается в необходимости дальнейшей разработки обучения употреблению английских обиходных выражений в учебно - речевых ситуациях на уроках английского языка, а также в его методическом обосновании.
Выбранная тема исследования представляется нам особо значимой, поскольку даёт широкое поле деятельности учителям английского языка, методистам и других специалистам, связанным с педагогикой.
Актуальность исследования обусловливается необходимостью выявить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе. В современной педагогической науке постоянно ведётся поиск новых, более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методов, технологий обучения и воспитания. Исследованием проблемы занимались такие ученые как И. А. Бредихина, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.М. Разинкина, В.Л. Скалкин, В.М. Филатов и другие исследователи. Однако существует необходимость уточнения некоторых аспектов и специфики речевых ситуаций и работы с ними на уроках
иностранного языка, в частности, обучения употреблению обиходных
выражений в учебно-речевых ситуациях.
Объект исследования - процесс обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка в средней школе.
Соответственно, предметом исследования являются способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить современное состояние методической проблемы употребления обиходных выражений;
2. изучить понятие «речевая ситуация» и методическую типологию речевых ситуаций;
3. выявить особенности работы с учебно-речевыми ситуациями на уроках английского языка на среднем этапе обучения;
4. разработать доступную систему заданий для обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Гипотеза. Если учитывать структуру речевой ситуации и её компонентов, а также использовать коммуникативно-ориентированные задания на уроках английского языка, то появятся эффективные условия для обучения употреблению обиходных выражений в речи.
Методы исследования. В процессе проведения исследования использовались следующие методы: анализ специализированной литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач; наблюдение за деятельностью учащихся, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента и моделирование речевой ситуации.
Новизна исследования заключается в том, что в ВКР впервые используется понятие «обиходные выражения», а также рассмотрены способы их обучению в речевых ситуациях на уроках английского языка.
Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотрены понятия «обиходные выражения» и «учебно-речевая ситуация», определены особенности употреблений английских обиходных выражений учащимися средних классов, разработаны критерии определения уровня обучения употреблению английских обиходных выражений учащимися среднего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в применении полученных результатов по проблеме исследования на уроках английского языка на среднем этапе обучения в школе, при подготовке курсовых работ, лекций и семинаров на занятиях по методике преподавания иностранного языка в вузе.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической и методологической основой ВКР являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. В работе использованы статьи, книги, учебники, пособия.
Апробация результатов. На основании полученных результатов исследования в 2019 году была опубликована научная статья «Учебно-речевая ситуация как приём обучения английскому языку в средней школе» в журнале «Студенты вузов - школе и производству». Результаты ВКР отражены в следующих статьях журнала «Молодой Учёный»: «Английские и русские обиходные выражения в речевых ситуациях», «Особенности обращения в английском и русском речевом этикете», «Обращение в речевых ситуациях (на материале английского и русского языков)».
Работа посвящена одной из актуальных тем в методике преподавания иностранного языка - обучению употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка с помощью диалогической речи.
В современной общеобразовательной школе обучение употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка с помощью диалогической речи как формы говорения выступает в качестве доминирующей цели. Говорение является одним из важнейших видов речевой деятельности и требует повышенного внимания методистов и учителей школ.
С точки зрения методики обучение употреблению обиходных выражений в учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка с помощью диалогической речи наиболее широко раскрыто такими учеными как, И. А. Бредихина, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.М Разинкина, В.Л. Скалкин, В.М. Филатов и другими исследователями.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в различных учебно - речевых ситуациях. Важнейшей проблемой, рассматриваемой здесь, является определение методической основы формирования обучения употреблению обиходных выражений, а также рассматриваются особенности работы с учебно¬речевыми ситуациями на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по обучению употреблению обиходных выражений на английском языке в различных УРС. Подробно описаны этапы работы над экспериментом, представлены результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и продемонстрирована динамика уровня обучения употреблению обиходных выражений на средней ступени обучения.
В нашем исследовании при трактовке понятия «обиходные выражения» мы использовали толковые словари известных английских и русских методистов и посчитали возможным понимать под ним фразы и выражения, которые могут быть использованы в повседневных ситуациях.
Обучение употреблению обиходных выражений в различных учебно-речевых ситуациях строится на заданиях, направленных на это обучение. Контроль на уроке иностранного языка помогает педагогу улучшить процесс обучения, делая выводы, использовать только эффективные средства обучения. Он создаёт на уроке благоприятные условия для корректирования уровня владения учащимися иностранным языком.
Результативность различных комплексов заданий, методических разработок для обучения употреблению обиходных выражений в учебно-речевых ситуациях во многом зависит от современного подхода к их составлению, творческого характера, отвечающего ожиданиям и уровню знаний учащихся и тем самым повышающего мотивацию к обучению иностранному языку в целом.
На современном этапе говорение является ведущим способом обучения употреблению обиходных выражений, позволяет эффективно реализовать контроль, способствует повышению результатов обучения. Проанализировав все преимущества и недостатки, мы пришли к выводу, что именно такой формат обучения диалогической речи с помощью различных учебно-речевых ситуаций целесообразен на средней ступени обучения обиходным выражениям на иностранном языке.
Нами был разработан комплекс специально подобранных заданий на основе текстов из учебника за 5 класс «English Favourite», а также комплекса заданий для обучения диалогической речи В.Л. Скалкина. Он направлен на повышение уровня обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в различных учебно-речевых ситуациях на средней ступени обучения.
Комплекс заданий составили задания, направленные на:
С умение вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
С поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
С Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
С Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
Динамика уровня обучения употреблению обиходных выражений у учащихся средней ступени обучения свидетельствует об эффективности методической разработки.
Цель работы состояла в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в различных учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
Для достижения обозначенной цели были поставлены задачи. Для решения задачи, которая заключалась в том, чтобы выявить уровень знаний обиходных выражений английского языка был использован метод наблюдения. При решении задачи «Разработать доступную систему заданий для обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка» был составлен комплекс специально подобранных заданий. Также были использованы коммуникативно-ориентированные задания на уроках английского языка, определены и обоснованы условия для проведения педагогического эксперимента. Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
В ходе проведения исследования была доказана гипотеза о том, что обучение употреблению обиходных выражений будет эффективным, если поставленные задачи будут выполнены.
Таким образом, результаты исследовательской работы могут быть применены учителями общеобразовательных школ при подготовке обучающихся к ОГЭ, а также для обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в формате диалогической речи как формы говорения.
В современной общеобразовательной школе обучение употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка с помощью диалогической речи как формы говорения выступает в качестве доминирующей цели. Говорение является одним из важнейших видов речевой деятельности и требует повышенного внимания методистов и учителей школ.
С точки зрения методики обучение употреблению обиходных выражений в учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка с помощью диалогической речи наиболее широко раскрыто такими учеными как, И. А. Бредихина, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.М Разинкина, В.Л. Скалкин, В.М. Филатов и другими исследователями.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в различных учебно - речевых ситуациях. Важнейшей проблемой, рассматриваемой здесь, является определение методической основы формирования обучения употреблению обиходных выражений, а также рассматриваются особенности работы с учебно¬речевыми ситуациями на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по обучению употреблению обиходных выражений на английском языке в различных УРС. Подробно описаны этапы работы над экспериментом, представлены результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и продемонстрирована динамика уровня обучения употреблению обиходных выражений на средней ступени обучения.
В нашем исследовании при трактовке понятия «обиходные выражения» мы использовали толковые словари известных английских и русских методистов и посчитали возможным понимать под ним фразы и выражения, которые могут быть использованы в повседневных ситуациях.
Обучение употреблению обиходных выражений в различных учебно-речевых ситуациях строится на заданиях, направленных на это обучение. Контроль на уроке иностранного языка помогает педагогу улучшить процесс обучения, делая выводы, использовать только эффективные средства обучения. Он создаёт на уроке благоприятные условия для корректирования уровня владения учащимися иностранным языком.
Результативность различных комплексов заданий, методических разработок для обучения употреблению обиходных выражений в учебно-речевых ситуациях во многом зависит от современного подхода к их составлению, творческого характера, отвечающего ожиданиям и уровню знаний учащихся и тем самым повышающего мотивацию к обучению иностранному языку в целом.
На современном этапе говорение является ведущим способом обучения употреблению обиходных выражений, позволяет эффективно реализовать контроль, способствует повышению результатов обучения. Проанализировав все преимущества и недостатки, мы пришли к выводу, что именно такой формат обучения диалогической речи с помощью различных учебно-речевых ситуаций целесообразен на средней ступени обучения обиходным выражениям на иностранном языке.
Нами был разработан комплекс специально подобранных заданий на основе текстов из учебника за 5 класс «English Favourite», а также комплекса заданий для обучения диалогической речи В.Л. Скалкина. Он направлен на повышение уровня обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в различных учебно-речевых ситуациях на средней ступени обучения.
Комплекс заданий составили задания, направленные на:
С умение вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
С поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
С Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
С Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
Динамика уровня обучения употреблению обиходных выражений у учащихся средней ступени обучения свидетельствует об эффективности методической разработки.
Цель работы состояла в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные способы обучения употреблению обиходных выражений в различных учебно-речевых ситуациях на уроках английского языка.
Для достижения обозначенной цели были поставлены задачи. Для решения задачи, которая заключалась в том, чтобы выявить уровень знаний обиходных выражений английского языка был использован метод наблюдения. При решении задачи «Разработать доступную систему заданий для обучения употреблению обиходных выражений в речевых ситуациях на уроках английского языка» был составлен комплекс специально подобранных заданий. Также были использованы коммуникативно-ориентированные задания на уроках английского языка, определены и обоснованы условия для проведения педагогического эксперимента. Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
В ходе проведения исследования была доказана гипотеза о том, что обучение употреблению обиходных выражений будет эффективным, если поставленные задачи будут выполнены.
Таким образом, результаты исследовательской работы могут быть применены учителями общеобразовательных школ при подготовке обучающихся к ОГЭ, а также для обучения употреблению обиходных выражений на английском языке в формате диалогической речи как формы говорения.
Подобные работы
- Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока (10.02.01 )
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ЯЗЫКЕ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «ГАЗЕТА.РУ»)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Потенциал текстов русских песен в процессе изучения речевого этикета разных коммуникативных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



