ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 7
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ 10
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 7 КЛАССА
2.1. КОМПЛЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ «ИНФОРМАЦИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» 21
2.2. КОМПЛЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ «КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ» 28
2.3. КОМПЛЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ «ОБРАБОТКА
ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» 36
2.4. КОМПЛЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ «ОБРАБОТКА
ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» 39
2.5. КОМПЛЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ «МУЛЬТИМЕДИА» 45
2.6 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример задания в программе Word Art 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры использования шаблонов для создания занимательных заданий в приложении LearningApps.org 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Кроссворд к теме «Информация и ее свойства» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Фотоотчет: педагогический эксперимент 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Методики исследования учебной мотивации и познавательной активности 71
С каждым годом приходят в школу новые дети, а это значит, что педагоги тоже должны меняться. Самое главное - организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок был мотивирован на получение знаний. Чтобы учителя тренировали не только память (вкладывая в него знанием теорем, правил и еще чего-то) ребенка, но и развивали у него интерес к получению этих знаний.
Современных школьников с каждым годом все труднее и труднее привлечь к учебе. Они предпочитают современные технологии (смартфоны, плееры, 3D игрушки, PS4, цифровые фотокамеры), им нравиться учить лишь избранные темы. Учителя изо всех сил стараются привлечь интерес учащихся, сконцентрировать их внимание в течении 45 минут на изучаемой теме, но старые методы уже не дают никаких результатов. Все же они понимают, что насильно заставить учиться или выучить какой-то материал у них не получиться, т.к. это не приведет к нужному результату, а если и приведет, то ненадежно и на некоторое время.
И по этой причине перед ними встает главный вопрос: «Как вызвать интерес учащегося, чтобы его внимание не рассеивалось на прочие бессмысленные процессы во время урока?».
Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что в наше время у обучающихся пропала заинтересованность к изучению учебной программы, в том числе и к информатике, из-за несоответствия устаревших традиционных методов и средств обучения интересам и предпочтениям современных детей «цифрового поколения». Одним из способов активизации обучения, особенно, в основной школе, являются задания и материалы занимательного характера.
Предмет - методика использования на уроках информатики в 7 классе занимательного материала.
Задачи исследования:
- Выполнить анализ определений понятия «активизация» обучения;
- Изучить подходы к определению понятия «занимательность»;
- Рассмотрение форм, методов и средств активизации обучения;
- Рассмотрение классификации заданий;
- Разработать комплект занимательных заданий по информатике;
- Выполнить анализ методических особенностей использования занимательных задач на уроках информатики и ИКТ;
- Разработать методические рекомендации по включению
занимательных заданий на разных этапах урока.
Теоретико-методологическая основа: результаты психолого-педагогических исследований активизации учебной деятельности школьников (авторы: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон, Э.И. Александрова, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягин, Л.П. Стойлова, М.Н. Скаткин, И.И. Аргинская), методики психологической диагностики показателей познавательного интереса (Л.Ф. Тихомирова, В.Д. Шадриков, Т.Е. Рыбаков, О.Г. Филимонова, Е.В. Яковлев, И.Р. Зарипова, М.Б. Шумакова), труды в области теории и методики преподавания информатики (авторы Л.В. Пузанкова, Н.В. Гафурова, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков, А.И. Бочкин и М.П. Лапчик), нормативная и учебная литература для основной школы.
Методы исследования: анализ, обобщение, классификация и систематизация информации по теме исследования; педагогический
Этапы исследования:
I этап - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования (апрель - июнь 2018 г.);
II этап - разработка комплектов занимательных заданий для курса информатики 7 класса; изучение экспериментальной базы для разработки плана педагогического эксперимента; публикация результатов текущего этапа исследования (сентябрь - декабрь 2018 г.);
III этап - проведение педагогического эксперимента, формулировка выводов исследования, оформление работы.
Практическая значимость: Результаты работы могут использоваться учителями информатики в качестве активизации познавательного интереса в классах с низкой успеваемостью, а также для разнообразия уроков, приводящее к увеличению продуктивности работы.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были представлены на следующих мероприятиях:
1. Ахмедова А.А. К вопросу об эффективности применения занимательных задач на уроках математики в 5 классе / Инновации в образовании и информатике: материалы молодеж. всерос.науч.-практ. конф., 11-16 марта 2019 г. - Шадринск: ШГПУ, 2019. -С. 127-132. (статья)
2. Выступление с докладом «Квопросу об эффективности применения занимательных задач на уроках математики в 5 классе» на L региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «MENDELEEV.New Generation 2019» (Диплом III степени).
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационной работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 5 таблиц, 49 рисунков, включая 7 диаграмм в основном тексте. Объем работы 62 страницы, общий объем работы 74 страницы.
Активизация познавательной деятельности современных школьников, которые предпочитают современные технологии (смартфоны, плееры, 3D игрушки, PS4, цифровые фотокамеры) и учить лишь то, что им нравится, - непростая задача.
Проведенное исследование позволило получить следующие выводы и результаты.
1. Активизация является одним из самых эффективных качеств в обучении. Под активизацией познавательной деятельности понимают деятельность учителя, в которой учащиеся включаются в учебный процесс и у них повышается интерес к предмету.
2. Педагогической наукой накоплены методы активизации познавательной деятельности учащихся: групповой метод обучения, метод дискуссии, метод самостоятельной работы учащихся, метод самостоятельной работы с дидактическими материалами, продуктивное обучение и другие.
3. Занимательность является одной из составляющих активизации, она основана на принципе смены стиля, формы подачи учебного материала и проявляется в применении различных форм учебной работы (игровые и интерактивные методы, технологии деятельностного подхода), а также нетривиальных форм дидактических материалов, в частности, занимательных заданий. Существуют разные виды занимательных заданий: задачи-рисунки, логические задачи, ребусы, загадки и т.д.
4. Мы провели исследование в 5-7 классах и определили, на каком этапе урока наиболее целесообразно применять занимательные задания, поделив условно время урока на три этапа: начало урока, середина урока и конец урока. В исследовании участвовали фокус-группы из 3 параллелей (5В, 6А и 7Д классы), оно включало в себя наблюдение за обучающимися во время тех уроков математики и информатики, на которых использовались разные виды
5. Разработали 5 комплектов занимательных заданий по информатике для 7 класса в соответствии с разделами учебника Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (ФГОС), который входит в учебно-методический комплект базы исследования - МАОУ «СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов». Комплект «Информация и информационные процессы» включает в себя 13 заданий. Комплект «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» включает в себя 16 заданий. Комплект «Обработка графической информации» включает в себя 7 заданий. Комплект «Обработка текстовой информации» включает в себя 14 заданий. Комплект «Мультимедиа» включает в себя 2 задания. Всего в пяти комплектах 52 задания занимательного характера.
6. Провели педагогический эксперимент на 7 классах (7Б, 7В, 7Д И 7Е), в нем приняли участие 58школьников. Цель проведения педагогического эксперимента заключалась в том, чтобы проверить, каким образом будет влиять на познавательный интерес к обучению по предмету (информатика) применение занимательных задач
На констатирующем этапе были проведены тест-опросник Л.Ф. Тихомирова «Уровень учебной мотивации школьника» и «Диагностика уровня познавательной активности». По результатам теста у 7Д и 7Е класса выявилась более низкая познавательная активность. Учащиеся этих классов и составили экспериментальную группу.
На формирующем этапе занимательные задания применялись, согласно условному разделению времени урока на 3 этапа (начало, середина и конец), чаще всего во второй половине урока. Нами было применено в течение 3 и 4 четверти 15 заданий занимательного характера. Слишком частое применение
занимательных заданий может не только повлиять положительно на качество обучения, но и навредить, ведь дети будут воспринимать урок, как забаву.
На контрольном этапе мы повторно провели диагностику для выявления уровня познавательного интереса по двум показателям (активность и мотивация).
7. Результаты эксперимента показали, что у обучающихся экспериментальной группы уровень мотивации (Диагностика №1)увеличился почти в 2 раза, а уровень познавательной активности (Диагностика №2) в 3 раза. Отчет учителя-предметника подтверждает эффективности применения занимательных заданий на уроке информатики (степень обученности учащихся возросла на 10 % и 8,4 % в экспериментальных 7Д и 7Е классах).
Таким образом, результаты исследования показали, что применение занимательных задач на уроке в целом ведет к увеличению продуктивности работы: увеличивается как количество вовлеченных в учебную работу, так и процент освоения учебного материала.
Результаты работы могут использоваться учителями в качестве активизации познавательного интереса, в классах с низкой успеваемостью, а также в качестве разнообразия уроков, приводящее к увеличению продуктивности работы. Цель исследования была достигнута, все поставленные задачи выполнены.
1. WordArt [Электронный ресурс] - URL:https://wordart.com/(дата обращения 13.05.2019)
2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике: Методическое пособие / И.Д.Агеева. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение - АСТ, 1994. - 362 с.
4. Ахмедова А.А. К вопросу об эффективности применения занимательных задач на уроках математики в 5 классе / Инновации в образовании и информатике: материалы молодеж. всерос.науч.-практ. конф., 11-16 марта 2019 г. - Шадринск: ШГПУ, 2019. -С. 127-132.
5. Биоуроки [Электронный ресурс] - URL:
https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html (дата обращения 10.03.2019)
6. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. - 218 с.
8. Генератор ребусов / Ребус номер один - URL:
http://rebus1.com/index.php?item=rebus generator&enter=1(дата обращения
04.02.2019)
9. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита- Пресс, 1999.
10. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.
11. Загадки про буквы алфавита [Электронный ресурс] - URL: http://zagadki.pp.ru/tag/zagadki-pro-bukvy-alfavita- (Дата обращения: 20.01.2019).
12. Загадки про компьютер / Образовательный портал «Знанио» - URL:
https: //znanio .ru/media/zagadki_pro_kompyuter-15950/19819(дата обращения
27.03.2019)
13. Загадки про компьютер для детей и для квеста / Сборник развивающих
детских загадок - URL:
https://po-ymy.ru/zagadki-pro-kompyuter-i-pro-vse-chto-s-nim-svyazano.html (дата обращения 20.01.2019)
14. Загадки про технику / Детский развлекательно - познавательный сайт «Умочки» - URL: https://umochki.ru/zagadki/zagadki-pro-tekhniku/zagadki-pro-internet (дата обращения 24.01.2019)
15. Занимательность и проблемы ее включения в обучение информатике / ПЕДСОВЕТ - URL: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/zanimatelnost-i-problemy-ee-vklyucheniya-v-obuchenie-informatike (дата обращения 20.09.2018)
16. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -
119 с. (дата обращения 20.01.2019)
17. Занимательные задачи по информатике / Мультиурок - URL:
https://multiurok.ru/files/zanimatiel-nyie-zadachi-po-informatikie.html (дата
обращения 15.02.2019)
18. Зубрилин А.А. Занимательные задачи на уроках информатики / А.А. Зубрилин // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» 2004.- №5.-с.1-94
19. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с.
20. Информационный ресурс Cyberpedia [Электронный ресурс] - URL: https://cyberpedia.su/8x10c80.html- (Дата обращения: 26.03.2019).
21. КВНП "Веселая информатика". - URL:
http://ean.21420s23.edusite.ru/p25aa1.html (дата обращения 10.02.2019)
22. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010 - N 2 - С. 55-56.
23. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана- Граф, 2013.- 304 с.
24. Место занимательных задач в обучении информатике / Информационные технологии в образовании - URL: http:// ito.edu.ru/2005/Troitsk/1/1-0-3.html (дата обращения 28. 01.2019)
25. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.
26. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Т.С. Панина, Н.Л.Валилова ; под ред. Т.С. Паниной.- 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
27. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. - 308 с.
28. Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. - 487 с.
29. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. докл. Рос. Фед. - II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", Москва 1-5 июля 1996. - М., 1996. - С.24.
30. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.
31. Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью
системы развивающих заданий из опыта работы Тепловой Лидии Ивановны, учителя математики сш № 15 г. [Электронный ресурс] - URL:
http: //bank. orenipk.ru/T ext/t29 3 0. htm(дата обращения 07. 10.2018)
32. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1989. - № 3.
33. Сборник кроссвордов по математике для 5 класса / ИНФОУРОК ведущий
образовательный портал России [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/sbornik-krosvordov-po-matematike-dlya-klassa-1487076.html -
(Дата обращения: 20.11.2018).
34. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: Народное образование, 2005. - 208 с.
35. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004.
36. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.
- 268 с.
37. Урок по теме "Виды углов. Измерение углов." / ИНФОУРОК ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/urok-po-teme-vidi-uglov-izmerenie-uglov-1922022.html.- (Дата обращения: 20.11.2018).
38. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.- М.: Альта-Принт, 2005.
— 1216 с.
39. Что же такое мышление? Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [Электронный ресурс] - URL: http://koledj.ru/docs/index- 1594.html(дата обращения 13.02.2019)
40. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 278 с.
41. Элементы развития познавательного интереса на уроках информатики - URL: www.rusedu.info (дата обращения 05.02.2019)
42. Юматова О.Е. Использование занимательных задач в процессе обучения информатике - URL:http://festival. 1 september.ru(дата обращения 23.04.2019)