Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 60 детей старшего школьного возраста – учащиеся 10-11 классов. 30 учащихся 10-х классов составили экспериментальную группу, 30 учащихся 11-х классов составили контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников 7
1.1 Сущность понятия «внеурочная деятельность» 7
1.2 Проблема организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности 12
1.3 Основные принципы организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников 20
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации модели организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников 32
2.1 Разработка модели организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников 32
2.2 Реализация модели организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников 50
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список использованных источников 83
Приложения 92
В современном обществе происходят перемены, которые требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Особая роль отводится внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составляющей частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени. Разнообразие форм и методов, используемых во внеурочной деятельности, создают благоприятные условия для становления творческой личности, позволяют существенно конкретизировать и расширить их знания как в области науки, производства и общества. В рамках внеурочной деятельности появляются возможности расширения и углубления знаний, полученных на уроках, приобретения многих полезных навыков, что в свою очередь, приближает обучение и воспитание к жизни и способствует более ранней социализации учащихся. Внеурочная деятельность облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для всестороннего развития школьников, развития у них самостоятельности.
ФГОС СОО пытается поставить учащегося в центр образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. К каждому учащемуся старших классов постараются найти индивидуальный подход. Любое достижение, дает старшекласснику чувство уверенности. Так же любая ситуация успеха помогает учащемуся стать значимым в обществе сверстников. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в практике организации внеурочной деятельности старшего школьника остается недостаточно изученной проблема организации и управления внеурочной деятельности старшеклассников, не конкретизирован развивающий потенциал внеурочной деятельности, не определены критерии и способы оценки эффективности организации внеурочной деятельности старших школьников.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «внеурочная деятельность» раскрыто в научных трудах С.А. Иванова, В.Г. Константиновой, А.В. Леонтович и др. Проблема организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности охарактеризована А.А. Костенко, Н.А. Ладошкиным, А.К. Ляминой, Н.Б. Мухориной и др. Основные принципы организации и управления учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников определены И.Н. Поповой, А.В. Репиной, Н.А. Сидоровой и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных организации внеурочной деятельности старших школьников, проблема управления внеурочной деятельностью старших школьников остается малоизученной и требует дополнительных исследований.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются педагогами образовательной организации на основе опубликованных программ внеурочной деятельности или могут быть авторскими, ориентированными на образовательные потребности обучающихся, условия, имеющиеся в общеобразовательной организации, традиции школы. Кадровое обеспечение разработки рабочей программы внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном общеобразовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке программ курсов внеурочной деятельности на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленных Законом об образовании (ст.47, п.3,5), Профессиональном стандартом «Педагог» и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени среднего общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
В ходе опытно-экспериментальной работы разработана и апробирована модель организации и управления внеурочной деятельностью старших школьников. Была разработана оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие все педагогические работники данного учреждения и только (учителя, психолог, социальный педагог, педагог – организатор, воспитатель, старший вожатый и другие). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь). Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Структурно модель состоит из таких компонентов, как целевой, инструментальный, содержательный, функциональный и аналитический.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у старшеклассников как экспериментальной, так и контрольной групп в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности.
После апробации модели организации и управления внеурочной деятельностью старших школьников результаты в экспериментальной классе значительно улучшились – прослеживается положительная динамика по всем изучаемым параметрам, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительная – у 2-х учащихся.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была подведена эффективность разработанной модели организации и управления внеурочной деятельностью старших школьников.
1. Австриевских, Н. В. К проблеме оптимизации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности старших школьников / Н. В. Австрийских // В сборнике: Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией А.А. Шахова. – 2018. – С. 10-14.
2. Агаева, Р. Н. Проблема реализации внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе / Р. Н. Агаева // В сборнике: Мир глазами молодых. Студенческие чтения. Сборник научных трудов по материалам III Международной студенческой научно-практической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. – 2020. – С. 8-11.
3. Алешина, Е. В. Социальное проектирование внеурочной деятельности в системе управления учреждением среднего образования / Е. В. Алешина // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. – 2020. – № 8. – С. 53-62.
4. Аквазба, Е. О. Современные подходы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы / Е.О. Аквазба // Современные наукоемкие технологии. – 2016. –№ 12-2. – С. 304-308.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
6. Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 4. – С. 10-16.
7. Баяндина, Т. В. Проблемы организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе в аспекте внедрения новых ФГОС / Т. В. Баяндина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 2. – С. 196-198.
8. Боловцова, Ю. А. Внеурочная деятельность: общие подходы, особенности реализации / Ю. А. Боловцева // Научно-методический журнал Поиск. – 2016. – № 2 (54). – С. 56-59.
9. Бойко, О. Ю. Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности / О. Ю. Бойко // Педагогика. – 2015. – № 11. – С. 56-58.
10. Бутова, Е. А. Реализация профильного обучения через проектирование плана внеурочной деятельности / Е. А. Бутова // Конструктивные педагогические заметки. – 2018. – № 6-2 (10). – С. 284-294.
11. Буйлова, Л. Н. Разработка и оформление рабочих программ внеурочной деятельности (методические рекомендации) / Л. Н. Буйлова // ВНЕшкольник. –2016. – № 1 (169). – С. 38-42.
12. Буйлова, Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). – С. 930-937.
13. Вагнер, И. В. Концептуальные подходы к развитию дополнительного профессионального образования специалистов в области воспитания / И. В. Вагнер // В сборнике : Развитие дополнительного профессионального образования педагогов в области воспитания и социализации. – Москва, 2018. – С. 4-10.
14. Васильева, Л. Д. Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО СОО: опыт и проблемы / Л. Д. Васильева // В сборнике: Приоритетные направления развития российской науки. материалы III всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2020. – С. 5-8.
15. Вылегжанина, И. В. Сетевые проекты как средство организации внеурочной деятельности / И. В. Вылегжанина, М. А. Зайцева // Педагогические исследования. – 2015. – № 6. – С. 65-66.
16. Гербер, Ю. Н. Модель организации работы по социализации обучающихся в рамках внеурочной деятельности / Ю. Н. Гербер // Конструктивные педагогические заметки. – 2018. – № 6-2 (10). – С. 295-303.
17. Горошенкина, Е. А. К проблеме организации внеурочной познавательной деятельности в основной и старшей школе / Е. А. Горошенкина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 257.
18. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 153-160.
19. Григорьев, Д. В. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. В. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2016. – № 4. – С. 4-6.
20. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2013. – 223 с.
21. Губанова, Е. Организация внеурочной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ: разъяснения Минобрнауки России / Е. Губанова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2016. – №2. – С. 75 – 82.
22. Дементьева, М. Н. Веб-квест : внеурочная деятельность / М. Н. Дементьева // Педагогика. – 2018. – № 7/8. – С. 42-43.
23. Дручина, М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе / М. А. Дручина // Образование в современной школе. – 2016. – № 7/8. – С. 24-25.
24. Емцева, С. Б. Проблемы разработки учебных программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС / С. Б. Емцева // В сборнике : Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования. сборник материалов международной научной конференции. – 2017. – С. 165-169.
25. Жданова, И. Урочная и внеурочная деятельность как средство творческого и деятельностного развития обучающихся / И. Жданова // Учитель. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
26. Зайцева, Н. В. Организация методической работы в сельской школе в условиях реализации ФГОС / Н. В. Зайцева // В сборнике : Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. материалы международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». – 2019. – С. 520-528.
27. Зимина, А. И. Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» / А. И. Зимина // Классный руководитель. – 2016. – № 8. – С. 105-113.
28. Золотарева, Т. О. Углубленное изучение математики и подготовка к ЕГЭ. Существует ли компромисс? / Т. О. Золоторева // Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – № 3 (30). – С. 111-113
29. Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Педагогика. – 2015. – № 11. – С. 49-53.
30. Иванова, И. В. ФГОС : новые возможности в организации внеурочной деятельности / И. В. Иванова // Воспитание школьников. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
31. Иванов, С. А. Внедрение и реализация ФГОС СОО в школе: проблемы, опыт, решения / С. А. Иванов // В сборнике : Опыт внедрения ФГОС СОО в Свердловской области. Сборник статей. – Екатеринбург, 2020. – С. 6-12.
32. Иванникова, Н. Организуем внеурочную деятельность обучающихся по оптимизационной модели / Н. Иванникова // Управление начальной школой. – 2016. – №7. – С. 40–45.
33. Игнатенко, М. Е. Педагогические условия организации индивидуальной проектной деятельности старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования / М. Е. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-4. – С. 113-116.
34. Карнажитская, Л. А. Внеурочная деятельность по химии школьников на профильном этапе / Л. А. Карнажитская // В сборнике : Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. Сборник научных статей. Витебский гос. университет; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.); под ред. Е.Я. Аршанского. – 2018. – С. 67-69.
35. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности / Т. А. Конобеева // Концепт. – 2015. – № 8. – С. 52-55.
36. Ковалев, В. П. Развитие общей культуры обучающихся во внеурочной деятельности / В. П. Ковалев // В сборнике : Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования. сборник научных статей II-ой международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В. И. Бычков. – 2019. – С. 185-188.
37. Константинова, В. Г. Проблемы реализации ФГОС среднего общего образования в переходный период / В. Г. Константинова // Экономика и социум. – 2018. – № 1 (44). – С. 431-439.
38. Косенкова, Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола / Е. Ю. Косенкова // Воспитание и дополнительное образование. – 2015. – № 4. – С. 52-55.
39. Костенко, А. А. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей / А. А. Костенко // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2015. – № 2 (3). – С. 57-63.
40. Куприянов, Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы / Б. В. Куприянов // Народное образование. – 2012. – №5. – С. 59–62.
41. Ладошкин, Н. А. Организация развития интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности: проблемы и пути решения / Н. А. Ладошкин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 6. – С. 135-140.
42. Леонтович, А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности / А. В. Леонтович // Народное образование. – 2018. – № 3. – С. 115-120.
43. Липкина, Н. Г. Проблемы организации внеурочной деятельности в школе: опыт, поиски, перспективы / Н. Г. Липкина // В сборнике : Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. – 2019. – С. 242-245.
44. Лосева, Е. А. Генезис проблемы подготовки педагогов к проектированию и реализации системы оценки качества внеурочной деятельности / Е. А. Лосева // Актуальные исследования. – 2021. – № 2 (29). – С. 91-99.
45. Лямина, А. К. Проблемы реализации внеурочной деятельности обучающихся в средней общеобразовательной школе / А. К. Лямина // В сборнике : Материалы межрегиональной научной конференции ix ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых. Министерство образования и науки Российской Федерации; Вологодский государственный университет. –2015. – С. 281-285.
46. Молчанова, А. В. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы, условия и модели организации / А. В. Молчанова // Концепт. – 2015. –№ 8. – С. 46-52.
47. Муромцева, О. В. Проблемы организации внеурочной деятельности в школе / О. В. Муромцева // В сборнике : Педагогический опыт : от теории к практике. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. – С. 108-110.
48. Мухомедеева, Е. Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е. Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. – 2016. – № 1. – С. 8-15.
49. Мухорина, Н. Б. Внеурочная деятельность: проблемы и пути разрешения / Н. Б. Мухорина // В сборнике: Реализация аксиологического и компетентностного подходов в контексте ФГОС среднего и высшего образования. сборник статей Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. Под редакцией А. В. Лексиной, А. В. Леоновой. – 2016. – С. 286-291.
50. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 17-22.
51. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности / А. М. Пашкова // Педагогика. – 2015. – № 11. – С. 45-49.
52. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И. Н. Попова // Народное образование. – 2013. – №1. – С. 219-226.
53. Ошнякова, В. А. Проблемы организации внеурочной деятельности в школе / В. А. Ошнякова // В книге : Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Я.С. Иващенко. – 2019. – С. 53-54.
54. Пясталова, И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности / И. Н. Пясталова // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 6. – С. 14-16.
55. Репина, А. В. Внеурочная деятельность школьников как актуальная педагогическая проблема / А. В. Репина // В сборнике : Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.О. Иванова. – 2014. – С. 63-70.
56. Романова, Г. А. О проблемах реализации компетентностного подхода в решении задач внеурочной деятельности обучающихся / Г. А. Романова // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 1. – С. 214-219.
57. Сидорова, Н. А. Планирование образовательной деятельности старшеклассника: из опыта работы лицея / Н. А. Сидорова // В сборнике : Опыт внедрения ФГОС СОО в Свердловской области. Сборник статей. – Екатеринбург, 2020. – С. 67-70.
58. Силюк, В. В. Пути решения проблемы автоматизации учета результатов внеурочной деятельности в общеобразовательной организации / В. В. Силюк // Стратегии и тенденции современного образования. – 2017. – № 4. – С. 6-9.
59. Степанов, П. В. Технология разработки индивидуальной программы внеурочной деятельности / П. В. Степанов, И. В. Степанова // Классный руководитель. – 2015. – № 3. – С. 110-117.
60. Сулейманова, Т. Применение метода проектов во внеурочной деятельности / Т. Сулейманова // Учитель. – 2015. – № 2. – С. 78-81.
61. Топунова, М. К. Навигатор внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования / М. К. Топунова // В сборнике : Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. Материалы IX международной научной конференции. Ответственный редактор М.И. Морозова. – 2019. – С. 133-137.
62. Усова, С. Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования / С. Н. Усова // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 9-14.
63. Чернилевская, О. Н. Организация внеурочной деятельности в школе / О. Н. Чернилевская // Педагогика. – 2015. – № 9. – С. 75-78
64. Файзуллина, А. Р. Проектирование воспитательной работы и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО и СОО / А. Р. Файзуллина // В сборнике: Культура, наука, образование : проблемы и перспективы. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 339-342.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
66. Шапоренко, И. В. Проблема реализации оздоровительного направления во внеурочной деятельности / И. В. Шапоренко // В сборнике : Векторы образования: от традиций к инновациям. материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – 2018. – С. 81-85.
67. Шевелёва, Н. Н. Проблемы и риски реализации внеурочной деятельности / Н. Н. Шевелева // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 195-200.
68. Чипчина, Е. Е. Проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся на современном этапе развития школьного образования / Е. Е. Чипкина // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. – 2015. –С. 248-250.
69. Яковлева, Н. О. Реализация ФГОС СОО в условиях многоуровневой системы непрерывного образования / Н. О. Яковлева // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 4. – С. 138-143.
70. Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. – № 9. – С. 13-17.